Распространение христианства не следует связывать исключительно с иностранными миссионерами: 16 мон-рей Австразии были основаны представителями различных фамилий из числа местной знати. Еп. Мецский Сигибальд (716-724), «заботясь о состоянии души», основал Санкт-Авольд и Нойвайлер (ныне Нёвиллер-ле-Саверн, Франция). Его преемник на кафедре Хродеганг (742-766) заложил мон-рь Горце , где сам желал быть похороненным. Кроме того, он позаботился доставить из Рима реликвии для Горце и аббатства Лорш, основанного родственником епископа гр. Канкором и его матерью Виллизинд. В VIII в. светские власти начали политику ограничения самостоятельности епископов, к-рые к этому времени закрепили сложившуюся ранее практику передачи кафедр своим родственникам. Так, еп-ством Трирским владело австразийское семейство Видонов, укрепившее свое влияние союзом с родом франк. майордомов, а впосл. королей Пипинидов-Каролингов. В Кёльне архиепископская династия не сложилась, что позволило франк. майордомам ставить во главе архиеп-ства своих сторонников, к-рые до назначения на кафедру часто не имели духовного сана. Еп. Трира Милон (717/22-757) получил кафедру как боевой соратник франк. майордома Карла Мартелла, погиб на охоте от клыков кабана и стал объектом критики св. Бонифация как символ нестроений во Франкской Церкви. В кон. VII - IX вв. распространение христианства в Г. (на землях Фрисландии, Гессена, Тюрингии и Саксонии) связано с деятельностью англосакс. миссионеров, прежде всего выходцев из Нортумбрии. Первой, возможно случайной, миссией англосаксов было посещение зимой 678/9 г. Фрисландии по дороге в Рим св. Вильфридом , еп. Йоркским. Ирландцы Викберт и св. Виллиброрд со спутниками с разным успехом пытались просвещать «братские» народы фризов, саксов и бруктеров ( Beda. Hist. eccl. V 9-11). Св. Виллиброрд, высадившись в 690 г. вместе с 12 спутниками во Фрисландии, обратился за разрешением на проповедь (licentia praedicandi) к майордому Пипину II Геристальскому, к-рый в то время вел войну с фризами. Деятельность миссионера по христианизации фризов, впервые ставшая духовной санкцией войны, была одобрена и папской властью (692). В 695 г. папа Римский Сергий I рукоположил Виллиброрда во архиепископа фризов. Проявивший особое почтение к святому тюрингский герц. Хеден в 704 г. передал ему обширные владения в Арнштадте, Мюльберге и Гросмонре, а в 716-717 гг.- в Хаммельбурге с предложением основать там мон-рь. Однако задуманное во Фрисландии архиеп-ство с центром в Утрехте организовано не было, а фризы еще долго сопротивлялись и франкам, и христианству.

http://pravenc.ru/text/164803.html

  УРОКИ МИССИОНЕРОВ Как удавалось миссионерам прошлого за несколько поколений обращать в христианство целые народы? Во-первых, они были людьми великой веры, людьми, которые отдавали себя без остатка делу, которые за свою любовь к Христу шли в изгнание, которые готовы были принять мученический венец. Однако, они не только с готовностью шли на смерть, они отказывались убивать, оставляя правосудие в руках Божьих, что ярко демонстрируют примеры св. Виллиброрда и св. Бонифация. Это не означает, что в процессе обращения не имело места принуждение – франкское государство не стеснялось использовать меч. Однако, миссионеры для себя такой способ отрицали, поскольку человек Бога не должен быть человеком меча. Принуждение порождает только лишь формальное «обращение», оно не может изменить сердца. Это могут сделать только личный пример и Благодать. Пример, который подавали миссионеры – это пример доброты, это помощь несчастным. Даже Юлиан Отступник нехотя выражал восхищение добротой и человеколюбием христиан, которые они проявляли по отношению к угнетенным. Современное язычество  как религия самореализации столь же бессердечно, как и древние культы. Доброта дает людям ключ к пониманию того, что Евангелие – это и в самом деле Благая Весть. Одной из составляющих этой доброты был и строгий моральный кодекс, который предписывал не уклоняться от порицания даже королевских покровителей за их грехи. Значительную роль играли и совершаемые святыми чудеса. Людей всегда привлекало могущество, и, согласно традиции, чудеса часто сопровождали деятельность новых миссий. К примеру, соревнования в силе св. Патрика с друидами, в которых он явил могущества Христа над «богами» друидов, сыграли решающую роль в евангелизации Ирландии. С демонстрациями могущества тесно связана и христианизация всего хорошего, что было в дохристианской религии. Крещение в священных источниках не было изобретением святого Виллиброрда – в ранней кельтской церкви делалось то же самое. Строительство церквей в бывших священных рощах и превращение языческих храмов в церкви было практикой, к которой еще раньше прибегали уже во многих местах.

