Свидетели Христа В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Отвечает Андрей ВИНОГРАДОВ, старший научный сотрудник Центра истории восточно-христианской культуры ИВИ РАН. 25 марта, 2011 В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Отвечает Андрей ВИНОГРАДОВ, старший научный сотрудник Центра истории восточно-христианской культуры ИВИ РАН. Публикация на сайте Правмир материала «Убиты, но не прославлены» из январского номера журнала «Нескучный сад» вызвала острую полемику. В частности, возмущение ряда читателей вызвало опубликованное дискуссионное мнение относительно перспектив канонизации убитого в 2009 году иерея Даниила Сысоева. В ответной статье о. Георгия Максимова, опубликованной на сайте «Правмир», был выдвинут ряд резких упреков эксперту «НС», специалисту по древним мученикам, сотруднику Центра истории восточно-христианской культуры ИВИ РАН Андрею Виноградову. После этой публикации Андрей Виноградов обратился в редакцию «НС» и «Правмира», указав, что его слова при публикации были искажены. Редакция «Нескучного сада» провела разбирательство, и установила, что при подготовке публикации редактором раздела были допущены грубые ошибки, в частности, финальный вариант текста интервью не был согласован с экспертом. Виновный в этом редактор понес наказание. Редакция приносит свои извинения А.Виноградову и читателям. Авторизованный А. Виноградовым текст о древних и новых мучениках мы публикуем на сайте «Правмир». В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Почему не признаны мучениками, убитые, но не отрекшиеся Христа: в Чечне – священник Петр Сухоносов, в Кабардино-Балкарии – священник Игорь Розин, оптинские насельники – о. Василий, иноки Трофим и Ферапонт, солдат Евгений Родионов, замученный в чеченском плену? Многие верующие почитают их как мучеников. Отвечает Андрей ВИНОГРАДОВ, старший научный сотрудник Центра истории восточно-христианской культуры ИВИ РАН. Аргументация кровью — За что Церковь почитает мучеников?

http://pravmir.ru/svideteli-xrista/

Скачать epub pdf Притча о делателях в винограднике... (Мф. 20:1–16) В простодушном вопросе апостола Петра: «что же будет нам?», слышалось некоторое самодовольство. Правда, это было детское самодовольство; Петр едва ли и сам ясно сознавал, что он своим вопросом о награде как будто хочет считаться с Господом, ставя Ему на вид заслуги учеников, которые все оставили для Господа; однако же, нельзя было не указать, к чему мог привести этот дух кичливого сравнения с другими, и Господь подавил это зло в самом зародыше дивным предостережением в прекрасной притче.  ИБО ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ , – сказал Он, –  ПОДОБНО ХОЗЯИНУ ДОМА  (в Царстве Небесном или в Церкви Божией бывает подобное тому, что случилось с одним домохозяином),  КОТОРЫЙ ВЫШЕЛ РАНО ПОУТРУ , с восходом солнца, на площадь,  НАНЯТЬ РАБОТНИКОВ В ВИНОГРАДНИК СВОЙ . Как этот домохозяин сам вышел искать себе поденщиков, так и Христос Сам призывает к Себе делателей: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» ( Ин. 15:16 ), – говорил Он Своим апостолам. Всякая добрая мысль, доброе побуждение потрудиться для Господа, для спасения своей души, приходит от Господа; Господь зовет всех ко спасению, зовет трудиться в виноградник Свой благодатный, в Церковь Свою Святую; а от человека зависит – послушать или не послушать этот зов, принять к сердцу благодатное внушение или воспротивиться ему. В этом – свобода человека. «Рано поутру», с первых дней мира, начиная с первого человека Адама, Господь зовет людей трудиться для жизни вечной, обещая за «день» труда, за труды в кратковременной этой жизни, которая, в сравнении с вечностью, не может называться не только «днем», но даже и одним часом, – «динарий», т.е. награду вечного блаженства на небе.  И ,  ДОГОВОРИВШИСЬ С РАБОТНИКАМИ ПО ДИНАРИЮ НА ДЕНЬ ,  ПОСЛАЛ ИХ В ВИНОГРАДНИК СВОЙ; ВЫЙДЯ ОКОЛО ТРЕТЬЕГО ЧАСА  (по нашему времени в девятом часу утра),  ОН УВИДЕЛ ДРУГИХ ,  СТОЯЩИХ НА ТОРЖИЩЕ  (на торговой площади)  ПРАЗДНО , без дела,  И ИМ СКАЗАЛ: ИДИТЕ И ВЫ В ВИНОГРАДНИК МОЙ ,  И ЧТО СЛЕДОВАТЬ БУДЕТ , по расчету и по моему усмотрению,  ДАМ ВАМ .  ОНИ ПОШЛИ .