Минская Основана 13.04.1793 (по ААО. Т. 1. С. 156 – в 1793 г. ; С. 28 – в 1796 г.) Образована для западных областей, возвращенных России по второму разделу Польши, на месте упраздненных Туровской (остававшейся до 1798 г. в ведении Киевской митрополии) и Слуцкой епархий. Кафедра Минского архиерея перенесена из Слуцка в Минск по указу 12.04.1795, но «...на деле перемещение Минского Преосвященного на жительство в Минск совершилось только в 1799 году...» ( Рункевич С. История Минской архиепископии. СПб., 1893, С. 335). «...Минская епархия вскоре затем приняла в свой состав и Литовские области, возвращенные России при третьем разделе Польши. После этого она явилась далеко превышающею, по занятому ею пространству, многие из епархий. С другой стороны, воссоединение с Православною Церковью полутора миллиона западнорусских униатов... сделало Минскую епархию еще большею... Уже в 1795 году было найдено необходимым выделить из Минской епархии одну епархию самостоятельную – Брацлавскую (ныне Подольскую) и одну викарную – Житомирскую (Волынскую)... Затем, в 1832 году, от Минской епархии отошла губерния Виленская к новоучрежденной епархии Полоцкой, а в 1840 году, после второго воссоединения униатов... Минская епархия, наконец, вошла в свои нынешние границы, определяемые границами Минской губернии...» (ЦВ. Прибавление. 1893. 50. стб. 1820). Архиепископия. «...Минские архиепископы до сент. 1840 г. имели б. ч. пребывание в Слуцком Свято-Троицком монастыре...» (Н.Д. Иерархия... С. 240). В условиях оккупации с 20.09(03.10)1941 г. по (07.07)1944 г. – временная автономия в юрисдикции Московского Патриархата на основании Указа ВЦУ при Св. Патриархе Тихоне 362 1920 г. Этим указом дозволялось временное автономное управление в условиях изоляции от Высшего церковного управления РПЦ. Именовалась: с 13.04.1793 (по друг.: с 13.04.1794) – Минская, Изяславская и Брацлавская; с 12.04.1795 – Минская и Волынская, коадъюторство (викариатство) Киевское; с 04.08.1799 (по др. с 16.10.1799) – Минская и Литовская;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ок. 1596 г. К. был отдан родителями в обучение к купцу Я. Поповичу в Вильно, где лично познакомился с представителями Об-ва Иисуса (в т. ч. с богословом при униат. митр. Киевском Ипатии Потее Петром Аркудием) и по их совету вступил в 1604 г. в орден св. Василия Великого, приняв монашеское имя Иосафат. В том же году рукоположен Потеем в диаконы виленского во имя Св. Троицы мон-ря и после пострига почти 3 года добровольно не выходил из мон-ря, предаваясь в келье св. Луки духовному чтению и аскетическим практикам. К. не получил систематического образования: он обучался грамоте дома и посещал предположительно только приходскую школу во Владимире-Волынском. Житийная традиция единодушно признаёт, что К. был в значительной степени самоучкой, отмечая его страсть к чтению с детских лет. Вступив в орден василиан, К. осваивал основы богословского образования под рук. ректора монастырской школы П. Ф. Сурометниковича и иером. (впосл. архимандрит Троицкого монастыря) Иосифа Вельямина Рутского . К. свободно владел польск. языком, но не знал греческого и латыни. Последнее обстоятельство стало препятствием к получению им систематического богословского образования в Виленской академии иезуитов. Один из преподавателей академии и будущий духовник К. иезуит Валентий Фабриций Гроза (Ковальский) давал ему частные уроки богословия «по-руськи». С. Сеник считает, что К. читал и переписывал сочинения Нила Сорского и Симеона Нового Богослова, а также сочинения, связанные с исихастской традицией; сохранились 2 Слова на Усекновение главы Иоанна Крестителя, переписанные К. ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. 228). Биографы К. единодушно отмечают его особую набожность. По преданию, еще в раннем детстве во время молитвы перед Распятием во владимирской ц. св. Параскевы Пятницы он получил от Бога знамение о своей избранности к духовному поприщу: из Распятия сверкнула искра, которая поразила К. в грудь. Еще до вступления в Свято-Троицкий мон-рь К. предположительно исполнял функции церковного кантора Троицкой ц. К. отличала склонность к чрезмерно строгим аскетическим практикам (особенно суровый пост, ношение вериг, бичевание), серьезно подорвавшим здоровье К. в виленский период его жизни.