В Философии, в законах, в Истории и языческой Богословии был весьма искусен. Знаменит красноречием, очень хорошо разумел Священное Писание и отличался благочестием. В молодых летах написал он, по свидетельству Иеронима, книгу о заботах супружества и, спустя несколько, о возражениях на притязания еретиков (de praescriptionibus contra Haereticos), которых список сочинил с самого начала Церкви. Потом для удержания неистовства Северова 10 на христиан гонения и заграждения уст клеветников издал в Риме весьма учёную Апологию, или защитительное рассуждение, которое во время жесточайшего от Плавтиана градодержателя в Парфянской земле свирепствования на христиан, в отсутствие императора, утаив своё имя, надписал градоправителям и судиям. Он издал в свет и другие сочинения против отступников и еретиков, Марциопитов, Валентинианов, Иудеев и проч., которых молниею своего красноречия и силою доводов более поразил, нежели убедил. Сие подало случай Винцентию Лирину 11 сказать: сколько у Тертуллиана слов, столько мыслей; а сколько мыслей, столько побед. Но, к сожалению всей Христианской Церкви, сей знаменитый учитель её впал в некоторые заблуждения. Впрочем, сия Апология и другие многие его сочинения писаны им до отпадения его от Церкви; почему ею и приняты, яко истинно православные». 2 Некоторые исследователи подвергают это сомнению. См.: J. Klein. Tertullian. Christliches Bewusstsein und sittliche Forderung. Düsseldorf, 1940, S. 268–273. 3 Не следует смешивать гностицизм с гносисом ( νγωσις – познание, знание) Климента, епископа Александрийского († ок. 215), Оригена , пресвитера Александрийского († 254), и других выдающихся ранне-христианских мыслителей, которых весьма высоко ценили святые отцы и которые считаются учителями Церкви. 4 Авидий Кассий – полководец, провозгласивший себя императором в царствование Марка Аврелия (175 г.); Гай Песцений Нигр и Клодий Альбин, после убийства императора Коммода в 193 г., выступили с незаконными притязаниями на престол. 5 Сигерий – борец, с которым любил упражняться император Коммод. Впоследствии он задушил Коммода (193 г.); Парфений – вельможа, который пользовался благосклонностью императора Домициана, но принял участие в заговоре, приведшем к смерти правителя (96 г.). 11 Святой Викентий Лирийский (лат. Винсент из Леранса, † до 450 г., память 24 мая) – монашествующий богослов, автор духовного наставления «Коммониторнум» (под псевдонимом «Перегрин»). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Du-Pin 211 , а за ним и Cave 212 говорят, что по стилю она не может быть отнесена к произведениям Астерия Амасийского . Правда, стиль этого слова несколько отличен от других произведений Амасийского епископа. Но эта особенность языка и изложения находит для себя удовлетворительное объяснение в характере произведения. Это, ведь, не церковное поучение, а краткое риторическое упражнение. Да притом, это различие в стиле и не настолько велико, чтобы иметь решающее значение в вопросе о принадлежности этого слова св. Астерию. Напротив, именно стиль дал основание одному знатоку древней церковной литературы патриарху Фотию приписать это слово Астерию Амасийскому . По мнению Фотия, язык и стиль этого описания иконы Евфимии имеет сходство с описанием глаза в речи о слепорожденном 213 ; это слово читалось, как слово Астерия, на Седьмом Вселенском Соборе, в деяниях – четвертом, шестом и восьмом 214 . Его знают между произведениями Астерия Амасийского : неизвестный автор Amphiloch. Quaestiones 215 и папа Адриан II-й 216 . После таких исторических свидетельств „всякое сомнение относительно подлинности этого слова должно считать неправильным» 217 . И вообще „нельзя разумно сомневаться в том, что это слово принадлежит св. Астерию, епископу Амасийскому» 218 . Несправедливому также сомнению подвергается принадлежность св. Астерию и следующего по счету у Миня 219 , двенадцатого слова Амасийского епископа. Это – его „ Похвальное слово в день святого первомученика Стефана.» Это слово было произнесено Астерием в день чествования раба Божия, – чествования „следовавшего за Богоявлением» 220 , т. е. Рождеством Христа, значит, 27 декабря. Эту речь приписывают: то св. Григорию Нисскому , то Проклу Константинопольскому . Между произведениями последнего она сначала и была издана Винцентием Риккардом. Но уже сам издатель, как говорит Комбефиз 221 , заметил, что с произведениями Прокла это слово не имеет ничего общего. Поэтому Комбефиз в своем Nov. Auctar. издал его между произведениями Астерия Амассийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

