Строительство самой церкви Покрова Пресвятой Богородицы завершилось лишь в 1872 г.; таким образом, трапезная и колокольня являются самыми ранними частями памятника. Выстланный в 1847 г. мелкой гжельской лещадью пол и печи к этому времени пришли в негодность и были переделаны. Освящение храма состоялось 1 октября 1872 г. В 1884 г. церковь расписал Тимофей Иванович Теорин: внутри появились изображения двунадесятых праздников, евангелистов и других святых. Здание Покровского храма сложено из кирпича, цоколь, фрагменты декора (карнизы, наличники и т. д.) — из белого камня. В убранстве фасадов присутствуют элементы классицизма, а также стилизованные формы древнерусского зодчества. К четверику примыкают алтарная апсида, прямоугольная трапезная с двумя приделами и четырехъярусная колокольня. На двусветном четверике поставлена большая ротонда, украшенная пилястрами и антаблементом. Она перекрыта куполом, увенчанным луковичной главой с крестом. Оконные и дверные проемы первого яруса церкви объ-единены наличниками с колонками и разорванными фронтонами в духе московского барокко. Трапезная перекрыта системой лотковых сводов с распалубками и вспарушных сводов. В ней поставлены два столба, сдвинутые к востоку относительно ее центра. Третий ярус сильно вытянут по сравнению с остальными. На нем стоит низкий барабан с луковичной главой и крестом. У нижнего яруса колокольни свод вспарушный. На колокольню вела белокаменная лестница (утрачена в XX в.). В 1878 г. церковь ограбили: сломали оконные решетки и похитили 60 рублей. В 1883 г. храм, колокольню и ограду покрасили. Над воротами поместили икону Покрова Пресвятой Богородицы. В 1881 г. Анемподист Александрович Михеев построил каменную приходскую школу. Уже через два года в ней обучались 70 человек. В 1901 г. школу открыли на втором этаже богадельни. В 1889 г. тщанием братьев Комаровых была построена двухэтажная богадельня для 6—12 призреваемых. Ее здание разместилось в шести саженях от церковной ограды. В 1894 г. богадельней управляла крестьянка деревни Холопово Ольга Петровна Комарова. Половину второго этажа занимали две ее свояченицы, одна из которых была просфорницей при храмах в селах Покров и Стрелкове.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

В 1866 г. в Подольске и уезде свирепствовала холера. По свидетельству очевидцев, «…жертв от заразной болезни с каждым днём всё более и более увеличивалось. Наконец дело дошло до того, что стало недоставать ни гробов, ни могильщиков, чтобы похоронить умерших от лютой болезни. Их принуждены были хоронить в общих братских могилах». Настоятель Троицкого собора протоиерей Николай Косминков проповедовал в храме, напутствуя, ободряя и подкрепляя упавших духом жителей Подольска, провожал в последний путь умерших граждан. Каждый день подвергал свою жизнь опасности заражения страшной болезнью. Наконец, обеспокоенные размерами эпидемии, жители Подольска слезно обратились к Высокопреосвященному владыке Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, с просьбой разрешить «отпустить из Москвы» чудотворную Иверскую икону Божией Матери. Владыка благословил принести в Подольск чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери из Бронницкого собора, которая прославилась в Московской епархии многими чудесами и исцелениями. И о чудо! 12 августа (25 н. ст.) 1866 г., в день встречи образа Царицы Небесной не только не было умирающих от этой ужасной болезни, но даже и заболеваний в этот торжественно-радостный день. С этого дня в нашем городе холера совсем прекратилась. В память этого чудесного избавления от холеры жители Подольска установили обычай ежегодно 12 августа (25 н. ст.) с великим торжеством и с чувством радости, благодарности и надежды на помощь приносить из Бронниц чудотворный образ. В Троицком соборе поместили список Иерусалимской иконы Божией Матери, установив в воскресные дни служение торжественного молебна с акафистом. В августе 1882 г. Троицкий собор подготовили к новому освящению после проведенного в нем обновления. Серебряные ризы и иконостас были позолочены, а настенная живопись, выполненная московским художником Варлаамом, поновлена. Освящение храма совершил епископ Можайский Алексий (Лавров-Платонов). В 1884 г. на службе в Троицком соборе присутствовал Петр Ильич Чайковский. Его восхитило стройное пение хора, состоявшего из местных певчих (руководил хором П. Д Волков): «Очень хорошая церковь, весьма благопристойное пение и служба».