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 24 (6 ноября) Священномученик Лаврентий (Князев) , епископ Балахнинский и священномученик Алексий Порфирьев Епископ Лаврентий (в миру Евгений Иванович Князев) родился в 1877 году в городе Кашире. Происходил из духовного звания. Был единственным сыном у матери-вдовы. Начальное образование получил в Веневском духовном училище, среднее – в Тульской семинарии. В 1902 году окончил Санкт-Петер­бургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 28 января 1902 года пострижен в монашество на Валааме архиепископом Сергием (Страгородским), а 5 февраля рукоположен в иеромонаха. 28 февраля 1912 года назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря, в то время, когда там был архиепископ Тихон, будущий патриарх. В 1917 году митрополит Тихон представил его к хиротонии, и в феврале 1917 года архимандрит Лаврентий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Епископ Лаврентий был усердным делателем молитвы Иисусовой, учени­ком и духовным другом оптинских старцев. Однажды оптинский старец Анатолий Зерцалов на вопросы одной женщины, правильно ли воспитывает ее владыка и что ему передать, ответил, что совершенно правильно, и трижды земно ему поклонился. Это было незадолго до мученической кончины епископа. В Нижнем Новгороде епископ Лаврентий благословил создание Спасо-Преображенского братства по возрождению церковно-общественной жизни, организованного А. Булгаковым. Тогда же было организовано религиозно-философское общество, просуществовавшее до января 1918 года. Собрания проходили по средам в доме А. Булгакова. Епископ Лаврен­тий был непременным их участником. В Нижнем Новгороде епископ жил и служил в Печерском монастыре. Служил часто, любил читать акафисты перед афонским образом Скоропослушницы. За каждой службой говорил проповеди и после литургии благослов­лял весь народ. Три последние свои проповеди заканчивал одними и теми же словами: «Возлюбленные братья и сестры, мы переживаем совсем особое время – всем нам предстоит исповедничество, а некоторым и мученичество». В доме Булгаковых говорил, что ему предсказана мученическая кончина. Рассказыва­ли, что во время пребывания в Вильно, он отдал в женский монастырь свой клобук, чтобы его привели в порядок. Монахиня, занимавшаяся этим, все вы­чистила, выгладила наметку, надела ее на камилавку и подошла к зеркалу взглянуть, правильно ли она сидит. Подняла клобук над головой, чтобы надеть на себя, и вдруг упала без чувств. Она увидела над клобуком огнен­ный венец. Пробыл владыка в Нижнем Новгороде один год и семь месяцев и все это время один управлял епархией; правящий архиерей, архиепископ Иоаким Левицкий, летом 1917 года уехал в Москву для присутствия на Поместном соборе и не вернулся. Из Москвы поехал в Крым, где у него была дача, и там был повешен бандитами.

http://fond.ru/foto/1099/Aleksiy/

Иоанн (Лавриненко) Иоанн (Лавриненко), архп. б. Костромской и Галицкий. Родился 12 марта 1899 года в г. Краснодаре (Екатеринодаре). Окончил Екатеринодарское духовное училище и Ставропольскую семинарию по первому разряду. Пострижен в монашество Преосвященным епископом Севастопольским Вениамином в Андреевском Афонском подворье г. Константинополя, им же рукоположен в иеродиакона 26 июня 1921 года и 31 июня того же года – в иеромонаха. В 1922 году прибыл в Польшу и назначен в число братии Виленского Свято-Духова монастыря и столоначальником Виленской Духовной Консистории. В 1923 году назначен членом Волынской Духовной Консистории в гор. Кременце. В 1924 году назначен законоучителем Дерманских духовных школ на Волыни и вр. исполн. обязанности инспектора классов Дерманского Епархиального женского училища. В 1925 году переведён преподавателем Виленской духовной семинарии (низших классов) и наместником Виленского Свято-Троицкого монастыря. В этом же году возведён в сан игумена. В 1927 году поступил на Богословское отделение Варшавского университета, которое и окончил в 1931 году со степенью магистра богословия. В 1932 году возведён в сан архимандрита. С 1931 года состоял снова членом Волынской Духовной Консистории и наместником Кременецкого Богоявленского монастыря. В 1935 году перемещён на должность члена Гродненской Духовной Консистории. В этом же году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и Блаженнейшим Митрополитом Сергием предназначен к хиротонии во епископа Аляскинского, вик. Североамериканской епархии. По болезни не выехал в Америку, но и, пребывая в Польше, оставался в юрисдикции Московской Патриархии. В 1941 году митрополитом Волынским и Луцким Николаем, Экзархом Московской Патриархии, назначен настоятелем Ковельского собора. В этом же году Блаженнейшим Митрополитом Сергием удостоен права ношения панагии при богослужении. 