В 1883 г. началось издание «Могилёвских епархиальных ведомостей» . В том же году было восстановлено могилёвское Богоявленское братство, основной целью которого стала миссионерско-просветительская деятельность. Для укрепления братства много сделал еп. Мисаил (Крылов), назначенный в Могилёв в авг. 1896 г. В Гомеле и Мстиславле открылись отд-ния братства. В Могилёве началось строительство братской церкви-школы. Еп. Сергий (Спасский) ввел общее пение в церквах, при храмах стали вести описи церковного имущества по форме, данной Синодом в 1856 г. С именем еп. Сергия связано открытие приюта для вдов и сирот духовного звания. По инициативе еп. Евгения (Шерешилова) в Могилёве был создан центральный книжный склад с отделениями в уездах. Епископ выделял средства на издание книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, на устройство церковнопевческой школы для подготовки регентов для церковных школ. В 1897 г. в Могилёве открылось епархиальное хранилище древностей (с 1904 - церковноархеологический музей). Такой же музей был создан в Мстиславле. В 1910 г. в Могилёве 3 дня находились мощи прп. Евфросинии Полоцкой, возвращавшиеся в Полоцк из Киево-Печерской лавры. В 1907 г. было учреждено Гомельское викариатство Могилёвской епархии. В 1911 г. в епархии, разделенной на 40 благочиннических округов, насчитывалось 828 храмов, в т. ч. 7 соборов, 11 церквей при мужских и 15 при женских мон-рях, 549 приходских церквей, 15 церквей при казенных и богоугодных учреждениях, 94 на кладбищах, 46 молитвенных домов. Действовали 12 монастырей (6 мужских и 6 женских). В клире епархии состояли 38 протоиереев, 540 священников, 93 диакона, 533 псаломщика. Работали 533 церковные б-ки, 2 больницы при монастырях, 5 при церквах, 3 богадельни при мон-рях. Действовали Могилёвская ДС и Мстиславское ДУ. В годы первой мировой войны в Могилёве с 8 авг. 1915 по 25 февр. 1918 г. находилась ставка Верховного главнокомандующего. 23 авг. 1915 г. в город прибыл имп. св. Николай II Александрович , вместе с отцом постоянно жил цесаревич св. Алексий Николаевич . Император не пропускал ни одного правосл. богослужения, от дома губернатора, где жил самодержец, до церкви была специально проложена асфальтовая дорожка. После отречения от престола Николай Александрович вернулся в Могилёв, уехал из города 8 марта 1917 г. 1917-2017 гг.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Деву. В указанном разделе содержатся сведения о мн. мон-рях в Галичине и на Волыни. В чуде 17 упоминаются Заваловский Свято-Николаевский мон-рь (в совр. с. Завалов Подгаецкого р-на Тернопольской обл.), созданный на месте чудесного явления свт. Николая, и Погонский Успенский мон-рь (в совр. с. Погоня Тысменицкого р-на Ивано-Франковской обл.), построенный в знак благодарности Богородице, с помощью Которой галицкий кн. Роман Мстиславич во время «погони» разбил в этом месте отступавших половцев. В чуде 18 назван мон-рь в мест. Бурштын (ныне город в Ивано-Франковской обл.), где иеродиак. Иоиль (Терхевич) видел во сне Богородицу 17 дек. 1665 г. (это чудо упом. только во 2-м издании книги). В чуде 20 рассказывается, что в мест. Каменка-Струмиловская (ныне г. Каменка-Бугская Львовской обл.), в правосл. церкви, неск. раз чудесно обновлялся в течение часа образ Богородицы; это явление засвидетельствовал местный свящ. Иосиф Любанский. В чуде 21 описана помощь Пресв. Богородицы польск. жолнеру Федору Ярошинскому из Русского воеводства (Галичины) во время боевых действий против запорожских казаков «под Старцем на Украине»: Богородица разбудила его, когда казаки ночью начали вырезать польск. обоз, и Ярошинский с товарищами избежал гибели. В чуде 22 рассказывается, как в 1665 г. Богородица явилась в Уневском мон-ре иноку Леонтию (Пятницкому). Книгу завершает послесловие «Конец чудов Пресвятои Богородицы», алфавитный указатель к чудесам, краткий катехизис «Короткое зебране речей, барзо потребных, до веры нашеи православно-кафолическои належачых» и список ошибок «Чителнику побожный». Небо новое... Могилёв, 1699. Титульный лист (РГБ) Небо новое... Могилёв, 1699. Титульный лист (РГБ) В кн. «Небо новое...» описаны как правосл. Богородичные образы, так и ряд древних почитаемых и католиками, и православными икон Божией Матери - Лиддская (Римская) , Иверская, Гефсиманская (Иерусалимская) , а также католич. чудотворные изображения Пресв. Девы в Венеции, во Флоренции, в польск. мест. Мысленице и др.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Иосифа (Бобриковича), епископа Мстиславского, Оршанского и Могилёвского, архимандрита виленского, в церкви братской виленской Сошествия Св. Духа года 1635 апреля 9 его преемником... Сильвестром (Косовым), избранным епископом Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, произнесенный и сразу же с русского на польский переведенный). На смерть И. ученики Виленского братского уч-ща написали поэтическое соч. «Echa alu na gos lamentujcego po nieopakanej mierci patrona swego... Józepha Bobrykowicza, episkopa Mcisawskiego, Orszakiego y Mohylowskiego, archimandryty wileskiego, odzywajce si w kongregatiey studentskiey witych Konstantyna y Heleny przy cerkwi w. Ducha w Wilnie» (Эхо скорби на глас рыдающего о неоплаканной смерти своего покровителя... Иосифа (Бобриковича), епископа Мстиславского, Оршанского и Могилёвского, архимандрита виленского, отзывающееся в студенческой конгрегации святых Константина и Елены при церкви Св. Духа в Вильно). И. был похоронен в виленском Свято-Духовском мон-ре, надгробие не сохранилось. Нек-рые исследователи (М. А. Максимович, Н. В. Закревский, Малевич) ошибочно отождествляли И. с Иосифом (Бобриковичем-Копотем или Бобровичем-Копотем), игум. Межигорского в честь Преображения Господня монастыря в 1585-1592 гг. Ист.: АЗР. 1848. Т. 2. 50, 58; АВАК. 1878. Т. 8. 52; Голубев С. Т. Мат-лы для истории Западнорус. правосл. Церкви//ТКДА. 1878. 3. С. 41, 47; он же. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: Опыт ист. исслед. К., 1883. Т. 1. Прил. С. 274, 312, 318, 332, 339, 384-386; 1898. Т. 2. Прил. С. 59-61, 66-73; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1888. Т. 5. Ч. 1. С. 136-138; Жукович П. Н. Мат-лы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1911. С. 11, 13, 25. Лит.: Смирнов Ф. Виленский Свято-Духов мон-рь. Вильна, 1888. С. 65-69; Голубев С. Т. Объяснительные параграфы по истории Западнорус. Церкви. К., 1893; Харлампович К. В. Западнорус. правосл. школы XVI и нач. XVII вв., отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты правосл. веры и Церкви. Каз., 1898. С. 329, 400, 402, 406; Малевич А. И. Иосиф (Бобрикович), первый епископ Могилевский//Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Могилёв на Днепре, 1905. Т. 1. Вып. 2. С. 1-16; Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Т. 1. Вып. 1/Сост. А. А. Скворцов, А. И. Малевич. Могилёв на Днепре, 1905. С. 125; 1910. Т. 1. Вып. 3: Описание церквей и приходов. С. 12, 58, 105-106, 160, 178; Жукович П. Н. Сеймовая борьба правосл. западнорус. дворянства с церк. унией (с 1609 г.). СПб., 1908. Вып. 4. С. 142-143; 1910. Вып. 5. С. 182-185; Josafat Skrute . Bobrykowicz-Anechoski Józef//Polski sownik biograficzny. Kraków, 1936. Т. 2. S. 165; Mironowicz А . Józef Bobrykowicz, biskup biaoruski. Biaystok, 2003. В. Г. Пидгайко, Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578493.html