– Я в ужасе о будущем моей страны; вся система воспитания и образования в США в руках сатанистов... Как Божию милость переживал я с моими прихожанами рукоположение во диакона в нашем храме в июле 1960 года чтеца Алексея Охотина, в том же году мной повенчанного, недолго послужившего у преп. Серафима, и причисление к моему храму владыкой Иоанном (б. Шанхайским) во дьякона рукоположенного чтеца Валерия Лукьянова. ...4 мая были мы с матушкой на выпускном акте младшей дочери в женском колледже «Маунт Ст. Винцент». Тьма народа. На возвышенном месте – р.-к. епископ, Педагогический Совет и почетные гости. Мне было предложено место рядом с епископом, но предпочел я место среди почетных гостей. Каждая студентка, окончившая колледж, под бурные аплодисменты подходила к епископу и из его рук получала диплом. Под обычные аплодисменты, с поясным поклоном подошла к епископу и Вера. Когда же она с темже поясным поклоном, уже под усиленные аплодисменты подошла ко мне, я встал и благословил ее; она поцеловала руку: это уже были не аплодисменты, а долго не утихающая овация. По окончании акта почтенная монахиня – Декан колледжа, преклонив колено, испросила у меня благословение. ...С гнетущим чувством покидал я покои владыки Митрополита Анастасия после двух моих в 1963 году последних посещений. – Скажите, правда ли, что брат Ваш – священник в чине полковника КГБ? – Ваше Высокопреосвященство, кто это внушил Вам? – Не внушил, а сказал. Сообщил мне об этом игумен Антоний. – Мой брат никогда не служил в армии. Откуда у игумена эти сведения? – Говорит, что узнал от «Эф-Би-Ай». – Благословите, Владыка, я лично обращусь в «Эф-Би-Ай» с письменным запросом по этому делу... – Нет, нет, не надо. Давно я заметил в нем склонность к клевете на тех, кто ему неугоден. Говорил он мне и о том, что Ваша дочь алкоголичка. – Это было им сказано, дорогой Владыка, по-видимому, в отместку за то, что дочь моя резко отказала ему принять на выгодных условиях место в его так называемой Сергиевской гимназии. – Передайте Вашей дочери мое благословение. Я очень ценю ее участие в синодальном хоре, ее голос – украшение нашего хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«О том, что русское письмо было одним из литературных языков Великого княжества Литовского, свидетельствуют произведения, написанные от Киева и Львова до Вильно и Полоцка. Поэтому не может быть и речи о противопоставлении белоруса и украинца великорусу по той простой причине, что белорус, украинец и великорус всегда олицетворяли собой единый русский народ в смысле их национально-языковой принадлежности». Далее Л.Е.Криштапович критично рассмотрел позицию белорусского внешнеполитического ведомства. «Трудно понять логику министра иностранных дел Республики Беларусь и одновременно председателя Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимира Макея, который причисляет польско-шляхетских политических и культурных деятелей (Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, Станислава Монюшко, Винцента Дунина-Марцинкевича и им подобных) к белорусской истории на том основании, что они родились и жили на территории современной Республики Беларусь. Хотя эти деятели жили и творили на территории Белоруссии, но принадлежат они именно польско-шляхетской истории и польско-шляхетской культуре. Сами эти деятели никогда не причисляли себя к белорусам и белорусской истории. Напротив, они считали белорусский народ неисторическим народом, не способным к историческому творчеству. Попытка же Владимира Макея зачислить польско-шляхетских деятелей в каталог белорусской культуры представляет собой самую бессовестную фальсификацию белорусской истории и объективно играет на руку современным польско-шляхетским авантюристам, мечтающих о превращении Белоруссии в восточные кресы Польши». Николай Сергеев выступил с докладом «Александр Суворов - национальный герой Белой Руси», в котором показал, что Александр Васильевич Суворов был не только непревзойденным полководцем и гением военного искусства, но и героем, который принес Белой Руси избавление от четырехсотлетнего национального унижения и религиозного гнета и оградил белорусский народ от исчезновения как такового. Александр Суворов и его чудо-богатыри. Они спасли Белую Русь от ухода в небытие

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/belaya...

