Ввиду пограничного положения Юж. Подолья католические храмы в регионе прекратили деятельность в сер. 20-х гг. XX в., в числе первых в СССР. В период немецкой оккупации почти все костелы возобновили свою деятельность. В послевоенное десятилетие большинство католич. храмов в польск. селах на юге Винницкой обл. было закрыто, действующими оставались 7 костелов: Благовещенский бывш. монастыря мариан в Могилёве-Подольском, Благовещенский в с. Лучинец Мурованокуриловецкого р-на, Непорочного зачатия Богородицы в с. Снитков того же района, св. Флориана в Шаргороде, Непорочного зачатия Богородицы при бывш. мон-ре доминиканцев в с. Мурафа Шаргородского р-на (крупнейший в области католический приход), Михайловский в с. Вербовец Могилёв-Подольского р-на, Непорочного зачатия Богородицы в с. Городковка Крыжопольского р-на. В 90-х гг. XX в. открылись монастыри мариан: Непорочной Девы Марии и во имя св. еп. Юрия Матулевича в Могилёве-Подольском, Непорочной Девы Марии и во имя святых Кирилла и Мефодия в пос. Черневцы. Монастыри Действующие: Лядовский в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи пещерный (мужской, в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, упом. в 1649, в нач. XVIII в. захвачен униатами, упразднен в 1745, возрожден в 1998), шаргородский Николаевский (мужской, в Шаргороде, время основания неизв., разрушен турками, в 1718 возрожден как униатский, в 1795 присоединен к православной Церкви, закрыт в 30-х гг. XX в., возрожден в 1996), Преображения Господня (Мужской, с. Галайковцы Мурованокуриловецкого р-на, упом. в 1741, возобновлен в 1942 как женский, упразднен в 1946, возрожден в 2000 как скит Шаргородского мон-ря, в 2009 преобразован в самостоятельный мон-рь). Упраздненные: Троицкий скит (мужской, в окрестностях с. Галайковцы, упом. в 1718 как православный, в 1743-1748 униатский), Ризоположенский (мужской, в с. Калиновка (ныне Шаргородского р-на), упом. в 1720 как православный, в 1743-1748 униатский, в 1748 перенесен в Шаргород), Покровский скит (мужской, в с. Долиняны (ныне Мурованокуриловецкого р-на), упразднен в 1725), Покровский скит (женский, в с. Кривохижинцы Мурованокуриловецкого р-на, упом. в 1929-1932).

http://pravenc.ru/text/2563890.html

1775 г. Фотография. 2008 г. Церковь вмц. Параскевы Пятницы в Могилёве-Подольском Винницкой обл. 1775 г. Фотография. 2008 г. В 1777-1778 и 1780-1781 гг. в Подолье действовал странствующий правосл. архиерей - Призренский митр. Евсевий, прибывший из Ясской епархии. В 1777-1778 гг. он служил в правосл. греч. храме в Могилёве-Подольском, затем жил в Киеве и Варшаве. В июне 1780 г. он прибыл в Могилёв-Подольский с королевской грамотой, по к-рой ему было разрешено окормлять православных в Брацлавском и Подольском воеводствах. Король предоставил митр. Евсевию такие полномочия, чтобы православные в Речи Посполитой не зависели от рус. подданного - Переяславского еп. Иова (Базилевича). Митр. Евсевий устроил в частном доме в Немирове храм, совершил множество священнических хиротоний, его поддержали немировский протопоп Василий Скаржицкий и чечельницкий протопоп Лука Романовский. Униат. официал Брацлавского воеводства Иоанн Любинский потребовал выдворения митр. Евсевия из Речи Посполитой, в апр. 1781 г. рус. посол в Варшаве также добивался высылки митр. Евсевия, поскольку тот служил без разрешения священноначалия Русской Церкви. Весной 1781 г. митр. Евсевий уехал в Сучаву. В нач. 1785 г. между Россией и Польшей было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. Переяславской и Бориспольской кафедры в юрисдикции Русской Церкви, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен Виктор (Садковский) , архим. слуцкого во имя Св. Троицы монастыря (с нояб. 1783 наместник Киевской митрополии в Польше). Хиротония состоялась 9 июня, одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита. Резиденцией архиерея являлся слуцкий Свято-Троицкий мон-рь. Территория Переяславской епархии занимала почти всю Правобережную Украину и часть Белоруссии, в Подолье в ведении еп. Виктора к началу его архиерейского служения состояли 8 номинально существовавших протопопий: Уманская (прот. Иоанн Зеленкевич), Винницкая (прот. Илия Голоскевич), Литинско-Браиловская (прот.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