http://pravoslavie.ru/2000.html

Наконец, Лутц фон Падберг выдвигает еще одно предположение: «Вполне возможно, что, когда до него дошла весть о смерти фризского герцога Радбота, Бонифаций отправился вглубь Франкской империи, чтобы установить контакт с Карлом Мартеллом. Продолжая свою первую миссию, он подвизался там вместе с Виллибрордом в проповеди христианства с 719 по 721 год» 70 . Впрочем, следует признать, что скудных сведений, которые мы можем почерпнуть из существующих источников, явно недостаточно для однозначного и очевидного решения этого вопроса. Совместные с Виллибрордом труды по распространению христианства во Фрисландии знаменовали для Бонифация окончание длительного периода его ученичества. Известно, что архиепископ Утрехтский хотел сделать молодого и одаренного помощника своим преемником – совершенно определенно, что он не мог найти лучшей кандидатуры. Но Бонифаций уклонился от этой чести и вскоре покинул Фрисландию. Причины этого расставания до сих пор остаются для нас неясными. Падберг предлагает психологическое объяснение, кажущееся вполне правдоподобным: «Проще всего предположить, что Виллиброрд и Бонифаций, как две сильные и волевые личности, не смогли ужиться друг с другом» 71 . Великие миссионеры никогда больше не встречались, хотя Виллиброрд скончался только в 739 году. Не исключая возможности личных разногласий, Шифер в своих попытках объяснить это важное и ключевое решение в жизни Бонифация идет дальше: «Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что Фрисландия больше не удовлетворяла энергии Бонифация и что его теперь – когда Франкская империя в политическом плане была успокоена – тянуло к самостоятельным трудам большего масштаба. Иначе, оставаясь и далее во Фрисландии, он должен был бы отказаться от своей давней цели – проповеди христианства родственным саксам» 72 . Во всяком случае, в 721 году Бонифаций отправился в землю Гессен, которой суждено было стать ядром его миссионерской деятельности. Роль папства в миссии епископа Бонифация Как с полным правом отмечает Шифер, «с переходом из Фрисландии в Гессен начинается великая эпоха Бонифация». 73 Но не только христианизацией языческих народов и установлением римской иерархии отмечен этот период европейской истории. Европа стала ареной, на которой встретились различные силы. Самыми значительными фигурами этой исторической эпохи, оказавшими в конечном итоге серьезное влияние на формирование облика средневековой Европы, были франкский майордом 74 Карл Мартелл, лангобардский король Лиутпранд, Римские папы Григорий II и Григорий III и византийский император Лев III. «Византийцы и лангобарды подтолкнули папство на тот путь, который привел его к соединению с франкской властью» 75 Осознание этого важного исторического факта поможет нам понять подлинную роль пап в миссионерских проектах святого Бонифация. Папа Григорий II (715–731)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Судя по плакатам, здесь собралась половина жителей страны Люксембург и примкнувшие к ним соседи из немецких и французских земель. Вторая половина люксембуржцев заняла места вдоль тротуаров, по которым пройдет процессия. В основном это совсем пожилые люди и дамы с собачками. Все способное к прыжкам население выстроилось в колонны, каждую из которых возглавляет оркестр. Музыканты по очереди играют марш святого Виллиброрда. Пока звучит музыка, паломники прыгают. Когда смолкает — люди идут обычным шагом. Конечная точка пути — крипта с мощами святого Виллиброрда. Пришедшие сюда люди искренне молятся, после чего обычным шагом выходят из храма и снова становятся простыми жителями Люк-сембурга. Хотя… Ежегодно в этой процессии прыгают дети и родители, банкиры и пекари, епископы и простые священники, полиция и бизнес-элита, жители и гости Люксембурга. Невольно приходит на ум простая мысль: счастлива страна, народ которой может вот так выстроиться и пойти к своему любимому святому. Думаю, даже если бы Люксембург не был «карликовым» государством, всенародные прыжки к Виллиброрду были бы здесь частью жизни. Может, это маленькое герцогство потому и «кошелек Европы», и изумрудный край, и страна с нулевой преступностью, раз жители его помнят, откуда что взялось и Кого благодарить. Прыгающая процессия. Аббатство Эхтернах, Люксембург (на съемках 5-й серии). Площадь перед Кафедральным собором в Кёльне, Германия (на съемках 9-й серии). P.S. B этом тексте не описано и сотой доли того, что происходило с нами и вокруг нас. Как мы искали планы, ловили закаты, ждали, когда выйдет солнце или когда оно зайдет, замерзали от холода, вскипали от жары. Как лазали по лесам, таскались с техникой по песчаному пляжу, забывали поесть, вставали в пять утра. На протяжении двух экспедиций нам было трудно и потрясающе интересно работать. Наша съемочная группа перемещалась на микроавтобусе из города в город, из страны в страну. Мы провели бок о бок шестьдесят дней... Надеюсь, мы старались не зря. Проект «Неизвестная Европа» 

