За четыре дня до прибытия Виллиброрда в Рим папе приснился сон, в котором ангел велел ему встретить этого святого мужа со всеми почестями, ибо сему избранному Богом человеку предстояло принести свет Евангелия многим душам; ангел сказал ему, что Виллиброрд приедет в Рим за получением епископского сана, и ни в чем, что бы он ни попросил, нельзя ему отказывать. Папа Сергий, получив во сне предупреждение, встретил Виллиброрда с великой радостью и почтением. Он увидел в святом такую горячую веру, преданность Богу и мудрость, что сразу назначил день посвящения и пригласил множество народа. Он созвал и досточтимых священников принять участие в церемонии. По апостольской традиции, в церкви первоверховного апостола Петра папа торжественно посвятил Виллиброрда в архиепископа. Понтифик нарек ему имя Климент и облачил в епископские одеяния, дав ему в знак архиерейского служения паллий, подобно тому, как Аарону и другим первосвященникам надевали ефод . По просьбе Виллиброрда, папа не колеблясь дал ему мощи святых и различные богослужебные сосуды. Получив от папы нужное, Виллиброрд отправился в обратный путь. Преданный Богу проповедник Евангелия, благословленный папой, с большим воодушевлением возвратился к королю франков. Король встретил его с немалым радушием и отправил проповедовать слово Божие в северные районы своего королевства, где из-за недостатка хороших наставников и упрямства местных жителей свет Евангелия Христова сиял еще не столь ярко. Чем яснее человек Божий видел необходимость избавления от невежества и утоления духовного голода жителей северных районов франкского королевства, тем энергичнее и пламеннее он проповедовал слово жизни. Какой громадный успех имели проделанные благодатью Божией труды Виллиброрда, можно видеть и по сей день, ибо люди, живущие в малых и больших укрепленных городах и деревнях, окончательно приведены к познанию истины и поклоняются единому Богу-Вседержителю, наставленные проповедью святителя. Другими свидетельствами являются многочисленные церкви, построенные Виллибрордом во всех местах, а также общины монахов и монахинь, собранные им в каждой области.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Этим шагом он продемонстрировал, что является последовательным продолжателем дела своего учителя епископа Вильфрида. Папа Сергий дал ему многочисленные указания, касавшиеся проведения миссии, и снабдил святыми мощами для строящихся храмов. Очевидно, одним из главных указаний, данных Виллиброрду папой, было вести миссионерскую деятельность от лица высшего церковного авторитета на Западе – Римской Церкви и в соответствии с ее требованиями. Таким образом, опора на Рим наряду с опорой на государственную власть стала еще одним принципом действия англосаксонских миссионеров. Спустя четверть века Бонифаций по примеру Виллиброрда также предпримет поездку в Рим с подобными же целями. Между тем для Виллиброрда началось время миссионерского успеха, развитие церковной жизни во Фрисландии шло полным ходом. Нужно было уже учреждать не просто епархию, а создавать митрополию с центром в Утрехте. Посоветовавшись со своими приближенными, Пипин отправил миссионера в Рим, чтобы папа рукоположил его во епископа для Фрисландии. Папа Сергий совершил епископскую хиротонию Виллиброрда 21 ноября 695 года, причем сразу даровал ему паллиум как главе новообразованной церковной области. В качестве знака символического принятия в Римскую Церковь Виллиброрд получил новое имя – Климент, в честь святого Климента, Римского папы 50 . После своего возвращения новопосвященный епископ начал в Утрехте строительство собора в честь Спасителя. Он восстановил также разрушенную франкскую церковь и освятил ее в честь святого Мартина. К сожалению, проект создания новой митрополии потерпел неудачу: хотя Виллиброрд и рукоположил двух епископов, они не получили в управление отдельных епархий и остались, вероятно, на положении хорепископов 51 . В отношениях с государственной властью святитель избрал очень мудрую тактику: все свой наиболее важные действия он согласовывал с влиятельными франкскими аристократами. Это позволило Виллиброрду расширить поле своей деятельности далеко за пределы Фрисландии. Он предпринял удачную миссионерскую поездку в Тюрингию и тем самым заложил и здесь основу для будущих трудов Бонифация.