46 Вильнюсский Свято-Духов мужской монастырь основан в 1597 г. С 1826 г. в монастыре находились мощи Виленских мучеников Антония, Евстафия и Иоанна. Во время Первой мировой войны мощи мучеников были перевезены в Москву, в Донской монастырь. В1920 г. мощи были кощунственно вскрыты, изъяты и помещены в музей Наркомздрава. После Великой Отечественной войны, 26 июля 1946 г., мощи Виленских мучеников были возвращены в Вильнюс. Сначала их поместили в Никольском храме, в котором они когда-то были погребены, а затем перенесли в Свято-Духов монастырь, где они почивают и доныне. В 1960-е гг. Свято-Духов монастырь принял под свой кров насельниц закрытого советской властью Виленского женского монастыря равноап. Марии Магдалины. В настоящее время женский монастырь возобновлён, и его насельницы вернулись в родные стены. 47 Архимандрит Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович) родился 1 июля 1891 г. в селе Опеченский Посад Новгородской губернии. Рано осиротев, он воспитывался у дяди в Санкт-Петербурге. В 1911 г. с золотой медалью окончил Петровское коммерческое училище и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1914 г. ушёл добровольцем на фронт. Был братом милосердия, но, заболев туберкулёзом, демобилизовался и продолжил обучение. В апреле 1915 г. пострижен в монашество с именем Гурий. В том же году рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. По окончании Академии, в 1917 г., назначен казначеем Александро-Невской Лавры. В 1922 г. арестован и приговорён к двум годам ссылки в Архангельскую губернию, в 1923 г. отправлен на два года в Туркестан. По возвращении из ссылки служил в Ленинграде, возглавлял богословско-пастырские курсы. В 1927 г. арестован, через год освобождён, но ненадолго. В 1929 г. арестован и приговорён к пяти годам ИТЛ, срок отбывал в Карелии, Белбалтлаге. С 1934 г. проживал в Ташкенте с семьей Вендландов, будучи на покое по состоянию здоровья. В 1944 г. назначен настоятелем Покровского собора в Самарканде. А в 1945–1946 гг. наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В августе 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского, в 1952 г. возведён в сан архиепископа. В 1953 г. перемещён на Саратовскую кафедру. Впоследствии владыку Гурия почти ежегодно переводили на новую кафедру. В 1959 г. возведён в сан митрополита, с 1961 г. постоянный член Священного Синода. Пытался сопротивляться хрущёвской антицерковной политике. Митрополит Симферопольский и Крымский Гурий скончался 12 июля 1965 г. после праздничной литургии. Похоронен на Симферопольском Всехсвятском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Мне неизвестно состояние безместного священника Афанасия Новохацкого, а потому я не могу заключать, следует ли ему оказать испрашиваемое им пособие, сверх получаемого уже им пенсиона. С другой стороны, я опасаюсь, чтобы удовлетворение просьбы Новохацкого, обнаруживающего себя приверженным к Римской Церкви, не отклонило небольшого числа ещё сомнительной благонадёжности безместных священников войти окончательно в недра Православной Церкви. Во всяком случае, я полагаю, что справедливость и самое приличие требует, прежде удовлетворения просьбы Новохацкого, озаботиться о благосостоянии тех безместных священников, кои изъявили уже согласие на присоединение к Православной Церкви и, отделившись тем самым от Римлян, находятся в самом стеснённом положении. О каковом моём мнении уведомляя ваше сиятельство, с возвращением просьбы Новохацкого, препровождённой ко мне, от 18 сего апреля за 2112, имею честь быть. Литовско-Виленской консистории, от 26 апреля за 443, о перечислении церквей Полоцкой епархии, состоящих в Виленской губернии, к епархии Литовской, а также об именовании преосвященного Литовского