В мае 1927 г. М. присутствовал на совещании григорианских епископов в Москве («1-й съезд староцерковников, признающих ВВЦС») и подписал их послание к верующим, в котором митр. Сергия обвиняли в «раздоре» и «смуте», уподобляя его обновленцам. На 2-м григорианском съезде в Москве в нояб. того же года М. не присутствовал, но был избран членом Малого собора епископов (новое название ВВЦС) (Второй Моск. съезд староцерковников, признающих Высш. Временный Церк. Совет, бывший в Москве в Донском мон-ре 15-18 нояб. 1927 г. М., 1928. С. 1, 18). В последние годы жизни М. отказался от публичных выступлений. С 1930 г. из-за плохого состояния здоровья М. григорианской епархией временно управлял его викарий еп. Иннокентий (Бусыгин). Также важную роль в управлении григорианскими приходами играл сын М. настоятель Михаило-Архангельской ц. Новочеркасска иером. Иулиан (Симашкевич), хиротонисанный 17 апр. 1932 г. в григорианского епископа Новочеркасского. После смерти М. в июле 1933 г. еп. Иулиан стал управляющим Донской григорианской епархией, но через год перешел в обновленчество. М. был похоронен на городском кладбище Новочеркасска. 28 окт. 2004 г. прах перезахоронен в ограде новочеркасской Михаило-Архангельской ц. Соч.: Римское католичество и его иерархия в Подолии. Каменец-Подольск, 1872; Историко-геогр. и этногр. очерк Подолии. Каменец-Подольск, 1875. Вып. 1; 1876. Вып. 2; Указатель ист.-археол. достопримечательностей Подолии. Каменец-Подольск, 1884; Акафист иже во святых Отцу нашему Симону, еп. Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу. М., 1892. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 370-374; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 25, 56, 57; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк. С. 211-240; «Обновленческий» раскол. С. 822-823; Чибисова С. П. История Донской (Ростовской-на-Дону) епархии в биографиях архипастырей. Р.-н/Д., 2006. С. 150-154; Щадрина А. В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2015. Вып. 3(64). С. 44, 50; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 308. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2637314.html

527 Знам. 10, л. 51. В другом месте частнее выражается мысль, что «Адам в раи брашном прелстися» (Там же л. 69 об.). 528 Эти слова Кириллицы составляют объяснение или, как сама она говорит, толкование на учение о том же предмете Св. Кирилла Иерусалимского . По мнению этого св. Отца, антихрист восхитит Римскую власть посредством волшебства (15 огл. поуч. чл. 12 л. 147 об.). 543 «Великороссийская Церковь , говорит Пешехонов, исповедует Сына Божия Отцу единородна и сопредвечна, и единосущна, и Творца всея твари, и ради человеческого спасения, сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася», и в доказательство этого ссылается на символ веры , содержимый прав. Церковью (отв. 31, л. 60). И в другом месте: «Великороссийская Церковь догмат о вочедовечении Сына Божия и о предвечности и единосущии Его с Отцем исповедает и содержит православно» (там же отв. 32, л. 63.) 549 Справедливость слов Преосв. Никифора подтверждают и палеографические Монфоконовы списки с древних Греческих рукописей. См. у Герберта de cantu sacro в 1 томе. 552 Таковы особенно книги, указанные в беседах к глагол. старооб. Христ. Чт. 1834 г. ч. 1, стр. 297–301; Хр. Чт. 1835 г. ч. II, стр. 164–179; ч. III, стр. 285–287. 553 Как и от чего усилился этот обычай, показано в рассужд. о ерес. и раск. Руднева стр. 180–182; также в Бесед. к глагол. старооб. Хр. Чт. 1834 г. ч. 1, стр. 294–295; истор. Русск. раск. Макар, Еп. Винницк., стр. 77 и 78; Ист. св. Солов. обит. Преосв. Игнат. стр. 49. 554 Автор рассуждения о ересях и расколах указывает в этом случае на списки Максимовых сочинений, хранящ. в Моск. Дух. акад., где имя Иисус писано и с итою и без нее (примеч. 160). Мы с своей стороны можем указать на слово пр. Иосифа Волокол., жившего в последней половине XV и в начале XVI в. (род. 20 Ноябр. 1440 г. умер 9 Сент. 1515 г.), писанное им против Новгородских еретиков и помещенное в Прав. Собес. за 1855 г. кн. 4, стр. 73–118. Текст этого слова (как сказано в Собес. кн. 3, стр. 33 и 37) напечатан по рукописи Соловецк. библиот. 326, которая относится к самому началу XVI в. (1514 г.), при чем удержаны особенности правописания, словосокращения, титлы и др. исторические формы славянского языка. В этом слове, или лучше-рукописи есть след. место: «Дух Святый Елисею подать чудеса творити, Иезекеиля настави, и мертвым встание показа, Иисуса Наввина исполни премудрости, и Веселеила исполни разума и художества» (стр. III), хотя выше (стр. 109) написано: же сын Наввин исполнися Духа Свята и премудрости».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

