О том же говорил и архиепископ Винницкий и Брацлавский (вскоре после Собра переведенный на Полтавско-Кременчугскую кафедру, ныне митрополит) Феодосий (Дикун). Сказанное владыкой Феодосием тем более впечатляло, что сам он еще недавно также был ревностным сторонником идеи автокефалии. Внезапный перевод его с «горячей» Ивано-Франковской кафедры на Винницкую, откуда Филаретом на покой был отправлен за несогласие с курсом на «самостийность» митрополит Агафангел (Саввин) (ныне митрополит Одесский и Измаильский), позволил архиепископу Феодосию пересмотреть свою позицию и стать в ряды противников обретения автокефалии на данном этапе Призывал даровать автокефалию УПЦ и Ровенский владыка Ириней, в епархии которого, по его словам, до 90% всех клириков высказались за самостийность. «Кто ответит перед Богом за народ, который окажется в безблагодатной автокефалии?»спрашивал архиепископ Ириней В то же время далеко не все западно-украинские архиереи выступили в поддержку идеи автокефалии, подтвердив тем самым, что предположение о том, что автокефалия может спасти Православие на Западе Украины, далеко не столь очевидно, как пытались это доказать епископы Львовский и Волынский. Так, епископ Черновицкий и Буковинский (ныне архиепископ) Онуфрий (Березовский) отмечал, что от встреч со многими автокефалистами и униатами вынес впечатление, что большинство из них изменило Церкви только по причине нежелания находиться под началом митрополита Филарета Другой активный защитник православного единства епископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Генсицкий) однозначно ответил на вопрос, почему, оказавшись в одинаково тяжелых условиях, одни западные епархии были практически уничтожены расколом и унией, а другие смогли сохранить Православие от разгрома: «Если пастырь стоит как столп среди житейского океана, то с ним спасается и его паства». Владыка Сергий отметил: «По собственному опыту могу сказать: можно служить, можно жить, можно действовать даже в тех страшных условиях, в которых мы оказались в Галиции. Одна из причин автокефального раскола в том, что ушедшие в него пастыри служили не ради истины, а ради своих земных интересов» Один из наиболее приверженных демократическим веяниям архиереев архиепископ Виленский и Литовский Хризостом (Мартишкин) также первоначально, по его собственному выражению, «горячо поддерживал эту идею» то есть автокефалию. Однако, в своем выступлении на Соборе он указал на то, что самостоятельность, дарованная Украинской Церкви в 1990 году, за полтора года дала только отрицательные результаты, ни в малой степени не повлияв на уврачевание раскола. Вину за возникновение раскола и реанимацию унии на Западе Украины, за нестроения в УПЦ и антиканонические прещения, которым подверглись ее епископы и клирики, владыка Хризостом возложил на митрополита Филарета. «Сегодня дарование автокефалии не приведет к единству, а будет лишь поражением Православия и расколом,»подытожил архиепископ Виленский свое выступление

http://sedmitza.ru/lib/text/440073/

В 1834 г. перемещен на должность инспектора в Московскую семинарию. В августе 1838 г. назначен инспектором в Московскую Академию и в октябре этого года произведен в архимандрита. В ноябре 1841 года определен ректором Академии, каковым и оставался до 1847 года, когда был переведен на ту же должность в С.-Петербургскую Академию и рукоположен во епископа (Винницкого, викария Подольского). После, поочередно он был на Самарской, Иркутской и Могилевской епархиям. Умер в сане архиепископа в 1883 году. 1876 Евсевий был человек несколько в другом роде, чем Филарет. Не имея отличающих его способностей и таких обширных познаний, какие были у Филарета, он тем не менее так вел свое дело, что где бы он ни служил, – везде оставлял по себе добрую память. 