—644— него не хуже бродяжничества, добровольно им избранного“ 1232 . Записка митрополита Филарета вызвала собою следующее определение Св. Синода (от 26 октября – 10 декабря 1854 г.): 1) Соображения преосвященнейшего митрополита Московского Филарета, Св. Синодом вполне принимаемые, сообщить посредством г. Обер-Прокурора Министру Внутренних Дел на его усмотрение и зависящее распоряжение: 2) Кроме того преосвященным Яросл. архиеп. Нилу и Костромскому епископу Филофею даны соответственные важности дела строгие предписания; 3) Записка из настоящего дела препровождена из Св. Синода к ректору С.-Петербургской духовной академии, епископу винницкому, Макарию с тем, чтобы он составил из сей записки подробное и точное извлечение с полным объяснением учения и на правления зловредной секты Странников и представил такое извлечение в Св. Синод для отсылки к епархиальным архиереям, а также в академические и семинарские правления, к соображению первым при принятии мер к обнаружению сектаторов и прекращению дальнейших их действий, а последним при преподавании учения против ересей и расколов 1233 . В окончательном порядке дело по изысканию мер к искоренению секты поступило на Высочайшее усмотрение. И вот „Государь Император по внесении на Высочайшее усмотрение произведенных изысканий о сущности Страннической секты, приняв во внимание, что ближайшими и вместе с тем вреднейшими последствиями этой секта оказываются возникающая из оной бродяжничество сектаторов и пристанодержательство их, между прочим Высочайше повелеть соизволил: 1) Начальникам губерний, в которые проникла секта, всемерно озаботиться открытием, задержанием и преданием суду последователей её. Для безошибочного в сем действования сообщить им, сведения о сущности секты и внешних её проявлениях. 2) Начальникам губерний, в которых секта наиболее распространилась, поставить в обязанность: а) до времени употреблять к поимке сектаторов общие полицейские спо- —645— собы; б) привесть в точную известность всех значащихся по двум последним ревизиям беглыми и стараться отыскивать их; в) обращать строжайшее внимание на пристанодержателей и с сею целию в селениях, где уже были укрываемы беглые, нередко обозревать домы, дабы удостовериться, нет ли при них тайников; по мере же открытия в них беглых, тайники уничтожать, а пристанодержателей предавать суду; г) требовать содействия от начальства разных ведомств и от владельцев, и д) если все подобные способы, по мере увеличившегося бродяжничества, недостаточны, то представить свои соображения, какие нужно принять особенные меры к отысканию беглых и прекращению бродяжничества их, а также, в каких местах и в каком составе надлежит усилить полицейские управления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церкви в Речи Посполитой и на Украине, о чем свидетельствует его дипломатическая переписка. Из донесений нунциев И. было известно о намерении тур. султана Мехмета IV создать для гетмана Ю. Хмельницкого на территории Украины «княжество Малая Сарматия» (или «Роксоляния»), к-рое находилось бы в вассальной зависимости от Османской империи. Политика И., как и его предшественников на Папском престоле, была направлена на подчинение Риму правосл. населения через тайно принявших унию епископов. Важным шагом в этом направлении были решения польск. сейма 1676 г.: православным запрещались к.-л. контакты с К-польским патриархом, ставропигийные братства должны были подчиняться епархиальным архиереям. В дек. 1676 г. И. направил в нунциатуру в Варшаве 24 послания, адресованные польск. кор. Яну III Собескому и наиболее влиятельным лицам Речи Посполитой: примасу, епископам, сенаторам и членам Посольской избы, требуя от короля аннулировать все привилеи, выданные властью православным. Но власти Речи Посполитой избрали иной способ действий, стараясь возводить на правосл. кафедры людей готовых (тайно) принять унию. 7 марта 1677 г. в Варшаве в присутствии униатского митр. Киприана Жоховского и польск. кор. Яна III Собеского правосл. еп. Львовский Иосиф (Шумлянский) тайно произнес исповедание католич. веры и сообщил папе о намерении сохранять свое присоединение к унии в тайне. В послании от 11 сент. 1677 г. И., плохо ориентировавшегося в ситуации, к-рая заставляла епископов временно скрывать свой переход в унию, выразил одобрение по поводу действий еп. Иосифа и призвал того публично объявить о переходе в унию (открытое присоединение к унии Иосифа (Шумлянского) и Львовской епархии состоялось в 1700). Кроме того, Шумлянский был нужен кор. Яну III Собескому как правосл. иерарх для переговоров с казаками. Вдохновляемый И. кор. Ян III Собеский активно способствовал передаче правосл. епископских кафедр в Речи Посполитой сторонникам унии. Так, при содействии Иосифа (Шумлянского) на правосл. Перемышльскую кафедру был поставлен Иннокентий (Винницкий), к-рый в окт.