В первой половине XVIII в. У. с окружающими селами составил отдельное староство, которое в 1775 г. дано было Александру Крашевскому, в возмещение потерянных имений Иорданов, отнятых Пруссией. Потом в 1787 г. переходит на арендных правах к его сыну Людвигу. Последний продал имение графу Ильинскому, а тот в свою очередь стал распродавать его по частям, и прежде всего графу Холоневскому. В 1837 г. у последнего У. куплен Крушинским, в настоящее же время принадлежит наследникам Мазараки. До сих пор сохранились в У. следы бывшего там замка и деревянного костела возле него постройки 1616 г. на средства Павла Ушанского. Река, разливающаяся в этом месте очень большим прудом, омывает замковую гору. Под местечком есть громадные погреба, которые служили, по преданию, убежищем для жителей во время татарских нападений. В У. имел кратковременное пребывание Богдан Хмельницкий во время своего похода против поляков; здесь же происходили сражения русских с конфедератами в 1768 г. (Slown. Geogr. XII, 790). Приписная д. Морозовка существовала уже в XVII в. и по люстрации 1616 г. была в арендном владении в ту пору у Николая Петриковского и его жены Екатерины из Ледыховских. Дальнейшая судьба этого поселения была одинакова с м. Улановом. В настоящее время в приходе православного населения 497 муж. и 461 жен., они - крестьяне-малороссы, занимающиеся земледелием, часть населения состоит из бывших однодворцев, безземельных, которые занимаются ремеслами - плотничеством и сапожничеством. До 1830 г. в У. были и мещане, но по распоряжению графа Владислава Холоневского они были веселены отсюда и из соседней Гатки-Улановской в г. Гайсин, Бар и др. места, а сюда были переселены крепостные графа в количество 60 семейств из сс. Павловки, Гущинец и Черепашипец Винницк. у. До 1777 г. в У. был ветхий деревянный храм вблизи нынешнего, построенный на средства прихожан, а потом проданный в с. Подорожну Литин. у. Теперешний каменный однокупольный храм построен в 1777 г., крестовидный, посвященный в честь Вознесения Господня; при храме - четыре придела; отдельно в каменной стене церковной ограды устроен для колоколов навес на 4-х каменных столбах, крытый жестью. Четырехъярусный иконостас имеет довольно величественный вид. Над царскими вратами помещена икона Божией Матери " Утоли моя печали " , оставшаяся от старой церкви и почитаемая за чудотворную. В 1897 г. устроен с правой стороны алтаря второй престол, посвященный имени св. Феодосия Углицкого в память того, что, по всей вероятности, святитель Феодосий был родом из Уланова, как можно предполагать из его писем к племяннику.

