В завершение верующие из Китая посетили Славянское кладбище Краснодара, где возложили цветы на могилу приснопамятного архипастыря.  Митрополит Виктор (Святин) родился 2 августа 1893 г. в станице Караганийской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Учился в Челябинском духовном училище, затем в Оренбургской духовной семинарии, по окончании которой в 1915 г. продолжил учебу в Казанской духовной академии. В 1916 г. был мобилизован и направлен в Тифлисское Михайловское военное училище. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения, служил офицером в Оренбургской армии под командованием генерала Г.А. Белова. После роспуска армии эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество в Пекинском Успенском монастыре при Русской духовной миссии.  Осенью 1932 г. в качестве делегата от китайского духовенства присутствовал на Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в Сремских Карловцах в Югославии, на котором был назначен епископом Шанхайским, викарием Пекинской епархии. Епископская хиротония состоялась в том же году в Белградском кафедральном соборе. В 1933 г. был назначен 20-м по счету начальником Русской духовной миссии в Китае с титулом епископа Китайского и Пекинского. В 1945 г. вместе со значительной частью клира и паствы в Китае перешел из юрисдикции РПЦЗ в Московский Патриархат. После вынужденного закрытия Духовной миссии прибыл в 1956 году в СССР, в том же году был назначен правящим архиереем Краснодарской и Кубанской епархии. Скончался в 1966 году в Краснодаре, похоронен на городском Славянском кладбище. Митрополит Виктор в годы своего служения в Китае осуществлял разнообразную просветительскую деятельность, развивал миссию, строил школы и храмы. В 1933 году он совершил закладку храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае. 15 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе посещения КНР совершил в этом здании бывшего собора Литургию.   По материалам СМИ и  сайта Кубанской митрополии .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5676945...

После своего окончательного отъезда в Москву архиепископ Виктор (Святин) не оставил никаких указаний для Гонконгского прихода по вопросу юрисдикции. На территории континентального Китая Православная Церковь перешла под управление китайского духовенства. По свидетельству остававшихся в Гонконге русских, отношение китайского духовенства к русскому нельзя было в те годы назвать справедливым. Прихожане Гонконгского Свято-Петропавловского храма отказались подчиниться как Шанхайскому епископу Симеону (Ду), так и Пекинскому епископу Василию (Шуану). Отец Дмитрий советовал обратиться в Москву, однако, несмотря на формальное признание юрисдикции Московского Патриархата, весь приход был против любых контактов с Москвой. Во многом такая непримиримая позиция сложилась в силу того, что владыка Виктор даже не известил отца Дмитрия Успенского о своем окончательном отъезде в Москву. К началу 1968 г. Гонконгский приход оказался на грани закрытия. Будучи уже не в силах совершать богослужения, отец Дмитрий намерен был подать рапорт Патриарху Алексию об уходе на покой. Прихожане, однако, не желали видеть нового священника, назначенного из Москвы и упросили отца Дмитрия оставаться по-прежнему их пастырем, хотя лишь бы принимая их исповедь и давая духовные советы. На общем собрании прихода 17 февраля 1968 г. было постановлено в Москву не обращаться. Конец 1968 г. ознаменовался важным для прихода событием: 27-28 ноября епископ Зарайский Ювеналий (Поярков) проездом из Токио посетил Гонконг. Отец Дмитрий, к тому времени уже прикованный к постели, к приезду архиерея облачился и встретил владыку с Крестом у входа в храм. Несмотря на то что в течение более чем десяти лет никакой связи между Московскими церковными властями и Гонконгским приходом не было, в Москве священноначалие не забыло об отце Дмитрии. Владыка Ювеналий наградил его наперсным крестом. 28 ноября владыка Ювеналий совершил в Петропавловском храме Божественную Литургию — это было первое архиерейское служение в Гонконге с 1945 г. (тогда служил Шанхайский владыка Иоанн (Максимович)).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Епископ Димитрий (Маган) до назначения в Вену был викарием Германской епархии во французской зоне оккупации, епископ Венедикт (Бобковский) на правах викария возглавлял белорусские приходы в Германии. 571 Непросто складывалась церковная жизнь в Китае. После перехода архиепископа Виктора (Святина) в подчинение Московской Патриархии епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) остался единственным архиереем РПЦЗ. 10 мая он был возведен в сан архиепископа, а 28 мая 1946 г. Архиерейский Синод предоставил ему права самостоятельного архиерея. На протяжении четырех послевоенных лет борьба между архиепископами Виктором и Иоанном шла с переменным успехом, что во многом было связано с политической обстановкой в стране. В конце войны в Шанхае в ведении архиепископа Виктора остался только храм-памятник в честь императора Николая II. В целом ситуация для московского представителя была неблагоприятной. Гоминьдановское правительство во главе с Чан Кайши препятствовало деятельности Московской Патриархии и поддерживало архиепископа Иоанна. Такую же поддержку оказывали ему и США. 572 В октябре 1946 г. архиепископ Виктор был арестован, причем одним из обвинений стало якобы имевшее место сотрудничество иерарха с японскими оккупантами. 573 При содействии советского консула архиепископ Виктор был вскоре освобожден, однако его положение по-прежнему было незавидным. В прессе даже появилась информация, что он будет выслан из Китая. 574 Большинство приходов подчинилось Зарубежному Синоду. Положение архиепископа Виктора осложнялось кадровым кризисом: русские священники, признавшие власть Патриарха Алексия, не желали оставаться в Китае и стремились как можно скорее уехать на родину. 575 3 октября 1946 г. китайские власти признали главой православной миссии архиепископа Иоанна. Позднее ему был передан и храм-памятник в честь императора Николая, что имело для РПЦЗ большое моральное значение. 576 Кроме Шанхайской епархии Архиерейский Синод подчинил владыке Иоанну и все остальные приходы в Китайском регионе, пожелавшие остаться в ведении Зарубежного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

