Сборные деньги вообще стали залеживаться в архиерейских кассах без движения, или были обращаемы не на первоначально назначенную цель. Могилёвский преосвящённый Георгий, получив в своё распоряжение до 1773 года включительно 4,035 рублей сборных денег и имея, после раздачи 743 рублей 68 копеек по бедным церквам, остатков 3,291 рубль 32 копейки, просил в 1773 году у св. синода разрешения из этих денег часть употребить на покрытие железом кафедрального монастыря, и с разрешения св. синода употребить на это 1,291 рубль 32 копейки, раздав остальные, согласно синодальному предписанию, в бедные приходские церкви своей епархии 289 . После отхода Могилёва в пределы России преосвящённые, не прекращая сбора, перестали отсылать его в Могилёв. В 1776 году депутаты украинского духовенства, бывшие в св. синоде, ходатайствовали об обращении сбора во всех епархиях на нужды украинского духовенства Переяславской епархии, остававшегося в польских пределах 290 , и св. синод разрешил употребить на помощь «страждущему священству переяславской епархии тысячу рублей, остальные предписав отослать в Могилёв 291 . Потом остатки стали образовываться и в Переяславской епархии, и были употребляемы на различныя надобности. Так, в 1783 году, с разрешения св. синода, 1,000 рублей из 1,508 рублей остатков по переяславской епархии была употреблена на перестройку семенарии 292 . В 1785 году остатков в различных епархиях, не смотря на очень крупные недоимки сбора, накопились значительные суммы: по Белоградской епархии 2,994 рубля 4 ½ копейки, по Черниговской 137 рублей 80 копеек и Киевской 2,475 рублей 38 ¾ копеек 293 . Каждый следующий год приносил прирост этой сумме, не смотря на то, что сбор производился всё менее и менее аккуратно 294 , и в некоторых епархиях, как в Черниговской с 1786 года прекратился совсем 295 . Не ослабевала только одна Белоградская епархия до конца 296 , собрав к 1788 году в своей кассе сумму в пять с половиной тысяч рублей 297 . Наконец в 1788 году, указом св. синода 3 мая, сбор был прекращён.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вызвана эта уния была политикой властей Речи Посполитой, которая была направлена на полную католизацию страны. Включив в состав Речи огромные восточные территории, населенные православными, поляки видели опасность в расколе страны по признаку веры. Тем более, польская шляхта открыто использовала религиозные основания, как повод для лишения прав и земель русской части шляхты, остающейся православной. Церковные иерархи, принявшие унию, были озабочены сохранением прежде всего церковных поместий и привилегий. Однако их выбор не приняло православное монашество, большая часть священников и простой народ, русские люди, которым еще предстояло через много веков стать «белорусами» и «украинцами». Позиция православных по сохранению веры предков и на её основе собственно русской национальной идентичности была очень твердой и порой принимала формы открытого сопротивления властям Речи Посполитой. Одной из форм борьбы за сохранение веры стало создание православных братств, объединявших торговцев, ремесленников, шляхту и духовенство. Именно эти братства стали первыми учебными заведениями, где в обучении использовался русский язык. В них появился и стал распространяться и первый учебник «славянской грамоты» Мелетия Смотрицкого. По этой книге все русские, и в Речи Посполитой, и в Московском царстве, учились читать и писать на протяжении полутора веков. В Могилёве православное братство возникло еще до заключения унии, в 1589-м году. Десять лет спустя жители города впервые проявили нрав, не впустив в Могилёв униатского архиепископа, сообщив ему, что они «как поклонника папы более не признают его за своего владыку». В 1618-м году заместителем Полоцкого архиепископа был назначен убежденный и ярый поборник унии Иосафат Кунцевич. Славен он был на тот момент тем, что за четыре года до этого в Киево-Печерском монастыре за проповедь унии возмущенные монахи его стащили с амвона и сильно избили. Осенью 1618-го года Иосафат Кунцевич отправился в непокорный Могилёв. Жители города узнали о визите заранее, и 9 октября, при приближении повозки Кунцевича к городу, в Могилёве забили колокола.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/py...