http://sobory.ru/article/?object=59304

Сказание о 1-м чуде от М.-Б. и. легло в основу истории, пересказанной в «Могилёвской хронике» в кон. XVII в. В ней, в частности, говорится, что на том месте, где стоял домик старушки, позже была выстроена часовня (каплица): «Явилась икона на том месте, которое теперь называем каплица Явления иконы. Была каплица деревянная на том месте» (Могилёвская хроника. 1980. С. 242). В часовне, вероятно, находился список М.-Б. и. В 1702 г. могилёвчане, памятуя о М.-Б. и. как о защитнице города, ходатайствовали перед кор. Августом II о постройке каменной или деревянной часовни в честь Явления М.-Б. и. Построенная в 1702 г. деревянная часовня простояла до 1809 г., затем была разобрана за ветхостью. «Могилёвская хроника» сообщает о чуде от иконы в период Северной войны. Известно, что чудотворный образ почитался царем Петром I, а также его приближенными. По прибытии в Могилёв, 21 июня 1706 г., Петр I был на молебне в Богоявленском соборе xpohika. 1997. С. 342); 22 авг. 1707 г. на службе там был и царевич Алексей Петрович. 14 марта 1708 г. перед М.-Б. и. молился сподвижник Петра А. Д. Меншиков. Согласно сказанию, Меншиков намеревался наказать жителей Могилёва за истребление в 1661 г. рус. гарнизона и за сдачу города гетману П. Я. Сапеге. Однако, стоя на молебне и обдумывая план мести, Меншиков вдруг упал без чувств. Придя в себя, он отказался от злого умысла, а на службы в Богоявленский собор ходить перестал (Могилёвская хроника. 1980. С. 271). Тем не менее на долю Могилёва в ходе этой военной кампании выпали суровые испытания. По приказу кор. Карла XII, занявшего Могилёв 7 июля 1708 г., шведы на переплавку из Богоявленского монастыря забрали среди прочих ценностей «серебряную позолоченную ризу иконы Найсвятейшей Панны, три меньших оклада, шесть лампад, одну кадильницу, 100 вотивных табличек (видимо, поднесенных М.-Б. и.- Ю. П.)… тридцать вотиев, ломаного серебра в разных вещах, в кубках, чашах, которые собирали на оправу Найсвятейшей Панны Марии Брамной» (по др. версии - «на оправу иконы Божией Матери Братской» - Хроника. 1887. С. 65) (Могилёвская хроника. 1980. С. 274). Опустошенный и оставленный шведами город 8 сент. 1708 г. по приказу Петра I был подожжен калмыками и татарами. Богоявленский собор с резным деревянным иконостасом и чудотворной иконой «стараниями народа» уцелел, сгорели только купол и крыша (Там же. 1887. С. 68).