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Объединение дало рост новому сознанию национальной идентичности, и христиане понесли свет Христов в другие страны. Английские миссионеры отправились в начале VIII века в Европу и обратили ее ко Христу. Это были святой Климент (Виллиброрд), просветивший фризов, и святой Бонифаций. Из маленькой западной английской деревни Кредитон святой Бонифаций отправился в Европу по благословению папы-грека Захарии, став позднее апостолом Германии. Он устроил местную германскую Церковь и реформировал другие Церкви Северной Европы. Среди многих других вспомним и поистине великого короля Альфреда, принесшего не меч, но Евангелие своим смертельным врагам – датчанам, присылавшего пожертвования Иерусалимскому патриарху и даже в Индию. Не забудем и английских миссионеров, около 1000 года отправившихся в Норвегию, Швецию и, возможно, дальше, крестивших святого Олава Норвежского на островах Скилли; упомянем святого Сигфрида (Зигфрида), монаха из Гластонбери, крестившего святую Анну (княгиню Ирину) Новгородскую, супругу Ярослава Мудрого. В конце I тысячелетия Англия, благодаря объединяющему влиянию христианской веры, стала нацией. Первый король всей Англии святой Эдгар Мирный, живший в середине X века, подвел итог служению Церкви «ради мира во всем мире, благосостояния святых Божиих Церквей и соединения всех народов». Во время правления одного из его предшественников, Этельстана, Англия была полностью объединена, закрепились ее границы с Шотландией и Уэльсом и установились добрые взаимоотношения с народами континента. Победа эпохи воплощения воплотила христианскую веру, образовала христианство. Староанглийская Церковь дала примерно 300 святых и множество мучеников. Англия объединилась как суверенное, независимое государство с Церковью и была в отличных отношениях со своими соседями (единственное исключение составляли язычники-викинги, которые были не соседями, а завоевателями). Кентербери был церковной митрополией Англии. В Ирландии, Шотландии и Уэльсе были свои митрополии. На континенте тоже образовывались митрополии. Пиренейский полуостров имел своим апостольским центром Сантьяго с его выразительным мозарабским обрядом . Галльская Церковь образовалась на территории древней Галлии и имела свою митрополию в Лионе. В Италии один из центров был на севере, в Милане, с его амвросианскими обрядами и характерными обычаями, второй центр был в Риме с его патриархальными традициями. Нам не очень ясно, что было севернее, но точно известно, что здесь были центры церковного управления вдоль Рейна и к востоку – в Гамбурге, Магдебурге и Зальцбурге. В продолжение всего этого периода можно проследить, как образовывались Церкви-митрополии в различных районах Европы – яркий пример единства в разнообразии внутри Римского Патриархата и гармонии единства веры и автономии местных митрополитов.

http://pravoslavie.ru/31643.html

960 Имеется в виду Пипин Геристальский, майордом королевства франков в 681 -714 гг. 961 Староста-в оригинале uilicus (староста или управитель деревни). Satrapa- правитель провинции (сатрапии) в Персидском царстве и эллинистических государствах. Беда называет так герцога или правителя области, аналогичного англосаксонскому элдормену. 962 До конца VIII в. саксы были разделены на племена; их первым общим герцогом стал Видукинд около 785 г. 963 Имеется в виду походный алтарь на доске. Такой же принадлежал св. Кутберту и до сих пор хранится в соборе Дарэма. 964 3 октября 694 г. 965 О нем ничего не известно. 966 Имеется в виду Кёльн, носивший в римское время имя Colonia Agrippina. Видимо, останки братьев находились в храме на месте нынешнего Кёльнского собора. В 1074 г. архиепископ Ханно II велел перенести их в церковь св. Куниберта, но она так и не была достроена, и останки исчезли. 967 Свитберт или Свиктберт был посвящен Вилфридом в 693 г., когда тот находился в Мерсии после своего изгнания из Нортумбрии в 691 г. Эдди в своем житии не упоминает о посвящении Свитберта. 968 Боруктуары или бруктеры около 695 г. были разбиты саксами и прекратили существование в качестве самостоятельного племени. Их имя сохранилось в названии местности Борахтра. 969 Блитрида (правильнее Плектруда) была супругой Пипина Геристальского. После его смерти она попыталась захватить власть, но была побеждена своим пасынком Карлом Мартеллом и заточена в монастырь. 970 В оригинале In Litore (У берега). Это город Кайзерверт к северу от Дюссельдорфа. Мощи св. Свитберта до сих пор хранятся там в церкви, построенной в XIII в. Город стоял на острове до того же столетия, а после был соединен с берегом дамбой. 971 В календаре самого Виллиброрда обозначен 695 г. Посвящение совершилось накануне дня св. Цецилии (21 ноября), который в 695 г. выпадал на воскресенье-наиболее подходящий день для посвящения епископов. Папа дал Виллиброрду имя Климент, поскольку 23 ноября отмечалась память этого святого. 