Во всех обществах и во все времена святые остаются в меньшинстве. Тем не менее, святые позволяют различить духовную тональность любой эпохи; и простые христиане, которые не могут подняться до их высот, все-таки могут соучаствовать в их достижениях через общую принадлежность к Телу Христову. Беда выражает это понимание весьма удачным образом в одной фразе, которая может обозначить тему моего доклада: Позвольте мне начать с некоторых обобщений относительно характера христианства в древней Англии; желающих более подробно ознакомиться с темой отношу к замечательному исследованию, которое недавно опубликовал Генри Мэир-Хартинг: «Приход христианства в англосаксонскую Англию» (The coming of Christianity to Anglo-Saxon England. London, 1972). Независимо от того, осталось ли что-нибудь от романо-британского христианства в областях, занятых англичанами — сам я думаю, что, возможно, кое-что и осталось, — представляется очевидным, что английское христианство есть результат миссионерской активности, источники которой были вне Англии, а именно в Риме и Ирландии, отчасти в Галлии. Из этого утверждения следует несколько весьма важных выводов. Это означает, что англичане с самого начала своего обращения воспринимали христианство как один из элементов встречи с другой, более высокой культурой — культурой христианской Римской империи. Это была та культура, которая передавалась как посредством римской миссии Августина, так и ирландской миссии Эйдана; и все говорит о том, что англичане с энтузиазмом воспринимали то, что имели им сообщить миссионеры. В результате английское христианство изначально приобрело интернациональный оттенок; и англичане не столько смотрели в сторону своих ближайших соседей в Галлии, сколько в сторону Рима, который был для них действительным источником обращения. Монашески настроенные английские принцессы, как св. Хильда, могли ездить в Галлию, чтобы учиться духовной жизни в Фармутье-ан-Бри или в Шель, а Бенедикт Бископ — с той же целью в Лерин, но именно Рим оставался целью паломничеств английских королей и знати. Так, Кедвалла Уэссекский, кровавый покоритель Белого острова, отрекся от престола и отправился в Рим, где был крещен перед самой смертью в 689 г., тогда как в 853 г. Этельвульф послал своего четырехлетнего сына, будущего короля Альфреда, в Рим, и там папа Лев IV пожаловал ему инсигнии римского консула. Веком раньше английские миссионеры на континенте св. Виллиброрд и св. Бонифаций сознательно подчинились юрисдикции папского апостольского престола, и, вне всякого сомнения, англичане от начала испытывали особую признательность епископу Римскому, поскольку именно епископ Рима Григорий Великий впервые поставил целью обращение английского народа.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

