В мае 719 года Бонифаций отправился в Тюрингию – область в центральной Германии, далеко на восток от Рейна и франков. Жители Тюрингии говорили на языке, который был близок родному языку Бонифация – староанглийскому. В здешних лесах и горах Бонифацию предстояло нести апостольские труды. Папа Григорий уже давно мечтал о такой миссии, чтобы Церковь могла расшириться далеко на восток к языческим германским племенам. При этом Бонифацию не была вверена какая-то определенная территория – его миссией было проповедовать «в языческих краях». Бонифаций выехал из Рима, пересек Альпы и Баварию и прибыл в Тюрингию. Он обнаружил, что здесь есть и христиане: они были крещены франкским духовенством и святым ирландским монахом Килианом; по преданию, последний принял здесь мученическую кончину около 689 года (память 8 июля). Но большинство жителей Тюрингии если и знали о Христе, то христианами в полном смысле этого слова не были; их скорее можно было назвать полухристианами. Здесь не было организованной церковной жизни, и от этого христианство, которое в те края принесли странствующие ирландские миссионеры, переплелось с язычеством и культами Тора и Одина. Будучи нечестивыми, тюрингцы принялись гнать и преследовать Бонифация. Увидев столь тяжкое положение дел, Бонифаций отправился на северо-запад, в землю франков, за помощью. Здесь он услышал, что во Фризии ситуация изменилась: Радбод умер, а архиепископ Виллиброрд вернулся. Бонифаций не стал задерживаться среди франков и поспешил во Фризию – «в языческие края», где он с самого начала желал трудиться ради Христа. Здесь он между 719 и 722 годами и трудился вместе со своим земляком святителем Виллибрордом. Это было удачное соединение опыта одного, уже в преклонных летах, и энергии другого, еще молодого. На западе Фризии с центром в Утрехте они оба основали местную Церковь. Бонифаций проявил себя как блестящий организатор. Святитель Виллиброрд хотел сделать Бонифация епископом и своим главным помощником, но тот отказался. В 722 году, с благословения архиепископа, святой Бонифаций, сделав во Фризии многое и еще большему научившись, двинулся на восток – в землю Гессен.

http://pravoslavie.ru/54303.html

Винфрид получил от папы документ, подтверждавший его полномочия как миссионера, 15 мая 719 года. При этом ему не было указано конкретное место деятельности – документ лишь в самых общих чертах определял его задачу как проповедь христианской веры. В нем имелось также требование придерживаться при крещении римского обряда и сообщать «по возможности» о возникающих трудностях папе. Как некогда Виллиброрд, в знак принятия в Римскую Церковь Винфрид получил новое имя. Папа наименовал его Бонифацием – в честь мученика Бонифация Римского 66 , память которого праздновалась накануне, 14 мая. При сходстве этих событий в жизни двух епископов-миссионеров нельзя опять-таки не заметить, что первый вошел в историю со своим старым, английским именем, второй же – с новым, римским. Хотя у Бонифация не было еще четко выработанного плана действий, его внимание в первую очередь привлекли – возможно, под влиянием бесед с Григорием II – германские области. Эти земли считались в Риме уже христианскими, но церковная жизнь находилась там в полном упадке. Летом 719 года он отправился в Тюрингию. О причинах и целях этой поездки высказывались самые разные мнения. На решение ехать в Тюрингию «могла повлиять перспектива дальнейшей миссии среди саксов, – считает компетентный Шифер, – в остальном возможны только предположения» 67 . Другой исследователь выдвигает следующую гипотезу: «В Тюрингии Бонифаций должен был встретиться с Виллибрордом, чтобы разобраться в сложной ситуации, которая возникла во Фрисландии вследствие его самовольного появления там. Едва ли можно сомневаться, что в Риме ничего не знали о причинах