24. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, председатель Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви 25. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 26. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви 27. митрополит Ставропольский и Невиномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством 28. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк 29. архиепископ Берлинский и Германский Феофан 30. архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий 31. архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви 32. архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр 33. архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству 34. архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата 35. архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука 36. архиепископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф 37. архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 38. архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт 39. архиепископ Горловский и Славянский Митрофан 40. епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению 41. епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых 42. епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи 43. епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 44. епископ Банченский Лонгин, викарий Черновицкой епархии 45. епископ Бельцкий и Фэлештский Маркелл 46. епископ Бобруйский и Быховский Серафим, член Синодальной Библейско-богословской комиссии, председатель Синодального отдела Белорусского экзархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3952097...

Алексий (в миру Александр Николаевич Чернай; 1899–1985), архимандрит. По окончании Виленской Духовной Семинарии рукоположен в священный сан (1925), служил на приходах в Литве. Пережил советскую и немецкую оккупации. Протоиерей (1943). С 1944 г. в эмиграции в Германии (Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати (США), где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в штате Техас. В 1957 г. принял монашество. В конце октября 1958 г. получил назначение на должность Администратора русских православных общин РПЦЗ в Южной Африке. В 1960–70-е гг. служил на приходах в южной Калифорнии, США. Алексинский , Иван Павлович (1871–1945). Выдающийся хирург, педагог, доктор медицины, депутат I Государственной Думы. В 1920 г. эвакуировался из Крыма. С 1921 г. был членом Президиума Русского парламентского комитета, также трудился в Главном управлении Российского Красного Креста. Возглавлял Общество русских врачей им. Мечникова во Франции. После 1928 г. переехал в Касабланку (Марокко). В 1935 г. избран председателем церковной общины при церкви Успения Божией Матери в Касабланке. Принимал активное участие в организации приходской жизни, устройстве храма, член приходского благотворительного комитета. Скончался 26 августа в Касабланке, где и погребен на европейском кладбище. Анастасий (в миру Александр Александрович Грибановский; 1873–1965), Митрополит. Родился 6 августа в Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Московскую Духовную Академию (1897). Кандидат богословия. Постригся в монахи в Тамбове (1898). Архимандрит и ректор Московской Духовной Семинарии (1901). Епископ Серпуховский, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–18 гг. Был избран членом Св. Синода и Высшего Церковного Совета (декабрь 1917). Покинул Россию в 1919 г. Управлял русскими православными общинами Константинопольского округа. С 1924 по 1934 г. возглавлял Русскую миссию в Палестине. Митрополит (1935). С 1936 по 1964 г. стоял во главе Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Осенью 1944 г. эвакуировался вместе с Архиерейским Синодом и канцелярией в Вену, в 1945 г. – в Мюнхен, а с 1950 г. – в США. С 1964 г. на покое. Скончался 22 мая в Нью-Йорке. Похоронен под алтарем соборного храма Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвиле (США).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В Беларуси с XV – XVI вв. православная традиция духовного образования сосредотачивается в братских православных школах, а также в Острожской академии. Под влиянием активной проповеднической деятельности представителей католической церкви при православных храмах учреждается особая должность «казнодея» (проповедника) – специалиста по составлению и произнесению проповедей. Не случайно в конце XVI – в XVII в. в Беларуси появляется множество незаурядных проповедников; некоторые из них получили известность как составители учебников или авторы полемико-богословских произведений. Среди последних особо следует выделить Леонтия Карповича, архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря и прмч. Афанасия Брестского. Но настоящий подъем и расцвет катехизическая литература Русской Православной Церкви переживает с конца 18-го и до начала 20-го века, и связан он с именами таких выдающихся церковных просветителей той эпохи, как митр. Московский и Коломенский Платон (Левшин) (+1812)12, архиеп. Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) (+1857), свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский и Коломенский (1867), свт. Феофан Затворник (Говоров)(+1894), Ириней(Орда), еп. Екатеринбургский и Ирбитский (+1904), прот. Иоанн Кронштадтский (+1908) и др. В это же время разворачивается активная и кропотливая работа по разработке методики обучения людей с разным уровнем образования. Свой вклад в это дело вносят богословы, проповедники, уровень которых значительно повышается благодаря высокому уровню тогдашних духовных школ и квалифицированных пособий, из которых достаточно будет указать Энциклопедию проповеди , не потерявшую своего значения до наших дней. Много сделал на ниве христианского просвещения прот. Григорий Дьяченко (+1903). Почти все его сочинения в последнее время были переизданы репринтом и доступны широкому читателю. Интересным опытом обучения христианской вере и нравственности явились и так называемые «Троицкие листки», издававшиеся несколько десятилетий, чьи по большей части безымянные авторы сумели найти такую форму подачи материала, которая легко запоминалась и впечатляла. Несомненным шедевром «Троицких листков» явилось издание святоотеческого толкования на Евангелие от Матфея в виде бесед со многими продолжениями, снабженные иллюстрациями со старинных фресок и предметным указателем по темам: а) общие черты христианского благочестия; б) вера и добрые дела; г) естественное богопознание; д) учение о вере, надежде и любви; е) цитаты против сектанства и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