Анны в Холмах, в четырёх верстах от города, на земле, приобретённой у некоего Елисея Лазаревича. При монастыре в это время существовали богадельня и школа для девиц. Одним словом, всё обстояло не так уж плохо - вплоть до войны со шведами. В 1708 году, когда шведы стояли в Могилёве, шведский король приказал здешним храмам собрать и выдать несколько сот фунтов серебра для чеканки монеты. Из Никольского собора были вывезены четыре лампады, большая кадильница, риза с образа св. Димитрия и пятьдесят больших серебряных таблиц. Когда шведы ушли, город заняли русские войска, и 8 сентября 1708 года входившие в их состав татарские и калмыцкие отряды разграбили и подожгли Никольский храм. Сгорели купола, двери, хоры. Прогорели колодки колоколов на звоннице, и большой колокол, упав на окно, раскололся. Две недели в храме не совершалось богослужений (хотя алтарь верующие охранили от варваров). После этих печальных событий монастырь пришёл в упадок. К 1719 году здесь оставалось всего три инокини, которых епископ Сильвестр (Четвертинский) повелел переместить в Барколабовский монастырь, а в пустующих монастырских зданиях поселил монахов Братской обители. Мужской монастырь существовал вокруг Никольского храма вплоть до 1754 года, когда его пришлось закрыть. Церковь стала приходской. За несколько лет до закрытия обители Могилёв пережил страшный пожар. В " Записках " игумена Ореста находим его описание: " 1748 года в день Вознесения Господня в полночь пожар был великий в Могилёве, от которого погорели лавки купеческие, дома еврейские и христианские, братская церковь вся с верхом обгорела, сгорела кафедральная Спасская деревянная церковь, архирейский дом, деревянный тогда бывший, и кельи монашеские погорели до основания; едва некоторые вещи важнейшие из Спасской церкви успели вынести и завезть в Могилевский Никольский монастырь, в котором после того пожара и сам архирей Иероним (Волчанский) жил чрез пять месяцев до того времени, пока выстроен был вновь архирейский дом, кельи монашеские и церковь Спасская...

http://sobory.ru/article/?object=05612

Могилёв. Никольский монастырь. Храмы и постройки монастыря: Карта и ближайшие объекты Свято-Никольский монастырь в Могилеве знаменит тем, что на его территории находится церковь, которая включена ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко. Свято-Никольский монастырь появился в XV веке. В апреле 1636 года митрополит Киевский Петр Могила получил разрешение польского короля Владислава IV на строительство монастыря в Могилеве. В 1637 году построили деревянную Никольскую церковь и женский монастырь при ней. Строительство каменного храма началось в 1669 году, и уже через три года – в 1672 году – он был освящен. Собор называли летним, потому что он не отапливался. В нем было два придела: правый – во имя святого Иоанн Предтечи, а левый – во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского. Женский монастырь существовал здесь до 1719 года. Потом его преобразовали в мужской, а в 1754 году и вовсе закрыли. Храм же стал приходским. В конце XVIII века он был отреставрирован. Церковь старались содержать в порядке, в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекеревич провел тут капитальный ремонт. После смерти настоятеля его прах хранился в церкви, пока в XX веке его могила не была разрушена и разграблена. На территории монастыря действовало две церкви, была еще зимняя церковь, которая была освящена во имя святого Преподобного Онуфрия Великого. XX век стал для Никольского храма непростым. С 1901 года тут служил священник Михаил Лещинский. В 1930 году сняли все колокола с храма, а после смерти Лещинского в 1934 году церковь закрыли. В 1937 году не стало и Могилевской епархии. После войны советские власти хотели перенести столицу БССР в Могилев, поэтому обсуждался вопрос сноса Свято-Никольской церкви. На этом месте должен был быть построен фонтан, вокруг которого раскинулся бы парк культуры и отдыха. В 1936-1937 годах во времена жестких сталинских репрессий в здании церкви была устроена пересыльная тюрьма. После войны тут была книжная база. Советские власти рьяно боролись с «религиозным дурманом», поэтому в 1954-1955 годах стены и своды церкви оштукатурили цементным раствором. Местные жители рассказывают, что в этот раствор была добавлена соль, чтобы таким раствором навсегда уничтожить уникальные фрески XVII века. Правда, уже через год в храме начались реставрационные работы. Те фрески, которые совсем недавно яростно истреблялись, начали спасать. К сожалению, реставрация проводилась не очень разумно, что привело к еще большему упадку здания собора.

