А.Ю. Виноградов Посвящается светлой памяти Игоря Сергеевича Чичурова (1946–2008) Введение Мы посвятили эту книгу памяти нашего учителя, Игоря Сергеевича Чичурова (1946–2008), которому принадлежит ее замысел. Именно он организовал на историческом факультете МГУ семинар, в рамках которого началась работа по переводу и комментированию основных византийских источников о храме Святой Софии Константинопольской. Идея объединить в одном издании разнородные и разновременные тексты о Святой Софии открывала путь к пониманию некоторых важнейших сторон византийской культуры. Речь идет о памятнике, который можно без преувеличения назвать для нее ключевым. Как воспринимали сами византийцы главный храм своей империи? Чем различались представления о нем современников и последующих поколений, образованных людей и простого народа? Чем отличается наше современное восприятие этого шедевра византийской архитектуры, который прекрасно сохранился и доступен каждому? Воплощение этого замысла оказалось сопряжено со многими трудностями и потребовало долгих лет работы на стыке двух дисциплин – истории архитектуры и истории литературы. Прежде всего было необходимо произвести отбор источников. Мы остановились на пяти важнейших текстах: это описание Святой Софии из трактата «О постройках» Прокопия Кесарийского (до 558 г.); стихотворное «Описание храма Святой Софии» и примыкающее к нему «Описание амвона» Павла Силенциария (562–563 гг.); анонимное «Сказание о возведении Великой церкви, именуемой Святой Софией» (IX в.) и «Описание святейшей Великой церкви Божьей» Михаила Солунского (1153–1156 гг.). Эти основные тексты мы дополнили выдержками из исторических сочинений, созданных в VI в. или восходящих к источникам VI в. и относящихся к строительству храма в 532–537 гг. и его перестройке в 558–562 гг. Краткие сведения более поздних источников о дальнейших ремонтах, не изменивших существенно облик храма, мы использовали в примечаниях. Поскольку нас интересовало то, как отразилось в источниках восприятие архитектуры собора, мы не включили в нашу подборку тексты, в которых Святая София фигурирует только как место исторических событий, паломничества, богослужений и церемоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Ю.Виноградов Предварительные замечания о рукописной традиции текста 1 История изучения исихазма и эпохи паламитских споров в частности развивается и по сей день преимущественно за счет расширения круга привлекаемых источников. Так, если первоначально исследователи ограничивались в основном произведениями свт. Григория Паламы и актами паламитских соборов, то в дальнейшем весьма важными для выявления эволюции паламитского богословия стали издания произведений антипаламитов, равно как и изучение рукописной традиции произведений самого святителя с целью выявления оригинального их текста и произведенных в нем изменений. Другой важный источник здесь – творчество младших современников и ближайших последователей свт. Григория, которые позволяют лучше понять многие аспекты паламитского учения и полемики и, прежде всего, рецепцию исихастского богословия в Византии. Каллист Ангеликуд принадлежит ко «второй волне» исихастских писателей, которые творили вскоре после окончания паламитских споров XIV в. и значение которых до сих пор не оценено в полной мере 2 . Внешние свидетельства о жизни Каллиста практически неизвестно: возможно лишь, что он некоторое время жил и возглавлял монастырь на территории современной Болгарии 3 . В научной литературе Каллист Ангеликуд обычно называется автором трех крупных произведений: антилатинского трактата «Против Фомы Аквината», «Рая» и «Исихастского утешения». C трактатом против Фомы дело обстоит довольно ясно: он сохранился в одной, вероятно, прижизненной рукописи Ivir. 337. Традиция «Рая» 4 , сборника кратких глав-поучений типа сотниц, несколько более сложна и заслуживает отдельного исследования 5 ; кроме того, «Рай» занял свое место в славянской письменности благодаря переводу прп. Паисия (Величковского) . Темой настоящей статьи является третье, самое большое по объему произведение Каллиста Ангеликуда – «Исихастское утешение» (‘H συχιαστικ παρακλησις), под которым обычно, вслед за С. Куцасом, понимают текст рукописи Vat. gr. 736 (о содержании см. ниже). Сочинение это крайне важно для понимания личности Каллиста, так как, в отличие полемического трактата «Против Фомы Аквината» и разрозненных аскетических глав «Рая», содержит позитивное изложение богословских взглядов автора, хотя назвать данное изложение систематическим сложно в силу того, что сочинение состоит из отдельных Слов, написанных зачастую ad hoc и имеющих различное происхождение. В этой связи не менее важен и другой вопрос – когда Каллист писал свои произведения, как развивалась его писательская деятельность?

