Одно древнее предание в Талмуде характеризует значение Г. следующими словами: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Торе, и перестали существовать чистота и воздержание» (Сота. 9. 17). Прав. Гамалиил и ап. Павел. Витраж в соборе св. Винцентия мон-ря Шалон-сюр-Сон (Франция). XIII в. Прав. Гамалиил и ап. Павел. Витраж в соборе св. Винцентия мон-ря Шалон-сюр-Сон (Франция). XIII в. Ап. Павел также был его учеником и принадлежал к его школе (Деян 22. 3) . В НЗ образ Г. согласуется со свидетельствами об учении фарисеев у Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 9; De bell. II 8. 14). В кн. Деяний св. апостолов Г. именуется «законоучителем, уважаемым всем народом» (5. 34), и говорится о том, что он выступил с речью в синедрионе в защиту апостолов, к-рым угрожала смерть (5. 33-40). В его речи содержится исторический анахронизм: Г. упоминает восстание Февды (Деян 5. 36-37), к-рое произошло ок. 45 г. по Р. Х., т. е. спустя 10 лет после суда над апостолами ( Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1-2). Данные евангельских и античных источников о ведущей роли партии саддукеев и первосвященников в синедрионе во времена земной жизни Иисуса Христа (Мф 26. 57; Мк 14. 53; Лк 22. 66; Ин 18. 13-14; Ios. Flav. Contr. Ap. 2. 23; Antiq. XIV 5. 4) свидетельствуют о невозможности участия Г. в суде над Иисусом Христом. Согласно церковному преданию, в конце жизни Г. принял крещение вместе с сыном Авивом ( Sch ü rer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C.- A. D. 135): [Transl. from Germ.] Edinb., 1979. P. 368) и благодаря ему были обретены мощи первомч. Стефана (BHG, N 1648-1653; BHL, N 7848-7856; Epistula Luciani ad omnem ecclesiam//PL. 41. Col. 807-818; ЖСв. Авг. С. 29-38). По преданию, ок. 415 г. Г. явился во сне пресв. Лукиану и повелел откопать останки св. первомч. Стефана, к-рого он похоронил на своем семейном участке в сел. Гамла вместе с останками прав. Никодима, приходившего ночью тайно к Иисусу, и сына Авива (Ин 3. 1-21). По этой причине память Г. отмечается в день обретения мощей праведных Никодима и Авива. В Римском Мартирологе память Г. отмечается 3 авг. Лукиан описывает Г. как «мужа преклонных лет, высокого роста, с приятным лицом, длинной бородой, в белом одеянии, вышитом золотыми крестами» (Epistula Luciani//PL. 41. Col. 809).

http://pravenc.ru/text/161604.html

Он собственно и стал инициатором изданного от имени Ди­оклетиана в феврале 304 г. нового, уже четвертого, и самого же­стокого эдикта против христиан. Содержание этого эдикта в кни­ге Евсевия «О палестинских мучениках» передано так: «Посланы были царские грамоты, в которых заключалось повеление всем (христианам) поголовно приносить жертвы и делать возлияния богам» (цит. по: Лебедев, цит. изд., с. 168). По своему размаху на этом этапе гонения достигли масштабов Дециевых и превзошли их. Антихристианский террор приобрел тотальный характер в Египте, земля которого обагрилась кровью мучеников. Многие христиане бежали из Египта в другие земли – в Палестину и Фи­никию, но и там их не оставляли в покое, арестовывали, требова­ли от них отречения от Христа, и затем отказавшихся подчинить­ся предавали в руки палачей. Евсевий рассказывает о мучениях христиан, которые он собственными глазами видел в Тире Фини­кийском: «С изумительной выдержкой встречали эти благород­ные люди нападение любого зверя: леопарда, медведя.., кабана, быка, разъяренных от прижигания каленым железом. Мы и сами присутствовали при этом и видели, как в свидетельствовавшем о Спасителе нашем явно присутствовала и являла себя Божествен­ная сила Самого свидетельствуемого Иисуса Христа. Плотоядные звери долго не осмеливались ни прикасаться, ни даже подходить к телам людей, возлюбленных Богом, а