В феврале 1917 года архимандрит Лаврентий, бывший на тот момент настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря, был возведен в сан епископа и назначен на Балахнинскую кафедру, получив также должность настоятеля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. Архимандрит Лаврентий стал последним епископом, хиротонисанным еще в старой монархической России. Возглавить Балахнинскую кафедру ему выпало на сложное и смутное время: государственный переворот, отречение от престола российского государя, удаление от власти архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима. В связи с последним событием владыке Лаврентию пришлось взять на себя временное управление всей Нижегородской епархией. После захвата власти в Нижегородской губернии большевиками летом 1918 года в отношении Церкви и верующих начались беззаконные действия. В ответ на декрет об отделении Церкви от государства съезд духовенства Нижегородской епархии 7 июня 1918 года решил протестовать против национализации храмов, монастырей и церковного имущества. Епископ Лаврентий как председатель съезда, протоиерей Алексий Порфирьев как секретарь собрания и Алексей Нейдгардт подписали воззвание к пастве, в котором приводились слова апостола Павла: «облецитеся во вся оружия Божия» (Еф 6:11). Власти истолковали их как призыв к вооруженному восстанию. Все подписавшие документ были арестованы: 3 сентября — владыка Лаврентий, 22 сентября — Алексей Нейдгардт и его сын Борис, 16 октября — протоиерей Алексий Порфирьев. До казни епископа Лаврентия содержали в нижегородском остроге. Он отказался занять отдельную камеру и остался в общей, ночуя на голом полу. Вместе со всеми выполнял принудительные общественные работы — чистил тюремный двор, метал сено, ездил с бочками за водой. В свободное время, находясь в камере, он непрестанно молился, не обращая внимания на сыпавшиеся в первое время замечания и насмешки сокамерников, молился с таким усердием, что насмешки скоро прекратились, а насмешники невольно сами стали подражать его примеру.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Именно в эти годы у юноши созрело желание иноческих подвигов. Все свое свободное время Иоанн проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности, за постоянную готовность помочь, за его богатырскую силу. Когда приходила очередь Иоанна читать за богослужением, он делал это проникновенно и молитвенно. В июне 1897 года Иоанн Поммер окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом первой степени и в том же году был назначен народным учителем в Ляудонскую приходскую школу, а в 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Уже в юные годы Иоанн отличался твердостью в вере. В годы обучения в академии в нем окрепла решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский . В 1903 году, в двадцать семь лет, Иоанн Поммер принял монашеский постриг. 23 сентября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года – во иеромонаха. В 1904 году иеромонах Иоанн окончил Киевскую Духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия. Затем он был направлен в Черниговскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания . Начальство дало высокую оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонах Иоанн был назначен инспектором Вологодской Духовной семинарии. Помимо преподавательской работы иеромонах Иоанн выполнял самые разнообразные послушания. 26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита, а в следующем году назначен ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна Виленская Духовная семинария неузнаваемо изменилась. Пение семинарского хора достигло очень высокого уровня. Большое внимание ректор уделял чтению во время богослужения, приучая воспитанников совершать его благоговейно, с сознанием большой ответственности. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал указания и пояснения. Большое внимание он уделял благолепию храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/d...