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  разделы   рассылка  распечатать Даниил Сидоров Переговоры нужно вести за столом Источник:  Татьянин день Во вторник в префектуре Центрального административного округа Москвы состоялась встреча городских властей с представителями Церкви и общественных организаций, борющихся за сохранение исторического облика города. Обсуждение, посвященное ситуации в Кадашевской слободе, продемонстрировало готовность сторон к диалогу. На слушаниях присутствовали заместитель мэра Москвы Валерий Виноградов, префект ЦАО Алексей Александров, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству, главный архитектор города Москвы Александр Кузьмин, председатель Комитета по культурному наследию Валерий Шевчук, викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений, благочинный Москворецкого округа протоиерей Николай Кречетов, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков, депутаты Государственной и Городской Думы, представители общественных организаций и политических партий, местные жители. Защитники исторических Кадашей считают, что все работы вокруг храма Воскресения Христова надо немедленно прекратить, московские чиновники полагают, что территория должна быть освобождена для новой застройки. Наличие пробелов в законодательстве, на которые указывают представители общественности, признают и столичные чиновники. На их взгляд, необходимо отделить новое строительство, которое пока не ведётся, от необходимого сноса старых зданий. Однако и есть и другой аспект. " Когда въезжает пятитонный экскаватор непонятно на каком основании, это, конечно, вызывает большое волнение общественности " , – пояснил настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков. Работа тяжелой строительной техники может угрожать храму, так как его фундамент деревянный и нуждается в срочном укреплении. Заместитель мэра Валерий Виноградов подчеркнул необходимость совместного обсуждения проблемы. " Настоятельно прошу уйти от уличных баталий, а все вопросы решать за столом. Я думаю, нам ещё одну, две встречи придётся провести с тем, чтобы позиции сближались. Это возможно " , – резюмировал Виноградов.

http://religare.ru/2_76573.html

Беседа 17. Притча о двух сыновьях Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея, и сегодня мы рассмотрим Притчу о двух сыновьях (21, 28–32). Читаем 21-я главу Евангелия от Матфея с 28-го по 29-й стих: Мф.21:28–29 . «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал данный отрывок: «Под именем первого (сына. – О.С.) говорится о язычниках с указанием на естественный закон: “Пойди, работай в винограднике Моем”, то есть не делай другому того, чего не хочешь, чтобы было с тобой. А он горделиво ответил: не хочу. После же, по пришествии Спасителя, раскаявшись, он трудился в винограднике Божием и упорство, обнаруженное в слове своем, исправил своим трудом » 245 . Здесь мы видим вместе со святым Иеронимом под образом первого сына – весь языческий мир, который сначала не знал путей Господних, открытых только еврейскому народу, но, не исповедуя истинно Бога (первый сын), все же исполнял Его святую волю: следовал путями Создателя на уровне совести, хотя и не исповедовал этого устами. Об этом и апостол Павел писал: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). И хотя Иероним видит их согласие с Богом в момент Пришествия Христова (когда свет Евангелия достиг и их, язычников, сердец), но святые Отцы древности настаивают на том, что и до Христа, не зная Бога, они отчасти все же подчинялись Ему. Святой Иустин Философ настаивает на том, что и сама возможность для человека говорить связана со Христом (Логосом), вне Которого никто не смог бы и слова сказать. То есть Логос (Христос) всеян в каждого человека, созданного по образу Божию. Блаженной памяти протоиерей Дмитрий Дудко под тем, кто сказал « не хочу; а после, раскаявшись, пошел », понимал безбожников (атеистов), которые, отрекшись на словах от Бога (сказав Ему « не хочу »), делами иногда превосходят и номинальных христиан. В частности, отец Дмитрий писал, что когда атеист на войне жертвует своей жизнью, то в глазах Бога Его подвиг должен иметь большее значение, чем подобный же подвиг, совершенный верующим. И действительно, погибая за свой народ и за свою страну, неверующий не имеет в виду награду на Небесах, посему и делает это совершенно бескорыстно, повинуясь всеянному в него стремлению к абсолютному добру и благу. Блаженный Иероним так и пишет: «Под именем первого (сына. – О.