поиск:   разделы   рассылка Андрей Виноградов Свидетели Христа " Если христианин исповедует Христа и за это погибает, то тем самым он свидетельствует о своем родстве со Христом " Источник:  Нескучный сад В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Почему не признаны мучениками, убитые, но не отрекшиеся Христа: в Чечне – священник Петр Сухоносов, в Кабардино-Балкарии – священник Игорь Розин, оптинские насельники – о. Василий, иноки Трофим и Ферапонт, солдат Евгений Родионов, замученный в чеченском плену? Многие верующие почитают их как мучеников. Отвечает Андрей ВИНОГРАДОВ, старший научный сотрудник Центра истории восточно-христианской культуры ИВИ РАН. Аргументация кровью – За что Церковь почитает мучеников? – Мученик – это человек, который ценой своей жизни засвидетельствовал веру во Христа. Слово " мученик " в русском языке связано со словом " мучение " , но по-гречески мученик – это " μρτυ " , т.е. " свидетель " . Не совсем понятно, почему " мартюс " стали переводить на славянский как " мученик " , если идея мучений как раз здесь вторична. Отчасти это можно объяснить тем, что славян в подвиге мученичества больше всего поражали сами страдания, которые могли претерпеть мученики. В то время как для греков, которые с феноменом мученичества познакомились на тысячелетие раньше, когда вера во Христа только распространялась, центральной была тема свидетельства мучеников о Христе. Как участвует свидетель в суде – приходит и говорит правду. А за правду о Христе в те времена казнили. Жизнь – это самое драгоценное, что есть у человека, и он как бы должен решить: меняет он ее на вечную жизнь или не меняет. В этом смысле смерть – это такой знак, порог, который нельзя перейти " просто так " . Да, в жизни мы делаем выбор – свидетельствовать о Христе или не свидетельствовать, но выбор перед лицом смерти – окончательный. Если христианин исповедует Христа и за это погибает, то тем самым он свидетельствует о своем родстве со Христом, уподобляется Ему. Доказывает, что стал человеком, который презрел плоть и кровь, презрел внешнего человека, и стал человеком внутренним, отказался от временной жизни – не потому, что она ему надоела или была какой-то безрадостной, – а потому, что вечная жизнь для него действительно желаннее, дороже.

http://religare.ru/2_93923.html

преподобный Ефрем Сирин Исполняя сии заповеди, плоды их предпошлем туда: ибо исполняются они здесь, а предваряют нас, возлюбленные, там. Здесь, братия, кажутся они малыми, а там уготовляют великую и несравненную награду. Там всякая заповедь предваряет, ожидая исполнившего ее. Туда идут всякая заповедь и всякое доброе дело, велико оно или мало, и полагаются они в небесные сокровищницы, идеже ни червь, ни тля тлит, ниже татие не подкапывают (Мф.6:20). Туда постараемся предпослать доброе делание своих деяний, чтобы, когда кончим эту многоскорбную жизнь, идти нам туда смело и радостно, в ожидании сретения на облаках, и сподобиться войти туда, где в великой радости царствуют все святые, умоляя за нас Владыку, чтобы и мы сподобились войти в сию неизглаголанную, несравненную, неописанную радость, в которую Ангелы желают приникнуть, где лики и чины праведных. Там Авраамово лоно приемлет претерпевших скорби, подобно Лазарю; там отверзаются сокровища вечных благ. Там горний Иерусалим, матерь первородных, как украшенная невеста, принимает исполнивших Господни заповеди. Там на блаженной земле кротких, где все тихо и безмятежно, где все светло и богоугодно, где нет ни обидчика, ни притесненного, где нет греха и огорчения, где свет неприступный и радость неизглаголанная, где нет ни труда, ни слез, где нет ни заботы, ни попечения, ни сетования, где несть ни мужеск пол, ни женск, где нет ни диавола, ни смерти, ни поста, ни печали, ни вражды, ни ревности, но в высочайшей степени есть радости, мир, веселие, где вода упокоения и место злачное, и источник четверочастно разделяемый, и виноград, возделываемый Богом всяческих, на той блаженной земле, которая приносит прекрасные плоды, произращает древо жизни, орошается источниками духовных дарований, на которой растет истинный виноград, которого делателем, как слышим, есть Дух; беспримесная жизнь, неизреченное и неименуемое благо, где оная невыразимая красота, где истинный свет и источник всякой благостыни, все превышающая власть, единственное вожделенное, всегдашнее радование, вечное веселие, невечерний свет, незаходящее солнце, где град Царя, о котором преславная глаголашася (Пс.86:3), где глас празднующих, где утаенные сокровища премудрости и разума.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/769/...