http://pravenc.ru/text/468793.html

На обратном пути в Балте Михаил Гуранда был замучен поляками, закопавшими священника живым в землю. В марте 1772 г. всем русским военным командам, находившимся в Подолье, было дано распоряжение защищать правосл. приходы от посягательств со стороны униатов и римо-католиков. В 1772 г. еп. Иов (Базилевич) направил населению Брацлавщины увещевание, в к-ром призывал их «заявлять себя православными». В 1772-1773 гг. в Православие перешли униат. официал Брацлавского окр. Заблоцкий, нек-рые приходы и священники 9 униат. деканатов: Брацлавского, Браиловского, Бердичевского, Грановского, Животовского, Комаргородского, Немировского, Уманского, Чечельницкого. В 1774 г. нек-рые униат. священники, жившие в наиболее полонизированных местностях Подолья, из-за давления со стороны местных польск. шляхтичей переселились в правосл. протопопии (напр., свящ. Гавриил Стрельбицкий из г. Хмельника, свящ. Иаков Метельский из с. Черемошного (ныне Тывровского р-на Винницкой обл.) и др.). К тому времени в Брацлавском воеводстве имелось 6 правосл. протопопий: Винницкая, Аннопольская, Кальницкая, Краснянская, Погребищенская и Рашковская (вероятно, эти протопопии существовали и в кон. 60-х гг. XVIII в.). В 1772 г. произошел 1-й раздел Польши, Подолье сохранилось в составе Речи Посполитой. После ратификации польск. сеймом в сент. 1773 г. договора о разделе страны переход униатов в Православие в Речи Посполитой был запрещен, мн. приходы Подолья, вернувшиеся в 1772-1773 гг. в Православие, снова стали униатскими. Этому немало поспособствовал папский нунций в Польше И. Гарампи. В дек. 1773 г. на Брацлавщину прибыл посланный нунцием с согласия еп. Льва Шептицкого униат. еп. Максимилиан Рыло, имевший титул апостольского визитатора униат. приходов Киевского и Брацлавского воеводств. При помощи польск. казаков в дек. 1773 - февр. 1774 г. он захватывал правосл. храмы в Брацлавской, Уманской и Браиловской протопопиях, был арестован ген. С. Е. Ширковым и выдворен из региона. Население оказывало сопротивление униатам, в г.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Митрополит Бориспольский Антоний озвучил статистику по незаконным перерегистрациям уставов общин Украинской Православной Церкви 20 июня 2019 г. 10:29 19 июня 2019 года по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Успенской Киево-Печерской лавре состоялось собрание представителей епархиальных юридических отделов Украинской Православной Церкви . Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на  Синодальный юридический отдел УПЦ . Со вступительным словом к участникам собрания обратился управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , который поздравил присутствующих с прошедшими праздниками и пожелал, чтобы благодать Святого Духа всегда укрепляла в трудах. В своей речи митрополит Антоний отметил, что хотя с  прошлой встречи  и произошли изменения в общественной плоскости, однако неизменными остаются агрессия по отношению к духовенству и верующим нашей Украинской Православной Церкви, угрозы, рейдерство, поджоги, кражи и акты вандализма. «Показательно, что мы фиксируем более 80 рейдерских захватов наших храмов, еще большее количество нарушений прав верующих и духовенства, но надлежащей защиты нарушенных прав не получаем», — сказал владыка Антоний. Особое внимание управляющий делами Украинской Православной Церкви обратил на массовые перерегистрации уставов приходов областной государственной администрации, невнесение сведений об уголовных правонарушениях