Дворяном и всяких чинов дворовым людям шти, калья. Кормлено 12 человек нищих. Сентября в 24 день, в субботу Папошник. Гвоски ростовские. Пол-головы белужьи. Пол-головы осетрии. Сиг бочешной. Лещ паровой. Схаб белужей. Сырть роспариваная. Кружек телной. Уха окуневая из живых. Уха плотичья из живых. Уха линевая на сковороде. Звено осетре в ухе. Кашка щипаная. Шти с тешею. Щука колодка из живых. 3 пирога долгих с яицы. Пирог круглой с осетрии телесы. Пирог косой с сыром. Пироги подовыя с яицы. Пироги сырники. Пироги караси. Пироги пряженыя. Пироги пышки. Оладьи путныя. Лапша молошная. Збитень. Пирошки маленкия с телесы. Казначею с началною братьею: икра, вязига, шти с сметаною ухи плотичьи, каша молошная, пироги, присолы щучьи, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме ухи папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, каша снетошная, звена белужьи и осетрии. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 3 белуги мерных, да просолной рыбы пол-белуги, пол-осетра, 2 щуки, да свежей рыбы в тело, в кружек и в збитень 3 щуки. Выдано на подачи: белуга мерная, косяк мякотной, косяк хрящевой; изготовлено 4 блюда пирогов карасей, пряжья тож. Сентября в 25 день, в неделю Папошник. Сиг бочешной под хреном. 3 пирога долгих с капустой. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги подовыя с яицы. Пирог круглой с грибами свежими. Пироги сырники. Пирог долгой с капустой да с яицы. Пироги караси. Пироги на троицкое дело. Пироги пряженыя. Пироги пышки. Оладьи путныя. 3 пирога с сыром. Яишница. Збитень. Щука колодка из живых. Присол щучей из живых. Лещ росолной из живых. Щука паровая из живых. Гвоски ростовския. Уха окуневая из живых. Уха плотичья из живых. Уха язевая на сковороде. Звено осетра свежего в ухе. Огниво белужье в ухе. Потрох щучей. Грибы вареныя свежия. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетра просолного. Схаб белужей паровой. Звено ставное. Сырть роспариваная. Кружек телной. Казначею с началною братьею: икра, вязига, шти с сметаною, варанчюг, присолы щучьи, ухи плотичьи, пироги, звена белужьи просолныя, папошники, звена астраханские.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священникам и братье тож, кроме огурцов и папошников. Поддиаконом и певчим дьяком и поддиаком: грибы вареные свежие,: шти с соком, лапша гороховая, пироги круглые, калачи хомутинные. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, лапша гороховая, пироги с морковью. Кормлено 12 человек нищих да веневских крестьян, 3 человека, щетчиков 6 человек. Изготовлено на подачи: 4 головы гороху, 6 нарядов мант, 3 блюда пирогов на троицкое дело, 10 блюд ягодников, 10 блюд пряжья. Августа в 30 день, в среду Святейшему патриарху подано в келью столового кушанья с икрою: Папошник. 3 пирога долгие с морковью. Пирог круглой с вязигой. Пирог приказной з грибами свежими. Блюдо пирогов карасей. Блюдо икряников. Блюдо пряжья. Оладьи в патоке. Грибы свежие на масле. Редка с маслом. Икра зернистая. Икра паюсная. Вязига под хреном. Грибы вареные свежие. Галушки со пшеном да с икрою. Грибы печеные. Шти с отваром. Чернослив со пшеном. Казначею с началною братиею: икра, вязига, шти с снетками, калья с огурцами, галушки; казначею пироги, папошник, началной братье папошники. Священникам и братье: икра, шти с снетками, калья с огурцами. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти с снетками, калья с огурцами. Кормлено 12 человек нищих да Венева монастыря крестьян 3 человека, щетчиков 6 человек. Выдано на подачи белуга мерная. Изготовлено на подачи 3 блюда пирогов икряников. Августа в 31 день, в четверток Папошник. 3 пирога долгие с капустой да с яицы. Уха окуневая из живых. Пирог круглой с телесы да с яицы. Пирог косой с сыром. Пироги пышки. Сырники. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи путныя. Каша молошная со пшеном. Яйца печеныя. Язь на масле из живых. Збитень. Присол стерляжей из живых. Окунь росолной из живых. Уха окуневая из живых. Уха линевая на сковороде. Огнива белужьи в ухе. Каша сыртевая. Шти с сметаной да с яицы. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Схаб паровой. Лещ паровой из живых. Звено белые рыбицы паровое. Кружек телной. Казначею с началною братиею: икра, вязига, присолы щучьи, звена осетра просолного, ухи окуневые, шти с сметаной, каша щипаная, пироги, папошники, каша молошная, звена белужьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так на сцене собралась целая толпа заключенных. Неожиданно сквозь толпу протолкался к Окуневской высокий, нелепого вида человек — в штанах, едва покрывавших колени, и в телогрейке, рукава которой доходили чуть ниже его локтей. Он тычет в актрису указательным перстом и кричит: «Не давайте ей ничего! Она шантажистка! Вымогательница!» В установившейся на миг тишине удивленная Окуневская говорит: «Простите, кто вы такой? Я вас не знаю». «Ах, вы меня не знаете?! — кричит Штейнберг. — А писать мне письма, чтобы я вам присылал деньги и сало, и масло — это вы знаете?!» «Ребята, не верьте ему! Он все врет, я его в первый раз вижу!» Она не успела закончить, как Штейнберг был брошен на пол мощным ударом. Его стали бить, тяжело бить ногами, топтать. Скорее всего, забили бы насмерть. «Не надо! Не надо! Не убивайте его!» — закричала Окуневская. — Вы же видите, это больной человек!» Ей удалось как-то утихомирить впавших в азарт расправы грузчиков и блатных. Рассказывали, что она упала на Штейнберга, чтобы прикрыть его от ударов. Узнав об этой истории, я как закопёрщик розыгрыша Штейнберга с «письмами от Окуневской» долго винил себя за это. Без одобрения к этому своему поступку вспоминаю о нем и сейчас. Оправдываю себя и своих «подельников» тем, что мы, естественно, никак не могли предвидеть того оборота, который приняло это дело. И тем еще, что и сам пострадавший — Штейнберг — от начала до конца сам виноват в этой истории. Здесь необходимо предостеречь читателя от впечатления, что заключенные ГУЛАГа жили так богато, что, как буржуи в поэме Маяковского «Хорошо», объедались ананасами и жевали рябчиков. Это, разумеется, не так. Я уже писал о том, что с начала 50х годов в лагерях в целях повышения производительности труда был введен хозрасчет. В лагерном ларьке за деньги можно было кое-что купить. Что касается конкретно ананасов, то на полках в нашем ларьке действительно стояли несколько банок аргентинских ананасов. На этих банках была изображена аргентинская красавица под зонтиком, защищавшим ее от солнца. А такого, чтобы кто-нибудь из заключенных покупал или ел ананасы — я ни разу не видел. Стоила такая банка девятнадцать рублей. Я, например, получал за месяц работы сто рублей, которых мне едва хватало, чтобы покупать в лагерной столовой стакан молока и второе блюдо — скажем, котлету с пюре или с макаронами, а иногда и конфеты-подушечки, или другую мелочь. Многие, в том числе зарабатывавшие больше, тоже не покупали аргентинские ананасы, предпочитая добывать из-за зоны отечественный деликатес — водку.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

Вдруг, неожиданно для всех нас, Штейнберг заявил: — Окуневская. Танька. Я же ее хорошо знаю. Она была моей любовницей. Она ничего себе. Вполне, вполне. Дальше пошли некоторые подробности их встреч. Посыпались и вопросы. С доверием к словам Штейнберга отнеслись наши старшие товарищи — завбаней ленинградец полковник Окунь, завхлеборезкой — москвич Лондон, завбиблиотекой и культпросветкабинетом — бывший партработник из Чувашии Стемасов, бывший секретарь Октябрьского района Ленинграда Шманцарь. Молодежь — московские студенты Слава Стороженко, Юра Макаров и я (в этой компании меня относили к молодежи, несмотря на мои тридцать лет) — мы сразу же заподозрили, что почтенный профессор-иранист лжет. Позднее наши старшие, которым мы высказали свои сомнения, стали нас всячески упрекать и стыдить за неуважение к солидному человеку. — И в самом деле, — сказал я, — на кой ей, известной красавице, сдался этот «Дон-Кихот». Да еще после маршала Тито и красавца Поповича? Предположить, что Штейнберг снискал любовь Окуневской богатыми подарками, тоже нельзя было. Мы уже успели узнать его как человека скуповатого. И мы решили наказать Штейнберга за его вранье, как следует его разыграв. Рядом с 37м женским лагпунктом, на котором была Окуневская, почти что на его территории, находилось еще одно подразделение Каргопольлага — железнодорожное депо. Паровозные машинисты, работники депо и мастерских, трудившиеся там, на 37м, были бесконвойниками. Они имели пропуска на свободное хождение и жили на нашем лагпункте. Зная это, мы проделали следующее. Студент Юра Макаров, обладавший хорошим почерком, написал коллективно сочиненное нами письмо от Окуневской Штейнбергу. Затем мы подговорили одного немолодого машиниста, обещав ему за это дело пол-литра, принести это письмо, якобы переданное ему на 37м, и вручить Штейнбергу. На другой день вечером в наш барак, где в этот момент происходила наша вечерняя посиделка, прямо с вахты зашел вернувшийся с 37-го машинист в промасленной робе. — Кто тут Штейнберх? — громко крикнул он от дверей.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