ПРОСКОМИДИЯ Проскомидией называется первая часть литургии. В этой части приготовляются, особо установленным священнодействием, вещества для Таинства Тела и Крови Христовой и совершается предварительное поминовение членов Церкви перед приготовляемой жертвой. Греческое слово проскомидия значит приношение. Так называется первая часть литургии не потому, что в ней приносилась Таинственная жертва Богу, – которое совершается на литургии верных, – а потому, что приготовляемые в ней для Тайнодействия вещества приносятся, или посвящаются, Богу через отделение их от обыкновенных хлеба и вина и через священнодействия и молитвы, так что они становятся для нас священными еще до совершения над ними Тайнодействия и уже не могут быть смешиваемы с обычными хлебом и вином. 1 . На проскомидии приготовляются пшеничный хлеб и красное виноградное вино, употребленные Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери при установлении Таинства Евхаристии. Этот хлеб называется просфорою , от греческого слова приносить, т.е. просфора есть приносимый дар Богу. Почему она так называется? Потому что в древности этот хлеб был избираем для совершения Евхаристии из многих хлебов домашнего приготовления, которые были приносимы в храмы по усердию верующих, отчасти для Таинства, отчасти для употребления за трапезой братолюбия после литургии, а также для содержания членов клира. Также в христианской древности просфорой назывался не только хлеб, но и другие дары, приносимые для совершения богослужения и содержание клира и бедных. С течением времени обычай принимать приносные хлебы домашнего приготовления прекратился. Отчасти потому, что не всегда можно было из множества выбрать пригодные для Таинства, отчасти потому, что вышли из употреблений трапезы братолюбия (агапы) и изменились способы содержания духовенства. Что же касается прочих приносимых даров, то те из них, которые нужны для богослужения, и до сегодняшнего дня нередко приносятся в церковь , например, виноградное вино, ладан, масло, но уже не именуются просфорами. Это наименование осталось только за хлебами для Евхаристии, хотя вместо приносных домашних хлебов принято употреблять для этого Таинства специально заготовляемые при монастырях и церквях просфоры. Заготовление их в монастырях составляет особое послушание. При прочих церквах печением просфор обычно занимаются лица женского пола, или так называемые просфирни, которые избираются из вдовиц 5 , или жены священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.4 из  5) Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предисловие В 2000 году исполнилось 105 лет со дня рождения (12/25 февраля 1895 года) священноархимандрита Исаакия (в миру Иван Васильевич Виноградов), блаженно почившего 12 января 1981 года, святыми молитвами которого спасалось и, мы верим, спасаются множество духовных чад не только в России, но и далеко за ее пределами. Книга об отце Исаакии “Под сенью любви”, выходящая в свет в этот юбилейный год, повествует о его жизни и деятельности как православного богослова, мудрого учителя, великого молитвенника и служителя престола Божия. В эту книгу вошли автобиографическое воспоминание самого отца Исаакия о своем детстве (до 10-летнего возраста) и его краткое жизнеописание. Особый интерес вызывают впервые публикуемые составленные им молитвы, тропари, избранные стихи и рисунки. В книгу входят также детские воспоминания об отце Исаакии его духовной дочери А. В. Окуневой. Опубликованное в этой книге лишь небольшая часть духовного наследия архимандрита Исаакия. Не все мы были духовными чадами отца Исаакия, но очень многие о нем слышали. Меня же Господь сподобил дважды лично встречаться со старцем. И больше всего меня поразило то, что, несмотря на наше бездуховное время, он был истинным духовником, которого любили и уважали прихожане, вокруг которого собралась община людей, действительно ищущих спасения во Христе. Отца Исаакия окружали не только миряне, но рядом были и умудренные опытом отцы. И среди них не было зависти, не было разногласий и споров, но была объединяющая их любовь к Богу и своему духовнику. Архимандрит Исаакии родился в семье благочестивых родителей, которые для маленького Вани и его сестер были записаны духовной дочерью отца Исаакия монахиней Ниной (Штауде; 1888–1980), духовными наставниками, а затем и учителями. Воспитывали они детей с большой любовью. С младенчества Ваня находился под сенью любви своих родителей, сестер, близких, впитывая в себя эту благодатную любовь, которая, по словам святителя Григория Богослова , всегда есть сила Божия, соединяющая нас с Существом Божиим.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 3. Недели по Троице 1–17 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 13я Неделя по Троице Евангельское чтение. Зачало (87): от Матфея 21:33–42 33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Практический очерк содержания рядового чтения Притча нынешнего Евангелия о винограднике и злых делателях относится, прежде всего, к иудеям, но она имеет одинаковое значение и для всех нас. Здесь самыми яркими чертами изображается нераскаянность. 1) Сущность нераскаянности (ст.33–39) состоит в том, что она: а) не извлекает никакой пользы из оказываемой Божьей благости (ст.33–34); б) пренебрегает богатством Божьего долготерпения (ст.35, ср. Марк. 12:3–5 ); в) становится более и более злобной и ожесточенной в своем противлении Божьей благодати (ст.36); г) низвергает самые любвеобильные и сильные меры (ст.37–39, ср. Марк. 12: 6–8 ), — причем она восстает против лучших своих убеждений (ст.38): это наследник …), обольщает себя счастливым успехом (ст.38: и завладеем наследством его ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) декабря Священномученик Николай Виноградов Священномученик Николай родился 5 апреля 1876 году в городе Дмитрове Московской губернии в семье потомственного священника Михаила Виноградова. После окончания семинарии Николай Михайлович служил учителем Закона Божия. Он поселился в доме Вознесенского монастыря, где проживала семья священника Иоанна Митропольского. 1 июля 1898 года Николай Михайлович Виноградов женился на его дочери Антонине Ивановне Митропольской. Венчание состоялось в Покровской церкви на Варварке. Вскоре после свадьбы Николай Михайлович был рукоположен во диакона и определен в Московский Вознесенский девичий монастырь. Около 1917 года отец Николай был рукоположен во священника и переведен в храм великомученика Георгия на Псковской горе, на Варварке. В 1918 году Георгиевский храм был закрыт, а отца Николая назначили в церковь великомученика Никиты на Швивой горке, где он прослужил около 18 лет. Несмотря на переводы и закрытие Вознесенского монастыря, отец Николай не оставлял окормления сестер обители. Так, в прошении настоятельницы монастыря игумении Евгении Святейшему Патриарху Тихону от 1 октября 1923 года говорится: " Припадая к стопам Вашего Святейшества, всепокорнейше прошу, не откажите исполнить мою старческую просьбу о награждении священника Николая Виноградова крестом, за усердную его службу в течение 25 лет и не оставлявшего меня и сестер в трудное время и по выселении нас из обители своим пастырским руководством и делившего с нами вместе все невзгоды этого тяжелого времени " . На прошении стоит резолюция Святейшего Патриарха Тихона: " Награждается " . Когда дети отца Николая и матушки Антонины выросли, их квартира стала тесной для нескольких семей, и отец Николай с матушкой переехали в комнату на колокольне, под площадкой для звона. Около 1935 года власти закрыли храм великомученика Никиты, и отцу Николаю пришлось опять перебираться на новое место. Совсем недолго прослужил он в церкви Рождества Христова в Измайлове, а в 1935 году отец Николай был назначен в Воскресенский храм села Васильевское Рузского района Московской области. В бывшем доме священника при церкви разместился сельсовет, поэтому отец Николай с матушкой поселились в ветхой, покосившейся хижине, находившейся на территории храма.

