понятие А. использовалось для обозначения ручательства отчуждателя имущества (auctor) по поводу правомочности сделки (actio auctoritatis) или санкции лица, отвечающего за законность акта др. лица (auctoritas domini, patris, tutoris), а также для выражения одобрения патрицианским Сенатом постановлений комиций - народного собрания (auctoritas patrum) или тех или иных действий магистратов - чиновников (auctoritas sentatus), наконец, для характеристики полноты власти императора или в качестве синонима его распоряжений (summa auctoritas). Первоначально в отличие от власти по должности, обладающей в соответствии с законом четко регламентированными полномочиями и принудительным характером, обозначаемой в лат. языке особым термином potestas, А. мыслился как власть, восходящая к сакральному праву, освящающая potestas. В особенности применительно к должности императора происходит сближение этих двух понятий, хотя А. (согласно этимологии, от auctor - создатель, руководитель) и удержал за собой значение верховенства в понятии о любых властных полномочиях. В средневек. западноевроп. науке понятие А.- одно из фундаментальных: под ним подразумевается не только А. Свящ. Писания, но и А. Свящ. Предания. Начиная с блж. Августина и св. Кирилла Александрийского, ересь понималась как нечто новое, не имеющее опоры не только в Свящ. Писании, но и в творениях христ. писателей, подборки высказываний к-рых стали важным инструментом теологической полемики ( флорилегии или просто Libelli auctoritatum, Auctoritates); одновременно такие сборники служили сохранению и систематизации учения отцов Церкви. Викентий Леринский ( ок. 450) прямо указывал, что для богословского доказательства недостаточно ссылок только на Свящ. Писание, к-рое в силу слабости человеческого разума, не всегда способного проникнуть в истинные глубины богодухновенного текста, может стать опорой и для еретиков. В классической для всего средневековья формулировке Винцентия обязательным для Вселенской Церкви можно считать лишь то, во что верили везде, всегда и все (Commonimorium. 2-3). Достичь при решении того или иного теологического вопроса единства с А., т. е. со всеобщей, извечной и единодушной верой отцов - цель поколений теологов, отражавшая парадигму средневек. сознания, в целом чуждого идее обновления и развития, ориентированного на традицию, древность к-рой тождественна святости. Схоласту Бернарду Шартрскому ( 1124/30) принадлежит знаменитый афоризм: «Мы карлики на плечах великанов» (Иоанн Солсберийский. Metalogicon. III 4). Производное от термина «А.» прилагательное «аутентичный» обозначало учение, основанное на А., а потому истинное (doctrina authentica - Абсалон Сен-Викторский [ 1203]. Sermo. 27//PL. 211. Col. 162). Аналогичное значение имел А. в каноническом праве .

http://pravenc.ru/text/81016.html

Монахи, собравшиеся на Лерине, происходили из разных мест: «Все страны наперебой отправляли туда ищущих Бога... И ныне какая страна, какой народ не имеют в его монастыре своих сограждан?» (Ibid. 17. 2-3). Согласно традиц. т. зр., основание Леринского монастыря было связано с разрушительным вторжением варварских племен в Галлию (31 дек. 406). В условиях политической нестабильности, военных действий и расселения варваров галльские аристократы, утратившие надежду на будущее, обращались к аскезе. В Леринский мон-рь приходили «отпрыски знатных семей, которые не хотели или не могли реализовать свои амбиции в миру» (напр.: Prinz. 1965. S. 47-58; Weiss. 1988; Mathisen. 1989. P. 76-85; Heijmans M., Pietri L. Le «lobby» lérinien: Le rayonnement du monastère insulaire du Ve siècle au début du VIIe siècle//Lérins. 2009. P. 36-37). Высказывалось мнение, что многие леринские монахи, как и Гонорат, происходили из Сев. Галлии, в наибольшей степени затронутой варварским нашествием. Однако о происхождении Гонората точных сведений нет: по одной из версий, он был уроженцем Юж. Галлии ( Vog üé . 2000. P. 187-189), по другой - внуком Децима Магна Авзония ( Woods. 