24 ноября 2011 г. 01:00 28 ноября-2 декабря. IV Лихачевские чтения " Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии " . Санкт-Пертербург C 28 ноября по 2 декабря 2011 г. в Санкт-Петербурге в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН пройдут IV Лихачевские чтения " Актуальные проблемы изучения славяно-русской агиографии " . Программа: 28 ноября 11.00 – Лития на могиле Д. С. Лихачева (Комарово). Отъезд от Князь-Владимирского. 15.00 – Посещение выставки «Святая Русь» (Русский музей). 17.00 – Памяти Д. С. Лихачева. Представление книги «Часть суши, окруженная небом: Соловецкие тексты и образы» (Русский музей). 17.30 – Просмотр фильма В. Б. Виноградова «Д. С. Лихачев. Я вспоминаю...» (Русский музей). 29 ноября 1. Архим. Макарий (Веретенников) (Россия, Троице-Сергиева лавра, МДА). Русско-византийские отношения в XI в.: Деятельность митрополита Георгия. 2. М. А. Федотова (Россия, Санкт-Петербург). Житие Григория Армянского в древнерусской книжности. 3. А. В. Лаушкин (Россия, Москва). К проблеме почитания княгини Ольги и князя Владимира в домонгольское время. 4. В. Ю. Франчук (Украина, Киев). Создатели житийной версии Рассказа о князе-схимнике Игоре Ольговиче. 5. А. Г. Мельник (Россия, Ростов Великий). Культ святых в общественной жизни Руси середины – второй половины XV в. 6. Е. В. Белякова (Россия, Москва). Значение Азбучно-Иерусалимского патерика для русской монашеской традиции. 7. Е. Э. Шевченко (Россия, Санкт-Петербург). Краткое Житие Кирилла Белозерского в автографе книжника первой половины XVI в. Исаака Собаки. 8. Т. П. Лённгрен (Норвегия; Тромсё). Источники Жития Феодора Студита в Соборнике Нила Сорского. 9. Е. В. Романенко (Россия, Москва). Традиция почитания прп. Нила Сорского. 10. А. И. Алексеев (Россия, Санкт-Петербург). К вопросу о преемнике прп. Иосифа Волоцкого (по данным его житий и посланий). 11. Н. В. Понырко (Россия, Санкт-Петербург). Традиция почитания памяти протопопа Аввакума. 12. А. В. Пигин (Россия, Петрозаводск). Житие Кирилла Челмогорского − памятник каргопольской агиографии XVII века.

http://e-vestnik.ru/db/28_noyabrya-2_dek...

24. Примеры, находимые в творениях св. отцов и учителей церкви, наглядно выясняющие истину воскресения мертвых 1 . Преподобный Макарий Египетский говорит: «Каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же: так и в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, «влас не погибнет» ( Лк. 21:18 ), и все соделается световидным, все погрузится и преложится в свет, и в огонь, но не разрешится, и не сделается огнем, так, чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Представь себе сад, в котором всякого рода плодоносные деревья, груша, яблонь и виноград с плодами и листьями; но и сад и все дерева и листья изменились и обратились в иное естество, и все прежнее сделалось световидным: так и люди изменятся в воскресение, и члены их сделаются святыми и световидными» (Беседы, стр. 151 – 152). И еще тот же преподобный отец учит: «Как пшеница, посеянная на одном и том же поле, дает от себя различные колосья, а потом собирается на одно гумно, и ссыпается в одну житницу: так представляй себе, что и в воскресение мертвых различною славою будут прославлены и отличены воскресшие, по достоинству заслуг, по причастию здесь еще обитавшего в них Божия Духа. И сие-то значит: «звезда... от звезды разнствует во славе» ( 1Кор. 15:41 ) (Там же, стр. 521). II. Святитель Григорий Двоеслов учит: «Если не хотят веровать воскресению из повиновения слову Божию, должны поверить хотя собственному разуму, ибо что являет нам ежедневно мир, как не образ нашего воскресения? Мы видим каждодневно, что временный сей свет как бы умирает, когда наступает ночь, и как бы воскресает опять, когда рассеивается ночной мрак. Видим также, как в известное время года деревья сбрасывают с себя свой зеленый покров, остаются голы и бесплодны; и вот при наступлении весны, как бы при наступлении дня воскресения, на голых ветвях развертываются листья, вырастают цветы и плоды, и ожившее дерево является во всей красе своей. Непрестанно видим, как из малых древесных семян, вверенных земле, вырастают большие дерева, украшенные листьями и плодами... Что ж удивительного, если и мельчайший прах, когда восхощет, образует в человека Тот, Кто из малейших семян произращает величайшие дерева? Будучи созданы разумными, мы должны бы были через рассмотрение окружающих нас тварей уверяться в собственном воскресении и бессмертии» (См. «Воскр. Чт.» 1844 – 1845 г. 2, стр. 9 и 10, еще 1854 – 1855 г. 6, стр. 57 – 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