После публикации в братской типографии антикатолич. и антиуниатского соч. Смотрицкого «Θρνος, to jest Lament, iedyney s. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie, z obiasnieniem dogmat wiary» (Плач единой святой соборной апостольской Церкви, с объяснением догматов веры) последовал королевский указ об уничтожении книг, изданных Виленским братством. На нек-рое время типография прекратила свою деятельность, вскоре она возобновила работу в Евье. В 1618 г. в Евье было напечатано соч. «Киновион, или Изображение евангельского иноческого общего жития», исследователи считают его уставом В. м. Насельники обители занимались переводами с греч. на церковнослав. язык и на просту мову (западнорус. лит. язык); в братской типографии были изданы «Молитвеник, или Требник... Из греческаго языка на словенский преведеныи и истинно изследованыи» (Вильно, 1618), «Евангелие учителное, албо Казаня на кождую неделю и свята урочистыи» Каллиста, Патриарха К-польского (Евье, 1616), «Духовныи беседы о доконалстве христиан православных» прп. Макария Египетского (Вильно, 1627), толкование свт. Иоанна Златоуста на молитву «Отче наш» - перевод Леонтия (Карповича) - «На Отче наш выклад з грецкого на руский» (Вильно, 1620). Патроны правосл. мон-рей Литвы, бессильные самостоятельно противостоять натиску гос-ва и католич. Церкви, отдавали находившиеся на их землях правосл. обители под опеку Виленского братства и В. м. Под управлением последнего состояли мон-ри: Петропавловский муж. в Минске (передан братству в 1613 основательницей мон-ря Е. Г. Стецкевич), минский Петропавловский жен. мон-рь (передан В. м. в 1618), Селецкий жен. в Минском воеводстве (основан ок. 1609), Цеперский Крестовоздвиженский муж. (основан К. Б. Долматом в 1618 как подчиненный В. м.), Успенский мон-рь в Евье (основан кн. Огинским в 1619 как подчиненный В. м.), Преображенский, основанный в 1609 г. кн. А. Корибутом-Вишневецким, слуцкий Троицкий, Купятицкий (создан в 1629/30 как подчиненный В. м.), Сурдегский Свято-Духовский (передан Виленскому братству А. Ставецкой-Городенской в 1636) и др. мон-ри. В. м. посылал в подчиненные ему обители исправных в иноческой жизни насельников, ставил настоятелей.

http://pravenc.ru/text/158674.html

После ухода на покой по болезни игум. Веры в нач. 1918 г. сестры, избравшие своей начальницей мон. Нину (Баташёву), решили вернуться в Вильну. Патриарх Московский и всея России св. Тихон помог им получить пропуски для проезда в Литву, в мае 1918 г. ок. 20 виленских сестер прибыли в Вильну и начали восстанавливать обитель на ул. Росса. Указом Литовской консистории 6 мая 1918 г. мон. Нина (Баташёва) была назначена управляющей мон-рем, 8 сент. 1921 г. архиеп. Литовским Елевферием (Богоявленским) возведена в сан игумении. В 1919 г., когда Виленский край был оккупирован польск. войсками, решением властей инокини были выселены из В. м. и размещены в больничном корпусе Виленской ДС, к-рый располагался на территории расформированного во время первой мировой войны виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Монахиням был передан Троицкий храм, богослужения в к-ром совершались насельниками Свято-Духова (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) мон-ря. В 1924 г. В. м. вошел в состав неканонически провозглашенной Польской автокефальной православной Церкви . Игум. Нину неоднократно командировали на Волынь в Святогорский Зимненский и Корецкий мон-ри для проведения ревизий и для временного управления этими мон-рями. По благословению Варшавского митр. Дионисия (Валединского) насельница В. м. мон. Евгения (Баташёва) была назначена настоятельницей Зимненского мон-ря, а мон. Феофания (Павлюк-Задворная) - Корецкого мон-ря. В 1933 г. Варшавский митр. Дионисий наградил игум. Нину наперсным крестом с украшениями. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. В 1937 г. в связи с закрытием Троицкого храма и семинарии В. м. переехал на ул. Лянку, к приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского (построена в 1898). Инокини устроили кельи в крыльях отремонтированного храма, выкопали колодец, посадили фруктовый сад, разбили цветники.

