Развернем книги Пророков посреди поверженных кумиров, над обломками этих обелисков, одетых мистическими иероглифами. Вот глаголы Исаии: «Се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его… совет их разсыплю и вопросят богов своих и кумиров своих… И предам Египет в руце человеков властелей жестоких… сия глаголет Господь Саваоф. И испиют Египтяне воду, яже при мори, а река оскудеет и изсхнет… И изсхнет весь сонм водный и во всяце лузе тростнем и ситнем, и злак зеленый весь иже окрест реки, и все сеемое при реце посхнет ветром растленно. И возстенят рыбарие, и возстенят вси мещущии удицу в реку, и мещущии неводы и мещущии сети возрыдают. И студ приимет делающих лен разчесаный и делающих виссон, и будут делающии я в болезни, и вси творящии сикеру опечалятся и поболят душами. И юродиви будут князи Танесовы (Цоановы): мудрии царевы советницы, совет их объюродеет. Како речете Царю: сынове смысленных мы, сынове царей древних. Где суть ныне мудрии твои, и да возвестят тебе и рекут: что совеща Господь Саваоф на Египет? Оскудеша князи Танесовы (Цоановы), и вознесошася князи мемфитстии» ( Ис 19: 1–13 ). Египет, так долго порабощавший Израиля, был стерт с лица земли от Востока. Все бедствия пришли к нему от Востока! «И будет страна Иудейска во страх Египтяном!» ( Ис 19:17 ). Не одна История являет нам полное исполнение пророчеств; сама природа свидетельствует вечную истину. Пройденный нами путь показывает море, поглотившее землю порабощения Израиля; многие рукава Нила исчезли, а другие смешались с горькими хлябями моря: Египтяне испиют воду яже при мори, а река оскудеет. Вся окрестность Цоана и других древних городов нижнего Египта, как мы увидим далее, превратилась в бесплодную пустыню; трава иссохла от серных и соляных частиц моря, а остальная часть земли обратилась в заглохшее болото. Хитрые художники эфирных газов и виссонов, о которых также говорит Диодор, торгуют теперь соленою рыбою с жителями Салахие, меняя их на финики: « И студ приимет делающих лен расчесанный и виссон». Исчез самый папирус, который передавал векам мудрость египетскую, и последние предания жрецов Изиды и Озириса поглощены пламенем Омара в Александрии. Мы видели также, что Мемфис привлек к себе всю славу Цоана, который, еще при Иеремии, был столицею Нижнего Египта. «Оскудеша Князи Цоановы и вознесошася Князи Мемфитстии». Заметим также, что рыболовство осталось от времен библейских главною промышленностью здешних жителей. Цоан стоит на ряду древнейших послепотопных городов; в Моисеевой Книге Числ сказано, что он сооружен семью годами после Хеврона ( Числ 13:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

По 23 – один из островов в прибрежной части Индии (т. е. у западного побережья), предпоследний из перечисленных после о-ва Барака в Кантийском заливе (нын. залив Кач) до Аргарийского залива (нын. Полкский пролив у юго-восточной оконечности Индии); последним назван здесь о-ов Нанигерис (см.). Остров Левка должен быть у средней полосы западного побережья Индии, однако, как считают, неправильно отнесенный Птолемеем 23) далеко к югу. Поскольку все окружающие перечисляемые пункты идентифицируются совершенно по-разному, то и о-ов Левка идентифицируется как нын.: 1) о-ов Анджадип (=Анджидив и др.; 14°45», 74°10», в 4-х милях к югу от Карвара, в 2-х милях от побережья); 2) о-ов Пиджин (Pigeon-Insel=Pigeont Island; 14°01», 74°16», другое название которого – Нитран или Нетрани). Кроме того, некоторые отождествляют о-в Левка с эмпорием Нитрии=Нитриеи (хотя это не остров), а некоторые относят его к нын. Лаккадивским островам (далеко к западу от юго-восточного, Малабарского берега Индии). лекиф – 8. XV, 1, 67 – (греч.) маленький сосуд, флакон с узким горлышком для масел, благовоний. лен – 2б. р. 48а. 8. XV, 1, 13; 58. 10. 9, 14. 11. XII, 25; XIX, 14; 19–20. 17б. 16, 1–2. 