3) распорядился о сдаче архимандритом Александром Виленского Свято-Троицкого монастыря казначею оного, впредь до прибытия нового ректора семинарии, долженствующего по положению быть настоятелем того монастыря; 4) распорядился тоже, чтобы архимандриту Александру, как будущему преосвященному Ковенскому, сдан был в своё время Пожайский первоклассный монастырь. Донося о сём Святейшему Синоду, долгом считаю присовокупить, что день посвящения архимандрита Александра в архиерейский сан назначен мною в 21 день сего ноября, и для участия в сём посвящении приглашается мною ныне архиепископ Минский. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, от 15 ноября за 1867, об исходатайствовании его высокопреосвященству, по нездоровью, увольнения от поездки в С.-Петербург для присутствования в Святейшем Синоде В прошлом году три летних месяца промучила меня упорная лихорадка, последствием коей было общее расслабление физических сил. Восстановлению этих сил воспрепятствовала поездка моя в С.-Петербург, так что я там недужествовал целую зиму; а весною, после исполнения возложенного на меня поручения, возвратился в Вильно в крайнем изнеможении. К исходу минувшего лета я было довольно поправился от моциона и живительного воздуха в загородном доме; но осенью начал вновь ослабевать. Лекарь мой утверждает, что поездка теперь в Петербург будет мне вредна, и что, напротив, спокойствие, и особенно пребывание будущим летом в загородном доме, при диетических пособиях, подействует на восстановление моего здоровья. Притом, предстоящее в Вильне посвящение епископа замедлит выезд мой до самой дурной осенней поры. Посему прошу покорнейше ваше сиятельство повергнуть на Высочайшее усмотрение Благочестивейшего Государя нижайшую мою просьбу об увольнении меня ныне от поездки в С.-Петербург для присутствования до осени будущего года. Святейшему Правительствующему Синоду, от 21 ноября за 1937, о совершившемся посвящении архимандрита Александра в сан епископа Ковенского Во исполнение указа Святейшего Синода, от 3 сего ноября за 5413, ректор Литовской семинарии настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Александр, за прибытием в Вильно преосвященных архиепископа Минского Михаила и епископа Брестского Игнатия, после наречения, совершившегося в 19-й день сего ноября, посвящён мною с означенными преосвященными в сан епископский, по чиноположению и с подобающим приличием, в нынешний 21-й день ноября в церкви Виленского Свято-Троицкого монастыря, и затем введён он в обязанности викария Литовской епархии, и сделаны мною распоряжения о воспоминании имени его при священнодействии, где и как следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С 1931 по 1950 г. был священником и настоятелем Троицкой церкви г. Белграда. В 1945 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен благочинным всех русских приходов в Югославии. В феврале 1950 г. возвратился на Родину и назначен ректором Саратовской Духовной Семинарии. 25 июня г. переведен Ректором Минской (1953), Одесской Духовной Семинарии (1956). 20 июля 1957 г. переведен на должность настоятеля Смоленского Успенского собора и назначен секретарем управляющего Смоленской епархией. Магистр богословия. В 1959 г. принял монашеский постриг, вскоре возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. В 1964 г. уволен на покой. Скончался 14 мая. Иоанн (в миру Виктор Филиппович Лавриненко; 1899–1985), Архиепископ. Родился 12 марта в Екатеринодаре в семье священника. Окончил Ставропольскую Семинарию. После революции эмигрировал. Пострижен в монашество в Андреевском Афонском подворье г. Константинополя. Иеромонах (1921). Пребывал в монастырях Сербской Православной Церкви. В 1922 г. прибыл в Польшу, был определен в число братии Виленского Свято-Духова монастыря. Преподаватель Виленской Духовной Семинарии и наместник Виленского Св.