в Единый реестр досудебных расследований соответствующими должностными лицами, манипуляции на местах относительно членства в религиозной общине, бездействие полиции и поддержка рейдеров местными властями. Митрополит Антоний привел статистику незаконных перерегистраций чиновниками областных государственных администраций уставов религиозных общин УПЦ на «ПЦУ»: «В частности зафиксировано в: Волынской области — 67, Ровенской области — 48, Черновицкой области — 11, Житомирской области — 15, Хмельницкой области — 42, Тернопольской области — 27, Винницкой области — 2, Ивано-Франковской области — 2, Закарпатской области — 5, Полтавской области — 1, Кировоградской области — 1, Киевской области — 1». В целом незаконные перерегистрации затронули 222 религиозные общины Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5457690.ht...

25). Ещё оно упоминается в акте от 18 ноября 1563 года в дарственной записи земянки Анны Жабокрицкой своему племяннику земянину Роману Красносельскому на своей части в селе Жабокриках (– – стр. 30, п. 18). Ещё оно упоминается в акте от 22 декабря 1563 года в заставной записи той же Жабокрицкой тому же Красносельскому на своей части в селе Жабокриках (– – – п. 19). Ещё оно упоминается в акте от 17 марта 1564 года в жадобе господарского земянина Ивана Жабокрицкого о том, что пан Михайло Жоравницкий прислал своих слуг с неводами и приказал им выловить всю рыбу в пруде жалобщика в с. Жибокриках (там же – 2038, стр. 8. п. 26). Ещё оно – под именем Жабокрик Кременецкого повета, упоминается в акте от 21 июня 1579 года в завещании князя Богуша Фёдоровича Корецкого, воеводы земли Волынской, старосты Луцкого, Береславского и Винницкого; здесь князь Богуш говорит, между прочим: «именя половину Жабокрик, в повете Кременецком лежачого, за певную суму пенезей, за чотыре тисячи коп грошей, у панов Александра, ключника и городничого Луцкого, пана Михайла, пана Яна и пана Василя Марковичов Жоравницких в року прошлом тисяча пят сот семдесят первом, месеца октебра осмого дня, на вечность купил есми, на што лист продажний, от менованых панов Жоравницких мне даный, маю, и, про затруднене на тот час суду земского Кремянецкого, вызнаня перед судом земским в Кремянцы тое продажи своее не вчинили, в котором же листе своем, тые помененые панове Жоравницкие мне описали се, иж вси их милость, менованые чотыри брата, на первших пришлых рокох земских Кремянецких кгды зуполный суд земский, подле права посполитого и статуту земского, в Кремянцы засядет, мают и повинни будут, кром жадных вымовов, на первший день заседаня суду земского Кремянецкого у Кремянцы, перед судом земским стати и тую продажу, правное заведене свое, от них мне проданое, до книг земских судовых явне сознати и записати дати мают, што все, под заруками и обовязками, в листе своем продажном, мне от них даном, выполнити обовезали се.» (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

принес покаяние; с 15.10.1923 еп. Ставропольский и Кубанский; с 20.08.1926 еп. Краснодарский и Кубанский; с 1.10.1927 еп. Ростовский, вик. Ярославской епархии; с 2.11.1927 еп. Подольский, вик. Московской епархии; с 18.05.1932 еп. Владимирский и Суздальский; с 5.02.1935 архиеп. Харьковский; с 1936 г. в заключении, где и скончался. Иннокентий (Никифоров) 30.11.1925 хирот. во еп. Семипалатинского, вик. Омской епархии; с 22.08.1928 еп. Семипалатинский и Устькаменогорский; с 18.03.1936 еп. Орловский; в дек. 1936 г. арестован; † в 1938 г. в заключении. Иннокентий (Поспелов) в 1928 