972 Ныне город Утрехт в Нидерландах. Вилты-племя в составе фризского союза. Происхождение названия Traiectum неизвестно.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОНИФАЦИЙ [лат. Bonifatius, от лат. bonum facere - делать добро или bonum fatum - благая судьба; первое имя - Винфрид] (между 672 и 675 близ Эксетера (Уэссекс, Англия) - 5.06.754 близ мест. Доккум (совр. Доккюм), Фрисландия (совр. Нидерланды)), св. (пам. зап. 5 июня), архиеп. Майнцский, «апостол Германии». Сведения о Б. сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий; наиболее известно написанное после 754 г. англосаксом св. Виллибальдом , первым биографом Б. Крещение и мученическая кончина св. Бонифация. Миниатюра из Требника. XI в. Крещение и мученическая кончина св. Бонифация. Миниатюра из Требника. XI в. Винфрид происходил из знатного рода; от монахов, посещавших дом его родителей, получил начатки религ. образования и в раннем детстве почувствовал призвание к духовному служению. Но его намерение встретило резкий отпор со стороны отца, к-рый только после исцеления от тяжелой болезни дал согласие на вступление сына в мон-рь. В возрасте 7 лет Винфрид был отдан как «посвященный Богу отрок» (puer oblatus) в мон-рь Эдесканкастр (Эксетер) под руководство аббата Вульфхарда. Через 7 лет Винфрид перешел в аббатство Нурслинг, находившееся между Винчестером и Саутгемптоном. Он вел строгую подвижническую жизнь, изучал Свящ. Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию, впосл. был назначен начальником монастырской школы. Как в духовном воспитании, так и в лит. опытах Винфрид тяготел к Альдхельму , аббату Малмсбери. Ок. 700 г. Винфрид был рукоположен во пресвитера; о нем заговорили как об ученом и многообещающем наставнике и проповеднике. Но, несмотря на перспективы духовной карьеры на родине, Винфрид в возрасте 40 лет покинул Англию и отправился на континент, следуя традиции «странствий ради Христа» (peregrinatio pro Christo) и проповеди христианства среди родственных народов, сложившейся у ирл. и англосакс. монахов. Не менее важным для Винфрида было стремление к объединению отдельных Церквей Запада под властью папы Римского. В 716 г. он предпринял первое путешествие во Фрисландию, где уже с кон. VII в. действовали англосакс. миссионеры, в т. ч. святые Вигберт и Виллиброрд (Климент). Фризский герц. Радбод, захвативший юго-зап. часть страны, остался равнодушен к новой религии и не оказал поддержки миссии. Натолкнувшись на сильное сопротивление местного населения, Винфрид осенью 716 г. со своими спутниками вернулся в Англию.

http://pravenc.ru/text/153073.html

Святая и пожизненно дева Христова Этельдреда, дочь Анны, короля англов, сперва выданная замуж за одного блистательного мужа, а затем – за короля Эгфрида, после того как 12 лет в целомудрии блюла супружеское ложе, приняла святой покров и стала после королевы монахиней, а вскоре после этого – благочестивой матерью и наставницей святых дев, получив для постройки монастыря место под названием Или; её заслуги при жизни удостоверило после смерти её тело, которое после 16 лет погребения было обнаружено нетленным вместе с одеждами, в которое оно было завёрнуто. 4649 г. (­ 698 г. Р.Х.) Юстиниан Младший, сын Константина, 10 лет. Он заключил с сарацинами мир на суше и на море сроком на 10 лет. Но и провинция Африка была подчинена Римской империи, тогда как ранее она была захвачена сарацинами, и даже Карфаген был взят и разрушен ими. Отправив своего протоспафария Захария, он приказал доставить в Константинополь блаженной памяти понтифика римской церкви Сергия, ибо тот отказался поддержать собор его ереси, который он провёл в Константинополе, и подписать его акты. Но ополчение города Равенны и соседних земель упредило нечестивые приказания императора и со стыдом и поношениями изгнало этого Захария из города Рима. Тот же папа Сергий поставил достопочтенного мужа Виллиброрда по прозвищу Климент епископом народа фризов, и он, странник ради вечного отечества (а был он из Британии, из народа англов), до сих пор причиняет неисчислимый вред дьяволу , а христианской вере приносит немалую прибыль. Юстиниан в наказание за вероломство был лишён царской славы и отбыл в ссылку в Понт. 4652 г. (­ 701 г. Р.Х.) Лев, 3 года. Папа Сергий благодаря откровению Господнему нашёл в святилище блаженного апостола Петра серебряный ларец, который долгое время лежал в тёмном углу, и обнаружил в нём крест, украшенный различными драгоценными камнями. Вытащив из него четыре гвоздя, в которые были вложены жемчужины, он увидел, что внутри спрятана удивительной величины частица Креста Господнего, которая с того времени каждый год почитается всем народом в базилике Спасителя, что зовётся Константиниана, в день Его воздвиженья.