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

А.Ю. Виноградов Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный! Третье тысячелетие идем мы по стопам того, кто последовал за Христом и стал его Первозванным Апостолом. Как свидетельствует Святое Благовествование от Иоанна, Апостол Андрей был первым, кто услышал от Иоанна Предтечи свидетельство о великом чуде встречи со Спасителем, последо­вал за Крестителем и сподобился видеть Богоявление на Иорда­не. Он был первым, кто нашел своего родного брата Симона– Петра и сказал ему величественные в своей простоте слова: «Мы нашли Мессию, что значит «Христос " ». ( Ин.1, 40–41 ). А затем он, по рассказам коптских, эфиопских, сирийских, греческих, латинских и древнеславянских авторов, стал первым просвети­телем Севера, зажегшим пресветлый огонь христианства в славянских землях. Вспомним Лаврентьевскую летопись, вошед­шую в составленную преподобным Нестором «Повесть времен­ных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Достигнув самого северного предела третьего путешествия – Херсонеса Таврического, он начал искать дорогу в Рим. Узнав, что наиболее изведанный и доступный путь туда пролегает че­рез Днепр, он достиг днепровского устья и поплыл на ладье вверх по реке. Случилось так, что с наступлением ночи усталый Апо­стол пристал отдохнуть к берегу под горами, где впоследствии будет воздвигнут славный Киев – «мать городов Русских». Это свершилось по предсказанию святого Андрея, который, восстав утром ото сна и глядя с высокой горы на бескрайние просторы, произнес перед «сущими с ним» учениками знаменательные слова: здесь воссияет благодать Божия, здесь будет великий го­род, Господь просветит сию Землю Святым Крещением и воздви­гнет здесь много церквей во славу Христа Спасителя. «И взошед на горы, и благословил их, и поставил Крест». Потом он при­был в землю словен, «где ныне Новгород». О дивных делах, которые он видел здесь, святой Андрей с искренним восторгом рассказывал потом в Риме. В северных Российских краях, особенно на древнем Валаа­ме, до сих пор чтут его святую память. Еще до крещения Руси, в самом начале X века, сюда придут по стопам святого Андрея два византийских инока из Афонского монастыря – Сергий и Герман. Они станут основателями ныне возрождающегося Спа­со-Преображенского Валаамского мужского монастыря, который в христианском мире называют Северным Афоном. Незримой, но прочной нитью соединил он любовью ко Христу разноязыкие племена. Спустя века исполнилось пророчество святого Андрея: над всей Землей Русской воссиял Свет Крещения, удостоилась Господнего благословения Святая Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Александро-Невский кафедральный собор Кургана ЖМП 12 декабрь 2021 /  8 декабря 2021 г. 15:00 Курган добра, тепла и счастья ВИНОГРАД, МОНАСТЫРСКИЙ СЫР И ДРУГИЕ «ВКУСНЫЕ» ДЕЛА ЗАУРАЛЬЯ В Курганской области минувшим летом уродился отменный кишмиш. Привычная для Средней Азии разновидность винограда за Уралом по климатическим нормам вызревать вроде бы не должна. Садоводы ее здесь сажают в качестве декоративной культуры, да и плоды она обычно дает малюсенькие — примерно как дикий виноград. Этим же летом 42-градусная жара стояла в регионе несколько недель, и урожай курганский кишмиш (как, впрочем, и другие сорта) выдал знатный. Для  Курганской епархии 2021 год тоже стал урожайным на добрые дела, знаковые свершения и долгожданные достижения. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился в этом своими глазами.  