44. I, 6 (греч. λνον; лат. – linum) – в античных источниках, как считают, слова «лен», «льняные одежды» и т. п. далеко не всегда означают ткань из льна; очень часто так называли хлопчатобумажные и другие ткани. См. также синдоны, виссон, хлопок, госсипинус, ксилон, ксилины, асбестинон, шерсть, полотно, кинас. Лен (санскр. atas) – древняя культура в Индии. Леодамант – 21а. 15 – учитель Пифагора, ученик Креофила (см.). У Диогена Лаертского (VIII, 2) этим (как кажется) учителем Пифагора назван «Гермодамант, потомок Креофила». О нем больше ничего не известно. Леон – 38. XXVIII, 1, 13 – помощник Максимина. Леоннат – 11. VI, 97. 17а. VI, 22, 3 – один из военачальников Александра Македонского, особенно отличившийся в Индии; основал по велению Александра город Александрию в области арбиев – см. Александрия у арбиев. леопарды – 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Испиют египтяне воду, яже при мори, т. е. из моря, потому что река (разумеется Нил) оскудеет и исхнет и оскудеют (все другие) реки (разумеются притоки Нила) и ровенницы (διρυχες, рвы, каналы, выкопанные с целью равномерного распределения воды в разных частях страны): даже высохнут все воды (весь сонм водный) на всех равнинах (во всяком лузе, букв. на всяком лугу) покрытых тростником и камышом (лузе тростнем и сытнем). Все это сказано гиперболически, с целью устрашения египтян, для которых не только совершенное оскудение воды в Ниле, его притоках и каналах, но даже сравнительно малый против обыкновенного разлив весенних вод служил причиною больших экономических бедствий. 7–10 ст. Указываются ближайшие следствия оскудения воды в Египте: с одной стороны гибель (вследствие засухи) от ветра всякой растительности (7 ст.), а с другой – великая скорбь египтян по случаю крайнего расстройства их экономического благосостояния, вследствие упадка главных промыслов, наиболее зависевших от обилия вод, как-то: рыболовства (8 ст.), возделывания льна (9 ст.) и виноделия (10 ст.). Студ приимет делающих лен расчесаный и делающих виссон (9 ст.), т. е. пристыжены будут (обманутся в надеждах своих) приготовляющие чесаный лен (τν λνον τν σχιστν) и выделывающие из него виссон (белые, тонкие, льняные ткани), употреблявшийся между прочим на одежду священников и обвязку мумии. – Будут делающии я в болезни, т. е. производители их (льна и виссона) будут в великой скорби. Причиною обманутых надежд и скорби производителей льна и виссона будет неурожай льна вследствие засухи. – Творящии сикеру опечалятся, и поболят душами – в таком же, значит положении будут и выделывающие сикеру, потому что вследствие засухи не будет урожая на хлеб и фрукты, из которых приготовляли сикеру. Сикеру нужно отличать от вина, которое обыкновенно приготовляется из винограда. «Сикера есть всякий напиток, могущий опьянять и расстраивать состояние ума, будет ли он сделан из пшеницы, или из ячменя, или из проса, из сока фруктов, из плода пальм или другого чего» (бл. Иероним).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Материал и цвет неподвижной завесы библейский текст обозначает выражением . Слово , у египтян senti, очевидно сродное с , белый мрамор и белая лилия, прежде всего указывает ткань белого цвета. На этот цвет указывает и арамейское выражение , заменившее слово и потом перешедшее в греческое виссон. Последним выражением пользуются все древние и новые переводчики для передачи еврейского слова . Но о роде ткани этого имени в настоящее время спорят. По одним это была ткань льняная, по другим хлопчато-бумажная. Полное и определенное решение этого вопроса едва ли возможно, так как оно затруднено греческими и римскими писателями, не различавшими строго между льном и хлопчатою бумагою, и хотя называвшими тонкие льняные пряжи виссоном, но в то же время и хлопчатую бумагу именовавшими λνον (Plin. Hist, natur. 