16-е Святого Тихона чудотворца, епископа Амафунтского Святой Тихон родился в г. Амаеунте, на острове Кипре, получил христианское воспитание и научен Священному Писанию . С молодых лет отличался благочестием и добротой души, свидетельством чего сохранилось между прочим в предании, что когда однажды отец его, торговавший хлебом, поручил ему продавать хлеб, то он стал раздавать его бедным даром. Когда же отец стал его за это бранить, то он отвечал: – «отец, я не даром раздаю хлеб, а даю его взаймы Богу и знаю из Священного Писания, что дающий Богу примет от Него сторицей» ... Со временем, заслужив уважение своей примерной жизнью, Тихон был посвящён в сан диакона Амафунтским епископом Мемноном; когда же Мемнон скончался, то Тихон был избран на его место и рукоположен Епифанием, архиепископом Кипрским. В то время на острове Кипре было ещё не мало язычников и святитель Тихон ревностно и успешно обращал их ко Христу. Он скончался в 425 г. в глубокой старости, прославясь чудотворной силой; Между прочими проявлениями её сохранилось в памяти народной следующее: в одном саду вырезывали сухие ветви от виноградных лоз и выбрасывали их вон. Святой Тихон, собрав их, рассадил в своём огороде и помолился, чтобы они принялись, приносили хороший плод и созревали раньше других. И действительно, с благоговением Божиим, безусловно привлекаемым молитвой праведника, образовался большой виноградник, приносивший самые вкусные плоды и созревавшие ранее, чем в других виноградниках. В Греческом стишном прологе 197 говорится, что «ветвь виноградная, насажденная св. Тихоном, до сих пор произращает ранние гроздья ко дню памяти святого». 16-го июня, на память св. Тихона, зрелые гроздья этого винограда приносились в церковь и на выжатом из них вине совершалась бескровная жертва во время литургии. День св. Тихона на Руси известен под именем «Тихонова дня». «На Тихонов день всё затихает; в этот день тиха добра мать – сыра земля. И солнышко тихо по небу течёт. И певчие пташки с Тихонова дня затихают. Свет тихий святой славы Господней на Тихонов день сияет. От него все травы полным соком наливаются и вплоть до Иванова дня в целебном соку стоят. На Тихоновой росе, старые люди говорят, надо травы рвать, корни копать, цветы собирать» 198 . † Память о пр. Тихоне Медынском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1851 г. С 14 февраля 1851 года начались мои письменные сношения с известным церковным писателем и ревнителем Православия, Андреем Николаевичем Муравьевым 163 . Вот что он писал мне на первый раз из Петербурга: «Приношу благодарность за ваш отзыв, честнейший отец ризничий, но не сетуйте, если остаюсь им не удовлетворен и паки прошу ваше высокопреподобие потрудиться о том же предмете. Я уверен, что А.В. Горский, который занимался этими вопросами, может указать, где именно находится сия рукопись, потому что не может быть, чтобы не сохранились деяния соборные, на коих присутствовали восточные патриархи с нашим, когда и при начале исправления книжного бывший собор Никонов уцелел в деяниях. Не знает ли о том ваш предместник, мне же справиться здесь нет никаких средств. Сделайте милость, спросите его и Горского, постарайтесь отыскать и сию рукопись и меня благоволите уведомить о последствиях. С чувством уважения остаюсь и проч.»... 21 ч. писал мне из Иванова племянник, единоверческий дьякон Ф.С. Виноградов и, между прочим, извещал, что к Покровской церкви села Иванова, на место умершего священника Григория Розанова, определен возвратившийся из Иркутска священник Василий Гаврилович Былинский. О. Былинский – мой товарищ по семинарии и земляк, урожденец села Дунилова, он один из числа 10 учеников Владимирской семинарии, отправленных в 1841 г., по распоряжению высшего начальства, в Иркутскую епархию для занятия священнических вакансий. 2 марта писал мне из Вязников о. Вас. Богородский. «Любезный друг! доброта души вашей произвела во мне смелое дерзновение просить вас, как благоприятеля ближнему. Вот моя просьба!.. Родной мой брат Иван волей Божией, а может быть и своей, недоучился в семинарии. Исключенный, поступил во Флорищеву пустынь, откуда о. архимандритом Иеронимом переведен и взят в его Спасский, Муромский монастырь, и около 8 лет проживает в послушническом звании, и, кажется, вовсе наклонился к одиночеству. Но у нас и монашество не скоро дается исключенному из словесности, да и что здесь в нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