http://sobory.ru/article/?object=05118

В 1815 г., согласно распоряжению Московской Духовной консистории, деревянный Никольский храм на погосте был упразднен, Никольский престол переведен в Знаменско-Захарьинский храм вместе с прихожанами селений Плещеево, Борисовка, Ордынцы, Быковка и Бяконтово. На месте разобранной церкви в память о ней и здесь погребенных воинах устроена новая кирпичная Никольская часовня, приписанная к Знаменской церкви в Захарьино. В сохранившихся «Ведомостях о церкви» за 1880, 1881, 1882 г.г. в пункте 9 священник Николай Сироткин писал: «каменных построек, принадлежащих церкви нет, за исключением каменной Никольской церкви на Васильевском погосте». Часовня, сложенная из кирпича и местного белого камня, была разрушена перед Великой Отечественной войной и разобрана на нужды жителей ближайшего сельца Плещеева. Захоронения на бывшем погосте прекращены в 1937 г. Священник Николай Киселев " Исторические исследования " ; В XVI-XIX в.в. здесь существовало село Васильевское с Никольским храмом, упразднённым в 1815 г. и вскоре разобранным. На месте церкви была построена каменная часовня, приписанная к церкви в Захарьино и разобранная в конце 1930-х - начале 1940-х г.г. В 2000-х г.г. вновь выстроена деревянная " входная " кубическая часовня под четырёхскатной кровлей с главкой, ныне приписана к Никольской церкви в Стрелково. Васильевский погост на Пахре при Лопенке является памятником археологии 1 тыс., XVII–XVIII в.в. Распоряжение Министерства культуры 551-р от 23.11.2006. В городском округе Подольск недалеко от места впадения речки Лопенки в Пахру находится древний Васильевский погост, где когда-то стоял храм Николая Чудотворца. В начале XIV столетия эти земли принадлежали семье святителя Алексия (Бяконта). Существует версия, что именно в этом подмосковном уголке появился на свет будущий святитель, занимавший первосвятительскую кафедру в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Здесь же, вероятно, родились и сестры свт. Алексия – преподобные инокини Иулиания и Евпраксия. В конце XIV века в фамильных землях выдающегося иерарха был явлен резной образ Николая Чудотворца, хранившийся долгое время в церкви Васильевского погоста. После упразднения церкви на погосте, икону, получившую имя Николы Пахринского, переместили в Знаменский храм села Захарьино Подольского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=48721

С 1890 г. штат Воскресенской церкви утверждена диаконская вакансия и, таким образом, он состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1916 г. церковь Воскресения Словущего при кладбище в Подольске имела следующее описание: «Зданием церковь из белого камня с таковою же колокольней, кроме приделов южного и северного, сложенных их кирпича…. Здание крепко, крыто железом, при нем каменная ограда с деревянной решеткой с двумя воротами». Настоятелем храма в 1916 г. состоял о. Александр Васильевич Уразов, диаконом – Иоанн Петрович Честнов, псаломщиком – Василий Александрович Разумовский. Церковным старостой на трехлетие 1914-1917 гг. был избран подольский купец 48 летний Афанасий Алексеевич Солодков. Годы революционной смуты, гражданской войны, гонений новых большевистских властей на православную веру и церковь не обошли и уездный Подольск. В городе еще в 1918-1919 гг. после декрета Советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (23 января 1918 г.) были закрыты домовые храмы при Подольской городской тюрьме и городских учебных заведениях, в общественных организациях, на фабриках и заводах снимали святые образа и запрещалось проведение религиозных собраний, отменялись преподавание Закона Божиего в школах и учебных заведениях, закрывались уездные монастыри, отбирались у приходских церквей причтовые постройки и земельные участки. Совдеп подписывал с приходскими советами договор о бесплатном использовании культового здания с находящимися там имуществом по описи. Наиболее ценные золотые и серебряные церковные украшения и богослужебные сосуды были изъяты из городских и уездных храмов местными властями во исполнение декрета голодающих». Члены причта и миряне, входящие в состав церковных советов, лишались избирательных прав и как «лишенцы» находились в совершенно бесправном состоянии перед большевистским Молохом. «Декларация» июля 1927 г. и последующая регистрация церковных общин Синодальной ориентации дала небольшую передышку перед началом беспримерных гонений на Церковь, которые новые власти задумали в конце 1920-х гг., объявляя «безбожную Пятилетку» и приступая к ликвидации Русской православной церкви в СССР.