19, 1 и друг.). Те исследователи, которые под виссоном, , разумеют хлопчатую бумагу, ссылаются на следующие основания: а) на то, что хлопчатая бумага была известна в Египте очень рано и встречается на мумиях; б) на то, что слово виссона, якобы по самому своему значению отсылает к хлопчатобумажному кустарнику, растущему в Египте и Индии, и что хлопчатая бумага, как материал привозный у евреев, должна была предпочитаться льну, как впоследствии она предпочиталась у греков и римлян; в) на то, что белые нити виссона, как сейчас увидим, ткались вместе с крашенными нитями, следовательно как материал однородный с ними, между тем в глубокой древности красилась только хлопчатая бумага, а не лен. Правда красилась еще шерсть животных, но о ней здесь не может быть и речи, так как соединение нитей, добытых из животного и растительного царства, строго запрещалось законом Моисея ( Лев.19:19 . Втор. 22:11 ). Чтобы в крашенных нитях скинии видеть шерсть, нужно и виссон признать шерстяною тканью, чего никто не может допустить 11 . Наконец указывают на то, что для обозначения льна у евреев есть другое слово , 12 а для обозначения хлопчатой бумаги в еврейском лексиконе не будет соответствующего слова, если не признать таковым .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Один человек был богат и облачался в порфиру и виссон. Двумя краткими словами Писание порицает и осмеивает безразсудную и неумеренную расточительность дурных богачей. Порфиры цвет крайне дорог и совершенно излишен, а виссона употребление не необходимо. Избирающим же себе благоустроенную и полезную жизнь свойственно и достолюбезно измерять употребление предметов необходимостию и избегать пыли суетнаго тщеславия и безполезнаго препровождения жизни, как матери зла. И чтобы нам яснее уразуметь значение этого изречения, да будет сначала разследовано употребление одежд, сколько и как оно должно быть допускаемо, будучи ограничиваемо благоразумными побуждениями и правилами. Что же говорит закон правды? Овцу Бог создал с прекрасными волосами на коже и с обильным руном. Взяв ее, остриги и, отдав шерсть ткацкому мастерству, изготовь себе нижнее платье и верхнюю одежду, чтобы избегать страданий от холода и вреда от палящаго луча . А если тебе нужна и более легкая одежда во время лета, то Бог дал на пользу нам лен для самаго широкаго употребления: из него тебе удобнее иметь покров благообразный, облекающий и вместе прохлаждающий своею легкостью. Употребляя это, исповедуй Творцу благодарение за то, что Он не создал только нас, но и позаботился об обезпечении (нашей) жизни. Если же, оставляя овцу и шерсть и уготованныя Создателем всего необходимыя средства, — суетными помыслами и безразсудными пожеланиями уклоняясь от обычнаго образа жизни, — станешь изыскивать виссон и собирать волокна персидских червяков, — если будешь ткать воздушную ткань паутины и, приходя к красильщику, платить огромныя деньги на то, чтобы он, добыв раковину из моря, кровью животнаго намазал одежду: то это есть (уже) свойство человека пресыщеннаго, злоупотребляющаго достоянием своим , не знающаго, где расточить избыток свой. За это и бичуется таковый, подвергаясь обвинению от Евангелия, как глупец и неженка, разукрашенный нарядами жалких девченок. Впрочем некоторые преданные любители подобной суетности, доводя зло уже до крайности, на вышесказанном не ставят границы своих безумных помыслов, но изобретши какой-то пустой и безполезный способ тканья, которое посредством переплетения основы с утком подражает живописному искусству и выделывает на плащах изображения всяких животных, — искусно приготовляют цветистую и многими идолами испещренную одежду — себе, женам и детям, уже забавляясь по ребячески, а не занимаясь важным делом, — при безмерности богатства злоупотребляя жизнью, а не пользуясь (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Не отрицательными и положительными только заповедями Бог наш и Спаситель воспитывает людей к тому, чтобы ненавидеть зло и любить добродетель, но и наглядными образцами преподает ясные наставления благоустроенному поведению, делами вместе со словами приводя нас к восприятию доброй