До нач. XX в. основным источником сведений о жизни Л. считалось 2-е Житие святого, составленное между 918 и 930 гг. мон. Хукбальдом из Сент-Аманда и посвященное Утрехтскому еп. Бальдерику (918-975). Хукбальд опирался гл. обр. на Древнее Житие, текст которого агиограф получил из аббатства Верден ( L ö we. 1965. S. 362; о датировке см.: Kronshage. 1964. S. 20). В распоряжении Хукбальда были сочинения Утрехтского еп. Радбода (899-917), прежде всего Эклога в честь Л. (BHL, N 4811; MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 169-172; рус. пер.: Радбод Утрехтский. 2012. С. 393-394) и гомилия в день памяти святого (BHL, N 4814; PL. 132. Col. 553-558). Дополнительными источниками стали Житие св. Виллиброрда, составленное Алкуином, краткая редакция Лоршских анналов, «Большая Хроника» Беды Достопочтенного и др. ( L ö we. 1965. S. 348-350). В классическое средневековье агиографические сказания о Л. почти не создавались. О миссии Л. повествуется в стихотворном переложении Жития св. Лиудгера, выполненном неизвестным монахом из Вердена в 1-й пол. XII в. (BHL, N 4944). К XV в. относится Житие Л., автор к-рого был последователем Devotio moderna ( Coens. 1915/1916. P. 306-330), а также неск. нидерланд. переводов Древнего Жития (см.: Otten. 2006. S. 19). Среди адресатов письма св. Бонифация , датированного 746 или 747 г., назван некий еп. Леофвине (Leofuuine coepiscopi - Die Briefe des hl. Bonifatius und Lullus/Hrsg. M. Tangl. B., 1916. S. 147). По-видимому, Леофвине не следует отождествлять с Л., т. к. святой не был епископом ( Lintzel. 1931. S. 77). Житие Л. происходил из Англии, получил там образование и был рукоположен во пресвитера. Ему неоднократно являлся Господь с повелением отправиться на берега р. Эйссел, вдоль к-рой проходила граница Франкского гос-ва и саксон. земель, и проповедовать местным жителям. Последовав этому указанию, Л. прибыл в Утрехт и попросил аббата Григория, воспитанника св. Бонифация, дать ему спутника. Вместе с мон. Мархельмом, учеником св. Виллиброрда , Л. поселился у вдовы Абархильды, жившей на восточном берегу Эйссела. Вскоре местные жители построили ораторий (небольшую церковь) в местности Вилп (по-видимому, там находился почитавшийся язычниками источник - Otten. 2006. S. 50-52), а впосл.- церковь и жилище (ecclesiam et mansionem) для проповедника в неск. километрах ниже по течению реки. На этом месте возникло сел. Девентер.

http://pravenc.ru/text/2463217.html

Ко времени его правления относятся первые сведения о распространении христианства в дельте Рейна. Наиболее известными епископами Моза-Траекта меровингской эпохи были Монульф († 597), Иоанн Агнус (623-629?, † ок. 647) и св. Ламберт (ок. 700). Епископскую кафедру Моза-Траекта часто занимали представители местной знати, стремившиеся сохранять контакты с меровингским королевским двором. В отличие от них епископы в Южных Н. были выходцами из областей Галлии: из Тулла (ныне Туль, Франция) происходил Ведаст († ок. 540), еп. Атребата (ныне Аррас, Франция) и придворный франк. кор. Хлотаря I; в г. Эпозий (ныне Кариньян, Франция) в Арденнах род. Гаугерих , еп. Камарака († ок. 625); Ахарий († 639) и Элигий († ок. 660) происходили из Аквитании; Аудомар, еп. Тарвенны († ок. 670), был выходцем из Бретани. При Дагоберте I ведущую роль в христианизации региона стали играть миссионеры из Аквитании, Британии и Ирландии. Монастыри, основанные ими, становились опорой епископов и местных аристократов и получали от последних большие земельные дарения. Из Аквитании происходил св. Аманд , «апостол Бельгии», основавший обители в Эльноне (впосл. переименован в Сент-Аман в честь основателя, ныне Сент-Аман-лез-О, Франция), Маршьене (ныне на территории Франции) и др., его ближайшими соратниками были монахи из монастырей Боббио и Люксёй Иона и Ахарий (впосл. еп. Турнака (ныне Турне, Бельгия)). Монахами Люксёя были также Аудомар, 1-й еп. Тарвенны, и Ремакль, еп. Моза-Траекта (650-669), позднее основавший аббатство Ставло-Мальмеди (ныне в пров. Льеж, Бельгия). Ученик Аудомара Бертин недалеко от Тарвенны основал обитель, позднее названную в его честь - Сен-Бертен. Выходцем из Ирландии был св. Фоллиан, глава ирл. монашеской общины в мон-ре в Фоссе (ныне Фос-ла-Виль). Важнейшими письменными памятниками меровингской эпохи, созданными на территории Н., являются Жития святых Гаугериха, Ведаста, Аманда, Гертруды, Ламберта, Губерта и др. Посвящение св. Виллиброрда в сан архиепископа Утрехта в 695 г. в Риме. Фрагмент мантии. Ок. 1510 г. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, Утрехт) Посвящение св. Виллиброрда в сан архиепископа Утрехта в 695 г. в Риме. Фрагмент мантии. Ок. 1510 г. (Музей мон-ря вмц. Екатерины, Утрехт)