26 Июня. Понедельник. Осмотр храма Воскресения; поездка в Иерихон. Утро нынешнего дня было предназначено для подробного «смотра храма Воскресения с его многочисленными постройками и святынями, на поклонение которым мы заходили сюда ежедневно. Поэтому в девять часов утра, в сопровождении своих постоянных руководителей: о. Архимандрита Александра и Н. Г. Михайлова, мы отправились с русских построек по узким и грязным улицам Иерусалима, переполненным лавками и торговцами, к храму Гроба Господня. Священнейшее для христиан место – храм Воскресения Христа, скрывающий под своим кровом величайшие христианские святыни – Гроб Господень и Голгофу, в то же время принадлежит по своему внешнему устройству к самым интереснейшим храмам в христианском мире. Имея 146-ть с половиной аршин в длину и почти 86-ть в ширину и принадлежа, таким образом, к величайшим христианским храмам, 2-х этажный храм Воскресения совершенно незаметен издали, так как застроен целым рядом пристроек, принадлежащих различным вероисповеданиям, владеющим храмом Воскресения 57 , и доступ к нему открывается только с одной стороны. Храм Воскресения, постоянно видоизменяясь, строился в продолжении многих столетий. Его судьбы тесно связаны с судьбами самого Иерусалима, над которым за его многолетнее существование пронеслось немало исторических гроз. «Существует ли на свете другой город, говорит один писатель (Историч. судьбы Св. града Иерусалима, Виноградова. СПБ., 97 г. Изд. Имп. Пал. Общества, стр. 3), судьба которого была бы столь печальна и тягостна, который был бы столько раз разрушен, создан снова и вновь разрушен до основания, как Иерусалим?» И это совершенно справедливо. Еще до Рождества Христова 58 Иерусалим – этот священный город на языке всех местных национальностей – был не один раз ареной кровопролития, особенно с тех пор, как, за 1100 лет, он сделался местом жительства Богоизбранного народа. Так, уже при наследнике Соломона, Ровоаме, Египетский Фараон Сезан, за 967 л. до Р. Хр., овладел Иерусалимом и ограбил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