архиепископом Литовским и Виленским Согласно предположению Святейшего Правительствующего Синода, Государь Император в 6 день сего апреля Высочайше повелеть соизволил: 1) церкви Белорусской епархии, состоящие в Минской губернии, перечислить в Минскую епархию, а Церкви Полоцкой епархии, состоящие в Виленской губернии, перечислить к епархии Литовской; 2) мне (и будущим по мне) иметь кафедру в Вильно и именоваться впредь архиепископом Литовским и Виленским и священно-архимандритом Виленского Свято-троицкого монастыря; 3) епархии Литовской состоять во 2 классе и в порядке епархий следовать за Херсонскою; 4) епископу Полоцкому именоваться впредь Полоцким и Витебским. За сим Святейший Правительствующий Синод, указом, от 17 сего апреля за 4153, предписал мне и преосвященным епископам Минскому Антонию и Оршанскому Василию, коему поручено управление Полоцкою епархией, сделать записания распоряжения о перечислении в ведомство Минской епархии церквей Белорусской епархии, состоящих в Минской губерний, а церквей Полоцкой епархии, состоящих в Виленской губернии, в ведомство епархии Литовской, с передачею из Белорусской консистории в Минскую, а из Полоцкой в Литовскую всех касающихся тех церквей и их духовенства дел и документов, и затем донести в своё время Святейшему Синоду о последствиях таковых распоряжений. Причём вменено мне в обязанность: озаботиться всем тем, что будет касаться до дальнейшего учреждения преобразованной моей епархии, и принять с сего времени Высочайше указанное именование архиепископом Литовским и Виленским и священно-архимандритом Святотроицкого Виленского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

представителей церковной интеллигенции, к-рые стремились сохранять верность Московскому Патриархату и архиеп. Елевферию. В 1924 г. архиеп. Феодосий приветствовал освободившегося из заключения патриарха Тихона и, пытаясь добиться признания своего поставления, писал, что архиеп. Елевферий поддерживает «нездоровое течение против существующего управления православной Церковью в Польше», делая «духовный набег на епархию, его ведению не подлежащую». В помете на письме архиеп. Феодосия, сделанной в канцелярии Московской Патриархии, выражено недовольство необоснованными обвинениями в адрес архиеп. Елевферия, говорится о неканоничности занятия Феодосием Виленской кафедры в условиях, когда эта часть бывш. Литовской епархии находится в юрисдикции архиеп. Елевферия, несмотря на изгнание его польск. властями (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 273. Л. 75). 13 нояб. 1924 г. К-польский патриарх Григорий VII подписал и утвердил томос о признании правосл. Церкви в Польше автокефальной. Ряд прихожан Виленской епархии во главе с сенатором Богдановичем, не признавших польск. иерархию, обратились к архиеп. Елевферию за благословением на организацию церковной общины в Вильно в составе Литовской и Виленской епархии в юрисдикции Московской Патриархии. 25 сент. 1924 г. архиеп. Елевферий издал указ об образовании прихода во имя вмц. Екатерины в Вильно и назначил туда свящ. Александра Левицкого (с 5 дек. 1927 протоиерей). В 1931 г. прот. Александр скончался, его место занял прот. Лука Голод (в 1925 был лишен сана польск. Синодом за непризнание автокефалии, служил во Франции в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), вернулся в Вильно). Благословение на образование общины дал 17 февр. 1925 г. патриарх Тихон. Для богослужений была выбрана часовня во имя вмц. Екатерины в предместье Зверинец, приписная к Знаменской ц. 5 июня 1925 г. в Свято-Троицком монастыре открылась сессия Синода Польской Церкви. Главным вопросом заседания было рассмотрение дела организаторов Екатерининской общины, «осуществляющих раскол церковного общества».