для тех, кто является членом  Церкви в полном  и буквальном значении этого слова, кто может «дух» отличать от «буквы». Лучшая часть РПЦЗ несла свое служение в мире вместе с РПЦ, несмотря на видимость разделения, значительную для тех, кто не может главное отличить от второстепенного (а это одна из типических черт всех расколов вообще).   Владыка Иоанн Шанхайский никогда никакого отношения, кроме как крайне отрицательного, не имел по отношению к Московской Патриархии и, тем более, никогда не находился в юрисдикции МП. Пожелания автору: перед написанием какой-либо следующей статьи на ту или иную историческую тему, брать на себя труд ознакомиться с источниками, чтобы не декларировать слухи и вранье. Надежда Уважаемая Надежда!      Ваше высказывание категорично, резко, но в нем нет желания установить истину, хотя бы задать вопрос  о происхождении неизвестной Вам  исторической информации. Историческая истина точна, а любые «тенденции» ее лишь искажают.  Возьмите книгу «Православие в Китае» известного и компетентного специалиста по этой теме о. Дионисия Поздняева. В соответствующей главы этой книги говорится о том, что воссоединение с Московской Патриархией в 1945 г. вл. Виктора (Святина) и с ним православных иерархов в Китае, включая вл. Нестора (Анисимова) и др. достойнейших иерархов, произошло после того, как они обратились к викарию вл. Виктора еп. Шанхайскому Иоанну (Максимовичу) за его рекомендацией, как авторитетного канониста и юриста. Воссоединение произошло именно по рекомендации еп. Иоанна (Максимовича). Но вскоре, когда им был установлен утраченный контакт с Зарубежным Синодом. Еп. Иоанн без консультаций с вл. Пекинским Виктором (Святиным), не ставя его в известность, «по-английски» отошел вновь к Зарубежной Церкви, но несколько месяцев он все же находился в юрисдикции Московской Патриархии. Документы, которые подтверждают это, существуют и ныне, в том числе в архиве ОВЦС МП, на них и ссылается в своей книге о. Дионисий.      Труды святителя Иоанна (Максимовича)

http://pravmir.ru/russkaya-cerkov-ne-zab...