провала фризской миссии Виллиброрда, как и о его связях с Тюрингией и видах на нее. Именно поэтому Бонифация отправили в область Оры, где Виллиброрд имел владения и, соответственно, легче всего мог быть найден» 68 . Бонифаций отправился в Тюрингию через Баварию, где он впервые познакомился с печальным положением церковных дел этого герцогства. Очень скоро он должен был убедиться в том, что, несмотря на все данные ему в Риме полномочия, он никак не может повлиять на ситуацию. Местная аристократия и тюрингенское духовенство – в первую очередь те священники, которые сами знали Виллиброрда, – и слышать не хотели о западно-саксонском посланце. В этой стране, остававшейся еще, по сути дела, языческой, при соприкосновении с реалиями церковной жизни Бонифация постигло жестокое разочарование. «Что же еще оставалось ему делать, как не искать во Фрисландии человека, который все-таки пользовался авторитетом в этой стране и с которым нужно было как-то договариваться. (...) Только так можно объяснить несколько неожиданное путешествие Бонифация во Фрисландию летом и осенью 719 года» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Виллиброрда (Paris. lat. 10837, нач. VIII в.); в Анонимном Житии и прозаическом Житии, составленном Бедой, рассказывается о том, как один из священников Виллиброрда посетил Линдисфарн, тяжело заболел и вылечился лишь благодаря заступничеству святого. Однако в сакраментарии из основанного Виллибрордом мон-ря Эхтернах (кон. IX в.) нет мессы в день памяти К. На распространение почитания святого оказал влияние т. н. Стихотворный Йоркский календарь, составленный в кон. VIII в., вероятно в Йорке, в окружении Алкуина, и получивший широкое распространение в континентальной Европе. В Житии Алкуина (20-е гг. IX в.) К. упомянут среди наставников, через к-рых происходила передача учености от свт. Григория Великого и архиеп. Теодора Кентерберийского к Алкуину (MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 186). Память К. включена в календари эпохи Каролингов (St. Gallen. Stiftsbibl. 878 (1-я пол. IX в., в составе «Vademecum» Валафрида Страбона); Berolin. Phil. 1869 (из аббатства Прюм?); Ambros. M. 12 sup. (Ниж. Рейн?) и др.), а также в наиболее распространенные «исторические» мартирологи, составленные Вандальбертом Прюмским, Адоном Вьеннским, Узуардом и др. (см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 694-695. (MGH. Antiquitates. Libri memoriales; 2)). В XI-XII вв. благодаря деятельности англ. миссионеров почитание К. и др. брит. святых (мч. Альбана, архиеп. Дунстана, королей и мучеников Освальда и Эдмунда) получило широкое распространение в Норвегии (дни памяти этих святых указаны в Нидаросском календаре (ок. 1200); см.: Ommundsen A. The Cults of Saints in Norway before 1200//Saints and Their Lives on the Periphery: Veneration of Saints in Scandinavia and Eastern Europe (с. 1000-1200)/Ed. H. Antonsson, I. Garipzanov. Turnhout, 2010. P. 70; Toy J. The Commemoration of British Saints in the Medieval Liturgical Manuscripts of Scandinavia//Kyrkohistorisk erskrifm. Uppsala, 1983. Vol. 83. P. 91-103). Память К. как епископа и подвижника внесена в Римский мартиролог под 20 марта.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Служение великого Архипастыря сопровождалось бесчисленными чудесами. Однажды он напоил томившихся от жажды, и воды в его фляге нисколько не убавилось Служение великого Архипастыря сопровождалось бесчисленными чудесами. Однажды он напоил томившихся от жажды нищих, и воды в его фляге нисколько не убавилось. По его молитвам запасы в хранилищах чудесным образом преумножались. Однажды он молитвой остановил смертельную эпидемию в женском монастыре и совершил другие чудеса благодатью, дарованной ему Богом за сильную веру и святую жизнь. Труды святителя Виллиброрда