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Будущий святитель получил престижное, сулящее хорошую карьеру образо­вание – окончил Михайловскую Артиллерийс­кую Академию. Но, по свидетельству современ­ников, «во время прохождения академического курса Иван Андреевич (таково было светское имя будущего архиерея; прим. автора) постоянно чувствовал непреоборимую потребность посту­пить в монастырь». К тому же в 1847 г. он опасно заболел и во время болезни дал обет, что, в слу­чае выздоровления, уйдёт в монастырь. Выздоровление последовало и, исполняя данный обет и давнюю мечту, юный офицер становится послушником Оптиной пустыни. Здесь, после строгого и долгого испытания, он принял монашеский постриг с именем Ювеналий. Затем имел послушание на Святой Земле (был членом Иерусалимской духовной миссии), в 1861 г. возведён в сан игумена и назначен настоятелем Глинской пустыни, через год – в сане архиманд­рита – настоятелем Коренной пустыни, в 1867 г. – наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, в 1884 г. – наместником Киево-Печерской Лавры. Так что новый литовский архипастырь имел солидный опыт иноческого делания, прослыв как аскет и усердный молит­венник, равно как и богатый административно­-управленческий навык, успев, помимо управ­ления монастырями, обрести и опыт управления (в течение 6 лет) епархией. И то, и другое для Литовской епархии было весьма ценно, осо­бенно опыт строгого монашеского жития, кото­рым так славились пустыни и монастыри, в которых подвизался и которыми управлял владыка Ювеналий. В Литовской епархии ко времени прибытия архиепископа Ювеналия имелись 4 мужских (Виленский Святого Духа, Виленский Троицкий, Пожайский Успенский и Сурдегский Святого Духа) и 3 женских монастыря (Виленский Мариинский, Антолепский Рождество-Богородичный и Березвечский тоже Рождество-Богородичный). Но в силу исторических обстоятельств, изложенных выше, православные монастыри, находившиеся в пределах Речи Посполитой, главные усилия и энергию направляли на защиту своей веры, на борьбу за существование. В новых исторических условиях приоритетным деланием монастырей (особенно имевшихся при них братств) было служение общему благу Православия: написанию и изданию нужных книг и брошюр, органи­зации школ и просветительских курсов, строи­тельству храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается монастырей Литовской епархии, то оставление их заштатными или с недостаточными окладами будет равносильно закрытию оных. Потому для поддержания монастырей, которые признано будет нужным сохранить в той епархии, необходимо ввести некоторые из них в первый и второй класс, несмотря на то, что они были бы в третьем классе по другим епархиям. При сем не излишне обратить внимание на монахов воссоединённых. Они привыкли к хорошему столу, и с воссоединением лишились почти совершенно всяких доходов от богослужения. Потому для них будет весьма тягостно содержаться из 50 руб. серебром, положенных для иноков третьеклассных и заштатных монастырей. Чтобы не заставлять воссоединённых иноков сожалеть о прежнем их Униатском положении, было бы полезно оказать милость тем из них, которые останутся в третьеклассных монастырях или заштатных, прибавкой им лично по 25 руб. серебром. Прибавка эта могла бы производиться на счёт штатных вакансий по монастырям. Впрочем, прибавка сия нужна будет только там, где монастыри не имеют достаточных сверхштатных средств содержания. Пожайский монастырь имеет уже особый штат, и оный, кажется, не для чего отменять. Положение сей обители совершенно особенное – и польза её должна относиться более к общим видам государственным и церковным, нежели епархиальной надобности. Из бывших Униатских монастырей с 1828 г. упразднено более нежели две трети, так что ныне воссоединённых мужских монастырей по Литовской епархии имеется только шесть, именно: 1) Виленский Свято-Троицкий, 2) Бытенский Свято-Троицкий, 3) Тороканский Свято-Троицкий, 4) Супрасльский Благовещенский, 5) Гродненский Борисоглебский, 6) Борунский Покровскй. Древлеправославных монастырей находится по епархии Литовской три, то есть: 1) Виленский Святодухов, 2) Пожайский Успенский и 3) Сурдецкий Святодухов. Женских монастырей в Литовской епархии только два, оба воссоединённые, то есть Гродненский и Волнянский. Все сии монастыри, за исключением Гродненского и Сурдецкого, имеют отличнейшие церкви и монастырские здания, которые не следует оставлять; Гродненский же монастырь нужен для губернского города, да притом имеет древнюю замечательную церковь и чудотворную икону Божией Матери, а Сурдецкий, уцелевший в Православии среди Самогиции, имеет тоже чудотворную икону, на поклонение коей в особенности путешествуют Православные из Риги. Кроме того, число сие монастырей вовсе не будет излишним для Литовской епархии, так как она простирается на две губернии и одну область.