Из показаний ясно, что массовый арест монахов был произведен между 10-13 октября 1918 г. при совершении в монастыре всенощного богослужения. Общее количество арестованных в этот день было около 170 человек. Из них некоторые были мобилизованы красными, оказались на фронте и бежали оттуда, другие были взяты сибирскими войсками в плен на станции Шумаково, находясь на принудительных работах. Третьи скрылись и бежали во время отступления красных из Перми. Из числа бывших арестованных и оставшихся в живых в монастырь вернулось 43 человека . Отец Иосиф свидетельствует: «По имеющимся у меня точным сведениям, арестованных большевиками постигла следующая участь:        Монахи: 1.     Маркел (Шаврин) 2.     Ермоген (Боярышнев) 3.     Иосиф (Аристофаров) 4.     Евфимий (Шаршимов) 5.     Аркадий (Носков) 6.     Варнава (Надеждин)    Послушники: 7. Яков Данилов 8. Петр Рочев 9. Александр Арапов 10. Федор Белкин 11. Сергий Ржанников 12. Василий Ракутин 13. Иван Родин (прапорщик) 14. Андрей Тупицын (поручик) 15. Максим Конилов 16. Симеон Дунаев (скит) 17. Василий Змеев (скит) 18. Пантелеимон Посохин (скит). Все эти лица были расстреляны большевиками в с. Шарашах Осинского уезда за отказ идти на воинскую службу в первых числах октября 1918 года. За 2 дня до освобождения Перми сибирскими войсками были утоплены в Каме:             19. иеромонах Иоанн (Новоселов)             20. иеродиакон Виссарион (Окунев)      Черноризцы:             21. Савва (Колмогоров)             22. Василий (Вотяков)             23. послушник Михаил (Феофилов)             24. иеродиакон Матфей (Банников) (известно из другого документа) . Расстреляны и замучены в последних числах октября 1918 г. в городе Осе: 25. иеромонах Сергий (Вершинин) 26. иеромонах Илия (Попов)       Монахи: 27. Иоанн (Ротнов) - бывший казачий офицер 28. Сергий (Саматов) 29. Исаакий (Ковалевский)       Черноризцы: 30. Яков (Старцев) 31. Дмитрий (Созинов) 32.иеродиакон Михей (Подкорытов) расстрелян осенью в Кунгуре             33. иеродиакон Евфимий (Коротков) расстрелян в городе Перми в Белогорском подворье

http://bogoslov.ru/article/1282372

Духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. 29 янв. 1991 г. решением Свящ. Синода РПЦ Б. м. был возобновлен. С 1991 г. наместник игум. Варлаам (Передернин; † 14 янв. 1995), с 1995 г. игум. Даниил (Ишматов), с 1999 г. архим. Вениамин (Трепалюк), с 2001 г. игум. Герасим (Гаврилович), с марта 2003 - Антоний (Щукин). К апр. 2002 г. в обители - 40 чел. братии, из них 4 иеромонаха. Нижний храм Крестовоздвиженского собора освящен в честь Иверской иконы Божией Матери, совершаются ежедневные богослужения по монастырскому уставу. 27 сент. 1998 г. справа от собора поставлен памятный крест, являющийся копией воздвигнутого в тот же день в 1901 г. Близ мон-ря восстановлен Серафимо-Алексеевский скит. Почитаемые святыни Б. м. находятся в Иверском храме Крестовоздвиженского собора: Казанская икона Божией Матери; икона вмц. Варвары с частицами гроба; икона свт. Иоанна Златоуста с мощевиками. 2 июля 1998 г. прмч. Варлаам (Коноплёв) с иеромонахами Сергием (Вершининым), Илией (Поповым) , Вячеславом , Иоасафом (Сабанцевым) , Иоанном (Новосёловым) , Антонием (Араповым) , иеродиаконами Михеем (Подкорытовым) , Виссарионом (Окуневым) , Матфеем (Банниковым) , Евфимием (Коротковым) , монахами Алексием (Коротковым) , Варнавой (Надеждиным) , Димитрием , Саввой , Гермогеном , Аркадием (Носковым) , Евфимием (Шаршиловым) , Маркеллом (Шавриным) , послушниками Александром Араповым , Иоанном , Иаковом , Иаковом (др.), Петром Балабановым , Петром (др.), Петром (др.), Сергием , Феодором были прославлены как местночтимые святые, Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислены к лику общероссийских святых. Престольные праздники (по н. ст.): 13 апр.- Иверской иконы Божией Матери; 22 мая - Перенесения мощей свт. Николая Чудотворца; 27 сент.- Воздвижения Креста Господня; 26 окт.- Иверской иконы Божией Матери; 19 дек.- свт. Николая Чудотворца; 2 июля и 25 авг.- пам. прмч. Варлаама с убиенной братией. 18 янв. 2002 г. на Пермском подворье мон-ря был освящен храм во имя прмч. Варлаама и пострадавшей братии.