принесли столь обильные плоды, что к концу его архиепископского служения язычество на территории его юрисдикции ослабло и сходило на нет. Во многих местах были воздвигнуты храмы и обители, включая знаменитый монастырь Эхтернах (Echternach; ныне в Люксембурге). Мощи свт. Виллиброрда в Эхтернахе, Люксембург Святитель Виллиброрд почил с миром в 739-м году. Его видели в ярком неземном свете, и множество людей стали свидетелями того, как его душа возносилась на небеса в окружении ангелов. Его мощи в монастыре Эхтернах прославились бесчисленными чудесами, и по сей день в этом городе ежегодно проводится традиционная «танцевальная процессия», целью которой является чествование святителя. Его основные мощи пребывают в базилике Святого Виллиброрда города Эхтернах. Небольшие частицы его мощей также пребывают в некоторых других странах и городах. Св. Адальберт Эгмондский Среди многочисленных прославленных во святых помощников святителя Виллиброрда в миссии во Фризии был святой Адальберт (Adalbert of Egmond), архидиакон Эгмондский. Он происходил из королевской семьи Нортумбрии (северная Англия). Как и святитель Виллиброрд, Адальберт получил духовное образование в Ратмельсиги. Впоследствии он был тесно связан с Эгмондом на северо-западе Нидерландов, где он и преставился. Из церкви, построенной над его могилой, позднее вырос Эгмондский монастырь – первый монастырь в Нидерландах. Через некоторое время после своей кончины святой Адальберт молитвой предотвратил вторжение пиратов, вызвав густой туман, опустившийся над городом. В настоящее время действует современное аббатство Эгмонд, в котором хранятся мощи святого Адальберта.

http://pravoslavie.ru/156192.html

В отношениях с дуксами Алеманнии и правителями Баварии из рода Агилольфингов Пипин II не достиг серьезных успехов. В пограничных районах участились нападения племен васконов (басков), саксов и фризов. Занимавшие земли в дельте Рейна фризы захватили пограничную крепость в Ультраекте (ныне Утрехт, Нидерланды). Со 2-й пол. VII в. среди язычников-фризов проповедовали христианство англосакс. миссионеры. Самым известным из них был св. Виллиброрд, к-рый прибыл на земли фризов ок. 690 г. и действовал при поддержке Пипина II. Майордом начал военные действия против фризов и нанес поражение их правителю Радбоду, вернув под власть франков Ультраект и старую рим. границу по р. Рейн. В то же время Пипин II попытался установить с Радбодом союзнические отношения: дочь правителя фризов вышла замуж за сына франк. майордома, Гримоальда. В Ультраекте была основана епископская кафедра, к-рую занял св. Виллиброрд. По настоянию Пипина II он отправился для рукоположения в Рим. Папа Сергий I (687-701) даровал Виллиброрду титул архиепископа фризов. В более поздней каролингской историографии, представленной, напр., Старшими Мецскими анналами (Annales Mettenses priores/Ed. B. de Simson//MGH. Script. Rer. Germ. T. 10. P. 1-98), Пипин II прославлен как мудрый и благочестивый правитель. Майордом отличался справедливостью, защищал христ. Церковь. В офиц. каролингской историографии приход к власти К. объяснялся тем, что слабые короли из династии Меровингов оказались неспособны управлять гос-вом, реальная власть сосредоточилась в руках Пипина II. Однако есть основания полагать, что на рубеже VII и VIII вв. Меровинги вовсе не были политическими марионетками, которые действовали по указанию майордома. Король управлял гос-вом, делал земельные пожалования, устанавливал внешнеполитические связи. Должностные лица приносили клятву на верность королю, и только он считался законным правителем франков. Пипин Короткий. Миниатюра из Анонимной императорской хроники. Ок. 1112–1114 гг. (Cantabr. Corp. Chris. MS 373.