кидались на тех, кто, стоя за ареной, их дразнили. Святые борцы одиноко стояли, обнажен­ные, и, как им было приказано, размахивали руками, привлекая зверей на себя, но звери к ним не прикасались. А иной раз звери устремлялись на них, но, как бы удерживаемые Божественной си­лой, они отходили вспять» (Евсевий, цит. изд., с. 294). Христианскую кровь гонители проливали и в западных про­винциях – в Африке, Испании, Галлии, находившихся под властью Максимиана. «До нас сохранилось очень значительное количе­ство актов мученических из времени его правления... О крова­вом гонении в Италии свидетельствуют акты Сотеры девицы... и акты диакона Евпла, скончавшегося мученически в г. Катанье в Сицилии. О суровости гонения в Галлии свидетельствуют акты Рогациана и Донациана, пострадавших в Нанте... Рогациан и Донациан были братья, они были брошены в темницу, один из них впрочем еще не был крещен, именно старший Рогациан. В тюрь­ме братья молят Бога, чтобы Он попустил вместо воды крещения креститься Рогациану кровью мученическою. Оба они были по­том обезглавлены. О гонении в Испании свидетельствуют акты Винцентия, диакона в Сарагосе... Проконсул Дациан потребовал к себе на суд еп. Валерия и диакона Винцентия, отличавшегося даром красноречия и бывшего проповедником в христианских со­браниях. Валерий епископ, как человек не красноречивый, про­сил Винцентия произнести за него исповедание христианское на суде. Винцентий это и исполнил. Епископ был сослан в ссылку, а Винцентий после многих мучений скончался в тюрьме» (Лебе­дев, цит. изд., с. 178–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Н. упоминается в грамоте св. Германа , еп. Паризии, даровавшего базилике Св. Креста и св. Винцентия (впосл. аббатство Сен-Жермен-де-Пре) привилегии - иммунитет от епископской юрисдикции и право свободно избирать аббата (21 авг. 566). Согласно грамоте, Н. выступил как свидетель акта по просьбе св. Германа и кор. Ультроготы, супруги Хильдеберта I, а также принцесс Хродезинды и Хродеберги (Recueil des chartes de l " abbaye de Saint-Germain-des-Près, des origines au début du XIIIe siècle/Éd. R. Poupardin. P., 1909. T. 1. P. 4-7). Согласно Житию св. Дроктовея, составленному мон. Гислемаром, Н. вместе с др. епископами присутствовал при освящении базилики Св. Креста и св. Винцентия (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 542). Высказывалось мнение, что грамота св. Германа была отредактирована в X в., но подпись Н. скорее всего подлинная ( Coville. 1928. P. 336-337, 495). Однако др. исследователи рассматривают грамоту как подложный документ, составленный на рубеже XI и XII вв. с использованием Жития св. Дроктовея ( D é rens J. Les origines de Saint-Germain des Près: Nouvelle étude sur les deux plus anciennes chartes de l " abbaye//J. des savants. P., 1973. N 1. P. 28-60). На основании сведений, приведенных Григорием Турским, церковно-политическую деятельность Н. можно рассматривать как неудачную. Епископ не мог поддерживать дисциплину среди духовенства, конфликтовал со светскими властями и плохо выполнял поручения кор. Гунтрамна. По-видимому, Н. не проявлял интерес к отстаиванию особого положения Лугдунской кафедры в Галлии ( Coville. 1928. P. 335-336). Однако, по свидетельству Григория Турского, Н. охотно занимался хозяйственными делами, «тщательно заботился о строительстве церквей, возведении домов, о засеве полей и возделывании виноградников» ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 36). В анонимном Житии упоминается о том, что Н. вместе с клириками объезжал владения епископской кафедры (sanctae ecclesiae praedia… ager sanctae ecclesiae Lugdunensis), расположенные в Провансе и в др. местах (MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 522; см.: Coville. 1928. P. 335, 484-485).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

