Норвежские конунги Олав Трюггвасон и святой Олав Харальдссон познакомились с христианством и приняли крещение, находясь именно в плаваниях и проходя службу у английских королей. Вернувшись к себе на родину, они прилагали усилия к просвещению всего норвежского народа. Безусловно, не все, принимавшие новую веру, делали это вполне искренне. Сохранились свидетельства того, как новообращенные викинги обвинялись в сознательной неискренности и непостоянстве в новой вере. Что касается христианизации Скандинавии как региона в целом, то «во многих ее частях был длительный период, в некоторых областях до 200 лет,  когда сосуществовали старая и новая религия».   2. Христианство в Дании Благодаря своему географическому положению Дания раньше других скандинавских стран познакомилась с христианством. Однако понадобилось немало времени, чтобы христианство принесло свои плоды в земле данов. Вот как об этом пишет К. Оттосен: «Инкубационный период христианства в Дании продолжался более 300 лет. Считается, что уже в 710 году Виллиброрд (Willibrord), апостол фризов, посетил Данию. Он купил 30 молодых юношей, чтобы воспитать их в христианской вере, но, кроме этого, о его визите в Дании ничего не известно» . Более предметно и с большей долей научной достоверности можно говорить о крещении датского короля Харальда Клака. В. В. Рыбаков отзывается о нем, как о «самом знаменательном для всей скандинавской истории событии», которое «произошло в 826 г.» . В «Больших королевских анналах», официальной летописи Франкской империи, которая была главной политической державой в центральной Европе того времени, под 826 годом есть такая запись о крещении Харальда Клака: «В то же время Хериольд, явившись вместе с женой, а также великим множеством данов, был крещен в Майнце у святого Альбана вместе с теми, кого привел с собой. Получив от императора (Людовика Благочестивого – В.В.Рыбаков) много даров, он возвратился через Фризию, той же дорогой, которой прибыл» . Харальд Клак был одним из небольших конунгов Ютландии. В борьбе за власть нужна была поддержка, за которой он и обратился к королю Людовику. Король оказал поддержку конунгу. В спутники на обратную дорогу по инициативе короля Людовика конунг получил миссионера, французского монаха Ансгария. Однако поначалу не состоялась ни политическая, ни религиозная сторона этой императорской акции на север. Харальд с Ансгаром должны были, вследствие новых политических интриг, бежать в северную Германию.

http://bogoslov.ru/article/1207353

После победы в 689 г. Пипина II Геристальского над фризами франки закрепились на Н. Рейне. Дальнейшее распространение христианства на север Н. связано с еп-ством Траект, основанным «апостолом фризов» св. Виллибрордом : в 695 г. он получил от папы Римского Сергия I паллий архиепископа фризов, Пипин II определил местом пребывания нового епископа Траект, где был основан мон-рь, ставший центром еп-ства и миссии. После смерти Пипина в 714 г. фризы под предводительством кор. Радбода ненадолго вернули себе власть над регионом и вынудили Виллиброрда удалиться в мон-рь Эхтернах (ныне в Люксембурге), однако уже в 719 г. Карл Мартелл изгнал Радбода и восстановил контроль франков над Центр. Фрисландией, а в 734 г. подчинил земли до р. Лаубах (совр. Лауэрс). Важным центром был Новиомаг, одна из королевских резиденций. В 718/9 г. еп. Губерт перенес кафедру из Моза-Траекта в Леодий (ныне Льеж, Бельгия). Распространение христианства в Вост. Фрисландии во 2-й пол. VIII в. сопровождалось вооруженными конфликтами между франками и фризами. В 754 г. во Фрисландии в мест. Доккум (совр. Доккюм) на р. Борн претерпел мученическую смерть от язычников «апостол Германии» св. Бонифаций , Полностью территория совр. Н. вошла в состав франк. державы при Карле Великом в ходе т. н. Саксонских войн (772-804). Среди первых христ. миссионеров больше всего известно об англосаксе св. Лебуине и особенно о фризе св. Лиудгере , проповедовавших в Девентере и Вост. Фрисландии. При Каролингах оформилась церковная иерархия на территории Н., которая была разделена между 8 еп-ствами: Теруан, Аррас, Турне, Камбре и Льеж на юге (ныне на территории Франции и Бельгии); Утрехт (на територии Н.), Мюнстер и Оснабрюк (ныне на территории Германии) на севере. Крупнейшим церковным центром региона был Кёльн , в 794/5 г. получивший статус архиеп-ства. Помимо этого при Каролингах значительное влияние во Фрисландии сохраняли архиепископы Майнца и аббаты Фульды. Некоторые земли на востоке Фрисландии подчинялись еп-ствам Бремен (основано в 787) и Гамбург (основано в 834). Важнейшими монастырями, оказывавшими влияние на развитие региона, были бенедиктинские аббатства Сен-Бертен, Сен-Ва, Маршьен, Сент-Аман, Лоб, Фосс, Ставло-Мальмеди, Алденайк, Синт-Питерсабдей и Синт-Бафсабдей в Генте и др. Территория Н. при Каролингах стала опорным пунктом для христ. миссионеров, направлявшихся на восток - в Сев. Германию и Скандинавию.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