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Содержание книги пятой I. Как Эдильвальд, наследник Кутберта в трудах отшельнической жизни, смирил бурю своими молитвами, когда его братья боролись с волнами. II. Как епископ Иоанн исцелил своим благословением глухого. III. Как он своими молитвами исцелил больную девушку. IV. Как он излечил святой водой больную жену комита. V. Как он молитвой вернул к жизни слугу комита. VI. Как своими молитвами и благословением он спас от смерти клирика, пострадавшего от падения. VII. Как Кэдвалла, король западных саксов, прибыл в Рим для крещения и о том, как его наследник Ине также посетил гробницы блаженных апостолов. VIII. Как после смерти Теодора архиепископом сделался Бертвольд и как среди многих посвященных он поставил ученейшего Товия епископом церкви Хрофа. IX. Как святой муж по имени Эгберт хотел отправиться с проповедью в Германию, но не был туда допущен; и как Виктберт попал туда, но не добился успеха и вернулся в Ибернию, откуда он прибыл. Х. Как Виллиброрд проповедовал во Фризии и обратил многих ко Христу и как его спутники Хевальды стали мучениками. XI. Как достопочтенные Свидберт и Виллиброрд были посвящены в епископы Фризии, один в Британии, а другой в Риме. XII. Как некий муж в Нортумбрии восстал из мертвых и рассказал о многих увиденных им вещах, как пугающих, так и радостных. XIII. Как, напротив, другому мужу, стоящему на пороге смерти, демоны показали книгу, где были записаны его прегрешения. XIV. Как еще один муж накануне смерти увидел место будущих своих адских мучений. XV. Как большинство церквей скоттов приняли католическую Пасху по настоянию Адамнана и как последний написал книгу о святых местах. XVI. Что он написал в этой книге о местах рождества Господа, Его страстей и Его воскрешения. XVII. Что он писал о месте вознесения Господа и о гробницах патриархов. XVIII. Как южные саксы получили в епископы Эдберта и Эоллана, а западные саксы Даниэля и Альдхельма и о писаниях упомянутого Альдхельма. XIX. Как Кенред, король мерсийцев, и Оффа, король восточных саксов, окончили жизнь в Риме в монашеском звании и о жизни и кончине епископа Вилфрида. ХХ. Как Альбин наследовал аббату Адриану, а Акка-епископу Вилфриду. XXI. Как аббат Кеолфрид послал в королевство пиктов строителей храмов и отправил с ними письмо о католической Пасхе и о тонзуре. XXII. Как монахи Ии и подчиненных им монастырей начали праздновать католическую Пасху по научению Эгберта. XXIII. Нынешнее состояние народа англов и всей Британии. XXIV. Хронологическое оглавление всего труда; также о его авторе. Начало этой книги. Удачи читающему! Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/440853/

письменные источники, посвященные истории VI-VIII вв.,- «Сага об Инглингах» (Ynglinga saga) и «Деяния датчан» (Gesta Danorum) Саксона Грамматика - сообщают в основном легендарные сведения. Эта традиция возводит общую скандинавскую историю к переселению в Скандинавию племени свеев во главе с обожествленным позднее конунгом Одином из Вел. Швеции, локализуемой источниками в Вост. Европе. Легендарная история Д. связана с династией Скьёльдунгов, происходившей от Скьёльда, сына некоего Лотера ( Saxo. Gesta Danorum. I 3. 1). В 515 г. конунг геатов Хигелак (Хлохилаих) предпринял поход на владения франков. Об этом походе данов сообщается в англосакс. поэме «Беовульф» (VIII в.), а также в «Истории франков» Григория Турского ( Greg. Turon. Hist. Franc. III 3). Хигелак вторгся во владения зап. фризов и добрался по Рейну до земель франк. кор. Теодориха. Он разграбил их, но на обратном пути был настигнут войском Теодеберта, сына Теодориха, и убит, а его флот, уже нагруженный трофеями и отосланный вперед, был полностью уничтожен. Вместе с Хигелаком в бою погиб и его сын Хердред. В VI-VII вв. о народе данов упоминали Иоанн Малала ( Ioan. Malal. Chron. II 39), Беда Достопочтенный ( Beda. Hist. eccl. V 