1877 Что собственно располагало и привязывало к нему А. В-ча, – трудно сказать. Не это ли его невозмутимое спокойствие, обхождение с людьми, свидетельствующее до некоторой степени о житейской его опытности? Как бы то ни было, – их связи начинаются с академической скамьи. Под 25 марта 1832 года, – когда А. В-ч был еще студентом, в дневнике его записано: «после обеда было у Евфима Поликарповича; занимался чтением полемики архимандрита Иннокентия (знаменитого впоследствии архиепископа Херсонского); пил чай; читали с деклама- —350— цией проповеди студентов; делали друг другу замечания на счет произношения. Ему не нравится моя неровность в повышении и понижении голоса; сделал он мне замечание на счет самых моих проповедей, что они, будучи исполнены более чувства, мало имеют основательности, что произношение последней моей проповеди пререкается мнениями товарищей. Расстались»… «После ужина был у Евфима П-ча и читал проповедь о. Филарета (Гумилевского) , довольно пышную, мало назидательную, не живую и не мертвую, не холодную и не горячую. Это что называется ни тепла, ни студена, – имам изблевати тя. – Тут же случилось, что когда Андрей Иванович (Смеловский, товарищ А. В-ча) пришел объявить мне, что о. инспектор назначает мне вместо краткого обзора сделать подробное изъяснение на 6 глав Даниила, я высказал свою досаду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да поможет Вам Господь продолжать в таком же роде и дальнейшие Ваши беседы!“ 23-го ч. писал я во Владимир преосвящ. Иакову в ответ на его письмо от 18-го декабря минувшего года: „Вы благоволили поздравлять меня с грядущими праздниками, а я приветствую Вас с прошедшими. Благополучно ли Вы провели праздники и встретили новый год? Усерднейше благодарю Вас за доставление мне брошюры о благодетеле моем о. Протоиерее Троепольском 1587 . Доброе дело делаете Вы, что воскрешаете в памяти потомства деятелей, достойных памяти и подражания. Какие дорогие и приснопамятные для меня имена: Преосвящ. Парфений 1588 , мой рукоположитель и благодетель, оо. прот. Полисадов 1589 и Савелов 1590 ! Как я много был бы обязан Вашему Преосвященству, если бы Вы благоволили доставить мне о каждом из них брошюры. Желательно было бы воспомянуть Шуйских достопочтенных старцев протоиереев: В.И. Смирнова 1591 , который был при мне смотрителем тамошнего училища, И.А. Субботина 1592 – родителя Н.И. Субботина 1593 , бывшего Инспектора —471— 1877 г. того же училища, и в особенности Шуйского соборного протоиерея А. Никитского – прадеда Шуйского прот. Вл. Цветкова 1594 , который, впрочем, едва ли хорошо его помнит. Когда я учился в Шуйском училище, ему было более 80 лет и он был уже в за-штате. Он воспитанник Славяно-Греко-Латинской академии и Моск. университета. В 1833 и 34 г. я переписывал для него ревизскую сказку, и он мне говорил, что он окончил первым курс и в академии, и в университете. Когда, бывало, он здоров, постоянно видишь его с французским фолиантом отеческих творений в руках – и в кабинете, и в кухне перед обедом; а когда нападёт на него злой дух нетрезвости, слышишь голос его в бане, которая была как раз против окон моей квартиры, и куда запирали его впредь до выздоровления. Он пользовался в епархии таким учёным авторитетом, что, когда в 1834 г. послан был к нам из Семинарии Ревизор, Инспектор Израиль 1595 (впоследствии Еп. Винницкий) – магистр, Преосвящ. Парфений предварил его насчёт прот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евгений (Ждан) 31.05.1987 хирот. во еп. Тамбовского и Мичуринского; с 25.02.1991 в сане архиепископа. Евгений (Зернов) с 11.07.1914 еп. Приамурский