19-е Св. апостола Иуды Иаковлева В. Ап. Иуда из племени Давида и Соломона; родился в Назарете от Клеопы, брата Иосифа, которому обручена была Пресв. Дева Мария, и посему называется братом и сродником Господним по плоти ( Мф.13:55 ). Он есть родной брат Симеона, епископа Иерусалимского, сродника Господня Иакова меньшего, и потому называется Иуда Иаковлев ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ), именуется также Леввеем, Фаддеем и Варсавой ( Мф.10:3 ; Деян.15:22 ), может быть для отличия от Иуды Искариотского. До Апостольства своего он занимался земледелием. На Тайной Вечери Иуда спросил: Господи, что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови. Господь ответил: кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:22–23 ) Призванный возделывать виноградник Церкви Христовой, св. Ап. Иуда по сошествии Св. Духа проповедовал Евангелие в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее; потом в Аравии, Сирии и Месопотамии, и наконец в Персии и Армении. Из Персии после 66 или 67 года по Р. X. он написал своё краткое Соборное послание к верующим из Иудеев, бывшим в рассеянии ( Иуд. 1:17–18 ), против николаитов и других еретиков, уверявших, что добрые дела для спасения не нужны. В Армении он мученически скончался, около 80 года по Р. X., быв повешен на кресте и прострелен. Армяне почитают Иуду особенно своим Апостолом. В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день Ап. Иуды, поемый ныне Прав. Церковью в день преставления сего Апостола. Церковь Восточно-кафолическая прославляет Иуду, как «Христова сродника, тверда мученика, собеседника Павлова, проповедника Божественной благодати и тайноглагольника». Преставление пр. Варлаама Шенкурского «Ненавидя злого, прилепляйтесь к благому». – Эти слова Апостола (Римлян. IX) выполнял пр. Варлаам и в мирской жизни, и в иночестве. Пр. Варлаам был в мире лицом весьма значительным. Это был Новгородский посадник Василий Степанович Своеземцев, человек весьма богатый и уважаемый великими князьями. Древний повествователь 215 пишет о нём: «посадник Василий по наследству («из отечества») владел Заволочьем; р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1.3. Истинное и ложное пророчество Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета По мнению святителя Филарета Московского, «пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал. 2:7), ни на собственном их просвещении (Ам. 7:14, 15; 3 Цар. 19:19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать» с. 150]. Они поставлялись как стражники, для того, чтобы охранять виноградник Божий от расхищения (см. Ис. 21:11; Иер. 6:17; Иез. 3:17; Авв. 2:1). Истинным пророкам противопоставляются пророки ложные. Это люди, которые не были призваны Богом, но действовали от Его имени: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21). Что же двигало ими? Писание открывает нам несколько причин. Деятельность лжепророков была востребована обществом: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: “я буду проповедывать тебе о вине и сикере”, то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих. 2:11). При наличии такого спроса одним из побудительных мотивов становилась элементарная корысть. Причем, это казалось совершенно естественным: взимать мзду за свое «служение». Как и сейчас, полно всяких объявлений: ясновидящая, матушка такая-то, и никто не удивляется, что нужно заплатить много денег, чтобы узнать о своем будущем. А как же? Даром разве можно такое узнать? «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “мир! мир!”, а мира нет» (Иер. 6:13, 14) «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими – и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (Мих. 3:5). «Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: “не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!”» (Мих. 3:11).