Такое доказатель­ство, или определение может удовлетворить лишь тех, которые в нем не нуждаются. Что касается до критерия Винцентия Лиринского, который о. Смирнову кажется столь несостоятельным, то я ограничусь следующей справкой. В 1873 г. Совет Отдела Общ. Люб. Дух. Просвещения (в нем заседали протоиер. И.В. Васильев, кн. Д. Оболенский. Ив. Тер. Осинин, К.П. Победоносцев , Т.И. Филиппов и протоиер. И.Л. Янышев), приступая к переговорам со ст. католиками об основаниях для воссоединения церквей, уведомил их, что источники, которыми должно руковод­ствоваться в этих переговорах, суть св. писание, учение вселенских соборов и учение отцев неразделенной церкви, что критерием при обсуждении спорных пунктов должно служить изречение св. Винцентия Лиринского quod semper, quod ubique, quod ab omnibus creditum est, и что метод исследований будет принят исторический. Полагаю, что ученый авторитет лиц, установивших эти основания, бу­дет сочтен о. Е.К. Смирновым вполне достаточным и послужит к его успокоению. Глава эта оканчивается указанием на Revue Internat. de theologie, в которой будто бы «почти» рекомендуется оста­вить учение о седмиричном числе таинств, которое воз­никло в церкви будто бы лишь в XII веке, и притом —340— не как предание, идущее от апостолов или от древней­ших времен, а как следствие богословского умозрения, и взамен сего признать только лишь два истинно Еван­гельских таинства, установленные самим Христом. Никогда такого странного совета нам почти не давалось, и в указанных статьях ничего подобного не говорилось. Говорилось не о таинствах, а о цифре 7, которой неко­торые придают какое-то мистическое значение. Об этом была речь в Московском Обществе Любителей Духовного просвещения» (Реферат о. Арсеньева). Я позволю себе при­вести то, что я тогда писал («Странник», январь 1894) в пояснение возникшего недоразумения. «Референт считает взгляд ст. католической догматики на седмиричное число таинств не вполне православным; причем он ссылается на статью д-ра Рейша в Revue I.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другой путь формирования предания, скорее всего, истолковывающий указанное место из послания к Римлянам св. Игнатия (6, 3), зафиксирован как раз в помещенных ниже актах (антиох. ред., 2). В диалоге Траяна и мученика имеются следующие фразы: Игнатий ответил: – Никто не называет Богоносца злосчастным, потому что далече бесы отстоят от рабов Божиих. Если же ты зовешь меня злым для демонов, поскольку я ненавистен им, то я согласен. Ведь имея небесного Царя – Христа, я разрушаю их козни. Траян сказал: – А кто такой богоносец? Игнатий ответил: – Имеющий Христа на груди. (…) Траян сказал: – Стало быть, ты в себе носишь Христа? Игнатий сказал: – Да, так как написано: «Вселюсь в них и буду ходить». Траян провозгласил: – Мы приказываем вести Игнатия, говорящего, что он носит в себе распятого, в оковах под стражей в великий Рим на снедение зверям для зрелища и услаждения народа. Интересно, что в римских актах нет цитированных фраз. Очевидно, что подобное (и вполне правдоподобное) объяснение эпитета Богоносец – продукт литературного творчества составителя жития (см. также примечания к диалогу, указывающие некоторые вероятные источники отдельных выражений). По мнению Персона, первым, кто перенес аналогичное объяснение на буквы, якобы найденные на сердце мученика, был Винцент из Бовэ (1190?–1264). Это представление получило в Европе широкое распространение, пока известный ученый Тильмон не опроверг его ссылкой на те же самые акты (гл. 6), из которых видно, что от мученика остались только самые крупные кости: остальные были пожраны львами. Составителю римских актов – гораздо более «художественно» обработанных, со многими апологетическими топосами – наверное, казалось, что подобное свидетельство противоречит факту наличия мощей (т.