2 . В то время языческая фурия послала двух самых диких вепрей, Диоклетиана и Максимиана, дабы разрушить виноградник Божий их клыками. Когда контроль они стали властителями Рима, то скоро раздулись от гордости своей имперской власти, и нетерпеливо желали удалить из своей среды ту избранную расу, которую славная мать- церковь произвела в союзе со своим небесным супругом. Поэтому народы бушевали, изобретали заговоры, и короли объединялись против Христа. Тогда императоры послали указ всем областям и королевствам, в котором говорилось, что всякий, кто исповедует божественность Христа, должен быть наказан смертью различными способами. И один из исполнителей этого приказа был несдержанным человеком, диким животным, жаждущим человеческой крови, по имени Акуилинас, который по прибытии на территорию Норикум, выполняя обязанности наместника, начал искать повсюду жилища верующих, точно так же как ревущий лев, ищет кого-нибудь, чтобы поглотить. Наконец, переполненный жестокостью, он прибыл в благородный город Лориакум, который так превосходит все другие города изобилием своего богатства, доблестью своего оружия, численностью своего населения, толщиной своих стен и славой своего названия, что едва ли считает Рим лучше себя. Тут он начал искать и связывать всех тех, кто исповедовал себя христианами. И так, было захвачено огромное количество верных. Когда они предстали пред судейским трибуналом, то были готовы принести ответ тем, кто спрашивал их о христианской вере. Ибо они боялись не тех, кто имел власть разрушить их смертное тело, а Того, кто мог послать душу в ад. И так как никакая пытка не могла поколебать их верные сердца, то они высмеивали бессмысленные усилия наместника, расценивая его угрозы и обещания как легкий ветерок. Поэтому он приказывал некоторых убить, а других бросить опять в тюрьму, пока не выяснит, какие пытки лишат их утешения существующей жизни, если они откажутся повиноваться его командам. Так новости о славной борьбе мучеников распространились по всей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа. Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

475. Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича (Говорено в Успенском Соборе августа 30). 1825 Радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех. ( Лук. Х, 20 ). В радости проводим мы настоящий день: потому что на нем написано возлюбленное имя Александра, верховного для нас на земли виновника победных и мирных радостей общественных, охранителя и распространителя непорочных радостей семейственных и личных, собственную радость и покой приносящего в жертву, «да» мы под Его державою «тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» ( 1Tuм. II, 2 ). Желаем ли сию возвышенную на земле радость еще возвысить некоторым образом в достоинство небесной радости? Мы имеем и для сего твердое основание: ибо нет сомнения, что радостотворное для нас «имя» Александра, благословенное в делах благословенных, «написано ... на небесех» ( Лук. Х, 20 ), откуда благословляется благое, откуда невидимо управляются правительства сего видимого мира, откуда исходят судьбы людей и народов. Радость праведная, радость святая! Сияй как ясное утро, согревай сердца, как летний полдень, услаждай и упояй, как вино зрелого винограда! Пусть раздается «глас радости и спасения в селениих праведных» ( Nc. CXVII, 15 ). Да будет только радость праведная и святая по своему предмету, также праведна и свята по своему образу и действиям. Да будет радость достойна предмета радости. Дайте мне и себе несколько досужных минут радости, чтоб развить сию мысль в некоторое наставление каждому из нас. Есть обычай, по которому каждый из нас некоторою радостию и торжественностию ознаменовывает день своего имени, какое он получил от Церкви. Что за обычай? Когда с радостию воспоминают и празднуют день рождения, сей обычай легко изъясняет себя, хотя бы и не говорило Евангелие о радости, «яко родися человек в мир» ( Uoah. XVI, 21 ). Не трудно вообразить, что бытие лучше ничтожества; что жизнь на земле, под солнцем, превосходнее мертвого сна или темничного заключения младенца в матерней утробе; и потому не удивительно, что мы с торжеством воспоминаем день, которым для нас вечное ничтожество кончилось, и девятимесячный гроб раскрылся 964 . Но когда один назван Криспом, а другой Гаием: что торжествуют они? Не вижу, откуда бы взять на сие ответ, разве из приведенных в начале сего слова слов Христовых: «они радуются, яко имена их написаны суть на небесех».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