Житие святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского Предисловие Самое раннее житие святителя Виллиброрда (658–739, память 7/20 ноября) было написано, по свидетельству Теофрида, аббата в Эхтернахе (1083–1100), одним неученым ирландцем и отличалось неаккуратным стилем изложения. Оно не сохранилось, хотя его можно восстановить из версии жития, составленного Алкуином, который, по-видимому, использовал его в качестве одного из источников. Алкуин, автор публикуемого ниже жития, родился в 735 году в Йорке, а в 778 году возглавил йоркскую школу. Через четыре года он был определен руководить школой Карла Великого в Аахене. Он был одним из ведущих деятелей ученого кружка при императоре. В 796 году Алкуин был переведен в Тур. Умер он в 804 году. Житие святителя Виллиброрда было написано Алкуином по просьбе Беорнрада, аббата монастыря в Эхтернахе и архиепископа в Сенсе. Будучи родственником святителя и формальным владельцем монастыря святого Андрея, основанного отцом Виллиброрда святым Вильгильсом (VII век, память 31 января) на мысе в устье реки Хамбер, на северо-востоке Англии, Алкуин, очевидно, составлением жития выражал дань уважения своим прославленным сродникам. Он также написал вариант жития гекзаметром для студентов монастырских школ, изложив тот же материал, что и в данной версии. Упоминавшийся нами аббат Теофрид тоже написал житие Виллиброрда в прозаической и поэтической форме, основываясь на житии Алкуина, трудах преподобного Беды Достопочтенного, житий других святых и грамотах Эхтернаха. Еще одна версия была составлена пресвитером Экебертом, который в основном повторяет житие, писанное Алкуином, несколько изменив лишь начало его и конец. Житие святителя Виллиброрда, архиепископа Утрехтского На острове Британия в королевстве Нортумбрия жил человек, по имени Вильгильс. Он был по происхождению сакс. И он, и его жена, и другие члены семьи вели благочестивую и достойную христиан жизнь, что впоследствии было подтверждено многочисленными чудесами. Со временем, оставив мирские дела, он всецело посвятил себя монашеским подвигам.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Величайшим из проповедников в этих землях, заслуженно носящим титул просветителя Нидерландов и апостола фризов, был святитель Виллиброрд Утрехтский (Willibrord of Utrecht). Святитель Виллиброрд был англом по происхождению, родом из Йоркшира (север Англии), расположенного недалеко от побережья Северного моря. Еще до рождения жизненный путь святого был символически предсказан в видении его матери, в котором она увидела, как Луна как бы опустилась ей в рот, после чего засветилась от нее великолепным сиянием. Отец Виллиброрда по имени Вильгильс (Wilgils), «набожный муж святой жизни», отдал юного Виллиброрда на попечение братии монастыря Рипон (Ripon) и удалился вести аскетическую жизнь в часовне, которую сам основал на реке Уир. Икона свт. Виллиброрда Утрехтского В Рипоне Виллиброрд воспитывался под руководством святителя Вильфрида Йоркского (Wilfrid; † ок. 710). Несколько лет спустя Виллиброрд уехал в Ирландию, где подвизался в монастыре Ратмельсиги (Rathmelsigi) под руководством святого Эгберта (Egbert; † 729), который позже организовал его миссию во Фризию. В возрасте 33-х лет святитель Виллиброрд отправился в сопровождении 11 спутников просвещать земли Фризии, которые географически охватывали части современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и северной Германии. Там он пользовался всесторонней поддержкой франкского правителя Пипина II (Pepin II; ок. 635–714), но фризы все еще были закоренелыми язычниками, и более того, находились во враждебных отношениях с соседями-франками. Святитель Виллиброрд усерднейшим образом совершал свое служение и добился потрясающих результатов в деле просвещения этого края. Его главной базой был город Утрехт (ныне город в Нидерландах). Угодник Божий совершил две поездки в Рим, чтобы получить благословение Папы Римского и поддержку для своей миссии; во время второй из них, в церкви Мученицы Кикилии, ему был вручен архиерейский паллий (наплечный шерстяной плат), и он стал архиепископом с кафедрой в Утрехте. Виллиброрд смело противостоял язычеству, с которым сталкивался лицом к лицу. Он горячо обличал идолопоклонство, указывая на его греховность и тщетность. Однажды святой публично разбил идола, за что один язычник с силой ударил его мечом по голове, но святитель чудесным образом остался цел и невредим и простил обидчика. В другом случае святой доказал отсутствие какой-либо силы у местного идола, которого страшились язычники, крестив трех юношей в посвященном ему водоеме.

http://pravoslavie.ru/156192.html

Рака с мощами святителя Виллиброрда в Эхтернахе Один юноша, сраженный тяжелой болезнью, тоже не мог ходить сам, так что друзьям пришлось внести его в церковь, где почивают мощи святого Виллиброрда. Юноша постоянно дергал руками и ногами и даже не мог держать голову, которая все время вертелась и крутилась, словно не была присоединена к шее. Иногда он становился неподвижным, и казалось, что его тело уже безжизненное. Его положили рядом с гробом Виллиброрда. Больной скоро получил такое исцеление в присутствии большого числа свидетелей, что и следа от долго мучившего его недуга не осталось. Один человек, служивший диаконом в церкви святого Виллиброрда (хотя он не был достоин этого), не остановился перед тем, чтобы украсть из церкви золотой крест, который человек Божий имел обыкновение брать с собой во время миссионерских поездок. Братия сильно огорчились этой потере, и хотя они не знали, кто это сделал, но твердо верили, что по молитвам человека Божия Господь откроет им его имя. Будучи добросердечными, братия хотели, чтобы этот вор покаялся в своем грехе и не был навеки осужден Господом. Но этот несчастный человек не захотел каяться и еще более ожесточился сердцем. На нем сбылись слова премудрого Соломона: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч. 5: 22). Он думал, что совершенное им беззаконие никогда не откроется. Но ничего не скрыто от очей Божиих: Господу все известно, и Он часто не медлит, чтобы воздать грешникам, обижающим Его служителей, по делам их. Ибо сей беззаконник был сражен внезапной болезнью и умер без покаяния. Перед смертью он, однако, открыл некоторым из монахов, где хранятся украденные им церковные предметы. Вы видите, братия, какой суд ожидал того, кто посмел расхитить церковь святого угодника Божия. Посему увещеваю вас, братия, жить безупречной жизнью в этом святом доме Божием, дабы Господь по Своей благости и милости слышал и исполнял ваши молитвенные прошения по ходатайству святого Климента Виллиброрда, так же как Он слышал молитвы больных, приходящих и приносимых в этот храм, и они возвращались здоровыми. И не должны мы сомневаться в том, что как Он соблаговолил исцелить их телесные недуги по молитвам святого Виллиброрда, пребывающего со всеми ангелами и святыми и слушающего наши к нему прошения, так Он может исцелять и тайные недуги наших душ, если мы с твердой верой, искренним покаянием и сокрушенным сердцем слезно прибегаем к нему. Господь по Своей милости может простить нам наши беззакония, если мы не медлим испросить у него оставления наших согрешений. Ему же подобает хвала и слава во веки веков!

