Проект штата Виленской Святодуховой Лавры. Число лиц. Содержание в год. Одному. Рубли серебром. Священно-архимандриту жалованья…… Наместнику……………………………… Казначею ………………………………… Ризничему……………………………… Эконому………………………………… Иеромонахам…………………………… Иеродиаконам…………………………  Монахам………………………………… Послушникам…………………………… Прибавочных трём иеромонахам, исправляющим по лавре старшие должности, по 30 р.,  всем……………….. На содержание братии пищею………… На церковный потребности и ремонта лавры……………………………………… На отопление, освещение, прислугу, экипаж и рабочих………………………… На письмоводство и прочие надобности Эта сумма ровно покрывается прежнею штатною суммою Виленского Святодухова монастыря 3,185 р., и суммою 1,645 руб. сер., остающеюся от штатной суммы Виленского Святотроицкого монастыря, за перечислением оного из первого в третий класс. 2. Список с отношения к обер-прокурору Святейшего Синода, от 7 марта 1844 года за 444, касательно наделения угодьями Виленского архиерейского дома и Свято-Духова монастыря Отношениями, от 1 июня 1841 и 28 июля 1842 годов, за 751 и 934, просил я между прочим посредства Вашего Сиятельства, чтобы находящийся в трёх вёрстах от Вильна, упразднённый уже давно Римско-католический Тринопольский монастырь отдан был на загородный архиерейский дом, а принадлежащая к нему земля пахотная, под лесом и кустарниками, отведена была в число угодий архиерейского дома. Эта моя просьба не удовлетворена до сих пор, за происходящею перепиской о строениях того монастыря, назначенных в ведомство военного министерства, и об отпуске суммы для открытия фронта Виленского Николаевского собора, взамен уступаемых гражданскому ведомству зданий бывшего в Вильне анатомического театра: так что для Виленского архиерейского дома не отведено доныне никаких угодий, ни назначено штатных служителей. Не пользуясь сими выгодами по архиерейскому дому, я не имею штатных служителей и по состоящему в моём ведении Виленскому Свято-Троицкому монастырю; да и земли тридцать десятин отведено сему монастырю в прошлом году только в виде временной меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Виленский Троицкий монастырь стал прибежищем гонимого Стефана Зизания, который произнёс здесь смелую проповедь против унии, после чего униатский митрополит Ипатий Поцей распорядился опечатать храм и " вразумить " православных. Впоследствии братство при монастыре продолжало защиту Православия, развив широкую издательскую деятельность. Примечательно сочинение " Антиграфы " составленное знаменитым членом братства Мелетием (Смотрицким) в ответ на клеветническую книгу Поцея " Гармония " . В это время один из православных пытался совершить покушение на жизнь митрополита Ипатия Поцея, но тот остался невредим. Покушение осложнило положение, и в 1609 году Троицкий монастырь и церкви в Вильне были отняты у православных. Виленское братство лишилось многих своих членов, которые перешли в унию. Братство вынуждено было перебраться к церкви Святого Духа, построенной близ Троицкого монастыря в 1597 году. Сюда же были перенесены остатки браского имущества и типография, которая продолжала работать на поприще просвещения. Выход из печати очередной полемической книги Мелетия (Смотрицкого) " Фринос " послужил поводом для закрытия типографии, а ее работники были заточены в тюрьму. Среди них был и корректор Лонгин (в монашестве Леонтий) Карпович, ставший впоследствии первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Свято-Духов монастырь в Речи Посполитой [ править править код ] Православный монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, видимо, возник сразу после этих печальных событий - около 1609 года. Братство при монастыре также стало называться Свято-Духовым. Архимандрит Леонтий (Карпович) ввел в обители общежительный устав и урегулировал жизнь братии. В первой половине XVII века монастырю и братству помогали его постоянные покровители Лаврентий Древинский, князь Богдан Огинский, мещанин Семен Азарич и многие другие. Когда положение Православной Церкви в Речи Посполитой улучшилось при митрополите Петре (Могиле), к середине XVII века в подчинении Свято-Духова монастыря оказалось 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря. Иноки-святодуховцы часто избирались настоятелями других монастырей. Таким образом, значение обители в Литовской части Киевской митрополии существенно возрасло.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Духовски...