В кон. 717 г. в Нурслинге умер аббат Винберт и его преемником был избран Винфрид. Однако настоятелем мон-ря он оставался недолго. Осенью 718 г., заручившись рекомендательным письмом еп. Винчестерского Даниила, Винфрид с группой помощников отправился в Рим, чтобы получить поддержку Римского престола в проповеди христианства в герм. землях. Связь с Римской Церковью стала руководящим принципом в миссионерской деятельности Винфрида. Он был принят папой Григорием II и 15 мая 719 г. получил от него грамоту с подтверждением его полномочий как миссионера и проповедника христ. веры. В документе он впервые был назван Б., ему предписывалось придерживаться при крещении рим. обряда и «по возможности» сообщать о возникавших трудностях папе. Летом 719 г. Б. отправился в Тюрингию. Обращенные в христианство св. Килианом герц. Гоцберт и его сын Хетан II были убиты, возможно, из-за попыток распространить христ. веру среди своих подданных. Миссия Б. не имела успеха, он смог обратить в христианство только неск. язычников. Он решил отправиться ко двору франк. майордома Карла Мартелла, чтобы просить его о помощи, но по пути узнал о смерти фризского вождя Радбода и направился во Фрисландию. Здесь он провел 3 года, энергично помогая престарелому еп. Утрехта св. Виллиброрду, к-рый хотел сделать Б. своим преемником, но тот отказался без благословения папы принять сан епископа. Б. покинул Фрисландию и, последовав за армией Карла Мартелла, достиг Тюрингии и Гессена, где крестил мн. жителей. С помощью 2 вождей, обращенных им в христианство, Б. учредил небольшой мон-рь в Амёнебурге (721) на р. Ом в Гессене; обитель должна была стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей. Б. послал в Рим, к папе Григорию II, одного из своих учеников с письмом, где сообщал об успехах миссии и просил о дальнейшем руководстве. В ответ папа пригласил Б. посетить Рим. 30 нояб. 722 г. в Риме Б. был рукоположен во епископа и принес клятву верности ап. Петру и папе Римскому. Впервые рукоположение епископа неиталийского происхождения было совершено по чину, употреблявшемуся исключительно для епископов рим.

