Христу, Евангелию и Честному Кресту – это сербские Мученики, исповедники и подвижники веры и жизни во Христе и по Христу. Известен многовековой мартиролог сербского народа, причем именно за «Крест Честной и веру Христову», особенно со времен Косовского великомученика Святого Лазаря [Святой Мученик Георгий Кратовец (16 век), Святая Мученица Злата, Святой священномученик Гавриил Патриарх (17 век), Святой новомученик Виссарион Сарай из Боснии (18 век) и до белградского новомученика Аввакума Диакона, который перед казнью пел во весь голос показательные стихи: «Серб Христов есть, радуется смерти; нет веры лучше христианской!» и до самых современных известных и неизвестных новомучеников и исповедников Православия (Марчанские монахи, оказавшиеся в заключении на Малте, девица Анджа из Призрена, крестьянин Вукашин из села Клепац околло Чаплины, погибший в концлагере Ясеновац, митрополит Петр Зимонич, Глинские и Пребиловацкие мученики, Крагуевацкие дети из «некоей страны крестьян на горных Балканах» и многочисленные иные]. Все они страдали за свою веру в Христа и за Православие, повторяя каждый по-своему слова сербской народной песни: « Не стану своей веры терять, ни Крест Честной попирать». Немало также сербских подвижников, пустынников, пещерников, молитвеников, молчальников, исихастов и иных Божиих угодников, которые свою верность Христу и евангельской православной вере и жизни засвидетельствовали своим самопожертвованным подвигом поста и молитвы, самоотрицания и нищенствования, девственности и чистоты, любви и смиренноумия. Подвижники в сербском народе засвидетельствованы и задолго до Святого Саввы, а особенно после него (Святой Прохор Пчинский, Иоаким Осоговский, Петр Коришкий, Ромило Раваницкий и остальные синаиты), вплоть до новых подвижников наших дней (отец Симеон из Дайбаба, Феоктист Студеницкий, Иустин Челийский, Георгий Герцеговец-Хиландарец). Подвижничество – характерная черта Православной духовности вообще (не только монашеской и монастырской), а потому оно присутствует и в простом сербском народе.

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov...

В конце XVII века в монастырь переселились монахи из разрушенного в 1688 году турками монастыря Милешева. Они участвовали в строительстве новой церкви и монастырских зданий. После войны 1737-1739 гг. в Пакру переселились монахи из монастыря Гомионица в Боснии, где турки истребляли православных сербов за поддержку австрийских войск. Новый игумен Гавриил (Давидович) получил для монастыря землю, что в значительной степени облегчило жизнь монастырской братии. Монастырь имеет историческую духовную связь с монастырем Гомионица в Боснийской Краине, а также со Святой Землей, о чем свидетельствует прибытие в Пакру из Лавры преп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне священномученика Виссариона (Сарай), монаха, который девять лет подвизался в монастыре Пакра, где он служил иеродиаконом, прежде чем отправиться на свой мученический подвиг в Трансильванию. Монастырь восстанавливается с 2005 года. Адрес: Donji Borki 89, 43500, Donji Borki, Хорватия Телефон: +385958366999 Подробнее... Монастырь Святая Лазарица [ править править код ] Монастырь Святая Лазарица — мужской монастырь сербской православной церкви, расположенный в Зверинаце, недалеко от Книна, в Хорватии (или далматинском Косово). Монастырь посвящен святому великомученику князю Лазарю Сербскому и известен как Далматинская Лазарица. Он по праву считается одним из самых красивых в православной Далмации. По благословению блаженнейшего епископа Далмации Стефана (Кнежевича) монастырский храм начали строить в 1874 году и первоначально посвятили Святым праведным Иоакиму и Анне. Но строительство шло очень медленно, что впоследствии отразилось на желании епископа Стефана посвятить храм святому великомученику князю Лазарю, поскольку в 1889 году отмечался юбилей — 500-летие Косовской битвы. Год спустя, в 1890 г., рядом прошла железная дорога, а станция получила название Косово. Со дня освящения монастырская церковь Лазарицы стала великой духовной святыней. На Видовдан сюда ежегодно стекалось большое количество верующих со всей Далмации.