Очнулся он на песчаной косе, откуда его сняли другие лодочники С. 28]. И таких свидетельств было тогда немало. И все же роль русской эмиграции в деле проповеди православия в Китае ограничилась лишь внешним знакомством населения страны с Православной Церковью, которая воспринималась как Церковь русского народа. Если в Пекине миссионерское дело заглохло из-за недостатка средств, то в Харбине его попросту не начинали. В 1932 г. Маньчжурию оккупировали японские войска, было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го со столицей в Синьцзяне (провинция Чаньчунь). Фактически установился колониальный режим. Русские встречали японские войска как освободителей, поскольку в первое время действительно прекратились произвол китайских чиновников и набеги красных отрядов из России. Оккупационный режим был относительно мягким до тех пор, пока японцы не поняли, что русские несклонны воевать со своими соотечественниками. Вскоре в Маньчжурии были закрыты все русские учреждения и фирмы. Советский Союз в 1935 г. вынужден был продать КВЖД за символическую сумму, а все русские железнодорожники были уволены. Оккупационный режим ужесточался, и постепенно японские власти стали вмешиваться и в церковные дела. В июле 1937 г. японские войска захватили Пекин, Тяньцзин и Шанхай. В 1940 г. японцы арестовали главу Российской духовной миссии в Пекине архиеп. Виктора (Святина) и заставили его передать Харбинской епархии все храмы в Северной Маньчжурии, принадлежавшие миссии, так как, по их мнению, он не мог управлять ими с территории другого государства. Вопреки его собственному желанию владыку Виктора даже назначили Председателем Антикоминтерновского союза Северного Китая, что впоследствии использовалось китайскими властями как повод для ареста по обвинению в сотрудничестве с оккупантами. В 1943 г. японская администрация стала требовать от всех граждан Маньчжурии публичного поклонения первоверховной богине японского пантеона Аматерасу, которая считалась родоначальницей Японского императорского дома. Тех, кто отказывался от церемониальных поклонений, преследовали по действующему в Японии законодательству. После трудных испытаний и борьбы архиереям удалось добиться разрешения об отмене для русских поклонения синтоистским божествам, в частности Аматерасу. При этом они «единомысленно определили участие православных христиан в ритуальных поклонениях как недопустимое» С. 27].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В июне 1945 г. в Московскую Патриархию обратились с просьбой о принятии в общение иерархи Зарубежной Церкви из Маньчжурии – митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископ Нестор (Анисимов) , архиепископ Димитрий (Вознесенский) и епископ Ювеналий (Килин). 423 Ранее, 22 июня 1934 г., двое из этих архиереев – митрополит Мелетий (тогда архиепископ) – и архиепископ Нестор (тогда епископ) были запрещены в священнослужении митрополитом Сергием (Страгородским) , 424 а двое других иерархов были рукоположены в РПЦЗ. В октябре 1945 г. в Маньчжурию прибыла делегация Московской Патриархии в составе епископа Ростовского и Таганрогского Елевферия (Воронцова) и священника Г. Разумовского . 26 октября в покоях митрополита Мелетия, к тому времени тяжело больного, был составлен акт о присоединении маньчжурских епископов к Московскому Патриархату. Акт «был подписан спокойно и радостно», все были приняты в своем чине, и о совершении над кем-либо таинства присоединения к Московскому Патриархату через покаяние ничего не говорилось. 425 После разгрома Японии в советское посольство обратился и архиепископ Виктор (Святин). Архиерей заявил о своем признании Советского государства и желании подчиниться Патриарху Алексию. В письме к последнему иерарх свидетельствовал, что в подчиненных ему приходах поминают Московского Патриарха. Прибыть в Харбин на подписание акта о воссоединении архиепископ Виктор не смог, однако в своей телеграмме на имя митрополита Мелетия засвидетельствовал, что «всецело и безоговорочно» присоединяется к Русской Церкви. 426 Имеются сведения, что епископ Елевферий предлагал принять архиепископа Виктора через покаяние, однако документов, подтверждающих, что такой чин совершался, пока не выявлено. Во всяком случае, сам епископ Елевферий подходил к вопросу формально и считал возможным ограничиться свидетельством о покаянии архиепископа Виктора от его духовника. 427 Некоторое время склонялся к переходу в Московский Патриархат и епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) . По свидетельству епископа Димитрия (Вознесенского), епископ Иоанн высказался за каноничность избрания Патриарха Алексия. 428 Святитель отказался от подчинения Патриарху лишь после получения в сентябре 1945 г. телеграммы от митрополита Анастасия. Узнав, что Архиерейский Синод продолжает действовать, епископ Иоанн снова признал над собой его власть. 429