http://pravenc.ru/text/2563888.html

19 . А. Миловидов. „Современное штундо-баптистское движение в северо-западном крае”. Вильно. 1910 г. 20 . М. Митроцкий. „Что такое секта баптистов?”. Киев. 1913 г. 21 . И. Недзельницкий. „Штундизм, причины появления в разбор учения его”. СПб. 1899. 22 . Г. Носков. „Беседы об истинном священстве в Церкви Христовой и самозванных лже-пресвитерах баптистов”. Балашов. 1912 г. 23 . Его же. „Беседа об истинной Церкви Христовой и безблагодатном обществе баптистов”. Балашов. 1912 г. 24 . Его же. „Беседа о Св. Предании и предании баптистов”. Балашов. 1912 г. 25 . Его же. „Откуда явилась секта баптистов на Руси и давно ли она существует по данным самих же баптистов”. Балашов. 1912 г. 26 . Его же. „О том, следует ли платить духовенству за требоисправление и как собирают баптисты с членов общин”. Балашов. 1913 г. 27 . „Обличение лжеучения баптистов о почитании св. икон, св. Креста Господня, мощей св. угодников, о крещении младенцев и таинстве св. Евхаристии”. Под руководством еп. Алексия составлено студентами Казанской Духовной Академии. 1911 г. 28 . И. Ольшевский. „Обличение штундизма” (в библейских текстах). Миссионерские Записки. Полтава. 1910 г. 29 . И. Орлов. „Отступник сын у постели умирающей матери”. (Рассказ из жизни штунды). СПб. 1911 г. 30 . Е. Саульский. „На молитвенном собрании у штундо-баптистов”. Могилёв. 1912 г. 31 . П. Скубачевский. „Как дедушка Пахом посрамил штундистов”. Харьков. 1910 г. 32 . Г. Щелчков. „Воинствующий штундо-баптизм и православная миссия”. Могилёв. 1912 г. 33 . А. Платонов. „Баптистская ложь” (листок). 34 . В. Гринякин. „Берегись штунды”. СПб. 1910 г. 35 . А. Введенский . „Учение сектантов (баптистов) о Церкви при свете их жизни и евангельского учения”. СПб. 1912 г. 36 . А. Введенский . „Действует ли благодать Божья через недостойных пастырей”. СПб. 1912 г. 37 . И. Стрельбицкий . „Краткий очерк штундизма и свод текстов, направленных к его обличению”. Одесса. 1899 г. 38 . А. Сквозников. „Очерки новейшей полемики с штундо-баптистами”. СПб. 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Могилёв-Подольский. Кафедральный собор Георгия Победоносца. Греческая церковь Карта и ближайшие объекты Георгиевская (Греческая) церковь в Могилеве-Подольском строилась с 1808 по1820 гг. по проекту архитектора И. Фрейвальда в стиле классицизма. Церковь была бесстолпная, с одной апсидой. Центральная часть была перекрыта куполом, боковые ветви и апсида - конхами, а западная - полуциркульными сводами. Главный вход акцентирован четырехколонным портиком дорического ордера. Фасады выполнены с применением пилястр ионического ордера. В интерьере сохранилась масляная живопись кон. 19 в. В настоящее время церковь является кафедральным собором Могилев-Подольской епархии. Из материала книги-путеводителя: Ивченко А.С. Вся Украина. Изд-во ГНПП " Картография " - г. Киев, 2005 г. С XVI века одним из центров поселения греков стал основанный молдавским обладателем Иеремией Могилой г. Могилев. Город часто подвергался опустошениям и только в 1754 году православными греками, сербами и болгарами была построена Никольская церковь. Храм выглядел в форме креста, он был одним из древнейших на Подолье каменных храмов, построенных под влиянием византийско-афонской архитектуры. Венчали храм пять куполов. Недолго в этом храме продолжалось православное богослужение: в 1754 году греко-католики захватили его, изгнав священников и прихожан. Православные греки терпели неудобства, не имея своего храма. Для выполнения потребностей, не желая общаться с униатами, они обращались к православному священнику города Атаки в Бессарабии. В 1761 году могилевские греки обратились в Афонскую Лавру св. Афанасия с просьбой прислать им духовного пастыря из братии Лавры. В течение 40 лет с Афона приезжали игумены и монахи для окормления верующих, как православных греков, так и всех, которые не желали принять унию. Первым игуменом, прибывшим с Афона в Могилев, был Игнатий. Разрешение на строительство церкви греческий приход получил еще в 50-х годах XVIII века, но местные униаты всячески препятствовали началу ее строительства. Игнатий обратился к российскому фельдмаршалу графу Румянцеву с просьбой о том, чтобы он испросил у польского короля Станислава-Августа разрешение на открытое отправление православных богослужений. Тяжба о строительстве храма продолжалась 10 лет и только в 1772 году молдавский архиепископ Иоаким совершил освящение храма в честь вмч. Георгия Победоносца. Деревянный храм был построен в форме дома. При нем жили афонские игумены и архимандриты, поэтому он получил название монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=37465