http://pravenc.ru/text/2565200.html

С распространением в континентальной Европе почитания О. мн. церкви и мон-ри начали претендовать на обладание реликвиями, связанными с его именем. Уже Беда Достопочтенный упоминал частицу шеста, на к-рый была насажена отрубленная голова О., хранившуюся у св. Виллиброрда († 739), англосакс. миссионера во Фризии. Беда Достопочтенный описал исцеление от этой реликвии во время пребывания Виллиброрда в Ирландии (между 678 и 690). Позднее на обладание главой О. претендовали монастыри Эхтернах (основанный Виллибрордом) и Хильдесхайм (сохр. бюст-реликварий, изготовленный в 80-х гг. XII в.), а также собор Падерборна (по преданию, реликвия была перенесена туда из мон-ря Херфорд). Фрагмент черепа О. также почитался в церкви г. Боссвайлера (епископство Шпайер). Имеются сведения о реликвиях О., находившихся в ряде др. церквей и мон-рей Германии (в Трире, Тегернзе, Прюфенинге и др.). В Дании в соборе г. Оденсе к 1086 г. в реликварии (capsula) хранилась частица мощей О. (Vitae Sanctorum Danorum/Cur. M. Cl. Gertz. Kbh., 1908. P. 120). Она была подарена католич. св. кор. Кнудом IV (II), к-рый приобрел реликвии во время одного из англ. походов (1069-1070 и 1074). На южнонем. землях распространение почитания О. связывается с Юдифью († 1095), дочерью графа Фландрии и вдовой эрла Нортумбрии Тостига (брата последнего англосакс. кор. Гарольда Годвинсона), в 1071 г. вышедшей замуж за Вельфа I, герц. Баварии († 1101). По преданию, Юдифь забрала из Бамборо мощи О. и впосл. подарила их мон-рю Вайнгартен (ныне земля Баден-Вюртемберг), оттуда их частица в 1485 г. была перевезена в швейцар. г. Цуг. Со временем О. стал почитаться как покровитель кантона Цуг ( Baker E. P. St. Oswald and His Church at Zug//Archaeologia. Oxf., 1949. Vol. 93. P. 103-123). В Юж. Германии к XIII в. О. почитали в Тироле, не позднее XIV в.- во Фриуле, в ц. сел. Саурис находились его реликвии, в XVIII в. почитание О. зафиксировано в Венеции и др. городах Сев. Италии ( Idem. The Cult of St. Oswald in Northern Italy//Ibid. 1951. Vol. 94. P. 167-194). Известно о почитании мощей О. в средние века в Нидерландах. В кон. XII в. Симон, монах аббатства Эгмонд (Сев. Голландия), привез туда частицу мощей О. из Гента. В 1221 г. состоялось торжественное перенесение в новую гробницу реликвий О. (возможно, вторичных) в мон-ре св. Виннока в Берге (вероятно, почитались там с XI в.). Они были уничтожены при разорении мон-ря протестантами в 1558 г. ( Huyghebaert N.-N. Les deux translations du roi St. Oswald à Bergues-Saint-Winoc//RBen. 1976. Vol. 86. P. 83-93). В 1587 г. реликвии О. вместе с мощами мн. др. святых были подарены Хуаном де Борха иезуитской ц. св. Рока в Лиссабоне (ActaSS. Jan. T. 2. P. 612). С XVII в. зафиксировано почитание мощей О. в мон-ре Нотр-Дам во франц. г. Суасон.