г. еп. Яранский, вик. Вятской епархии; 1933–1934 еп. Алатырский, вик. Ульяновской епархии. Иннокентий (Пустынский) с 1917 г. еп. Ташкентский; с 1918 г. в сане архиепископа; с 1923 г. в обновленческом расколе; с марта 1923 г. на покое. Иннокентий (Сокаль) 10.05.1959 хирот. во еп. Смоленского и Дорогобужского; с 15.10.1964 на покое; † 14.05.1965. Иннокентий (Соколов) с 3.04.1905 еп. Бийский, вик. Томской епархии; с 1919 г. архиеп. Бийский и Алтайский; с 1924 г. епархией не управ.; † 14.08.1937. Иннокентий (Солодчин) с 2.05.1915 на покое (б. Приамурский); † 23.10.1919. Иннокентий (Сперанский) 27.05.1923 хирот. во еп. Старорусского; с 29.04.1931 еп. Орловский; с 31.12.1931 на покое; с 1947 г. временно управ. Красноярской епархией; с 1956 г. на покое; † 2.11.1969. Иннокентий (Тихонов) 28.02.1922 хирот. во еп. Ладожского, вик. Петроградской епархии; с дек. 1925 г. на епархии не был; с 30.08.1930 еп. Благовещенский; с 19.09.1932 на покое; с 19.10.1937 еп. Старорусский, вик. Новгородской епархии; с янв. 1937 г. архиеп. Харьковский; с 23.03.1937 архиеп. Винницкий; в нояб. 1937 г. арестован и погиб в заключении. Иннокентий (Фигуровский) с 3.06.1902 еп. Переславский, вик. Владимирской епархии; с марта 1918 г. архиеп. Пекинский; † 28.06.1931. Иннокентий (Шестопаль) 5.10.1994 хирот. во еп. Тульчинского и Брацлавского. Иннокентий (Ястребов) с сент. 1917 г. еп. Полоцкий и Витебский; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1926 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В нояб. 1663 г. в Корсуне на выборах нового митрополита вместо скончавшегося Дионисия (Балабана-Тукальского) произошел раскол: архиереи избрали митрополитом Перемышльского еп. Антония (Винницкого) , другие участники собрания, духовные и светские (правосл. шляхта и казаки), во главе со слуцким архим. Феодосием (Василевичем) выступили за поставление И. Их позиция была настолько единодушной, что гетман П. И. Тетеря рекомендовал польск. политикам, у к-рых И. вызывал недоверие, все же дать ему королевский привилей на митрополичью кафедру. 15 нояб. 1663 г. Тетеря обратился к населению гетманства с универсалом, в к-ром сообщил об избрании И. митрополитом и о необходимости ему повиноваться. Одним из первых актов И. было назначение 3 дек. 1663 г. Феодосия (Василевича) митрополичьим наместником в Великом княжестве Литовском. Хотя епископы письменно протестовали против избрания И. и отказывались признать его митрополитом, И. получил 22 нояб. 1663 г. королевский привилей на митрополичью кафедру с сохранением за ним титула «архимандрит лещинский» и должности управляющего Белорусской (Могилёвско-Мстиславской) епархией. Однако через 2 дня аналогичный привилей был выдан королем Антонию (Винницкому); в привилее говорилось, что И. должен титуловаться не митрополитом, а только епископом Белорусским. Несмотря на это, гетман Тетеря 23 нояб. 1663 г. издал универсал к духовенству и мирянам, в к-ром уверял, что признает И. Киевским митрополитом. Принимались меры, чтобы получить для И. благословение в К-поле, но посланца, отправленного Тетерей и Выговским, не пропустил молдав. воевода. В нач. 1664 г. (по другим данным, в июне), когда на Правобережной Украине началось восстание против польск. власти, закончившееся казнью Выговского, И. и архим. Трехтемировского мон-ря «старец» Гедеон (бывш. гетман Ю. Б. Хмельницкий), обвиненные в сношениях с восставшими, были арестованы польск. гетманом С. Чарнецким и заключены в крепость в Мальборке (по мнению А. Мироновича, арест стал следствием интриг Тетери).