е., многих более мелких костей?) св. Игнатия в Риме 1377 , и он ввел (гл. 10) специальное объяснение, согласно которому львы, будто бы, лишь задушили святого, но не тронули его тела. Именно этой версией мог руководствоваться Винцент из Бовэ или кто-то другой при составлении сказания о буквах. Впрочем, буквальное истолкование фразы Траяна «ты в себе носишь Христа» наталкивает на мысль, что этот составитель пользовался такой версией жития, в которой обе редакции (антиохийская и римская) были уже смешаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Подлинные акты дошли из всех мест, которыми управлял Максимиан. О кровавом гонении в Италии свидетельствуют акты Сотеры девицы, акты, отличающиеся простотой рассказа, 282 и акты диакона Евпла, скончавшегося мученически в г. Катанке в Сицилии, отличающиеся точностью хронологии. 283 О суровости гонения в Галлии свидетельствуют акты Рогациана и Донациана, пострадавших в Нанте. 284 Содержание актов таково: Рогациан и Донациан были братья, они были брошены в темницу, один из них, впрочем, еще не был крещен, именно старший Рогациан. В тюрьме братья молят Бога, чтобы он попустил вместо воды крещения креститься Рогациану кровью мученическою. Оба они были потом обезглавлены. О гонении в Испании свидетельствуют акты Винцентия, диакона в Сарогоссе. 285 Рассказ актов следующий: проконсул Дациан потребовал к себе на суд епископа Валерия и диакона Винцентия, отличавшегося даром красноречия и бывшего проповедником в христианских собраниях. Валерий епископ, как человек не красноречивый, просил Винцентия произнести за него исповедание христианское на суде. Винцентий это и исполнил. Епископ был сослан в ссылку, а Винцентий после многих тяжких мучений скончался в тюрьме. Особенно много актов мученических из времени управления Максимиана дошло до нас из церквей африканских, где гонение было принято христианами с особенным одушевлением. До нас сохранились несомненно подлинные акты пресвитера Сатурнина и прочих мучеников. 286 Дело происходит в Нумидии. Целая толпа христиан схвачена во время богослужения в доме пресвитера Сатурнина и представлена на суд проконсула (в Карфагене). Многие из них потом поплатились жизнью за свое исповедание. Акты относятся к обстоятельствам исполнения первого Диоклетианова указа; именно проконсул говорит Сатурнину: почему ты делаешь церковные собрания, когда это запрещено? Имеешь ли ты Священное Писание ? Эти черты указывают на 303 год. Такого же характера и акты епископа африканского Феликса, в Тибиуре. 287 Проконсул требует от него, чтобы он выдал книги Священного Писания , Феликс отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

принадлежащих тому времени и рассказывающих действительные факты, но и не подлинных, т.е. возникших позднее и рассказывающих о событиях, приукрашенных фантазией.    Подлинные акты дошли из всех мест, которыми управлял Максимиан. О кровавом гонении в Италии свидетельствуют акты Сотеры-девицы, акты, отличающиеся простотой рассказа, и акты диакона Евпла, скончавшегося мученически в г. Катанье в Сицилии, отличающиеся точностью хронологии. О суровости гонения в Галлии свидетельствуют акты Рогациана и Донациана, пострадавших в Нанте. Содержание актов таково: Рогациан и Донациан были братья, они были брошены в темницу, один из них, впрочем, еще не был крещен, именно старший Рогациан. В тюрьме братья молят Бога, чтобы Он попустил вместо воды крещения креститься Рогациану кровью мученическою. Оба они были потом обезглавлены. О гонении в Испании свидетельствуют акты Винцентия, диакона в Сарагосе. Рассказ актов следующий: проконсул Дациан потребовал к себе на суд еп. Валерия и диакона Винцентия, отличавшегося даром красноречия и бывшего проповедником в христианских собраниях. Валерий-епископ, как человек некрасноречивый, просил Винцентия произнести за него исповедание христианское на суде. Винцентий это и исполнил. Епископ был сослан в ссылку, а Винцентий после многих тяжких мучений скончался в тюрьме. Особенно много актов мученических из времени управления Максимиана дошло до нас из Церквей африканских, где гонение было принято христианами с особенным одушевлением. До нас сохранились несомненно подлинные акты пресвитера Сатурнина и прочих мучеников. Дело происходит в Нумидии. Целая толпа христиан схвачена во время богослужения в доме пресвитера Сатурнина и представлена на суд проконсула (в Карфагене). Многие из них потом поплатились жизнью за свое исповедание. Акты относятся ко времени исполнения первого Диоклетианова указа; именно, проконсул говорит Сатурнину: почему ты делаешь церковные собрания, когда это запрещено? Имеешь ли ты Святое Писание? Эти черты указывают на 303 год.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Винцент, которому принадлежала инициатива в этом деле, задумал дать этому обществу правильную организацию, составил для него правила и таким образом сделался основателем первого братства милосердия во Франции. Очевидно, что братство, основанное Винцентом, имело довольно ограниченное назначение и повидимому не могло иметь никакого миссионерского значения. Самая мысль основать подобное братство была вовсе не новая. Еще ранее около 1540 г. некто Жан де Дьё основал в Испании подобное братство, целью которого было служение больным и бедным и которое было утвержено папою Пием V под именем ордена милосердия или благотворения (L´orde de la charite) 226 . Деятельность этого ордена была самая скромная и ничем не отличалась от обыкновенного общественного благотворения. Таково же было бы и дело Винцента де Сент Поля, если-бы он остановился на первом плане; однако оно имело блестящую судьбу. Репутация святости и благочестия скоро доставила Винценту многих богатых и знатных покровителей, которые дали ему возможность расширить свою деятельность до более значительных размеров. В 1623 г. он основал новое братство благотворения в Маконе, а потом и в других городах, более значительных, в Бове и даже в Париже. Недовольствуясь мужскими братствами, Винцент начал основывать еще женские общества с тем же назначением, и эти последние оказались еще более способны к делу благотворения, чем первые, и приобрели впоследствии в деле миссий огромное значение. По поставлениям и практике Винцента братья и сестры благотворения должны были служить всем нуждающимся, не разбирая состояния и религии и заботиться о доставлении им помощи нетолько материальной, но и духовной. Огсюда и происходила возможность для этих братств приобрести со временем высокое миссионерское значение. И они действительно приобрели его скоро. Братья и сестры благотворения, помогая больным, бедным, убогим и галерным преступникам, в тоже время старались пропагандировать латинство, частию наставляя и утверждая невежественных католиков, частию же обращая протестантов и даже мухаммедан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Впрочем, из многих документов видно, что и буквальное исполнение указов Диоклетиана не было пренебрегаемо Так как Максимиан был более чем строгим исполнителем указов Диоклетиановых, то в его областях было много мучеников, и до нас сохранилось очень значительное количество актов мученических из времени его правления, не только подлинных, т. е. принадлежащих тому времени и рассказывающих действительные факты, но и не подлинных, т. е. возникших позднее и рассказывающих о