http://sedmitza.ru/lib/text/431375/

1. Благовестие св. старцу Иосифу о Рождестве Христовом (Мф. 1:18–25) Так было Господа Спасителя рожденье. – Марии Девы после обрученья С Иосифом, годов преклонных старцем, Ему во сне явился Ангел Божий И так сказал: «Иосиф, сын Давидов! Принять жену твою Марию не убойся: Рожденное от Ней от Духа есть Святаго. Родит же сына. Иисуса имя Рожденному Младенцу наречешь ты: Спасет людей своих Он от грехов их!» 1 И было это все, да сбудутся пророком 2 Произреченные от Господа слова: «Се Дева во чрево приимет и Сына родит И имя Ему нарекут Еммануил» (А имя то «с нами Бог» означает). И встал от сна Иосиф вразумленный От Ангела, благоговейно принял Деву, И тайну девства свято сохранял, Как наконец Она родила Сына И нарекли Младенца Иисусом. 25 Декабря 1886 г. 2. Поклонение пастырей (Лк. 2:8–20) (Для малых детей) Темная ночь – только звезды на небе; Пастыри в поле овец стерегут, Мирно сидят пред шалашиком бедным 3 И меж собою беседу ведут. Вдруг свет с небес засиял необычный И облистал пастушков, и предстал Пастырям Ангел – посланник от Бога, Те испугались, но Ангел сказал: «Пастыри! что вы страшитесь? не бойтесь! Радость великую вам я принес: Ныне родился для вас в Вифлееме Спас всего Мира – Владыка Христос. Но не в чертогах Его вы найдете, – В вашей пещере, куда по ночам Скот иногда загоняете, в яслях Божий Младенец спеленаный там». Ангелов вдруг появилося много, Петь они стали, и в песни своей Начали славить Великого Бога, Столь Возлюбившего бедных людей. Пастыри спешно в вертеп устремились. Радостно Богу Христу поклонились, Матери Деве Святой рассказали Божиих Ангелов как увидали, Господа славя к стадам возвратились. 21 Декабря 1884 г. 3. Поклонение волхвов (Мф. 2:12) Когда рожден от Непорочной Христос явился на земли: С далекой стороны Восточной Волхвы ученые пришли В Ерусалим и вопрошали: «Где Иудейский Царь рожден? Его звезду мы увидали – Был ей свод неба озарен, И мы пришли на поклоненье» И весь был город поражен, А Ирод царь пришел в смущенье, Боясь за власть свою, за трон.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

1 Если придет к тебе брат и откроет тебе свои мысли, то не сообщай их никому, но молись о себе и о нем, чтобы обоим вам быть свободными от нечистых мыслей. Если какой брат будет униженно просить тебя, чтобы ты помог ему в делах его, то весь тот день трудись с ним. Подражай старшим монахам в монастыре, чтобы получить от них благословение. Исправляй погрешности других без всякого снисхождения к ним, но исправляй со страхом Божиим, без всякого пристрастия к лицу: кто бы ни был виновный, отлучи его от Церкви со строгим выговором. Береги одежду свою, чтобы не быть тебе нагим в день суда. Не забывай отцов монастыря, которые рождают тебя духовно; старайся жить так, чтобы они удивлялись славе твоей, которую ты будешь иметь посреди святых. Ешь хлеб свой молчаливо и воздержно и сиди за столом скромно. Не все желания свои исполняй. Стой в правоте пред лицем Божиим. Когда ударяют в колокол, то не ленись тотчас идти в церковь . Находясь в путешествии, спеши возвратиться в монастырь свой, чтобы можно было тебе продолжать свои молитвы. Церковные дела должны быть препоручены человеку верному, который боится Бога. Если к добрым делам, которые предложены тебе в сих наставлениях, хочешь присоединить и другие добрые дела, то исполняй их и непрестанно благодари Господа Иисуса Христа, Коего слава вечна. Аминь. 2 Кто хочет спастись, тот не должен посещать жилища своего, в котором жил прежде удаления в уединение; не должен жить в том городе, в котором прежде грешил; не должен посещать плотских родителей и сродников своих, ибо от сего происходит вред для души и уничтожаются плоды жизни. Если ты посвятил себя Богу, то исполняй все заповеди Его и делай все, что приказывает тебе отец твой; не оставляй без исполнения приказаний его, потому что если не будешь повиноваться отцу своему, то прежние грехи твои не будут прощены тебе. Если же будешь покорен ему, то будь уверен, что все прежние грехи твои будут прощены тебе. С женщиною не ешь никогда. Если ты здоров, то не снимай с себя пояса. К трем мерам вина (виноградного) не присоединяй четвертой, разве будешь находиться в жестокой болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