PDF-bepcuя. Александровские дни У возвышающегося над центром города Александро­-Невского кафедрального собора в этом году двойной юбилей. Помимо 800-летия со дня рождения святого благоверного князя, в декабре здесь готовятся отметить три десятка лет с момента возобновления богослужений в старинном храме — хронологически третьем по счету в исторической черте города. — Фактически построила его семья купца Дмитрия Смолина, который и стал первым старостой общины, — рассказывает прихожанка Александро-Невского собора историк Ольга Бабушкина. — Сам он до освящения в 1902 году не дожил, строительство завершали его сыновья, а по дореволюционной страховой ведомости семейство Смолиных потратило на все работы 30 тысяч руб­лей из 31 тысячи общей сметной стоимости. Богоборческий разгул не пощадил здание: весной 1930 года с церкви были сброшены кресты и колокола, а летом по кирпичику разобрали купол и колокольню. В обезглавленном храме в разное время располагались вещевой склад курганского 32-го лыжного полка, спортивный клуб и подразделение Высшей партийной сельскохозяйственной школы. После войны в алтаре открылся планетарий, а в остальных помещениях обосновался областной краеведческий музей. «Сорок лет он располагался здесь, — продолжает Бабушкина. — А в 1991 году, когда его вернули Церкви, многие горожане стали здешними прихожанами...»

http://e-vestnik.ru/church/kurgan_dobra_...

Беседа XXIX «И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися» ( Быт.9:20–21 ). 1. Мы дошли теперь до конца повествования о праведнике (Ное): поэтому, прошу, напрягите ум и тщательно внимайте тому, что говорится. И от сегодняшнего чтения можно получить немалую и не незначительную пользу, потому что все, случившееся с древними (мужами), если только мы захотим быть внимательными, может доставить нам величайшее назидание. Для того и описаны не только добродетели святых, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали. Мало этого: Божественное Писание показывает тебе, что и праведники часто падали, и грешники являли великое исправление, чтобы от того и другого мы получали достаточное вразумление, чтобы стоящий (в добре) не предавался беспечности, видя, что и праведники падали, и пребывающий во грехах не отчаивался, знал, как многие (грешники) раскаялись и успели достигнуть самой высокой степени (добродетели). Итак, прошу, никто не гордись, хотя бы и сознавал за собой много добрых дел, но будь осторожен и внимай увещанию блаженного Павла, который говорит: «Темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет» ( 1Кор.10:12 ). И нисшедший до самой глубины зол не отчаивайся в своем спасении, но, помышляя о неизреченном человеколюбии Божием, внимай также Богу, говорящему через пророка: «Еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится» ( Иер.8:4 ), и в другом месте: не хочу «смерти грешника», но чтобы «обратитися, и живу быти ему» ( Иез.18:23 ). Видишь, возлюбленный, что каждое обстоятельство, описанное в Божественном Писании, предано памяти не для чего другого, как только для нашей пользы и для спасения рода человеческого? Помышляя об этом, каждый из нас пусть извлекает оттуда приличное для себя врачество. Вот почему оно и предлагается всем беспрепятственно, и всякий желающий может извлекать из него свойственное удручающей его страсти врачество и получать скорое исцеление, только бы не отвергал целительного врачества, но принимал с признательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В.К. Виноградов Впервые публикуются воспоминания о священномученике архиепископе Верейском Иларионе (Троицком) неизвестного автора, близкого знакомого святителя, переданные публикатору Е.