http://pravenc.ru/text/2581595.html

В городе Трир до сих пор существует женский монастырь , в котором во времена Виллиброрда разразилась страшная чума. Многие монахини умерли от чумы, остальные либо были прикованы к постели этой страшной болезнью, либо пребывали в жутком страхе, ожидая внезапной смерти в любой момент. Недалеко от Трира стоит монастырь святого Виллиброрда в месте, под названием Эхтернах, где до сих пор покоятся святые мощи этого дивного угодника и где служат его преемники по просьбе самого святого и при поддержке благочестивых королей. Услышав, что Виллиброрд приехал в монастырь Эхтернаха, монахини послали за ним, прося немедленно прийти в их обитель. Святой же, по примеру первоверховного апостола Петра, бросившего все дела и поспешившего из Иоппии в Лиду, вняв просьбе благочестивых вдов вернуть к жизни святую Тавифу, тотчас же отправился в Трир к больным монахиням. Приехав в монастырь, он первым делом отслужил литургию о здравии больных сестер и, освятив воду, велел покропить ею все постройки обители и дать выпить сестрам. По милости Божией все болевшие монахини очень быстро выздоровели, и больше от чумы в том монастыре никто не умирал. Хозяин одного семейства и весь его дом страдали от постоянных козней и наветов лукавого духа, поселившегося в их доме. Этот нечистый дух хватал еду, одежду и прочие предметы и бросал их в огонь. Однажды ночью, когда родители спали, лукавый бес схватил их ребенка и швырнул в огонь. Услышав жалобный крик, родители проснулись и лишь чудом смогли спасти своего малыша из пламени. Жители этого дома долго страдали от беса, и ни один священник не мог его изгнать. Но вот святой Виллиброрд, услышав про это от главы семейства, послал им святой воды, которой велел окропить всю мебель, предварительно вынеся ее из дома, ибо предвидел, что дом их сгорит. Как только хозяева вытащили из дома и окропили мебель, в доме внезапно начался пожар, быстро охвативший весь дом, так что от него остался лишь пепел. После того как на этом месте был построен новый дом и освящен святой водой, лукавый дух перестал досаждать его жильцам. С тех пор они жили тихо и спокойно, благодарили Бога за то, что Он избавил их от бедствий через Своего святого угодника Виллиброрда.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУЛЬФРАМ [лат. Wulframus; франц. Vulfran, Wulfran] († до 704), свт. (пам. зап. 15 окт., в рим. мартирологе Цезаря Барония 20 марта), архиеп. г. Сеноны (совр. Санс, Франция). Происходил из знатной семьи, с ранних лет родители готовили его к священству. Церковное служение начал в придворном клире франк. королей Нейстрии Хлотаря III (657-673) и Теодориха III (675-691), к-рый назначил В. архиепископом Сенон после 683 г. В 690-691 гг. В. оставил кафедру и после неск. месяцев пребывания в мон-ре Фонтенель (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) отправился миссионером к фризам. Миссионерская деятельность В. продолжалась 5 лет, однако не увенчалась крупным успехом. В 696-697 гг. он вернулся в Фонтенель, отказался от епископского сана и вел жизнь простого монаха. 31 марта 704 г., вскоре после кончины В., состоялось открытие и перенесение его мощей. Сохранилось 2 жития В. Краткое (Vita prima, brevior) было написано по просьбе аббата Фонтенеля Байна монахом этого мон-ря Ионой после перенесения мощей В. Это произведение содержит немного исторических сведений о святом. Ок. 752-756 гг. неизвестным автором было составлено пространное житие (Vita largior), позднее оно было переработано и расширено, в частности, сведениями о миссионерской деятельности В. среди фризов. Проповедь В. сравнивается по успехам с миссией св. Виллиброрда . В тексте заметно влияние Жития Виллиброрда, написанного Алкуином, к-рым автор, по-видимому, пользовался при описании миссии В., в XI в. были созданы «Чудеса св. Вульфрама». Мощи В. хранились в аббатстве Фонтенель до 1058 г., когда Гульельмо ди Тальвас, граф Понтьё, перенес частицу мощей святого в Абвиль (принадлежал в то время диоцезу Аррас, ныне диоцез Амьен), где они были помещены в специальной часовне. В 1639 г. по просьбе кор. Франции Людовика XIII частицы мощей В. из Абвиля были переданы церкви мон-ря Валь-де-Грас в Париже и в кафедральный собор Санса. Память В. особо отмечается в диоцезах Аррас, Амьен и Санс (Франция), Гент (Бельгия), Утрехт (Нидерланды). В Абвиле есть ц. св. Вульфрама. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 143-165. Лит.: Legris A. Les Vies interpolées des saints de Fontenelle//AnBoll. 1898. Vol. 17. P. 287-295; Brouette É. Vulfranno di Sens//BiblSS. Vol. 12. Col. 1363-1365. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/161021.html