1993). Известные насельники Лерина принадлежали к знатным галльским родам, многие из них были связаны родственными отношениями. Так, под влиянием Гонората его родственник св. Иларий стал монахом и поселился на Лерине. К высшей провинциальной аристократии принадлежал и св. Евхерий († ок. 450), живший на соседнем с Лерином острове (вероятно, на Леро) вместе с женой Галлой. Их сын Салоний учился в мон-ре сначала у св. Илария, затем у Сальвиана Массилийского и Винцентия (см. Викентий Леринский ). Сальвиан, уроженец Бельгийской Галлии или Германии, принадлежал к состоятельной семье; он прибыл на Лерин с женой и дочерью. На Лерине подвизался также св. Луп († 478), брат Винцентия, женатый на сестре Илария. Др. ученик Гонората, св. Максим, происходил из Юж. Галлии; св. Фавст , впосл. ставший преемником Максима на Рейской епископской кафедре, прибыл из Британии или Арморики (Бретани). Гонорат и Евхерий состояли в переписке со св. Павлином, еп. Ноланским, к-рый пользовался большим влиянием как аскет и духовный наставник ( Paul. Nol. Ep. 51). Леринские монахи поддерживали дружественные отношения с прп. Иоанном Кассианом Римлянином , к-рый посвятил Гонорату и Евхерию 2-ю часть «Собеседований» (книги 11-17), составленных в 20-х гг. V в. Труды Иоанна Кассиана оказали существенное влияние на аскетическое учение Евхерия (см.: Dulaey M. Les relations entre Lérins et Marseille: Eucher et Cassien//Lérins. 2009. P. 63-82).

http://pravenc.ru/text/2463581.html

О Л. упоминается в корреспонденции Сидония Аполлинария. Среди этих посланий есть ответы Сидония на письма Л. ( Sidon. Apol. Ep. VI 1, 9; IX 11) и деловые письма (просьба о помощи в розыске важного свидетеля - Ibid. VI 4). Сидоний называл Л. «первейшим из галльских епископов» (Ibid. VII 13. 1), «столпом добродетелей», «отцом отцов и епископом епископов», хвалил его за милосердие к слабым и обездоленным (Ibid. VI 1). В письме Арбогасту, комиту Треверов (ныне Трир), Сидоний рекомендовал Л. и еп. Авспиция Тулльского как опытных наставников, способных ответить на вопросы, связанные с толкованием Свящ. Писания (Ibid. IV 17). Он сравнивал св. Аниана, еп. Аврелианского (Орлеанского), с Л. и Германом Автиссиодурским, к-рых считал самыми авторитетными епископами Сев. Галлии (Ibid. VIII 15). О путешествии святых Германа и Л. в Британию повествуется в Житии Германа, написанном Констанцием Лугдунским скорее всего в 70-х гг. V в. Согласно Житию св. Геновефы (нач. VI в.), во время этого путешествия Герман и Л. встретили юную Геновефу, жившую с родителями в Неметодуре (ныне Нантер близ Парижа). Провидев, что девочка избрана Богом, Герман благословил ее и одобрил ее намерение стать девой Христовой (CPL, N 2104; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 215-217). Вероятно, в X в. было составлено 2-е, пространное Житие Л. В этом тексте сведения о Л., заимствованные из древнего Жития, дополнены вымышленными подробностями и данными из др. источников., напр. из Мученичества св. Мемория. Особое внимание уделено путешествию Германа и Л. в Британию, а также обстоятельствам избавления Трикасс от нашествия гуннов (BHL, N 5089; ActaSS. Iul. T. 7. P. 72-82). Житие Л. род. в Тулле (ныне Туль); происходил из знатного галльского семейства. Его отца звали Эпирихий (Эпархий?), брата - Винцентий (см. ст. Викентий Леринский ; о родстве Л. с Винцентием упом. Евхерий Лугдунский в соч. «Похвала пустыне» - Eucher. Lugd. De laud. heremi. 42). Л. рано остался сиротой, и его воспитывал дядя Листиций. Л. освоил ораторское искусство (rethoricis imbutus studiis) и стал известным ритором. Ок. 418 г. женился на Пимениоле, сестре св. Илария Арелатского и родственнице св. Гонората , основателя Леринского мон-ря (см. Лерен ). Через 7 лет Л. и Пимениола, «руководствуясь примером евангельского совершенства», по обоюдному согласию решили оставить мир и вести аскетический образ жизни. Примерно в 425-426 гг. Л. удалился в Леринский мон-рь и стал учеником св. Гонората. По словам Евхерия, вместе с «достопочтенным Лупом» там жили его брат Винцентий и св. Максим, впосл. еп. Рейский (Рьезский). Сидоний Аполлинарий называл еп. Антиола, некогда жившего на Лерине, «сокелейником Лупов и Максимов» (Luporum concellita Maximorumque - Sidon. Apol. Ep. VIII 14. 2; Idem. Carmina. 16. 111).