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Охтенская (обн.) 23 .02(08.03).1925–10.1925: Владимир Пищулин 26 .10(08.11).1925–12(25).06.1926: Николай Платонов Павловская (Воронежское вик.) Александр Павловская (Нижегородское вик.) 12(25).04.1920–08.1922: Иувеналий Мошковский 26 .06(09.07).1922–26.09(09.10).1929: Александр Похвалинский Павлоградская 30 .07(12.08).1917–1921: Евлампий Краснокутский 1921–1924: 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко, в. у. Павлоградская (обн.) 24 .07(06.08).1922–1923: Николай Гиляровский 1922–1924: Серафим Силичев 09 .1924–1924: Александр Мигулин 1925–1926: Андрей Одинцов 1926–1929: 09 .1929–1930: Сергий Волков Павлодарская (обн.) 1923–1923: Иоанн Славгородский 1923–1925: Михаил Фивейский 1924–1925: Пётр Добринский 1925–1927: 1927–1929: Александр Четыркин 1930–1930: Виктор Путята 1931–1931: Иоанн Симонов Парижская (заруб.) Евлогий Георгиевский Владимир Тихоницкий Парижская см. Западно-Европейский экзархат Московской Патриархии Пекинская 04 .1918–15(28).06.1931: Иннокентий Фигуровский 07(?).1931–02.1933: Симон Виноградов 1937–18(31).05.1956: Виктор Святин Пензенская 10(23).01.1915–13(26).11.1917: Владимир Путята 1917–1918: Вениамин Муратовский, в. у. 09(22).04.1918–07(?).1921: Иоанн Поммер 1918(?)–1919(?): Григорий Соколов, в. у. 03(16).10.1918–1919: Феодор Лебедев, в. у. 1921–1922: Борис Лентовский, в. у. 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 29 .11(12.12).1923–1927: Филипп Перов, в. у. 1927–27.10 (09.11). 1927: Филипп Перов 24 .08(06.09).1928–08(21).1933: Кирилл Соколов 08(21).11.1933–14(27).03.1934: Алексий Кузнецов 26 .04(09.05).1934–08(21).05.1935: Ириней Шульмин 08(21).05.1935–05(18).06.1936: Авраамий Чурилин 23 .09(06.10).1935–03(16).1 937: Феодор Смирнов 09(22).02.1937–12.1937: Ираклий Попон 1937–1944: 19 .03(01.04).1944–1944: Кирилл Поспелов 07 .1944–14(27).01.1947: Михаил Постников Пензенская (обн.) 23 .06(06.07).1922–21.09(04.10). 1922: Леонид Скобеев Владимир Путята 1920–: Борис Лентовский 12 .1924–27.09(10.10).1925: Аристарх Николаевский 1925–12.1925: Модест Никитин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В июне 1945 г. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский), его викарные епископы Хайларский Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский Ювеналий (Килин) вместе с пребывавшим в Харбине Камчатским архиеп. Нестором (Анисимовым) обратились к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять их под свое окормление. В авг. того же года глава духовной миссии в Китае Пекинский архиеп. Виктор (Святин) Софийский собор в Харбине. 1923-1932 гг. 2013 г. Софийский собор в Харбине. 1923-1932 гг. 2013 г. также отправил патриарху Алексию I прошение о принятии его в юрисдикцию Московского Патриархата. 26 окт. в Харбине, занятом после поражения в войне Японии советскими войсками, был подписан акт о воссоединении Харбинской епархии с РПЦ. 27 дек. 1945 г. был издан указ Свящ. Синода РПЦ о присоединении Харбинской и Пекинской епархий с их вик-ствами к Московскому Патриархату, а также об образовании Восточноазиатского митрополичьего округа, объединяющего Харбинскую епархию и православные приходы на территории Кореи. Временно управляющим митрополичьим округом в связи с тяжелой болезнью митр. Мелетия († 6 апр. 1946) был назначен архиеп. Нестор. Из-за политических разногласий среди рус. эмиграции в Православной Церкви в Китае произошло разделение. 10 мая 1946 г. Архиерейский Синод РПЦЗ возвел оставшегося в юрисдикции Зарубежной Церкви викарного Шанхайского еп. св. Иоанна (Максимовича) в сан архиепископа. Тем же указом была организована Шанхайская епархия РПЦЗ, существовавшая параллельно с Шанхайским вик-ством РПЦ. 11 июня 1946 г. указом патриарха Алексия I Восточноазиатский митрополичий округ был преобразован в Восточноазиатский Экзархат РПЦ с центром в Харбине. Тем же указом архиеп. Нестор был назначен патриаршим экзархом Вост. Азии с возведением в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, а еп. Ювеналий перемещен в Шанхай (занимал викарную кафедру до янв. 1947). Цицикарским викарием стал еп. Никандр (Викторов). Пекинская духовная миссия оставалась в прямом подчинении Московской Патриархии. 22 окт. того же года определением Свящ. Синода РПЦ Пекинская епархия и Шанхайское вик-ство были включены в состав Восточноазиатского Экзархата, а Пекинский архиеп. Виктор, утвержденный в должности начальника духовной миссии в Китае, был поставлен в подчинение Восточноазитскому экзарху митр. Нестору.