http://pravoslavie.ru/32751.html

Отдохнув, братия отправились в замок Утрехта, находившийся на берегу реки. Здесь Виллиброрд, когда вера укрепилась в этих краях, учредил со временем епископскую кафедру . Но поскольку фризы, жившие в этом месте, и их правитель Радбод все еще были привержены своим языческим традициям, человек Божий счел нужным поехать в Франконию и навестить Пипина , короля тех мест, – человека, полного сил, добродетельного и успешного в военных делах. Правитель встретил его с большим радушием; не желая расставаться со столь ученым мужем, он поселил его в своих владениях с тем, чтобы Виллиброрд искоренил здесь идолопоклонство и обучил новокрещеный народ в вере, исполняя повеление пророка: «Распашите себе новые нивы и не сейте между тернами» (Иер. 4: 3). Человек Божий многократно бывал в разных местах королевства, просвещая народ, так что семя жизни, подпитанное росой небесной благодати, дало изобильные плоды в сердцах многих, и потому король франков, восхищенный стараниями Виллиброрда и довольный укреплением христианства в стране, желая дальнейшего просвещения своего народа, решил отправить его (Виллиброрда) в Рим, чтобы там папа Сергий , один из достойнейших людей того времени, посвятил его во епископа. Пипин надеялся, что Виллиброрд, получив благословение от папы и посвящение во епископа, возвратится и будет проповедовать с еще большим рвением, по слову апостола: «И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10: 15). Но Виллиброрд ответил на предложение короля отказом. Святой считал, что недостоин того, чтобы на него возложили такую власть; перечислив добрые качества, коими должен обладать всякий епископ – о них говорит апостол Павел в Послании к своему ученику Тимофею, Виллиброрд признался, что не обладает таковыми добродетелями. Но король призвал святого кротко согласиться. Пораженный единодушным прошением братии, чтобы он стал епископом, Виллиброрд увидел в сем волю Божию и, желая более подчиниться решению многих, чем упрямо следовать своей воле, согласился поехать в Рим. И он отправился в Рим, взяв с собой спутников и подарки, достойные высокого ранга папы.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Однажды святой служитель Христов спешил в некую область и по дороге увидел двенадцать нищих, просивших у прохожих милостыню. Будучи милосердным, Виллиброрд жалостливо взглянул на бедных и попросил одного из своих спутников открыть его собственную бутыль с водой и напоить нищих Христовых. Все двенадцать выпили столько воды, сколько хотели. А когда путники продолжили путь, то заметили, что воды в бутыли осталось столько же, сколько было вначале; более того, вода чудесным образом превратилась в вино превосходного качества. Спутники Виллиброрда прославили Бога и сказали: «Поистине, сбылись слова Писания: “Давайте, и дастся вам”» (Лк. 6: 38). Однажды святой Виллиброрд прибыл в свой монастырь в Эхтернахе . Помолившись Богу, благословив братию и побеседовав с ними, он обошел монашеские кельи, смотря, не следует ли их привести в лучшее состояние. Войдя в кладовую, Виллиброрд увидел бочонок с вином, которого было мало. Святой в знак благословения слегка ударил по нему своим епископским жезлом и, помолившись какое-то время, вышел. В ту же ночь вино в бочонке стало подниматься до самого его края и даже выливаться из него. Заметивший это эконом был поражен преумножением количества вина. Зная, что чудо совершилось по милости Божией через благословение святого епископа, он не мог держать это в тайне. Утром он выбежал из кладовой, нашел святого Виллиброрда и кинулся ему в ноги, признаваясь в увиденном. Святой, как обычно, возблагодарил Бога, но, держа в памяти заповедь Спасителя, данную ученикам, не рассказывать о славе, виденной при Преображении, до дня Воскресения, он запретил эконому рассказывать о том, чему тот стал свидетелем, до своей смерти. Еще одно чудо, подобное предыдущему, сотворил Господь наш Иисус Христос через святого Виллиброрда. Раз святой вместе с учениками приехал в дом одного своего друга и решил после долгого утомительного пути у него отобедать. Но оказалось, что у хозяина дома кончилось вино. Виллиброрд попросил принести ему четыре небольшие фляги (это было все, что ученики его всегда брали с собой в дальние поездки). Виллиброрд благословил фляги во имя Господа, претворившего воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, и – о чудо! – 40 человек смогли утолить жажду, напившись из них, и каждый сказал друг другу с радостным сердцем и благодарностью Богу: «Вот, Господь выполнил обещание, данное в Евангелии: “Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит” (Ин. 14: 12)».