http://sobory.ru/article/?object=05612

Во время правления могилёвской епархии епископом Сильвестром (Коссовым) в 1637 году была построена временная деревянная Никольская церковь. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году. В 1672 году состоялось торжественное освящение епископом Феодосием (Василевичем) Никольского храма, строившегося три года и ставшего одним из самых значительных памятников белорусского барокко. В 1697 году царский стольник П. А. Толстой, посетив Могилёв, в путевых заметках отметил: " За городом монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения... иконостас великий, золоченый " . С точки зрения архитектурной планировки, Никольский собор представляет собой двухбашенную крестово-купольную базилику. Внутри пространство храма разделено на три нефа, при этом средний выше, чем боковые. Западный фасад выполнен в виде плоской стены, прикрывающей только центральный неф. Поясками-карнизами стена разделена на три горизонтальных яруса, расположенных один над другим. Нижний, самый массивный, практически лишён декоративных элементов - если, конечно, не считать таковыми три высокие ниши с полукруглыми завершениями. Второй ярус, напротив, весьма богат " архитектурными излишествами " . Он декорирован аркатурой с лепным орнаментом. В нишах этого яруса (своими очертаниями они повторяют ниши нижнего яруса, но в уменьшенном виде) можно увидеть изображения святых, особо почитаемых в Могилёве и по всей Белоруссии. Присутствуют здесь, в частности, изображения царственных страстотерпцев, преподобной Евфросинии Полоцкой, святителя Петра Могилы. Ниши в третьем, самом узком ярусе, прорисованы наиболее чётко. Их разделяют четыре полуколонны, а венчает композицию ниша с изображённым в ней ликом Спасителя. До революции с обеих сторон третьего яруса возвышались четверики, служившие основаниями для небольших башен. В советское время они были разрушены, и сейчас фасад Никольского собора предстаёт перед нами в несколько изменённом, по сравнению с первоначальным, облике.