XX в., возрожден в 2011), Винницкий Георгиевский (муж., находился в с. Винницкие (Старые) Хутора Винницкой обл., основан как православный, к 1745 был униатским, в 1745 присоединен к Шаргородскому мон-рю), немировский Николаевский (муж., в Немирове ныне Винницкой обл., основан не позднее 1745 как униатский, с 1783 женский, с 1798 православный, закрыт в 1929, действовал в 1941-1951, восстановлен в 1996 как немировский во имя Св. Троицы жен. мон-рь ), Шелеховский Ильинский (жен., в с. Шелехово совр. Хмельницкой обл., основан не позднее 1745 как православный, закрыт ок. 1773 униатами), Городищенский в честь Рождества Пресв. Богородицы (муж., в с. Городище Шепетовского р-на Хмельницкой обл., основан в 1746-1782 как католический (кармелитский), в 1832 закрыт, в 1858 в постройках разместился правосл. жен. мон-рь, в 1923 закрыт, действовал в 1942-1960, в 1995 возобновлен как мужской), немировский Успенский (жен., в Немирове, упом. как униатский с 1753, до 1773 упразднен, преобразован в городской собор, в 1783 возрожден как православный, в 1798 упразднен), Гусятинский Параскевинский (муж., существовал между местечками Гусятин и Сидоров в совр. Тернопольской обл., закрыт в 1760), могилёв-подольский Георгиевский греч. (муж., в Могилёве-Подольском ныне Винницкой обл., существовал в 1762-1801), барский Покровский (в г. Баре совр. Винницкой обл., основан в 1838 как мужской, с 1881 женский, закрыт в 1962), браиловский во имя Св. Троицы (жен., в пос. Браилове Жмеринского р-на Винницкой обл., учрежден в 1845 переводом в Браилов насельниц винницкого Благовещенского монастыря, закрыт в 1932, действовал в 1942-1962, возрожден в 1989), Рожецкая Александро-Мариинская пуст. при браиловском Свято-Троицком мон-ре (жен., близ с. Рожок ныне Винницкой обл., основана в 1891 в качестве подворья Браиловского мон-ря неподалеку от упраздненного униат. жен. мон-ря, закрыта в 1923), балтский Феодосиевский (муж., в г. Балта совр. Одесской обл., основан в 1908, упразднен в 20-х гг. XX в.). Лит.: Памятная книжка Подольской губ.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В нач. 1923 г. группа «Живой церкви» создавалась в Каменец-Подольском окр. Для этого ГПУ привлекло приходского священника, недовольного архиеп. Пименом и епархиальным советом. Группа была образована, но, как указывалось в отчете ГПУ, из-за равнодушия верующих распространение обновленчества шло очень медленно. Изменить ситуацию удалось в 1923 г. Образование Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ), тиражирование типового устава «Живой церкви», активное содействие органов власти привели к увеличению количества обновленческих приходов и образованию руководящих органов раскола в Подолье. 23 мая 1923 г. о признании ВУВЦУ и присоединении к «Живой церкви» заявил архиеп. Пимен, возглавивший Подольско-Брацлавскую обновленческую кафедру. Вскоре в раскол перешли почти все подольские викарии, ставшие во главе епархиальных окружных управлений. 