http://pravenc.ru/text/77928.html

Весь день около него дежурил врач – внук иеросхимонаха Нектария Феодор Овчинников. Приехал из Воронежа Владыка Ювеналий, посоветовавшись с врачами, отменил уколы. Духовные дочери, которые дежурили у постели, вспоминают: «Отец Исаакий лежал неподвижно, дыхание едва было заметно. Потом он глубоко, в последний раз вздохнул, и из его голубых глаз выкатилась прозрачная чистая слеза. Это были последние слезы нашего духовного отца – молитвенника, который всегда молился и слово Божие произносил со слезами. Погас на земле еще один Божий светильник. Архимандрит Исаакий скончался 12 января, после полуночи, не дожив до 86 лет один месяц и двенадцать дней. Город мирно спал, медленно падал снег, покрывая землю белым, чистым покрывалом, словно саваном. Телеграммы о тяжкой утрате полетели по городам России, ближнего и дальнего Зарубежья. Присутствующие священники: архимандрит Виссарион (Матичин), отец Василий Поваляев совершили положенное для священников по Уставу Церкви помазание елеем всего тела почившего. После помазания архимандрит Исаакий был облачен в священные одежды, на голову одели митру, принадлежавшую когда-то св. праведному Иоанну Кронштадтскому . Просветленный, величаво-спокойный, лежал он как живой. От дома до собора гроб несли на полотенцах. Без радио и газетных объявлений весь Елец знал о кончине настоятеля Вознесенского собора. У дома толпился народ, и все двинулись за гробом. Были слышны громкие причитания: «Дорогой наш! Со святыми, Господи, упокой душу его!» Из разных городов собрались духовные чада, на них жалко было смотреть. Утрата была невосполнима. Гроб поставили в центре главного Вознесенского придела, на помосте. Лицо архимандрита Исаакия было закрыто «воздухом», которым закрываются чаша и дискос на проскомидии после перенесения их на престол. В правой руке – небольшой иерусалимский крест. Собор был полон народа, образовалась Длинная очередь – люди подходили проститься с духовным отцом. Подходя ко гробу, они прикладывались к кресту в руках Усопшего. Заупокойную всенощную (парастас) отслужил Владыка Ювеналий. До позднего вечера собор был открыт и полон народа. Всю ночь у гроба читалось Св. Евангелие. Многие люди вызвались одновременно читать Псалтирь по усопшему пастырю. Все богомольцы настойчиво упрашивали и надеялись, что архимандрита Исаакия похоронят возле храма, где он прослужил настоятелем двадцать три года. Но сделать это оказалось невозможным, власти ответили категорическим отказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хоронили архимандрита Исаакия 14 января 1981 года. Был православный Новый год, для него юбилейная дата – 45-летие служения в сане архимандрита (с 14 января 1936 года). Отпевание началось после заупокойной Литургии. Все присутствующие стояли на панихиде с зажженными свечами. Народ, плача, пел вместе с хором. Совершенно неожиданно проглянуло через окна собора зимнее солнце, ярко осветившее гроб и всех присутствующих. Первое надгробное слово прозвучало из уст Владыки Ювеналия. 41 Прощальную речь, тронувшую всех своей глубокой искренностью и душевной теплотой, произнес приехавший на отпевание архимандрит Евсевий (Саввин), в настоящее время митрополит Псковский и Великолукский. Выступил клирик Вознесенского собора архимандрит Виссарион (Матичин), взволнованное и искренне слово сказал отец Василий Поваляев. После последнего прощания 14 священников подняли гроб и на руках понесли к выходу под пение хоров левого и правого клироса и всех присутствующих. Гроб с телом архимандрита Исаакия был обнесен крестным ходом вокруг собора под погребальный звон