1 . Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, опять пляшет, опять требует у Ирода главы Иоанна Крестителя! Опять Иезавель хочет захватить виноградник Навуфея и изгнать святого Илию в горы. Не один я, думаю, волнуюсь при воспоминании об этих событиях, но и все вы, слышавшие глас евангелия, вместе со мною удивляетесь и мужеству Иоанна, и слабости Ирода, и зверской ярости нечестивых женщин. Что же возвестило нам евангелие? Оно возвестило о том, как Ирод, схватив Иоанна, заключил его под стражу. По какому поводу? «За Иродиаду, жену Филиппа, брата своего» ( Мф.14:3 ). Кто не обвинит Ирода, уступившего безумным женщинам, в слабости? Но, с другой стороны, как изобразить, как описать необузданную злобу этих женщин? Кажется, нет на свете зверя беспощаднее злой жены! По крайней мере, о такой именно женщине приходится говорить мне сейчас, а не о доброй и целомудренной, хотя, конечно, я знаю немало и честных и добрых женщин и считаю долгом своей совести поговорить в свое время об их преданности добру и богоугодной жизни. Нет на свете зверя, с которым можно бы сравнить злую жену. Между четвероногими кто страшнее льва? Никто, конечно. Из гадов кто ужаснее дракона? Опять никто. Однако, и лев и дракон не так злы, как жена. Ссылаюсь на слова мудрейшего Соломона: «лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою» ( Сир.25:18 ). Может быть, ты видишь в этих словах простую иронию? Но ведь они вполне подтверждаются делами. Львы устыдились Даниила, брошенного в ров, а Иезавель убила праведного Навуфея. Кит сохранил Иону в своем чреве, а Далила, остригши и связавши Сампсона, предала его иноплеменникам. Драконы, скорпионы и змеи боялись Иоанна в пустыне, а Иродиада обезглавила его во время пира. Илию вороны питали в горах, а Иезавель после ниспослания по его молитве благодетельного дождя жаждала его смерти. Вот что она говорила: «пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» ( 3Цар.19:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1. «Представите уды ваша», по слову Апостола, «рабы правде во святыню» ( Рим. 6, 19 ). Воспримите божественное мудрование еще преизобильнее, познайте истинно Ангельское достоинство честного вашего образа жизни. Впрочем вы уже и познали то и предали себя Богу совершенно со смирением, и благодушно несете каждодневно чувствительные труды в духовных и телесных деланиях ваших: ибо оба они равно благоприятны и одни другими восполняются. Один занимается чтением, другой молится, тот дома сидя рукодельствует, этот работает где-нибудь на открытом воздухе, иной виноградник раскапывает, другой гряды проводит, тот по делам хлопочет, этот плотничает; и никто – без дела, никто не сидит сложивши руки, но все привносят труд по силе своей. По моему ни привратника, смотрящего за входящими, ни огородного сторожа, спугивающего птиц не должно презирать: ибо и из них каждый содействует целому телу, занимая незначительное место ноги или пальца. – Все мы – одна душа, одна воля. Так и проявлять себя будем всегда; и никто не отсекай себя от сотрудничества и спострадания вместе с братством. Руки ваши освящаются, жертва Богу и приношение приносится трудом вашим. И разве неправ я, говоря сие? He питаете ли вы престарелых? Не довольствуете ли странных хлебом, овощами, чашей «студены воды» или и вина, и всем другим, что имеется в монастыре? Не угощаете ли приходящих друзей? Не содержите ли себя самих? Не питаете ли и нас? – Что все сие, если не приношение Богу? Ибо написано: «милости хощу,а не жертвы» ( Мф. 9, 13 ). Это вы милостивыми являетесь, когда дается что от монастыря. Ибо когда делается это, не я один податель, но все мы подаем, деньги ли, одежду ли, или другое что. Вы – чада мои и соучастники во всем моем, и душевном и телесном. И сердце мое горит к вам, и не «тесно вмещаетесь вы в утробах моих» ( 2Кор. 6, 12 ). Каждого из вас объемлю я духовной любовью, каждому состражду, каждого стараюсь согреть и упокоить. Почему знайте, что если кто против кого-либо, то и против меня; ибо он – я. Почему мир да будет между вами и любовь духовная, и друг друга почитание, и друг другу помогание. Последние почитайте набольших и первейших, как меня самого, и слушайтесь их во всем со страхом и любовью; кто же не послушается, тот не чадо мое.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

1. Чтение Святого Евангелия для изъяснения своего требует многого разлагольствия, но я хочу, если смогу, говорить кратко для того, чтобы не обременить вас и продолжительной службой, и пространным изъяснением. Царство Небесное называется подобным хозяину, который для возделывания своего виноградника нанимает работников. Кто же справедливее удерживает это подобие с хозяином, если не Создатель наш, Который управляет созданными от Него, и Своими избранными распоряжается в сем мире так, как господин дома подчиненными ему? Он имеет виноградник, т. е. Вселенскую Церковь , которая от праведного Авеля до последнего избранного, имеющего родиться на кончине мира, столько произвела Святых, сколько произрастила как бы виноградных лоз. Итак, этот хозяин для обрабатывания своего виноградника рано поутру, в третий час, в шестой, девятый и одиннадцатый, нанимает