http://pravenc.ru/text/153073.html

Во главе рода встал Пипин II Геристальский (ок. 640-714), родителями к-рого были Ансегизил, сын св. Арнульфа, и св. Бегга, дочь Пипина Старшего. Ок. 680 г. майордом Эброин нанес поражение Пипину, схватил и казнил его брата Мартина, но в следующем году был убит. Майордомом Нейстрии стал Вараттон, который, как и его преемник Берхарий, был противником Пипинидов. Часть аристократии, недовольная правлением Берхария, обратилась за поддержкой к Пипину II. В битве при Тертри (687) Пипин II одержал победу над войском Берхария и вскоре подчинил Нейстрию, став, т. о., майордомом объединенного Франкского гос-ва. Оплотом власти Пипинидов оставалась Австразия, где Пипину II удалось укрепить свое влияние и значительно расширить владения благодаря браку с Плектрудой († 717), происходившей из знатного рода (ее родителями были сенешал (seniscalcus) и комит дворца Хугоберт и св. Ирмина ). Пипин II оказывал покровительство мон-рю Эхтернах , основанному св. Виллибрордом на земле, к-рую подарила св. Ирмина. В 706 г. Пипин II и Плектруда даровали мон-рю крупное земельное владение, а также гарантировали насельникам право свободного избрания настоятеля при условии верности Пипинидам. С целью упрочить власть над Нейстрией Пипин II пытался заручиться поддержкой местной знати. Однако на важнейшие должности он назначал своих ставленников. Его сын Дрогон († 708) женился на Анструде, дочери майордома Вараттона и вдове майордома Берхария. Пипин поручил Дрогону управление Сев. Бургундией; позднее Бургундия была передана др. сыну, Гримоальду, занимавшему должность майордома Австразии. На епископскую кафедру г. Ремы был возведен св. Ригоберт, выходец из рипуарских аристократов. Аббатом мон-ря Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий-де-Фонтенель) стал Хильдеберт, уроженец Австразии. Пипин II контролировал Австразию, Нейстрию и Бургундию, но в периферийных областях Франкского гос-ва знать признавала только власть короля. Ее ослабление и рост могущества Пипинидов дали местным правителям (дуксам) повод вести самостоятельную политику.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

не было окончательно оформлено. Многие франк. прелаты выступали против вмешательства Рима во внутренние дела гос-ва К., а нек-рые (напр., Иона Орлеанский и Агобард Лионский) отрицали главенство папы, подчеркивая равенство всех епископов. До правления Карла Великого только Римский папа имел право даровать паллий и архиепископский сан (паллий и титул архиепископа фризов впервые получил в 719 св. Виллиброрд, затем св. Бонифаций (в 732) и св. Хродеганг (в 754)). Сан архиепископа подразумевал главенствующее положение иерарха среди франкских епископов и статус постоянного папского легата. В годы правления Карла Великого архиепископский сан получили все франкские митрополиты (Лейдрад Лионский - в 804). К Папскому престолу по-прежнему обращались в случае основания архиеп-ств, ранее не имевших статуса митрополии. В 798 г. в Баварии была создана церковная провинция с центром в Зальцбурге, архиеп. Арнон получил паллий и архиепископский сан от папы Римского Льва III. В 822 г. Реймсский архиеп. Эббон был направлен имп. Людовиком Благочестивым проповедовать данам и посетил Рим, где получил паллий и был возведен в достоинство папского легата на землях язычников. Впосл. миссию на сканд. землях возглавил св. Ансгар . Церковью в Великой Моравии руководил св. равноап. Мефодий , получивший сан архиепископа от Римского папы. Отношения К. с Папским престолом стали особенно тесными после покорения королевства лангобардов Карлом Великим (773-774). Король признал за Папским престолом право на земли, переданные ему Пипином Коротким, но вопрос о том, какие именно города и территории должны принадлежать «Римской республике», был урегулирован лишь в 817 г. Отношения папы и императора определялись соглашением 817 г. и «Римской конституцией» (Constitutio Romana, 824). Перед интронизацией избранный папа должен был поклясться в том, что будет соблюдать дружественные отношения с императором, римляне приносили клятву верности понтифику. Император обязывался поддерживать папу и защищать его от врагов, но он не мог вмешиваться во внутренние дела Рима по собственной инициативе.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