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По другому преданию, более верному, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III Васильевича. Во всех остальных подробностях оба предания сходятся. Когда Елена умерла, то святая икона Богоматери была поставлена в Пречистенском соборе, над гробницей ее. Иоанн Васильевич Грозный, когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, пытался вернуть сию чудотворную икону в Москву и предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища. В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан; Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени образ Богоматери стоит там в числе местных икон, привлекая благоговейное чествование всех православных. Он заменил собой для обители утраченную ей икону Остробрамскую. Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние выделаны из кипариса, а остальные из березы. В 1864 году она была подновлена. В мужском монастыре, находящемся в предместье Вильны, есть другая Виленская икона, которая явилась в 1341 году. Изображение ее несходно с иконой Одигитрии. На ней Божия Матерь изображена во весь рост; Она стоит на месяце, а над пречистой главой Ее святые ангелы держат царственный венец. Виленская-Остробрамская икона. Сей иконе празднуется еще 26 декабря, под каковым числом и помещены сведения о ней. 16 апреля Ильинская-Черниговская икона Чудотворный образ Богоматери, именуемый Ильинским-Черниговским, находится в Троицком Ильинском монастыре на Болдиной горе, недалеко от Чернигова. Икону эту написал в 1658 году монах Геннадий Константинович, живописец Дубенский, в миру носивший имя Григория. В 1662 году произошло знаменательное событие. Все жители Чернигова были свидетелями того, что в продолжение 8 дней, с 16 по 24-ое апреля, от Ильинской иконы Богоматери текли слезы. Это чудесное событие происходило в правление архиепископа Черниговского Лазаря Барановича и игумена Ильинского монастыря Зосимы. По свидетельству св. Димитрия Ростовского, «на это чудо все люди города Чернигова смотрели с большим страхом». Другой историк того времени, Величко, объясняет и самую причину истечения слез от образа Богоматери. По его словам, указанным предзнаменованием Божия Матерь явила Свою особенную любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону. Ей угодно было явить также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов, верных рабов Сына Своего, из которых одни уже отошли из жизни сей через невзгоды, раздоры и междоусобия, другие были отведены в плен, третьи имели быть отведенными, а четвертые тяжко страдали из-за властолюбия и распрей вождей своих.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Такое же сопротивление оказали униаты в Гродне, Слониме, Новогрудке, Клещелях и других местах . Были, однако ж, города, в которых униаты не могли воспрепятствовать исполнению королевской воли: например, в Могилеве все церкви по грамоте Владислава от 2 июня были распечатаны и отданы православным . Вообще униаты, несмотря на то что новый король во время своей коронации роздал множество грамот и их духовным — митрополиту, епископам, монастырям, мужским и женским, были очень недовольны его благосклонностию к православным; думали, что распоряжения его о передаче им некоторых церквей незаконны, по крайней мере преждевременны, и надеялись, что следующий сейм, может быть, еще не утвердит «Статей» примирения, данных Владиславом при его избрании, или изменит их, в чем отчасти, как увидим, и не ошиблись . Из православных братств весьма милостивую грамоту пожаловал король (18 марта) виленскому Свято-Духовскому братству, которое — надобно отдать ему честь — более всех и потрудилось для православной Церкви на конвокационном и