С.) говорится о язычниках с указанием на естественный закон ». Имеется в виду тот закон совести, о котором мы прочитали у апостола Павла: «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа на Евангелие тринадцатой недели по Пятидесятнице Притча о злых виноградарях (Об ответственности властелинов) Сегодня предлагалось в Евангелие притча о винограднике и виноградарях, т. е. работниках в винограднике, избивших слуг и убивших сына хозяина виноградника. Это та притча, в которой не задолго до своих страданий Иисус Христос предсказал, что Иудеи, о которых Бог так заботился и которых так приготовлял к принятию Спасителя, убьют Его ( Мф. 21:33–43 . Зач. 87). ... «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям, взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили также. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах ваших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». ... В начале Евангелия в притче говорится, что «некоторый хозяин дома насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился». Кто разумеется под хозяином, насадившем виноградник? Что означает устроенный самый виноградник, ограда вокруг него, точило и столп среди него, отдача его виноградарям и отлучка хозяина? " Хозяин» – это Бог. «Виноградник» – это истинная вера, или Церковь , насажденна Богом среди Иудейского народа. «Ограда " > – это закон, данный Богом Иудеям, который отделял их от других неверующих народов. «Точилом» назывался сосуд, в котором на Востоке выдавливалось вино из виноградных ягод. Таким образом, «точило» притчи – это жертвенник, на котором проливалась кровь закалаемых в жертву животных. «Столп», или «башня» над точилом – это храм Иерусалимский. «Виноградари» – это священники, учители и начальники Иудейского народа, которые обязаны были заботиться о его спасении, учить его вере и добродетели. Хозяин «отлучился» – это значит, Бог предоставил священникам и учителям Иудейским заниматься делом спасения народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Глава 20 Зач. 80-е. Притча о расплате с работниками в винограднике Читается в среду 9-й недели по Пятидесятнице 1. Подобно бо нбное человк домовит, иже изыде кпн утр нати въ свой, Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой Здесь и далее излагается притча Христова о работниках в винограднике или о расплате с таковыми работниками. Эту притчу Господь высказал после того, как сказал апостолам, что за то, что они оставили все ради Него и последовали за Ним, получат особенную награду на небесах и что великую награду получит и всякий, кто поступит подобно им, сказал притчу, как увидим, в предостережение. Что такое притча, уже не раз объяснено (чит. в объясн. 3 ст. 13 гл. и 23 ст. 18 гл.). Что такое царствие небесное, это тоже объяснено (2 ст. 3 гл. 24 ст. 13 гл. и др.) христианская церковь на земле и райское блаженство на небе. Господь уподобляет Свое царство винограднику по причине сходства трудов и наград в том и другом. Хозяин дома, это – Бог или Христос, устроивший на земле Свою церковь и открывший вход в райское блаженство на небе. Работники, которых нанимают в виноградник, означают людей, призываемых к вере во Христа и блаженству на небе. Рано по утру (купно утро), это – в 1-м часу дня, а по нашему счету, в 7-м часу утра. У Евреев день начинался с 7-го часа утра, с восхода солнца, и кончался 6-м часом вечера, закатом солнца. Работники, нанятые рано утром, означают в частности людей, вступивших в церковь Христову в ранних летах своей жизни; вообще же это означает, что Господь, начиная со времени грехопадения первых людей, зовет всех трудиться в Своей церкви для спасения души. 2. и совщавъ съ по пнзю на день, посла ихъ въ свой. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой Динарий или пенязь монета в 20 коп., обычная плата поденщикам и жалованье римскому воину. Плата за работу означает небесную награду людям, вступающим в церковь Христову, т.е. христианам, верующим во Христа в новозаветное, и ожидавшим Его в ветхозаветное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 5 Ис.5:1 . Воспою Возлюбленному моему, то есть Богу, Возлюбленному моему, воспою песнь, какую должен воспеть Ему народ Его. Виноград бысть Возлюбленному моему, – то есть виноград был у Бога, – на месте тучне, то есть в земле, текущей млеком и медом. Ис.5:2 . И окопах его, и благодетельствовал ему, и наказывал его. И ограждением оградих , – то есть дал закон, – и насадих в нем лозу избранну это – священники, праведники и назореи. И создах столп посреде его это – сан царей и судей. И предточилие ископах в нем это – священство и жертвы. И ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние. Господь ожидал, что сотворит он добрые дела, изображаемые гроздами, а сотворил он дела лукавые, изображаемые терниями. Ис.5:3 . И ныне, живущии во Иерусалиме и человече Иудин... Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему? Пророк говорит мужам Иудиным и Иерусалимским или, лучше сказать, Сам Бог через пророка призывает их во свидетели сказанного, что ждал Он от винограда, Ис.5:4 . да сотворит гроздие, и сотвори... терние, то есть ожидал, что сотворит он правду, а он творил беззаконие. Ис.5:5 . Отиму ограждение его, и будет в разграбление. Поскольку сердце народа отступило от суда и правды, отыму у него царство, представленное в образе столпа, – и будет в разграбление от пленяющих: и разорю стену его, и будет в попрание, то есть отыму закон, который был ему украшением и ограждением. Ис.5:6 . И будет в попрание удовольствия, какие любил, сделаются для него мучительными и убийственными. И оставлю виноград пуст, и ктому не обрежется, ниже покопается сделаю, что придет он в запустение, потому что сам восхотел того. и взыдет на нем... терние. Тернием пророк называет грехи и законопреступления. И «не обрежется, ниже покопается», потому что не приложу о нем более Своего попечения. И облаком заповем, еже не одождити на него дождя, то есть запрещу пророкам изрекать им пророческое слово. Ибо дождем, в таинственном смысле, пророк называет пророчества и ведение воли Божией, а облаками именует пророков, которые орошают нас небесным дождем. То же видим и в других местах. Например: " да снидет яко дождь вещание мое» ( Втор.32:2 ); и еще: «надождю на един град, а на другий (един) не надождю... и соберутся два и три града во град един пити воду и не насытятся» ( Ам.4:7–8 ), то есть из одного города придут в другой искать Божественных глаголов, и не найдут.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава V С 1-го по 7-й стих пророк произносит Песнь о Винограднике Господа Саваофа и об этой песни хотим мы сказать несколько слов. Остальная часть этой главы после обличений неправд Израиля (8–24) раскрывает в будущем особые судьбы промысла Божия, указывая на „дальний народ“, который есть орудие сильное в руках Божиих (ст. 26–30). Мы увидим ниже в своем месте, что это важная минута в жизни человечества; со сцены мировой истории и всемирного владычества сходят Семиты и Кушиты, и господами мира Господь ставит Ариев, кои со времени Персов, суть владычествующее племя на земле. Песнь или притча, которою начинается пятая глава составляет особое пророчество, связующееся по образам, им усвоенным, и с Песнию Песней и с священными словами Господа Иисуса, о винограднике. В притче пятой главы Исаии содержится суд над Израилем. Под словом Израиль надо разуметь здесь оба царства и Иудейское и Самарийское 348 , т. е. все двенадцать колен народа, выведенного из рабства,-народа обетования, с которыми был заключен завет, и которые, стоя перед Синаем, все внимали закону Господню и вошли в землю, им Богом дарованную, хотя пророчество произносится среди Иуды и преимущественно обращено к нему 349 .-Но Самария с царством Израильским уже слышала свой приговор от пророков, предшествовавших началу служения Исаии 350 : приговор этот свершится вскоре 351 и царство это перестанет совершенно существовать и народ десяти колен исчезнет безвестно, со взятием Сеннахермом Самарии в 14-й год царствования Езекии. Но Иуде во времена царя Озии еще предлагается выбор пути, притча предвидит упорство и позднейшее наказание Иуды, но в нем, как во всех других пророчествах, предвидится и спасение; вдали видится царствование Отрасли дома Давидова; Иерусалим разрушен Вавилоном, но восстановлен при Персах, потому что в нем должна совершиться великая тайна, явление Сына Божия во плоти для спасения не только Иуды, но и всего человечества. Притча Исаии начинается словами: „воспою возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его“. Это имя Возлюбленного мы встречаем уже при изучении Песни Песней и естественно, что возникает мысль о связи этой притчи Исаии с песнью Соломона. Мы видели в IV т. Св. Летописи, что Песнь Песней есть сказание на языке символическом об окончательном создании церкви Божией Тем, которого Песнь называет Возлюбленным. В притче гл. V кн. Исаии говорится о том еще состоянии Израиля, когда народ, избранный для приуготовления этой всемирной на земле церкви, находился в состоянии возмущения против Того, которого Исаия называет Возлюбленным. В обеих песнях имя „Возлюбленный“ есть имя Господа милосердного, не отвергнувшего до конца грешного человека, но создавшего, – не смотря на его преступления, – „славную Церковь , не имеющую пятна или порока“. ( Еф. 5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: Ревностный делатель Виноградника Божия На 55-м году жизни от двусторонней пневмонии, вызванной коронавирусом, скончался епископ Железногорский и Льговский Вениамин 27.04.2020 1781 Время на чтение 3 минуты В воскресенье, 26 апреля, в Неделю 2-ю по Пасхе, на 55-м году жизни отошел ко Господу епископ Железногорский и Льговский Вениамин, сообщает Патриархия.ru. Несколько дней назад епископ Вениамин был госпитализирован в Курскую областную клиническую инфекционную больницу имени Н.