Однажды человек Божий, отправившийся, по своему обыкновению, проповедовать, вошел в одну деревню, под названием Валихрум , в которой все еще стоял языческий идол. Виллиброрд сокрушил этого идола, разбив его на мелкие кусочки. Это увидел местный жрец и в порыве гнева ударил пастыря Христова мечом по голове, собираясь отомстить за оскорбление, нанесенное его идолу. Но так как Бог хранил Своего служителя, это не причинило Виллиброрду ни малейшего вреда. Видя это, спутники Виллиброрда побежали убить несчастного жреца. Человек Божий, однако, добродушно освободил его из их рук и отпустил. В тот же день жрец стал одержимым и три дня спустя, постоянно мучимый бесом, окончил свою несчастную жизнь. И поскольку верный раб Божий Виллиброрд исполнил заповедь Господа, не мстя за причиненное ему зло, он стал еще более хранимым Господом, говорившим Своим святым об их обидчиках: «У меня отмщение, Я воздам» (см.: Втор. 32: 35). В другой раз святой, направляясь к своей келье, которую именовал Сустерен, по названию источника, находившегося за ней, шел по узкой тропинке, что вела через поля одного знатного человека. Увидев это, землевладелец в гневе начал осыпать бранью человека Божия. Шедшие вместе с Виллибрордом люди хотели немедленно наказать землевладельца, но человек Божий кротко отговорил их от этого, не желая, чтобы из-за него кто-либо пострадал, так как его счастьем было приносить спасение абсолютно всем. Виллиброрд понял, что успокоить гнев человека было невозможно, и пошел другим путем. Однако на следующий день человек, осмелившийся поносить святого Божия, был сражен внезапной смертью на том же самом месте в присутствии большой толпы людей. В один день этот неутомимый и усердный проповедник Евангелия шел по прибрежным районам, где люди страдали от нехватки свежей воды. Он почувствовал, что его спутники вряд ли смогут выдержать сильную жажду в долгом пути. Он призвал к себе одного из них и велел ему вырыть небольшую ямку под своей палаткой. Сам же Виллиброрд на коленях тайно молился Богу, чтобы Он, некогда источивший евреям воду из скалы в пустыне, по Своей милости и теперь произвел воду из песчаной почвы для Своих служителей. Его молитва была услышана – тотчас из земли забил источник сладкой на вкус воды, которая заполнила ямку. Увидев это чудо, ученики Виллиброрда вознесли хвалу Господу Богу, прославившему таким образом Своего угодника и исполнившему его молитвенную просьбу. Утолив жажду, путники взяли с собой на оставшуюся часть пути столько воды, сколько было необходимо.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Английский епископ представил на рассмотрение Собора петицию, очень искусно учитывавшую настроения, господствовавшие в то время в Риме. Его миссия увенчалась полным успехом. И сам папа Агафон, и присутствовавшие на Соборе епископы не только оправдали Вильфрида, но и похвалили его за «смиренное» подчинение авторитету Римской кафедры. Вердикт гласил: общее число епископов в Англии должно быть ограничено двенадцатью, включая митрополита. В соответствии с этим решением Вильфрид получил особую грамоту, в которой говорилось, что он может сам, всего лишь «при содействии Собора» Английской Церкви, избрать себе в помощники епископов, с тем чтобы их хиротония была совершена митрополитом. Впрочем, этот хитрый ход не очень помог Вильфриду вернуть себе утраченные земли – на родине его ждало полное разочарование. Нортумбрийский король Экфрид, сын Освиу, и созванный им Собор объявили документ, представленный Вильфридом, фальшивым и недействительным, а сам Вильфрид был заключен в тюрьму. В 704 году папа Иоанн VI был вынужден отменить решение своего предшественника на том основании, что при его принятии присутствовала только одна сторона. Примирение Вильфрида с митрополитом наступило лишь после того, как Вильфрид получил в управление монастыри Рипон и