-Троицкого монастыря (1925). Игумен (1925). Окончил Богословский факультет Варшавского университета со степенью магистра богословия (1931). С 1931 г. наместник Кременецкого Богоявленского монастыря. Архимандрит (1932). Настоятель Жировицкого Успенского монастыря. В 1935 г. принят в юрисдикцию Московского Патриархата и зачислен вчисло братии Виленского Свято-Духова монастыря. Был представлен к хиротонии во епископа Аляскинского, викария Северо-Американской епархии, но по болезни в Америку не поехал, а пребывал в Польше, оставаясь в юрисдикции Московского Патриархата. Настоятель Ковельского собора (1941). Епископ Ковельский, викарий Волынской епархии (1941), епископ Брестский и Кобринский (1942). Архиепископ Полесский и Брестский (1943). В 1945 г. настоятель Свято-Владимирской церкви в г. Мариенбад (Богемия) в юрисдикции Московского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Остробрамская (Виленская) " Описания иконы Описание иконы Остробрамская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны. Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот. Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской. В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню [...] Икона Остробрамская (Виленская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название своё икона получила от расположения на башне стены православного Виленского Свято-Троицкого монастыря (современный Вильнюс). Ворота у этой стены называлась Острыми Воротами (по-польски «Остра Брама»). В 1596 году монастырь перешёл в руки униатов, а затем католиков. Икону иногда называют также «Корсунская Благовещение», связывая с ней предание о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богородицы частью сцены Благовещения. Древняя чудотворная икона почитается и православными, и католиками. Не следует путать Виленскую Остробрамскую икону с ВИЛЕНСКОЙ иконой Божией Матери.

http://pravicon.com/icon-244

Но парализовать деятельность Виленс­кого православного братства всё же этим самым не удалось, так как оно со всеми своими учреждениями перешло к построенной к тому времени (1609 г.) церкви Св. Духа. В отличие от «Троиц­кого» униатского, оно с этих пор стало имено­ваться «Свято-Духовским братством». При церкви Св. Духа образуется монастырь. «7 марта 1609 г. Свято-Троицкий Виленский монастырь оказывается под властью униата Руцкого. Листом от 22 апреля король за сопротивление Потею и Руцкому высылает бывшего Свято-Троицкого архимандрита Самуила Сенчилу. Те из Свято-Троиц­ких иноков, кото­рые не приняли Унию, бежали в Свято-Духов мо­настырь, бывший тогда ещё келиотским и не имевший ни игумена, ни архимандрита (во всяком случае, известные нам источники о таковых не сообщают). Православное монашест­во Вильни, таким образом, с конца апреля 1609 г., живёт без духовного руководителя, а с сере­дины августа, когда выгнаны были из монастыря «о. Троцький и о. Феодор», – ещё и без бого­служения. Вместе с тем известно, что Свято-Духов монастырь, начинавшийся как келиотский, к маю 1611 г. является уже, безусловно, киновией и имеет игуменом некоего о. Павла: именно им написано предисловие к изданию «Молитв повседневных» (Евье, 1611) за подписью «Павел Игумен... з Кронь». А все изда­ния братской типографии с 1611 г., включая и названное, подготовлены, как узнаём из титульных листов, «працею иноков Свято-Духова общежительного монастыря» (25). Из грамоты короля Владислава IV (1633 г.) следует, что «першым архимандритом» Свято-Духова монас­тыря был Леонтий (Карпович). По мнению современных исследователей, «наиболее воз­можная дата возведения Леонтия Карповича в сан архимандрита представляется... с августа 1609 г. (предполагаемое время хиротонии) по апрель 1610 г. (когда исповедник был арестован и заточён в темницу). К этому времени Свято-Духовская церковь , построенная православным братством на земле, находящейся в частном владении князей Воловичей, остаётся единственной православной церковью во всём сто­личном городе Вильне; 13 других особым декретом короля были отняты у православных «на имя короля в распоряжение для униатов» (18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр, архиепископ Литовский и Виленский (Добрынин Андрей Васильевич) Родился 1 августа 1820 года, а по другим источникам – около 1819 года (по РБС, т. 1. – С. 136), в селе Веретее Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию, затем в 1843 году – Санкт-Петербургскую духовную академию. 