9 дек. 1941 года в Почаево-Успенской Лавре митрополитом Волынским и Житомирским, Экзархом Украины Алексием хиротонисан во епископа Ковельского, вик. Волынской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексии (Опоцкий Алексей Алексеевич), архп. Тверской и Кашинский Родился в 1837 году. Сын протоиерея Псковской епархии, гор.Опочки. В 1863 году окончил С.-Петербургскую Духовную Академию. 14.V.1864 назначен инспектором и учителем Виленского Духовного училища. 2.XI.1865 – законоучитель Виленской женской гимназии. 2.II.1866 рукоположен во иерея к Пятницкой церкви в г.Вильно. 1871 переведен в Гродно настоятелем Гродненского Софийского собора с назначением законоучителем Гродненской гимназии. 10.X. в этом же году возведен в сан протоиерея. 1872 – удостоен ученой степени кандидата богословия за сочинение: «Откровенное учение о Промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении». 22.ΧII.1891 – ректор Литовской Духовной семинарии. 25.I.1892 пострижен в монашество, как овдовевший в сане протоиерея и назначен настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря с возведением в сан архимандрита. В ноябре 1893 г. состоялось наречение во епископа, а 10.IV.1894 хиротонисан во епископа Балахнинского, вик.Нижегородской епархии. 10.VIII.1896 – епископ Вятский и Слободский. С 10.XI.1901 – Экзарх Грузии архиепископ Карталинский и Кахетинский со званием члена Св.Синода. 6.V.1902 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.· В том же году избран Советом Казанской Духовной Академии почетным ее членом. С I.VII.1905 года – архиепископ Тверской и Кашинский. По его инициативе собирались подписи для ходатайства об открытии мощей Анны Кашинской. По сообщению Самарских Епархиальных Ведомостей епископ Алексий прислал в дар епископу Симеону Самарскому частицу нетленных мощей св.Анны Кашинской. 29.I.1910 года уволен на покой, согласно прошению, по болезни, но с оставлением его в звании члена Св.Синода, с возложением на него обязанностей члена Московской Синодальной Конторы сверх штата. Высказывался за желательность созыва Поместного собора. Проживал в Донском монастыре в Москве, где и умер и погребен. Скончался 21 декабря 1914 года. Труды: «Откровенное учение о промысле сравнительно с новейшими теориями о мирохранении и мироправлении». (См.Родосский А., стр.8–9). Кандидатская диссертация.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анастасий (Опоцкий Василий Александрович), еп.Олонецкий и Петрозаводский Родился I12 марта 1830 года в семье протоиерея Псковской епархии. С 1845 по 1851 год учился в Псковской семинарии. В 1852 году по распоряжению семинарского начальства был послан для изучения сельского хозяйства в СПБ земледельческое училище, где пробыл до 1855 года. В этом же году 23 окт. был рукоположен во священника села Сторожки Новоторжского уезда Псковской губернии. В 1857 о.Василий овдовел и поступил в СПБ Духовную Академию, которую окончил в 1861 году со степенью кандидата богословия, а затем удостоен звания магистра богословия. В этом же году 14 сент. пострижен в монашество. 7 мая 1862 г. был назначен инспектором Виленского Духовного училища. 9 окт.1865 г. был переведен на должность инспектора и учителя Минской духовной семинарии. 21 апр.1869 г. возведен в сан архимандрита. В 1878 г. вызван в С.-Петербург на чреду богослужения. С 20 июля 1881 г. исправлял должность ректора Литовской семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря. 15 мая 1885 г. хиротонисан во епископа Брестского, 2-го вик.Литовской епархии. 17 ноября 1891 г. назначен епископом Сарапульским, первым викарием Вятской епархии. 15 мая 1893 г. переведен на кафедру епископа Чебоксарского, вик.Казанской епархии. Будучи епископом Чебоксарским, в 1896 г. определением Святейшего Синода утвержден в должности председателя Казанского Епархиального Училищного Совета. С 27 июня 1897 года – епископ Туркестанский и Ташкентский. В этом же году «во внимание к его проповедническим трудам и просвещенному содействию богословской науке» был избран почетным членом Казанской Духовной Академии. Будучи недолго епископом Туркестанским п Ташкентским, был участником 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани. 9 ноября 1897 г. епископ Анастасий в виду крайне расстроенного здоровья был уволен от управления епархией на покой, но II июля 1898 г. был снова призван на служение и назначен епископом Балахнинским, вик.Нижегородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Елевферий (Богоявленский) Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич), митр Виленский и Литовский. Родился 14 октября 1870 года (по другим сведениям в 1868 и 1869 гг.) в семье сельского псаломщика Курской епархии. Материальная бедность его родителей не воспрепятствовала ему воспитать ь себе добрые качества души. С самых ранних лет он отличался правдивостью, последовательностью в своих поступках, твёрдостью характера и правильным взглядом на жизнь. В 1889 году окончил Курскую духовную семинарию и был назначен учителем церковно-приходской школы в Ямской слободе. В 1890 году вступил в брак и принял рукоположение во священника к церкви с. Тростяницы Курской епархии. После десятилетней мирной семейной жизни он овдовел. В 1900 году поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия. По окончании академии был пострижен в монашество с именем Елевферия и назначен преподавателем Подольской духовной семинарии. О 1906 года – инспектор Холмской духовной семинарии. В 1909 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии. 21 авг. 1911 года хиротонисан во епископа Ковенского, вик. Литовской епархии. Чип хиротонии совершал с собором епископов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В 1914 году ввиду возникших военных действий (первая мировая война) он переселился в Москву в Донской монастырь, где в течение года совершал все праздничные богослужения. Из Москвы он снова возвратился в свою епархию. С июня 1917 года – управляющий Литовской епархией. С 28 июня 1921 года – архиепископ Литовский и Виленский. Здесь пришлось ему вести борьбу с автокефалистами Польской Церкви. Когда в 1922 году была провозглашена Польским правительством антиканоническая автокефалия Церкви в Польше, то он объявил в своей епархии акт автокефалии незаконным, а Варшавский Синод самочинным. Митр. Георгию (Ярошевскому) через особую депутацию он заявил полный отказ признавать над собой власть его и Синода, о чём уведомил и Польское правительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Макарий, Митрополит Киевский (+ 1497) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 мая в день мученической гибели и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших Святитель Макарий родился в знатной русско-литовской семье, в молодости постригся в Виленском Свято-Троицком монастыре и был там настоятелем. В 1495 г. он был возведен в сан митрополита Киевского. Киев лежал тогда в развалинах и в течение долгих лет уже не видел митрополита в своих стенах. Вся область эта была разорена татарами, и святитель знал, что они перерезали все дороги, но никакие опасности не могли его остановить. Он считал долгом своим пребывать в своем кафедральном городе. 1 мая 1495 г., в день воскресный, митрополит остановился для совершения Божественной литургии в селе Стригалове. Во время богослужения его известили о приближении татар. Обратившись к встревоженным богомольцам, святитель сказал: «Дети, удалитесь все, мой же долг оставаться здесь!» Народ разбежался, а он в полном одиночестве продолжал священнодействовать. Когда татары скрылись, верующие вернулись в храм. Они нашли святителя Макария лежащим около святого престола, с отсеченной саблей головой. Святые останки его были перевезены в Киев и погребены в соборе Святой Софии, который был тогда закрыт, разорен и запущен. С тех пор в нем часто слышали таинственное пение незримого хора, а перед гробницей священномученика находили горящие свечи, зажженные неведомой рукой. В XVII в. после исцелений, совершившихся по предстательству священномученика митрополита Макария, он был причислен к лику святых.Свято-Троицкий монастырь г. Вильно, в котором свт. Макарий был архимандритом, основан на месте гибели мучеников Литовских: Антония, Иоанна и Евстафия (память их 14 апр.), дата основания не известна, но к XV в. обитель уже существовала. Монастырь находился на Острой горе (по монастырской хронике — Троицкой). В 1584 г. при монастыре образовалось братство, боровшееся посредством духовного просвещения с Унией; братский Свято-Духовский храм стал основой вскоре учрежденного и существующего до сих пор Виленского Свято-Духова монастыря (в современном Вильнюсе, столице Литвы и центре Виленской и Литовской епархии, это вблизи Ауштос-Варту, по-русски Островоротной улицы).