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Пипин любезно принял миссионеров, дал им позволение проповедовать в той части Фризии, которая была присоединена к Франкскому королевству, и обещал поддерживать их своей властью. Спустя некоторое время Виллиброрд отправился в Рим, с целью получения папского утверждения и инструкций для своей деятельности, равно как и с целью получения мощей для положения их в церквях, которые ему предстояло построить. По его возвращении, дело обращения было столь успешно, что Пипин пожелал его посвящения в архиепископа округа, в котором он трудился, и с этой целью во второй раз отправил его в Рим (696 г.). Папа Сергий согласился, и вместо варварского имени Виллиброрда дал ему имя Климента. Архиепископская кафедра была учреждена в Вилтабурге 2525 , и ему, по-видимому, удалось искоренить язычество во франкской части Фризии. Он пытался также распространить Евангелие и в независимой части страны и доходил даже до Дании, где однако же труды его имели лишь малый успех. По своему возвращению он высадился на Гелиголанд, который тогда назывался Фозитесланд, от имени бога Форсети или Фозита 2526 . Остров, этот считался святым. Никто не смел касаться живших на нем животных, или пить из его священного источника, кроме как в полном безмолвии, но, вопреки народному суеверию, Виллиброрд крестил трех обращенцев в этом источнике, и его сотоварищи убили нескольких из посвященных животных. Языческие жители, напрасно прождав, что мщение богов поразит дерзких чужестранцев смертью или сумасшествием, привели их к Радбоду, который находился в то время на острове. Перед каждым из миссионеров три раза были бросаемы жребии, с целью избрать кого-нибудь из них на смерть, наконец один из них был принесен в жертву, а Виллиброрд. обличавший заблуждение язычества с такой смелостью, что она вызвала изумление самого Радбода, был с почестью отправлен назад к Пепину 2527 . Возобновление войны между Радбодом и франками на время затормозило дело миссионеров. По смерти языческого короля в 719 году, обстоятельства сделались более благоприятными для проповеди Евангелия в независимой части Фризии, и Виллиброрд продолжал деятельно и успешно трудиться до самой своей смерти, последовавшей в 739 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один раз святой служитель Христов Виллиброрд, как обычно, спешил во Фризию проповедовать Евангелие. По пути он остановился на лугу одного зажиточного землевладельца, чтобы дать отдых своим лошадям, утомленным в дороге. Увидев, что лошади щиплют траву на его лугу, землевладелец пришел в ярость, начал их бить и прогонять прочь. Святой обратился к нему с добрыми словами приветствия, сказав: «Брат, не причиняй нам вреда. Мы отдыхаем здесь не потому, что хотим тебе навредить, а оттого, что очень устали. Мы трудимся ради славы Божией, и ты можешь заслужить награду за совершенное Божие дело, если примешь нас дружелюбно, по словам Господа: “Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня” (Ин. 13: 20). Успокойся и выпей с нами воды, а когда мы уедем, возвращайся к себе домой, и да благословит тебя Бог». Но жестокосердный человек настаивал на своем и не слушал человека Божия. Он продолжил свои оскорбления, браня и понося святого. «Ты просишь меня выпить вместе с тобой воды и успокоиться?! Так знай же, что я не желаю ничего пить вместе с тобой», – твердил он. Выслушав его, святой отвечал: «Коли не хочешь испить со мной, тогда не пей вовсе». И Виллиброрд вместе со своими спутниками отправился дальше. Упрямый землевладелец тоже поспешил домой, и внезапно его одолела жгучая жажда, но он не мог утолить ее вином, ибо уста, прекословившие святому Божию, не могли проглотить ни капли. Так муж, отказавшийся примириться с человеком Божиим, был наказан Богом. Послали за доктором, дабы облегчить страдания жаждущего и, если возможно, вернуть ему способность глотать. Он кричал от бессилия, но старания врачей и близких были тщетны: ни одна капля не могла попасть в его горло. Терзаемый угрызениями совести, землевладелец, узнав, что тот, кого он прогнал, был святой Виллиброрд, ждал дня его возвращения. Через год человек Божий, действительно, проезжал мимо тем же путем. Увидев Виллиброрда, больной скорее поспешил к нему навстречу. Искренне прося у него прощение, он умолял святого избавить его от длительного недуга. Исполнившись жалости к больному, Виллиброрд простил ему его грех, помолился о его исцелении и дал испить из своей собственной чаши. Землевладелец выпил из чаши святого и возвратился домой уже совсем здоровым.