14) Преемник его, львовский епископ Лев Шептицкий , управлял митрополией всего один год и скончался 24 мая 1779 года. Полоцкая епархия Полоцкая епархия, начинаясь от границ Курляндии и Ливонии, обнимала воеводства Полоцкое, Витебское (с поветами витебским и оршанским) и Мстиславское. В 1664 году она имела до 1,000 церквей. 1138 Полоцкие епископы именовались: архиепископами полоцкими, епископами витебскими, мстиславскими, оршанскими, могилевскими и всей Белоруссии. 1) Григорий Загоровский , протопотарий митрополии киевской, принявший при посвящении имя Германа , с 1595 г. 1139 2) Гедеон Брольницкий , из настоятелей лавришевских, получил епископию в 1601 г. при содействии чиновников королевской канцелярии. 1140 Гедеон хотя и принял унию, но не был особенно ревностным ее распространителем вследствие чего ему назначен был коадъютор. 3) Иосафат Кунцевич. Посвященный в Вильне 12 ноября 1617 г. Иосафат прибыл в Полоцк 9 января 1618 года и принялся горячо за дело унии. По смерти Брольницкого (в конце 1618 г.), Иосафат немедленно получил утвердительную грамоту на полоцкую архиепископию и затем выпросил привиллегии на подчинение себе всех православных церквей епархии. Судьба Кунцевича известна. Он был убит 2 ноября 1623 года. 4) Антоний Селлява , из настоятелей виленского Свято-троицкого монастыря с 1624 г.; с 1640 г. администратор митрополии; с 1645 г. митрополит. Коадъютором его, по управлению полоцкой архиепископией, был жидичинский архимандрит Никифор Лозовский, а после смерти Лозовского Гавриил Коленда. 5) Гавриил Коленда , сын виленского писаря Яна Коленды, с 1656 г. полоцкий архиепископ; в одно время со вступлением в управление епархией, занял и управление (администрацию) митрополии; с 1665 г. митрополит. Но так как Полоцк находился под властью русских, то Коленда долгое время имел пребывание в Супрасльском монастыре, по званию архимандрита оного. Монастырю эта честь стоила очень дорого, так как во все время жизни его в Супрасле совершались беспрестанные угощения, с трубами и криками, при постоянных съездах, что приносило монастырю нищету и тесноту; а наибольшее мучение монастырь имел от того, что он всегда пребывал в нем со всем своим двором, очень редко выезжая из него. Коленда умер в Полоцке 18 февр. 1674 г. 1141

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Пойдя на небольшие уступки, митрополит сумел сохранить автономию церковной организации перед лицом городской общины. В начале управления митрополией И. столкнулся с недовольством соборного духовенства Вильно своим положением. В 90-х гг. XV в. виленские священники жаловались вел. кн. Александру на митр. сщмч. Макария I , к-рый повысил налоги со священников в архиерейскую казну, стал взимать в свою пользу ряд пошлин, ранее поступавших священникам, и сделал наместником в Вильно архимандрита виленского во имя Св. Троицы мон-ря, хотя ранее наместники назначались из соборного духовенства. Эти нововведения вел. князь отменил. В 1511 г. виленские священники обратились к митрополиту с новыми пожеланиями. Они настаивали на своем праве распоряжаться имуществом собора, заявляли, что они должны называться капитулом и им должны принадлежать книги и печать. Предложения содержали ряд резких выпадов против «отцов-законников» (монахов Свято-Троицкого монастыря), которые должны отдать имущество, принадлежавшее собору и др. храмам. Священники добивались, чтобы монахи «под претекстом наместництва» не пытались подчинить соборное духовенство и не вмешивались в дела, находившиеся в его ведении. На грамоте нет резолюции, и неизвестно, как реагировал И. на эти предложения. Однако утвердившаяся в дальнейшем практика назначать наместниками протопопов - лиц, стоявших во главе соборного духовенства, показывает, что с пожеланиями этой части духовенства считались. Следует отметить и то, что грамоту, определявшую особый статус Супрасльского мон-ря, И. выдал совместно с клиросом. Особую проблему для митрополита составляло положение православных на территории Галицкой епархии . Здесь правосл. мещане в городах не допускались ни в магистрат, ни в цехи, их правоспособность ограничивалась, они были стеснены в возможности совершать церковные обряды. На этой территории отсутствовали подчиненные митрополиту органы церковного управления. Грамотой 1509 г. кор. Сигизмунд I предоставил Львовскому католич. епископу право назначать наместников, к-рые управляли бы правосл.