http://sedmitza.ru/lib/text/437129/

С 1998 года по состоянию здоровья владыка Мефодий находился на покое. 13 сентября. ПРАВМИР. 13 сентября 2013 года отошел ко Господу первый правящий архиерей Хустской епархии Украинской Православной Церкви епископ Мефодий (Петровций). Об этом сообщается на  сайте Хустской епархии . Погребение почившего архиерея состоится в субботу, 14 сентября, в с. Малая Уголька Тячевского района Закарпатской области. Начало заупокойной Литургии в 10.00. Будущий архипастырь родился 30 октября 1941 года в селе Приборжавское Иршавского района Закарпатской области Украины, в семье рабочих. Его младший брат — Преосвященный Марк, архиепископ Хустский и Виноградовский. В 1957 году стал послушником в Троицкой пустыни близ г. Хуст Закарпатской области, в 1959 г. — в Почаевской лавре. В 1961-1964 гг. служил в рядах Советской Армии, трудился в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1965 году поступил в Московскую духовную семинарию, в 1969 году — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1973 году со степенью кандидата богословия. В марте 1969 года пострижен в монашество, 27 апреля того же года — рукоположен во иеродиакона, 14 декабря — во иеромонаха. В 1973 году определен в Свято-Духов монастырь, нес послушание регента-уставщика братского хора, затем — благочинного обители. 21 декабря 1981 года был назначен духовником братии монастыря и Свято-Духовой женской обители при нем. В 1979 году возведен в сан игумена, в 1982 году — в сан архимандрита. 30 марта 1990 года освобожден от послушаний в Свято-Духовом монастыре, 5 апреля того же года назначен духовником Серафимовского монастыря в селе Приборжавское Иршавского района Закарпатской области. 30 июля 1994 года в Никольском храме Покровского женского монастыря в Киеве хиротонисан во епископа Хустского и Виноградовского. 22 ноября 1998 года почислен на покой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/otoshel-ko-gospodu-epi...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 10 марта скончался один из старейших клириков нашей епархии - архимандрит Кирилл (Начис). Архимандрит Кирилл (в миру Леонид Владимирович Начис) родился 9 января 1920 года в городе Двинске (ныне Даугавпилс). После гимназии учился на Богословском факультете Латвийского университета. С января 1942 года служил псаломщиком в Псковской миссии, а с марта 1944 года, после эвакуации в Латвию, - псаломщиком Свято-Троицкого собора в Лиепае (тогда Либаве). В декабре немцами был отправлен в лагерь в Кенигсберг. Псковская миссия была примечательным явлением в истории Церкви. Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский) добился от оккупационного командования разрешения на открытие православных храмов. В результате на территории Ленинградской, Новгородской и Псковской областей было открыто более 300 церквей. После прихода Красной армии часть храмов оставались действующими, но многие труженики Миссии были осуждены НКВД. Не избежал этой участи и отец Кирилл. После войны он был направлен в фильтрационный лагерь Пехлец под Москвой, где его осудили на 10 лет, но в 1957 году был реабилитирован. В 1963 году по окончании Ленинградской Духовной академии был оставлен профессорским стипендиатом и преподавал общецерковную историю в семинарии. 14 декабря 1958 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры был рукоположен во диакона, а 25 января 1959 года в храме Смоленской иконы Божией Материм - во священника. 20 июля 1960 года в храме Виленского Свято-Духовского монастыря священник Леонид Начис был пострижен в рясофор с оставлением ему прежнего имени, а 6 января 1965 года был пострижен в мантию с наречением в честь святителя Кирилла Александрийского. В 1965 году отец Кирилл был возведен в сан игумена и в том же году назначен настоятелем Воскресенской церкви села Петрова Горка Лужского района Ленинградской области. Затем ему довелось служить в храмах Петровой Горки (Голубково), Иова Многострадального на Волковом кладбище, в Сусанино, в Гатчинском храме Петра и Павла, в Преображенском храме Выборга, в храме Покрова Пресвятой Богородицы Мариенбурга.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010