С этой точки зрения может быть понятною и та борьба, которую методистам приходилось вести с рабовладельцами. – После основания методистской общины в Вест-Индии, она находилась под непосредственным влиянием д-ра Кока, который постоянно ездил туда для наблюдения за ходом дела. 879 В 1792 году на острове Св. Евстафия 880 миссионеры методизма должны были вынести жестокое преследование, так что собрания классов в силу запрещения со стороны хозяев должны были происходить тайком. На острове С.-Винцента 881 проповедников методизма просто порассажали по тюрьмам. Чтобы прекратить всякую попытку к проповеданию среди невольников, власти острова Св. Евстафия определили, что богослужение должно совершаться только по уставу господствующей (англиканской) церкви; что всякая проповедь других религиозных обществ должна быть строго преследуема. В виду этого было постановлено: за проповедание в первый раз виновный подвергается денежному штрафу и тюремному заключению, во второй раз – телесному наказанию и изгнанию из страны, а в третий – смертной казни. 882 Первая попытка распространять методизм на острове С.-Доминго (иначе Гаити) 883 кончилась ничем за смертью прибывшего туда миссионера. Но на острове Антигуа, где была основана первая методистская община, миссионерская деятельность методистов была весьма успешна, так что д-р Кок, явившись туда в третий раз, имел возможность составить конференцию из 12 проповедников. Число членов общины простиралось до 6000. К концу прошлого столетия методистские миссии в Вест-Индии были расположены уже по островам Св. Варфоломея, 884 Провидения 885 и Бермудским. 886 Преследования миссионеров, поднимавшиеся время от времени, были сдерживаемы всесильною на перечисленных островах десницею английского правительства, а где власть Англии чувствовалась слабо, там буря преследований разбивались о стоическое терпение проповедников методизма. Их деятельность особенно благодетельно отзывалась на нравственности негров. Страшное пьянство, распутство, бывшие следствием их диких инстинктов, уничтожались: негры становились прилежными и послушными.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Главный союзник белорусских националистов - Запад. Но есть ещё один 25.12.2018 1239 Время на чтение 6 минут Чем дольше я слежу за белорусскими реалиями, тем больше убеждаюсь, что у местечковых националистов в РБ есть два внешних союзника - Запад и... «элита» Российской Федерации. Да-да, той самой РФ, которую каждый день пинают свядомые СМИ. Что будет с журналистом, который критикует политику США и ЕС? Он попадёт в санкционный список. Что произойдёт с пропагандистом-русофобом? Россия - щедрая душа - даст ему много денег. В этом плане показательна история супругов Малишевских. Виктор Малишевский был заместителем редактора белорусского филиала «Комсомольской правды» десять лет (1996-2006 гг.), а в 2016 году стал главным редактором - прозападного антирусского радио, которое базируется в Варшаве и получает финансирование от США. Изначально (с 2006 года) возглавляла Юлия Слуцкая, которая до этого - барабанная дробь - была главой редакции «Комсомольской правды в Белоруссии». Сегодня пана Малишевского часто приглашает в качестве эксперта на радио «Sputnik Беларусь», которое должно продвигать российскую «мягкую силу» в РБ. Галина Малишевская, жена Виктора, руководила «Комсомолкой» в 2008-2016 гг. При ней, равно как и при муже, белорусский филиал «КП» был русофобским агитлистком, где изо всех щелей лезла самостийная пропаганда: писались статьи о том, что «война 1812 года - это гражданская война для белорусов», «Тадеуш Костюшко и Винцент Калиновский - национальные герои Беларуси», о России - либо плохо, либо никак. Сейчас Галина берёт интервью для прозападного информагентства БелаПАН. Разумеется, после её ухода контент «Комсомольской правды в Белоруссии» нисколько не изменился. Ещё один «свядомый» хлопец, отлично живущий на московских харчах - Павел Данейко. Недавно он стал независимым директором в «Белгазпромбанке», 99,3% акций которого принадлежит «Газпрому». Дайнеко - один из основателей прозападной Объединенной гражданской партии (ОГП, не путать с ОПГ) и один из организаторов «Марша свободы» в Минске 17 октября 1999 году. «Марш свободы» - несанкционированное шествие белорусских националистов, вылившееся в жесткие столкновения его участников с ОМОНом. Тогда под флагами ОГП демонстранты жгли российские триколоры и проект договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. В начале 2000-х Данейко «отошёл от политики», хотя членом Политсовета ОГП был вплоть до 2007 года. В награду за свою антироссийскую деятельность он получил должность ректора Moscow Business School, а теперь вот - высокий пост в банке «Газпрома».

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/25/gl...