Но после того как они погрузили все необходимое для путешествия на борт и несколько дней прождали благоприятного ветра, однажды ночью разыгралась сильная буря, которая смыла с корабля все припасы и оставила его лежать на боку в воде. При этом все, что принадлежало Эгберту и его спутникам, было спасено. Так по слову пророка: «Ради меня постигла вас эта великая буря» , он отказался от задуманного и вместо этого остался дома. Среди его спутников был некий Виктберт , известный как отвержением мира сего, так и своей ученостью. Много лет он странствовал по Ибернии, живя отшельником в великом совершенстве. Он сел на корабль и, достигнув Фризии, два года проповедовал Слово жизни тому народу и их королю Радбоду , но не получил никакого плода своих трудов от слушавших его варваров. Поэтому он вернулся к излюбленному месту странствий и там вновь посвятил себя Господу в уединении и молчании; хотя ему и не удалось обратить чужеземцев к вере, он более помог собственному народу примером своих добродетелей. Х. Как Виллиброрд проповедовал во Фризии и обратил многих ко Христу и как его спутники Хевальды стали мучениками Так Эгберт, человек Божий, увидел, что ему не позволено самому идти и проповедовать народам, но он может принести иную пользу святой церкви, как то было предсказано пророчеством. Хотя Виктберт не добился успеха, когда отправился в те области, Эгберт все же решил послать туда для проповеди Слова святых и деятельных мужей; среди них как саном, так и заслугами выделялся священник Виллиброрд . Когда они, в числе двенадцати, переплыли море, их милостиво принял дукс франков Пипин , который только что изгнал короля Радбода из ближней Фризии и захватил ее; туда он и послал их проповедовать. Он поддержал их своей властью, так что никто не смел мешать им во время проповеди; также он пообещал многие блага тем, кто согласится принять веру. Благодаря этому в соединении с Божьей милостью они в короткий срок обратили многих от идолослужения к вере Христовой. Следуя их примеру, двое английских священников, долго живших в Ибернии из любви к их вечному отечеству, явились в провинцию древних саксов в надежде своей проповедью обратить кого–либо из ее жителей ко Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Статир треверов. II-I вв. до Р. Х. (Музей Пражского монетного двора) Древнейшие следы пребывания человека на территории совр. Л. относят к эпохе палеолита (более 35 тыс. лет назад). В I тыс. до Р. Х. и нач. I тыс. по Р. Х. территорию совр. Л. населяли кельт. племена (известные античным историкам как треверы); в I в. до Р. Х. она вошла в состав Римского гос-ва; с кон. III в. по Р. Х. была в составе пров. Первая Белгика, столицей которой был г. Августа Треверов (ныне Трир), где еще с сер. III в. находился епископский стол. По всей видимости, под влиянием Августы Треверов началась христианизация территории совр. Л. С IV в. пров. Первая Белгика подвергалась регулярным вторжениям герм. племен франков, в нач. V в. была оставлена римскими войсками и к сер.- кон. века вошла в Австразию - историческое ядро Франкского государства. Территория совр. Л. по-прежнему находилась под влиянием Треверского (Трирского) епископства (с VIII в. архиеп-ство), со времени Меровингов пользовавшегося независимостью. В VI-VII вв. формируется структура приходов. В 697/8 г. св. Ирмина , аббатиса треверского мон-ря св. Марии (Эрен), теща франк. майордома Пипина II Геристальского, даровала англосакс. миссионеру «архиепископу фризов» св. Виллиброрду половину своего семейного поместья Эхтернах в нижнем течении р. Зауэр (ныне на территории Л.), которое включало небольшой мон-рь (monasteriolum), церковь и ксенодохий для странствующих монахов. Неск. лет спустя Пипин II и его жена даровали монастырю свою половину поместья. На этом месте Виллиброрд в нач. VIII в. выстроил новый мон-рь и стал его 1-м аббатом. В 739 г., согласно завещанию, Виллиброрд был похоронен в базилике обители; все дары, полученные им, были переданы братии. Когда Пипин III взошел на франк. престол в 751 г., Эхтернах получил статус «королевского монастыря», т. е. находился под особой королевской защитой. На протяжении VIII в. благодаря щедрым пожертвованиям местной аристократии и покровительству Каролингской династии Эхтернах превратился в один из крупнейших церковных и миссионерских центров в Сев. Европе, часто посещаемый монахами и паломниками, прежде всего из Англии и Ирландии; вокруг мон-ря образовалось поселение, впосл. превратившееся в город. В сер. IX в. аббатство было передано в управление каноникам.