и боголюбезной жизни. Так и теперь, пророчественными и евангельскими устами, вернее же впрочем и собственным гласом, много раз уже предъявив нам повеление – надменного и высокомерного богатства отвращаться, а человеколюбивое настроение и бедность с праведностью (соединенную) любить, – Он, дабы добрый совет сей соделать более твердым, удостоверяет слово Свое практическими примерами и в повествовании описывает богача и бедняка: показывает честолюбивое услаждение одного, угнетенную жизнь другого и конечные следствия жития обоих, – чтобы мы, рассмотрев истину на чужом образе жизни, соделались благоразумными судьями собственного поведения. Один человек был богат и облачался в порфиру и виссон. Двумя краткими словами Писание порицает и осмеивает 1 безрассудную и неумеренную расточительность дурных богачей. Порфиры 2 цвет крайне дорог и совершенно излишен, а виссона употребление 3 не необходимо. Избирающим же себе благоустроенную и полезную жизнь свойственно и достолюбезно измерять употребление предметов необходимостью и избегать пыли суетного тщеславия и бесполезного препровождения жизни, как матери зла. И чтобы нам яснее уразуметь значение этого изречения, да будет сначала расследовано употребление одежд, сколько и как оно должно быть допускаемо, будучи ограничиваемо благоразумными побуждениями и правилами. Что же говорит закон правды? Овцу Бог создал с прекрасными волосами на коже и с обильным руном. Взяв ее, остриги и, отдав шерсть ткацкому мастерству, изготовь себе нижнее платье и верхнюю одежду, чтобы избегать страданий от холода и вреда от палящего луча 4 . А если тебе нужна и более легкая одежда во время лета, то Бог дал на пользу нам лен для самого широкого употребления: из него тебе удобнее иметь покров благообразный, облекающий и вместе прохлаждающий своею легкостью. Употребляя это, исповедуй Творцу благодарение за то, что Он не создал только нас, но и позаботился об обеспечении (нашей) жизни. Если же, оставляя овцу и шерсть и уготованные Создателем всего необходимые средства, – суетными помыслами и безрассудными пожеланиями уклоняясь от обычного 5 образа жизни, – станешь изыскивать виссон и собирать волокна персидских червяков, – если будешь ткать воздушную 6 ткань паутины и, приходя к красильщику, платить огромные деньги на то, чтобы он, добыв раковину из моря, кровью животного намазал одежду: то это есть (уже) свойство человека пресыщенного, злоупотребляющего достоянием своим 7 , не знающего, где расточить избыток свой. За это и бичуется таковый, подвергаясь обвинению от Евангелия, как глупец и неженка, разукрашенный нарядами жалких девчонок.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Ст. 5. и след. И высохнет вода в море, и истощится и изсушится поток, и изсякнут реки, обмелеют и высохнут ручьи насыпей. Тростник и камыш завянут, обнажится русло ручья от источника своего, и всякий орошенный посев засохнет, выгорит, и не будет его. И восплачутся рыбаки и возрыдают все бросающие уду в реку и закидывающие сеть на воду и впадут в уныние. И будут в смущении обрабатывающие лен, прядущие и ткущие тонкие полотна и будет орошаемое его в увядании, все делавшие садки для ловли рыбы. Глупы князья Цоанские; мудрые советники Фараона дали совет неразумный. Когда царь сильный будет жестоким властителем в Египте, то иссохнет все учение и блеск мирского красноречия и истощится самый источник всех потоков, диавол, от которого происходит вся ложь, так что иссякнут прочие реки и ручьи, наполнявшиеся из мутных вод Нила. И тростник и камыш засохнут от чрезмерной засухи. Вместо камыша LXX перевели папирус, из которого делается бумага, прибавив от себя achi зеленый, чего в еврейском нет. Спросив ученых о значении этого слова, я узнал, что этим именем Египтяне называют на своем языке всякое растение, растущее на болоте. Тростник же в иносказательном смысле означает речь пустую и не содержащую в себе ничего твердого; также и папирус, который