А.Семашко. Накануне владыка был переведен в реанимацию, у него была диагностирована двусторонняя пневмония, вызванная коронавирусной инфекцией. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной владыки. «Со скорбью узнал о кончине Преосвященного Вениамина, епископа Железногорского и Льговского, в результате тяжелых осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Глубоко соболезную всем вам в связи с постигшей вас утратой, - говорится в Патриаршем послании. - Почивший архипастырь посвятил свою жизнь служению Господу и Его Церкви, стремился являть себя ревностным делателем Виноградника Божия, заботящимся о возрастании в вере и любви Христовой врученного ему словесного стада». «Молю Воскресшего от Гроба Спасителя мира, дабы Он по неизреченному человеколюбию простил новопреставленному епископу Вениамину всякое согрешение вольное и невольное, даровал Ему Царствие Небесное и сотворил вечную память», - заключил Предстоятель Русской Церкви. Епископ Вениамин (Королев) родился 26 октября 1965 г. в с. Верхососенье Покровского р-на Орловской области в семье рабочих. Крещен в младенчестве. В 1980 г. окончил школу, в 1984 г. — ПТУ, в 1984-1986 гг. служил в рядах Советской армии. В 1987-1990 гг. обучался в Орловском музыкальном училище. В 1990-1995 гг. обучался в Орловском государственном институте искусства и культуры. В годы учебы в институте одновременно работал преподавателем детской школы искусств 4 г. Орла и детской школы искусств г. Малоархангельска Орловской обл. В то же время являлся заместителем председателя приходского совета храма Архангела Михаила г. Малоархангельска и нес послушание по организации строительства нового храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/27/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСААКИЙ (Виноградов Иван Васильевич; 12.02.1895, С.-Петербург - 12.01.1981, г. Елец Липецкой обл.), архим., духовный поэт, почитаемый старец. Из семьи сельских учителей. С раннего детства проводил много времени в храме, отец был регентом, мать пела в церковном хоре. После окончания 3-летней школы в дер. Хотыницы Ямбургского у. С.-Петербургской губ. учился в 1-м реальном уч-ще в С.-Петербурге (1905-1913), затем поступил в СПбДА. 22 окт. 1914 г. посвящен в стихарь. После 2-го курса академии призван на военную службу и направлен на учебу во Владимирское пехотное уч-ще в Красном Селе Царскосельского у. Петроградской губ. В окт. 1916 г., по окончании ускоренного курса обучения, произведен в прапорщики. Направлен на Румынский фронт. Был ранен, после госпиталя вернулся в строй, занимал должность командира роты. Весной 1918 г. в составе отряда полковника М. Г. Дроздовского (впосл. генерал) участвовал в походе из Ясс до Новочеркасска. С мая того же года воевал в составе армии ген. А. И. Деникина. Был произведен в штабс-капитаны, служил адъютантом командира Дроздовского полка (впосл. дивизия) ген. А. В. Туркула. Был дважды ранен в боях, перенес тиф. Одновременно с военной службой состоял псаломщиком при штабной походной церкви. Писал стихи, стал автором текстов неск. песен дроздовцев («Полковник Жебрак», «Похоронный марш павшим у Белой Глины» и др.), однако в основном его творчество было посвящено глубоким размышлениям о духовной жизни («Я рыцарь и монах», «Разговор мирского человека с желающим идти в монахи»). В это время дал себе обет, если останется в живых, принять монашеский постриг. Архим. Исаакий (Виноградов). Фотография. Кон. 40-х гг. ХХ в. Архим. Исаакий (Виноградов). Фотография. Кон. 40-х гг. ХХ в. В 1920 г. эвакуирован из России вместе с белыми войсками. Находился в лагере на Галлипольском п-ове, потом жил в Румынии, в сент. 1921 г. переехал в Болгарию, где работал на шахте, щеточной фабрике, в сельском хозяйстве.

http://pravenc.ru/text/674780.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010