Подобное пережил, да и продолжаю переживать, я сам: отлично помню то, что сказал мне перед своей кончиной (в 1943 г.) мой папа (мне тогда шел 14-й год). Подозвав к своему одру меня, благословив крестным знамением, он произнес: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Эти родные слова стали пророческими!!! I. Из земного пути: «Я все дни с утра и до вечера после литургии хожу по приходу» Отец Понтий. I:584; 1:358 Славный подвижник веры и благочестия, всю свою жизнь отдавший на самоотверженное служение Богу и людям, Понтий Петрович Рупышев родился в 1877 году в Виленской губернии Российской империи. С юных лет отличался самоуглублением и кротостью. Еще обучаясь в гимназии, твердо решил уйти из шумного греховного мира в братство служителей Святой Православной Церкви. Это его желание продолжало возрастать и тогда, когда он учился на юридическом факультете Московского Императорского университета и на факультете историко-филологическом Санкт-Петербургского Императорского университета. С целью определения своего жизненного пути он посетил ряд монастырей Русской Православной Церкви, и прежде всего Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Оптину пустынь. В первой он встретился с преподобным Варнавой Гефсиманским , во второй – с преподобным Анатолием Оптинским , хорошо известными старцами-молитвенниками. Весьма почитал Понтий и святого праведного Иоанна Кронштадтского . Еще в 1893 году, будучи гимназистом, он удостоился получить первое благословение батюшки Иоанна, когда Высокий Гость, направляясь в Леснинский монастырь, посетил проездом и Вильно. Потом они встречались неоднократно уже в самом г. Кронштадте. В 1901 году Понтий успешно сдал экзамены по богословию в Виленской духовной семинарии, вступил в брак с девицей Зинаидой, принял сан священника и определен настоятелем Свято-Мариинской церкви г. Вилейки (недалеко от Молодечно, Беларусь). На начало пастырского служения было получено благословение «Всероссийского Батюшки». Отец Понтий с матушкой ездил к нему в Кронштадт. Свято началось священное служение – так оно и продолжалось: благоговейно, ревностно, жертвенно… Позднее батюшка скажет: «Я все дни с утра и до позднего вечера после литургии хожу по приходу. Очень утомляюсь, но радость взаимного во Христе приветствия любви с избытком вознаграждает все тяготы. Еще есть скромные жатвы мира…

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Едва прошло несколько месяцев со времени утверждения Иосифа на митрополитской кафедре, как он созвал Собор в Вильне «о церковных вещех и о исправлении дел духовных», который и состоялся в самый праздник Рождества Христова, 25 декабря 1509 г. Причины, вызвавшие созвание Собора, объяснил сам митрополит в начале «соборного деяния» воспользовавшись при этом словами митрополита Кирилла II, сказанными на Владимирском Соборе 1274 г. «С того дня,— говорит Иосиф,— как изволением Божиим я, недостойный, занял престол митрополии Киевской и всея Руси и принял обязанность пасти Церковь Божию, отсекать всякое преступление закона нашей православной веры и утверждать, по древнему обычаю, церковные уставы, я видел много нестроения и бесчиния в духовенстве и много о том слышал... Все это мы должны исправлять и очищать по правилам святым, о всем должны скорбеть и болеть. Ибо какой прибыток получили мы чрез умножение наших грехов? Не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли? Не разведены ли сыны и дщери наши во многие страны поморские, плененные от поганых? Не взяты ли были грады наши; не пали ли сильные князья наши от острия меча; не запустели ли св. Божии церкви; не томимся ли всякий день от безбожных поганых агарян? Все это бывает нам за то, что мы ходим не по правилам св. апостолов и не по заповедям св. отцов наших. Посему мы, Иосиф, милостию Божиею архиепископ, митрополит Киевский и всея Руси, и составили Собор с преподобными епископами, пречестными архимандритами и игуменами и богобоязненными священниками...» Епископов присутствовало на Соборе семь (а с митрополитом