http://azbyka.ru/palomnik/Хорватия_(мона...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Сербской Православной Церкви АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ДАМИАН мч., Асийский, бессребреник (пам. 1 нояб.) - см. в ст. Косма и Дамиан, мученики, бессребреники Асийские ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня), ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) КИРИЛЛ I [серб. Кирил], свт. (пам. 30 авг., в Соборе Сербских святитителей), патриарх Печский Сербской Православной Церкви с 1407 или 1409 (?) по 1418 г. ЛАЗАРЬ (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122350.html

Значительное число, главным образом, новейших, но значительных с художественной точки зрения русских икон происходит из ватопедского скита св. Андрея в Карее. Скит, известный также под именем «Сарай», до половины XVIII в. был келлией, посвященной св. Антонию, в ней жили на покое два Константинопольских патриарха – Афанасий III Пантеларь (1651) и Серафим II (1761); они ее и отстроили. Ряд русских икон XIX в., изображающих святых покровителей скита Андрея и Антония, дают нам возможность проследить последовательное сложение собрания. Указания, приведенные выше, вполне сходятся с известиями, полученными нами из различных исторических источников, а также из изучения эскизов и фотографий. Исходное здание скита было построено патриархами; за исключением трехэтажного ряда церквушек, оно было полностью разрушено во время пожара в 1959 г. В 1841 г. русские монахи Виссарион и Варсонуфий предприняли обновление келлии, в 1849 г. получившей наименование скита. С того времени стали возводить новые флигели и домовые церкви: южный в 1857 г. с церковью Свт. Петра, митрополита Московского , для увековечения имени дарителя Петра Севастьянова; в 1887 г. – западный флигель с трапезной. 16 июня 1867 г. скит посетил брат царя Александра III, Великий князь Алексей Александрович; память об этом посещении запечатлена в надписи на иконе свв. митрополитов Московских Петра и Алексия. Алексей Александрович основал новый великолепный храм Св. Андрея в воспоминание о чудесном избавлении своего отца от гибели; строительство было завершено 1 июля 1899 г. Наконец, в 1897–1900 гг. был обновлен северный флигель с больницей и великолепным храмом в честь св. Иннокентия, за счет Иннокентия Сибирякова, принявшего впоследствии иночество. С тех пор этот скит стал одной из самых больших монашеских общин Святой Горы. Его соборный храм, домовые церкви и остальные строения украшались великолепными иконописными работами русской школы, в том состоянии, в каком она сложилась на протяжении XIX в. под влиянием западного искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые мученики и исповедники Трансильванские Прп. Виссарион Сарай, нмч.Опря Миклэуш и нмч. Софроний из Чоары / «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 11–12). Воистину эти слова жизни исполнились на православных румынах в Трансильвании в XVIII веке. Эта румынская область в течение многих столетий была под гнетом Габсбургов и венгров. Румынский народ и Церковь во все время рабства были в очень трудном материальном, но более всего в духовном положении. Лукавый Ватикан со всеми своими подданными в монархии хотел обратить православных румын в унию, чтобы благочестивый народ шагнул в адскую бездну. Сопротивление православных румын унии длилось 60 лет. Тысячи монахов, священников, верующих, женщин и детей, которые даже ценой жизни не хотели оставить свою православную веру, претерпевали тюремное заключение от нескольких недель до нескольких лет. За исповедание своей веры они были закованы в тяжелые цепи по рукам и ногам, женщин и детей держали зимою по три-четыре месяца в тюрьме, зверски мучили и бичевали. Многие из православных приняли венец мученичества, подобно христианам первых веков, исповедуя перед униатскими и римо-католическими палачами, что «лучше умереть в тюрьме, чем оставить православную веру». Униатские священники с помощью австрийских солдат насильно причащали, крестили и хоронили православных румын, так что они «страдали от ужасного страха перед немцами и униатскими попами». Например, четверо верующих из Жины были отведены в соляные шахты Уйоари, где семь недель были мучимы и унижаемы: «…ночью их спускали в подземелье, где пытали и терзали железными кольцами, а ноги и головы им оковали тяжелыми цепями с висячими замками», а верующие из Делы, руководимые священником Космой, свидетельствовали: «Нас заперли в комнате, и взрослых, и детей, где нас душили дымом от горящей соломы за то, что мы не хотим принимать унию». В одном письме от 1756 года верующие из Селиште, обращаясь к Карловацкому митрополиту Павлу (Ненадовичу), пишут: «Нет больше силы, чем та, с которой терпим все эти дни, все зло, которое исходит к нам от униатских попов и их гнева, ибо нас каждый день хватают и просят местных правителей, чтобы нас заключили в тюрьму. Из-за их великой злобы мы оставили все, и дома и земли, и поэтому живем по землянкам в лесу, так как нам не нужны униатские священники даже ценою жизни».

