Московской епархии; с 9.09.1971 в сане архиепископа; с 18.04.1973 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 15.04.1975 в сане митрополита; с 10.10.1978 митр. Минский и Белорусский; 12.10.1978–28.03.1984 экзарх в Западной Европе; с 13.11.1989 митр. Минский и Гродненский, экзарх всей Белоруссии; с 19.02.1992 митр. Минский и Слуцкий. Филарет (Денисенко) 4.02.1962 хирот. во еп. Лужского, вик. Ленинградской епархии; 16.06.1962–10.10.1962 викарий Среднеевропейского экзархата; с 16.11.1962 еп. Венский и Австрийский; с 22.12.1964 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 14.05.1966 архиеп. Киевский и Галицкий, экзарх Украины; с 1968 г. в сане митрополита; с 1991 г. лишен сана за раскольническую деятельность; с февр. 1997 г. отлучен от Церкви. Филарет (Карагодин) 11.03.1991 хирот. во еп. Астраханского и Енотаевского; с 13.08.1992 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 18.07.1995 еп. Майкопский и Армавирский. Филарет (Лебедев) 9.05.1948 хирот. во еп. Рязанского и Касимовского; с 25.02.1951 в сане архиепископа; † 24.05.1958. Филарет (Линчевский) 2.12.1923 хирот. во еп. Черкасского и Чигиринского; с 13.05.1932 еп. Винницкий; с 27.03.1934 архиеп. Уманский; с 23.10.1934 архиеп. Волынский и Житомирский; с 19.06.1937 сведений нет; † 21.11.1941. Филарет (Никольский) с 24.05.1916 на покое (б. архиеп. Астраханский); с 1920 г. архиеп. Самарский; † 1921. Филарет (Раменский) в 1926 г. хирот. во еп. Борисовского, вик. Минской епархии; в 1927 г. упом. как еп. Бобруйский, вик. Минской епархии; глава движения Белорусских автокефалистов. Филипп (Гумилевский) 29.11.1920 хирот. во еп. Ейского, вик. Ставропольской епархии; с 1923 г. в заключении и в ссылке; с 1927 г. еп. Звенигородский, вик. Московской епархии; с 1931 г. епархией не управ.; с 1933 г. в заключении; † 9.09.1936. Филипп (Перов) 1.11.1920 хирот. во еп. Валуйского, вик. Воронежской епархии; с 29.11.1923 еп. Нижнеломовский, вик. Пензенской епархии; с 1927 г. еп. Пензенский; с 23.01.1929 еп. Саранский (правящий); с 23.03.1934 в сане архиепископа; с 2.02.1937 архиеп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

111 Первым Епископом в новооткрытую (в 1850 г.) Самарскую епархию был назначен Ректор С.-Петербургской Академии, Евсевий, бывший уже в сане Епископа с званием Викария Винницкого, (в Каменец-Подольской епархии); воспитывался он в Московской Академии, где и был (с 1832 г. по 1848 г.) в должностях Бакалавра, Инспектора и Ректора Московской Академии, а затем, два года в Петербургской. Литературных произведений, действительно, вышло из-под пера его весьма много, начиная со времени епископства в Самаре и оканчивая в Могилеве, – где он и скончался. 112 Беседа была, нужно заметить, во время проходки но Голосеевскому лесу и, между прочим, на одной вышке близ ограды, откуда прекрасный открытый вид на Лавру и весь Киев. Об этом будет речь еще в своем месте при повествовании о жизни в Бозе почившего в Киеве и, в частности, о пребывании его в Голосеевой Пустыни. 113 О Слово «котловина» очевидно разумелось здесь, как переводное самого слова – «Казань», которое, если справедливо исторически-филологическое производство, значит котель, так как у Татар есть именно слово казань, что значить котель. 115 Странник. 1866 г., Август. Отдел Современной Хроники. Заглавие этой статьи, впрочем, не совсем точно; в ней говорится о положении не Татар только, но и других инородцев и в частности Чуваш. 116 Пробел этот, вероятнее всего, произошел не от того, что сам высокопр. Филарет не сообщил своему собрату о таком важном предмете, – а от утраты, быть может, самых писем, или почему либо не попавших в руки доставителя их – (Ректора Москов. дух. Академии А. В. Горского). 117 Письмо от 13 Марта 1833 г., следовательно ровно через год после того, как преосв. Кирилл был проездом в Каменец-Подольск у высокопр. Филарета в Казани с 6-го по 9-е Марта 1832 г. См. сведения, прежде сказанные. 119 См. «Православный Собеседник1867 г. кн. 1. Слово, сказанное преосв. Антонием, епископом Казанским, при вступлении на паству Казанскую и первом служении его 25-го Декабри 1866 г. Приведенные сейчас слова поставлены нами эпиграфом в первой вступительной главе настоящего тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