восемь), именно: Владимирский и Берестейский Вассиан, Смоленский Варсонофий, Луцкий и Острожский Кирилл, Полоцкий и Витебский Евфимий, Туровский и Пинский Арсений, Перемышльский Антоний и Холмский Филарет. Архимандритов (хотя в числе их упомянут один и игумен) также семь: Киево-Печерской великой лавры Иона, Благовещенской патриаршеской обители (так называли Супрасльский монастырь) игумен Пафнутий, троицкий виленский Изосима, лаврашевский Арсений, троицкий слуцкий Иосиф, вознесенский минский Сергий, михайловский городецкий из Полоцка Антоний. Игуменов — шесть: троицкий (неизвестно откуда) Симон, свято-духовский из Смоленска Афанасий, иоанновский островский из Полоцка Евфимий, петровский из Полоцка Алексий, николаевский из Гольшан Иона и николаевский из Лоска Геронтий. Протопопов — семь: виленский Матфей, новгородский Иаков, городенский Антипа, слуцкий Феодор, марковский Лукиан, слонимский Косьма и волковыйский Феодор. Кроме того, на Соборе находились и священники. Деяние Виленского Собора представляет нам верную картину тогдашних недостатков и злоупотреблений, существовавших в Западнорусской митрополии, так как одни из них ясно выражены Собором, а другие указаны самими определениями Собора. Всех определений, или правил, Собор постановил 15, которые, впрочем, могут быть разделены на три класса.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Это пророчество было известно давно узкому кругу православных верующих, знакомых с наследием владыки. Было оно известно и митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), благословившему процесс возвращения Честных останков святителя из Франции на родину, тем более, соратником митрополита в этом деле выступил родственник архиепископа, профессор богословия, протоиерей Ливерий Воронов. Но в 90-ые годы перезахоронения не состоялось, видимо, не без воли Божией; и митрополит, и профессор вскоре ушли в мир иной. И только в 2014 году вернулись к этому вопросу. Тему подхватила общественная организация «Лествица», в рядах которой православные люди из Латвии. Связавшись с родственниками архиепископа Феофана в Петербурге (а у владыки был брат и три сестры) и заручившись их поддержкой, «Лествица» готовила документы в различные государственные структуры. Было написано обращение в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга (тогда еще Полтавченко Г.С.) с просьбой поддержать этот исторический процесс. Комитеты города стали прорабатывать этот вопрос. Был выделен участок на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Отдел по связям с религиозными объединениями при Администрации потребовал предоставить согласие родственников архиерея. Все поддержали это дело, кроме одной, проживающей давно в Калифорнии. К сожалению, к ней потом присоединилась ее родная сестра из Петербурга, и именно эти две дамы претендуют сейчас на статус «главных родственников» владыки. Но об этом позже. По требованию властей города мы гарантировали все финансовое обеспечение процесса перезахоронения. Не сразу, но удалось задействовать МИД, который уже начал переговоры с французской стороной. За долгие восемь лет было написано почти сто писем; кроме МИДа – в Администрацию Президента, мэрию Лимере и префектуры округа, президенту Э. Макрону, европейским православным активистам, церковным иерархам за рубежом. По линии РПЦ МП весь процесс согласовывался также со священноначалием. Нас благословили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, епископ Кронштадский Назарий, духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Виталий (Радомысльский), духовник Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Никон (Антонов), архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев), известный псковский протоиерей Олег (Тэор), архимандрит Снетогорского монастыря Гермоген (Муртазов), хранитель Тихвинской иконы, переданной в 2004 году в Россию, протоиерей Сергий (Гарклавс). Пожелала Божией помощи в наших начинаниях и Московская Патриархия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/01/vo...

