Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 . Почему библейские имена переведены на русский язык? иеромонах Иов (Гумеров) Принятое у нас произношение имен не только пророков, но и других библейских лиц, действительно, отличается от еврейского произношения. Однако речь идет не о переводе имени, а о неизбежном проявлении фонетических особенностей того или другого языка. Славянское и русское произношение соответствует греческому звучанию. Эта форма имен появилась вместе с переводом священных ветхозаветных текстов на греческий язык в 3-м веке до Р.Х. Разница порой существенна, но речь все же идет об одних и тех же именах: Моше – Моисей, Йехошуа – Иисус, Нун – Навин, Ахарон – Аарон, Аврахам – Авраам, Илийяху – Илия, Хабакук – Аввакум, Йосеф – Иосиф, Шеломо – Соломон, Иоханан – Иоанн, Хавва – Ева , Ханна – Анна, Рут – Руфь, СарайСара, Шаул – Саул, Елиша – Елисей, Малкицедек – Мелхиседек, Ноах – Ной, Эстер – Есфирь, Шошана – Сусанна, Рахел – Рахиль, Леа – Лия и др. Когда библейские имена были восприняты арабами, они неизбежно приобрели иное звучание в соответствии с характером их языка: Нух – Ной, Ибраг(х)им – Авраам, Якуб – Иаков, Гарун – Аарон, Даут – Давид, Сулейман – Соломон, Муса – Моисей, Ильяс – Илия, Аль-Яса – Елисей, Юнус – Иона, Яхья – Иоанн. Шамиль – арабское произношение еврейского имени Шемуэль (Самуил). Каково значение слова «роги», употребляемого в Священном Писании?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пришедши к царю, они говорили ему, что и они то же самое сделали бы, и так разубедили царя льстивыми речами, что он позволил им даже крестить своего сына; но лишь только ариане взяли его, как он умер на руках их (Чет.-Мин., 1 января).    На империю царя Валента напали варвары. Валент собрался в поход. Три раза прп. Исаакий Далматский встречался с царем в пути и каждый раз убеждал его, говоря: «Царь! Отверзи церкви православным, и предстоящая война будет благополучна; ты победишь врага и возвратишься с миром». Валент не только не вразумился предсказанием святого, но каждый раз с бесчестьем и побоями отгонял его от себя и, наконец, приказал бросить его в одно глубокое болотистое место. Освободившись отсюда чудесным образом, святой снова повторил свою просьбу к царю. Когда же Валент с гордостью и самонадеянностью грозил казнить его по возвращении из похода, тогда преподобный твердо сказал ему: «Если ты возвратишься в мире, то знай, что Господь не говорил через меня. Истинно говорю тебе: поедешь ты на войну, но врагов не одолеешь, обратишься в бегство, будешь пойман и живым сгоришь в огне». Предсказание сбылось в точности. Варвары одолели войско царя; сам он, раненый, обратился в бегство и скрылся в одном сарае. Враги узнали это и сожгли сарай вместе с царем (Чет.-Мин., 30 мая).    8. Казнь Божия настигает самого Ария. Арий за свою ересь был осужден на Первом Вселенском соборе и предан отцами собора отлучению от Церкви. Добиваясь занять кафедру Александрийского архиепископа и не желая расстаться со своим еретическим учением, он для вступления снова в общение с Церковью употребил следующую наглую хитрость: положив за одежду написанное им еретическое исповедание, он пришел к царю с прошением о принятии его в общение с Церковью. Царь спросил его, так ли он верует, как постановили отцы на соборе? Тогда Арий, ударяя себя в грудь, сказал: верую так, как написал я своею рукою и как положил в сердце (показывая тем вид, что верует согласно с соборным исповеданием веры, в самом же деле разумея еретическое исповедание, скрываемое под одеждой).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