и Благовещенский; с 30.11.1923 в сане архиепископа; с 27.08.1923 под арестом; 1924–1926 в Соловецком лагере; 1926–1929 в ссылке; с 26.08.1930 архиеп. Белгородский; с 1931 г. архиеп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 8.09.1933 архиеп. Вятский и Слободской; с 3.05.1934 митр. Горьковский; с 1935 г. в заключении; расстрелян 20.09.1937. Евгений (Кобранов) 27.03.1926 хирот. во еп. Муромского; с 15.09.1927 еп. Балашевский, вик. Нижегородской епархии; с 14.12.1927 еп. Ростовский, вик. Ярославской епархии; с 22.11.1933 уволен на покой; расстрелян в окт. 1937 г. Евгений (Мерцалов) с 14.06.1912 еп. Юрьевский, вик. Владимирской епархии; с 1919 г. еп. Олонецкий; убит ок. 1920 г. Евгений (Решетников) 16.04.1994 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии. Евдоким (Мещерский) с 29.07.1914 архиеп. Алеутский и Североамериканский; с 1919 г. архиеп. Нижегородский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; † 10.05.1935 без покаяния. Евлампий (Краснокутский) 30.09.1917 хирот. во еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии; † 1922. Евлогий (Георгиевский) с 14.05.1914 архиеп. Волынский и Житомирский; с 1919 г. в эмиграции; с марта 1921 г. управ. русскими западноевропейскими приходами; с 10.06.1930 уволен от управления; с 1931 г. в юрисдикции Конст. П.; 2.09.1945 воссоединился с РПЦ; † 8.08.1945. Евлогий (Марковский) 23.07.1942 хирот. во еп. Винницкого; с 1943 г. в эмиграции; † 24.03.1951. Евлогий (Смирнов) 11.11.1990 хирот. во еп. Владимирского и Суздальского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Евмений (Хорольский) 28.02.1954 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 9.12.1958 архиеп. Житомирский и Овручский; † 25.08.1967. Евсевий (Гроздов) с 17.04.1912 еп. Псковский и Порховский; с 25.04.1918 в сане архиепископа; с 1924 г. управ. Нарвской епархией; † 12.08.1929. Евсевий (Никольский) с 6.05.1906 архиеп. Владивостокский и Приморский; с 1920 г. митр. Крутицкий; † 18.01.1922.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иларион (Троицкий) 25.05.1920 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии; с 6.06.1923 в сане архиепископа; с дек. 1923 г. в Соловецком лагере; † 28.12.1929 в заключении. Иларион (Шукало) 29.09.1991 хирот. во еп. Ивано-Франковского и Коломыйского; с 1992 г. еп. Херсонский и Таврический; с 23.11.1995 в сане архиепископа; с 12.10.1996 архиеп. Донецкий и Мариупольский. Илиан (Востряков) 25.11.1979 хирот. во еп. Солнечногорского, вик. Московской епархии; с 16.06.1982 еп. Калужский и Боровский; с 20.07.1990 еп. Тобольский и Тюменский; с 27.10.1990 на покое; с 27.03.1991 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии, настоятель подворья РПЦ в Карловых Варах; с 27.12.1995 освобожден от обязанностей настоятеля подворья РПЦ в Карловых Варах; с 17.02.1997 на покое. Илия (Бабин) в 1929 г. хирот. во еп. Кудымкорского, вик. Пермской епархии; † 9.04.1931. Илия-Мар (Геваргизов) с 1914 г. еп. Супругамский и Урмийский; с 1921 г. в РПЦЗ; † 1928. Иннокентий (Бобцов) 5.12.1920 хирот. во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Иннокентий (Бусыгин) в 1920 г. упом. как еп. Каменский, вик. Донской епархии; с дек. 1925 г. в «григорианском» расколе. Иннокентий (Васильев) 26.01.1992 хирот. во еп. Хабаровского и Благовещенского; с 28.12.1993 еп. Хабаровский и Приамурский; с 18.07.1995 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 11.10.1996 еп. Читинский и Забайкальский. Иннокентий (Зельницкий) 30.01.1949 хирот. во еп. Винницкого и Брацлавского; с 27.12.1951 еп. Курский и Белгородский; с 25.02.1957 в сане архиепископа; с 8.12.1958 архиеп. Ростовский и Новочеркасский; с 16.03.1961 архиеп. Архангельский и Холмогорский; с 16.11.1962 архиеп. Тамбовский и Мичуринский; † 10.03.1968. Иннокентий (Клодецкий) 14.06.1931 хирот. во еп. Белгородского, вик. Курской епархии; с 30.12.1931 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 22.11.1933 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 6.09.1934 еп. Каширский, вик. Московской епархии; с 1935 г. в заключении; расстрелян в 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