http://pravenc.ru/text/673649.html

2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Иосифа (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Виленской епархии с титулом «Тракайский» избрать игумена Амвросия (Федуковича), насельника Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса. 2. Место наречения и хиротонии игумена Амвросия (Федуковича) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Ростовской епархии с титулом «Таганрогский» избрать иеромонаха Артемия (Кузьмина), клирика Ростовской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Артемия (Кузьмина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, Патриаршего экзарха Западной Европы, о назначении викарного епископа в Корсунскую епархию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Кафским, викарием Корсунской епархии, быть епископу Великоустюжскому и Тотемскому Алексию, с освобождением его от управления Великоустюжской епархией. 2. Временное управление Великоустюжской епархией поручить Преосвященному митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. — О чем и послать соответствующие указы.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении избранных в Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции кандидатов в викарные архиереи Архиепископии. Справка: Епархиальный архиерей Архиепископии митрополит Дубнинский Иоанн направил Предстоятелю Русской Православной Церкви письмо, в котором просит Священный Синод утвердить избрание Очередным общим собранием Архиепископии, состоявшимся 24 января 2020 года, в викарные архиереи Архиепископии двух кандидатов, ранее одобренных Предстоятелем Русской Православной Церкви: настоятеля монастыря святого Силуана архимандрита Симеона (Коссека) и настоятеля Свято-Троицкого прихода в Париже игумена Елисея (Жермена).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5605044...

2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Иосифа (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Виленской епархии с титулом «Тракайский» избрать игумена Амвросия (Федуковича), насельника Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса. 2. Место наречения и хиротонии игумена Амвросия (Федуковича) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Ростовской епархии с титулом «Таганрогский» избрать иеромонаха Артемия (Кузьмина), клирика Ростовской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Артемия (Кузьмина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, Патриаршего экзарха Западной Европы, о назначении викарного епископа в Корсунскую епархию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Кафским, викарием Корсунской епархии, быть епископу Великоустюжскому и Тотемскому Алексию, с освобождением его от управления Великоустюжской епархией. 2. Временное управление Великоустюжской епархией поручить Преосвященному митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. — О чем и послать соответствующие указы.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении избранных в Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции кандидатов в викарные архиереи Архиепископии. Справка: Епархиальный архиерей Архиепископии митрополит Дубнинский Иоанн направил Предстоятелю Русской Православной Церкви письмо, в котором просит Священный Синод утвердить избрание Очередным общим собранием Архиепископии, состоявшимся 24 января 2020 года, в викарные архиереи Архиепископии двух кандидатов, ранее одобренных Предстоятелем Русской Православной Церкви: настоятеля монастыря святого Силуана архимандрита Симеона (Коссека) и настоятеля Свято-Троицкого прихода в Париже игумена Елисея (Жермена).

http://patriarchia.ru/db/text/5605040.ht...

2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Иосифа (Королева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 9 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Виленского и Литовского Иннокентия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Виленской епархии с титулом «Тракайский» избрать игумена Амвросия (Федуковича), насельника Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса. 2. Место наречения и хиротонии игумена Амвросия (Федуковича) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о необходимости иметь викарного архиерея. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Ростовской епархии с титулом «Таганрогский» избрать иеромонаха Артемия (Кузьмина), клирика Ростовской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Артемия (Кузьмина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Прошение митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, Патриаршего экзарха Западной Европы, о назначении викарного епископа в Корсунскую Епархию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Кафским, викарием Корсунской епархии, быть епископу Великоустюжскому и Тотемскому Алексию, с освобождением его от управления Великоустюжской епархией. 2. Временное управление Великоустюжской епархией поручить Преосвященному митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. — О чем и послать соответствующие указы. ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении избранных в Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции кандидатов в викарные архиереи Архиепископии. Справка: Епархиальный архиерей Архиепископии митрополит Дубнинский Иоанн направил Предстоятелю Русской Православной Церкви письмо, в котором просит Священный Синод утвердить избрание Очередным общим собранием Архиепископии, состоявшимся 24 февраля 2020 года, в викарные архиереи Архиепископии двух кандидатов, ранее одобренных Предстоятелем Русской Православной Церкви: настоятеля монастыря святого Силуана архимандрита Симеона (Коссека) и настоятеля Свято-Троицкого прихода в Париже игумена Елисея (Жермена).