В это время в Никольском храме служил священник Михаил Плещинский. Он дожил до 1934 года, и после его смерти церковь закрыли. В Никольском соборе с 18 сентября 2000 года находится икона-портрет страстотерпца Николая II, освящённая 8 октября этого же года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, как икона. С 1937 года в Никольком храме находилась пересыльная тюрьма. Внутреннее убранство церкви было к этому моменту уже разграблено. Дощатые нары стояли там, где некогда возвышались резные киоты. Тысячи людей прошли через эту тюрьму. Один из бывших заключённых, которому тогда, в 1937 году, было всего двадцать три года, много десятилетий спустя вспоминал об условиях содержания в пересыльной тюрьме: " Привезли в Никольскую церковь. Там были нары в три яруса, и вся церковь забита людбми. Помню, это было 27 августа. Просидел здесь несколько недель и понял, что наши жизни ничего не стоят. Люди умирали, и конвойные приносили лопаты и заставляли нас рыть глубокие ямы прямо в церкви. Когда мёртвых стало больше, стали выносить наружу. Куда там девали их, неизвестно... " Рассказ этот подтверждают страшные находки под полом Никольского собора, сделанные после возвращения его Церкви: фрагменты скелетов, черепа. У самого основания стены, прямо под тем местом, где в алтаре находится жертвенник, были найдены останки женщины с маленьким ребёнком на руках. " Враги народа " ... С наступлением на Могилёв немцев в 1941 году тюрьма в Никольской церкви была спешно ликвидирована, а по окончании войны в ней расположилось книгохранилище. В храме царило ужасающее запустение, в 1954-55 годах оно усугубилось благодаря странным образом проведённому ремонту: остатки настенных росписей рабочие старательно затёрли цементным раствором. Вскоре после этого в Никольской церкви началась вялотекущая реставрация, приведшая к тому, что в 1990 году она выглядела едва ли не хуже, чем в середине 1950-х гг. Сказалось главным образом отсутствие должного финансирования, из-за чего невозможно было проводить реставрационные работы в необходимом объёме.