колоколов, установленных внутри храма. Остановились и около часовни-памятника воинам, погибшим в сражениях с ханом Тамерланом. В памятные дни архимандрит Исаакий всегда служил здесь литию. Люди полностью заполнили двор и соборную площадь. Крестным ходом обносят гроб с телом архимандрита Исаакия вокруг Вознесенского собора 14 января 1981 г. В день похорон зимнее солнце сияло, заливая ярким светом весь огромный Вознесенский собор, не по-зимнему щедро ликуя и совсем не замечая собравшихся людей, полных скорбной печали. Богомольцы, особенно духовные чада, плакали, понимая, что осиротели... Под пение «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего» и «Святый Боже» – гроб с телом архимандрита Исаакия поставили в автобус. От ворот городского кладбища 42 гроб несли на руках до места погребения. На могиле отец Василий Поваляев отслужил краткую литию и вновь сказал слово. Он выразил сердечную благодарность своему духовному пастырю, с которым много лет прослужил вместе в полном взаимопонимании, любви и уважении. Все присутствующие плакали. Началось последнее прощание. Все подходили к могиле, бросали горсть земли и просили своего батюшку: «Не забывай нас в Царствии Небесном!.. Господи, со святыми упокой душу архимандрита Исаакия...» Скорбя об утрате духовного отца на земле, все уповали, что приобрели великого молитвенника и предстателя пред Господом на Небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Статьей священника Окунева возмущены как историки, так и блокадники, как светские, так и церковные люди. На автора собираются подавать в суд. Что же побудило отца Окунева на столь беззастенчивое переписывание истории? В поисках ответа на этот вопрос мы провели небольшое журналистское расследование. Оказывается, отец Сергий Окунев в начале 1990-х годов был священником Московской Патриархии и служил в одном из столичных храмов – и не в каком-то, а едва ли не в самом богатом – храме Всех Святых на Соколе. И тем не менее приходского жалованья ему казалось маловато (видно, в глазах так и стояли «дорогие картины, дорогая посуда, тяжелые хрустальные люстры, роскошные, охраняемые дачи»), поэтому новоявленный, почти толстовский персонаж, отец Сергий занимался откровенным вымогательством среди паствы, за что и был наказан. В добытой нами не без труда в храме на Соколе резолюции 2493 Святейшего Патриарха Алексия II от 24 августа 1992 года в ответ на просьбу священника Окунева о прощении говорится: «Считаю возможным простить, только до первой жалобы. Вымогательство денег за Таинства есть симония, за которую надлежит наказывать по всей строгости канонов». Однако, по всей видимости, первая жалоба не заставила себя ждать, потому что 19 октября того же года отец Окунев был переведен из хлебной Всехсвятской церкви в Покровский храм в Медведкове. Такого материального стеснения наш правдолюбец уже не мог стерпеть и покинул свой приход, за что и был 19 февраля 1993 года Святейшим Патриархом Алексием II запрещен в священнослужении. Здесь у смелого обличителя нравов духовенства открылась новая дорога – в Зарубежную Церковь, которая, к сожалению, оказалась не особенно разборчивой в «кадровом вопросе». Благодаря своей находчивости отец Окунев совершил головокружительный прыжок – в далекую Австралию, где горизонты проявления его нестяжательности и принципиальности стали поистине необъятными. Их плоды мы видим в упомянутой статье. Если «по когтю узнают льва», как говорит известная пословица, то по длинному противному хвосту узнают крысу – обитателя помоек и разносчика заразы. Крысе не запретишь бегать по белу свету. Можно просто не пускать ее в свой дом.