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Угодник Божий намеревался проповедовать и за пределами франкского государства. Он нашел в себе смелость прийти ко двору Радбода, короля фризов. Радбод, как и его подданные, был язычником. Виллиброрд же, где бы ни появлялся, всегда с бесстрашием проповедовал евангельское учение. Хотя король фризов встретил Виллиброрда добродушно и смиренно, однако сердце его ожесточалось против слова Божия. Видя, что здесь его проповедь пока не приносит ожидаемых плодов, угодник Божий отправился к диким и свирепым племенам датчан. В то время датчанами правил король Онгенд , что был свирепее дикого зверя и тверже камня. И все же он, просвещенный благодатью Божией, встретил провозвестника евангельской истины со всяческим почтением. Виллиброрд, узнав, что жители датского королевства настолько прилепились к бесовским языческим обрядам и грубому идолопоклонству, что, казалось, и не имели возможности обратиться с ложного пути, поспешил взять 30 мальчиков из их числа и вернуться в избранное им королевство франков. По дороге он наставил мальчиков в вере и совершил над каждым таинство крещения, чтобы, если кто-нибудь из них случайно погибнет в пути или от диких языческих племен, он не лишился бы по смерти небесных благ. Ожидая хитрых козней диавола, Виллиброрд решил подкрепить юные души мальчиков таинством Тела и Крови Господних. По дороге этот неутомимый проповедник слова Божия оказался на некоем острове, находившемся на границе государств фризов и датчан. Эти народы называли сей остров Фосителанд и почитали на нем бога Фосите, которому строили многочисленные храмы. Язычники держали этот остров в таком страхе, что никто из его жителей не смел ни притрагиваться к скоту, который там пасся, ни брать из источника воду. Человека Божия на этот остров выбросил шторм. Виллиброрд ждал несколько дней, пока буря утихнет и погода вновь станет ясной, чтобы ему можно было продолжить путь. Святой придавал мало значения тому, что язычники считали этот остров священным, а тамошний жестокий правитель предавал лютой смерти всякого, кто посмел притронуться к святыням острова.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Эгберт, впоследствии установивший в известном ирландском монастыре Иона римские порядки, сумел объединить идеал ирландского монашества перегринатио с англосаксонской идеей проповеди Слова Божия своим соплеменникам, оставшимся на континенте. Исходным пунктом миссии по примеру Вильфрида была избрана Фрисландия. Впрочем, первая попытка проповеди, предпринятая учениками Эгберта, была обречена на провал, поскольку они не смогли обратить в христианскую веру фризского герцога. «Радбод (фризский герцог. – Иг. Е.) и свободные фризы были в то время готовы меньше, чем когда бы то ни было, принять христианство – религию франков» 48 . Честь принести в языческую страну фризов свет Христовой истины была уготована другому. Проведя двенадцать лет в монастыре у Эгберта в строгой аскезе и ученых занятиях, Виллиброрд, уже рукоположенный к тому времени во священника, по благословению Эгберта отправился с двенадцатью спутниками – по примеру апостолов – на новое поле миссионерской деятельности, во Фрисландию. Уже из внешней канвы этих событий можно предположить, что на сей раз миссионерская поездка была подготовлена и продумана гораздо лучше. Важнейший вывод, сделанный из неудачи первой миссии, состоял в том, что в деле миссии нужно опираться на авторитет Франкской империи. Поэтому Виллиброрд со своими спутниками в первую очередь отправился к новому франкскому князю – Пипину Среднему, охотно согласившемуся предоставить добровольным помощникам для их миссионерской деятельности только что завоеванную Фрисландию. «Встреча англосаксонского монаха и каролингского правителя в 690 году предстает в глазах историка как весьма примечательное событие, поскольку здесь впервые протянули друг другу руки те политические и духовные силы, которые в VIII столетии объединят германское и латинское христианство» 49 . Опора на христианскую государственную власть стала с тех пор основополагающим принципом англосаксонской миссии. В 692 году Виллиброрд отправился в Рим, чтобы испросить благословение папы на свои миссионерские труды и получить от него соответствующие полномочия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010