19 июля архиеп. Пимен создал обновленческое Подольское епархиальное церковное управление. В 1923 г. количество приходов «Живой церкви» увеличилось в Могилёв-Подольском окр., окружные епархиальные управления были организованы в Тульчинском и Гайсинском округах. На Проскуровщине благодаря активному противодействию правосл. Проскуровского еп. Валериана (Рудича) обновленчество не было распространено. В Винницком окр. не было ни окружного управления, ни уполномоченного ВУВЦУ. Попытки представителей РПЦ организовать в нач. 20-х гг. XX в. канонические органы управления не имели успеха, власти под разными предлогами отказывали им в регистрации. В нач. 1923 г. Синод РПЦ разработал рекомендации по сохранению епархиального управления в условиях церковного раскола, эти рекомендации применялись в Подолье. В случае перехода правящего архиерея в раскол викарии должны были разорвать с ним отношения и взять на себя управление епархией, при отсутствии в епархии епископа приходам предлагалось обращаться к архиереям др. епархий. После перехода архиеп. Пимена в раскол в управление Подольской епархией вступил Винницкий еп. Амвросий. 25 июня 1923 г. архиеп. Пимен лишил его сана. Община Преображенского собора Винницы обращалась в органы советской власти с прошением вмешаться и отменить распоряжение архиеп. Пимена. Вскоре еп. Амвросий был арестован по обвинению в укрывательстве бывш. офицеров царской армии, к-рых он рукополагал во иереев и был увезен из Винницы. В постановлении секретного отдела Подольского губотдела ГПУ отмечалось, что епископ заявлял, что обновленческое движение поддерживается гражданской властью и все архиереи-обновленцы являются агентами ГПУ. После ареста еп. Амвросия из Винницы выслали его активных сторонников - мон. Елену и иеродиаконов Ананию и Филиппа. В 1925 г. еп. Амвросий был назначен управляющим Подольской епархией, но выехать в Подолье не успел, поскольку вновь был арестован, в 1932 г. умер в ссылке.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В отчете Подольского губотдела ГПУ за 1923 г. «тихоновское течение» квалифицировалось как самое многочисленное, наиболее влиятельное и «контрреволюционное» в Подолье. Несмотря на количественное преобладание тихоновских общин, во главе всех окружных епархиальных управлений Подолья стояли обновленцы, раскольниками были все викарные архиереи и незначительная часть благочинных. Центры обновленческих окружных управлений не всегда располагались в центрах округов: Винницкое окружное управление находилось в Жмеринке, Тульчинское - в с. Жабокрич, Гайсинское - в с. Райгород. В нач. 1923 г. в Подолье РПЦ насчитывала 1013 общин (156 - в Винницком окр., 246 - в Каменец-Подольском, 102 - в Проскуровском, 198 - в Тульчинском, 106 - в Гайсинском, 205 - в Могилёв-Подольском окр.), к-рым принадлежало 1300 церквей. Второе место по числу приходов занимала УАПЦ - ок. 200 общин. На 3-м месте были обновленцы - 25 общин. В 1923 г. в регионе было 687 действующих священнослужителей РПЦ, 395 священников-автокефалистов, 164 священнослужителя-обновленца. Власти регулировали численность религ. орг-ций путем регистрации общин или отказа в регистрации. К июлю 1924 г. в Подолье из 1013 общин РПЦ были зарегистрированы 760, из 200 общин УАПЦ - 165, были зарегистрированы все 53 обновленческие орг-ции. Обновленцам были переданы крупнейшие храмы Подолья: 5 церквей в Каменце-Подольском, собор в Проскурове, городская церковь в г. Гайсине и мн. др. К 1925 г. в Подольской губ. насчитывалось 730 приходов РПЦ, к УАПЦ принадлежали ок. 200 приходов (из них ок. 50 относились к группе П. Погорилко (лубенский раскол)), у обновленцев было 289 приходов. Верующие Подолья в большинстве были решительно настроены против обновленцев, обновленческие храмы пустовали. Благочинные, присоединившиеся к расколу, в церковной жизни придерживались прежних принципов, подчиняясь обновленческому руководству из-за страха увольнения. По свидетельству ГПУ, «синодальное течение» ничего нового в церковную жизнь Подолья не внесло, четкой границы между «синодальным» и «тихоновским» течениями не было.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