http://pravenc.ru/text/578527.html

Тогда же ВВЦУ сообщило об этом официально. Поводом для официального заявления стал рапорт приходского совета православного прихода в Ницце от 1 сентября 1920 года. Приход просил ответить на следующие вопросы: «1. Включает ли Высшее Церковное Управление в круг своего ведения православные церкви за границей и, в частности, те из них, которые находятся во Франции? 2. Может ли Управление утвердить хотя бы в виде временной меры некоторые отступления от нового приходского устава 1918 года? 3. К кому надлежит обращаться в случаях, требующих решения епископской власти – в Управление в Крыму, к кому-либо из иерархов, находящихся за границей и к кому именно или следует выжидать возобновления сношения с Петроградом и Москвой?» Высшее Церковное Управление 14 октября 1920 года ответило следующим образом: «1. Разъяснить, что все русские церкви за границей, в том числе и находящиеся во Франции, Высшее Церковное Управление считает в своем подчинении, впредь до установления связи со Святейшим Патриархом Московским и всея России. 2. Высшее Церковное Управление вправе изменять приходской устав, что оно уже и делало». На третий вопрос ВВЦУ ответило следующим образом: «Заграничные церкви Высшим Церковным Управлением подчинены ближайшему ведению архиепископа Евлогия, находящегося в Сербии» . Как видно из данного письма, архиепископу Евлогию поручались все заграничные русские церкви, причем не оговаривалось, что его полномочия ограничены Западной Европой. По-видимому, вопрос на заседании действительно ставился именно так. Об этом свидетельствует и журнал протоколов ВВЦУ, где под 687 от 15 октября 1920 года значится «Протокол о назначении заведующим русскими заграничными [церквами] архиепископа Житомирского и Винницкого Евлогия» . Как видим, здесь тоже говорится обо всех зарубежных приходах, а не только о приходах в Западной Европе. Итак, напрашивается вывод, что первоначально архиепископу Евлогию поручались все зарубежные приходы Российской Церкви. Конечно, такая формулировка не подразумевала, что архиепископу Евлогию будет передана вся церковная власть за пределами России; подразумевалось, что он возьмет на себя только власть над приходами, которые находились вне ведения епархий и миссий, то есть только тех приходов, которые до этого находились в ведении Петроградского митрополита. А власть последнего не ограничивалась Европой. Именно так понял назначение архиепископа Евлогия и сам митрополит Вениамин Петроградский, который в своем письме также не ограничивал права архиепископа Евлогия Западной Европой, а говорил о зарубежных приходах вообще , то есть приходах, которые не входили в состав епархий или миссий. Однако на это различие в 1920 году не обратили особого внимания. Причина этого была, по-видимому, в том, что вне Европы отдельных приходов, не подчиненных какой-либо епархии или миссии, было не так уж много.