хотя по видимому имеет сердцевину, однако ломок и скоро сохнет. Также и все ручьи, по иссушении главного ручья, высохнут, и то, что прежде орошалось водами египетскими, иссушится и не будет его, так что восплачутся рыбаки Египетские, весьма враждебные рыбарям Господним, и возрыдают бросавшие уду на реку и закидывавшие сеть на воду. Прельщающие кого либо в частности бросают в мутные воды уду, а те, которые прельщают многих вместе, так что публично говорят в синагогах сатаны и совращают стада народов, эти закидывают на воды Египетские сеть. Будут в смущении также обрабатывавшие лен, чтобы делать одежды священнические, прядя его и приготовляя тонкие полотна, – что относится собственно к искусству диалектиков. Вместо тонких полотен, LXX перевели виссон, из которого также приготовляются одежды священнические.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак после того, как оскудеют воды, будут пить воду; ибо копающие некогда в морских берегах, отсюда достают себе удобную для питья воду; оскудеют и иссохнут реки и каналы; будет недостаток в воде во всяком лузе тростнем и ситнем и все растущее, говорит, в водах засохнет, так что будут вопиять рыболовы и делающие лен расчесаный и производящие все это, и сверх того, приготовляющие у них пиво из ячменя будут в великой скорби. Ибо когда оскудеют воды, будут чувствовать бедность во всем, что может увеселять и в избытке доставлять им необходимое для жизни. И этим ясно указывается на то, что можно узнать из истории. Но если бы кто недостаток вод захотел объяснять и иначе и углубиться в более тонкие соображения, тот не удалился бы от цели, уподобляя водам пустую и неразумную речь у мудрецов эллинских, рыбам же, папирусу и тростнику и прочему, что произрастает в водной стихии – толпу людей; рыболовам же и добывающим себе пропитание в водах – тех, которые умеют уловлять простую толпу людей и, увлекая их как бы некоторыми удочками, вовлекают их в заблуждение. Сии будут стонать и печалится и скорбит душами, когда у них как бы бездействовать будет ум; уподобляя его водам, мы хотим именно сказать, что если он совершенно иссякнет, то засохнет и все, что от него получает пищу. Они приготовляют пиво; ибо они доставляют не вино, веселящее сердце человека, но некое ложное и бесполезное учение, и с самодовольством воображают, что оно заключается в бессодержательных речах. На это, думаю, намекает, говоря, что они производят виссон, отличающийся большою тонкостью, и лен расчесанный. Ибо мелочи составляют у них предмет остроумных рассуждений; но они совершенно бесполезны и наполнены вредными выдумками. Ибо пиво холодно. Есть у Египтян какое-то холодное и мутное питье; такова и их речь и таковы их учения, которые не утоляют, но скорее воспламеняют жажду и неприятны тем, которые их пьют, и по причине сильного холода причиняют неизлечимые болезни. Ис.19:11 . И юродиви будут князи Танесовы, мудрии царевы советницы, совет их объюродеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Верьте нам, что просто притча и богач — символ правящих классов. А описание этого гордого класса удивительно напоминает агитационные материалы коммунистической пропаганды. Единственно непонятно, почему лен — символ самодовольства? Получается, если Соломон говорит, что добродетельная жена «добывает шерсть и лен… виссон и пурпур — одежды ее» (Притч. 31, 13, 22), это означает, что истинно добродетельный человек занимает «привилегированное положение» и чрезвычайно самодоволен? Абсурд! А все священники и левиты, видимо изначально были предназначены к самолюбованию. Ведь их одежды были сделаны изо льна (Исх. 28, 42). А Христос в иеговистском представлении видимо очень трепетно относиться даже к самому слабому проявлению самодовольства и не желает его потушить («льна курящегося не угасит» Мф. 12, 20). Вот к какому безумию приводят последовательное применение толкования сектантов! — свящ. Д.