http://pravoslavie.ru/506.html

5) Прот. Андрей Иванович Окунев, с 1848 до 1854 г. по академии товарищ о. Иванову (II курса), тоже магистр, бакалавр и профессор. Сюда поступил 4 августа 1848 г. из ключарей Казанского собора; потом был последовательно настоятелем соборов: Смольного, Петропавловского и, наконец Исаакиевского (первый настоятель этого собора); скончался 22 декабря 1860 г. (о нем см. «Истор. Исаак. соб.», вып. I стр. 51–2). Управляя Спасосенновскою церковью, прот. Окунев заботился о благолепии храма и церковной утвари; любил порядок, красоту и, изящество. Он сделал на Сенной много такого, что преемникам его оставалось только поддерживать; лучшая, первая ризница и до сих пор – еще от времен о. Окунева. Служа во многих церквах и соборах столицы священником и настоятелем, о. протоиерей Окунев не видал нигде такого порядка в поминовении усопших, как в здешней церкви, и потому, несмотря на то, что после служил еще в трех соборах, он в духовном завещании оставил 1000 руб. на поминовение души и его и родных в Спасосенновскую церковь . 6) Прот. Симеон Иванович Красноцветов (1854–57 г.), первый магистр VII курса спб. академии (1829 г.) и бакалавр; священническую службу начал при церкви Российской миссии в Швейцарии, откуда, за болезнью возвратился в 1833 г. во священника Смоленско-Кладбищенской церкви; в 1844 г. сделан был священником Воскресенского Смольного собора и законоучителем в Смольном институте, где в 1849 г. получил сан протоиерея. На Сенную настоятелем назначен 18 апреля 1854 г., а в декабре 1857 г. сделан настоятелем Смольного собора, потом благочинным и членом духовной консистории; скончался 2 декабря 1858 г. и погребен на Смоленском кладбище. (О нем см. III выпуск «Епарх. стат. комитета», отд. 2-й, стр. 314–16.) 7) Прот. Гавриил Игнатьевич Розов (1857–75), магистр спб. духовной академии (1831), был сперва священником и законоучителем в инженерном училище; выслужив здесь пенсию, получил место настоятеля здешней церкви, где и скончался и погребен на Митрофаниевском кладбище. Памятников деятельности его, как настоятеля, не осталось; должностей по духовному ведомству он не имел, высшее отличие – корону на орден св. Анны 2 ст, – получил за 10 лет до кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В священника А. И. Окунев рукоположен митрополитом Михаилом в 1819 году, и сперва был 10 лет (1819–1828 г.г.) законоучителем в военно-учебных заведениях – 2-м кадетском корпусе, дворянском полку, кавалерийском эскадроне и пажеском корпусе; потом (в 1829 г.) переведен к Скорбященской церкви, за ней (1837 г.) к Смоленско-кладбищенской, далее – к Казанскому собору (1839 г.) на вновь открытое священническое место, где был ключарем, избран членом консистории, произведен в протоиереи, и временно исполнял должность настоятеля; затем (в 1848 г.) перемещен к Спасосенновской церкви настоятелем, награжден орденом св. Анны 2-й степени (1850 г.), и сделан благочинным (1853 г.). За долговременное и отличное служение преосвященным митрополитом Никанором перемещен настоятелем же и благочинным к Воскресенскому всех учебных заведений собору (1854 г.); преосвященным митрополитом Григорием назначен кафедральным протоиереем в Петропавловский собор и