др.), снабженную заключениями В. из Б. Эта работа была частью задуманного им «Opus universale» (Всеобъемлющего сочинения), посвященного проблемам политической теории и практики, др. частью к-рого является трактат «De morali principis institutione» (О нравственном наставлении правителя, 1260-1263). Согласно В. из Б., цель педагогики состоит в том, чтобы защитить человеческую душу от невежества и пороков «двойным обучением (eruditio), а именно: обучением науке (doctrina) для просвещения интеллекта и обучением дисциплине (disciplina) для направления чувств», ибо «добродетель и знание взаимно помогают друг другу и делают человека мудрым» (De erudit. fil. nob. 1). Стройная, последовательная система образования, опирающаяся на христ. веру как основу нравственности, тщательно разработанные гуманные методы обучения, согласно к-рым убеждение при общении с ребенком имеет приоритет над принуждением и наказанием, попытка проникновения в детскую психологию - все это сделало соч. «О наставлении детей...» популярным не только в высших слоях общества, но и в городской среде. За энциклопедический характер знаний В. из Б. получил почетное прозвище «Speculator» (лат.- наблюдатель, отображатель). Соч.: Speculum quadruplex, sive Speculum majus. Duaci, 1624. Graz, 1964-1965r; De eruditione filiorum nobilium/Ed. A. Steiner. Camb. (Mass.), 1938. N. Y., 1970 (рус. пер.: О наставлении детей знатных граждан (избр. главы)/Пер. Н. В. Ревякиной, Т. Б. Рябовой//Антология педагогич. мысли христ. Средневековья. М., 1994. Т. 2. С. 111-137); De morali principis institutione: [Introd., crit. text]/Ed. R. J. Schneider. Turnholti, 1965. (CCCM; T. 137). Лит.: Boutaric E. Vincent de Beauvais et la connaissance de l " antiquité classique au treizième siècle. P., 1875; Lieser L. Vincenz von Beauvais als Kompilator und Philosoph. Lpz., 1928; Малеин А. И. Энциклопедия Винцентия из Бовэ//Тр. Ин-та книги, документа и письма АН СССР. Л., 1932. Ч. 2: Статьи по истории энциклопедий. С. 23-41; Gabriel A. L. The Educational Ideas of Vincent Beauvais.

http://pravenc.ru/text/158716.html

По Герсону, Дионисий получил тайнознание прямо от ап. Павла в Афинах, – не только открытую всем веру (“… рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого”, 1Кор. 2:2 ), но и прозрения, к которым апостол приобщился, когда “восхищен был до третьего неба” ( 2Кор. 12:2 ). Тайнознание не для всех, его мудрость парадоксальна, оно не похоже на рассудочные соображения, но именно поэтому оно не оставляет экстатика после оставления им рассудка. 4 Это перевод Дионисия, сделанный другом Н. К. Амброджо Траверсари (окончен 18.3.1436, опубликован в Париже в 1498). Н. К. знал и другие переводы Дионисия, в том числе Эригены. 5 “И если кто-либо, увидев Бога, понял то, что он видел, – не Его он видел, а что-либо сущее и познаваемое” ( Дионисий Ареопагит . Послание 1. К Гайю монаху. Пер. о. Л. Лутковского, “Историко-философский ежегодник – " 90”, с. 226). 7 Здесь пропущена в переводе А. Ф. фраза: “А способ, о котором говорит картезианец [Винцент], не может быть ни преподан, ни познан, да и сам он, как пишет, не имел его на опыте”. 8 Пропуск: “Потому путь тот, на котором кто-то будет пытаться вознестись без знания, и не безопасен и непередаваем на письме. И ангел сатаны, превращаясь в ангела света, всего легче может обмануть доверчивого; ибо нужно, чтобы любящий составил понятие о любимом, а если сделает это, необходимо сделает неким познаваемым способом, разве что вступит в сумрак и сочтет себя нашедшим Бога, когда найдет [лишь] что-то уподобительное. Не хочу никого упрекать, но мне кажется, что и Дионисий не думал, что Тимофей должен восходить без знания иначе как вышесказанным способом, а не способом, каким хочет картезианец, через аффект оставляя разумение. И в слове “восходить” (consurgere) заключено то, что я сказал”. 9 Ignote enim consurgere non potest dici nisi de virtute intellectuali, affectus autem non consurgit ignote, quia nec scienter nisi scientiam habeat ex intellectu. Весь разговор о “непостижимости” имеет смысл только в области постижения (интеллектуального). Непостижимость происходит с интеллектом как вершина его постижения и не может произойти с чувством, которое не просвечено умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