На протяжении эпохи викингов в Скандинавии и за ее пределами выходцы из этого региона по-разному относились к своему переходу в новую веру. Некоторые делали это серьезно, с полным сознанием того, что совершилось, но иные, в большинстве своем просто включали Христа в многочисленный пантеон своих языческих богов и даже иногда совершали в честь него жертвоприношения. Первые христианские миссионеры Скандинавии. Особую роль в истинной христианизации скандинавов, конечно, играли миссионеры, которые внедрялись в гущу населения, жили с ним в одинаковых условиях и старались приучать его к заповедям христианства. Первым миссионером в Скандинавии, известным истории, был «апостол фризов» Виллиброрд, (Willibrord, 658-739 г.г., бенедиктинский монах и миссионер, с 695 епископ в Утрехте, с его именем связано обращение в христианство франкской Фрисландии. Память в Католической церкви 7 ноября). В начале 700-х годов он безуспешно пытался оказать влияние на короля данов Онгендуса. Архиепископ Реймса Эбо проповедовал христианство в Дании в 823 году. Он окрестил многих данов и, очевидно, не без его влияния император франков Людовик Благочестивый оказал политическую поддержку датскому королю Харальду Клаку. Харальд Клак, первый из скандинавских королей, был в 826 году окрещен в Майнце вместе со своей семьей и свитой, и это событие было отмечено пышным празднеством во дворце императора в Ингельхейме. Ансгарий, (801-865, христианский миссионер, «апостол Севера», монах-бенедиктинец, епископ; проповедовал в Германии, Дании, Швеции. Память в Католической церкви 3 февраля), которого часто называют, также, апостолом Скандинавии, последовал за Харальдом Клаком в Данию и проповедовал здесь, пока год спустя этот король не был свергнут с престола. Промыслу Божию уже вскоре угодно было назначить Ансгарию " пожизненную миссию " .Через несколько лет скандинавы попросили прислать к ним миссионера, и Ансгарий отправился в Бирку с богатыми дарами (но был по дороге ограблен). Его деятельность здесь продолжалась несколько лет при полном одобрении короля. Примерно, в 850 году он миссионерствовал в Дании, где также пользовался благосклонностью короля. Ко времени его смерти он являлся архиепископом вновь открытого Гамбургско-Бременского епископата. (Более подробно о деятельности св. .Ансгария –апостола Скандинавии -в разделе «Начало христианизации»)

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_main.ht...

Так, в 699 г. английский епископ святитель Виллиброрд предпринял неудачную миссию в Ютландии, был отвергнут местным конунгом Унгендом, но, если верить хронистам, все же крестил до трех десятков человек. Больше викинги узнали о новой для них вере от пленных англичан и благодаря своим торговцам, прибывшим из Дорштадта (на нижнем Рейне), Гамбурга и других городов. Там они иногда и принимали крещение, но не столь сознательно, как хотелось их катехизаторам: часто им просто нравилось облачаться в крестильные рубашки (порой настолько, что они крестились и по нескольку раз!) и носить крест (не без соображений престижного характера). Но даже и более сознательные среди них нередко считали христианского Бога лишь еще одним полезным божеством своего пантеона, возглавлявшегося верховным богом Одином, его супругой Фрейей, сыном Тором и включавшего множество других мифологических персонажей. Между тем и Рим, и немецкие короли осознавали необходимость реальной постановки миссионерской деятельности среди северян (надеясь, помимо прочего, и на смягчение их деструктивности). Тот же Людовик Благочестивый послал в 819 г. своего молочного брата и товарища юности архиепископа Эбо Реймсского к папе Пасхалию I за благословением миссии у викингов. Папа дал согласие, епископ Эбо возглавил миссию и летом 823 г. (судя по одному из писем самого святого Ансгария) крестил “многих датчан”. Теперь миссию Эбо должен был продолжить Ансгарий. До Кельна двое монахов добирались не самым лучшим образом, страдая из-за грубости Гаральда и его свиты. Но там архиепископ Халубальд подарил монахам хороший корабль, с двумя удобными каютами, что значительно возвысило их в глазах Гаральда, который тем не менее тут же забрал одну из них себе. Так монахи и их “подопечный” благополучно добрались до Дортшадта, затем до Фрисландии (северная Голландия) и, наконец, до Ютландии. Двое подвижников из Корвея трудились среди датских христиан и язычников, везде привлекая народ к Слову Божию, и число обратившихся к Богу росло благодаря проповеди учения и самому духовно-нравственному облику проповедников.