4. Докинз и Библия: Новый Завет Скачать epub pdf Проклятие смоковницы Докинз пишет, что «канонические Евангелия Матфея и Марка рассказывают о том, как Он мелко отомстил, не чему-нибудь, а смоковнице: рано утром, когда Он возвращался в город, Он проголодался. Увидев смоковницу у дороги, Он подошёл к ней, но не нашёл ничего, кроме листьев. Тогда Он сказал ей: «Да не будет от тебя плода вовек» ( Мф.21:18 ). История бесплодной смоковницы – это, наверное, самое любимое место в Евангелии у атеистов. Ещё в детстве я читал у Бертрана Рассела, что это проявление раздражительности со стороны Христа, что противоречит христианской доктрине о Его безгрешности. Но о чем на самом деле эта история? Тому, кто читал книги Пророков, ясно, о чем идёт речь: насаждения, которые должны приносить плоды, но не приносят, – это народ Божий и, особенно, его вожди. Как говорит Пророк, «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; [ждал] правды, и вот – вопль» ( Ис.5:7 ). Святой Иоанн Креститель сравнивает грешников с деревьями, которые будут срублены, если не принесут плода покаяния: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Матф.3:10 ). Праведник, напротив, сравнивается с плодоносным деревом. «Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод» ( Иер.17:8 ). Сравнение людей и народов с деревьями – общее место у Пророков, например, как сказано у Иезекииля: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» ( Иез.17:24 ). Таким образом, проклятие бесплодной смоковницы есть пророческое знамение, которое было более чем прозрачно для современников Иисуса, как и Его притчи, в которых Господь обличает вождей народа как неверных виноградарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

7 фактов о Московском епархиальном доме В этом здании решалась судьба Церкви 27 июля, 2015 В этом здании решалась судьба Церкви В июле 2015 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Князь-Владимирский храм восстановленного Московского Епархиального дома в Лиховом переулке. Об истории этого дома можно писать многотомные исследования. Мы же приведем лишь несколько интересных фактов. Дом-памятник  Московский епархиальный дом был построен в 1901–1902 гг. по проекту архитектора Петра Виноградова, автора десятков церковных и общественных зданий по всей России. Среди наиболее известных — собор Иверской иконы Божьей Матери Николо-Перервинского монастыря в Москве, Троицкий собор Выксунского Иверского монастыря, Здание реального училища во Владимире (ныне — один из корпусов Владимирского государственного университета), не сохранившаяся Церковь Трех Святителей московского Скорбященского монастыря. Московский епархиальный дом построили двухэтажным, в формах «нововизантийского» стиля с элементами русского церковного зодчества, с полуподвалом, колокольней со стороны переулка и церковью во имя В здании находились административные и лекционные помещения, Соборная палата (получившая название в ходе Поместного Собора 1917–1918 годов). Князь-Владимирский храм расписывали знаменитые иконописцы О. Чириков, М. Дикарев и В. Гурьянов. Осип Чириков — автор хранящихся ныне в Эрмитаже и других музеях икон для дворцовых церквей Петербурга, основатель иконописной мастерской Чириковых в Москве. Именно в этой мастерской реставрировали Донскую икону Богоматери, и еще более древнюю – Владимирскую. Михаил Дикарев – придворный поставщик Императорского Двора, создавший в числе прочего по заказу императора Николая II иконостас в храме Христа Спасителя города Уральска и иконостас в усыпальнице Романовых в Новоспасском Преображенском монастыре Москвы. Василий Гурьянов – придворный иконописец, по заказу Николая II украсивший своими иконами раку и сень над мощами св. Серафима Саровского, расписывавший Новоспасский монастырь, церкви Петергофа, Оптиной пустыни, Андреевский скит на Афоне. Дом святых

http://pravmir.ru/sem-obrazov-moskovskog...