9). Распространение христианства С кон. VII в. в Д. распространялось христианство. Известно, что некоторые викинги обращались в христ. веру во время набегов и пребывания в Англии, во Франкском королевстве, в Италии, часто крещение населения входило в условия договоров с властями этих стран. Нач. VIII в. датируется миссия св. Виллиброрда на Фризских о-вах, в Шлезвиге и Д. Алкуин в Житии св. Виллиброрда сообщает о поездке святого к «дикому народу данов» (ок. 714) и о встрече с кор. Онгендом (лат. Ongendus, вероятно, Ангантюр), «человеком более жестоким, нежели дикий зверь, и более твердым, нежели камень» ( Alcuinus. Vita Willibrordi. 9). Рунический камень, установленный Харальдом Синезубым в Еллинге. Ок. 965 г. Рунический камень, установленный Харальдом Синезубым в Еллинге. Ок. 965 г. Франк.

http://pravenc.ru/text/171341.html

Ignatii pro societate Jesu approbatus) 120 , Винценция (Formula benedictionis aquae S. Vincentii Ferrerii pro infirmis) 121 , другого Винценция (Formula benedictionis aquae S. Vincentii a Paulo pro infirmis) 122 , Виллиброрда (Modus benedicendi aquam in honorem S. Willibrordi) 123 , 13) Раймунда (Benedictio aquae in honorem S. Raymundi Nonnati pro infirmis) 124 , 14) чин благословения воды в праздник святого копия и гвоздей Господних (Benedictio aquae in festo Lanceae et Clavorum Domini) 125 , 15) чин благословения воды для испрошения больным здравия по заслугам и ходатайству Пресвятой Девы Марии и св. Тореллия исповедника (Benedictio aquae infirmis praestandae ad consequendam sanitatem meritis et intercessione beatissimae Mariae Virg. et S. Torelli Confessoris) 126 , 16) чин благословения воды с мощами св. мученика Петра (Benedictio aque cum reliquiis S. Petri martyris) 127 . – Чины благословения воды крещальной, или крещального источника, чины благословения воды в навечерии Богоявления Господня, в честь Губерта, Виллиброрда и другие соединены с заклинанием (exorcismus) злого духа; и все вообще чины благословенной воде усвояют целебные и другие спасительные действия для тела и души человека. Так, например, в чине освящения крещального источника встречаются выражения: «aqua sancta, aqua benedicta, quae lavat sordes et mundat peccata» «font regenerans eos Deo Patri…»; в чине обычного освящения воды о соли, примешиваемой к воде, говорится: «ut efficiaris sal exorcizatum in solute credentium et sis omnibus sumentibus te sanitas animae et corporis», и о воде: «ut fias aqua exorcizata ad effugandam omnem potestatem inimici» 128 ; в чине благословения воды для больных вода называется «lavacrum corporis et animae» 129 . Подобные выражения мы встречаем и в других чинах благословения воды 130 , особенно в чине благословения воды в навечерие Богоявления 131 . – Составители старокатолического требника сделали значительное изменение в чине благословения воды, руководствуясь тем, по-видимому, основательным соображением, что заклинание духа нечистого и все такие представления о благословляемой воде, как приведённые выше, могут повести к распространению суевений, будто бы связанных с таким взглядом на освящённую воду.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

составление и перевод А.А. Бурова Святые Эвальд и Эвальд, священномученики († 695 год, память 3 октября) Святые Эвальд и Эвальд, англосаксонские священники, один из которых по цвету волос известен был как «белый», другой – как «черный», в 625 году явились в Вестфалию для проповеди Евангелия саксам и потерпели здесь мученическую смерть. Пипин Геристальский велел прах их похоронить в церкви святого Куниберта в Кёльне. Они почитаются как св. патроны Вестфалии. По иным сведениям, святые Эвальд и Эвальд, братья из Нортумбрии, получившие образование в Ирландии, были компаньонами святого Виллиброрда (Willibrord). Вместе с ним они