После неканонических «хиротоний» в киевском соборе Св. Софии самосвятских иерархов-автокефалистов «митрополита» Василия Липковского и «епископа» Нестора Шараевского съезд УАПЦ 24 окт. 1921 г. принял решение «хиротонисать» волынского свящ. Иоанна Теодоровича во «епископа Винницкого и Подольского». «Поставление» состоялось 26 окт. того же года. В период служения Теодоровича в Виннице к УАПЦ присоединились 5 из 6 городских храмов (в ведении канонической Церкви остался кафедральный собор). Кафедрой Теодоровича стал винницкий Казанский собор (ранее губ. укр. церковный совет постановил украинизировать Казанский собор и кладбищенскую церковь и изгнал из храмов духовенство РПЦ). Теодорович совершал «миссионерские поездки» по сельским районам, проводил диспуты с правосл. клириками, в ходе к-рых убеждал слушателей в том, что советская власть поддерживает УАПЦ. После диспутов нередко происходили захваты храмов автокефалистами при поддержке местных властей. В нач. 1922 г., после визита Теодоровича в Каменец-Подольский и его встреч с представителями Подольского губисполкома, к УАПЦ примкнули профессора Каменецкого ун-та И. Оксиюк, С. Гаевский, Васильковский, а также прот. Евфимий Сецинский и др. В украинизации приходов в селах Винницкого у. Пятничаны, Павловка, Мизяковские Хутора и др. участвовали сельские исполкомы, комитеты бедноты и др. советские структуры. При Теодоровиче УАПЦ имела на территории бывш. Подольской губ. наибольшее количество общин. В 1921-1922 гг. в юрисдикцию УАПЦ перешли 25 приходов в Винницком у. (22% от общего количества приходов), 23 прихода в Брацлавском у. (20% от общего количества приходов). В 1921-1923 гг. количество приходов Подольской епархии УАПЦ возросло почти до 170 (было 18). По рекомендации Теодоровича как «главного губернского епископа Подолии» были совершены «хиротонии» клириков Винницко-Подольской епархии УАПЦ в «окружных епископов»: «Гайсинского и Балтского епископа» Николая Борецкого (февр. 1922), «Каменецкого и Ушицкого епископа» Иосифа Оксиюка (июнь 1922), «Могилёв-Подольского епископа» Николая Карабиневича (апр. 1923), «Проскуровского епископа» Максима Задворняка (июнь 1923). Эти кафедры УАПЦ вскоре стали самостоятельными.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Несмотря на все усилия, обновленческая орг-ция в Подолье, как указывало ГПУ в мае 1924 г., находилась в стадии становления. Обновленческие общины в значительном количестве имелись в Каменец-Подольском и Винницком округах. В Могилёв-Подольском окр. существовали общины УАПЦ и синодальные. В 1925 г. обновленчество признала треть духовенства Каменец-Подольского и Винницкого округов, все духовенство Могилёвского окр. Однако, по сведениям ГПУ, большинство клириков являлись обновленцами номинально. В 1923 г. ГПУ выявило в Каменец-Подольском окр. ок. 20 приходов тихоновского направления «замаскированных» под синодальные, в 1924 г.- 50 таких общин. В отчетах окружных адм. отделов сообщалось о частых переходах священнослужителей из «синодального течения» в «тихоновское» и обратно. Приходы массово перерегистрировались в тихоновские, а те, что оставались обновленческими, совершали обряды и богослужения в соответствии с практикой РПЦ. Власти делали вывод, что РПЦ продолжала иметь численное преимущество и сильные позиции в Подолье, действия обновленцев не способствовали росту авторитета раскола. Тихоновское белое духовенство в отличие от обновленческого было активным и оказывало большое влияние на народ, даже на общественную жизнь. ГПУ отмечало, что в советские органы избирались лица, предложенные правосл. священниками. Бывш. член браиловского благочиннического совета свящ. Спивачевский вел активную агитацию за патриарха св. Тихона . После высылки Проскуровского еп. Валериана в 