А. Кармановым в 1997 г. Прочитав вышенаписанные краткие воспоминания, столь дорогие для знавших Владыку Илариона, считаю своим долгом написать и от себя все, что память хранит об этом замечательном святителе, краткая, но яркая жизнь которого без остатка была отдана на служение Господу и Святой Церкви. В мире Владимир Алексеевич Троицкий был первенцем большой семьи священника Алексея Петровича Троицкого 1 села Липицы Тульской губернии, в 5–6 км. ниже Серпухова по течению Оки, живописно расположенном на ее берегу. Село большое, двухштатное, было по соседству с селом, где жили мои родители. Общение наших семей было частое и очень дружественное. Дед преосвященного – отец Петр 2 – был моим крестным отцом. Все детство и юность Владыка Иларион провел в этом селе. Первое горе этой семьи осталось в памяти своей неожиданной великой скорбью – матушка Варвара Васильевна 3 , совсем еще молодая цветущая, живая женщина – трагически скончалась, утонув, купаясь в Оке, оставив пять сирот: Владимира, Димитрия 4 (впоследствии владыки Даниила, окончившего СПбДА), дочь Софью 5 , сына Алексея 6 (в будущем занявшего священническое место в Липицах) и младшую дочь Ольгу 7 – немногим больше года. Тяжелым было положение осиротевшей семьи. Отец Алексий мужественно нес свой крест, он был очень любим и чтим прихожанами и сам был крайне привлекательным человеком. Высокого роста, дородный, с длинными русыми волосами, всегда оживленный и красноречивый, он часто бывал у родителей моих и после переезда их в Тулу. Сыновья его также, после поступления сначала в духовное училище 8 , а потом и семинарию 9 , часто навещали нашу семью. Старшие были хорошими учениками, но Владимир отличался особенно блестящими способностями и из года в год переходил отличником. В духовном училище вспоминается интересный случай. Там в это время, в старших классах, преподавателем русского языка был Кирилл Федорович Троицкий, очень строгий и требовательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В притчах. Что такое притча, чит. в объясн. 2 ст. 4 гл. Им, т.е. первосвященникам и книжникам. По сказанию св. Матфея, Иисус Христос предложил первосвященникам и книжникам три притчи, после беседы с ними о том, какой властью Он выгнал торгующих из храма и кем Он послан? и Он для ответа спросил их самих: а Иоанн, предтеча Его, кем послан? и вопрошавшие ответили: не знаем, т.е. чтобы не признать Господа за Мессию, о чем проповедовал Предтеча, они не хотели признать и его самого за посланника Божия: 1) о сынах, посланных в виноградник, 2) о делателях виноградника и 3) о брачном пире (гл. 21, ст. 28 – гл. 22 ст. 14). Во всех трех притчах Господь изобразил неверие первосвященников и книжников в Него, как Мессию, и довел их до того, что они сами против себя произнесли приговор и осудили себя в неверии в Него. Еванг. Марк передает только одну, самую сильную притчу, именно о делателях виноградника, передает хотя несколько короче, но с некоторыми особенными чертами. Притчей этой Господь изобразил недостоинство вождей еврейского народа, которые, избивая посланников Божиих, имеют убить даже и Его Самого – Сына Божия, обещанного Мессию. Виноград (виноградник) насади человек, это – Бог, для спасения рода человеческого устроивший ветхозаветную Церковь . Господь уподобляет свою Церковь сначала ветхозаветную, а затем новозаветную, христианскую, иначе весьма часто называемую в Свящ. Писании царством Божиим, царством небесным, винограднику по причине сходства трудов и наград в той и другом. Винограднику и виноградной лозе уподобляли церковь свв. пророки Исаия ( Ис.5:1–7 ), Иеремия ( Иер.2:21 ) и др. Огради оплотом (обнес оградой) – из камней или из живой изгороди, т. е. колючих