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XIII. Как в Ибернии его мощи излечили человека, находившегося у края смерти Слава этого знаменитого короля распространилась не только во всех частях Британии; лучи ее исцеляющего света простерлись также за океан, в области Германии и Например, преподобнейший епископ рассказывал, что по пути в Рим он и предстоятель Вилфрид останавливались у святейшего Виллиброрда, архиепископа народа и не раз слышали, как тот описывал чудеса, совершенные в его королевстве мощами преподобнейшего короля. Он говорил также, что в юности из любви к небесному отечеству вел жизнь паломника в Ибернии и что на том острове также разнеслись вести о святости Освальда. Один из его рассказов об этих чудесах я счел полезным включить в нашу историю. «Во время чумы,-поведал он,-что принесла опустошение в Британию и Ибернию, одной из многих жертв стал некий ученый муж из народа скоттов, сведущий в письменной науке, но не заботившийся о вечном своем спасении. Поняв, что умирает, он вострепетал, боясь после смерти быть навеки заточенным в ад за свои прегрешения. Поскольку я оказался поблизости, он послал за мной и с дрожью и слезами поведал мне о своей беде. «Видишь,- сказал он,-что мне становится хуже, и я уже близок к смерти; теперь я не сомневаюсь, что после смерти телесной и душа моя претерпит вечную смерть в адских муках, так как при всей моей учености я давно уже пребываю во грехе и не слушаю Божьих велений. Но если вышней милостью моя жизнь продлится еще, я клянусь сойти с пути греха и всю свою душу и жизнь подчинить божественной воле. Я знаю, что все мои заслуги не помогут мне снискать дар новой жизни, но, может быть, Бог дарует мне, недостойному грешнику, прощение по заступничеству кого-либо из своих верных. Слышал я об исполненном святости короле вашего народа по имени Освальд, вера и добродетель которого были подтверждены многими чудесами, случившимися после его смерти. Поэтому молю: если есть у тебя с собой его реликвии, принеси их, дабы Господь мог через них явить милость ко мне». Я же ответил: «У меня есть частица кола, на который язычники насадили голову Освальда после его гибели. Если ты твердо уверуешь всем сердцем, Господь в Его милости может увеличить срок твоей жизни заслугами этого мужа и вознести также и тебя к вечной жизни». Он тотчас ответил, что верует в это. Тогда я благословил воду, бросил в нее щепку от упомянутого дуба и дал выпить больному. Ему тут же стало лучше, он выздоровел и жил еще много лет. Сердцем и делами он обратился к Богу и повсюду, куда бы ни приходил, возглашал доброту милосердного Творца и славу Его верного слуги».