Хексхам. Последние годы жизни он провел в Рипоне, где скончался в 709 или 710 году. Святитель Виллиброрд Святитель Виллиброрд был учеником и последователем епископа Вильфрида и непосредственным предшественником Бонифация в деле проповеди во Фрисландии. Именно этот епископ-миссионер стал первым епископом Утрехта. Он родился в 658 году в Нортумбрии, еще находясь в отроческом возрасте, был отдан в монастырь Рипон, которым управлял епископ Вильфрид. Таким образом, с самого детства Виллиброрд возрастал под влиянием бенедиктинского духа, в то время уже ставшего господствующим в Английской Церкви. От своего наставника он загорелся мыслью отправиться с проповедью Евангелия к фризам – языческому народу, жившему на побережье Северного моря. Когда ему исполнилось двадцать лет, во время отлучки епископа Вильфрида из епархии Виллиброрд отправился к своему земляку Эгберту, настоятелю одного из ирландских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Виллиброрд явился и ко двору Радбода, но хотя король фризов принял божьего человека по-доброму и со смирением, сердце его ожесточилось против Слова Жизни. Тогда святой решил изменить направление своей миссионерской деятельности и отправился к свирепым племенам данов. Там он не добился успеха, не считая того, что он купил «тридцать датских мальчиков, которых он обучил, крестил и забрал с собой». Когда св. Виллиброрд возвращался, он попал в шторм, в результате чего он оказался на фризском острове Хелиголанд. Этот остров считался у фризских и данских язычников священным островом бога Фосите. Это место держало язычников в таком великом страхе, что никто из аборигенов не отваживался соваться туда пасти свою скотину, и не смел брать воду из бившего там источника, кроме как соблюдая абсолютную тишину. Св. Виллиброрд не придал никакого значения ни приписываемой суевериями этому месту святости, ни дикой жестокости короля Радбода, который, как правило, предавал нарушивших покой священных мест жесточайшей смерти. Виллиброрд крестил трое человек в источнике во имя Благословенной Троицы и дал указания заколоть несколько коров, чтобы накормить своих спутников. Когда язычники увидели это, они ждали, что пришельцы сойдут с ума или тут же будут поражены смертью. Однако, миссионеры не понесли никакого вреда, и язычники, пораженные ужасом и изумлением, доложили королю о случившемся. Король впал в сильнейшую ярость и решил отомстить священнику за те оскорбления, которые тот нанес его божествам. На протяжении целых трех дней ежедневно он трижды бросал жребий, чтобы определить, кому предстоит умереть; но так как истинный Бог защищал своих слуг, жребий ни разу не выпал ни на Виллиброрда, ни на кого-либо еще из его спутников, за исключением одного члена его группы, который, таким образом, обрел мученический венец. Тогда святого человека вызвали к королю, который осыпал его бранью за то, что он нарушил покой святилища короля и нанес оскорбление его богу.  С невозмутимым спокойствием проповедник Евангелия ответил:

http://pravoslavie.ru/2000.html

Виллиброрд крестил во имя Пресвятой Троицы в роднике трех жителей этого острова и попросил их заколоть какую-нибудь скотину для его спутников. Язычники ожидали, что Виллиброрд и его спутники, съев мясо, тотчас сойдут с ума или будут сражены внезапной смертью. Однако ничего подобного не случилось, и язычники, напуганные увиденным, поспешили рассказать об этом королю. Правитель пришел в ярость и решил во что бы то ни стало наказать священника, осмелившегося унизить его божество. Трижды в течение каждого из трех дней король кидал жребий, чтобы узнать, кто должен умереть. Но истинный Бог хранил Своих угодников, и ни на Виллиброрда, ни на его спутников ни разу не пал жребий, за исключением одного бывшего со святым мальчика – он и принял мученический венец. Наконец Виллиброрд был приведен к королю, и тот в гневе