Мазовский, кажется, тоже не будет Православным, но он боязлив и не может быть вредным, впрочем он не фанатик; он сказал мне, что сыновья Шульца – в Римском обряде; он также отзывался весьма худо о Толочинском Мальчевском, хотя о своём родственнике и вице-благочинном: по его словам, Мальчевский теперь пьяница, так что бывает иногда в малине. Ещё меня встретил Православный священник в хорошенькой церкви, не доезжая до школы. Приехал в Могилёв и виделся с архиепископом, а у него и с губернатором; тут из пришедшей почты узнали, что Гавриил назначен в Рязань, Смарагд в Могилёв, а в Полоцк Исидор – жаль Гавриила для здешних стран. – 15-го. Был ещё раз у Гавриила и у губернатора – объяснялся с ними по Униатским делам; они также начали сильно обращать Униатов и, кажется, уверены, что этим думают угодить правительству – вероятно, ободрение, сделанное Витебским воителям, сделало и на них впечатление; впрочем здесь не столь жестоко поступают, и это отнести должно к личному характеру губернатора и архиепископа – они оба хорошие люди. Виделся с Крижановским. Был у меня священник Августинович, о церкви коего просят Православные – он со слезами говорил: «что мы душою и телом преданы Православным, за что же они нас гонят; неужели хотят только бороды и рясы; что другим – то и мне; но сам не решусь». Я отослал его к Гавриилу, а между тем говорил о нём сему последнему. Как жаль, что их мучат напрасно. На дороге из Могилёва заезжал в Баркалабовскую церковь – она устроена хорошо, кроме мелочей, указанных мною к исправлению – тут тоже плачь на гонение; они Православные уже, чего тут спешить. – 16-го. Заезжал в церковь Чигиринскую, где нет ещё дискоса; но кроме того здесь нашёл я при внутренней стене гроб, употребляемый в великую пятницу Римлянами, сделанный на подобие жидовской кучки, ёлками накрытый, и велел оный упразднить. Обе эти церкви подлежат Новобыховскому благочинному Мальчевскому, который в мой проезд не являлся – его жительство на стороне. О Мальчевском Лужинский отзывался хорошо, но Гавриил худо – увидим после.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Могилёв. Никольский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты До нашего времени сохранился единственный в Восточной Белоруссии комплекс Николаевской церкви архитектуры белорусского барокко. Основание Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с историческими особами, имевшими непосредственные отношения к церковной жизни города. В апреле 1636 года Киевский митрополит Петр Могила получил от польского короля Владислава IV разрешение на постройку в Гривлянской сотни Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных и чернцов». В 1646 году мещане Могилева получили королевскую привилегию «на строительство каменной Николаевской церкви на грунтах, купленных гривлянскими мещанами, не униатами». Королевская грамота обеспечивала православным спокойное существование церкви и монастыря от насилия униатов и замковой администрации. Мещанам позволялось иметь в год два канона и две ярмарки при церкви «на зимнего и весеннего Николу». Копия этой грамоты с печатью находилась в Никольском храме еще в 1848 году. Строительство Никольского летнего собора началось только в 1669 году и закончено в 1672 году, когда он был освящен. В 1697 году царский стольник П.А. Толстой, в подорожных записках отмечал: «За городом — монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения. Апреля 5 день, в понедельник святой недели, был у обедни в Николаевском девичьем монастыре, там церковь каменная, иконостас великий,золоченный...» Женский монастырь существовал до 1719 года, затем в него были водворены монахи. В 1754 году мужской монастырь был закрыт. С тех пор Николаевская церковь стала приходской. Кроме главного престола во имя св. Николая, церковь имела еще два придела: правый — во имя усекновения главы Иоанна Крестителя, левый — во имя св. Дмитрия Салунского. В 1708 году из церкви были забраны шведами риза с иконы Дмитрия Салунского и серебряные предметы культа. Во время пожара города 8 сентября 1708 года обгорели купола, сгорели колодки колоколов, хоры, двери, но алтарь удалось сохранить. Резной иконостас работы могилевских резчиков и позолотчиков XVII столетия, также иконописцев в середине XVIII столетия был реставрирован.