растений, для предохранения от воров и животных. Под оградой разумеется закон, который дан избранному для сохранения истинной веры еврейскому народу. Этот закон составлял как бы ограду, отделявшую сей народ от других иноверных и иноплеменных народов. Ископа (выкопал) точило и созда столп (построил башню). Точило, это – такая яма в винограднике, которую выдалбливали в горе или вырывали и в земле, но выстилали снизу и с боков камнями, для выжимания в ней виноградного сока. Столп (башня) – это место для сторожей, оберегавших виноград от воров и животных и для помещения собираемого винограда. Под точилом и башней свв. отцы разумеют иудейский храм с жертвенником, на котором проливалась кровь животных, прообразовавшая кровь Христа Спасителя. Предаде (отдал) его тяжателям (виноградарям), т. е. хозяин отдал виноградный сад снявшим его за известную плату, с условием, чтобы уродившиеся плоды доставлялись или сполна или известной частью хозяину, и отъиде (отлучился). Под виноградарями здесь разумеются все иудейские, преимущественно же духовные начальники, архиереи и старейшины, как приставленные к тому, чтобы наблюдать за религиозной и гражданской жизнью народа. Отлучился, т. е. предоставил власть другим. Св. Златоуст и Феофилакт под отлучением разумеют Божие долготерпение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Виноградник старца Ефрема: Православная монашеская обитель среди пустынных холмов Аризоны Однажды в воскресной школе при греческом Успенском соборе города Денвера я услышал о монастыре, основанном афонским старцем архимандритом Ефремом. Рассказывали, что как-то раз, проезжая со своими спутниками по пустынным районам Аризоны, он попросил остановить машину в совершенно безлюдном месте. Вышел и как будто прислушался. «Слышите, — спросил он через какое-то время, — монахи поют?» Никто ничего не слышал. «Монастырь будет здесь» 24 июля, 2008 Однажды в воскресной школе при греческом Успенском соборе города Денвера я услышал о монастыре, основанном афонским старцем архимандритом Ефремом. Рассказывали, что как-то раз, проезжая со своими спутниками по пустынным районам Аризоны, он попросил остановить машину в совершенно безлюдном месте. Вышел и как будто прислушался. «Слышите, — спросил он через какое-то время, — монахи поют?» Никто ничего не слышал. «Монастырь будет здесь» Источник: православный студенческий журнал « Встреча » Однажды в воскресной школе при греческом Успенском соборе города Денвера я услышал о монастыре, основанном афонским старцем архимандритом Ефремом. Рассказывали, что как-то раз, проезжая со своими спутниками по пустынным районам Аризоны, он попросил остановить машину в совершенно безлюдном месте. Вышел и как будто прислушался. «Слышите, — спросил он через какое-то время, — монахи поют?» Никто ничего не слышал. «Монастырь будет здесь» Спутники отца Ефрема засомневались: эта земля государственная, какой тут может быть монастырь? Потом, сверившись с подробной картой, обнаружили, что именно здесь проходит граница с частным участком, который предлагался к продаже. Со временем нашлись деньги на покупку и на строительство — и в аризонской пустыне возникла монашеская обитель! Услышав такую историю, я захотел побывать в монастыре, и через какое-то время Господь меня туда привел таким путем Как-то раз я готовился встретить моих друзей, которые прилетали из Канады. Я искал информацию о Великом каньоне, куда мы планировали съездить, и наткнулся на упоминание о греческом монастыре в городе Флоренция в Аризоне. «Будет время — заедем», — предложил я без особой надежды

http://pravmir.ru/vinogradnik-starca-efr...