http://pravoslavie.ru/129219.html

Об этом не раз просило братство короля, на это согласились было и уполномоченные виленского городского управления во время сейма 1600 г. и дали даже письменное обязательство, что они перенесут свой спор с братством из задворного королевского суда на решение следующего генерального сейма. Но когда король прибыл в Вильну, бурмистры и радцы вопреки данному обязательству упросили короля порешить их спор с братством задворным королевским судом, воспользовавшись отсутствием из Вильны знатнейших членов братства, и успели получить королевский декрет, которым уничтожались привилегии братства. Не довольствуясь этим, бурмистры начали домогаться, чтобы отнять у братства и самые домы, где помещались братское училище и братская богадельня. Когда открылся сейм 1603 г., братство выслало туда своего уполномоченного, горько жаловалось на притеснения и обиды со стороны Потея и бурмистров и умоляло членов сейма походатайствовать пред королем, чтобы претензии виленских бурмистров против братства были рассмотрены на сейме, чтобы отменен был декрет королевского суда, уничтожавший привилегии братства, и чтобы снята была баниция с двух братских священников, несправедливо осужденных Потеем. Жалобы братства приняты были многими на сейме с большим сочувствием , но сейм этот разошелся преждевременно и в пользу братства не успел ничего сделать . Впрочем, братство старалось вознаградить свои потери и в 1605 г. имело уже при Свято-Духовской церкви свой братский православный монастырь, мужской, с особым отделением для женского, как было и при Троицком монастыре: с этого года и можно считать существование виленского Свято-Духова монастыря . Имело также у себя и двух новых священников, Иосифа Яцковича и Ивана Семеновича, и пригласило к себе из Дерманского монастыря ученого иеродиакона Антония Грековича, которому кроме иеродиаконской должности в своем монастыре поручило как бакалавру в заведование и свою братскую школу. К сожалению, этот самый иеродиакон скоро подал повод к новому и весьма сильному столкновению братства с митрополитом Потеем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Посему на будущее время приказываем тебе, новоосвященному митрополиту Киевскому и всея Руси Михаилу, чтобы ты не дозволял и возбранял таким духовным лицам литургисать и совершать какие-либо другие церковные действия в твоей парафии, а если бы кто из них захотел противиться настоящему моему писанию, того я отлучаю чрез твою святыню от Церкви Божией и предаю клятве». Этим распоряжением патриарх надеялся прекратить одно из самых больших зол, какие совершались тогда в Литовской митрополии. А что такое зло действительно существовало, укажем для примера на случай в Супрасльском монастыре. Сюда в 1582 г. прибыл архиепископ Охридский Гавриил, титуловавший себя патриархом первой Юстинианы, Болгарии, Сербии, Молдавии и пр., и не только литургисал здесь, но и написал на имя ктиторов монастыря Ходкевичей грамоту , в которой извещал их, что по дарованной ему свыше власти он благословил настоятеля монастыря архимандрита Тимофея Злобу, «человека почтеннаго и святаго», носить по примеру других святительскую шапку, или митру, как будто здесь была Охридская епархия . Между тем как Вселенский патриарх устроял в Вильне дела Литовской митрополии, король Сигизмунд III совершил с своей стороны для той же цели такое действие, которое не могло не порадовать сердце первосвятителя. Мы видели, что еще в июне 1588 г. Иеремия, переезжая через Вильну, благословил православных ее жителей учредить при виленском Свято-Троицком монастыре братство с училищем и типографиею и сделал свои распоряжения для ограждения и процветания братства на будущее время. Но вот прошел год, а братство доселе не имело утверждения от своего короля. Теперь, 21 июля, король пожаловал православным виленским гражданам свою грамоту, которою не только утверждал навсегда Свято-Троицкое братство, его устав, школу, типографию и все сделанные в братстве патриархом распоряжения, но еще приказывал, чтобы никакой уряд, трибунальский, гродский, земский, не возбранял желающим делать пожертвования на братство движимым и недвижимым имуществом, чтобы по всем внутренним делам своим, несогласиям, обидам новое братство судилось собственным судом без всякого вмешательства властей духовных и светских, а по делам с сторонними лицами подлежало непосредственно суду самого короля и чтобы дом братства был свободен от всяких постоев и других городских и земских повинностей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436065/