192 Село Бочаница – как имение дворянки Настасии Богдановны Джчусянки, Ивановой-Горяйновской жены Александра Джчусы, перешедшее, по завещанию её, к князю Когушу Фёдоровичу Корецкому – упоминается в акте от 1579 года 21 июня в завещании князя Богуша Фёдоровича Корецкого, воеводы земли Волынской, старосты Луцкого, Брацлавского и Винницкого, в коем он это село вместе с сёлами: Тесовым, Садками, Новгородчицами, Болотковцами, Ромейковицами, Вилгорем Яшковцами, Хреновым, Бухаровым и Завезовым, полученными им за 618 коп и 10 грошей Литовских (т. е. 1,854 р. 50 к.) от вышеупомянутой дворянки Настасии Джчусянки, завещает братаничу и служебнику своему Семёну Хребтовичу Богуринскому (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 110, 112:113). Ещё оно упоминается в акте от 1569 года 25 мая в универсале короля Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне польской. Король, под угрозою конфискации имений, приказывает дворянам согласиться на соединение и подтвердить согласие присягою. Список обывателей Луцкого повета как присягавших, так и не явившихся к присяге, при сем прилагается. В этом списке в числе присягавших упоминается «Андрей Добринский з Бочаницы» (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 7). Ещё оно – как имение земянина Андрея Добринского – упоминается в акте от 1562 года 19 января в дарственной записи земянки Ганны Добринской, урождённой Джчусянки, своему мужу Андрею Добринскому на право пожизненного владения частью имений: Бочаницы, Бухарова, Садкова и Вильгора. (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, с. 5, п. 24). Неогда село Бочаница принадлежало на половину князьям Четвертинским, а на половину – Ленкевичам, затем Октавии Валевской из рода Ленкевичей, а ныне Чесновскому. 193 Село Бугрин – под именем села Богугрина Луцкою повета – упоминается и акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается и городня пана Богуринского из Богурина (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 88). Ещё оно – под именем села Богурина – упоминается в акте от 1569 года 25 мая в универсале короля Сигизмунда Августа о присоединении земли Волынской к короне польской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Местечко Киликиев – под именем имения Киликиевского, принадлежащего князю Янушу Фёдоровичу Корецкому – упоминается в акте от 1579 года 21 июня в завещании князя Богуша Фёдоровича Корецкого, воеводы земли Волынской, старосты Луцкого, Браславского и Винницкого, в котором он все свои имения, в том числе и Киликиевское, завещает сыну своему князю Иоахиму, а, за несовершеннолетием его, назначает опекуна над ним в лице родственника своего, князя Михаила Александровича Чарторыйского (Архив, ч. 1, т. 1, стр. 102). Ещё оно – как имение князя Иоахима Богушевича Корецкого – упоминается в акте от 1586 года 21 июля в жалобе от имени воеводича Волынского, князя Иоахима Богушевича Корецкого на войта и урядника имения Вильска, принадлежащего князю Константину Острожскому, о том, что когда бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали через Вильско бежавших от Корецкого, между прочим и из имения его Киликиева, в имение Острожского крестьян, то упомянутые войт и урядник с Вильскими мещанами перебили, утопили, а других из этих бояр и слуг Корецкого изувечили, – находившееся же при них оружие и лошади были ограблены (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 152–154). Ещё оно упоминается в акте от 1568 года 11 декабря в заявлении пана Юрия Тристенецского о невыдаче ему королевскими бирчими расписки в получении подымного с Корецких, Межирицких и Киликиевских имений Луцкого старосты князя Богуша Корецкого, вследствие ошибки в расписке, выданной ими в получении этой подати в первую половину года, тогда как ошибка могла быть исправлена доплатой князем Корецким 4 коп грошей (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 37, п. 438). Местечко Киликиев расположено на равнине, некогда принадлежало князьям Острожским. В дельчем листе между Янушем и Александром кн. Острожскими в 1602 году оно названо уже местечком; затем оно перешло к кн. Яблоновским, потом – чрез заклад – к Стецким, кои и ныне владеют. В 1834 году оно было конфисковано в казну и земли розданы крестьянам, а в 1860 году возвращены прежнему владельцу. К юго-востоку от Киликиева есть скалы красного гранита. Некогда был здесь большой став. Рассказывают, что в 1831 году мятежник польский Карл Ружицкий со своим отрядом проходил чрез Киликиев и здесь имел стоянку, причём тут же он ограбил русский транспорт пороху и пуль. Порох он взял себе, а пули затопил в ставе. Впоследствии став спустили, высушили и пули вынули. Поэтому и става ныне нет. В 7 вёрстах к западу от Киликиева в течение нескольких лет находилась почтовая станция Выгода (почтового тракта в Корец); около неё при тракте есть много могил, которые народ называет могилами казаков банды Кривоноса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