http://sobory.ru/article/?object=05117

Фасады декорированы аттиками, по форме напоминающими ложные закомары. В них некогда имелись живописные изображения. Рисунок и профили карнизов трех основных объемов памятника значительно отличаются друг от друга. Углы основного объема и трапезной подчеркнуты прямоугольными в плане пилястрами, раскрепованными по карнизам. Граненый глухой центральный барабан церкви, украшенный неглубокими нишами с изображениями Херувимов, завершается золоченой главой луковичной формы. В XIX в. на месте Херувимов были написаны апостолы. Вертикали углов основного объема храма подчеркнуты декоративными барабанами, увенчанными главками с ярко выраженными гранеными юбками с подзором. Колокольня двухъярусная, первый ярус прямоугольный в плане. Второй, шестигранный ярус звона, завершается глухим шатром с барабаном и главой луковичной формы. Крест колокольни повторяет рисунок креста основного объема церкви. У западного фасада храма для подъема на ярус звона колокольни устроена металлическая винтовая лестница современного рисунка, которая, как и неокрашенный медный шатер, вносит некоторую дисгармонию в убранство фасадов. Внутри церкви установлены современные иконостасы и киоты. Золоченая резьба размещена на светло-бежевом фоне, что вместе с белым цветом стен придает интерьеру особую легкость и изысканность. Все иконы были написаны мастерами современной палехской школы. Фрески полностью утрачены в XX столетии. В храме находится особо чтимая икона Божией Матери «Иерусалимская». 4 апреля 1922 г. в Воскресенской церкви провели изъятие ценностей: было вывезено более 3 пудов серебра. В 1923 и 1925 гг. была зарегистрирована община Воскресенского храма. На тот момент причт состоял из священника Александра Уразова, второго священника Иоанна Честнова и диакона Димитрия Васильевского. По договору от 6 июля 1925 г. православной общине передали в пользование богослужебное здание — Воскресенскую церковь Подольска. В конце 1928—1929 гг. в Подольске шла активная антирелигиозная кампания. Мощная агитация развернулась на страницах городской газеты «Подольский рабочий». В период с января по апрель 1929 г. появилось множество статей с призывом закрыть древнюю церковь Воскресения Христова.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

11:14 ) остригали свои волосы. Они это делали в противоположность язычникам и чтобы умирить «данную человеку от природы красоту». С течением времени и с ослаблением строгости в христианском обществе, эти требования не исполнялись. Как видно из 96-го правила Трулльского собора и его толкования Зонарой и Вальсомоном, многие отращивали волосы до пояса и заплетали их в косы, стараясь сделать пышными и волнистыми. Отцы собора нашли такое обыкновение достойным порицания. Скорее всего, клирики первых трех веков, хотя и остригали волосы, но не придерживались какой-либо определенной формы, а просто подстригались короче мирян, так, чтобы волосы прикрывали кожу головы. На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (от слова «гумно»), которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. Когда точно тонзура перестала употребляться в Греческой и Русской Церквах с точностью сказать невозможно, однако, еще в XVII в. она существовала. И «Скрижаль», изданная при Патриархе Никоне (1656 г.), и постановления Московского собора (1674 г.), свидетельствуют, что она, как и раньше, продолжала наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Окончательное исчезновение тонзуры, следует отнести, видимо, к XIX в. 21 Доказательством этому служат сходства как в названии чина, так его строении и содержании молитв. 22 Рукопись библ. Киев. Соф. соб. 77, л. 4. 23 Цит. по: Неселовский А.З . Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. XVIII + 375 + LXX с. С. 21. 24 Собор проходил в Карфагене в 398 году. 25 По некоторым рукописям эта книга не называлась требником, а просто книгой «в ней же суть заклинательные молитвы». 26 Цит. по: Неселовский А.З. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. XVIII + 375 + LXX с. С. 25. 27 Апостольские Постановления VIII.26. 28 Депотат – особое должностное лица при Патриархе.

http://azbyka.ru/istoriya-chinov-hirotes...