– Раньше, чем немцы придут, мы вас всех перережем, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!” – и тоже отошли». «“Мы вас всех перережем”, – холодно сказал рабочий и пошел прочь. Солдаты подтвердили: “Вот это верно!”» А вот 10 февраля. Со времени октябрьского переворота прошло всего лишь два с половиной месяца. «Мир, мир, а мира нет. “Между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. И народ Мой любит это. Слушай, земля: вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Это из Иеремии – все утро читал Библию. Изумительно. И особенно слова: “И народ Мой любит это… вот Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их”. Потом читал корректуру своей “Деревни” для горьковского книгоиздательства “Парус”. Вот связал меня черт с этим заведением! А “Деревня” вещь все-таки необыкновенная. Но доступна только знающим Россию. А кто ее знает? Потом просматривал (тоже для “Паруса”) свои стихи за 16 год. Хозяин умер, дом забит, Цветет на стеклах купорос, Сарай крапивою зарос, Варок, давно пустой, раскрыт, И по хлевам чадит навоз… Жара, страда… Куда летит Через усадьбу шалый пес? Это я писал летом 16 года, сидя в Васильевском, предчувствуя то, что в те дни предчувствовалось, вероятно, многими, жившими в деревне, в близости с народом. Летом прошлого года это осуществилось полностью: Вот рожь горит, зерно течет,– А кто же будет жать, вязать? Вот дым валит, набат гудет,– Да кто ж решится заливать? Вот встанет бесноватых рать И как Мамай всю Русь пройдет…» Еще из февральских «засечек»: «Приехал Д. – бежал из Симферополя. Там, говорит, “неописуемый ужас”, солдаты и рабочие “ходят прямо по колено в крови”. Какого-то старика полковника живьем зажарили в паровозной топке. Извозчик возле “Праги” с радостью и смехом: “Что ж, пусть приходит. Он, немец-то, и прежде все равно нами владал. Он уж там, говорят, тридцать главных евреев арестовал. А нам что? Мы народ темный. Скажи одному “трогай”, а за ним и все».

http://pravoslavie.ru/134768.html

Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Смысл 19-го и 20-го стихов третьей главы послания к Галатам по-русски передан так: «для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает; а Бог один». – Не видно логически органической связи между этими стихами: «закон дан рукою посредника, но посредник при одном не бывает, а Бог один». Да ведь Моисей (о котором, конечно, идет здесь речь) был посредником не одной, а двух сторон, был посредником не пред Богом только, но пред Богом и народом израильским. К чему же говорит здесь апостолу, что посредник при одном не бывает и что Бог один? Впрочем, это место самими греками понималось и толковалось различно. Различие это достигло крупной цифры: толкований на это место насчитывают более 100. Вот как иногда даже природный язык утрачивает свою ясность, когда то или иное значение слова мало-помалу начинает выходить из употребления. Приведенное место утратило свою ясность вследствие того, что значение, которое придано здесь апостолом слову ες, всегда малоупотребительное, стало со временем мало-помалу совсем выходить из употребления в обыкновенной речи и удержалось только в языке философов. Слово ες имело, а для философа и до сих пор еще имеет значение «один» не только в смысле числа, но и в смысле единства (постоянства) реального и морального бытия, имеет значение: «один и тот же», тот же самый (неизменяемый). 6 Да и в самом первом числительном значение единства, в смысле постоянства, проглядывает во всех языках и у всех народов; так как первое числительное всюду дает тон всем последующим. Ни один народ не ведет счета таким, например, образом: один, разумея дом, два, разумея уже не дом, а что-нибудь иное, например, сарай, три – стол, четыре – стул и т. д. Напротив, у всех народов счет ведется только тождественным предметам: или домам одним, или одним столам, или другим каким-нибудь, но непременно тождественным предметам. Когда же приходится считать разнородные предметы, тогда все они подводятся под тождественные понятия: дело, вещь, предмет, и тому подобные: одно дело, два дела и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Спрашивается: мог ли господин обрезать раба против его воли? Маймонид (Decircumcis. L.I, с. 6) в разрешение сего полагает, что раб должен был или принять обрезание, или, в случае несогласия на сие, быть продан иному господину. Завет Мой на теле вашем будет заветом вечным. Завет называется здесь вечным так же, как вечным называется иногда закон, то есть под условием воли законодателя и известного состояния подзаконных. Отсечется душа та от народа своего. Отсечение необрезанных, по различным мнениям иудейских и христианских толкователей, означает лишение жизни вечной, преждевременную смерть, бесчадие, смерть по суду гражданскому, отлучение. Одни подвергают сему осуждению родителей, которые не обрезывают своих сынов; а другие – сих самых сынов, если они, при- шедши в возраст, не исполнят опущенного родителями. Отсечение души от народа своего, по употреблению сего выражения в Св. Писании, знаменует наказание Божественное (Лев. XVI.    10. XX. 5.6. XXIII. 29. 30). Действительно, иногда Бог видимо изъявлял гнев свой за небрежение о законе обрезания, как случилось с Моисеем ( Ucx. IV. 24–26 ). Впрочем, с понятием нарушения завета всего ближе соединяется отлучение от общества верующих и лишение прав на обетования завета. В обычаях иудеев было, что и те, которые получили обрезание, но после восьмого дня, уже не равнялись с обрезанными в восьмой день ( Флn. III. 5 . Orig. Contra Gels. L. V). От сего, может быть, мнения произошло, что семьдесят толковников после слов, который не обрежет края плоти своея, в переводе своем прибавили: в день осъмый. Обетование Саре 15.Бог сказал также Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою; но да будет имя ей Сарра. 16. Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. По еврейскому произношению первое имя супруги Авраамовой есть Сарай ( ), а второе ( ). Первое, по толкованию Иеронима (Trad. Heb.), знаменует: госпожа моя, то есть госпожа одного только дома; второе – госпожа вообще. Но соответственнее с именем Авраама имя Сарры разложить можно так: Сарафгамон, то есть госпожа множества. Недоумение Авраама