http://foma.ru/neizvestnaya-evropa-kak-m...

262 Отречение Карломана произошло в 747 году, восшествие Пипина на королевский престол – в ноябре 751 года. 263 Посвящение пресвитера Лулла в хорепископа (см. письмо 93, с. 269 настоящего издания) и его дальнейшее утверждение королем Пипином на Майнцской кафедре произошло в 752 или 753 году. 265 Очевидно, Бонифаций отправился в путь, получив от Пипина доку­мент, определяющий его отношение к Утрехтской Церкви. 267 В житии Штурмия, ученика Бонифация, упоминается о двух путеше­ствиях Бонифация во Фрисландию, разделенных пребыванием в Утрехте зимой 753–754 годов (см.: Eigil. Vita Sturmi И Monumenta Germaniae Historica. Scriptores. T. XV. P. II. S. 372). 268 После смерти Виллиброрда в 739 году Бонифаций по поручению Кар- ломана (письмо 109, с. 273 настоящего издания), судя по всему, рукополо­жил для Утрехта неизвестного епископа, который вскоре скончался и был заменен епископом Эобой. 269 Неизвестный пресвитер из Утрехта, который в начале IX века написал житие Бонифация, узнал от свидетельницы, что Бонифаций, защищаясь от меча убийцы, возложил на свою голову Евангелие. Знаменитый Codex Bonifatianus 2, называемый также по имени его первой хранительницы Ragyndrudis-Codex, имеет следы удара острым предметом. Но в кодексе содержатся не евангельские тексты, а противоарианские трактаты (ср.: Cuno Raabe. Sankt Bonifatius: Gedenkgabe zum zwölfhundertsten Todestag Fulda, 1954. S. 102). 270 Согласно древней традиции считается, что три рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе Фульды, принадлежали Бонифацию. 273 Место кончины точно установлено в житии святого Виллехада (см.: Vita S. Willehadi И Monumenta Germaniae Historica. Scriptores. T. II. S. 380): ad locum qui dicitur Dockynchirica, quod est in pago Hostraga, ubi et dominus Bonifacius episcopus iam olim martirio coronatus fuerat). 274 De temporum ratione (cap. 29) I Bedae opera de temporibus I Ed. C. W. Jones. Cambridge – Massachusetts, 1943. S. 234: crescents (oceani aestus) quidem malinas, decrescentes autem placuit appellare ledones.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛ МАРТЕЛЛ [лат. Carolus (Karolus) Martellus] (ок. 688 - 22.10. 741, Каризиак (ныне Кьерзи)), майордом Австразии (с 717) и Нейстрии (с 718/9), правитель королевства франков из рода Пипинидов ( Каролингов ) при королях из династии Меровингов . Внебрачный сын Пипина II Геристальского († 714), майордома Австразии. Дети К. М.: Карломан († 754) и Пипин Короткий (король франков в 751-768) и несколько дочерей от 1-го брака с Хротрудой († 725), сын Грифон († 753) от 2-го брака с Суннихильдой (Сванахильдой), а также незаконнорожденные сыновья - Бернард, Иероним и св. Ремигий, еп. Ротомагский (Руанский) (755-771). В кон. 80-х гг. VII в. майордом Пипин II Геристальский, глава знатного рода в Австразии, стал фактическим правителем Австразии и Нейстрии. После его смерти не осталось прямых наследников, и его вдова Плектруда велела заключить К. М. под стражу, чтобы обеспечить переход власти к внуку Пипина Теодоальду. Знать Нейстрии отвергла Теодоальда и избрала майордомом некоего Рагамфреда, который возвел на престол кор. Хильперика II (715/6-721). Он сместил сторонников Пипина Геристальского из числа