бранил святого за то, что он посмел притронуться к святыням и тем нанести оскорбление божеству. Но неустрашимый служитель Христов отвечал: «Тот, кому ты, о король, поклоняешься, не Бог, а диавол. Он поймал тебя в ловушку и хочет, чтобы ты чтил его, а душа твоя после смерти попала бы в преисподнюю. Ибо нет никакого другого Бога, кроме истинного Бога-Творца, сотворившего небо и землю, моря и все, что в них. Люди, поклоняющиеся Ему в истине, наследуют вечное блаженство на небесах. Будучи Его служителем, я призываю тебя: отбрось пустые заблуждения, в коих пребываешь ты и в коих пребывали долгие годы твои предки. Уверуй в единого Бога-Вседержителя, Господа нашего Иисуса Христа. Крестись в источнике жизни и смой с себя все грехи. Отринув навсегда всякую злобу и нечестие, ты станешь новым человеком во Христе и будешь жить в воздержании, праведности и святости. Если сделаешь так, то получишь в награду вечное блаженство вместе с Богом и Его святыми. Но если с презрением отвергнешь путь истины, который я тебе открыл, то знай, что вместе с диаволом, которому ты служишь, будешь вечно мучиться и гореть в аду». Король удивился этим словам и сказал: «Вижу, что ты не страшишься моих угроз и столь же упорен в своих словах, как и в делах».

http://pravoslavie.ru/32751.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Виллиброрд, первый архиепископ Утрехтский († 738, память 7 ноября, перенесение мощей 17 октября) О святом Виллиброрде (Willibrord, 658–738) сообщил его набожной матери яркий свет, который явился ей в сновидении. С раннего детства его воспитывали в монастыре в Англии, в его отечестве. Блестяще пройдя курс и получив рукоположение во священника в возрасте тридцати трех лет, он почувствовал, как огонь усердия снедает его душу, и решился проповедовать Евангелие варварам Севера. Он сел на судно с двенадцатью товарищами и высадился на берегах Рейна, в стране фризов. Обращение этих упорных народов, возглавляемых жестокими вождями, представлялось невероятно трудным. Поэтому усердие горячего миссионера не всегда и не везде увенчивалось успехом. Много раз Виллиброрд подвергался мукам, борясь против суеверий. Но его час еще не пробил. Бог предназначил его для более длительных трудов. Он получил епископскую хиротонию из рук папы Сергия I, и стал с удвоенным жаром биться за спасение душ. Отправившись с проповедью на север, он счастливо обратил ко Господу Иисусу Христу большие земли, именуемых Зеландия и Голландия. Явленные чудеса немало способствовали его успехам. Во время апостольских путешествий, святой епископ и его товарищи однажды вошли, изнуренные усталостью, в дом одного жителя страны, который желал их принять, но не имел и капли вина. У миссионеров с собою было немного вина. Их глава благословил это вино, и сорок человек смогли утолить свою жажду. В другой раз язычник, видя, как святитель раздает свою собственность, оскорбил его. На следующий день он был поражен десницей Божией. Будучи совсем беден, святитель всегда подавал. Двенадцать нищих пришли однажды к нему с протянутой рукой. У него же был только маленький флакон вина. Он угостил их вином, и флакон оказался полным, как и прежде. Так Бог благоприятствовал делам своего слуги. Часто святой водой и крестным знамением, апостол обращал в бегство врага душ. Бог дал ему верного помощника в лице его соотечественника Винфрида (Winfrid), ставшего святым Бонифатием. По его кончине его могила, оказавшаяся слишком маленькой, удлинилась, чтобы принять его. Его тело источало прелестный запах. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ей привиделось, что на небе появилась новая луна, которая увеличивалась в размере, пока не стала величиной с полную луну. Женщина смотрела на нее, как вдруг луна упала прямо в ее уста. Она проглотила луну – и вмиг ее чрево наполнилось светом. Жена сразу проснулась и поспешила к одному священнику святой жизни, чтобы просить его истолковать это видение. Священник осведомился, знала ли она мужа в ту ночь, и когда она ответила, что да, то он сказал следующее: «Луна, выросшая из маленькой в большую, – это младенец, которого ты зачала в эту ночь. Он развеет мрак невежества и заблуждений и просветит народы светом истины. Куда бы он ни поехал, всюду будет приносить с собой небесное благоухание и просияет своим совершенством. Светом своей славы и красотой своей жизни он привлечет к себе тысячи людей и приведет их ко Христу». Все предсказанное сим священником в точности сбылось. Когда женщине пришло время разрешиться от бремени, она родила младенца, и отец ему в крещении дал имя Виллиброрд. Их сын достиг сознательного возраста, и отец отдал его в Райпонский монастырь, дабы братия обучила его в Священном Писании и других науках и наставила в духовной жизни так, чтобы, не слыша ничего, кроме священных текстов, и не видя ничего, кроме добродетельной жизни, Виллиброрд в нежном возрасте уже укрепился в монашеской дисциплине. С детства благодать Божия просвещала ум и сердце Виллиброрда настолько, насколько это было возможно для его возраста, и можно было сказать, что родился новый Самуил, о котором сказано: «Ребенок возрастал в очах Божиих и человеческих». Здесь, в монастыре Райпона, этот юноша, ставший впоследствии великим учителем, принял постриг и дал монашеские обеты. Ни в чем не отставая от своих сверстников, живших в этой святой обители, он даже превосходил их всех в усердии к дисциплине, смирении и старательности в учении. Развитие ума и характера Виллиброрда опережало его юные годы, так что его маленькое и слабое тело сокрывало юность старца. Когда юный Виллиброрд уже прекрасно разбирался в Священном Писании и достиг 20-летнего возраста, он загорелся желанием вести более строгую и подвижническую жизнь за пределами Англии.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Этот возлюбленный Богом святой муж произносил пророчества, которые исполнялись с течением времени. Он крестил, к примеру, Пипина Короткого, сына доблестного Карла Мартелла. Пипин затем стал королем франков, а сейчас ими правит всем известный король – его сын Карл. О Пипине, отце Карла, Виллиброрд однажды произнес такое пророчество в присутствии своих учеников: «Знайте, что этот ребенок станет благородным и знаменитым королем. Он превзойдет всех своих предшественников, бывших королями франков». Его предсказание сбылось, и в наше время нет необходимости сейчас доказывать то, о чем знают во всем королевстве. Ибо весь народ знает о славных победах Пипина, о том, как расширилась его империя при его жизни, как мужественно распространял он и преданно защищал христианскую веру и святую Церковь в своем королевстве и за его пределами. Но все это лучше видеть глазами, чем рассказывать устами. Святой угодник Виллиброрд выделялся как духовно, так и телесно, ибо был среднего роста, величественной наружности, красив лицом, радостен духом, мудр в наставлении, приятен в речи, сосредоточен в характере, энергичен во всем, что делал ради Господа. Он жил в славном воздержании, о чем мы уже упоминали. Он был до конца усердным и неутомимым в проповедовании Христова Евангелия, всегда подкрепляемый благодатью Божией, о чем свидетельствуют труды всей его жизни. А жизнь его была полна бдений и молитв, пощения и пения псалмов, неустанных трудов и подвигов, которые он нес каждый день ради имени Христова; он жил поистине святой жизнью и сотворил множество чудес. Святой, каждый день неутомимо служивший Богу, возлюбленный Господом и людьми, преставился ко Господу во время правления Карла Старшего, короля франков. Он был тогда уже глубоким старцем, а после смерти за свои труды получил от Бога вечную награду на небесах. Он покинул этот мир ради Царствия Небесного и вечного созерцания Господа Иисуса Христа в Его славе, в Чьей любви он пребывал и в своей земной жизни, полной трудов ради Христа. Виллиброрд почил в Бозе в 6-й день ноября (за девять дней до ноябрьских ид) и перешел от земных странствий к вечному блаженству. Его похоронили в монастыре Эхтернаха, построенном самим святым ради прославления имени Божия. И до сего дня по милости Божией там постоянно совершаются чудеса исцеления у мощей святого служителя Христова Виллиброрда. Воздавая за них хвалу Господу Иисусу Христу, всегда слушающему молитвы Своего верного слуги, поведаем о некоторых из них.