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Установить время Рождества точнее помогает Евангелие от Матфея (об этом мы еще поговорим). Но какие-то ориентиры дает и Лука. Евангелист Лука сообщает, что Рождество Христово произошло в Вифлееме, городе Давидовом . Там, в Вифлееме, Деве Марии наступило время родить… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:6-7). По преданию, местом Рождества стала пещера (вертеп), но в самом Евангелии этого не говорится: там только сказано, что во временном пристанище святого семейства имелись ясли, то есть кормушка для животных. Может быть, это был даже сарай для скота, который на время переписи, ввиду нехватки мест в гостиницах, был спешно приспособлен для ночлега пришедших из других городов. Вообще Мария и Иосиф жили в Назарете. Именно там Пречистой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о том, что Она обрела благодать у Бога , зачнет во чреве и родит Сына Иисуса, Который наречется Сыном Всевышнего … и Царству Его не будет конца (Лк 1:26-33). Но записаться Иосиф и Мария должны были, согласно правилам, в том городе, откуда брал начало их род. То есть в Вифлееме. Пещера Рождества. Фото: Усманова Анжела Место рождения Господа Иисуса исключительно важно. Ведь все иудеи хорошо знали предсказание пророка Михея о том, что долгожданный Мессия – потомок царя Давида – родится в его родном городе Вифлееме: И ты Вифлеем-Ефрафа , мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2). Ефрафа – древнее название города Вифлеем. В переводе с древнееврейского значит плодородный . Возможно, так же звали и основателя Вифлеема, жителей которого Библия иногда именует Ефрафянами (Руфь 1:2, 1 Цар 17:12) Но о том, что Христос действительно родился в Вифлееме, знали, очевидно, только Его Мать и праведный Иосиф обручник. Все прочие считали родиной Господа Иисуса галилейский город Назарет, где Он провел большую часть детства и юность. И это Его мнимое галилейское происхождение многих сбивало с толку. В Евангелии от Иоанна мы видим, например, как смущается будущий апостол Нафанаил, узнав, что Иисус родом из Назарета: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1:46) А позже первосвященники и фарисеи попытаются убедить Никодима, одного из членов Синедриона (верховного иудейского судилища), что Иисус никак не может быть истинным Мессией: рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин 7:52).

http://foma.ru/rasskazy-o-rozhdestve-v-e...

«Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое». «Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо». «Царский гнев – вестник смерти, но мудрый человек умилостивит его». «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него». «Гроза царя – как бы рев льва; кто раздражает его, тот грешит против самого себя». «Удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою». Но с другой стороны «жизнь в милости царской». Устранив врагов, Соломон естественно должен был оказать особенные милости своим приверженцам, и среди них особенно дорог ему был Верзеллий, оказавший в свое время неоценимые услуги Давиду. Кимгам, младший сын престарелого галаадитянина, причислен был ко двору и допущен был к царскому столу и по-видимому получил в дар участок из наследственных имений Давида. Он был родоначальником дома, потомки которого занимали выдающееся положение даже и во времена Ездры. Он основал в Вифлееме гостиницу или караван-сарай, который был известен по его имени и столетия спустя. Устроение этого караван-сарая быть может было вызвано торговыми предприятиями Соломона, но, столетия спустя, он послужил и для более высокой цели: в яслях этой именно гостиницы родился божественный «Сын Давидов» – Христос. Затем Соломону оставалось лишь упрочить свою власть над всеми соподчиненными народами, и достигнув этого после незначительных усилий, он явился наконец в истинном своем достоинстве – мирного царя, слава которого заключалась по преимуществу во внутреннем благоустроении государства, достигшего именно при нем высшего блеска, величия и богатства. Только что пережитые треволнения, однако же, должны были показать Соломону, с какими трудностями предстояло ему бороться во время царствования и как недостаточен был бы его собственный разум для управления великим государством. Поэтому он, воспитанный под благотворным влиянием пророка Нафана, естественно должен был обратиться за высшею помощью, и решил возблагодарить Господа-Бога торжественным жертвоприношением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ювенальные бесы и как их отгонять от своего дома Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 8-я Протоиерей Олег Стеняев Авраам охраняет жертвоприношение. Тиссо Джеймс Все обстоятельства говорили о том, что у Аврама и Сары не может быть ребенка, но у Авраама и Сарры ребенок родится! И перемена имени, которая происходит потом: если раньше он назывался Аврам, то потом Господь говорит: и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт. 17, 5). Подобно меняется и имя Сары, с «Сара» (ивр.: Сарай) на Сарру. И это – как перемена судьбы, как новое рождение. Изменись, родись духовно заново – и все изменится ... Но вот что для нас более важно: дать имя или поменять его может только тот, кто становится твоим абсолютным хозяином и владыкой. Подобно тому как в первый раз это и делают наши собственные плотские родители; а здесь это делает Сам Бог (подлинный Хозяин мира). При этом Бог пообещал еще Авраму и землю в собственность для проживания (ср. Быт. 15, 7). И далее: Он (т. е. Аврам – О. С .) сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? (Быт. 15, 8). Изменись, родись духовно заново – и все изменится Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Аврам видел, что земля Ханаанская имеет царей и войска, видел, что она наполнена жителями, и теперь слышит, что земля эта будет дана не ему, а его семени, и потому о том, что должно было совершиться не в его время, желает узнать, как это будет, и как семя его войдет в эту землю и получит ее в наследие себе. Цари ли, думает Аврам, истребят друг друга; или придут другие народы, истребят ее жителей и сделают землю для нас пустой; или мое семя сделается могущественным, придет, истребит жителей земли и получит ее в наследие; или земля поглотит жителей за дела их; или сами жители переселятся в другую страну от голода, или побуждаемые какой-либо молвой, или другим чем? Так Аврам, когда вопрошал Бога, не сомневался в верности обетования, но хотел только знать, каким из этих способов его семя получит землю в наследие. Но Бог знал, чего хотел Аврам, и вместе с желаемым открыл ему также то, о чем тот не просил (поведал ему и о грядущих судьбах его потомков до кончины мира – О.С .)» .

http://pravoslavie.ru/104395.html

Старуха и мальчик шли по деревенской пустой улице. Потом бабушка остановилась, прислушалась к воздуху ночи и сказала: – Кто ж это такое так поздно ужин готовит? Не то Га-раська-секретарь из города приехал? Но в деревенской ночи раздался чужой голос человека, другой голос пробормотал ему ответ, и бабушка все поняла. – Пожар! – сказала она Тишке. – Пускай, он сам потухнет, – произнес Тишка. Ему было все равно, он хотел спать. Бабушка подхватила Тишку на свои сильные белые руки и побежала с ним вперед на запах дыма. Рядом с избой дяди Сарая тлела колхозная овчарня, крытая соломой. Дядя Сарай был тут же; он ходил по выгону перед овчарней и давал указания старику, ночному сторожу. Ночной сторож, опершись грудью на полевой посох, курил трубку, из трубки вылетали искры и летели с живым огнем до самой земли. – Беги скорей к правлению, кличь весь народ! – шумел Сарай. – Ты видишь, что делается – сейчас огонь наружу покажется – всю деревню спалит, меня первого! – Загаснет сам, потушить не поспеют, все люди уморились и спят, пока встанут, пока обуются, – тихо и неохотно, словно безмолвно, сказал старик. – До твоей избы еще далече. – Я тебе что говорю! Я член ревизионной комиссии! – распоряжался Сарай с непокрытой головой. – Ты все поголовье вывел из помещения или нет? – Всех, – еле-еле проговорил старик. – Осталась малость. – А это ты своей трубкой поджег помещение! – кричал бегающий мелкими ногами по поляне Сарай. – Ты нам ответишь в сто крат, я тебя расшифрую, я знаю на свете все! – Вспыхнуло от природы, – сказал сторож. – Может, от зарницы. Одно сгорит, другое построят. Это горит от ветхости. Из тлеющего сарая сразу пошел густой толстый дым, озаренный пламенем из-под своих корней. Дядя Сарай широко осмотрелся вокруг и заметил Тишку со старухой Феклой: бабушка опустила Тишку на землю, и он стоял, прикоснувшись рукой к ее руке. – Тишка! – воскликнул Сарай. – Беги ко мне в избу, выволакивай легкие вещи наружу, ставь их в ряд на улице по той стороне, а за тяжелым я сам сейчас приду. Гляди, не разбей ничего. Бери пока табуретки, а часов и настольное зеркало не смей трогать!

http://predanie.ru/book/221165-rasskazy-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010