29 сентября 1845 года удостоен степени магистра и назначен преподавателем математики в Новгородскую духовную семинарию. 17 ноября 1846 года был пострижен в монашество, а 21 ноября рукоположен во иеромонаха. С 31 октября 1847 года – инспектор Пермской духовной семинарии и преподаватель истории. С 30 марта 1849 года – инспектор Новгородской духовной семинарии и преподаватель философии. 3 июня 1851 года возведен в сан архимандрита. С 31 августа 1851 года – ректор Литовской духовной семинарии, профессор богословия и настоятель Свято-Духова монастыря. В этот же период исполнял обязанности цензора проповедей, произносимых в православных церквах г. Вильны, и вообще духовных сочинений; был членом попечительства о бедных духовного звания, директором Виленского губернского комитета, общества попечения о тюрьмах, благочинным монастырей Гродненской губернии, действительным членом Виленского V музея и археологического общества. 21 ноября 1860 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Хиротония совершалась в Виленском Свято-Троицком монастыре. С 14 августа 1868 года – епископ Минский и Бобруйский. Был избран почетным членом Киевской духовной академии. 27 марта 1877 года возведен в сан архиепископа. С 25 апреля 1877 года – архиепископ Донской и Новочеркасский. С 1879 года – архиепископ Литовский и Виленский. Скончался 28 апреля 1885 года в Вильне. Погребен в пещерном храме Свято-Духова монастыря. Это был всесторонне образованный человек своего времени, отличавшийся замечательными личными качествами: кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в обращении, доступностью для всех и религиозностью, желанием всем помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В конце 1918 года оставшиеся сестры числом до 20-ти вернулись в Вильно, в свой бывший монастырь, где и прожили в трудах по восстановлению и благоустройству его до осени 1919 года. В 1919 году по распоряжению польских властей храм и здания Мариинской обители отошли в пользование поляков, а сестрам была предоставлена епархиальным начальством незначительная часть помещений бывшего мужского монастыря при Свято-Троицкой церкви в больничном корпусе Виленской духовной семинарии. Виленский женский Марие-Магдалинский монастырь стал принадлежать юрисдикции Польской автокефальной церкви. В 1939 году по ходатайству игуменьи Нины перед митрополитом Варшавским Дионисием в пополнение в монастырь были приобретены святыни из Почаевской Лавры: копия Почаевской иконы Божьей Матери, ковчег с иконой святой Марии Магдалины и с частицей святых ее мощей, которые получены из скита Святого Духа Почаевской лавры, и икона преподобного Иова Почаевского с частицей святых его мощей. В 1944 году от военных действий Марие-Магдалинский монастырь сильно пострадал. Церковь с колокольней представляли руины. Сгорели жилые дома и все хозяйственные постройки. Уцелел лишь у ворот домик-сторожка и погреб в земле, где долгое время приходилось ютиться монахиням. После войны все пришлось восстанавливать. Мариинский женский монастырь в 1960 году был переселен в Свято-Духов мужской монастырь. Все церковное и монастырское имущество было аккуратно перевезено. Часть его (святые иконы и иконостасы в разобранном виде) переданы на хранение в Виленский кафедральный Пречистенский собор, частью в Свято-Духов монастырь, а остальные оставлены при обители. Только в начале 1990-х годов монастырь снова получил отдельные помещения и сейчас является единственным женским монастырем Виленской епархии. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1896  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИЛЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Литовская духовная семинария. Вильно, Троицкий монастырь, 1900 год Виленская (Литовская) духовная семинария (недейств.) В 1839 году была учреждена православная Литовская духовная семинария, преобразованная из Литовской греко-униатской семинарии (открылась в Жировицах Гродненской губернии 7 октября 1828 года). Поначалу обучение в ней велось на польском языке. Но затем были приглашены квалифицированные русскоязычные специалисты, и вскоре русский