http://pravenc.ru/text/2561080.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Х. Как Виллиброрд проповедовал во Фризии и обратил многих ко Христу и как его спутники Хевальды стали мучениками Так Эгберт, человек Божий, увидел, что ему не позволено самому идти и проповедовать народам, но он может принести иную пользу святой церкви, как то было предсказано пророчеством. Хотя Виктберт не добился успеха, когда отправился в те области, Эгберт все же решил послать туда для проповеди Слова святых и деятельных мужей; среди них как саном, так и заслугами выделялся священник Когда они, в числе двенадцати, переплыли море, их милостиво принял дукс франков который только что изгнал короля Радбода из ближней Фризии и захватил ее; туда он и послал их проповедовать. Он поддержал их своей властью, так что никто не смел мешать им во время проповеди; также он пообещал многие блага тем, кто согласится принять веру. Благодаря этому в соединении с Божьей милостью они в короткий срок обратили многих от идолослужения к вере Христовой. Следуя их примеру, двое английских священников, долго живших в Ибернии из любви к их вечному отечеству, явились в провинцию древних саксов в надежде своей проповедью обратить кого-либо из ее жителей ко Христу. Они пылали одинаковым рвением и носили одно имя, поскольку обоих звали Хевальд; различали их по цвету волос, поэтому одного называли Хевальдом Черным, а второго Хевальдом Белым. Оба они были полны благочестия, но Хевальд Черный лучше знал святые писания. Добравшись до той земли, они остановились в доме некоего старосты и попросили его проводить их к вышестоящему которому они должны были передать важное послание. Древние саксы не имеют короля, но только нескольких сатрапов, которые управляют народом и в случае войны бросают жребий, подчиняясь на время войны тому, на кого он падает. Когда же война кончится, они снова становятся сатрапами, равными по Итак, староста принял их и обещал проводить к тому сатрапу, которому подчинялся, но вместо этого продержал их у себя несколько дней.