старшим членом Санкт-Петербургского епархиального попечительства о бедных духовного звания (1857 г.); командирован в высочайше учрежденную комиссию построения Исаакиевского собора для совещания по устроению церковной утвари и прочих церковных принадлежностей собора, в который, при его открытии в 1858 году, и переведен настоятелем. В том же году сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени, а за успешное исполнение поручений по комиссии о построении собора награжден из кабинета Его Величества золотым с бриллиантами крестом. Состоял членом временного присутствия для приведения в порядок консисторских дел, комитета, учрежденного для рассмотрения проектов о способах возвышения свечного дохода, комитета при св. Синоде для пересмотра положений об обеспечении седьмого духовенства западных епархий, и исполнял множество других частных поручений  разновременно возлагаемых на него епархиальным начальством. Вообще и в епархиальном ведомстве А. И. Окунев был таким же неутомимо-ревностным деятелем, как и по ведомству учебному, отличаясь везде и во всем ясным, основательным разумением дела и точным, энергичным его исполнением.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Один русский архиепископ, посетивший Иерусалим, когда там уже покоились мощи преподобномученицы Елизаветы Федоровны, рассказывал Юсупову, что однажды стоял он на молитве у ее гроба. Вдруг раскрылась дверь и вошла женщина в белом покрывале. Она прошла вглубь и остановилась у иконы Святого Архангела Михаила. Когда она, указывая на икону, оглянулась, он узнал ее. После чего видение исчезло. Это, конечно, был знак напоминания людям со стороны великой княгини о Страшном Суде, на который всех поведет архистратиг Михаил. …Великая княгиня уже обрела вечный покой, а ее любимое детище, Марфо-Мариинская обитель милосердия, продолжала бороться за право на жизнь ее святою дела. Свидетель того времени H. П. Окунев в своем “Дневнике москвича” писал, что все дома обители и в начале 1920х годов содержались в полном порядке. Он был поражен красотой Покровского собора и благолепием богослужения. Облик священников, всего причта храма, по мнению Окунева, свидетельствовали, что они были приглашены еще самой Елизаветой Федоровной. Оба священника «такие чинные, «тихоструйные», благоговейные, представительные; дьякон, молодой еще, но хорошо ведущий свое дело и басящий в такую меру, которая как раз подходит к общему строю придворно-монастырского чина». Окунев отмечал необыкновенное звучание хора из 20 тонко подобранных женских голосов. Его покорила красота песнопений, архитектуры и росписей, алтарные и клиросные действия и звуки во вкусе «благоверных цариц». «Елизавета Федоровна оставила по себе памятник такой светлый, христиански радостный и кроткий, такой обаятельный по красоте замысла и исполнения, который так и говорит, что эта женщина — подлинная христианка, красивая душой и разумом. Я думаю, что при устроении храма и врачебницы и вообще этой обители Жен Мироносиц она потрудилась больше всех, внеся туда огромные средства, хозяйственность и изысканный вкус. И чем больше пройдет времени, тем более ее заслуга перед религией, страждущими и Москвой будет расти и вырастет в вечную ей добрую память».