736 После Самуила Шитика настоятелем монастыря был Иосиф Тризна, из учителей киевских школ. В 1647 г., 19-го марта, по смерти м. Петра Могилы , бывшего вместе и архимандритом печерским, Тризна избран был в архимандриты Киевопечерского монастыря († 1656 г.). С 1654 г. старшим виленского монастыря был Иосиф Нелюбович Тукальский. При нем в 1655 г. Вильна, после продолжительной осады, взята была русскими войсками. Чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Остробрамской, была заблаговременно вывезена в Кролевец (Кенигсберг). Почивавшие в троицком монастыре мощи св. мучеников виленских зарыты были в монастырском саду, но после найдены православными и перенесены в Святодуховский монастырь. Вильна находилась под русским владычеством до 1661 года. Тукальский, державшийся Польши, 737 в 1658 г. перешел в Лещинский монастырь и был в нем последним православным архимандритом. В 1661 г. м. Дионисий Балабан посвятил его в епископа белорусского. После него монастырем управлял наместник, игумен евейского монастыря, Пахомий Савич, ревностный охранитель православия. Известен протест его против требования, чтобы православные отрекались от своей веры при избрании в городские должности. Преемником его был в 1661–1670 гг. Даниил Дорофеевич. В 1666 г., по поводу избрания Шитика и Прокопия Дорофеевича в бургомистры г. Вильны, он также защищал права православных на избрание в городские должности; 738 но базилианский архимандрит Мартиан Белозор и митрополит Гавриил Коленда добились того, что православных вытеснили из виленской ратуши. 739 Школа виленская, хотя и скромно, продолжала свою полезную деятельность, пользуясь пособиями благотворителей. В 1668 г. Регина Буховецкая, по мужу Швейковская, записала на братство свято-духовское 1.500 злотых и из них 500 назначила на студентскую конгрегацию святых Константина и Елены при церкви свято-духовской. 740 В 1677 – 1684 гг. во главе Виленского монастыря стоял Климент (на Ольдове и Лебеде) Тризна, нареченный епископ на белорусскую епархию; 741 наместником был Иона Дубинский, братским проповедником Иларий Гославский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После учреждения Виленской и Литовской епархии в 1839 г. В. м. был возобновлен как православный, в 1842 г. возведен в 1-й класс, в 1845 г. причислен к 3-му классу с настоятелем-архимандритом, 5 иеромонахами, 2 иеродиаконами, 1 монахом и 4 послушниками по штату. Первым настоятелем возобновленной обители стал архим. Евсевий (Ильинский) , впосл. архиеп. Тверской. На содержание братии из казны отпускалось 1840 р. ежегодно, в качестве дохода от своих владений мон-рь получал еще 1,5-2 тыс. р. В. м. владел 25 десятинами земли в Вильне, собственностью упраздненной Трокской униатской архимандрии с озерами и фермами. В авг. 1845 г. на территории В. м. разместилась переведенная из Жировиц Литовская ДА, ее ректором являлся архимандрит мон-ря. В мон-рь также поступила часть б-ки жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В актовом зале семинарии проходили епархиальные собрания, общегородские торжественные заседания, приуроченные к памятным датам, собрания виленского Свято-Духовского братства. В 1851-1852 гг. в Троицком храме вместо старой (униатской) алтарной преграды акад. И. Т. Хруцкий выполнил новый иконостас. На средства (1500 р.), пожертвованные почетным гражданином Иркутска Е. Кузнецовым, в Троицкой ц. был устроен придел во имя ап. Иоанна Богослова. В 1869 г. по проекту епархиального архит. Н. М. Чагина на храме был воздвигнут деревянный купол, 2 каменные зап. боковые башни, в 1884 г. проведен внутренний ремонт. Настоятелями В. м. во 2-й пол. XIX в. были Филарет (Малышевский), впосл. еп. Нижегородский, Александр (Добрынин) , впосл. архиеп. Литовский, Иосиф (Дроздов), впосл. еп. Смоленский, и др. В 1915 г., во время первой мировой войны, насельники В. м. были эвакуированы и размещены в неск. мон-рях России. До нояб. 1919 г. богослужения в Троицкой ц. не совершались. 8 нояб. 1919 г. в больничном корпусе ДС разместились вернувшиеся из эвакуации сестры виленского ( вильнюсского во имя равноап. Марии Магдалины ) жен. мон-ря. Троицкий храм перешел к Мариинской жен. обители, богослужения в нем совершали насельники виленского Свято-Духова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/158630.html