http://sedmitza.ru/lib/text/440883/

Ноланским, отредактированная версия Мученичества св. Анастасия, ранее переведенного с греч. языка свт. Теодором, архиеп. Кентерберийским. На основе анонимного Жития св. Кеолфрида Беда Достопочтенный создал «Историю настоятелей Вермута и Ярроу» (Historia abbatum auctore Bede или Vita beatorum abbatum Benedicti, Ceolfridi, Eosterwini, Sigfridi atque Hwaetberthi). Им также был составлен 1-й англосакс. Мартиролог, куда вошли краткие сведения о 114 святых. Существенным вкладом Беды в развитие Ж. л. были повествования о бриттских и англосакс. святых в составе «Церковной истории народа англов». В работе над сочинениями Беда опирался как на письменные тексты (напр., на Житие свт. Германа Автиссиодурского, Житие прп. Фурсы), так и на устные свидетельства, рассказы и предания, бытовавшие в Англии его времени. Приведенные Бедой сведения стали основой для создания позднейших житийных текстов. С именем прп. Беды Достопочтенного связано зарождение лат. агиографической поэзии в Англии - в 10-20-х гг. VIII в. он написал поэму, посвященную свт. Кутберту. Свт. Альдхельм на основе одноименного трактата сочинил «Песнь о девственности». Сер. VIII в. датируются анонимная поэма о чудесах свт. Ниниана (Miracula S. Nynie) и Метрический календарь Йорка - поэма из 82 строк о Нортумбрийских святых. Ж. л. сер.- 2-й пол. VIII в. представлена Житием прп. Гутлака, к-рое было написано в 740 г. неким Феликсом, а также Житиями англосакс. миссионеров святых Виллиброрда, Виллибальда, Виннибальда, составленными на континенте соответственно Алкуином, свт. Бонифацием и мон. Хюгебургой. Позднее Алкуин создал поэтическое переложение написанного им ранее прозаического Жития свт. Виллиброрда. С нек-рой долей условности к разряду поэтической Ж. л. можно отнести поэму «Песнь об аббатах» некоего Этельвульфа (нач. IX в.). В период нашествий скандинавов в IX-X вв. и последующие 50 лет лат. Ж. л. в Англии переживала упадок. От этого времени сохранилось поэтическое Житие св. Вильфрида, написанное на континенте книжником Фридегодом по заказу Кентерберийского архиеп.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В других странах, где тоже имело место его почитание, святой упоминался как ирландец, несмотря на его английское имя: например, так он был записан в европейском молитвослове VIII века. Возможно, потому, что святой Ботольф был воспитан ирландцем святым Фурсеем, а возможно и потому, что Ботольф любил ирландское монашество и был любим ирландскими монахами. Этот молитвослов был, несомненно, как-то связан со святым Виллибрордом (658–739; память 7/20 ноября), миссионером из Нортумбрии и апостолом фризов, который в свои молодые годы вполне мог познакомиться в Англии со святым Ботольфом. Благодаря Виллиброрду и другим миссионерам святого Ботольфа вскоре уже почитали в Голландии, северной Германии и Дании, где день памяти святого – 17 июня – носил название «Botolphmas». Интересно, что в XI веке почитание Ботольфа было принесено и на Русь – в Киев, где тоже чтили его память . Большая часть жизни святого прошла в путешествиях, и потому он почитается как покровитель путешествующих и торговцев . В прошлом ему молились все, кто входил или въезжал в ворота Лондона, так как у каждых была посвященная Ботольфу церковь. В древности ему молились в Дании, в Киеве и в городе Бери-Сент-Эдмундс в Саффолке о даровании хорошей погоды, изобильных урожаев и о домашней скотине. Бесспорно, это связано с тем, что святой усердно возделывал почву в Икене, превратив бесплодную болотистую землю в плодородную и пахотную. Святой Ботольф – один из трех великих святых, которые, в союзе с благочестивыми королями, сделали в VII веке Восточную Англию полностью христианской страной. Первым следует упомянуть апостола восточных англов святого Феликса – епископа-миссионера, основателя семинарии и блестящего администратора ; вторым из них является столь активный в Норфолке ирландский миссионер, подвижник, монах и созерцатель, которому представлялись дивные видения, святой Фурсей ; а третьим является преподобный Ботольф, святой настоятель в Икене и распространитель монашества в этой части страны. Он, как и его брат святой Адольф, жил безупречной, достойной подражания монашеской жизнью и многое сделал для установления Церкви на востоке Англии и в других ее частях.

http://pravoslavie.ru/38541.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010