С июля 1840 г. в чине действительного статского советника исполнял обязанности старшего чиновника за обер-прокурорским столом в Синоде. С янв. 1841 г. неоднократно замещал Протасова в должности обер-прокурора при его отъездах и болезни (в 1844, 1847-1850, 1853) как старший из «директоров Духовного ведомства православного исповедания» (РГИА. Ф. 802. Оп. 2. Д. 1382. Л. 1). В янв. 1842 г. К. проводил предварительное дознание по делу прот. Герасима Павского об издании литографированного перевода Библии, с 19 окт. 1842 до 12 марта 1844 г.- член комитета по этому делу. 14 апр. 1843 г. назначен от Синода членом Комитета для пересмотра правил о производстве из нижних званий в классные чины. 5 нояб. 1843 г. Протасов назначил К. в комитет «о строгом сообразовании воспитания духовного юношества с началами православия» на правах заместителя председателя - еп. Винницкого Афанасия (Дроздова) . Несмотря на многолетнее сотрудничество, К. в 1856 г. отзывался императору о еп. Афанасии как о «неблагонадежном». 24 февр. 1844 г. избран почетным членом конференции КазДА, 10 марта 1849 г. назначен членом совещательного комитета при Синоде для изыскания новых мер к размещению духовных воспитанников, остающихся без распределения, 23 апр. 1850 г. возведен в чин тайного советника. В том же году К. инициировал «составление церковно-исторического и статистического описания епархий, в виде пособия для изучения истории Российской Церкви» ( Теодорович Н. И. Волынь в описаниях городов, местечек и сел: Ист.-стат. описание церквей и приходов Волынской епархии. Почаев, 1899. Т. 4: Староконстантиновский у. С. 920). К 5 мая он разработал специальную программу по составлению епархиальных описаний, которая включала такие разделы, как начало и распространение христианства в пределах епархии, время ее учреждения, биографии архиереев, описание монастырей и церквей, сведения о подвижниках, чтимых иконах, благочестивых обычаях. На основании записки К. Синод 19 мая - 16 окт. 1850 г. поручил всем епархиальным архиереям составление церковно-исторического и статистического описания каждой епархии по особой программе. 21 окт. 1850 г. эта программа была разослана правящим архиереям.

http://pravenc.ru/text/1680989.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Протоиерей Николай Балашов: Вся история с томосом была замешана на обмане 30.06.2020 10:21 Версия для печати Фото: Николай Балашов/ Facebook Вся история с " получением томоса " , которую в политических интересах предвыборной кампании П.А.Порошенко пытались представить как выдающуюся страницу в истории украинской независимости, была изначально замешана на обмане. Он присутствовал во всем: в обещаниях администрации украинского президента представить то десять, то двадцать и даже больше подписей канонических архиереев Украинской православной церкви, которые тоже якобы ждут - не дождутся вожделенного " томоса " ; в попытках убедить православный народ Украины, что томос - это именно то, чего недостает для полного счастья; в даваемых константинопольским " экзархам " заверениях П.А.Порошенко, что " проблему Филарета " он решит; в обещаниях Филарету, что на самом деле ничего внутри его " церкви " не изменится, а он как был, так и останется " патриархом " ; в действиях Филарета, который " понарошку " отрекался от должности предстоятеля, намереваясь фактически сохранить за собой контроль; в обещаниях преемника руководствоваться советами своего " духовного отца " , которым он пренебрег уже очень скоро; в несбывшихся обещаниях бывшему митрополиту Винницкому Симеону, который в результате ничего не приобрел, а потерял почти всю свою епархию; в " научных изысканиях " привлеченных Фанаром экспертов, которые " доказали " , будто Киевскую митрополию в 1686 году Москве отдали " не насовсем " или даже " вообще не отдали " , а только позволили временно рукополагать митрополитов (за эту ложь, правда, кто-то получил свою награду в виде богатой Австралийской епархии, другие получили более скромный гонорар)...