http://sobory.ru/article/?object=05612

1780–1799 гг. Архит. Н. А. Львов. Разрушен в 1938 г. Фотография. 1909 г. В 1802 г. кафедральный штат и архиерейский дом были переведены из бывш. кафедрального Преображенского собора в Могилёве в Иосифовский собор (возведен в 1799). Преображенский храм стал приходским, а затем церковью Могилёвской ДС (1884). В 1812 г., после занятия Могилёва франц. войсками, часть правосл. клириков во главе с архиеп. Варлаамом (Шишацким) присягнули на верность Наполеону, за что впосл. архиеп. Варлаам был лишен сана. В 1828 г. по инициативе еп. Павла (Морева-Павлова) было упразднено могилёвское Богоявленское братство, т. к. его деятельность сочли не соответствующей церковным правилам. В 1833 г. была восстановлена Полоцкая и Витебская епархия, объединившая приходы Витебской губ., территория Могилёвской епархии уменьшилась вдвое и стала соответствовать границам Могилёвской губ. В 1839 г. шло воссоединение белорус. униатов с правосл. Церковью, летом этого года в Православие перешел базилианский (см. Василиане ) Пустынский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Приезд в Могилёв имп. св. Николая II с цесаревичем св. Алексием. Фотография. 1915 г. Приезд в Могилёв имп. св. Николая II с цесаревичем св. Алексием. Фотография. 1915 г. Важную роль в истории Могилёвской епархии сыграл архиеп. Анатолий (Мартыновский ; 1844-1860), из семьи бывш. униат. священника. В 1844 г. в Могилёвской епархии имелось 526 церквей, из них в удовлетворительном состоянии было 337. Архиеп. Анатолий инициировал восстановление храмов и монастырских построек, учредил ряд церковноприходских школ, выделил средства на открытие при Буйничском мон-ре приюта для девиц духовного звания. Впоследствии приют был преобразован в жен. училище Духовного ведомства. Много усилий для поднятия уровня церковного просвещения приложил еп. Виталий (Гречулевич , 1882-1885). К нач. 80-х гг. XIX в. в Могилёвской епархии действовали ок. 100 церковных школ, ко времени смерти архиерея их число достигло 841. К 1893 г. в епархии насчитывалось 1360 церковноприходских школ, 6 двухклассных церковно-учительских школ, в 1896 г.- 295 церковноприходских школ и 1843 школы грамоты.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

2 мая 1650 г., до приезда И. в Могилёв, согласно королевскому привилею, усилиями наместника Витебско-Могилёвской епархии иером. Иосифа (Половко), настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления монастыря иером. Константина (Негребецкого), могилёвского полковника К. Поклонского и др. при участии королевских чиновников был возвращен из унии могилёвский Спасо-Преображенский мон-рь для обустройства в нем резиденции правосл. епископа; настоятелем обители стал иером. Иосиф (Половко). И. были переданы принадлежавшие мон-рю имения: Печерский Двор в с. Печерск, села Печеры, Тарасовичи, Цвирков, Барсуки и фольварок Барсуковский. 4 авг. 1650 г. И. прибыл в Могилёв, ему была устроена торжественная встреча, во время к-рой члены Могилёвского братства читали приветственные вирши на книжном белорус., польск. и лат. языках. Сохранилось немного сведений об архипастырской деятельности И. Епископ столкнулся с активным противодействием униат. и католич. духовенства, в частности при вступлении в имущественные права. Ряд церквей (Троицкая в Мстиславле, Благовещенская и Свято-Духовская в Витебске, Спасская в Бобруйске) были обещаны православным, но оставались во владении униатов. Король обещал выделить на содержание Могилёвской правосл. епархии половину владений Полоцкого униат. архиепископа, но архиеп. Антоний (Селява) отказался передать владения правосл. архиерею и отправил в 1651 г. королю записку о том, что имения Полоцкой архиепископии не могут быть от нее отделены. Отчасти под влиянием этой записки, а также, вероятно, в связи с поражением казаков в Берестечской битве (июнь 1651) кор. Ян Казимир рескриптом от 20 февр. 1652 г. отнял у православных храмы и имения, предоставленные им согласно привилею от 2 мая 1650 г. За Могилёвской кафедрой в 1652 г. были закреплены только могилёвский Преображенский мон-рь и с. Печерск с окрестностями, остальные имения остались у униатов. И. уделял особое внимание вопросам подготовки клириков и устроения иноческой жизни. Епископ уволил настоятеля Воскресенского мон-ря в г.