Любой женщине, и матушке, конечно, может быть и хотелось бы, знаете, чтобы муж, как слесарь на заводе, отработал смену и домой, к жене и детям. А тут – вся жизнь в храме и весь ритм жизни определяется богослужебным календарем. И это как раз то, что роднит семью мужа и мою: вся жизнь – это Церковь, служение Церкви. Остальное второстепенно. Так и жили – батюшка уезжает перед Вербным воскресеньем и приезжает на Светлой – пока дети не подросли. Потом батюшку перевели в Люберцы, это еще поближе к дому, а жили мы тогда в Щербинке. Это город молодой, и храмов там никогда не было. Потом уже заботами местных верующих был построен сначала маленький, деревянный, а затем трудами о. Александра побольше и из кирпича храм во имя св. преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Работать я ездила в Москву. Сейчас, думаю, я бы так не смогла. А тогда могла приехать с работы, пообщаться с детьми, накормить мужа, убрать дом, переделать множество других домашних дел. Школа была рядом. Утром детей в школу и – на работу. Три года отец Александр служил в люберецком Троицком храме, а потом его перевели в собор в Подольск, это уже совсем рядом, счастье! Дети и домашние заботы Еще в самом начале я сказала себе, что мои дети не будут ходить в садик и никогда не будут оставаться одни, что бы там ни было. Но мне хотелось и работать, я не могла себе представить, что буду заниматься только семьей. Слава Богу, у меня всегда были помощницы из прихода. Приходили бабушки и говорили: «Батюшка, можно я вам помогу?» Одна из таких женщин, наша няня, у нас живет уже 25 лет. С мальчишками мне более-менее было все ясно. Они всегда были в алтаре, с отцом, прислуживали за богослужением. Когда были маленькими, спросишь, бывало, кем хотите быть? Все хотели стать архиереями. Один даже митрополитом. Для меня само собой разумелось, что дети из священнической семьи рано или поздно идут в семинарию, продолжают династию. Тем более к храму они тянулись с младенчества. Конечно, пока ребенок маленький, ему в храме трудно выстаивать всю службу. Когда я и мои братья были маленькими, бабушка приводила нас в храм только поближе к причастию. Но своих детей я приводила на полную литургию, когда у меня появлялась возможность прийти в храм. В Маврино или в Лосино-Петровск мы выезжали накануне, чтобы уже с утра быть на службе, а в Люберцы или в Подольск приезжали все вместе с утра, так что дети вместе с нами весь воскресный или праздничный день проводили на приходе, в храме.

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

Лютер Мартин, докт. Краткий катехизис, объяснённый в вопросах и ответах Каспари, евангелическо-лютеранским проповедником в Мюнхене. СПБ. 1908. М. Маассен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести, в русск. перев. Суворова. Ярославль. 1882. Maassen F. Der Primat des Bischofs von Rom u. die alten Patriarchalkirchen. Bonn. 1853. – Geschichte der Quellen u. der Literatur des canon. Rechts im Abendlande. Gratz. 1870. Маврицкий В. Инструкция церковным старостам Высочайше утверждённая 12 Июня 1890 г.). М. 1904. –- О родстве н свойствах, как препятствиях к заключению браков, по действующим законоположениям. М. 1908. – Права и обязанности благочинного приходских церквей. М. 1900. – Правила и формы следственного производства по делам, подлежащим ведению духовного (епархиального) суда. Практическое руководство для духовных следователей. М. 1909. – Свод узаконений и заметок по вопросам пастырской практики. М. 1899. – Церковное благоустройство. Сборник действующих церковно-гражданских законоположений, относящихся к духовному ведомству. М. 1901. Мазуренко С. Расторжение брака, и закон 28 мая. М. 1905. Макарий, митр. Москов. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПБ. 1899. – История русской церкви. 12 томов. СПБ. 1883. Максимов. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира. СПБ. 1868. – Помощь бедным в древней Руси. Журнал «Трудовая Помощь» за 1899 г. Малиновский Д., свящ. Историческое рассуждение о чинах греко-российской церкви. СПБ. 1905. – Освящённый собор в Москве в XVI–XVII вв. СПБ. 1906. Малиновский Н. , прот. Еретичество папства, или погрешности, заблуждения, нововведения римской церкви. Каменец-Подольск 1905. – И Ю. Штроссмайер и его речь на Ватиканском соборе 1870 года о главенстве и непогрешимости римских пап. Каменец-Подольск. 1905 Малицкий Н. Борьба Галльской церкви против пап за независимость. Опыт церковно-исторического исследования из эпохи IV–VI вв. М. 1903. Малышевский И. Западная Русь в борьбе за веру народность. СПБ. 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