1923 г. совет управления во главе с благочинным Колтуновским руководил правосл. общинами в округе. Активную агитационную работу проводили на Проскуровщине благочинный Разумовский и служивший в Сатановском мон-ре архим. Соколов, в Каменце-Подольском - прот. Охримович. Обновленческий архиеп. Лоллий наградил митрами правосл. протоиереев, служивших в Могилёвском окр.: Ясинского, Галевича и Танашевича, но они отказались принять награду. Правосл. клирики распространяли антиобновленческие обращения и воззвания, так, среди духовенства имела хождение листовка, написанная благочинным с.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Ликвидация храмов продолжилась в последующие периоды. В 1977 г. были упразднены храмы в селах Борщевцы, Н. Ольчедаев и Ивоновка Могилёв-Подольского р-на, в 1981 г.- храмы в селах Яруга, Садовая, Кременное и Боровка того же района. Последним был снят с регистрации в нояб. 1985 г. бывш. монастырский храм во имя прп. Антония Печерского в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, инициатива исходила от Украинского об-ва охраны памятников истории и культуры (главный храм обители - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи - был взорван в 1938). За сопротивление закрытию данной церкви преследованиям подвергся благочинный Могилёв-Подольского окр. прот. Мефодий Веселовский, а также сменивший его в должности благочинного Могилёв-Подольского окр. прот. Александр Голоскевич. Действующими оставались 15 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 20 - в Шаргородском, 11 - в Крыжопольском, 10 - в Мурованокуриловецком, 10 - в Томашпольском, 4 - в Песчанском, 3 - в Ямпольском и 2 храма - в Черневецком р-не. Всего в современных границах епархии не закрывались 75 храмов. В 1988 г. первыми в крае были возрождены приходы в селах Боровка и Беляны Могилёв-Подольского р-на. 29 июля 1989 г. получила регистрацию приходская община в с. Лядова, обитель в Лядове удалось возобновить в 1998 г. В 2004 г. был освящен старинный Михайловский храм на территории историко-культурного заповедника в с. Буша Ямпольского р-на. Главным собором после открытия в 2013 г. М.-П. и Ш. е. стал Георгиевский храм в Могилёве-Подольском, не действовавший с нач. 30-х до нач. 50-х гг. XX в. (на короткое время богослужения в нем возобновились в период нем. оккупации). Могилёв. Гравюра А. Камарова. Кон. XVIII в. Наиболее известным местом паломничества до нач. 30-х гг. XX в. был скальный мон-рь в с. Лядова с чудотворной иконой Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Местом массового поклонения православных в 1923 г. стала Иосафатова долина близ с. Голынчинцы. К 1925 г. традиция паломничества была пресечена местными властями, возрождена в 90-х гг. XX в. С 2006 г. проводится Всеподольский крестный ход к Иосафатовой долине, в к-ром участвуют множество верующих с Украины и из соседних районов Молдавии.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

Каменец-Подольский, 1901; Орловский П., прот. Мат-лы для истории православной Церкви в бывш. Брацлавском воеводстве с 1776 по 1782 г. Каменец-Подольск, 1891; он же. Преосв. Виктор (Садковский), архиеп. Минский, Изяславский и Брацлавский, коадъютор Киевской митрополии, управляющий с 1785 по 1796 г. всеми правосл. церквами и мон-рями в пределах бывш. Царства Польского//Киев. старина. 1892. Т. 38. 7. С. 20-54; он же. Официальные док-ты по делу Виктора Садковского//Там же. 9. С. 414-420; он же. Мат-лы для истории православия и унии в Подолии во 2-й пол. XVIII в.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1897. Вып. 7. С. 337-343; [Петров Н. И., Гроденский М. И.]. Подолия. СПб., 1891; Сецинский Е. И., свящ. Мат-лы для истории правосл. мон-рей Подольской епархии: Каменецкий Св.