http://pravenc.ru/text/158672.html

В конце 1918 года оставшиеся сестры числом до 20-ти вернулись в Вильно, в свой бывший монастырь, где и прожили в трудах по восстановлению и благоустройству его до осени 1919 года. В 1919 году по распоряжению польских властей храм и здания Мариинской обители отошли в пользование поляков, а сестрам была предоставлена епархиальным начальством незначительная часть помещений бывшего мужского монастыря при Свято-Троицкой церкви в больничном корпусе Виленской духовной семинарии. Виленский женский Марие-Магдалинский монастырь стал принадлежать юрисдикции Польской автокефальной церкви. В 1939 году по ходатайству игуменьи Нины перед митрополитом Варшавским Дионисием в пополнение в монастырь были приобретены святыни из Почаевской Лавры: копия Почаевской иконы Божьей Матери, ковчег с иконой святой Марии Магдалины и с частицей святых ее мощей, которые получены из скита Святого Духа Почаевской лавры, и икона преподобного Иова Почаевского с частицей святых его мощей. В 1944 году от военных действий Марие-Магдалинский монастырь сильно пострадал. Церковь с колокольней представляли руины. Сгорели жилые дома и все хозяйственные постройки. Уцелел лишь у ворот домик-сторожка и погреб в земле, где долгое время приходилось ютиться монахиням. После войны все пришлось восстанавливать. Мариинский женский монастырь в 1960 году был переселен в Свято-Духов мужской монастырь. Все церковное и монастырское имущество было аккуратно перевезено. Часть его (святые иконы и иконостасы в разобранном виде) переданы на хранение в Виленский кафедральный Пречистенский собор, частью в Свято-Духов монастырь, а остальные оставлены при обители. Только в начале 1990х годов монастырь снова получил отдельные помещения и сейчас является единственным женским монастырем Виленской епархии. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2301  чел. Всего просмотров 67 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В ходе восстания 1830—1831 гг. после закрытия Университета здание церкви передано городской управе. В этот период здание заброшенно, в нем ютится беднота, в алтарной части размещается кузница… В 1864 г. по инициативе митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) начались восстановительные работы под руководством архитекторов — академиков А. Резанова и Н. Чагина, которые, бережно сохраняя древние фрагменты строения, придали фасаду формы, похожие на средневековую грузинскую архитектуру. Богатый пятиярусный иконостас написан старостой собора академиком И.П. Трутневым. В 1867 году собор посетил император Александр II и выделил на его ремонт из государственной казны 57 тысяч рублей. Работы закончились в октябре 1868 г., и храм был заново освящен архиепископом Антонием (Зубко), с тех пор богослужения в храме не прерываются по сей день. В этом же году освящается отдельный придел во им. свт. Алексия, митрополита Московского чудотворца, именно Алексий освящал в 1348 г. эту церковь. В 1871 году в Пречистенском храме был освящен второй придел во имя священномученика Макария, митрополита Киевского. Ведь, еще будучи наместником митрополита, архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, о. Макарий совершил благодарственный молебен по случаю венчания княжны Елены, дочери Великого князя Московского Иоанна, и Великого князя Литовского Александра. Примечательно и то, что в 1495 г., в Пречистенском Соборе св. Макарий был возведен в сан Митрополита Киевского. На стенах Пречистенского Собора размещены четыре мраморных мемориальных доски, на которых начертаны имена лиц, погибших во время Польского восстания 1863—1864 гг., без различия их национальностей и вероисповедания. Войдя в храм, можно увидеть на правой и левой сторонах монументальные иконы святых равноапостальных князя Владимира, княгини Ольги, Константина, Елены и др., привезенных из Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга. У левой колонны храма сооружен киот в память св. прав. Иоанна Кронштадского. Надпись на киоте гласит, что св. Иоанн Кронштадский являлся почетным членом Пречистенской общины. Известно, что в октябре 1893 г., при посещении Вильны, св. Иоанн молился в Пречистенском храме, а в 1907 г. он благословил церковную общину иконою свт. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

В 2011 г. окончил богословский факультет Московской духовной академии. С 2012 г. исполнял общие монастырские послушания (исповедь, молебны, седмичное служение, краткосрочные и долгосрочные командировки). В 2013 г. трудился в Паломническом центре лавры. С августа 2013 г. нес послушание в контрольно-ревизионной службе лавры. С октября 2014 г. по август 2015 г. — заведующий керамической мастерской лавры. 29 августа 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла направлен на послушание настоятеля новообразованного Владимирского мужского монастыря на истоке Днепра ( Вяземская епархия ). 25 апреля 2016 г. на основании решения Священного Синода от 16 апреля 2016 г.  ( журнал 31 ) утвержден в должности игумена указанной обители, в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы  епископом Вяземским и Гагаринским Сергием  возведен в сан игумена. 2 декабря 2016 г. по благословению епископа Вяземского Сергия назначен настоятелем прихода храма Вознесения Господня г. Гагарина с сохранением ранее возложенных послушаний. В тот же день указом епископа Сергия приход был переименован в подворье Владимирского монастыря. С июня 2016 г. — настоятель Тихвинского подворья Владимирского монастыря в г. Смоленске. Решением Священного Синода от 11 марта 2020 г. ( журнал 9 )  избран  епископом Тракайским, викарием Виленской епархии. 15 марта 2020 г. в Свято-Духовом монастыре г. Вильнюса  митрополитом Виленским и Литовским Иннокентием   возведен в сан архимандрита. Наречен  во епископа 18 августа 2020 г. в Тронном зале Патриарших покоев  Храма Христа Спасителя  в Москве. Хиротонисан 23 августа за Литургией в Саввино-Сторожевском ставропигиальном монастыре . Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Владеет литовским и английским языками. Образование: 2001 г. — Вильнюсский университет. 2006 г. — Московская духовная семинария. 2011 г. — Московская духовная академия. Епархия: Виленская епархия (Викарный архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Амвросия (Федуковича) при наречении во епископа Тракайского. E-mail: kanceliarija@orthodoxy.lt Web-caйm: www.orthodoxy.lt

http://patriarchia.ru/en/db/text/5609361...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010