В 1845 году по назначению Святейшего Синода производил ревизию Смоленской духовной семинарии, за что в 1846 году объявлено ему благословение Святейшего Синода. В 1847 году награждён орденом святого Владимира III степени. С 15 апреля 1849 года ректор Литовской семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря, член Литовской духовной консистории, благочинный монастырей Виленской и Ковенской губерний, попечитель Литовского епархиального попечительства и цензор Виленского комитета гражданской цензуры. 30 апреля 1851 года именным Высочайшим указом архимандрит Филарет назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии. 28 мая 1851 года хиротонисан во епископа в Виленском кафедральном соборе. В 1854 году награждён орденом святой Анны I степени. В 1857 году получил бронзовый крест и медаль в память Крымской войны 1853–1856 годов. 13 сентября 1860 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. В 1864 и 1865 годах был вызван в Святейший Синод для присутствия. 28 февраля 1869 года переведён епископом Нижегородским и Арзамасским. 12 апреля 1870 года награждён орденом святого благоверного князя Александра Невского. В Высочайшем рескрипте, данном на его имя, говорилось: «...начавшееся под мудрым руководством приснопамятного митрополита Литовского Иосифа (Семашко) пастырское поприще Ваше постоянно ознаменовывалось особым усердием, кротким и благоразумным управлением, неутомимого деятельностью на пользу Богом данной вам паствы и ревностною попечительностью о просвещении заблудших чад Церкви Православной...» Скончался 7 февраля 1873 года. 11 февраля 1873 года при огромном стечении богомольцев были совершены заупокойная литургия и отпевание владыки Филарета преосвященным Поликарпом (Гонорским; † 1891) в сослужении протоиереев, священников и диаконов Нижнего Новгорода. Погребён преосвященный Филарет был в усыпальнице Спасо-Преображенского кафедрального собора рядом с гробницей епископа Нижегородского и Арзамасской Моисея (Близнецова-Платонова; † 1825). Гробницы нижегородских святителей сохранялись в нижнем храме Спасо-Преображенского кафедрального собора до его разрушения в 1929 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарх Иеремия посетил западнорусскую Церковь в 1588 г. по пути в Москву. В то время он пробыл здесь недолго, но на обратном пути из Москвы остался на более продолжительное время. Король Сигизмунд Ваза разрешил Патриарху при проезде через литовско-русские земли осуществлять канонические действия в отношении местного православного духовенства. Патриарх Иеремия пробыл в Киевской митрополии до середины ноября 1589 г., а затем отбыл в Константинополь . Благосклонное отношение короля Сигизмунда Вазы (1587—1632) к Патриарху Иеремии было использовано православными для укрепления своих позиций. В 1589 г. Виленское братство добилось получения королевской грамоты, утверждавшей с братством право управления через избираемых старшин, а также право содержать больницы, духовные училища и типографии. Виленское братство вступило в общение со Львовским, обменивалось с ним своими печатными изданиями и получало от него наставников и учителей. Королевская грамота, утверждавшая статус Виленского братства, вскоре дала братству возможность энергично противостоять унии. В те годы Виленское братство находилось при Свято-Троицком монастыре, но в 1609 г. униатский митрополит Ипатий (Поцей) отобрал у православных Троицкий монастырь и передал его униатам, назначив на место низложенного архимандрита Самуила (Сенчилы) униата Вельямина Рутского. Теснимое униатами православное братство ушло из Троицкого монастыря на противоположную сторону улицы, к недавно построенной там же Свято-Духовской церкви. Вскоре при Свято-Духовом монастыре братство устроило типографию. Судьба этого монастыря была тесно связана с судьбой православного братства в Вильно. С 1610 г. Виленское братство имело защиту в лице князя Христофора Радзивилла (реформата по вероисповеданию) и в течение десяти лет обращалось к нему за помощью во всех своих нуждах. Первым настоятелем монастыря, ректором основанной при нем школы был архимандрит Леонтий (Карпович), из образованных иноков Киево-Печерского монастыря. Известна его ревность о распространении просвещения в Вильне и вообще в западнорусской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

8 февраля 1942 г. — рукоположение митрополитом Сергием (Воскресенским) в сан диакона в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова. 15 февраля 1942 г. — рукоположение в сан иерея с благословением служения в Рижском Свято-Троицком женском монастыре. 5 марта 1942 г. — перевод в Виленский Свято-Духов мужской монастырь, постриг в рясофор. Декабрь 1942 г. — поступление на пастырские богословские курсы при Виленской духовной семинарии. 16 июня 1943 г. — назначение на должность настоятеля Свято-Никольской церкви села Ге- гобросты Паневежисского благочиния Виленской епархии. Апрель 1944 г. — окончание пастырских богословских курсов. 1949 г. — поступление на заочное обучение на третий курс Ленинградской духовной семинарии. 1951 г. — поступление в Ленинградскую духовную академию, по невыясненным причинам отказ от дальнейшего обучения после окончания второго курса академии. 1952 г. — награжден Святейшим Патриархом Алексием I наперсным крестом. 1958 г. — по указу Святейшего Патриарха Алексия I возведен в сан протоиерея. 1958 г. — перевод на служение настоятелем храма свт. Николая Чудотворца на о. Залит. 1958—1998 гг. — бессменное служение в Никольском храме. 1962 г. — награждение палицей Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. 1967 г. — награждение крестом с украшением Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием I ко дню Святой Пасхи. 19 мая 1970 г. — отошла в вечность на 87м году жизни мать отца Николая Екатерина Стефановна. 1975 г. — награждение митрой и правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до пения «Херувимской» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом. 1979 г. — награждение правом совершения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш» Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Пименом. 1997 г. — награждение орденом св. блгв. кн. Даниила Московского. 19 декабря 1998 г. старец отслужил свою последнюю литургию в родном храме свт. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/fiction/rodnusha-moya-i...