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Не уверовав во Христа, король, тем не менее, со всякими почестями отпустил Виллиброрда к Пипину, королю франков. Последний обрадовался его возвращению и просил и далее с упорством вести проповедь слова Божия, к которой он был призван Господом, искоренять идолопоклонство и сеять добрые семена. Преданный своему делу проповедник не жалел сил своих на Божие дело. Он объезжал города, деревни и иные селения королевства, в которых когда-то проповедовал и крестил, повсюду побуждая верующих держаться истинного пути и не уклоняться от него. Число уверовавших во Христа увеличивалось с каждым днем, и все больше людей проникались словом Божиим. Многие по своему благочестию и усердию в вере отдавали святому земельные угодья. Святой Виллиброрд принимал их и велел строить на них церкви для служения Богу, рукополагал и назначал священников и диаконов. Так что теперь новообращенный народ мог собираться в храмах в дни церковных праздников, слушать душеспасительные поучения и узнавать более о христианской вере от служителей алтаря, крестивших их. И человек Божий Виллиброрд, исполненный благодати Божией, изо дня в день все больше преуспевал в своем деле. Но случилось так, что король франков Пипин умер и его преемником стал Карл . Он подчинил многие народы власти франков. Среди таковых народов оказались и фризы, чей король был побежден Карлом, а земли отошли под его власть. В то время Виллиброрда официально назначили миссионером народа фризов, а его епископская кафедра закрепилась за Утрехтом. Вдохновленный на дальнейшее миссионерство, святой теперь усердно трудился над тем, чтобы привести в Церковь посредством крещения народ, только что побежденный мечом. Зная о том, что народ фризов долгое время пребывал в неведении, а точнее – невежестве, Виллиброрд, не теряя времени, просвещал его светом Евангелия, так что вскоре над сим народом сбылись слова пророка: «И там, где говорили им: “Вы не Мой народ”, будут говорить им: “Вы сыны Бога Живаго”» (Ос. 1: 10). Многие чудеса были совершены силою Божией через святого служителя Господа. И о них необходимо поведать, дабы все могли возносить благодарение Всемогущему Богу, совершившему их. Ибо, зная достижения прошлого, мы могли бы сохранить память о них на будущее.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Апостол Германии Бонифаций В 40 лет Винфрид вступил на путь миссионерского служения. В 716-м г. он отправился во Фрисландию, жители которой в массе своей оставались язычниками. Там совершал служение миссионер из Ирландии – епископ Утрехтский Виллиброрд, прославленный впоследствии как апостол Фрисландии. Винфрид стал его помощником в проповеди веры во Христа в стране, языческий король которой, враждуя с франками, разорял христианские храмы и строил языческие капища. Но пребывание Винфрида в стране фризов оказалось кратковременным. Он вернулся в свой монастырь в Натсел, а потом скоро, осенью 718 г., отправился оттуда в Рим, никогда уже с тех пор не возвращаясь на родину, в Британию. Одной из причин этих его переездов были, вероятно, расхождения с Виллибрордом по вопросу о пасхалии: Виллиброрд придерживался традиционной ирландской версии, в то время как Винфрид во всем был ревнителем римской практики и приверженцем римской пасхалии. В