язык стал доминирующим в учебном процессе. Преподавание некоторых богословских дисциплин какое-то время велось на латыни с тем, чтобы семинаристы высшего (богословского) отделения были подготовлены вести диспуты с римо-католическими священнослужителями на языке латинского богословия. В августе 1845 года семинарию перевели из Жировиц в Вильну и разместили на территории Свято-Троицкого мужского монастыря . Семинарии определили часть жилых и вспомогательных монастырских зданий и двор. Должность ректора семинарии признали целесообразным соединить со званием настоятеля-архимандрита Свято-Троицкого монастыря. Учебный процесс был организован на основе Устава духовных семинарий 1840 года и по примеру семинарий Санкт-Петербургского и Киевского Учебных округов. Руководящим органом Литовской семинарии было Правление в составе ректора , инспектора и эконома . Внешний контроль за учебным процессом осуществлялся Санкт-Петербургской духовной академией . Полный курс семинарии был шестилетним и состоял из трех двухгодичных отделений. Основную часть учащихся составляли дети из семей духовных лиц, содержавшиеся за казённый счёт. Было также 15 казённоштатных вакансий для детей из бедных светских семей. За свой счёт учились примерно десять процентов от общего числа семинаристов. С 1853 года установили квоту в 50 человек для числа учащихся высшего (богословского) отделения. По окончании семинарии они поступали в духовные академии или определялись учителями и надзирателями епархиальных духовных училищ. Количество учащихся семинарии в период с 1839 по 1915 гг. ежегодно в среднем составляло 170-195 человек.

http://drevo-info.ru/articles/16345.html

Вильнюс. Виленский Марие-Магдалининский женский монастырь. Vilniaus staiatiki Šventosios Marijos Magdaliets moter vienuolynas Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Марие-Магдалининский монастырь — единственный женский православный монастырь Виленской и Литовской епархии Русской Православной Церкви в городе Вильнюсе, в Литве. В 1864 году по инициативе генерал-губернатора М.Н. Муравьёва в Вильне был закрыт католический монастырь Сердца Иисуса женского ордена визитанток, а на его месте указом императора от 9 ноября 1864 года учреждёна православная Марие-Магдалининская обитель из прибывших в Вильно монахинь московского Алексеевского монастыря. Официальное открытие монастыря состоялось 22 июля 1865 года. В начале XX века в монастыре числилось 89 монахинь. Во время Первой мировой войны с приближением германского фронта к городу монастырь был подготовлен к эвакуации. 22 июля (4) августа 1915 года архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Белавин) в день престольного праздника св. равноапостольной Марии Магдалины совершил последнюю службу в храме женского монастыря, а 14 сентября игуменья и 114 монахинь, приют, училище на 50 человек со всем имуществом были эвакуированы в город Минск. Через месяц из Минска монахини были направлены в Петроград. Сестёр обители по их желанию распределили по Петроградским монастырям и подворьям, многие уехали к родителям на родину, а оставшиеся 30 инокинь во главе с настоятельницей Верой (Потапенко) были направлены в Вохоновский Марие-Магдалинский женский монастырь Петроградской епархии Царскосельского уезда. В 1919 году, по возвращении в Вильнюс, монахини были поселены в бывший Свято-Троицкий монастырь, так как прежние монастырские здания возвращены католической общине. С 1938 года монахини обители жили при храме святого благоверного князя Александра Невского, а в 1960 году были вынуждены переселиться в один из корпусов Свято-Духовского мужского монастыря. http://www.magdala.lt/obitel.html/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45385