http://pravenc.ru/text/2110896.html

Обострению отношений «леринской партии» с Папским престолом способствовали разногласия, вызванные учением блж. Августина о грехе первородном , благодати и предопределении . Самое раннее свидетельство об этих спорах содержится в письмах Проспера Аквитанского и Илария из Массилии блж. Августину (ок. 426 - Aug. Ep. 225-226). В 431 г. папа Келестин I упрекнул галльское духовенство за нападки на учение Августина ( Jaff é . RPR. N 381). Против этого учения выступал не только Иоанн Кассиан, но и богословы, связанные с Леринским мон-рем,- Винцентий и Сальвиан, а также Фавст Рейский и Валериан Цемельский. Проспер Аквитанский, ревностный последователь блж. Августина, обвинял их в ереси пелагианства и называл «полупелагианами». Однако ересь не фигурировала среди обвинений, к-рые папа Лев I Великий выдвинул против Илария Арелатского. Впосл. Фавст Рейский не только полемизировал со сторонниками Августина, но и способствовал осуждению пресв. Луцида, к-рый придерживался радикального мнения, отрицая значение человеческой воли для спасения. В V в. выходцы из Леринского мон-ря получили известность как богословы, экзегеты и авторы аскетических произведений. По свидетельству Илария Арелатского, среди сочинений св. Гонората были письма и проповеди ( Hilarius. Sermo de vita S. Honorati. 22, 38; ср.: Honor. Massil. Vita Hilar. 9), но эти труды не сохранились. Самое значительное сочинение св. Илария - «Слово о жизни св. Гонората» (CPL, N 501; ср.: Honor. Massil. Vita Hilar. 14-15). Среди трудов Евхерия выделяются аскетические трактаты «Похвала пустыне» (CPL, N 492) и «О презрении к миру и земной премудрости» (CPL, N 489). Сальвиан Массилийский в соч. «Об управлении Божием» (CPL, N 485) доказывал, что причиной кризиса Римской империи было нечестивое поведение ее жителей. Основные труды Винцентия Леринского и Фавста Рейского посвящены богословским проблемам (см.: Chadwick. 1955; о других писателях, связанных с Леринским мон-рем: Mathisen. 1989. P. 93-96). Гипотеза А. Дюфурка, согласно к-рой в V в. мон-рь был важным центром агиографического творчества ( Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1907. T. 2), не получила признания исследователей.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Труды Проспера в основном посвящены проблемам благодати и защите Августина (например, поэма «О неблагодарных»). В начале своего пребывания в Риме Проспер написал трактаты против Винцентия Леринского и Кассиана. Также он опубликовал толкование псалмов, базируясь на «Объяснениях» Августина. В последующий период работы Проспера были в основном компиляциями. 561 Фауст (ум. ок. 495 г.), полупелагианец. Родился в 400 г. в Британии. С 424 г. – монах Леринского монастыря. В 433 г. он стал аббатом Лерина. С 458 г. – епископ Реца (Прованс). В 477–485 гг. Фауст был смещен со своей епархии королем визиготов Эуриком и находился в изгнании. Вернулся на свою кафедру Фауст лишь после смерти Эурика. Что касается упоминавшегося галльского Регия, то этот городок исчез в VI в., а находился рядом с современным городом Мустье в Провансе. В ответ на радикальное учение о предопределении некоего священника Луцидия Фауст написал работу «О благодати», в которой отрицал бестелесность ангелов и человеческой души и признавал только лишь бестелесность Бога. В дополнение к этому он написал 2 книги о Св. Духе в 470 г. Сохранились также некоторые его письма и проповеди. Учение Фауста было одобрено соборами в Арле (473 г.) и Лионе (474 г.), но позднее было осуждено на втором соборе в Оранже (529 г.). Упоминаемого ниже адресата послания Фауста, патриция и префекта претория Феликса, мужа религиозного, следует, по всей видимости, идентифицировать с Флавием Феликсом, государственным деятелем первой половины V в. Флавий Феликс женился