18 апр. 1922 г. Подольский губисполком издал постановление об изъятии церковных ценностей . 25 марта того же года архиеп. Пимен (Пегов) обратился к подольскому духовенству с воззванием о помощи голодающим. Несмотря на позицию архиеп. Пимена, органы ГПУ указывали на сопротивление изъятию со стороны представителей РПЦ. В губ. прессе в 1922 г. часто печатались материалы о расправах над правосл. духовенством и верующими за сокрытие ценностей. Самым жестоким процесс изъятия был в приграничной полосе, мн. священники в Каменце-Подольском были приговорены к смертной казни. К осени 1922 г. в Подолье конфисковали 499 712 золотников 24 доли серебра, 98 золотников 72 доли золота, неск. десятков тысяч рублей, богослужебную утварь с драгоценными камнями. Не удовлетворившись результатами, Подольский губисполком 1 нояб. 1922 г. принял постановление об увеличении «интенсивности сбора на пользу голодающим среди нетрудового элемента», священникам предлагалось сдать по 40 фунтов муки. За неисполнение постановления предусматривалась уголовная ответственность. Кампания по изъятию ценностей была использована ГПУ для усиления противостояния между православными и автокефалистами. УАПЦ поддержала гос. мероприятия и содействовала изъятию утвари из храмов, в Виннице изъятие во всех 3 храмах УАПЦ прошло без инцидентов. Представители УАПЦ выступали против духовенства РПЦ на судебных процессах, связанных с изъятием церковных ценностей. Во 2-й пол. 1922 г. в Брацлавском, Жмеринском и Гайсинском уездах появились первые группы обновленческой «Живой церкви» . Их слабая активность заставила ГПУ принять меры к насаждению этого раскола в губ. масштабе. На основании распоряжения из Харькова от 15 сент. 1922 г. ГПУ начало вербовку священнослужителей для внедрения «Живой церкви» в Виннице. Был привлечен священник УАПЦ, но поскольку, согласно инструкциям, для создания «Живой церкви» следовало использовать священнослужителей РПЦ, подобрали др. кандидатуру. Несмотря на все усилия, первая попытка внедрить обновленчество в Виннице провалилась, поскольку позиции РПЦ и УАПЦ в Винницком округе были сильны.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

языка в офиц. делопроизводстве. На этом настояли подольский воевода кн. Роман Сангушко и староста брацлавский и винницкий кн. Богуш Корецкий. Центром воеводства первоначально был Брацлав, после 1598 г., когда Брацлав был разорен татарами, центр переместился в Винницу. С 1545 г. в Брацлаве, позже и в др. городах Подолья упоминается особое городское сословие - казаки. Население Брацлавщины участвовало в освободительных восстаниях против польск. господства. В 1648 г. на освобожденной от польск. власти Брацлавщине была создана адм. единица - Брацлавский полк, казаки к-рого принимали участие в восстании Б. М. Хмельницкого . После заключения Россией и Речью Посполитой Андрусовского перемирия в 1667 г. Брацлавщина, как и вся Правобережная Украина, отошла Польше, антипольск. восстания здесь не утихали. В 1712 г. Брацлавский полк был упразднен, казаки переселены на Левобережную Украину. В восстановленную в окт. 1539 г. правосл. Галицкую, Львовскую и Каменец-Подольскую епархию вошло зап. Подолье с центром в Каменце, вост. часть с центром в Брацлаве осталась в составе Киевской