3) Великое княжество Литовское объявляется исключительно (или преимущественно) белорусским государством. Соответственно, войны между Литвой и Москво й в националистической историографии рассматриваются как межэтнические (или даже цивилизационные) конфликты великорусов (московитов) и белорусов (литвинов). Главной победой белорусского оружия считается победа объединённых войск ВКЛ и Королевства Польского над русским войском в битве под Оршей 8 сентября 1514 года. 4) Если Оршанская битва является своего рода «белорусским Конотопом», то на роль «белорусского Голодомора» претендует «Кровавый потоп» - так белорусские националисты называют события Русско-польской войны 1654-1667 годов, происходившие на территории современной Белоруссии. В 1995 году вышла книга историка Геннадия Сагановича «Неизвестная война 1654-1667», в которой автор описал якобы устроенный «московитами» геноцид белорусского населения. 5) Возвращение белорусских земель в состав Российского государства в конце XVIII века трактуется как «оккупация». Пытаясь изобразить Россию извечным врагом белорусов, местечковые националисты особое внимание уделяют польским мятежам 1794, 1830-31, 1863 годов, которые, по их мнению, были национально-освободительными восстаниями белорусов против «кровавого царизма». 6) Фетишизируется Белорусская народная республика, провозглашённая в 1918 году на оккупированной немцами территории Белоруссии. БНР воспринимается в качестве формы государственного самоопределения белорусского народа, хотя она не имела ни собственной армии, ни органов власти на местах, ни финансовой и судебной системы. По сути, эта «республика» существовала лишь в воображении узкой группки «свядомых 7) Оправдываются белорусские коллаборационисты времён Великой Отечественной войны. Так, в составленной Владимиром Орловым книге «Iмehы свабоды», где собраны краткие биографии людей, чьи имена «будут жить, пока живёт Белоруссия», нашлось место руководителю белорусского антисоветского сопротивления в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Михаилу Витушко, лидеру сотрудничавшей с Абвером Белорусской независимой партии Винценту Годлевскому, командующему коллаборационистским формированием «Белорусская краевая оборона» Францу Кушелю и бургомистру Борисова Станиславу Станкевичу. О последнем автор книги написал так: «В годы Второй мировой войны Станислав был среди тех, кто стремился использовать новые исторические обстоятельства в интересах белорусского дела, что и обусловило прощание с родной землёй - навсегда». При этом о сотрудничестве Станкевича с нацистами и его участии в массовом уничтожении борисовских евреев в книге скромно умалчивается.

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/17/zdra...

Христиане Западной Европы в XII-XIII вв. также остро ощущали " тень будущего " . Западные хронисты начинали изложение истории с пересказа книги " Бытие " и включали повествование о своем времени в мировую историю. Но чтобы смысл истории был однозначно понятен, они не ограничивали свое изложение описанием современных им событий и завершали картиной Страшного суда. Так поступали Оттон Фрейзингенский в середине XII в., а спустя столетие Винцент из Бове в " Зерцале истории " . Пророчества воспринимались как реальность. Между настоящим и будущим существует не только прямая связь, но и прямая зависимость. Острее всего эту связь ощущали люди средневековья. Русским летописцам не нужно было лишний раз напоминать о Страшном суде его описанием в конце своего труда. Картину его, находящуюся на западной стене, против алтаря, над дверями, видел каждый благочестивый христианин, выходя после богослужения из храма ... " Несть вамъ разоумевати времяныхъ летъ ... " Во многом пониманию смысла выражения " времяньныхъ лет " способствует установление источника, откуда это выражение было заимствовано. Оно восходит к тексту " Деяний святых апостолов " (1.7), традиционно читаемых на Пасху. На вопрос учеников, " не в сие ли время, Господи , возстановляешь Ты царство Израилю? " , Иисус Христос ответил: " Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отецъ положил в Своей власти " . Этот текст вошел в рукописный Апостол 1307 года и другие богослужебные книги. В них интересующая нас фраза выглядит следующим образом: " Несть вамъ разоумевати времяныхъ летъ яже Отць положи своею областию " . Т.е. выражение " времяныхъ летъ " совпадает с аналогичным в заголовке летописи. Весь же смысл фразы из апостольских деяний сводится к утверждению, что людям не дано знать никаких сроков во временном этом житии... Наступил и прошел " роковой " 1492 г., но ожидаемый конец Света не настал. Нужно было найти объяснения этому обстоятельству, и они нашлись. Не на семь тысячелетий бытия мира, прообразом которых были семь дней творения, следовало ориентироваться. В пророчествах и объясняющей их святоотеческой литератруре говорилось о предшествующих всеобщему концу трех христианских царствах, последовательно сменяющих друг друга.

http://pravoslavie.ru/5194.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010