http://sobory.ru/article/?object=05966

Малевича в «Могилёвских Епарх. Ведомостях» 1909 г., 19, стр. 708, и в книге «Могилёвская епархия» (историко-статистическое описание) т. 1, Вып. 2, ч. 2 (Могилёв. Губ. 1910), стр. 154: Смарагд «оставил по себе светлую память своими неутомимыми трудами в деле обращения в православие Полоцких униатов и мудрым благоустроением возрождённой епархии». 3 См. «Воспоминания» о. Иерофея на л. 13 обор.–14. И.С. Жиркевич упоминает при этом, что Смарагд пожертвовал на погоревших 50 руб. ассигнациями (см. в «Русской Старине» 1890 г., т. 67, сентябрь, стр. 679–682). 4 Комиссия Дух. Училищ 30 июня 1837 поручила Смарагду обревизовать Могилёвскую Семинарию с находящимися при ней низшими Духовными Училищами. На этом отношении имеется следующая пометка Смарагда: «Получ. июля 17-го 1837 г. – От 25 Августа ответствовано, что поскольку по причине случившегося в г. Полоцк пожара не мог я прибыть к 15-му июля, то и поручаемая ревизия не могла быть совершена». Дело в Архиве Могилёвской Дух. Семинарии за октябрь 1837 г., 80 по внутренней части. 7 12 февраля 1838 г. преосвящ. Смарагд дал такое предписание Дух. Консистории: «В Белорусско-Могилёвской Епархии до сих пор не заведено общей годичной панихиды по усопших Преосвященных Архиереях, управлявших Могилёвской паствой. Почему предлагаю Консистории предписать циркулярно всем подведомственным ей местам и лицам, чтоб каждогодно по чиноположению совершаема была таковая панихида в субботу первой недели Св. Четыредесятницы непременно после часов, пред начатием Божественной Литургии. При чём прилагается имянник со списком в Бозе почивших Преосвященных Архиереев», начиная с Иосифа Бобриковича († 9 апреля 1634 г.: см. в книге «Могилёвская епархия», т. 1, вып. 2, ч. 1, Могилёв на Днепре 1908, стр.10–11) и кончая Павлом Павловым (Моревым † 18 декабря 1831 г., в Тобольске), всего 18 иерархов (хотя Павел считается 20-м: Могилёвская епархия 1, вып. 2, ч. 2, стр. 121 сл.). См. указ Могилёвской Консистории архимандриту Никодиму, настоятелю Чонского третьеклассного Успенского монастыря от 14 февраля 1838 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

У. Ластовским, которая и доставила Е. к. в Минск, где он нек-рое время находился в музее. Оттуда в 1929 г. в связи с намерением перенести столицу Белоруссии из Минска в Могилёв (не осуществлено) Е. к. был передан в Могилёвский краеведческий музей. В 1933 г. в здание музея въехали Могилёвский обком и горком партии. По словам директора музея И. С. Мигулина, в старом помещении музея до начала войны оставался сейф с экспонатами, среди к-рых находился Е. к. Могилёв был занят нем. войсками 26 июля 1941 г. (оккупация продолжалась до 28 июня 1944), и сейф с ценностями эвакуировать не успели. Согласно этой версии, сейф был вскрыт и опустошен немцами, местонахождение его содержимого в наст. время неизвестно ( Мигулин. Правда о кресте). Однако могилёвские старожилы сообщают о том, что в июле 1941 г. в здание вошла группа людей в форме НКВД, к-рые открыли сейф ключом, сложили ценности в подготовленные заранее мешки и отбыли в неизвестном направлении (Животворный символ Отчизны. 1998. С. 195). Согласно версии, предложенной Н. В. Петровским на основании части сохранившихся архивных документов, сейф был эвакуирован в Смоленск, который также вскоре был занят фашистами. В 1943 г. Е. к. вместе с др. ценностями был вывезен в Германию, дальнейшая его судьба неизвестна ( Петровский Н. В. Кто же похитил Крест Евфросинии?// Он же. По следам утраченных шедевров. М., 2007. С. 68-76). Е. к. являлся не только шедевром искусства Др. Руси, но и памятником письменности. Надпись, выгравированная на боковых пластинах, сообщает время создания, имя вкладчика и место вложения креста (    6669 (1161.- Авт.)                      ); в свидетельство высокой ценности названа главная святыня Е. к.- частица Древа Креста Господня, далее приведены цена работ и материалы; затем следует запрет завещательницы выносить крест из мон-ря; завершает надпись похвальное слово его заказчице. На оборотной стороне Е. к. внизу помещалась молитвенная надпись с указанием имени мастера:                               Воссозданый крест прп.

http://pravenc.ru/text/187870.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010