избирательном сеймах своими благовременными изданиями о правах ее в Литве и Польше. В этой грамоте Владислав не только подтвердил обе грамоты своего отца, данные братству,— грамоту от 21 июля 1589 г., которою утверждалось основание братства при виленском Свято-Троицком монастыре по благословению патриарха Иеремии и предоставлялись братству с его училищем, типографиею и госпиталем разные права и преимущества, и грамоту от 5 июля 1593 г., которою утверждались за братством его домы, грунты и прочие владения и дозволялось ему построить на своих грунтах церковь отдельную от Свято-Троицкого монастыря, но еще прибавил к этим грамотам «пояснения». И а) определил, чтобы братство, хотя оно уже не состоит при Троицком монастыре, а построило себе по прежней королевской грамоте особую деревянную церковь во имя Сошествия Святого Духа и имеет право соорудить новую, каменную, продолжало и впредь навсегда называться Свято-Троицким, как было изначала, и употреблять печать с изображением Святой Троицы; б) утвердил при церкви Святого Духа монастырь общежительный по чину святого Василия Великого, заложенный первым архимандритом монастыря Леонтием Карповичем, и притом не один, а оба монастыря, существовавшие уже при этой церкви, мужеской и женский; в) утвердил за Свято-Духовским монастырем все другие монастыри, находившиеся под его властию: Петропавловский в Минске, Евейский в воеводстве Троцком, Цеперский и Сновский в воеводстве Новогрудском, Новодворский и Купятицкий в повете Пинском, Селецкий в воеводстве Минском, равно как и те монастыри, которые впредь будут основаны и по воле основателей будут отданы под власть виленского Свято-Духовского; г) утвердил, наконец, чтобы этот монастырь и братство при нем имели право впредь навсегда принимать всякие пожертвования и беспрепятственно владеть пожертвованным имуществом, движимым и недвижимым, а по делам судебным подлежали только главному трибунальному суду.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

В 1639 г. помещик Новогрудского воеводства Григорий Мартинович Володкович, построив в имении своем, местечке Грозове, где существовала уже каменная церковь Иоанна Богослова, и другую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, основал при них небольшой мужеский монастырь, подарил ему слободку Терпиловку с крестьянами, фольварк Каскоровщизну с полями, лесами, ставом, мельницею и разные другие угодья и отдал этот Грозовский монастырь в вечное держанье виленскому Свято-Духову монастырю и братству . Впрочем, хотя и лучше жилось теперь православным в Вильне и враги не теснили их по-прежнему, но без столкновений не обходилось. В 1637 г., 8 марта, вечером, какой-то Стефан Томашевский с толпою товарищей и слуг, подъехавши по Большой улице на санях к Свято-Духову монастырю, вторгнулся на монастырское кладбище и начал стрелять в Свято-Духовскую церковь. И когда на шум и звон у монастырской калитки вышло несколько монахов, стал поносить их и хотел застрелить одного из них, но не успел только вследствие осечки ружья. Затем с криком: «Шпага моя будет купаться в вашей крови» — удалился. На другой день, когда монахи принесли жалобу, приходил в монастырь возный для освидетельствования и действительно нашел следы ружейных выстрелов на дверях церкви. Другой случай был важнее. В том же году, 5 апреля, в день воскресный, православные совершали погребальную процессию по Большой улице на Свято-Духовское кладбище. Когда процессия двигалась мимо Троицкого униатского монастыря, вдруг из ворот его выскочили несколько монахов и других лиц, схватили одного из участвовавших в процессии, скорняка Павла Семеновича, поволокли его в свой монастырь, били и заковали в кандалы у колокольни. Тотчас по требованию свято-духовского настоятеля митрополичьего наместника Самуила Шитика-Залесского явился в Троицкий монастырь возный, нашел там скорняка закованным в кандалы у колокольни и слышал от него, что его схватили во время погребального шествия и били, не знает за что, и еще угрожают бить постромками, запрещая ему ходить в Свято-Духовскую церковь и требуя, чтобы он признал себя виновным в происшедшем смятении.