http://fond.ru/kalendar/1493/nikolay/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 14 (27) Священномученики Николай  Виноградов , Димитрий  Лебедев мученик Гавриил  Безфамильный Во время гонений 1937 года власти часто арестовывали всех членов причта, после чего опустевшие храмы разрушали. 21 октября 1937 года были арестованы настоятель Вознесенского храма в селе Теряева Слобода Волоколамского района Московской области протоиерей Николай Виноградов, диакон храма Петр Смирнов и вместе с ними мирянин Гавриил Безфамильный, а также настоятель церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в соседнем селе Спирово протоиерей Димитрий Лебедев. Священномученик Николай родился 21 апреля 1876 года в городе Дмитрове Московской губернии в семье диакона Иоанна Виноградова. В 1901 году он окончил Московскую Духовную академию. Женился на Екатерине Павловне Соколовой и был рукоположен в сан священника. В 1914 году отец Николай был удостоен степени магистра богословия. В это время он был настоятелем храма Московского Александровского института, а также законоучителем в этом институте. В 1918 году его перевели на должность настоятеля церкви святителя Николая на Пупышах. В 1920 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. В 1924 году митрополит Петр (Полянский) назначил его благочинным 1 отдела Замоскворецкого сорока, а с 8 сентября 1927 года он был назначен благочинным и 3 отдела того же сорока. В том же году награжден митрой. В 1929 году протоиерея Николая назначили настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В конце двадцатых годов власти склонили протоиерея Николая к сотрудничеству, он дал согласие, но исполнить то, что от него требовало ОГПУ, из нравственных соображений не смог. 1 января 1933 года он был арестован вместе с другими членами причта и некоторыми из членов церковной двадцатки и заключен в Бутырскую тюрьму. На следующий день после ареста следователь допросил священника. Отвечая на вопросы следователя, он сказал, что действительно рассказывал анекдот о 15летии Октябрьской революции, – это был случай, который он увидел на улице. Он сказал также, что рассказывал и другие анекдоты, в которых «высмеивалась личность Сталина». Что касается «произнесенных мною проповедей за церковными службами, то они антисоветского характера и критики существующего строя не носили».