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  Продолжаем публикацию фактов из жизни такой светлой личности в истории нашей поместной Церкви как архиепископ Вениамин (Новицкий). В небольшом очерке сложно описать все известные события за 15-летний период нахождения владыки на Иркутско-Читинской кафедре. В этой статье мы начнем анализировать некоторые документы и фото из жизни владыки в этот период и продолжим этот труд в будущем.   Владыка Вениамин (Новицкий) с 1958 по 1973 год управлял одной из обширнейших епархий Русской Православной Церкви, включавшей территорию Иркутской, Читинской, Хабаровской, Владивостокской, Амурской областей, Якутии и Бурятии в сложную эпоху в истории Русской Православной Церкви. Это была область площадью около 4 млн кв. км с весьма малым количеством и неравномерным распределением храмов. Сибирские и дальневосточные кафедры традиционно являются мисссионерскими. Но как ни усердствовали архиереи советской эпохи, церковных приходов на этих территориях оставалось очень мало, так как власти намеренно противодействовали открытию новых храмов и обеспечению их образованным духовенством. Задачей государства было искоренение религии. Еще предшественник владыки Вениамина архиепископ Палладий (Шерстенников) безрезультатно пытался добиться открытия семинарии в Иркутске. Камчатская, Магаданская и Сахалинская области до 1985 года стараниями государства вообще не имели церковных приходов. В обширной епархии действовал лишь 31 храм. В Иркутской области было 14 церквей, в Амурской области - 4, в Хабаровском крае -2, в Приморском –5, в Якутской АССР – 2, в Бурятской – 2, в Читинской области - 2. Клир Иркутско-Читинской епархии состоял из 50 человек в 1961 году и 54 человек – в 1971 году. Насколько это мало, видно в сравнении с крупнейшей в СССР Винницкой и Брацлавской епархией, где в 1958 году действовал 601 храм. Но даже столь небольшое число православных церквей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке атеистическим властям во времена хрущевских гонений не давало покоя. К 1961-1962 годам в обширной епархии было закрыто еще 15% церквей и осталось их всего лишь 26.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/28/...

Первое ходатайство Российских государей за Православных в Польше последовало в 1653 году по поводу прошения Малороссии о принятии в подданство России, – с которого времени при всяком посольстве и договоре не пропускаемы были и польские Православные. Хотя в силу Андрусовского 1686 договора остались Православным четыре епархии, но Перемышльский епископ Иннокентий Винницкий ещё до сего договора принял Унию, а Львовский Шумлянский и Луцкий Жабокржицкий вскоре после то же учинили, претерпевая разные досады, и сему причиною – присоединение главных провинций к России. Хотя по Андрусовском договоре многие перешли в Унию и без значительного насилия, но остающееся малое количество твёрдым в Православии тем большие испытывало преследования, особенно по наущениям иезуитов: известны те насилия, кои испытывали Православные при всяком публичном богослужении, особенно крестных ходах. О фанатизме Униатов легко из того заключить, что они и самому Петру Великому столь дерзко в Полоцке становились: его (Кунцевича) такие как вы, еретики, богоотступники и проч. убили. Угнетаемые Православные беспрестанно приносили свои жалобы Российским государям, и хотя убеждения, а даже угрозы их выманивали у королей защитительные грамоты, хотя самые папские легаты часто запрещали Униатам и Римлянам гонение Православных; но буйства вельмож и епископов не прекращались никогда, а даже с большею силою возобновлялись. И нельзя без содрогания читать описанных мучений и гонений, священникам и монахам (когда сии только из знатнейших остались) причиняемых шляхтою, Униатскими епископами и архимандритами и Римским духовенством: их брали в тюрьмы, мучили, вязали, изувечивали, били до крови, изгоняли из приходов и монастырей, отнимали имения, а часто и убивали и проч. Таковым гонениям не могли воспрепятствовать ни ежегодные почти Рос. государей и их в Варшаве министров представления, ни назначенные для покровительства Православных со стороны Петра I в Могилёве комиссар Рудаковский, которого жизнь часто была в опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Симеон (Шостацкий) 4.05.1996 хирот. во еп. Владимиро-Волынского и Ковельского. Симон (Виноградов) 17.09.1922 хирот. во еп. Харбинского; с 1931 