— «Уважаемый друг!» — прочитал Штейнберг. — Слышите? Уже не «дорогой», а только «уважаемый», — повторил он сердито. — А теперь послушайте, что она дальше пишет: «Конечно, спасибо вам за ананасы. Вы бы еще бутылку «Шампанского» к ним прислали! Вы же понимаете — мы в лагере находимся!! Мне в сто раз нужнее — кусок сала, пачку масла. Или деньги, на которые я могла бы здесь прикупить еды. Я бы все это вам, при первой возможности, вернула бы. Но зачем же эти дурацкие ананасы?!» — Шантажистка! — зло произнес Штейнберг. — Вымогательница! Деньги ей надо! А где я возьму для нее деньги?!.. — Штейнберг еще некоторое время кипятился. Наши старшие стали его осуждать, говоря, что Окуневская права и что надо ей послать что-нибудь существенное. — Ни за что! — отрезал Штейнберг. — Она неблагодарная вымогательница! На этом, казалось бы, и закончилась эта история. Мы в своей компании еще долго веселились по поводу того, как здорово обдурили и самого Штейнберга, и наших оппонентов в возникшем вокруг него споре. Судьбе, однако, было угодно дать этой истории продолжение, которого мы никак не ожидали. Если бы мы знали ее финал — разумеется, не затевали бы своего, как нам казалось, невинного розыгрыша. Прошло время. Хозяйственный начальник нашего 2го лагпункта старший лейтенант Кошелев решил избавиться от столь бесполезного, ни на что не годного труженика, каким был Штейнберг, и нашел повод сбагрить его этапом на какую-то дальнюю «командировку», то есть на один из далеких лесозаготовительных лагпунктов нашего Каргопольлага. Окуневская тем временем оказалась в общелагерной культбригаде, в которую собирали из числа заключенных профессиональных актеров и музыкантов, а иногда и талантливых любителей — бывших до своего ареста членами музыкальных и драматических кружков. Среди них, надо сказать, было много мастеров игры на различных музыкальных инструментах — на струнных, духовых, на баянах и аккордеонах. Культбригада разъезжала с концертами и театральными постановками — в основном с опереттами — по всем лагпунктам Каргопольлага. Часто выступала она и на сцене клуба нашего лагпункта.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

Казначею с началною братьею: икра, вязига, шти с снетками, варанчюг, ухи щучьи, звена осетрии просолныя, язи паровыя, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме язей паровых и папошников, а вместо осетрих звен щуки просолные. Певчим дьяком и поддиаком: икра, вязига, шти с снетками, варанчюг, ухи щучьи, щуки просолныя, стерляди коренныя, звена белужьи астраханские, пироги круглыя, калачи хомутинныя. Казначею с началною братьею: икра, вязига, шти с снетками, варанчюг, окуни росолныя, ухи щучьи, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме окуней росолных и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг, звена белужьи и осетрии. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 3 осетра, да просолные рыбы полбелуги, пол-осетра, да свежия рыбы в тело и в кружек 5 щук. Выдано на подачи: теша белужья виноградная. Изготовлено на подачи: блюдо пирогов карасей, пряжья тож. Ноября в 27 день, в неделю Папошник. Присол стерляжей. Пол-сига свежего в росоле. Сиг бочешной. Ладога бочешная. 3 пирога долгих с кашей да с тешей. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог росолной с телом. Блюдо пирогов на троицкое дело. Блюдо пирогов карасей. Пирошки маленкия с телом. Пирошки маленкия с лодогой. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой. Щука колодка из живых. Окунь росолной из живых. Уха зборная из живых. Уха назимая из живых. Уха карасевая на сковороде. Огнива белужьи в ухе. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Схаб белужей паровой. Стерлядь паровая. Щука паровая. Лещ паровой. Кружек телной. 2 карася на масле. Казначею с началною братьею: икра, вязига, шти с снетками, варанчюг, ухи окуневыя, звена осетрии просолныя, язи паровыя, пироги, папошники, звена белужьи астраханские. Священникам и братье тож, кроме ух и язей и папошников, а вместо осетрих звен щуки просолныя. Певчим дьяком и поддиаком: икра, вязига, шти с снетками, варанчюг, ухи щучьи, щуки просолныя, стерляди коренныя, пироги круглыя, калачи хомутинныя, звена белужьи астраханские.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ред. А.