http://sobory.ru/article/?object=05966

8 . 8.Географические названия, состоящие: а) из двух существительных, например: Орехово-Зуево, Каменец-Подольск, Сердце-Камень (мыс); б) из существительного и последующего прилагательного, например: Могилёв -Подольский, Гусь-Хрустальный, Москва-Товарная; в) из сочетания артикля или частицы с знаменательной частью речи, например: Ле- Крезо (город), Ла- Каролина (город), Де- Кастри (залив). Примечание. Раздельно пишутся географические названия: а) состоящие из прилагательного и следующего за ним существительного или из числительного и следующего за ним существительного, например: Белая Церковь , Нижний Тагил, Великие Луки, Ясная Поляна, Семь Братьев; б) представляющие собой сочетания имени и фамилии, имени и отчества, например: поселок Лев Толстой, станция Ерофей Павлович. 9 . Названия населённых пунктов, в состав которых в качестве первой части входят: усть-, соль-, верх- и т.п., а также некоторые названия населенных пунктов с первой частью ново-, старо-, верхне-, нижне- и т.п., кроме тех, слитное написание которых закрепилось в справочных изданиях, на географических картах и т.п., например: Усть- Абакан, Соль-Илецк, Верх-Ирмень, Ново-Вязники, Нижне-Гнилое, но: Ново сибирск, Малоархангельск, Старобельск, Новоалексеевка, Верхнеколымск, Нижнедевицк. 10 . Составные географические названия, образованные как при помощи соединительной гласной, так и без неё из названий частей данного географического объекта, например: Австро-Венгрия, Эльзас-Лотарингия, но: Чехословакия. 11 . Иноязычные словосочетания, являющиеся именами собственными, названиями неодушевлённых предметов, например: Аму-Дарья, Алма-Ата, Па-де-Кале, Булонь-сюр-Мер, Нью-Йорк, Пале-Рояль, Гранд-отель. Примечание. Данное правило не распространяется на передаваемые русскими буквами составные иноязычные названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п., которые пишутся раздельно, если выделяются в тексте кавычками, например: «Стандарт Ойл», «Коррьеро делла Рома». 12 . Пол- (половина) с последующим родительным падежом существительного, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол- оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: пол метра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол- Москвы, пол-Европы. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: в полуверсте от города, полустанок, полукруг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ковеля Волынской губернии, был преподавателем Волынской (в г. Остроге) духовной семинарии (1811–1822 г.), настоятелем монастырей сначала Загаецкого (Волынская губерния), а потом Дерманского. По представлению своего двоюродного брата и друга Антония – митрополита С.-Петербургского, был хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии в мае 1845 г., причём он был оставлен и настоятелем Дерманского первоклассного монастыря. Умер в с. Дермани в 1871 году 17 апреля на 84-м году жизни. Нынешний храм в Дерманском монастыре построен его старанием – на место храма сгоревшего, сооружённого Константином, князем Острожским 38 . 3. Иустин (в мире Иоанн) Охотин, уроженец Нижегородской губернии, из ректоров Ярославской семинарии хиротонисан 6 августа 1871 года во епископа Острожского. В начале 1879 года перемещён на самостоятельную епископскую кафедру в г. Харьков, а оттуда в 1879 г. в город Каменец-Подольск, откуда в 1887 году перемещён на Курскую Архиерейскую кафедру по докладу Св. Синода Высочайше утверждённому 28 марта 1887 года. † 1907. 4. Виталий (в мире Василий) Гречулевич, уроженец Подольской губернии, был законоучителем при Гатчинском сиротском институте (1847–1849 г.), при Николаевском, – что в СПб. – женском сиротском институте (1849–1860 г.), при училище благородных девиц (1860–1875 г.); был затем членом СПб. духовного цензурного комитета; в 1876 г. пострижен, как вдовый, в монашество. В 1879 г. 13 мая хиротонисан во епископа Острожского. В октябре 1882 г. перемещён на самостоятельную епископскую кафедру в г. Могилёв, где и умер 14 мая 1885 года. Он известен был в духовно-богословской литературе в 1) как основатель-редактор журнала «Странник», который он издавал в 1861–1877 г., и в 2) как плодовитый писатель, оставивший после себя множество сочинений, из коих многие имеют научное значение, а именно: «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия», «Изложение евангельской истории», «Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам», «Примеры детского благочестия», «Евангельские жены, помазавшие Христа», «О праздновании воскресных и праздничных дней», «Божественная литургия», «Евангельская история», впрочем неоконченная, и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Подольск. Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте. Никольская часовня Карта и ближайшие объекты Васильевский погост Земли по Лопенке в домонгольскую эпоху находились на самой окраине Владимиро-Суздальского княжества, а населявшие их вятичи отличались особой приверженностью к язычеству. Они не принимали Христа и не крестились, хоронили покойников по языческому обряду в курганах вплоть до XIII века. Положение дел изменилось после татаро-монгольского нашествия, сильно подорвавшего устои прежней русской жизни. В правление святого благоверного князя Даниила Александровича (1276–1303 г.г.), великого основателя и устроителя государства Московского, население княжества стало жить на новых христианских началах. Сам князь был активным и успешным христианским просветителем земли московской, он заботился о строительстве церквей не только в Москве, но и во всех волостных и становых центрах княжеской власти на местах. Немаловажное значение при обустройстве управления княжеством приобрели и погосты традиционные места собрания сельских жителей для встречи с властями, для сдачи налогов, судебных разбирательств, на праздники, ярмарки и для молитвы. Твердой опорой власти святому Даниилу служила Русская Православная Церковь. Поэтому на погостах, особенно там, где ранее были языческие капища, ставили православные храмы. Медленно и постепенно изглаживались в памяти народной языческие верования и обряды, и русичи-московиты становились истинными христианами. С конца XIII в. курганы в Подмосковье почти не встречаются. Погост Васильевский продолжал оставаться одним из местных родовых центров на средней Пахре. Свое название погост получил от построенного на месте древнего Велесова капища храма во имя святителя Василия Великого, память которого празднуется 1 января. Нетрудно догадаться, что это имя было созвучно старому названию места «Велесово» и призвано было, по мнению Церкви как можно быстрее и прочнее стереть память о боге Велесе, празднование которого приходилось близко к Васильеву дню. Если кульминацией колядских языческих Святок был Велесов день 6 января, то таковым стал Васильев день 1 января Святок Рождественских. На Васильевский погост в престольные праздники в XIV столетии могли бывать и благоверный князь Даниил, и его сыновья Юрий и Иван Данииловичи, и Симеон Гордый, и Иван Красный, и св. Дмитрий Донской. Позже, в XV–XVI в.в., при расширении Московского государства великокняжеские выезды на погосты прекратились и погосты стали, в привычно понимаемом ныне смысле, сельскими кладбищами со скромными церковками при них. Священники церкви Васильевского погоста на протяжении столетий окормляли приход припахринского левобережья село Васильевское с Ордынцами, Плещеевым, Бякантовым, Быковкой и Услонью, а позже и расположенные по Лопенке деревни Борисовское, Захарьино и Щербинка.