http://sedmitza.ru/lib/text/440688/

«Предмет твоего поклонения, о король, не бог, а дьявол, и он держит тебя в сетях мерзкой лжи, чтобы предать твою душу вечному огню. Ибо нет Бога, кроме единого, который создал небеса и землю, моря и все, что в них; и те, кто поклоняется Ему в истинной вере, обретут вечную жизнь. Как Его слуга я призываю тебя в этот день отказаться от пустых закоснелых заблуждений, в которые впали твои предки, и поверить в единого всемогущего Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Прими крещение в источнике жизни и смой все твои грехи, чтобы, отказавшись от злобы и нечестивости, ты мог после этого жить как новый человек в успокоении, справедливости и святости. Если ты сделаешь это, ты будешь радоваться нескончаемой славе вместе с Богом и Его святыми; но если ты отвергнешь меня, того, кто открывает тебе дорогу жизни, будь уверен, что вместе с дьяволом, которому ты подчиняешься, ты будешь терпеть нескончаемое наказание и мучение в языках пламени». На что король подивился и ответил: «Ясно мне, что мои усилия никак не повлияли на тебя, и что твои слова также непреклонны, как и твои дела». Хотя он не внял проповеди истины, он отослал Виллиброрда со всеми почестями обратно к Пипину. Покинув Хелиголанд, св. Виллиброрд отправился на фризский остров Вальхерен, где «его благочестие и терпение совершили множество завоеваний ради христианской религии», и основал там несколько церквей. Он разрушил стоявшего там идола, после чего на него напал возмущенный языческий жрец, вооруженный мечом, и попытался его убить. Однако, святой чудом уцелел. Затем, его «спутники ринулись, чтобы убить дикого человека за его безумие. Божий человек, естественно, освободил преступника из их рук и отпустил его. Однако, в тот же день тот был схвачен дьяволом, который обладал им три дня, после чего тот закончил свою жалкую жизнь в страданиях». После этого он без приключений вернулся в Утрехт. В 714 г. он крестил Пипина Короткого, будущего короля франков, сына Карла Мантеля . 14 декабря 714 г. Пипин умер, и вскоре после этого началась известная борьба за власть над франкской территорией. Гражданская война продлилась примерно пять лет и закончилась победой Карла Мантеля.

http://pravoslavie.ru/2000.html

Житие Л. род. в сел. Сюабсна, находившемся к востоку от Утрехта, которое принадлежало его деду Вурсингу. О происхождении рода святого подробно повествует Альтфрид на основе семейных преданий. Вурсинг принадлежал к знатному фризскому роду. Из-за конфликта с кор. Радбодом († 719) он бежал вместе с женой Адельхардой и сыном Нотингом в Нейстрию к франк. майордому Пипину II († 714). Там Вурсинг и Адельхарда приняли крещение; у них родились 2-й сын, Тиатгрим, и 9 дочерей (из них 6 умерли в младенчестве). Когда Тиатгрим вырос, он отправился во Фризию, чтобы вернуть отцовское наследство; после смерти кор. Радбода на родину вернулись и остальные члены семьи. Тиатгрим женился на Лиафбурге, чья семья была тесно связана с Церковью: ее дядья Виллибрахт и Тиадбрахт, помощники св. Виллиброрда , были одними из первых фризских клириков. По свидетельству Альтфрида, Господь заботился о Лиафбурге, матери святого. Когда она была еще ребенком, ее бабка-язычница попыталась утопить ее, но Бог спас девочку (см.: Siems. 1980. S. 334-338). Впосл. Бог неоднократно помогал родственникам Л. Исследователи усматривали библейские мотивы в преданиях о бегстве Вурсинга от короля-язычника к христианам-франкам и о чудесном спасении маленькой Лиафбурги ( Schmid. 1978. S. 77). Впосл. родственники Л. (Лиудгериды) занимали важные посты в церковной иерархии империи Каролингов. Так, Хильдегрим († 827), брат святого, в 802 г. был возведен на епископскую кафедру в Шалоне (ныне Шалон-ан-Шампань), а позднее стал епископом Хальберштадта; Герфрид, племянник Л., был его преемником на Мюнстерской кафедре (809-839); сестра святого, Херибурга, стала монахиней, а родственники Альберт, Атинг и Титбальд - пресвитерами. По свидетельству Альтфрида, Л. с детства любил книги: он делал из древесной коры и веток игрушечные книжечки и предметы для письма. Ок. 750 г. его отдали в монастырскую школу в Утрехте, которой управлял св. Григорий . В это время он познакомился со св. Бонифацием († 754). Получив образование, Л. с товарищами Альбериком и Сигибодом по совету св.

http://pravenc.ru/text/2110611.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010