http://pravenc.ru/text/578513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕВЛЕВИЧИ [белорус. правосл. церковные и общественные деятели XVII в. на белорус. и укр. землях в Речи Посполитой. Фома (кон. XVI в., Могилёв - не позже 60-х гг. XVII в.), правосл. писатель и педагог, один из идеологов братского движения на белорус. и укр. землях 1-й пол. XVII в. Был идейно близок к антиуниат. публицистам рубежа XVI и XVII вв., сторонник единства вост. славян. Детские годы Ф. прошли в Могилёве, предположительно он учился в школе могилёвского Спасского братства (создана в 90-х гг. XVI в.), затем в киевской Богоявленской братской школе (известна с 1615). В нач. 20-х гг. Ф.- студент фак-та «семи свободных искусств» Краковского (Ягеллонского) ун-та, который окончил в 1625 г. Преподавал в Киевской братской школе, в 1628-1632 гг. ректор школы. После объединения по инициативе нового митр. Киевского свт. Петра (Могилы) этой школы со школой Киево-Печерской лавры (1631) и образования Киево-Могилянской коллегии Ф. вместе с племянником Игнатием Иевлевичем покинул Киев, в февр. 1632 г. перебрался в Могилёв, где продолжил педагогическую деятельность. По-видимому, он преподавал в уч-ще создававшегося в то время Богоявленского братства. В 1633 г. могилёвские мещане добились от кор. Владислава IV привилея на постройку новой школы при Богоявленском мон-ре. В дальнейшем Могилёвская братская школа наряду с Виленской и Брестской была известна тем, что в них наиболее полно обучали «семи свободным искусствам». В 40-х гг. Ф. преподавал в братской школе Слуцка. В 1658 г. был могилёвским протопопом. Литературное наследие Ф. представлено философско-публицистической поэмой «Лабиринт, или Запутанная дорога, где Прекрасная Мудрость по долгу своему господам могилевчанам и тем, кто им подобен в действиях своих, кратчайший и наилучший путь указывает». Произведение было издано на польском языке в 1625 г. в Кракове в типографии Франтишка Цезария Старшего. В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр находится в фондах Московской Синодальной типографии РГАДА в Москве.

http://pravenc.ru/text/293557.html

На кафедру в Могилёв был приглашен «Таганрогский архиепископ» Владимир (Кириллов), прибывший в епархию 8 окт. 1924 г. «Гибкий» подход «митрополита» Владимира в вопросе о распространении обновленчества стал причиной его конфликта с секретарем Белорусского синода Трусевичем, который настаивал на бескомпромиссных действиях. В марте 1925 г. настоятель кафедрального собора прот. И. Мигай вместе с церковным советом провел собрание, на к-ром было принято решение о возвращении прихода в Патриаршую Церковь. «Митрополиту» Владимиру предъявили требование о переходе в «тихоновскую» Церковь. После 2-го Московского обновленческого собора в 1925 г. в Могилёве был созван 2-й Белорусский собор, на к-ром уполномоченный из Москвы представил «Смоленского архиепископа» Алексия (Дьяконова) в качестве белорус. епископа. Последний своими «деспотическими действиями произвел тяжелое впечатление на духовенство и некоторые благочинные прямо на соборе подали заявление об уходе из раскола» (Там же. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 516. Л. 41). В янв. 1926 г. Владимир (Кириллов) переехал в Минск. На Могилёвскую кафедру получил приглашение «Изюмский архиепископ» Иосиф (Кречетович), прибывший в июне 1926 г. в Могилёв. К янв. 1928 г. на территории Могилёвской епархии действовали 50 обновленческих приходов, 120 «тихоновских», о юрисдикционной принадлежности еще 30 приходов нет сведений. Ощутимый удар по обновленчеству был нанесен в результате закрытия ряда мон-рей, поддерживавших раскол, напр. Буйничского мон-ря (ок. 1925). Настоятель Белыничской обители Николай (Судзиловский) в 1923 г. был рукоположен на обновленческую Стародубскую и Гомельскую кафедру. В кон. 1925 г. он вернулся в мон-рь, в сер. 1926 г. ездил в Москву и там после встречи с архиеп. Константином (Булычёвым) примкнул к григорианскому расколу . В марте 1927 г. насельники Белыничской обители, в т. ч. 10 иеромонахов, присоединились к григорианскому расколу и направили в Белорусский синод заявление о том, что «монастырь не считает себя в церковном общении с обновленческим синодом» (Там же. Д. 225. Л. 19). Их примеру последовали приходы в Могилёве: Петропавловский, Троицкий, Воскресенский, Борисоглебский. В «тихоновскую» Церковь вернулись Чериковское, Быховское благочиния и часть Чаусского (Там же. Ф. 2786. Оп. 1. Д. 516. Л. 40 об.).