мае 719 г. он был принят в Риме Папой Григорием II, который нарек его новым именем в честь мученика Вонифатия – Бонифацием – и поручил ему миссионерское служение в Германии. Из Рима Бонифаций отправился вначале в Тюрингию, местные жители которой, хотя и крещеные, но закосневшие в двоеверии, не переставшие соблюдать древние языческие обряды, не хотели слушать обличительных проповедей миссионера, и он, покинув Тюрингию, вернулся на землю фризов. В 722-м г. епископ Виллиброрд скончался. Перед смертью он хотел поставить Бонифация своим преемником на Утрехтской кафедре, но Бонифаций не принял этого предложения, поскольку, возможно, оно расходилось с инструкциями, которые он получил в Риме. Оставив Фрисландию, он перебрался в Гессен, в землю хаттов, среди которых было еще много язычников, но и крещеные хатты не были укреплены в христианской вере и часто оставались приверженцами языческого суеверия. Пробыв в Тюрингии и Гессене один год, Бонифаций снова отправился в Рим. Там он принес присягу на верность папской кафедре и курии, текст которой сохранился:

http://pravoslavie.ru/131116.html

В 716 г., пока у франков шла гражданская война, Радбод снова завладел теми частями Фризии, которые он потерял двадцать восемь лет назад. Радбод свел на нет большую часть работы св. Виллиброрда – он разрушил церкви, убивал миссионеров и принудил отступиться от веры многих обращенных. Св. Виллиброрд был вынужден отступить в Эхтернах и оставаться там до смерти Радбода в 719 г. После смерти Радбода он смог вести свою проповедническую миссию по всей Фризии, «стараясь крещением привести в церковь тех людей, которые недавно были завоеваны мечем». В 720 г. к нему присоединился св. Бонифаций и помогал ему в этой его работе три года. К тому времени над фризами установилась верховная власть герцога Карла Мартеля, слово Истины оглашалось, преодолевая границы, страну наполнили голоса проповедников, и преподобный Виллиброрд со своими братьями-миссионерами распространял Благую Весть. Когда Карл стал майордомом, он приказал, чтобы доходы от его замков в Утрехте были пожертвованы Утрехтскому монастырю св. Виллиброрда. Св. Виллиброрд продолжал свою работу по достижении преклонного возраста, а последние несколько лет своей жизни он провел в уединении в Эхтернахе. Он скончался 7 ноября 739 г. в Лорде. Его преемником на посту аббата стал Альдбергт.   СВ. БОНИФАЦИЙ Святой Бонифаций Св. Бонифаций (680-754) родился, по всей вероятности, в Кредитоне, в Девоншире. При крещении ему было дано имя Винфрид. Примерно в возрасте пяти лет, вдохновленный проповедью монахов, которые посетили его семью, он решил, что и сам начнет монашескую жизнь. Он был хорошим монахом и блестящим ученым – его назначили директором школы в аббатстве Нёрслинга. Через некоторое время он отправился во Фрисландию миссионером. Аббат Нёрслинга неохотно дал на то свое согласие. Св. Бонифаций сошел на берег в Дёрштадте весной 716 г. Однако, в то время король Радбод находился в состоянии войны с Карлом Мартелем. Св. Виллиброрду в то время пришлось покинуть Фрисландию и отправиться в свой монастырь в Эхтернахе. Св. Бонифаций в первую очередь занялся выяснением ситуации и провел беседу с королем Радбодом. Оценив ситуацию, он сделал вывод, что оставаться там не было никакого смысла, и осенью вернулся домой. Монастырская братия была рада его возвращению. Братья попытались заставить его остаться, выбрав его аббатом по смерти аббата Винберта. Он отказался. В 718 г. он отправился в Рим, имея с собой рекомендательные письма от епископа Винчестерского Даниэла. Папа Григорий Второй хорошо его принял и продержал у себя год, а потом отправил его выполнять свою миссию, предоставив ему общие полномочия проповедовать слово Божие язычникам и дав ему имя Бонифация.

http://pravoslavie.ru/2000.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010