http://pravenc.ru/text/1841143.html

24 февраля 1933 г. архиепископ Симон скончался. Начальником 20-й Миссии Зарубежный Архиерейский Синод назначил епископа Виктора (Святина). Как и его предшественник, архиепископ Симон, он столкнулся с неприятием со стороны китайского духовенства. Старейший китайский священник Миссии протоиерей Сергий Чан выступал против епископа Виктора и обратился к митрополиту Сергию (Старгородскому) с просьбой принять его и верную ему паству под свой омофор. В своих стремлениях захватить Миссию протоиерей Сергий Чан опирался на националистически настроенное китайское духовенство. В начале 1932 г. японские власти, установив контроль над всей территорией Маньчжурии, создали государство Маньчжоу-го. Было узаконено военное, политическое и экономическое присутствие Японии в Маньчжоу-го. Фактически установился колониальный режим. Поначалу в осуществлении своей колониальной политики в Маньчжурии японские власти делали ставку на эмигрантское население страны. «Обещая эмигрантам обеспечение их прав, оккупационные власти рассчитывали в их лице иметь союзника для реализации своих планов. Особый интерес для японских властей представляла российская колония. Учитывая антисоветские настроения эмиграции, оккупанты рассчитывали использовать ее для борьбы с СССР», 444 – пишут О.И. Сергеев и С.И. Лазарева. «К оккупации японцами Маньчжурии российские эмигранты отнеслись по-разному, – отмечают исследователи. – Часть из них увидела в происходящем начало больших событий, которые так долго ожидались там... Старшее поколение эмигрантов, знавшее японцев по гражданской войне, отнеслось к ним неприязненно... Большинство эмигрантской прессы реагировало на происшедшие события осторожно: не давая им политической оценки, ограничивалось лишь констатацией фактов, руководствуясь при этом принципом полного невмешательства в политическую жизнь чужой страны». 445 Есть и другие свидетельства: «Вся белоэмигрантская печать Маньчжурии была полна верноподданнических статей и славословий в адрес правительств Ниппон и Маньчжоу-го», 446 – пишет H.E. Аблова. Далее она отмечает, что Православная Церковь Маньчжурии также приветствовала приход японской армии. Архиепископ Нестор в «Очерках Дальнего Востока» превозносил новое государство за заботливость по отношению к русским эмигрантам, приравненным в правах к маньчжурским подданным. Более того, служитель Церкви «с упованием, с трепетом надежды» ждал начала войны Японии с СССР. 447 Автор подчеркивает явное заблуждение иерарха по поводу истинных целей японцев и добавляет, что «большая часть белой эмиграции в Китае, столкнувшись с японским режимом на собственном опыте, не разделяла взглядов Семенова, архиепископа Нестора и Керенского, хотя и не занимала просоветских позиций». 448

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно также отметить, что со стороны Священного Синода, возглавлявшегося митр. Сергием, в адрес РПЦЗ не последовало каких-то более строгих наказаний. Более того, как было указано, запрещению подвергся не весь зарубежный епископат, а лишь восемь иерархов РПЦЗ. Никаких лишений священного сана, а тем более анафем по отношению к зарубежным иерархам не было. Канонические прещения, наложенные на зарубежных иерархов Московским Синодом, не были признаны другими Поместными Церквами, которые и в будущем сохраняли евхаристическое общение с русскими епископами-эмигрантами. Особую поддержку РПЦЗ традиционно оказывала Сербская Церковь, на территории которой действовали высшие органы управления Зарубежной Церкви. Хотя воссоединение РПЦЗ с Московским Патриархатом произошло лишь в 2007 г., однако и до этого времени были случаи возвращения в юрисдикцию Московской патриархии епископов РПЦЗ. В частности, в 1945 г. с Московским Патриархатом воссоединилось сразу несколько иерархов РПЦЗ: митрополит Мелетий (Заборовский), архиепископы Нестор (Анисимов) и Димитрий (Вознесенский), епископы Ювеналий (Килин) и Виктор (Святин). Владыки Димитрий, Ювеналий и Виктор были рукоположены в епископский сан в РПЦЗ в 1930-е гг. т.е. их хиротонии были совершены без санкции из Москвы. Тем не менее, к законности их рукоположений Московский Патриархат претензий не высказывал. Все они были приняты в общение в сущем сане. Митр. Мелетий, хотя и был рукоположен в епископа еще до революции, но в сан митрополита был возведен в 1939 г. по решению Архиерейского Синода РПЦЗ . Он был принят в общение с Московским Патриархатом как митрополит. Таким образом, в 1945 г. решения РПЦЗ о епископских хиротониях и о возведении иерархов в сан митрополитов по умолчанию были признаны в Московском Патриархате. Несмотря на то, что разрыв и административного, и молитвенного общения между РПЦЗ и Московским Патриархатом сохранялся более 70 лет, всё же Зарубежная Церковь всегда настаивала, что является частью Русской Церкви. Например, в принятом в 1956 г. Положении о Русской Православной Церкви Заграницей указывалось, что РПЦЗ – это «неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти». В качестве основания для самоуправления в Положении указано Постановление Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7(20) ноября 1920 г. 362) .

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/89...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010