http://pravoslavie.ru/32751.html

Нам осталось сказать слово о святом Вильгильсе, отце Виллиброрда: им начался наш рассказ о святителе, им же он и должен закончиться. Однажды в годовщину блаженной кончины Вильгильса аббат Альдберт, преемник святого архиепископа Виллиброрда, после торжественной литургии и благодарственного молебна предложил братии пообедать и порадоваться. В тот день в монастыре оставались лишь два графина с вином. Один из них был выпит в обеденное время, а другой оставили до ужина. После того как вечером была отслужена всенощная, монахи возвратились в трапезную. Когда они закончили чтение молитв, аббат обратился к ним со словами: «Досточтимые отцы, нам поистине следует чествовать память наших предшественников с духовной радостью. В эти дни мы можем быть менее воздержанны в еде и питии, чем обычно, но не ради обжорства, а ради любви. Если бы в моем монастыре было что-нибудь еще, кроме этого единственного графина с вином, оставшегося после дневной трапезы, то я бы с радостью поделился этим с вами. Но Господь по молитвам Своих угодников может и преумножить содержимое этого графина, дабы прославить их и порадовать нас, хотя мы и недостойны. Ибо Его силой некогда через святого архиепископа Виллиброрда 40 человек напились из четырех небольших фляг. Давайте пить с радостью и надеждой». Когда все монахи выпили вина из графина по два раза, оказалось, что он остался таким же полным, как и вначале. Удостоверившись в этом, аббат вместе с остальными братиями возблагодарил Господа Бога. Восхваляя благость Божию, монахи с радостью, но не без умеренности, выпили еще столько вина, сколько им было необходимо. О блаженный отец, родивший такого сына и сподобившийся по милости Божией иметь такого святого наследника! На тебе, Вильгильс, сбылись слова из Второзакония: «Благословен ты… и благословен плод чрева твоего» (Втор. 28: 3, 4). Предисловие написано К.Х. Тальботом, переводчиком жития преподобного Виллиброрда с латыни на английский язык. Именно с этого английского текста сделан перевод жития на русский язык. – Ред.

http://pravoslavie.ru/32751.html

Виллиброрд одушевился еще более, когда услышал, что в Ирландии в то время процветала ученость в монастырских школах . Его особенно вдохновлял пример святой жизни, воспринятый в Ирландии, двух святых мужей, служителей Божиих: епископа Эгберта и пресвитера Вигберта . Оба они, движимые любовью к Богу, оставили дом, родину и родственников и удалились в Ирландию, где, находясь вдали от мира, но ближе к Богу, вели отшельническую жизнь, предаваясь блаженству уединенной молитвы. Молодой Виллиброрд хотел подражать богоугодной жизни этих мужей и, по благословению аббата и с одобрения братии, поспешил через море в Ирландию, чтобы присоединиться к святым отцам в их уединенной жизни. Он желал через общение с ними достичь их уровня совершенства и святости – так пчела, напитавшись цветочной пыльцы, бережно хранит ее в сотах. Здесь, среди отцов, прославившихся как святой жизнью, так и ученостью, Виллиброрд, которому в будущем предстояло проповедовать в далеких землях, обучался в течение двенадцати лет, пока не достиг зрелого возраста. На 33-м году жизни религиозное рвение святого подвижника так возросло, что он захотел проповедовать Евангелие другим, чтобы принести им духовную пользу ради спасения, а не одному достигать большего совершенства. Он знал, что в северных землях жатвы было очень много, а делателей мало. Так, в исполнение пророческого сна, увиденного его матерью, Виллиброрд, утвердившись в своем намерении, но пока не зная Божиего изволения, решил отправиться в те земли и принести их народам свет Евангелия и избавить их от мрака неверия, если на то воля Божия. Виллиброрд сел на корабль и поплыл, взяв с собой одиннадцать учеников, разделявших с ним это стремление. Впоследствии одни из них за свою стойкость в проповедовании Евангелия сподобились получить мученические венцы, а другие стали епископами и, послужив Богу проповедью слова жизни, мирно почили после многолетних трудов. По прошествии времени человек Божий с братией достиг устья реки Рейн, где они и причалили к берегу.