событиях, приукрашенных фантазией. ______________________ Аммиан Марцеллин говорит: Dioclitiano in omnibus obsecutus es (Maximi-anus). См.: Hunziker. Op. cit. S. 260. De mort., cap. 15. Подлинные слова панегириста см. у Hunziker " a. S. 180. Эти положения раскрыты и доказаны у Hunziker " a. S. 180–181. ______________________ Подлинные акты дошли из всех мест, которыми управлял Максимиан. О кровавом гонении в Италии свидетельствуют акты Сотеры–девицы, акты, отличающиеся простотой и акты диакона Евпла, скончавшегося мученически в г. Катанье в Сицилии, отличающиеся точностью О суровости гонения в Галлии свидетельствуют акты Рогациана и Донациана, пострадавших в Содержание актов таково: Рогациан и Донациан были братья, они были брошены в темницу, один из них, впрочем, еще не был крещен, именно старший Рогациан. В тюрьме братья молят Бога, чтобы Он попустил вместо воды крещения креститься Рогациану кровью мученическою. Оба они были потом обезглавлены. О гонении в Испании свидетельствуют акты Винцентия, диакона в Рассказ актов следующий: проконсул Дациан потребовал к себе на суд еп. Валерия и диакона Винцентия, отличавшегося даром красноречия и бывшего проповедником в христианских собраниях. Валерий–епископ, как человек некрасноречивый, просил Винцентия произнести за него исповедание христианское на суде. Винцентий это и исполнил. Епископ был сослан в ссылку, а Винцентий после многих тяжких мучений скончался в тюрьме. Особенно много актов мученических из времени управления Максимиана дошло до нас из Церквей африканских, где гонение было принято христианами с особенным одушевлением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Вестерберг У., см. Westerberg U. Веттины, знатный восточносаксонский род (по замку Веттин в Тюрингии) (со втор, пол. X в.) 280, 309 Вибальд, аб. м-ря Ставло, канцлер германского имп. Фридриха I Барбароссы (ум. в 1159 г.) 251 Виберт, автор записки о св. Бруно Кверфуртском (XI в.) 91 Вибольт, аб. м-ря Корвай (сер. XII в.) 280 Вигберт, еп. мерзебургский (1004–1009) 85 Виггер, еп. бранденбургский (1138–1158/61) 280 Вид, венгерский гр. (третья четв. XI в.) 357–358, 357–358 Видон, герц, сполетанский, кор. итальянский (889–994) 238 Видукинд Корвайский, немецкий хронист (ум. после 973 г.) 64 Викперт, см. Випрехт Виктор III, п. римский (1086–1087), до этого под именем Дезидерия – аб. м-ря Монтекассино (с 1058 г.) 50, 328, 328 Виктор IV, (анти)п. римский (1159–1164) 258 Виктор I, патр. Градо (848–853) 53, 53 Вильгельм I Завоеватель, герц, нормандский, кор. английский (1066–1087) VII, 111, 134, 134–135, 139, 239 Вильгельм II, кор. английский (1087–1100) VII, 195 Вильгельм II, норманнский кор. Сицилии (1166–1189) 249, 249 Вильгельм VI Толстый, герц, аквитанский (1030–1038) 119, 119 Вильгельм VII, б. предыдущего, герц, аквитанский (1038–1058) 119 Вильгельм, мгр. Саксонской северной марки (1044–1056) 328, 328–329 Вильгельм III, гр. ваймарский (1003–1039) 230 Вильгельм IV, гр. ваймарский, с. предыдущего, мгр. майсенский (1046/50–1062) 230, 230 Вильгельм I, гр. люксембургский (1096–1130) 234, 234 Вильгельм, архиеп. майнцский (954–968) 42, 47–49, 47–49 Винцентий Кадлубек, еп. краковский (1208–1218), польский хронист (ум. в 1223 г.) 257, 296–325, 345, 347, 396 Винцентий Пражский, чешский хронист (третья четв. XII в.) 261–266 Виоанн Василий, см. Василий Виоанн Випон, немецкий историограф (сер. XI в.) 96–99 Випрехт (Викперт) I, гр. «области бальзамов» (сер. XI в.) 218–219, 218–219 Випрехт (Викперт) II, гр. гройчский (ум. в 1124 г.) VI, 218, 219–220, 219, 232, 232, 234 Випрехт (Викперт) III, гр. гройчский (ум. в 1135 г.) 234, 234 Виталиан, п. римский (657–672) 327 Виталий I, патр. Градо (856–875) 53, 53

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010