работников, потому что от начала мира сего и до кончины его Он не перестает собирать проповедников для научения народа верующих. Ибо утро мира протекло от Адама до Ноя; а час третий – от Ноя до Авраама, шестой – от Авраама до Моисея, девятый – от Моисея до пришествия Господня, одиннадцатый же – от пришествия Господня до кончины мира. В этот час были посланы проповедниками Св. Апостолы, которые, пришедши поздно, получили полную награду. Итак, Господь для научения Своего народа, как бы для обрабатывания Своего виноградника, ни в какое время не переставал посылать работников, потому что сперва через Патриархов, потом через Учителей Закона и Пророков, и, наконец, через Апостолов, когда Он исправлял нравы народа Своего, как бы трудился над обработкою виноградника через работников. Впрочем, в известной мере, или степени, в этом винограднике был работником каждый, кто с правой верой соединял добрые дела. Итак, делателем с утра означается тот древний еврейский народ, который от самого начала мира, стараясь через избранных Своих чтить Бога правою верою, как бы не переставал трудиться над обработкой виноградника. Но в одиннадцатый (час) призываются язычники, которым и говорится: «что вы стоите здесь целый день праздно?» Ибо те, которые в продолжение столь долгого времени мира не хотели трудиться для жизни своей, стояли как бы целый день праздны. Но обсудите, братия, что отвечают спрошенные, «они говорят ему: никто нас не нанял»; потому что к ним не приходил ни один Патриарх, ни один Пророк. И что значит говорить: «никто нас для труда не нанял», если не то, что «нам никто не проповедовал о путях жизни!». Итак, что скажем в извинение свое мы, не творящие добра, мы, которые почти от чрева матери пришли к вере, которые слушали о словах жизни с самых колыбелей и с телесным млеком принимали от сосцов Св. Церкви питие высшей проповеди?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

202. Слово на освящение храма Пресвятыя Богородицы, в честь иконы Ея Иерусалимския, в городе Бронницах, совершившееся февраля в 3 день 1846 года (Напечатано в Твор. Св. От. 1846 г. и в собрании 1848 г.) 1846 год Токмо на месте, идеже изберет Господь Бог ваш, во едином от племен ваших, нарещи имя Его тамо, и призвати, и взыщете и внидете тамо. (Второз. 12:5). Многократно, братия, посещал я град ваш: и каждый раз чувствовал себя неудовлетворенным; потому что в краткой только молитве участвовал с вами, в вашем древнем храме, будучи скоро увлекаем другими требованиями моего служения. Посему ваше желание встретилось с моим собственным желанием, чтобы нам иметь более обильное с вами общение в соборной молитве, при благодатном тайнодействии освящения храма, вами созданнаго. Что ж, если и теперь желаемое исполниться не может, и я должен сказать с Апостолом: «восхотех приити к вам, и возбранен бых» ( Puм. I. 13 )? Не будем смущены или огорчены неисполнением наших смиренных желаний, если и апостольския желания, по судьбам Божиим, не всегда исполняются! Скажем с псалмопевцем: «не Богу ли повинется душа моя» ( Ncaл. LXI. 2 )? Дело освящения есть дело Божие. Благодать одинаково совершает оное тем или другим орудием, по установленному ею чину. Я же хощу сделать, что могу: побеседовать с вами, если нельзя самолично, то хотя чрез другия уста. С утешением признаю в новосозданном и освященном храме вашем дело вашего благочестиваго усердия, довольно великое для вашего не великаго града, так что, может быть, не будет несправедливо свидетельствовать о вас, как свидетельствовал святой Апостол Павел о Христианах Македонских, что вы, как они, явились «по силе, и паче силы доброхотни» ( 2Kop. VIII. 3 ). С утешением веры помышляю, что жертвы, принесенныя вами в созидании дома Божия, благоугодны Богу, чего знамение имеете в том самом, что вашему начинанию даровал Он совершение, и ваше Ему посвящение принял, даровав оному Свое освящение. С упованием приемлю для вас благословение от уст пророка: «Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, егоже насади десница Твоя» ( Ncaл. LXXIX. 15–16 )! Воистину, Господи Боже сил, сей народ верующих есть Твой духовный виноград; Ты насадил его Твоею вседетельною десницею: обратися убо к нему ныне и во грядущее время Твоею благодатию, якоже он обращается к Тебе верою и молитвою; призри на него Твоим провидением; виждь, Всевидящий, его истинныя потребности, очевидныя и сокровенныя; и посети его щедротами Твоими, утверди его православием ; огради от татей, прелазящих или подкапывающих Твою священную ограду, – от ересей и соблазнов; возрасти в познании Твоея истины: оплодотвори обилием дел благих, по заповедям Твоим святым; соверши всякою добродетелию в совершенное спасение!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010