http://pravoslavie.ru/32751.html

  АНГЛОСАКСОНСКИЕ МИССИОНЕРЫ ИЗ АНГЛИИ И ОБРАЩЕНИЕ ФРИСЛАНДИИ Святой Вилфрид Св. Вильфрид (634-709) был первым известным англосаксом, который вел проповедническую деятельность среди фризов. После того, как св. Теодор из Тарса, вопреки правилам, разделил громоздкую Йоркскую епархию св. Вильфрида на четыре части, последний покинул Англию, чтобы обратиться к Риму. Его враги желали убить его, поэтому он выбрал маршрут через Фрисландию, чтобы сбить их со следа. Его тепло принял король Альдигсл, и св. Вильфрид провел там, проповедуя Евангелие, сначала зиму 678 года, а потом и следующее лето. В пользу его учения в глазах язычников сыграло серьезную роль то обстоятельство, что его прибытие было ознаменовано небывалым уловом рыбы. Тот год, вообще, выдался необычайно урожайным, и это касалось всех видов продукции. Все это они приписали славе Бога, которого проповедовал святой муж. Проповедь его была принята, и в тот год он крестил всю, за несколькими исключениями, верхушку фризов, и еще множество тысяч простого люда. Франкский князь Эброин (майордом короля Нейстрии Теодерика) был подкуплен врагами св. Вилфрида, которые хотели погубить его. Он послал Альдгислу письмо, обещая бушель золотых за св. Вильфрида, живого или мертвого. Король прочитал послание вслух в присутствии всех, включая самого св. Вилфрида и посланников. После этого он разорвал послание и сжег, сказав, что пусть Бог уничтожит тех, кто нарушает свои клятвы. Затем св. Вилфрид отправился в Рим, а после продолжил свою долгую и разнообразную деятельность в Англии. Однако, его протеже св. Виллиброрд, вернулся к фризской миссии.   СВ. ВИЛЛИБРОРД: АПОСТОЛ ФРИЗОВ Св. Виллиброрд (прим. 658-739) родился в Нортумбрии. Когда ему не исполнилось еще семи, он пришел в монастырь Рипона, который в то время возглавлял основатель обители св. Вильфрид. Он пришел из благочестивой семьи – отцом его был св. Вильгис, который позже стал отшельником и основал небольшой монастырь. В двадцать лет св. Виллиброрд получил благословение аббата на то, чтобы отправиться в Ирландию для духовного и интеллектуального развития.

http://pravoslavie.ru/2000.html

Ее безмолвная подвижническая жизнь служила примером для всех: монахов, монахинь и всего народа и явилась самой красноречивой проповедью, которую Бог часто подтверждал чудесами. Благодаря полученному прекрасному образованию, преподобная Вальпурга много потрудилась для духовного просвещения. Она скончалась 25 февраля 779 года. В 870 году ее мощи были перенесены в Айхштет. Почитание святой очень скоро распространилось по всей Европе. 6. Святитель Виллиброрд, архиепископ Утрехтский († 739) С раннего детства святой Виллибюрорд воспитывался в монастыре в Англии, в своем отечестве. Получив образование, святой был рукоположен во священника в возрасте тридцати трех лет. Он имел твердое намерение проповедовать Евангелие на севере среди языческих народов. Будущий святитель сел на судно с двенадцатью спутниками и высадился на берегах Рейна, в стране фризов. Обращение этих убежденных язычников, возглавляемых жестокими вождями, представлялось невероятно трудным. Поэтому усердие миссионера не всегда и не везде увенчивалось успехом. Много раз святой Виллиброрд подвергался мученическим страданиям, борясь против языческих суеверий. Но Бог хранил его. В 695 году святой Виллиброрд был поставлен во епископа Утрехтского и по благословению римского епископа с большим усердием продолжил миссионерскую деятельность среди фризов. Отправившись со своими проповедями на север, он преуспел в обращении значительных частей Зеландии и Голландии. На три года Бог дал ему верного помощника в лице соотечественника, святого Вонифатия, которого Виллиброрд хотел было сделать своим преемником, но тот уклонился от этого.Явленные им чудеса немало способствовали его успехам. Однажды святитель и его изнуренные усталостью спутники вошли в дом одного жителя, который почел за честь их принять, но не имел и капли вина, чтобы им предложить. У миссионеров с собой было немного вина. Епископ благословил это вино, и сорок человек смогли утолить свою жажду.Будучи совсем беден, святитель всегда подавал нуждающимся. Двенадцать нищих пришли однажды к нему с протянутой рукой.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/04/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010