31 декабря 1842 г. был дан указ о возведении храма. Для него было выбрано новое место — там, где раньше располагались усадьбы священнослужителей. Проект был выполнен помощником архитектора Горским. Но в дело вмешалась палата государственных имуществ, поэтому вопрос о строительстве был решен окончательно лишь 18 июля 1845 г. Священник Александр Успенский не смог из-за болезни сам явиться в Московскую духовную консисторию, чтобы получить указ. К епархиальному начальству поехали староста Симеон Евтихиев и попечитель, крестьянин Василий Симеонов. Именно им и отцу Александру было поручено следить за ходом работ. Для изготовления кирпича был построен завод, а в 1846 г. епархиальное начальство разрешило использовать белый камень от прежней, разобранной, колокольни. В 1847 г. трапезная часть была почти завершена и покрыта железом, внутри помещение оштукатурили, выстлали пол и сделали печи. Чуть позже возвели первый ярус колокольни. В трапезной устроили два придела: во имя святого мученика Власия, епископа Севастийского, и святого Модеста, архиепископа Иерусалимского (южный) и святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (северный). Южный придел был освящен 3 июля 1849 г., а северный — 10 ноября 1857 г. Отец Александр Успенский до окончания строительства не дожил (он скончался в 1850 г.), и его дело продолжил священник Иларион Молчанов. Постройка трапезной и колокольни была полностью завершена в 1852 г. В 1856 г. для трапезной Василием Никаноровичем Сусловым были написаны 34 иконы. На некоторых образах наряду с троеперстным сложением рук святых можно было видеть и двуперстное. Около правого клироса придела святых муче-ников Власия и Модеста находилась икона святого князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины с ликами святых, память которых совершается 17 октября. Этот образ был пожертвован в 1888 г. братьями Василием Матвеевичем и Гавриилом Матвеевичем Комаровыми в память о чудесном спасении членов императорской семьи во время крушения поезда. В 1865 г. из Покровского храма в Левшине (Москва) были привезены паникадило и две дубовые арки для трапезной.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

Адрес: Московская область, г. Подольск, ул. Большая Серпуховская, д. 93 Телефоны: +7 (985) 991–36-86 Группа самопомощи для родственников алкоголезависимых людей при храме сщмч. Александра Подольского г. Подольска  Занятия проходят с 18.30 в двух группах: – ВДА (взрослые дети алкоголиков) собираются по средам; – Ал-Анон (родственники алкоголиков) собираются по по вторникам. Духовник протоиерей Евгений Генинг Количество постоянных подопечных: 5–10 Адрес: Московская область, г. Подольск, ул. Почтовая, д. 8 Телефон: 8 (916) 677–63-37 Общество трезвости при Богоявленском соборе г. Ногинска  Собрания группы проходят по субботним дням в 13 часов. Используется программа «12 шагов». Руководитель протоиерей Игорь Гагарин Количество постоянных подопечных: 15–20 Адрес: Московская область, г. Ногинск, ул. Рабочая, д. 16 а Телефон: +7 (496) 511–23-32 Общество трезвости при храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, п. Белоозерский  Работа ведется по двум направлениям: 1) профилактика пьянства – проведение специальных лекций, раздача литературы, просмотр фильмов; каждый год проходит акция «День трезвости» – магазины в этот день не торгуют алкогольной продукцией, проходит крестный ход и совместное чаепитие; 2) занятия для зависимых людей – проходят по пятницам в храме и по субботам в поселке в помещении шахматного клуба. Используется программа «12 шагов». Духовник протоиерей Роман Сыркин Адрес: Московская область, Воскресенский район, пос. Белоозерский, ул. Российская, д. 3 Телефон: +7 (496) 447–54-07 Братство трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при Свято-Никольском храме с. Озерецкое  Входит в состав Всероссийского православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение». Все члены Братства дают обет трезвости. Желающие избавиться от пагубных зависимостей живут в реабилитационном центре, трудятся, воцерковляются, в центре постоянно пребывают около 20 человек. Курс реабилитации рассчитан на 6 месяцев. Родственники (созависимые люди) по воскресным дням после службы собираются на занятия.

http://azbyka.ru/zdorovie/gruppa-trezvos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010