http://sobory.ru/article/?object=48721

22 ноября 1896 г. Московская духовная консистория издала указ об открытии церковноприходской школы при Троицком храме Подольска. Проект утвердили, и летом 1897 г. приступили к её строительству, в основном на средства церковного старосты, подольского купца Якова Николаевича Конаныкина. Председателем комиссии по постройке соборной церковно-приходской школы избрали священника Николая Холмогорова. Летом 1898 г. постройку школы закончили и приступили к её оборудованию. Здесь нужно отметить широкую благотворительность попечительницы школы Марии Федоровны Конаныкиной, на средства которой «школа всем снабжена и ни в чем не испытывает недостатка». 1 сентября 1898 г. занятия в школе начались. Так исполнилась давняя мечта причта и прихожан: теперь у детей из бедных семей появилась возможность получить образование. Школа стала широко известна в Московской епархии. Несколько раз в Подольске проводились съезды учителей церковноприходских школ. В послереволюционное время здание школы было реквизировано; лишь в начале 1990-х гг. его вернули Троицкому собору. Теперь в нем располагаются учебные классы воскресной школы. В этом же здании находится крестильный храм, освященный во имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого. В этом храме не только крестят, но и совершают богослужения для детей-инвалидов с отклонениями в развитии. 12-13 августа 1921 г. подольчане встречали у себя в городе Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина). Он совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Троицком соборе. Публикуем отрывок из письма: " Танечка, детка! [...] Приезжай на днях, теперь я все время в скиточке, все устроим для тебя... Конечно, как и всегда переживаем за наше будущее – посмотри, что кругом! А я вчера ездила в Подольск, приезжал Патриарх, праздновали Подольскую-Иерусалимскую, а у него день ангела вчера. Видела бы ты это зрелище: весь город собрался к [Троицкому] собору, люди текли рекой, и вчерашние рабочие-демонстранты, и «много знающая» молодежь – все спешили увидеть своего Патриарха и получить благословение.

http://sobory.ru/article/?object=05118

4) Общество трезвости святого праведного Иоанна Кронштадтского города Егорьевск. Московская обл, Егорьевский район, дер. Гриди но, д. 155а, Храм Казанской иконы Божией Матери. Проезд от московской автостанции «Выхино» до города Егорьевск, далее автобусом N228 до дер. Гриди но. Тел. 8–916-901–48-28. Ведется обширная профилактическая трезвенная работа. Общество окормляет реабилитационный центр «Чайка» для алкоголиков и наркоманов, работающий по системе «Монар» и принимающий лиц обоего пола в возрасте от 14 до 26 лет. 5) Семейная община трезвости «Вера». Московская обп, г. Коломна, Свято-Богоявленский храм, ул. Гончарная, д. 8. Проезд до станции «Коломна» (Казанское направление). Тел. 8–916-600–27-39. Акафист еженедельно. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников священником и православным психотерапевтом. Арт-терапия в группах. 6) Общество трезвости «Соратник» города Подольск. Московская обл, г. Подольск, ул. Б. Серпуховская, д. 93, Свято-Геогриевский храм. Проезд до станции «Кутузовская» (Курское направление). Тел. 8–915-140–52-87. По субботам после литургии в 10 ч Молебен о страждущих недугом пьянства и алкоголизма. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Терапевтические беседы с психологом. Курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости. Обеты трезвости. 7) Семейный клуб трезвости при Храме Пророка Божия Илии поселка Лесной. Московская обл, Пушкинский район, пос. Лесной. Проезд до станции «3еленоградская» (Ярославское направление), далее авт. 38 до остановки «Улица Гагарина». Тел .. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи клуба по субботам. Петрозаводск 1) Православное общество трезвости “Неупиваемая чаша” . Санкт-Петербург 1) Александро-Невское общество трезвости . 2) Православное братство трезвости во имя святого мученика Вонифатия храма Державной иконы Божией Матери на пр.Культуры Общества трезвости по епархиям Абаканская и Кызылская епархия Иерей Андрей Габченко, клирик храма Святителей Московских, г. Абакан, тел: (39022) 4–60-11.

http://azbyka.ru/zdorovie/spisok-obshhes...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010