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Могилёв-Подольский. Церковь Параскевы Пятницы в Немии. П’ятницька церква /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Немия с. — составляет северо-западное предместье г. Могилева, в 2 вер. от него, на левом берегу р. Днестра, при впадении в нее речки Немии, которая разделяет село на две части: восточную — мещанскую и западную — крестьянскую. Село лежит в долине, со всех сторон замкнутой горами, в местности не вполне здоровой, с песчано-каменистою почвою. В исторических документах село упоминается в 1-й половин XVI в., хотя эта местность, несомненно, была заселена еще в доисторическую эпоху, о чем свидетельствуют находки каменных и бронзовых изделий в окрестностях села, а также в раскопанныъ здесь двух могилах. Близ села есть так называемая " Пеланова " скала, под которой, по преданию, зарыт богатый клад. При постройке железной дороги во время расчистки пути найден железный шлем, хранящийся теперь в Каменець-Под. Древлехранилище. Н. принадлежала кн. Сапеге, а теперь Красовскому. Ныне всего населения в Н. 749. муж. и 136 жен. православного исповедания, в числе которых 155 муж. и 444 жен. мещан, приписанны к г. Могилеву; остальные — крестьяне-земледельцы; католиков только несколько душ. Некогда в Н. проживали и греки, но впоследствии выселились отсюда. Мещане занимаются ремеслами — сапожным, бочарным, торговлею и рыболовством, а крестьяне, кроме хлебопашества, ломкою камня, из которого приготовляют мельничные жернова. До постройки нынешнего храма, по преданию, в Н. была старая деревянная церковь, на месте которой в 1775 г. на средства прихожан построена теперешняя деревянная трехкупольная крестовидная церковь в честь св. Параскевы (14 октября). Колокольня также деревянная; иконостас четырехъярусный, 1799 г. Здание церкви очень обветшало, почему в настоящее время собираются средства на постройку новой. В храме есть чтимая народом икона Богоматери " Всех скорбящих Радосте " , выписанная из Афона, на кипарисной доске, а также храмовая — преподобн. Параскевы. Церк. земли: усад. 1 д. 1844 с., пах. 34 д. 566 с. и неуд. 1 д. 1408 с., а всего 37 д. 1418 с. Причтовые помещения построены на средства помещика в 1881 г. Церк.-прих. школа с 1890 г.; помещается с 1894 г. в собственномь здании. С 1898 г. здесь есть еще школа грамоты для девочек. В 1897 г. в Н. открыта Комитетом Попечительства о народной трезвости народная чайная с читальнею.

http://sobory.ru/article/?object=59325

Борколабово. Борколабовский Вознесенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1641 - 1659. Ссылки:   Адрес: 213310, Могилевская обл., Быховский район, д. Борколабово, ул. Днепровская, д. 10, к. 2. Координаты: 53.603096, 30.264732 Проезд:Пригородным поездом Могилёв-Быхов-Жлобин. Остановочный пункт Борколабово. Автобус: Могилёв-Быхов Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Борколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Борколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. В 1564 г. он основывает свой замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром приднепровского края. Со второй половины XVI территория Беларуси входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, в котором королевские власти были склонны к политике окатоличивания населения. Баркулаб Корсак и его наследники не поддерживали таких такой тенденций и стремились противодействовать им. В 1594 году князем Соломерицким была заложена православная церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Соломерицкого Богдан и Анна, наставником которых был известный Мелетий Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово. Более того, через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Известный постройки монастыря этого времени – Вознесенский храм, колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=42315

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010