С.] Этот гордый класс, представленный богатым человеком, рассматривает бедный, простой народ с крайним презрением и называет его ам-хааретс или людьми земли. Нищий Лазарь представляет, следовательно, тех людей, которым духовные вожди отказывают в подобающей духовной пище и преимуществах. Подобно покрытому струпьями Лазарю, простые люди рассматриваются ими как духовно больные, для которых единственно подходящим обществом являются собаки. Но принадлежащие к классу Лазаря голодают и жаждут духовной пищи, и поэтому пытаются получить у ворот скудные крошки духовной пищи, падающие со стола богача. Теперь Иисус описывает перемены в состоянии богача и Лазаря. Что это за перемены, и что ими представляется? Богач и Лазарь испытывают изменение. Богач представляет духовных вождей, которые на основании своих преимуществ и возможностей являются привилегированными, а Лазарь представляет простой народ, жаждущий духовной пищи. Продолжая рассказывать Свою притчу, Иисус описывает волнующее изменение обстоятельств обоих мужчин. «Умер нищий, — говорит Иисус, — и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его; и в аде [гадесе, НМ], будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как материал, из которого были сделаны скиния и ее принадлежности, так и самый план, и размеры их были указаны Самим Богом Моисею на Синае ( Исх. 25–27, 30:1–10 ). Материал для скинии и ее принадлежностей был взят из всех трех царств природы: растительного, минерального и животного. Из растительного царства природы были взяты: дерево ситтим (шиттим-шинтим, ср. араб. «сант», коптское и египетское «шонте» (игла), «шонт» – лес акаций, 70: Ξλα σηπτα,) представляющее собою вид египетской или аравийской акации, название которой произошло от египетского имени «шент» 307 (игла, колючка) 308 ; елей (шемен) 309 , приготовляемый из маслины; «виссон» (шеш), который признается одними за лен, а другими – за хлопчатую бумагу 310 ; мука, кассия, корица и ладан; из минерального царства – металлы (золото, серебро и медь) 311 , драгоценные камни, поваренная соль и некоторые благовонные минеральные вещества; из царства животного – козья шерсть, кожи баранов, краски 312 – голубая, пурпуровая и червленая. По своему плану скиния Моисеева разделялась на, а) деревянный остов скинии, с находившимися в нем предметами и покрывавшими его покровами, и б) двор скинии, с находившимися на нем предметами. § 95. Деревянный остов скинии Деревянный остов скинии составляли 48 столбов, сделанных из дерева ситтим. По южной и северной сторонам скинии таких столбов стояло по двадцати (20×2 ­­ 40) и по западной – 8 столбов. Каждый столб имел 10 локтей высоты и 1½ локтя ширины. Толщина столбов не указана в библейском тексте, но Иосиф Флавий определяет ее в 4 пальца, т. е. в 1 ладонь (Antiquit. jud. III, 6, 3), а раввины в 1 локоть. Столбы сверху, с лицевой стороны, были покрыты золотом. Каждый столб внизу заканчивался 2-мя шипами и при поставлении утверждался на серебряных основаниях – так, что под каждым шипом было отдельное основание. На западной стороне скинии было 8 столбов. Из них устройство средних шести было одинаково с устройством прочих столбов, стоявших по продольным сторонам скинии, а устройство двух угольных несколько различалось от устройства остальных. Насколько можно понять библейский текст, в котором содержится описание устройства этих столбов (ср. Исх. 26:23–24 ), их устройство можно представлять следующим образом: каждый из них имел вид внизу прямого угла, а вверху заканчивался шляпкой, для большей крепости стянутой металлическим кольцом 313 . Стороны этих угловых столбов имели неодинаковую величину: та сторона, которой они ставились по продольному направлению скинии (с востока на запад), имела 1 локоть, а та, которой они ставились по направлению поперечному, – ½ локтя. Под ними, как и под прочими столбами, было по два серебряных основания, общее количество которых т. о. было 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010