г. архиеп. Пекинский и Китайский; † 24.02.1933. Симон (Гетя) 3.10.1993 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Санкт-Петербургской епархии; с 27.12.1995 еп. Мурманский и Мончегорский. Симон (Ивановский) 24.03.1924 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии; с 15.04.1939 еп. Острожский, вик. Волынской епархии ПАЦ; с 24.03.1941 в сане архиепископа; воссоединился с РПЦ; 1942–1944 архиеп. Черниговский и Нежинский; с 1945 г. архиеп. Полтавский; 1947–1955 епархией не управ.; с 17.10.1955 архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 14.08.1961 на покое; † 15.02.1966. Симон (Ишунин) 11.04.1987 хирот. во еп. Брюссельского и Бельгийского; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Симон (Новиков) 14.10.1972 хирот. во еп. Рязанского и Касимовского; с 9.09.1978 в сане архиепископа. Симон (Шлеев) 3.06.1918 хирот. во еп. Охтинского (единоверческого); с 1920 г. еп. Уфимский; † 12.09.1921. Синезий (Зарубин) 13.06.1926 еп. Острогожский, вик. Воронежской епархии; с дек. 1926 г. еп. Колымский, вик. Якутский; с 1928 г. еп. Ижевский; с 26.02.1930 на покое; † 1937 в тюрьме. Смарагд (Яблоков) после 1917 г. во еп. Скопинского, вик. Рязанской епархии; с 1927 г. в «григорианском» расколе. Софроний (Арефьев) 10.06.1919 хирот. во еп. Семиреченского и Верненского; с 1920 г. еп. Якутский и Вилюйский; с 1922 г. в обновленческом расколе; с 1923 г. в Соловецком лагере; с 1924 г. принес покаяние; с 14.12.1927 еп. Великоустюжский; с 24.04.1929 в сане архиепископа; с 9.03.1932 архиеп. Ирбитский; с 13.02.1933 архиеп. Уфимский; с 3.03.1934 архиеп. Олонецкий; с 11.05.1934 архиеп. Свердловский; с 11.06.1934 архиеп. Ижевский; с февр. 1936 г. архиеп. Краснодарский; с мая 1937 г. в заключении; расстрелян 26.12.1937. Софроний (Будько) 16.03.1991 хирот. во еп. Томского, вик. Новосибирской епархии; с 1.11.1993 еп. Кемеровский и Новокузнецкий. Софроний (Дмитрук) 9.08.1992 хирот. во еп. Черкасского и Коневского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вот с каким представлением о Петербургской духовной Академии ехал на службу в нее иером. Макарий. Смущение и естественное нетерпение его, понятно, все более и более увеличивалось по мере приближения его к Петербургу. Наконец, под вечер одного августовского дня дорожная кибитка въехала в московскую заставу Петербурга. Пред сидевшим в «повозке» молодым иноком, благообразной наружности, с необыкновенно умным лицом и выразительным взором, открылось невиданное зрелище: потянулись громадные и высокие здания по обе стороны широких и стройных улиц северной столицы. Утомление невольно уступило место любопытству и неподдельному восхищению. Петербург совершенно поразил Макария, который до того времени не видел ничего подобного. На вопрос своего друга о том, каков Петербург, он в первом письме к нему отвечал: «Петербург с первого раза ослепил мои глаза, и я оттого не видел и не вижу его. Об нем или не говорить ничего, или если говорить, то целые тома» 183 . Приехав прямо в Академию, иером. Макарий через час после приезда был уже у своего нового начальника, ректора Академии Афанасия, который за несколько дней пред тем был хиротонисан в сан епископа винницкого, викария подольской епархии 184 . Преосв. Афанасий, как главный виновник вызова иером. Макария в Петербург, сам с понятным нетерпением ожидал свидания с ним. К удовольствию для него и к счастью для Макария, это свидание имело самые благоприятные результаты: преосв. Афанасий был положительно очарован своим избранником после подробной и обстоятельной беседы с ним. «С первого вечера», – писал Макарий впоследствии Серафимову об этом свидании, «как только я к нему (т.е. к преосв. Афанасию) представился, когда он преподробно, в продолжение часов пяти, поиспытал меня в знании догматического богословия, особенно касаясь пунктов православия; с этого рокового, вовсе непредвиденного мною в дороге беззаботного вечера, он тут же начал хвалить сильно мой образ мыслей, называя его совершенно сходным (а этот вечер начался через час, как только я слез с повозки) до малейших подробностей с своим. Сколько отсюда хорошего для меня! Признаюсь, мои счастливые ответы в тот вечер, к которому я вовсе не готовился, отнюдь не зная, что мне придется преподавать здесь, ответы сии я почитаю особенным благодеянием благодеющего мне Промысла: ведь от них на первый раз зависело мое все» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010