на Падусии, вместе с которой он изображен на мозаике в апсиде Латеранской базилики. В 425 г., после разгрома узурпатора Иоанна и провозглашения императором Валентиниана III, Феликс был назначен магистром utriusque militiae. В 426 г. он повелел убить епископа Арля Патрокла и римского диакона Тита. Играя активную роль в политической жизни, Феликс подстрекал императора и его мать – императрицу Плацидию к войне против полководца Бонифация, восставшего в Африке. В 428 г. Феликс стал консулом, а в 429 г. – патрицием. В мае 430 г., когда полководец Аэций, ожидавший преследований со стороны императрицы Плацидии, подстроил солдатский бунт, Феликс со своей женой и диаконом Грунитом был убит перед воротами Урсианской церкви в Равенне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

520 Евхерий (ум. ок. 455 г.), епископ Лиона. После того как он поместил двух своих сыновей в Леринский монастырь, Евхерий сам стал монахом. Ок. 434 г. он был избран епископом Лиона. Хотя он пользовался большим уважением в свое время, о его деятельности в качестве епископа практически ничего не известно, за исключением его присутствия в 441 г. на первом соборе в Оранже (Южная Галлия). Евхерий написал два экзегетических трактата и две небольшие работы о монастырской жизни. Сыновьям он посвятил «Instructiones» и «Formulae spiritalis intelligentiae». 521 Салоний родился ок. 400 г. В 441 г. он был уже епископом Женевы: в этом качестве он присутствовал на соборе в Оранже. В 442 г. он участвует в соборе в Вайзоне. В 450 г. вместе с братом, епископом Веранием, и Церетием, епископом Гренобля, адресует письмо папе Льву Великому с благодарностью за экземпляр Tomus ad Flavianum, который был им прислан (галльские епископы посылали папе копию с этого послания с просьбой сверить с подлинником). Написал толкования притчей Соломоновых и Екклесиаста. 522 Вераний, второй сын Евхерия. В 451 г. он уже епископ Ванса, городка в Приморских Альпах, недалеко от Ниццы. В дальнейшем о нем мало известно. Он упоминается в письме к папе Льву Великому в 450 г., в корреспонденции папы Хилария до 465 г., а также, вероятно, в послании священника Луцидия (до 474 г.). 523 Винцентий (ум. ок. 445 г.), монах Леринского монастыря, был учителем Верания. Создал т.н. Винцентианский канон. Его слава как церковного писателя базируется на двух «Предостережениях», написанных ок. 434 г. Полное название трактата, изданного Винцентием под псевдонимом Пе-регрин: «Первое предостережение, или Трактат в защиту древней и вселенской католической веры против всех безбожных еретических новшеств». Автор доказывает, что неизменность догматов вполне совместима с их развитием как постепенным раскрытием для сознания уже данных в откровении истин. В виде критерия для определения истинного предания Винцентий выставляет знаменитое положение, что «во Вселенской церкви нужно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ватиканский догмат существенно изменил до тех пор – и от ранних времен христианства – державшееся в Церкви, общее и православным и католикам представление о Церкви, как хранительнице откровенной истины. Раз определения Папы, говорящего «с кафедры» не подлежат отмене «сами по себе» ex sese, а не по решению Церкви – et non ex consensu Ecclesiae – (эти разъяснения были внесены по настоянию Пия 9), то значит Церковь , как духовное единство, перестает существовать, поглощается Папой. Меньшинство ватиканского Собора вполне правильно поэтому указывало, что догмат папской непогрешимости уничтожает собою догмат непогрешимости Церкви: за нею, указывали представители меньшинства, остается только «пассивная непогрешимость» (infallibilitas passiva), т.