7 января 1912 г. в сопровождении свящ. Белоцветова, диакона Погостовского и иеродиакона Ефрема Владыка Евгений отправился на лошадях в село Чудь, Муромского уезда, для освящения вновь устроенного храма. Дни 7, 8, 9 января 1912 года надолго останутся в памяти жителей села Чуди, Муромского уезда. 7 января прибыли в Чудь храмоздатель Андр. Ив. Куприянов с супругой, наследник основателя храма Иван Иродионович Быков с семейством, местный о. благочинный, протоиерей села Благовещенского Иоанн Виноградов, певческий хор Муромского собора, а в два часа дня торжественный звон возвестил о приближении Преосвященнейшего Архипастыря, Епископа Евгения. Все жители села, и стар и мал, собрались около храма и ожидали прибытия Владыки. Преосвященный Архипастырь, встреченный со св. крестом и св. водой о. благочинным и местным священником о. И. Шиповским, вошел в деревянный храм. По окончании краткого молебна, положенного при встрече Архипастырей, Владыка обратился к народу с речью, в которой, между прочим, упомянул о том, что в первое свое посещение этого села и храма, два года тому назад, он осматривал постройку нового каменного храма их, возведенную тогда не более как на две трети, и в виду смерти строителя высказывал опасение, что храм долго не будет закончен, но „ваше искреннее желание " , говорил Владыка, „и молитвы — иметь храм отстроенным достигли, очевидно, до Господа, — нашелся новый благодетель, который быстро довершил дело: обширный храм выстроен, благолепно украшен и готов к освящению... отныне вы будете молиться в новом, прочном, обширном и теплом храме " ... Затем Владыка убеждал слушателей горячо молиться за тех, кто дал средства на устройство этого храма... С глубоким вниманием выслушали сельчане речь Архипастыря и затем благоговейно, в строгом порядке, ими самими уставленном, подходили к нему и получали благословение. Любители-певцы исполняли в это время разные церковные песнопения. Благословивши всех, Владыка прошел в новопостроенный храм, осмотрел его, дал распоряжение о предстоящем служении и в конце четвертого часа последовал в приготовленную для него в доме священника Шиповского комнату.

http://sobory.ru/article/?object=06960

(80-е гг. XVI в. (?), с. Даниловское (ныне г. Данилов Ярославской обл.) - ранее 1662, близ Вязниковской слободы (ныне г. Вязники Владимирской обл.)), создатель неск. мон-рей, зачинатель движения в В. Поволжье, отрицавшего церковную иерархию и таинства. По сообщению Игнатия (Римского-Корсакова) , архим. Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря , в 1687 г. ездившего в Кострому и Кинешму для увещевания старообрядцев (см. Старообрядчество ), К. происходил из крестьян дворцового с. Даниловского, принял постриг, «яко бяше убог сый и не имяше чим в мире питатися» ( Игнатий [Римский-Корсаков]. 1855. С. 97). А. И. Журавлёв называл К. «самопостриженником». В кон. XVI - нач. XVII в. (или в 20-х гг. XVII в.) К., уже имевший «чин священства», вместе с 30 пустынниками подвизался в лесах по р. Ветлуге. Здесь его навестил Корнилий Выговский (впосл. один из основателей старообрядческого Выголексинского общежительства ), стремившийся найти наставника в монашеском делании. Корнилий прожил в общине К. 2 месяца и, не получив из-за своей молодости от К. разрешения остаться с пустынниками, ушел в Вологду. В Житии инока Корнилия, созданном в 20-х гг. XVIII в. на основе рассказов Корнилия, описана жизнь отшельников на Ветлуге: «Сам Капитон обложен бысть тяжкими веригами железными, постом и поклонами томя себе. От братии же и инии же чрез день хлеб и сурово зелие по захождении солнца ядяху; по ядении же моляхуся и, мало уснувше, паки Псалтырь и каноны пояху. Свитающе же дню, благословение вземше, трудов земных касахуся, от своих бо трудов пищу себе приимаху. Такову наготу стяжаша: вместо свитки по пояс запон держаху, плеча же мантиею до пояса покрываху. И инии же на ребрах не спяху, но седя или стоя мало сна приимаху» ( Брещинский. 1985. С. 69-70). К. был строгим аскетом. Старообрядческий книжник Евфросин описал вериги К.: «Вериги на себе носил каменныя, плита созади, а другая спереди, по полтора пуда в обех, и всего весу три пуда. Петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля: процепя крюк в петлю, повисаше спати» ( [Евфросин]. 1895. С. 10). По словам Семена Денисова (см. Денисовы ), писавшего о К. в «Винограде российском», уже в начале своего монашеского пути К. прославился строгостью жизни и пророческим даром.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010