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Малинков Иван, болг.урож. Иерод. Гавриил (Мануилов), болг. урож. Мизеров Дмитрий 30. Никитский Павел Никонов Александр Франц. Окунев Тихон Франц. Пинкевич Петр Свящ. Полиарпов Валентин 35. Свящ. Порубин Михаил Расторгуев Андрей Франц. Рожков Сергей Франц. Розанов Иван Свящ. Розов Константин 40. Садиков Николай Сергеев Григорий Смирнов Василий Смирнов Михаил Стефанович Антон Франц. 45. Свящ. Стрекалов Николай Свящ. Теологов Василий Трубачев Зосима 48. Уметский Александр A. II. Педагогику: 1. Белтов Николай Франц. Воскресенский Владимир Милославский Александр —606— Одинцов Алексей Франц. 5. Орлов Сергей Побединский Василий Соколов Николай Шамилов Филипп Щувалов Павел 10. Щеглов Виктор Франц. Б. Предметы первой группы. (Русскую гражданскую историю и Историю Греко-восточной церкви со времени отпадения Западной церкви от вселенской, до настоящего времени, в связи с историей Славянских церквей и Румынской): 1 . Алентов Николай. Свящ. Введенский Димитрий. Донец Илья. Ильинский Николай. 5 . Свящ. Майоров Константин. Малинков Иван, болг. урож. Иерод. Гавриил (Мануилов), болг. урож. Никонов Александр. Свящ. Розов Константин. Свящ. Стрекалов Николай. 11 . Уметский Александр. Б. Предметы второй группы. (Библейскую историю, в связи с историей древнего мира, и Еврейский язык с библейской археологией): 1 . Арефьев Борис. Базилевский Николай. Белтов Николай. Введенский Николай. 5 . Воскресенский Владимир. Гладков Василий. Забарный Петр. Свящ. Залевский Николай. Ивановский Николай . 10 . Свящ. Киселев Пимен. —607— Копылов Евгений. Свящ. Кораблев Павел. Лебедев Виктор. Магницкий Николай. 15 . Никитский Павел. Одинцов Алексей. Окунев Тихон. Пинкевич Петр. Побединский Василий. 20 . Свящ. Поликарпов Валентин. Свящ. Порубин Михаил. Расторгуев Андрей. Садиков Николай. Свящ. Теологов Василий. 25 . Шамилов Филипп. Шувалов Павел. 27 . Щеглов Виктор. Б. Предметы третьей группы. (Церковно-славянский и русский языки с палеографией и Историю русской литературы): 1 . Вижевский Дмитрий. Вишняков Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Идею выстроить храм-памятник «в память Царя-Мученика Николая II и всех богоборческой властью в смуте убиенных» предложил один из членов Воскресенской общины — Н. М. Котляревский, секретарь умершего в 1928 в Брюсселе генерала П. Н. Врангеля. Эту идею поддержал глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). В 1929 был создан комитет по сооружению храма под покровительством вел. кн. Ксении Александровны и в русском рассеянии начался сбор средств. Два года спустя при комитете образовалась художественно-техническая комиссия, в которую вошли: искусствовед П. П. Муратов, архитектор Н. П. Краснов, проф. Н. Л. Окунев, художник И. Я. Билибин. Во многих странах были организованы отделы комитета и назначены его представители. Особенно усердно потрудился в Югославии С. Н. Палеолог, собравший 100 тыс. динаров. Всего на строительство русские люди пожертвовали 1,2 млн бельгийских франков. В декабре 1932 Окунев в качестве образца для задуманного здания предложил взять придельный храм Преображенской церкви, выстроенный в начале XVI века в с. Острове под Москвой и хорошо воплотивший русскую национальную идею. В начале 1934 был одобрен соответствующий проект опытного архитектора Н. И. Исцеленова, который ранее работал в Петербурге. Закладку однопрестольного храма совершили 2 февраля 1936 митрополит Анастасий, Первоиерарх РПЦЗ, и сербский митрополит Досифей, в присутствии чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери. Династию Романовых представлял кн. Гавриил Константинович. Митрополит Досифей в своем слове напомнил: «Своими страданиями вы состраждете Государю, вы становитесь участниками жертвенных подвига и любви Царя-Мученика». Одновременно с возведением храма созидался и другой памятник — составлялся синодик с именами жертв богоборческой власти. После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительные работы были продолжены под руководством А. Б. Богдасарова. Они завершились 1 октября 1950 освящением здания. В нем участвовали митрополит Анастасий, епископы Нафанаил и Леонтий вместе с многочисленным духовенством. На торжестве вновь присутствовал кн. Гавриил Константинович. Одновременно с храмом, вмещающим 400 человек, был возведен прилегающий к нему церковный дом, в 1973 расширенный пристройкой трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=13940

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010