церковных и светских должностных лиц, в т. ч. настоятелей крупных мон-рей Фонтанелла (Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Корбея (см. Корби ). В союзе с фризами и саксами войска Хильперика II вторглись в Австразию, осадили Колонию (ныне Кёльн), где укрылась Плектруда, и вынудили ее отдать королевскую казну. Сопротивление королю и майордому Нейстрии оказал К. М., бежавший из заключения и собравший военный отряд. В 717 г. он одержал победу над нейстрийцами при Винциаке (Венши, близ г. Камбре), вступил в Колонию и возвел на престол Австразии кор. Хлотаря IV (717-719). О поддержке, оказанной К. М. церковными иерархами Австразии, свидетельствует тот факт, что св. Виллиброрд , ранее пользовавшийся покровительством Плектруды, крестил одного из сыновей майордома - Пипина Короткого ( Alcuinus. Vita Willibrordi. 23//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 133). Вероятно, при участии К. М. было установлено почитание св. Ламберта , еп. Моза-Траектского (Маастрихтского) († ок. 705), который некогда выступал против связи Пипина II с Альпаидой, матерью К. М., и был убит ее сторонниками (Vita Landiberti episcopi Traiectensis vetustissima. 25-27//Ibid. T. 6. P. 378-382; см.: Gerberding. 1987. P. 129; Wood. 1994. P. 271).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Вскоре варвары увидели, что они постоянно предаются пению псалмов, молитвам и принесению спасительных жертв Господу (ибо они привезли с собой священные сосуды и освященную доску вместо и поняли, что они принадлежат к другой вере. Они испугались, что Хевальды, явившись к сатрапу и поговорив с ним, отвратят его от прежних богов и приведут к новой, христианской, вере и так постепенно всю провинцию заставят сменить старую веру на новую. Поэтому они внезапно схватили их и предали смерти. Хевальда Белого быстро убили мечом, но Черного долго мучили и разорвали на куски самым ужасающим образом; тела же их бросили в Рейн. Когда об этом услышал сатрап, которого они хотели видеть, он весьма рассердился на то, что прибывшим не дали повидать его; поэтому он приказал убить всех жителей того селения, а само селение сжечь. Эти священники и слуги Христовы пострадали в пятый день до октябрьских Их мученичество не обошлось без небесных чудес. Когда, как уже говорилось, язычники бросили их мертвые тела в реку, течение отнесло их почти на сорок миль к месту, где находились их спутники. Каждую ночь на место их пребывания сходил с небес сияющий луч света, который видели даже погубившие их язычники. Один из братьев явился в ночном видении своему товарищу по имени Тилмон, мужу достойнейшему и благородному даже в земном своем звании, который был воином и стал Видение показало ему, что их тела находятся в том месте, куда с небес сходил сияющий свет. Так и случилось; тела их были найдены и погребены с почестями, подобающими мученикам, а дни их смерти и нахождения их тел стали отмечаться в тех краях. Славнейший дукс франков Пипин, узнав о случившемся, велел доставить их тела к нему и похоронил их с великой честью в храме города Колонии, что на Говорят, что на месте, где их убили, из-под земли забил источник, который до сих пор снабжает ту округу водой. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены

http://sedmitza.ru/lib/text/440883/

Я не хотел бы придавать особого значения этому обстоятельству, так как вовлеченность монахов в деятельную жизнь в раннесредневековый период характерна не только для Англии. Однако я хотел бы обратить внимание на ту меру пастырской озабоченности, которая присутствовала в монашеском призвании, характерном для англосаксонской Англии. Страницы «Церковной истории» Беды полны таких примеров: св. Эйдан, св. Бойзил из Мелроуза, св. Кутберт — это только некоторые из них. И эта пастырская озабоченность имела миссионерское звучание. Об одной из наиболее замечательных особенностей англосаксонской церкви свидетельствует тот факт, что англичане, однажды обратившись ко Христу, не довольствовались своей верностью Евангелию, но стремились к тому, чтобы их соплеменники-язычники на европейском континенте также приобщились к христианской надежде. Так, мы имеем героическую историю англосаксонской миссии на континент, наиболее известными участниками которой были св. Виллиброрд (658-739) и св. Бонифаций (ок. 675-754); миссионерские труды последнего запечатлены печатью мученика: он был убит язычниками в Докуме, на Фризском побережье, 5 июня 754 г. Согласно его биографу Виллибальду, перед смертью Бонифаций обратился к своим товарищам со словами: Братья, мужайтесь, не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может погубить души, которая продолжает жить вечно. Радуйтесь о Господе, возлагайте свою надежду на Бога, ибо Он не замедлит даровать вам в награду вечное блаженство и пребывание с ангелами на небесах. Не будьте рабами преходящих удовольствий этого мира. Не поддавайтесь пустой лести язычников, но с твердостью встречайте неожиданный натиск смерти, чтобы вы могли царствовать вовеки со Христом. Братья, мужайтесь, не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может погубить души, которая продолжает жить вечно. Радуйтесь о Господе, возлагайте свою надежду на Бога, ибо Он не замедлит даровать вам в награду вечное блаженство и пребывание с ангелами на небесах. Не будьте рабами преходящих удовольствий этого мира. Не поддавайтесь пустой лести язычников, но с твердостью встречайте неожиданный натиск смерти, чтобы вы могли царствовать вовеки со Христом.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