митрополичьей епархии. В 1593 г. московский купец Т. Коробейников , возвращаясь из паломничества на Ближ. Восток, по поручению царя передал значительные денежные пожертвования правосл. храмам Каменца: Троицкому, Преображенскому, Христорождественскому, Михайловскому, Онуфриевскому и Петропавловскому. В 1596 г. наместник правосл. Каменецкой протопопии Климент остался верен своему архиерею - Галичскому еп. Гедеону (Балабану) и отказался принять унию (см. Брестская уния ), в то время как управляющий приходами вост. Подолья наместник Брацлавской протопопии Богдан Годкинский склонялся к униатству, несмотря на то что присутствовавшие на Брестском Соборе в 1596 г. делегаты от шляхты Брацлавщины (князья Друцкий-Горский и Дашкевич) выступили против унии. В 1597 г., получив от К-польского патриарха звание экзарха Киевской митрополии, еп. Гедеон (Балабан) вступил в управление приходами вост. Подолья. Основным центром антиуниат.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

На соблюдение сего непреложного церковного постановления зиждется единство вероисповедания и учения веры, столь необходимое для нашей церкви, при непрерывных встречах с иноверием и при постоянном усилии расколов поколебать ее благоденствие. В видах сохранения сего благоденствия и по разуму церковных правил, Государю Императору благоугодно было в 12 день марта 1844 г. подтвердить митрополитам с.–петербургскому и московскому усугубить меры на блюдение за преподаванием Закона Божия во всех находящихся в столицах и их окрестностях учебных светских заведениях военных и гражданских с тем, чтобы митрополиты избрали к такому наблюдению надежных и опытных» сановников, которым и подчинили бы в семь отношении всех законоучителей помянутых заведений. По важности и обширности цели сего наблюдения, требующего основательных и зрелых соображений и твердой на опытах основанной деятельности, митрополиты избрали для оного: митрополит с.–петербургский преосвященного винницкого, ректора здешней духовной Академии, а митрополит московский викария тамошней митрополии, епископа дмитровского; от законоучителей же истребовали показания: в каком пространстве каждый из них преподает Закон Божий, по каким учебным книгам, с какими пособиями и какою методою. В прочих епархиях преосвященные, определяя законоучителями в военные и гражданские заведения подчинённые им духовные лица, имеют средства к смотрению как за правильным преподаванием Слова Божия, так и за правильным уразумением оного воспитанниками. 3) Из сего следует, что изъятием законоучителей и всех духовных лиц, состоящих при военно–учебных заведениях из подчиненности местных архиереев, отменилось бы совершенно вышеприведенное Высочайшее Его Императорского Величества повеление и, сверх того, возникли бы многие важные затруднения с неблагоприятными последствиями. Так: а) законоучителями при военно–учебных заведениях нередко состоят такие духовные лица, которые и по епархиальному управлению занимают высшие и важные должности: членов консисторий, кафедральных протоиреев, благочинных, депутатов и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Евдоким (Мещерский) с 29.07.1914 архиеп. Алеутский и Североамериканский; с 1919 г. архиеп. Нижегородский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; † 10.05.1935 без покаяния. Евлампий (Краснокутский) 30.09.1917 хирот. во еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии; † 1922. Евлогий (Георгиевский) с 14.05.1914 архиеп. Волынский и Житомирский; с 1919 г. в эмиграции; с марта 1921 г. управ. русскими западноевропейскими приходами; с 10.06.1930 уволен от управления; с 1931 г. в юрисдикции Конст. П.; 2.09.1945 воссоединился с РПЦ; † 8.08.1945. Евлогий (Марковский) 