В условиях широкой автономии Православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия. Исключительное место в жизни АПЦЭ занимали монастыри — важнейшие духовные центры, поддерживавшие в душах людей, стекавшихся в их благодатную ограду, ту спасительную веру, без которой, по слову апостола, угодить Богу невозможно (Евр. 11. 6). В этот период в ведении АПЦЭ находились одна из древних особо почитаемых русских обителей Псково-Печерский Успения Божией Матери мужской монастырь (1473), Пюхтицкий Успенский женский монастырь (1891), Иверская женская община в Нарве. Многие священнослужители Автономной Эстонской Православной Церкви и благочестивые миряне посещали святые обители Русской Православной Церкви, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Свято-Троицкий женский монастырь (1891), виленский Свято-Духовский мужской монастырь (1597) и Почаевскую Успенскую лавру (1240). Но наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 28 июня, на день памяти основателей Валаамского Свято-Преображенского мужского монастыря (XII в.) преподобных чудотворцев Сергия и Германа. Господь судил мне в детстве вместе с родителями дважды побывать в обители, духовное влияние которой во многом предопределило мой дальнейший жизненный путь. Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви (Еф. 5. 32). В самом начале 20-х гг. с благословения священноначалия в Риге появились студенческие религиозные кружки, заложившие основу Русское студенческое христианское движение в Прибалтике. Руководитель РСХД за рубежом выдающийся духовник и проповедник протоиерей Сергий Четвериков (Париж) считал, что оно имело почву и в России и было выражением «глубокой внутренней потребности молодой души найти в себе самой твердое религиозное основание для разумной и осмысленной жизни» 981. В кругах русской студенческой молодежи за пределами Советской России усиливалось стремление познать и усвоить Христово учение, религиозно осмыслить русскую действительность, ее прошлое и настоящее, принять на себя ответственность за судьбу русской культуры и Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

Виленский Свято-Троицкий монастырь. Свято-Троицкая третьеклассная (с 1845 г.) необщежительная обитель находится в самом городе Вильне, близ Острых ворот, на довольно возвышенной плоскости, которая в монастырской хронике известна под именем Троицкой горы, Во времена язычества в Литве здесь стоял дуб, на котором вешали осужденных преступников, но потом это место (в 1347 г.) было освящено мученической кровью виленских Свв. Антония, Иоанна и Евстафия. Спустя два года после их мученической кончины за веру Христову, великий князь литовский Ольгерд женился на дочери тверского князя Александра Михайловича Ульяне. Двор великой княгини сделался вновь средоточием и опорой православия. Пользуясь покровительством новой великой княгини, православные христиане, которых в это время в Вильне было довольно значительное число, выпросили у Ольгерда взгорье, на котором пострадали Иоанн, Антоний и Евстафий. Ольгерд охотно исполнил просьбу христиан, так как язычники, считая эту местность оскверненной христианской кровью, не хотели здесь селиться. С этого времени христиане стали собираться на эту гору для молитв. При содействии великой княгини здесь была построена деревянная церковь во имя Св. Троицы, престол которой, по приданию был устроен там, где стоял дуб, на котором пострадали великие мученики. Когда и кем основан при этой церкви монастырь, нет положительных известий. Но в XV в. несомненно он уже существовал, и из него вышли многие замечательные пастыри церкви, как, например, киевский митрополит Макарий I (сконч. 1497 г.), возведенный в этот сан из архимандритов Виленского Свято-Троицкого монастыря, Uoha II и др. К концу XV в. деревянная церковь пришла в ветхость, разрушилась и в силу указа преемника Ягеллы Казимира (1440–1492 г.), воспрещавшего православным строить новые и возобновлять старые церкви, без особого на то королевского разрешения, стояла в развалинах до времен Сигизмунда I. Во время войны этого короля с московским князем Василием Иоанновичем князь Константин Острожский; отправляясь в поход против неприятеля, дал обет построить в Вильне две каменные церкви, если ему удастся одолеть неприятельские войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010