е., скажем прямо, – непогрешимость лишь на словах. Отныне Папа сам, не спрашиваясь Церкви, может вводить новые догматы (и Пий 9, предвосхищая решения подготовленного им Собора, сделал это еще в 1854 г., провозгласив догмат непорочного зачатия Богоматери), толковать старые, распоряжаться волей, разумом и совестью верующих. Церковь , в которую веруют католики, – уже не «единая, святая, соборная», а " ватиканская» (выражение Деллингера) Церковь . Надо сказать, что опасность эта была своевременно замечена. Оппозиция на ватиканском Соборе была представлена очень сильно. Ею руководили такие выдающиеся по положению, учености, дарованиям, моральному авторитету люди, как орлеанский еп. Дюпанлу, парижский архиеп. Дарбуа, пражский Шварцепберг, венский Раушер, уже названный Гефеле и Штросмайер. 8 Последний был прав, когда, быть может вспомнив средневекового защитника «соборной» теории Марсилия Падуанского, говорил, что на Соборах голоса должны не столько считаться, сколько взвешиваться. Защитникам ватиканского догмата до сих пор не удалось доказать, что на Соборе 1870 г. было соблюдено правило, формулированное Винцентом Леринским: «в догмат может быть возведено лишь то, что исповедовалось «всегда». «всеми» и «всюду». Не меньшую оппозицию ватиканское учение встретило и вне церковных кругов католических стран.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ross...

ГЛАВА LXII Филипп, пресвитер 517 , лучший ученик Иеронима, дал простой и ясный комментарий на Книгу Иова. Читал я и письма его, обращенные к близким, весьма остроумные и призывающие к мужественному перенесению нужды и всяческих страданий. Умер он при императорах Марциане 518 и Авите 519 . ГЛАВА LXIII Евхерий, пресвитер Лугдунской церкви 520 , автор послания к Валериану, родственнику своему, «О пренебрежении миром и светской мудростью», выдержанном в духе ученом и благоразумном. Обращаясь к сыновьям своим Салонию 521 и Веранию 522 , впоследствии епископам, рассмотрел он ряд сложных для понимания мест Священного Писания. Также и необходимые как для монашеского обихода, так и для всего остального духовенства сочинения Кассиана, многочисленные и пространные, собрал он в одном томе, упорядочив их и там, где нужно, сократив. Умер он в годы правления императоров Марциана и Валентиниана. ГЛАВА LXIV Винцентий, родом из Галлии, пресвитер 523 при монастыре на Леринском острове 524 , муж сведущий и в Писании, и в догматике. Составил он обширнейшее изобличающее ереси изыскание, изложенное слогом ясным и изящным, и которое, опустив при этом свое имя, он озаглавил как «Перегрин против еретиков». Труд этот он издал в одной книге, изложив в ней и сжатое содержание второй, большая часть которой была потеряна, очевидно, украдена. Умер он при императорах Феодосии и Валентиниане. ГЛАВА LXV Сиагрий 525 , автор сочинения «О вере»: выступил в нем он против самонадеянных заявлений еретиков, утверждав-ший с целью поколебать и изменить самое существо Святой Троицы, что не должно, мол, Отца называть Отцом, равно и соотносить с Его именем имя Сына, но должно величать Его Единорожденным, Вечным и Единосущным, ибо никто и ничто не может сосуществовать с Ним; также не верно и то, что породил он из Себя Сына, воплотившись в Нем, как утверждают Писания; равно и что Святым Духом наделил его – также не верно. Под именем Сиагрия обнаружил я сочинение «О вере и принципах ее» в семи книгах, но так как язык их весьма между собой различен, не уверен я, что все они принадлежат ему одному.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к. в тексте приведены цитаты из псалмов по т. н. Римской Псалтири. Наиболее критическую позицию по отношению к теории Вогюэ занял Ж. П. Весс ( Weiss J.-P. Lérins et la «Règle des Quatre Pères»//Lérins. 