23.07.1942 хирот. во еп. Винницкого; с 1943 г. в эмиграции; † 24.03.1951. Евлогий (Смирнов) 11.11.1990 хирот. во еп. Владимирского и Суздальского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Евмений (Хорольский) 28.02.1954 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 9.12.1958 архиеп. Житомирский и Овручский; † 25.08.1967. Евсевий (Гроздов) с 17.04.1912 еп. Псковский и Порховский; с 25.04.1918 в сане архиепископа; с 1924 г. управ. Нарвской епархией; † 12.08.1929. Евсевий (Никольский) с 6.05.1906 архиеп. Владивостокский и Приморский; с 1920 г. митр. Крутицкий; † 18.01.1922. Евсевий (Рождественский) 15.03.1920 хирот. во еп. Яранского, вик. Вятской епархии; с 1922 г. еп. Ставропольский и Кубанский; с 1923 г. еп. Ейский; с 1923 г. в заключении; с 1927 г. еп. Забайкальский и Нерчинский; с 27.03.1930 в сане архиепископа; с 3.04.1930 архиеп. Шадринский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 5.11.1937. Евсевий (Саввин) 1.04.1984 хирот. во еп. Алмаатинского и Казахстанского; с 20.07.1990 еп. Куйбышевский и Сызранский; с 25.02.1991 в сане архиепископа; с 23.02.1993 архиеп. Псковский и Великолуцкий. Евстратий (Подольский) 20.11.1949 хирот. во еп. Кировоградского, вик. Херсонской епархии; с 17.03.1950 еп. Кировоградский и Николаевский; с 27.12.1951 еп. Сумской; с 13.07.1958 на покое; † 30.07.1972. Евфимий (Лапин) с 26.01.1916 еп. Якутский и Вилюйский; с 1920 г. еп. Олонецкий и Петрозаводский; с 1924 г. в ссылке в Нарымском крае.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Алексий (Сергеев) 20.05.1935 хирот. во еп. Каширского; в 1936 г. еп. Серпуховской; с 5.08.1937 еп. Вологодский; с 16.08.1937 еп. Егорьевский, вик. Московской епархии; с 1.09.1937 еп. Ивановский; с 1938 г. в расколе; с 1939 г. запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду; с дек. 1940 г. прощен и назначен еп. Тульским; с 1941 г. архиеп. Кишиневский; с 1942 г. архиеп. Уфимский; с сент. 1942 г. архиеп. Рязанский; с 11.07.1943 управ. Калужской и Тульской епархиями; с мая 1944 г. архиеп. Ярославский; с 13.01.1941 архиеп. Курский и Белгородский; с 3.06.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский (указу не подчинился); с 2.07.1948 на покое; с 24.08.1948 архиеп. Челябинский и Златоустовский; с 17.03.1950 архиеп. Калининский и Кашинский; с 29.07.1954 на покое; с 14.03.1957 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 20.02.1958 на покое; † 6.04.1968. Алексий (Фролов) 19.08.1995 хирот. во еп. Орехово-Зуевского, вик. Московской епархии. Алексий в 1918 г. хирот. во еп. Волчанского; † 1919. Алипий (Погребняк) 6.10.1991 хирот. во еп. Донецкого и Славянского; с 8.12.1992 на покое; с 29.07.1994 еп. Горловский и Славянский. Алипий (Хотовицкий) 15.06.1958 хирот. во еп. Полтавского и Кременчугского; с 14.08.1961 еп. Днепропетровский; с 14.11.1961 еп. Полтавский и Кременчугский; с 30.03.1964 еп. Винницкий и Брацлавский; с 24.04.1966 в сане архиепископа; с 11.11.1975 на покое; † 30.05.1977. Амвросий (Гудко) с 14.02.1914 еп. Сарапульский, вик. Вятской епархии; с 18.03.1917 на покое; расстрелян 4.08.1918. Амвросий (Казанский) 2.02.1920 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии; [?]; с 1929 г. еп. Мелекесский, вик. Ульяновской епархии; † 28.04.1933. Амвросий (Либин) 1.07.1929 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархии; с 1.07.1936 сведений нет. Амвросий (Полянский) 22.10.1918 хирот. во еп. Винницкого; с 1922 г. еп. Каменец-Подольский; в 1925 г. арестован; † 1931. Амвросий (Смирнов) с 1917 г. еп. Елецкий, вик. Орловской епархии; с 1921 г. еп. Брянский; с 1923 г. еп. Рязанский; с 15.11.1923 на покое; с 1925 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010