http://fond.ru/kalendar/1235/nikolay/

Руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец: Православным и католикам надо укреплять сотрудничество в бесконфликтных сферах 30 июля 2005 г. 13:16 — Сергей Леонидович, о Вас часто говорят как об одном из самых влиятельных мирян в Русской Православной Церкви. При этом отмечают не только Вашу близость к Патриарху, но и высочайший уровень образования, эрудицию. Могли бы Вы немного рассказать о своем жизненном пути? — Я родился в 1962 году в Москве. Родители — папа военный переводчик, мама учительница — были далеки от Церкви и религии. Мое обращение к вере произошло в студенческие годы. Я учился на журфаке МГУ и оказался в небольшой группе, которую вел Игорь Иванович Виноградов — ныне редактор «Континента». Официально считалось, что мы изучаем литературную критику, но по сути дела Игорь Иванович рассказывал нам о русской религиозной философии. Когда в самом начале 80-х я крестился, Виноградов стал моим крестным. А крестил меня о. Александр Шаргунов. Вообще это очень показательно — ведь сегодня эти люди, можно сказать, оказались как бы на разных полюсах: Игоря Ивановича считают «либералом», а о. Александра — «консерватором». Но 20 лет назад этих противоречий не было, всех объединял общий оппонент — атеистическая идеология. Большую роль в моем воцерковлении сыграл еще один человек — Алексей Федорович Лосев. Интересно, что он никогда не говорил о религии открыто, но вышло так, что практически все, кто был вхож в его дом, стали людьми церковными. — О возглавляемой Вами «Православной энциклопедии» писали много. Не могли бы Вы напомнить нашим читателям основные вехи реализации этого проекта? — Всё началось с издательства Валаамского монастыря, которое я возглавил в 1990 году по инициативе своего близкого друга игумена Андроника (Трубачева) — в то время он был только что назначен наместником этой обители. Надо сказать, что в мои планы это совершенно не входило: я собирался ехать в Германию работать с архивами Семена Людвиговича Франка, но о. Андроник настоял на том, чтобы я остался здесь. Мы сразу же решили, что будем издавать «серьезную» литературу, и уже в 1993 году, когда мы стали публиковать «Историю Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), к нам появился интерес на самых разных уровнях. Наше издательство стало приносить доход. Мне хочется сказать добрые слова в адрес нынешнего наместника Валаамской обители — архимандрита (ныне епископа) Панкратия (Жердева): когда он сменил о. Андроника, он имел все основания упразднить самостоятельность издательства — ведь возрождавшийся монастырь очень нуждался в средствах, — но о. Панкратий сохранил наш автономный статус.