2009. P. 121-140). Он отметил, что леринские деятели иногда пользовались псевдонимами (напр., Сальвиан Массилийский называл себя Тимофеем, а Винцентий Леринский - Перегрином), но в «Правиле 4 отцов» псевдонимы не соответствуют реальным личностям авторов-составителей. Подобный прием использовался, напр., в нек-рых литургико-канонических памятниках , где для придания авторитета наставлениям использовалось фиктивное апостольское авторство. В данном случае авторитетом для составителя правил выступали именно егип. отцы. О двух Макариях на Западе узнали из «Истории египетских монахов» Руфина Аквилейского, однако, по мнению Весса, перечисление имен Серапиона, Пафнутия и двух Макариев связано с публикацией в 20-х гг. V в. 3-й кн. «Собеседований» прп. Иоанна Кассиана. Следов., «Правило 4 отцов» не может считаться первоначальным леринским уставом. Иоанн Кассиан посвятил 3-ю кн. «Собеседований» аскетам Иовиниану, Минервию, Леонтию и Феодору (впосл. епископ г. Форум Юлия). По его словам, Феодор основал общежительный мон-рь, а проч. аскеты имели опыт как общежития, так и отшельничества, в т. ч. на островах ( Ioan. Cassian. Collat. 18. Praef.). Т. о., в V в. Леринский монастырь был не единственной в Юж. Галлии киновией, с к-рой были связаны жившие на островах отшельники. Для одной из таких обителей могло быть предназначено «Правило 4 отцов». Вогюэ связывал с Леринским монастырем также «Второе правило отцов» (Statuta patrum//Les Règles. 1982. T. 1. P. 274-283). Текст состоит из 7 глав (всего 46 стихов). По мнению Вогюэ, он является дополнением и развитием «Правила 4 отцов», поэтому во всех рукописях тексты помещены вместе. Исследователь датировал составление устава 427 г. и связывал его с избранием нового настоятеля Максима. В заглавии памятник называется «Regula», а в заключении - «Statuta patrum».

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Кассиан сделал первую попытку урегулировать жизнь западного монашества. За идеал он принял восточное пустынножительство, но смягчил его сообразно более суровой природе Запада. Извлечение из сочинения Кассиана De institutis coenobiorum et de octo principalium vitiorum remediis, составленное Лионским епископом Евхерием (см. о нем гл. LXIII), стало вскоре популярным уставом в южногалльских монастырях. Во время пелагианских споров Кассиан занял особую позицию: он отверг пелагианство, но выступал и против учения Августина о предопределении, видя в нем опасность для нравственности. Он считал, что человек и после падения способен делать добро. Первородный грех повредил природу человека, но не настолько, чтобы он совсем не мог желать добра и делать добро. В то же время Кассиан не допускал, чтобы человек мог спастись без благодати. Он утверждал, что благодать сообщается человеку в том случае, если он сам делает себя достойным ее; тогда она совместно с ним самим устраивает его спасение. Благодать дается для всех, но принимают ее не все, поэтому не все и спасаются. Божественное предопределение одних к спасению, других к погибели основывается не на безусловной воле божьей, а на божественном предвидении того, примут ли люди благодать или не примут. Таким образом, в монастыре Кассиана получило развитие учение, названное полупелагианством. Августин назвал сторонников Кассиана массилийцами (это название укрепилось в литературе) и боролся с ними вместе с Проспером Аквитанским. Кассиана же поддержали Винцентий Леринский (см. о нем гл. LXIV), Фауст Регийский (см. о нем гл. LXXXV) и Геннадий. Учение Кассиана было признано правильным в 475 г. на соборе в Арле, одобрившем трактат Фауста «О благодати Божией и свободе воли человека». В 20х гг. VI в. африканские епископы высту-пили в защиту Августина, и один из них, Фульгенций, написал с этой целью трактат «Об истине предопределения и благодати Божией». На соборе в Оронте в 529 г. было утверждено учение Августина. Одновременно с этим в Галлии на нескольких поместных соборах было осуждено полупелагианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009