Виноградов И. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии, архиепископе Херсонском и Таврическом Источник Преосвященнейший Иеремия, бывший Епископ Нижегородский. Его биография, кончина, погребение и посмертное завещание 1888 года, декабря месяца, 6-го числа, в 11½ часов дня, в Нижегородском Благовещенском монастыре скончался Преосвященнейший Иеремия, бывший Епископ Нижегородский (1851–1857), с 1857 года пребывавший на покое – сперва в Нижегородском Печерском монастыре, потом – в Городецком Феодоровском – Балахинского уезда – и, наконец, в Нижегородском Благовещенском монастыре. В Бозе почивший Святитель, благословенный от Господа долготою дней, редкою в наше время, 85½ лет – было жития Его земного, от лета детства и до самой блаженной кончины своей, отличался своею подвижническою жизнью, не знавшею отдыха в бдении, посте и молитве, своею ревностью о славе Божией, о благе церкви и отечества, своею нестяжательностию и самоотверженною любовию к ближним, готовую прийти на помощь и к беспомощной старости, и к бесприютному сиротству детей, и к безысходному горю несчастных, и ко всякой нужде церковной, общественной и частной, особенно там, где потребность на покрытие той или другой нужды вызывалась необходимостью поддержания и устроения Храмов Божиих, иноческих обителей, учебных заведений, духовных и гражданских для воспитания в них учащихся в духе православия и патриотизма, как будущих делателей на поприще непостыдного пастырства и доблестного гражданства. Это был предъизбранный и с ранней юности Богом уготованный, живой сосуд в честь исполненный благодатного света и елея, упоминаемых во святом Евангелии. Это был светильник горящий, светящий и ближних, и дальних теплотою Евангельского света и любви, яже по Бозе, всех согревающий. Преосвященный Иеремия родился в 1799 году, 10 апреля, Орловской губернии, Ливенского уезда, в селе Георгиевском, что на реке Сосне, в Дон впадающей, от причетника Иоанна Яковлевича и жены его Марии Феоктистовны и назван Иродионом. Первоначальное учение преподано было ему в доме родителей. «Родители мои, – пишет сам Преосвященный в своих воспоминаниях, – содержали и блюли меня с каким-то особенным вниманием. Для меня установлена была общая, семейная молитва . Поставив меня на прилавок у святых икон, заставляли читать почасту акафист Сладчайшему Иисусу и Святителю Николаю. У матери моей не было иного наставления, иной материнской слезной мольбы к дитяти, нежно любимому, как сие: «Молись, молись, всегда молись, молись втайне, молись ночью, молись пред всяким уроком своим и всяким делом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Глава 27. Поражение дракона и спасение Израиля 1. В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (В той день наведет Господь мечь святый и великий и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змиа лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори). В «тот день», когда Господь будет уничтожать всякое зло в мире, в особенности язычество, столь вредное и враждебное церкви истинно-верующей, в это время Он наведет свой меч и на дракона. Этот меч Господа свят, потому что служит верным оружием святой правды Божией; он велик – соответствует величию могущества десницы Божией и действует страшно и убийственно; он крепок – назначенный для сильного врага, он не переломится при ударе ни о какую броню и непременно поразит свою жертву. Этот враг Бога и Его народа есть дракон. Этот злой дракон есть бегущий, а не ползущий, он быстро стремится к своей добычи и с налёту нападает на нее; змей лукавый извивающийся кольцами, бросающийся в стороны и вообще хитрый; он живет в море (точнее при море) и здесь, близь берегов, в густой траве, среди болотистых отмелей он недоступен бывает для охотников. Этот страшный дракон есть, прежде всего, царь Египетский, злейший враг Израиля, стоящий во главе огромного войска, охраняемого боевыми колесницами, как бы крыльями, живущий в низменной части Египта, среди болотистых берегов Нила (ср.гл.30). Но образ дракона, как врага Божия, напоминает древнего змея – дьявола, который, как виновник лжи и всякого зла на земле, был так силен в мире языческом и сделал столько зла для ветхозаветной церкви Божией, доколе не поразил его мечем своего слова Искупитель (ср. Ис.2:1–4 ). 2. В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике: (В той день виноград добрый, желание пети над ним). Тот день, когда Господь поразит «дракона при море» – царя Египетского, будет радостным временем для народа Еврейского, как бы день доброго урожая винограда, при сборе которого обыкновенно пелись веселые песни. Бесчисленные трупы падших врагов облитые кровью, вот этот виноград! Над ним воспоет народ Божий торжественно хвалебную песнь Господу-Победителю (гл.26:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010