http://pravoslavie.ru/41537.html

В знак благодарности сербам Леопольд I предоставил им ряд существенных привилегий, в том числе гарантию свободы православного вероисповедания. Более того, Карловацкие митрополиты стали не только духовными, но и светскими представителями сербского народа в империи.  Согласно Карловицкому мирному договору, окончившему войну и подписанному 26 января 1699 г., Порта утратила свои земли в Славонии, Среме, Бачке и части Далмации. Для управления над присоединенными землями создавалась Придворная комиссия, которая впоследствии стала брать все больше власти в свои руки. Так, сразу после смерти Арсения III Черноевича в 1706 г., Вена запретила сербам избрать нового патриарха, а глава православной церкви в Австрии стал именоваться митрополитом и архиепископом. Кроме этого сербы стали испытывать и различные религиозные притеснения, активно проводилась политика унии. В 1744 г. в австрийской тюрьме был замучен православный миссионер преподобный Виссарион Сарай, боровшийся против распространения унии на территории Баната и Трансильвании и не отрекшийся от истинной веры даже под пытками. Особенно преследования были сильны на территории современной Хорватии, где закрывались православные монастыри и церкви, в сербские приходы назначались униатские священники. В результате здесь вспыхнул целый ряд восстаний для защиты Православия. В 1750 г. русский дипломат М.П. Бестужев-Рюмин, описывая гонения на православных в австрийских землях, писал, что отказавшимся от унии угрожают не только отнять все имущество, но и всех с женами и детьми истребить. Самым вопиющим примером стала судьба монастыря Марча, из которого силой оружия изгоняли братию, угрожали православным священникам, но местные сербы боролись за православную обитель. В результате власти монастырь все же закрыли, а здания разобрали на строительный материал. В середине XVIII в. значительное число сербов переселилось в Россию, в так называемую Новую Сербию (Екатеринославскую губернию), из-за религиозных гонений и других притеснений. В этих обстоятельствах Вена была вынуждена пойти на некоторые уступки. Так в 1781 г. Иосиф II издал Патент о веротерпимости, уравнявший все религии на территории империи, но не снявший ряда ограничений времен Марии Терезии, касавшихся духовной деятельности. В конце XVIII в. в хорватских землях появилась первая сербская школа. В это время было построено и большинство православных церквей и семинарий на территории Хорватии. Стал издаваться сербский журнал «Добрый пастырь». 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ [румын. Gheorghe] (1730, близ Сэлиштя-Сибиулуй, Трансильвания - 3.12.1806, мон-рь Черника, Валахия), прп. (пам. 3 дек.), старец, настоятель мон-рей Черника и Кэлдэрушани в Валашском княжестве. Пострижен в монашество и рукоположен во диакона в Ватопедском мон-ре на Св. Горе Афон. Ученик прп. Паисия (Величковского) , в скиту св. Илии был рукоположен во иерея. Вместе со старцем Паисием перебрался в Молдову сначала в мон-рь Драгомирна, затем в Секу и в Нямецкий мон-ри. В 1781 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий II поручил Г. управление заброшенным мон-рем Черника. С помощью господаря Николае Маврогени (1786-1790) и др. христиан Г. начал восстановление соборного храма и келий. Г. много времени уделял совершенствованию духовной жизни монашествующих. В мон-ре служба совершалась каждый день, насельники обители наряду с чтением Свящ. Писания, творений св. отцов Церкви и молитвенным деланием несли многочисленные послушания, занимались перепиской рукописей и физическим трудом. В 1794 г. Г. был также утвержден настоятелем мон-ря Кэлдэрушани, куда перевел часть монашествующих из Черники и где также ввел общежительный устав. Г. настоятельствовал в обоих мон-рях до кончины. Старец имел много учеников и последователей. Среди них - св. Каллиник Черницкий (настоятель мон-ря Черника в 1818-1850), протопсалт иером. Макарий и др. В 1785 г. Г. написал завещание-поучение, распространившееся во мн. копиях. Лит.: Casian Cernicanul, mon. Viaa, faptele i cuvintele stareului Gheorghe//Istoriile sfintelor mnstiri Cernica i Cldruani. Bucur., 1870. P. 1-84; Furtun D. Ucenicii stareului Paisie în mnstirile Cernica i Cldruani. Bucur., 1927; Atanasie Gladcovschi, arhim. Gheorghe arhimandritul, stareul mnstirii Cernica//Glasul Bisericii. 1956. N 12. P. 716-724; Suttner Er. Chr. Paisij Velicikovskiy im Spiegel des geistl. Testaments seines Schüllers Gheorghe de la Cernica//OS. 1973. Bd. 22. H. 2/3. S. 184-189; Ioanichie B lan, ierom. Pateric românesc. Bucur., 1980. P. 265-281; Chesarie (Gheorghescu), arhim. Cuviosul stare Gheorghe de la Cernica//Sfinii români i aprtori ai legii strmoeti. Bucur., 1987. P. 500-510. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.)