XVII в. перенесла туда свою деятельность (с этого времени братство именуется Свято-Духовским, см. Виленское православное Свято-Духовское братство ); др. их часть приняла униатство и осталась в Троицком мон-ре, монахи которого вскоре стали членами ордена василиан (базилиан), призванного вводить положения Брестской унии на практике. При Троицком мон-ре открылась василианская школа. К 1609 г. все виленские церкви и монастыри (в т. ч. кафедральный Успенский (Пречистенский) собор, Троицкий и Благовещенский жен. монастыри), а также имевший статус архимандритии трокский Рождество-Богородицкий монастырь были переданы под власть униат. митр. Ипатия Потея. Исключением стала Свято-Духовская ц. в Вильно и сложившийся при ней (не позже 1605) мон-рь (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужской мон-рь ), ставший главным оплотом Православия в Л. и Белоруссии. В свою очередь крупнейшим центром униатства был василианский Свято-Троицкий мон-рь (в Вильно), куда были перенесены святыни из переданных униатам церквей, в т. ч. из Никольской и Пятницкой и Пречистенского собора, который вместе с митрополичьим дворцом был одной из резиденций униат. митрополитов Киевских и всея Руси (наряду с Новогрудком и с XVIII в. Варшавой). В адм. отношении униат. приходы Л. образовывали митрополичью епархию униат. Церкви. Постепенно виленские правосл. храмы приходили в упадок, правосл. жители города, в т. ч. радцы (члены горсовета), терпели различные притеснения от католиков и униатов. В кон. XVI - нач. XVII в. число правосл. церквей и мон-рей в Л. существенно сократилось. Тем не менее церкви и мон-ри основывались в частных владениях (как, напр., Свято-Духовская ц., а затем и мон-рь). Кн. Богдан Огинский после того как в 1611 г. основал в своем имении Евье (ныне Вевис) издававшую правосл. книги типографию, восстановил находившийся там и пришедший в упадок Успенский муж. мон-рь, а в 1619 г. отдал его под начало Свято-Духовского мон-ря. Он же в 1610 г. в Кронях (ныне Круонис) близ Кошедар (ныне Кайшядорис) построил Троицкую ц., а в 1629 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Временно управляющий Ульяновской епархией (1953), архиепископ Ульяновский и Мелекесский (1953–1959). Уволен на покой по болезни. Иоанн (Лавриненко) (1899–1985), архиепископ. Родился в семье священника. Окончил Екатеринодарское духовное училище и Ставропольскую семинарию по первому разряду. После революции эмигрировал за границу. Пострижен в монашество в Андреевском Афонском подворье г. Константинополя. Иеродиакон (1921). Иеромонах (1921). Пребывал в монастырях Сербской Православной Церкви, В 1922 году прибыл в Польшу и определен в число братии Виленского Свято-Духова монастыря и назначен столоначальником Виленской духовной консистории. Член Волынской духовной консистории и законоучитель гимназии в г. Кременец (1923). Законоучитель дерманских духовных школ на Волыни и временно исполняющий обязанности инспектора классов Дерманского епархиального женского училища (1924). Преподаватель Виленской духовной семинарии (низших классов) и наместник Виленского Св.-Троицкого монастыря (1925). Игумен (1925). В 1927 году поступил на богословское отделение Варшавского университета, которое окончил в 1931 году со степенью магистра богословия. В 1931 году состоял членом Волынской духовной консистории и наместником Кременецкого Богоявленского монастыря. Архимандрит (1932). В 1935 году исполнял обязанности члена Гродненской духовной консистории и наместника Борисоглебского монастыря в г. Гродно. Затем – настоятель Жировицкого Успенского монастыря. В 1935 году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и зачислен в число братии Виленского Свято-Духова монастыря. Представлен к хиротонии во епископа Аляскинского, викария Северо-Американской епархии, но по болезни в Америку не поехал, а пребывал в Польше, оставаясь в юрисдикции Московской Патриархии. Настоятель Ковельского собора (1941). Епископ Ковельского, викарий Волынской епархии (1941), епископ Брестский и Кобринский (1942). Архиепископ Полесский и Брестский (1943). В 1945 г. настоятель Свято-Владимирской церкви в г. Мариенбад (Богемия) в юрисдикции Московского Патриархата. Вернулся в Россию. Архиепископ (по другим данным, епископ) Молотовский (Пермский) (1946). Архиепископ Алмаатинский (1956), Челябинский и Златоустовский (1957). С 1959 по 1961 гг. пребывал на покое. В марте–мае 1961 года – архиепископ Костромской и Таличский. Затем снова уволен на покой и проживал в г. Херсон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010