-Троицкий мон-рь//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольск, Вып. 5. С. 301-309; он же. То же: Каменецкий Воскресенский мон-рь на Рус. фольварках//Там же. С. 300-301; он же. Г. Каменец-Подольский: Ист. описание. К., 1895; он же. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии. 1: Каменецкий у.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1895. Т. 7; он же. Местночтимые и древние иконы в церквах Подольской епархии//Календарь Подольской епархии на 1896 г. Каменец-Подольск, 1895. С. 48-80; он же. Исчезающий тип деревянных церквей Подолии//Тр. Подольского церк. ист.-археол. об-ва. Каменец-Подольск, 1904. Т. 10. С. 393-416; он же. Ист. местности Подолии и их достопримечательности. Каменец-Подольск, 1911; он же. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии: Ушицкий у.//Тр. Подольского епарх. ист.-стат. комитета. Каменец-Подольский, 1916. Т. 12. С. 145-208; Ильяшевич В. Из воспоминаний свящ. Никифора Хмелевского об упраздненном базилианском училище в г. Умани//Киев. старина. 1892. Т. 38. 8. С. 160-167; Подольская епархия//Сб. стат. и справочных сведений за 1891-1892 гг./Сост.: В. М. Греченко. Каменец-Подольск, 1893. С.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Кн. 5/6. Отд. 1. С. 504-532; 1886. Кн. 6. Отд. 2. С. 418-459; Протестантское учение о церковной иерархии//ВиР. 1886. Отд. церк. 4. С. 237-259; 6. С. 414-424; Слово на день 17 октября в воспоминание чудесного спасения Благочестивейшего Гос. Имп. Александра Александровича и Его Августейшего Семейства от смертной опасности при крушении императорского поезда 17 окт. 1888 г.//Там же. 1891. Отд. церк. 21. С. 475-484; Слово в день св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова «О нравственных условиях богопознания»//Там же. 1893. Отд. церк. 19. С. 379-387; К вопросу о религиозном образовании в наших светских учебных заведениях и мерах к его возвышению//Странник. 1893. 1. С. 56-72; 2. С. 215-230; 3. С. 405-417; 6/7. С. 218-243; 8. С. 402-412 (отд. изд.: СПб., 1894); Православное догматическое богословие. Х., 1895. Серг. П., 19102. Т. 1; Ставрополь-губ., 1903. Т. 2; Серг. П., 1909. Т. 3, 4; Слово в день священного коронования Благочестивейшего Гос. Имп. Николая Александровича. Каменец-Подольск, 1903; Слово на Новый год. Каменец-Подольск, 1903; Очерк православного догматического богословия. Каменец-Подольск, 1904. Серг. П., 19112. Т. 1; Каменец-Подольск, 1906. Серг. П., 19122. Т. 2; М., 20033. 2 т.; О таинствах, как средствах освящения человека: догматич. очерк. Каменец-Подольск, 1903; Речь перед защитой магист. дис. «Православное догматическое богословие»//БВ. 1904. Т. 2. 6. С. 248-253 (3-я паг.); О Боге искупителе: догматич. очерк. Каменец-Подольск, 1906; Союз между Церковью земною и небесною: догматич. очерк. Х., 1907; Памяти преосв. еп. Иоанна (Кратирова)//БВ. 1909. Т. 1. 3. С. 486-507 (2-я паг.; отд. изд.: Серг. П., 1909); Конспект по догматическому богословию. Серг. П., 1912; Очерк православно-христианского вероучения с изложением предварительных понятий о религии и откровении вообще и обзором вероисповедных особенностей Римской церкви и протестантства. Серг. П., 1912. Лит.: Введенский А. И. К вопросу о методологической реформе православной догматики//БВ. 1904. Т. 2. 6. С. 179-208; Б[енеманский] М. Магистерский диспут ректора Подольской ДС прот. Н. П. Малиновского//Там же. С. 254-273; Вологодские ЕВ. 1906. 11. С. 216; 23. С. 457; 1917. 4; Из жизни Вологодской ДС//Там же. 1910. 21. С. 402-403; Иларион (Троицкий), архим. Замечания, поправки и дополнения к «Православному догматическому богословию» прот. Н. П. Малиновского (тт. 3 и 4). Серг. П., 1914; Некролог//ПрибЦВед. 1917. 8. С. 181. Свящ. Димитрий Артёмкин Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/2561726.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010