отправились во Фризию, где были умучены местными язычниками в Аплербеке (Stadtbezirk Aplerbeck), что около Дортмунда. Беда Достопочтенный описывает эти события так. Спутники Виллиброрда священники Эвальды прибыли в некое селение и стали просить местного старосту препроводить их к князю. Но тот задержал странников на некоторое время. Проживая среди язычников, братья усердно молились, пели псалмы и причащались. Увидев это, жители поняли, что к ним явились христианские миссионеры с целью низвержения идолов и проповеди Веры Христовой. Это привело их в ярость и в припадке злобы священники были умерщвлены. Белого Эвальда усекли мечом, а над Чёрным Эвальдом долго издевались и мучили, в конце концов разорвав его тело на части. Возможно, это от того, что святой Чёрный Эвальд был более начитан и имел больший успех среди слушателей Священного писания. Тела священномучеников, как пишет Беда Достопочтенный , были сброшены в Рейн. Промыслом Божиим их отнесло от места казни примерно на 50 километров к лагерю христианских миссионеров. Каждую ночь на это место сходил сверху луч света, который видели даже казнившие мучеников, язычники. А в ночном видении один из Эвальдов явился своему другу Тилману, показав, что тела находятся там, куда сходит луч света. После этого тела были найдены и погребены с почестями, подобающими мученикам. Когда местный князь узнал о случившемся, он приказал уничтожить селение вместе с жителями, не допустившими к нему святых странников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[Пресса] [Пресса] Приглашаем читателей сайта присылать информацию в данный раздел. [Пресса] Людей, употребляющих и злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, будут лечить принудительно. Об этом сегодня, 19 ноября, на пресс-конференции, посвященной «неконтролируемой» ситуации в «наркозависимой» Свердловской области, заявил главный внештатный нарколог среднеуральского региона Олег Забродин. [Интернет-журнал/Общество] Наталья Гринченко Общероссийские каналы телевидения, равно как и печатные и электронные СМИ, с непростительной частотой допускают распространение заведомо ложной информации по проблеме алкоголизации населения, что сводит на нет усилия множества общественных и государственных организаций, направленных на внедрение здорового образа жизни (ЗОЖ). Вот вопиющий пример из числа недавних. Пятый канал ТВ (Санкт-Петербург) 30 апреля 2009 года выпустил в эфир документальный фильм «Полусухой закон СССР». Считаю необходимым высказать свою точку зрения по данному факту. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Алкуин Святитель Виллиброрд († 739, память 7/20 ноября) много и плодотворно трудился, проповедуя слово Божие по всему королевству франков, обращая ко Христу язычников, укрепляя в вере и наставляя в праведной жизни христиан. По молитвам его Господь творил многие чудеса. И по окончании своей земной праведной жизни святитель Виллиброрд предстательствует о всех немощных телом и духом. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу указывается нам, с одной стороны, необъятным величием существа Божия, с другой — нашею крайнею ограниченностью, нашею немощью, нашим состоянием греховности, падения. [Поместные Православные Церкви/Грузинская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] Сергей Мудров «Иногда возникает ощущение, что в Европе мы служим как первые христиане среди язычников. Просто такова окружающая нас духовная обстановка. Отсюда и нюансы для прихожан, – говорит архимандрит Досифей, настоятель грузинского прихода святой царицы Тамары в Брюсселе. – Да и духовность православных в Бельгии приобретает более внутренний, сокровенный смысл, не так явно выражаемый в обрядах и традициях».

http://pravoslavie.ru/archive/091120

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010