А. Титов Декабрь Декабря в 1 день, в четверток Папошник. Окунь росолной из живых. Лодога бочешная. 3 пирога долгих с кашей да с тешей. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог росолной с телом. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладь в патоке. Пирожки маленкия с лодогой. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой. Щука колодка из живых. Сиг бочешной. Уха зборная из живых. Уха окуневая из живых. Уха плотичья на сковороде. Капуста шатковая. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Звено ставное. Схаб белужей паровой. Сырть роспариваная. Кружек телной. Казначею с началною братьею: икра, вязига, шти с снетками, варанчюг, ухи язевая, присолы щучьи, звена осетра просолного, пироги с семгой и с кашей, папошники, звена белужьи астраханские. Священником и братье тож, кроме ух и осетрих звен и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, варанчюг, звена белужьи и осетрии. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 3 косяка мякотных, да просолной рыбы пол-белуги, осетр, 6 щук, да свежей рыбы в тело и в кружек 5 щук, да пол-судока. Выдано на подачи: косяк мякотной виноградной, косяк хрящевой насадной; изготовлено 4 блюда пряжья. Декабря в 2 день, в пяток Папошник. 3 пирога копытцами с соком. Пирог круглой с яблоки. Пирог косой с соком. Пирог долгой з грибами. Пирог долгой с луком. Кашка тертая. Кисель холодной с соком. Грибки холодныя под хреном. Чернослив со пшеном. Кисель клюковной. Капуста ленивая. Шти с соком. Грузди гретые. Горох хлебаной. Кисель гарячей с патокой. Казначею с началною братьею: шти с соком, горох хлебаной, грузди гретые, пироги, папошники. Священникам и братье тож, кроме груздей и папошников. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, горох хлебаной. Кормлено 12 человек нищих. Декабря в 3 день, в субботу Для поминовения святейших Иоасафа и Иоакима патриархов, святейшему патриарху подано в келью столового кушанья: Папошник. Окунь росолной из живых. Лодога бочешная. 3 пирога долгих с кашей да с тешей. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог росолной с телом. Блюдо пирогов на троицкое дело. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладь в патоке. Пирожки маленкия с телом. Пирожки маленкия с лодогой. Кисель холодной с соком. Кисель гарячей с патокой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оба клироса повторяли «Многая лета». От радости у многих выступили слезы, и весь храм с особым вдохновением тоже пел: «Многая лета». Надо было видеть эти улыбки людей, их радость, блестящие восторженные глаза, в руках много-много цветов. Все знали любовь батюшки к цветам. Присутствующие в храме были счастливы тем, что они его поздравят, отдадут ему цветы, просфору, подарок, взамен получат ласковую благодарность и благословение. А я, среди этих счастливых прихожан, поняла, как был любим этот удивительный батюшка, архимандрит Исаакий. На следующее лето, получив диплом о высшем образовании исторического факультета пединститута, я вновь приехала в Алма-Ату. Радовалась предстоящей встрече с отцом Исаакием. Подпись на обороте фотографии: «Дорогому Архимандриту Исаакию в День ангела от иеромонаха Серафима. Алма-Ата. 1949 год» Учеба позади, впереди только работа. Работа в школе, с ее волнениями, переживаниями за учеников, была любимой. После молебна пили чай на веранде. Как всегда, людей за столом было много. Шла тихая задушевная беседа. Мне нравилось слушать его рассказы – рассказчик он был замечательный: умело вставлял прибаутки про учителей, школу, одаренных и бестолковых учеников. Потом внимательно, как-то по-особому посмотрел на меня и сказал: – Да, доченька, тебе еще придется учиться! Я тихонько взмолилась (у меня уже было два диплома о высшем образовании): – Отец Исаакий, не до старости же мне учиться, хватит и двух институтов. Но ответ был довольно твердым: – Сейчас поучительствуешь, а потом поинженеришь! В ответ я только произнесла: – Я же не математик, я – историк. – Инженер – это тоже почетно! – и закончил разговор. Тогда я очень удивилась. Но прошло восемь лет, и 29 декабря 1959 года мне пришлось оставить работу в школе. В обком партии пришло из Алма-Аты письмо с фотографиями, на которых мы с духовным отцом архимандритом Исаакием и сестрой Зоей, ее мужем и племянницей в саду. Письмо было подписано «фотографом». Предсказание отца Исаакия полностью сбылось: я стала инженером, окончив заочно за три года технический