В. был человеком энергичным, проповедовал строго аскетический образ жизни, к-рому сам неукоснительно следовал, подавая пример братии мон-ря. Последние годы он провел в Эхтернахе. После его смерти мон-рь стал одним из центров средневек. учености и культуры. Первым биографом В. был Беда Достопочтенный . Наиболее известное житие В. было написано Алкуином в стихах и прозе (ок. 790 и 793) по просьбе аббата Эхтернаха. Ист.: Beda. Hist. Angl. Vol. 10; PL. Vol. 89. P. 535-556; Alkuin. Vita Willibrordi//MGH. Scr. Mer. Hannover, 1920. Bd. 7: Passiones... S. 81-141; S. Bonifatii et Lulli epistolae/Hrsg. M. Tangl//MGH. EpSel. B., 1916. Bd. 1. S. 235; Die Lebensbeschreibungen des hl. Willibrord, Gregors von Utrecht, Liudgers und Willehads von Bremen/Hrsg. von W. Wattenbach. Lpz., 18882. S. 5-26. (Die Geschichtsschreiber d. deutschen Vorzeit; 8 Jh.; 3); The Calendar of St. Willibrord: from ms. Paris. Lat. 10837: with facsim./Hrsg. H. A. Wilson. L., 1918. Woodbridge, 1998r; Wampach C. Geschichte der Grundherrschaft Echternach im Frühmittelalter. Luxemburg, 1929-1930. 2 Bde. Лит.: Willibrordus: Echternacher FS zur XII. Jahrhundertfeier d. Todes d. hl. Willibrord/Hrsg. N. Goetzinger. Luxemburg, 1940; Huelin G. St. Willibrord and His Society. L., 1960; Kiesel G. Der hl. Willibrord im Zeugnis d. bildenden Kunst: Ikonographie des Apostels der Niederlande. Luxemburg, 1969; Derksen J. In Gottes Namen voran! Mosaiksteine zu einem Lebensbild des hl. Willibrord. Lpz., 1974; Willibrord: Apostel der Niederlande, Gründer der Abtei Echternach/Hrsg. G. Kiesel, J. Schroeder. Luxemburg, 1989, 1990; Willibrord, zijn wereld en zijn werk: Voordrachten gehouden tijdens het Willibrordcongres. Nijmegen, 1990; Laurent J. M. Nouwen, Willibrord: Een heilige diplomaat of een diplomatieke heilige. Tielt, 1993; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Зап. Европе раннего средневековья. СПб., 2001. C.190-212. А. В. Чупрасов Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер

http://pravenc.ru/text/158646.html

История англосаксонской миссии на континент слишком пространна, чтобы приводить ее здесь, но я бы хотел указать на некоторые ее черты, соответствующие тому образу раннеанглийского христианства, который я пытался начертать. Во-первых, это идея peregrinatio per Christo — странничества Христа ради, то есть добровольного оставления родных мест для проповеди; об укорененности этой идеи в ирландском монашестве говорят такие ирландские миссионерские центры на континенте, как Сент-Голл, Люксей и Боббио. Это тот мотив, который привел св. Колумбу в Айону (pro Christo peregrinari volens enavigavit); позднее ирландский поэт вложит в уста святого такие слова: Это серое око потом Обратит к Ирландии взор: Но никогда не увидит вновь Ирландских мужей и жен. Я смотрю через море Из-за прочных дубовых перил: Слезы наполняют мои ясные серые очи, Когда я оглядываюсь на Ирландию. Это серое око потом Обратит к Ирландии взор: Но никогда не увидит вновь Ирландских мужей и жен. Я смотрю через море Из-за прочных дубовых перил: Слезы наполняют мои ясные серые очи, Когда я оглядываюсь на Ирландию. Интересно, что идея германской миссии впервые пришла в голову нортумбрийцу по имени Эгберт, который странствовал Христа ради в Ирландии. Он сам хотел отправиться с этой миссией, но, получив в видении запрет, вынужден был довольствоваться тем, что посылая других миссионеров, — так же как Григорию Великому пришлось послать в Англию Августина и других миссионеров, вместо того чтобы отправиться туда самому. Таким образом, оказывается, что проповедь христианства в Северной Англии в значительной степени связана с ирландцами, тогда как просвещением языческой родины англичан впервые озаботился нортумбриец, живущий в Ирландии. Здесь прослеживается примечательная духовная преемственность. И снова мы видим верность английских миссионеров на континенте римскому престолу. Виллиброрд и Бонифаций желали получить посвящение в Риме, а последний, после своего рукоположения в 722 г., принес присягу на верность папе, как это было принято у новопосвященных итальянских провинциальных епископов, однако без обещания лояльности восточноримскому императору, которое они) обычно давали.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010