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Но этот сейм, верно, не сделал ничего для Свято-Духовского братства, потому что спустя два года члены братства вновь послали такую же свою просьбу на генеральный сейм и вновь умоляли князя Радзивилла заступиться за них на сейме, причем уведомляли князя, что монахи Рутского не только хотят отнять у православного братства грунты, церковь, школу и монастырь, но усиливаются еще взыскать сто тысяч злотых с тех членов братства, которые поименованы в мандате короля, как штраф за их неявку на задворный суд и уже наложили запрещение на имения их, а с виленским городским судом заключили сделку, по которой суд не принимает от православных ни заявлений, ни протестов на притеснение от униатов. Сейм 1618 г., хотя также не рассмотрел дела по жалобам православных и решение его отложил до следующего сейма, по крайней мере постановил, чтобы до того времени православное духовенство и миряне были оставлены в покое, свободно пользовались своим богослужением и чтобы их не принуждали к унии и не волочили приказными позвами . Вражда Троицкого монастыря и униатов в Вильне к Свято-Духовскому монастырю и православным выражалась и другими способами. Церковь Святого Духа униаты обыкновенно называли наливайковскою по имени отличавшегося крайнею неприязнию к унии и униатам казацкого гетмана Наливайки, который в 1597 г. претерпел мучительную казнь в Варшаве как бунтовщик, и для выражения того, якобы и все посещающие эту церковь суть такие же бунтовщики-наливайки. Почти не проходило дня и ночи, когда бы из Троицкого монастыря не бросали камней, не пускали даже стрел в Свято-Духовский и в тех, которые ходили туда для богомолья. Однажды поранили таким образом и зашибли более двадцати шляхетных детей, обучавшихся в свято-духовской школе; в другой раз пробили голову самому настоятелю Свято-Духова монастыря; в третий бросали камнями в двух знатных госпож, ехавших в церковь Святого Духа на богослужение: жену подкомория троцкого (князя Огинского) и жену подкомория виленского. На все такие обиды тогда же заносились протесты и жалобы в трибунальские, земские и городские книги.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

   Иеродиакон Иринарх (Михеев Сергей Николаевич) родился в 1960 г. в Красногорске Архангельской обл. Жил и учился в детских домах и школе-интернате. В 1986 г. принял Святое Крещение. Некоторое время был иподиаконом епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона (Долганова). В 1990 г. в числе первых послушников поступил в возрожденный Соловецкий монастырь. В июле 1992 г. был пострижен в рясофор с именем Иринарх в честь прп. Иринарха, игумена Соловецкого, а 22 августа рукоположен во иеродиакона. В 1994 г. пострижен в мантию с оставлением прежнего имени. Скончался 7 сентября 1994 г., похоронен у стен обители на старом монастырском кладбище.    Мощи Виленских мучеников Антония, Евстафия и Иоанна с 1826 г. находились в Свято-Духовом монастыре в г. Вильнюсе. Во время Первой мировой войны мощи были перевезены в Москву, в Донской монастырь, а в 1920 г. кощунственно вскрыты, изъяты и помещены в музей Наркомздрава. После Великой Отечественной войны, 26 июля 1946 г., мощи Виленских мучеников были возвращены в Вильнюс. Сначала их поместили в Никольском храме, в котором они когда-то были погребены, а затем перенесли в Свято-Духов монастырь, где они почивают и доныне.    В то время сестрами Вильнюсского монастыря управляла игуменья Нина, известная своими духовными дарованиями    Вильнюсский Свято-Духов мужской монастырь был основан в 1597 году. В 1960 г. обитель приняла под свой кров насельниц Вильнюсского женского монастыря равноап. Марии Магдалины, закрытого советской властью. В настоящее время женский монастырь возрожден, и его насельницы вернулись в родные стены.    Свято-Рождественский женский монастырь в с. Александровка Одесской обл.    Вознесенский женский монастырь в с. Жабка в Молдавии.    Свято-Воскресенский Троицкий женский монастырь в г. Корце Ровенской обл. на Волыни    Монах Иаков (Купатадзе Игорь Магуриевич) родился 3 ноября 1966 г. в г. Дзала-лабад в Грузии. В 1983 г. окончил среднюю школу. С 1985 по 1987 г. служил в рядах Советской армии. В 1986 г. поступил в Васильковское авиатехническое военное училище. В 1991 г. вступил в число братии Псково-Печерского монастыря. В 1996 г. пострижен в рясофор, а в 2001 г. — в мантию с именем Иаков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010