http://pravenc.ru/text/164189.html

Старики не давали его хоронить две недели, не появлялось признаков тления. Мне в чудо поверить сложно! Когда со свидетелями я общался, говорили они, что был отец Виссарион святой жизни. Я им: «Ну какой святой? Инфаркт и все». А старичок один сидел-сидел и говорит: «Да это мы все знаем! Инфаркт… Доктора-то скажут, но ведь он не гнил, запах не шел…» Похоронили отца Виссариона на кладбище, но потом это кладбище запахали, и его не стало. Но говорили, что могилу деда нашли, раскопали и перенесли в ограду вновь открывшейся церкви. Я воспитывался на рассказах о дяде, о деде. И они для меня живые! Удивительное дело, дед умер в 1940 году, я его никогда не видел, родился через несколько лет после его смерти, но всегда перед бедой дед ко мне приходит, я во сне знаю, что он приходил, чтобы поддержать. Он со мной… — Вера, традиции пресеклись в семье после революции? — Нет! Это как раз наше спасение было. Я в этом смысле счастливый человек. И дети у меня крещеные. И жена вместе с сыном крестилась. Это был 1984 год. Крестить жену и Богдана поехали на Дон — здесь было нельзя, жена работала в высшем военном училище, донесли бы, тут же без работы осталась бы. Приехали в Донецк. Церкви нету — какой-то сарай длинный, а на нем, величиной с два моих кулака, луковка с крестом. Крестились одновременно семьдесят человек. Июль месяц, жара невыносимая… Подошла к нам монахиня: — Вы откуда-то издалека? — Да, мы из Ленинграда. Она спрашивает: — Начальники? — Ну, я не начальник, жена… — Я тоже была большим начальником… И пошла мимо, потом вернулась и сказала: — Все, кого крестят без документов, загасите свечки. ОБХСС приезжало и сверяло, сколько свечей сгорело и сколько подано документов. И священнику был большой нагоняй за это. С дочкой уже было попроще… Дети мои — верующие, молятся, но отношение их к церкви очень современное. А современное отношение — это тепло-хладное. Самое грустное, неизбежное, что церковь становится обычаем, а не формой бытия. — То же самое было в конце XIX века. Сейчас жизнь такая же благополучная, бежит по накатанному. Это расслабляет.

http://azbyka.ru/fiction/ja-vsju-zhizn-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИССАРИОН САРАЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Виссарион Сарай, мчч. Опря Миклэуш и Софроний из Чоары Редакция текста от: 13.09.2020 16:12:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22381.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @7512@ Подпись к иллюстрации: Прмч. Виссарион Сарай, мчч. Опря Миклэуш и Софроний из Чоары Размер файла: 98.57 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 03.11.2012 12:03:41 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/7512.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010