Воспользовавшись тем случаем, что Муравьев закрыл в 1864 году в Вильне несколько католических монастырей, митрополит Иосиф испросил для означенной цели монастырь визиток. 336 Перестроив на отпущенные Муравьевым 52 тыс. руб. этот монастырь, 337 пр. Иосиф имел утешение видеть, что новая обитель была наделена домами, землями и разными вообще арендными статьями, обеспечивавшими, как содержание самого монастыря, так и учрежденного при нем в 1868 году приюта для воспитания сирот православного духовенства и дочерей недостаточных чиновников, служащих в западном крае. Под руководством присланных Филаретом, митрополитом Московским, двух опытных монахинь Алексеевского монастыря, Флавианы и Антонии, из коих первая была назначена игуменьей монастыря, а другая казначеем, 338 этот монастырь Виленский, по установившемуся в нем строю жизни, в значительной степени оправдал те надежды, которые возлагал на него, при учреждении, митрополит Иосиф, тогда как мужские монастыри епархии далеко не принесли желаемой пользы. 339 Как мы уже говорили, мужских монастырей в Литовской епархии в 1840 году было 9. Но в сем же году пр. Иосиф, надо думать, по недовольству на упорствовавших монахов Троицкого монастыря в Вильне, пришел было к мысли о закрытии его, в виду того соображения, что два монастыря в Вильне были излишни, вследствие трудности наполнить даже один монастырь соответствующими своему назначению иноками, и в письме к графу Протасову выражал желание, чтобы Троицкий монастырь был обращен в помещение для епархиального архиерея, 340 а имения сего монастыря были отданы в аренду за 5 тыс. руб. 341 Но, через два года, в своем представлении в св. Синод пр. Иосиф изменил свой взгляд на дело и указывал уже на необходимость оставления в штате всех 9 мужских и 2 женских монастырей в епархии, как твердынь православия, нужных здесь несравненно более, чем где-либо. В виду же составления новых штатов для монастырей Литовской епархии, архиепископ в письме к графу Протасову, указывая на то, что воссоединенные иноки привыкли к хорошему столу и с воссоединением лишились почти всех доходов в униатских монастырях, полагал необходимым увеличить содержание монашествующих в третьеклассных монастырях на 25 руб. серебром против наложенных по штату 50 руб., на счет штатных вакансий по монастырям. Что касается до класса монастырей, то он находил, что монастыри ВиленскиеСвято-Духовский и Троицкий следовало назначить первоклассными, Ковенский – Пожайский, Супрасльский, Гродненский и Бытенский – отнести во второй класс, а Борунский, Тороканский и Сурдекский – в 3 класс. 342

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010