институт, и проработала 28 лет в этой должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конференция 43 состоялась 19–21 мая 2005 года в городе Ельце Липецкой области. В Вознесенском соборе Ельца архимандрит Исаакий служил в течение двадцати трех лет. Конференция подобного рода стала знаковым событием для культурной и духовной жизни не только Ельца, но и всей России. Организатором, помимо Фонда архимандрита Исаакия, явился Елецкий государственный университет (кафедра историко-культурного наследия). В дни работы форума Елец собрал более 400 человек из Чехии, Казахстана, Украины, Белоруссии и США, из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Пскова, Вологды, Краснодарского края, Барнаула, Тамбова, Воронежа, Арзамаса, Липецка и Алма-Аты. Кто не смог приехать в силу своего преклонного возраста, прислали телеграммы и поздравительные письма. 44 Незабываемые для участников конференции и елецких почитателей отца Исаакия дни начались 19 мая заупокойной литургией в Вознесенском соборе. В службе приняли участие двенадцать священников, приехавших в Елец из Праги, Киева, из Липецкой, Воронежской, Тамбовской епархий. Искренняя благожелательность и вдохновение священнослужителей передавались присутствующим. Свет майского солнца, проникая через окна собора, усиливался от горящих в руках людей свечей. Многие из прибывших для участия в конференции исповедовались и причастились. После службы гостям была предложена экскурсия по храму – с рассказом о его строительстве, архитекторах, о чудотворных иконах. Надписи на окладах свидетельствовали, что некоторые из вышитых бисером, больших размеров икон были в свое время подарены ко Дню Ангела настоятелю собора архимандриту Исаакию. По окончании богослужения участники конференции отправились на Центральное городское кладбище – к могиле архимандрита Исаакия. Найти место его упокоения было не трудно – на дорожке стоит указатель с надписью: «к могиле архимандрита Исаакия». Со свечами в руках, несколькими рядами, люди окружили могилу, которую полностью закрыли живые цветы. Цветы стояли в корзинах и вазах, образуя разноцветное покрывало. Множество свечей в ящике с песком. Казалось, в нем колышется единое пламя. Священники, служившие у могилы, произносили ликующее: «Христос Воскресе!». В ответ неслось громкое и радостное: «Воистину Воскресе!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Отец Исаакий – загадка, великая тайна Божественного Промысла, святость, недоступная пониманию грешных людей. Мы видели только внешнюю сторону. Внутреннее, глубинное, тонкое чувствовалось сердцем, но оставалось недоступным». Из воспоминаний Евдокии Романовой С великой благодарностью вспоминает о батюшке Валентина Соколинская: «Отца Исаакия очень хорошо знала моя мама. Все годы, что он провел в Алма-Ате, они были очень дружны. Когда в 1969 году умер отец, и нас у мамы осталось четверо, отец Исаакий стал помогать нам деньгами. Причем всегда знал, когда они нам особенно нужны. Помню один случай. Собрала нас мама на кухне и говорит: «Хлеба у нас нет, и денег больше нет. Не знаю, что делать». Так сидела она очень расстроенная и вдруг говорит мне: «Сходи, посмотри в почтовый ящик». Я тут же пошла, а там перевод от батюшки Исаакия. Такое чувство всегда было, что отец Исаакий и матушка Нина – самые близкие нам родные. Мама несколько раз ездила к отцу Исаакию в Елец». Головин Александр вспоминал «Родом я из Ельца. Когда отец Исаакий служил в Вознесенском соборе, мне было лет двенадцать, и я прислуживал в алтаре вместе с другим мальчиком, Николаем Саввиным (ныне это митрополит Псковский и Великолукский Евсевий). Отец Исаакий обладал даром предвидения –прозорливостью, но дар его был тихим, как бы и незаметным. Скажет будто вскользь какое-нибудь замечание, а спустя время оказывается, что так все и случилось. Так было и со мной. Перед уходом в армию я подошел к отцу Исаакию взять благословение. Благословив, батюшка между прочим сказал: «А в армии тебе придется задержаться». Так и вышло. После окончания службы в армии я стал офицером, хотя об этом и не помышлял». Прозорливость отца Исаакия особенно проявлялась незадолго до его смерти. Много случаев вспоминают его чада и знавшие его люди. Когда А. В. подошел к батюшке, чтобы приложиться ко кресту, то услышал «странные» слова: «Твой отец уходит от тебя». Действительно, родитель его, вполне до того здоровый человек, умер через три дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010