http://patriarchia.ru/db/text/30457.html

Русская Православная Церковь ХХ век 16 июня Епископ Гермоген (Долганов) 1918 год – Епископа Тобольского Гермогена (Долганова) утопили в р. Туре (Сибирь). 1923 год – Поступило заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР. В заявлении патриарх выполнил три первых пункта ультиматума, который был ему предъявлен, т. е. признал правильность решения суда о привлечении его к ответственности, принес раскаяние в действиях, направленных против советской власти, отмежевался «как от зарубежной, так и внутренней монархической белогвардейской контрреволюций». Остается неизвестным, применялись ли к патриарху какие-либо методы физического воздействия, которые в целом практиковались в ГПУ в эти годы. Ведь целью заключения патриарха в тюрьму являлось написание им «покаянного послания», и ГПУ использовало все возможные средства давления для того, чтобы добиться этого. В следственном деле имеются сведения о том, что «председатель тихоновского Епархиального управления профессор Виноградов при посещении Коломны рассказывал “служителям культа”: “...Редакция отречения Патриарха от всех своих контрреволюционных деяний вырабатывалась три раза: первая редакция, с которой Тихон не согласился, — выработана ВЦИК. Вторая — с которой ВЦИК не согласился — выработана Тихоном. Наконец, третья — принятая обеими сторонами — обеими же и составлялась”». Следы редактирования, сделанного в ГПУ, носят и другие послания патриарха. В другом сообщении говорится: «Председатель тихоновского МЕУ — Виноградов (профессор) при своей поездке в г. Коломну рассказывал о том, что раскаяние Тихона есть результат соглашения с ВЦИК, последовавшего лишь после длительных колебаний». Главное, о чем думал патриарх, когда частично принял ультиматум властей, — о благе Церкви, которая находилась под угрозой полного ее захвата обновленцами. Англиканскому епископу Бюри, просившему разъяснить появление «Заявления в Верховный суд РСФСР», он напомнил слова апостола Павла: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1, 23–24). И добавил, что лично с радостью принял бы мученическую смерть, но судьба остающейся Православной Церкви лежит на его ответственности.

http://pravoslavie.ru/5484.html

свящ. Георгий Завершинский Единство и общение Бога. Лоза и ветви Выходили окна его комнаты в сад, а сад у нас был тенистый, с деревьями старыми, на деревьях завязались весенние почки, прилетели ранние птички, гогочут, поют ему в окна. И стал он вдруг, глядя на них и любуясь, просить у них прощения: «Птички Божии, птички радостные, простите и вы меня, потому что и перед вами я согрешил». Этого уж никто тогда не мог понять, а он от радости плачет: «да, говорит, была такая Божия слава кругом меня: птички, деревья, луга, небеса, один я жил в позоре, один все обесчестил, а красы и славы не приметил вовсе». Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы   Почти всех учеников Христа ожидает мученическая кончина – каждого в свое время, – и Он говорит им: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин. 15:4 ). Мученики – основа Церкви, и кровь, пролитая ими, взращивает посеянное Христом семя – слово Божие. Духовный образ лозы обычно приводится в связи с празднованием памяти святых мучеников. Многое можно понять из евангельского образа виноградной лозы – дерева, на котором растут гроздья винограда, используемые человеком для изготовления вина. Если Христос сравнил учеников с ветвями лозы, то в образе виноградаря нам является Бог , а изготовленное из винограда вино предназначается для совершения бескровной евхаристической жертвы. В теологии есть теория ветвей, которая говорит о том, что разные христианские конфессии – это разные ветви у лозы. Кроме того, есть представление, что ветви лозы – это также разные верующие во Христа люди. Но ни то, ни другое толкование не являются достаточными для понимания того, о чем говорит нам Евангелие. Всякий человек, пребывая во Христе, может быть и всей лозой, и одной ветвью – большой, приносящей много плода, или малой, на которой пока нет плода, потому что она еще только растет, чтобы принести плод. К сожалению, бывают ветви засохшие, в которых уже нет животворящей жидкости, которая питает собой древо, сообщает ему силу и взращивает плод. Чтобы засохшая ветвь не препятствовала развитию виноградной лозы, ее отсекают и сжигают.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010