http://pravoslavie.ru/32824.html

302 Село Туровка упоминается в акте от 1565 года 30 октября в жалобе земянина Андрея Чолганского на земянку Ганну Ярмолинскую об отмятии у него его имений: Семенова, Гулевец, Туровки, Кошелевец и Бесовки (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 32, п. 38). Ещё оно – под именем села Рудки–Туровки, упоминается в акте от 1421 года 21 августа в грамоте, которую вел. князь литовский Витовт, в добавок к прежде данным сёлам Новоставцам и Ридке, даёт своему слуге Павлу в вечную собственность сёла – Соломен, Рудку–Туровку и Коровье. Archiwum ks. Lubartowiczów Sanguszkw w Sawucie t. 1, стр. 27. 303 Село Униев называется так в официальных бумагах духовенства, а в простонародии оно называется Унигов. Последнее название вернее. Село это – под именем Войнигова – упоминается в акте от 1681 года 6 февраля в купчей крепости, совершённой родственником Ляховецких Сенют Андреем Лещинским на продажу Станиславу Яблоновскому имений, состоящих в Кременец. повете Волын. воеводства, в состав коих входило и село Войнигов (см. выше – описание м. Ляховец). 304 Село Садки – как имение дворянки Настасьи Богдановны Джчусянки Ивановой Горяйновой-Тесовской и мужа её Александра Джчуса, доставшееся, по завещанию её, князю Богущу Фёдоровичу Корецкому, – упоминается акте от 1579 21 июня в завещании кн. Богуша Фёдоровича Корецкого, воеводы земли Волынской, старосты Луцкого, Брацлавского и Винницкого, в котором он село Садки вместе с другими сёлами, приобретёнными им за 618 коп и 10 Литовских грошей от Настасьи Джчусянки, завещает после смерти своей, братаничу и служебнику своему, пану Семёну Хребтовичу Богуринскому (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 110, 112:113). Ещё оно упоминается в акте от 1561 года 3 октября в постановлении Луцкого гродского суда о разделе между земянами братьями Григорием и Михаилом Джусами отцовских имений: Болотковца, Ляхова, Почанской земли, Сеяного-Гая и Садков (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2035, стр. 29, п. 4). 305 Село Чолгузов – как имение князя Януша Жаславского – упоминается в акте от 1563 года 22 сентября в уступочной записи Львовского купца Васка Куриловича Волынскому мытнику Михаилу Малинскому на заставленное первому тем же Жаславским села Чолгузова (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2037, стр. 23, п. 31). Название села Чолгузов, вероятно, есть изменение татарского слова Ченгизов, что указывает на пребывание здесь в древности татар. Чолган (ныне м. Теофиполь) тоже, что Ченгисхан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Освобожден в марте 1925, вернулся в Ленинград, входил в Епископский совет, управлявший епархией. Арестован 18 декабря 1925 по обвинению в распространении литературы контрреволюционного характера. Приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 29 апреля 1926 к ссылке в Сибирь на три года, выслан 6 мая. Проживал в Братском остроге Тулунского округа Сибирского края. Постановлением Особого совещания Коллегии ОГПУ от 26 октября 1928 по отбытии срока ссылки приговорен к запрету проживания в пяти важнейших городах на три года с прикреплением к избранному месту жительства. В январе 1929 переведен на поселение в Вологду, не служил. 12 сентября 1930 назначен епископом Благовещенским, назначения не принял. Арестован осенью 1931 в Вологде, приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 2 декабря 1931 по обвинению в антисоветской агитации к трем годам концлагеря. В 1932–1933 отбывал срок в Беломоро-Балтийском лагере. Работал на строительстве канала, был контужен при взрыве. Освобожден досрочно, 1 ноября 1933 назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. С января 1937 – архиепископ Харьковский, с 5 апреля 1937 – архиепископ Винницкий. Арестован 29 октября 1937, приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Лит.: Прот. М. П. Чельцов. В чем причина церковной разрухи в 1920–1930 гг. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Вып. 17. М.-СПб., 1994. С. 435–437, 442, 471; Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (Записки соловецкого узника). М. 1997. С. 63, 201; Резникова И. Православие на Соловках. СПб. 1994. С. 52, 148; Антонов В. В. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы).//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.-СПб. 1994. С. 425–427, 432, 434, 435, 439–441; Варлаам (Сацердотский), архимандрит. Письма из заточения к духовным детям. Публ А. Воронцова.//Минувшее. Вып. 15. С. 465, 473, 475, 514; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917–1945. СПб. 1995; Чельцов М. П., прот. Когда отменили расстрел... Письма к жене из заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010