Последний начальник Российской духовной миссии в Китае – архиепископ Виктор HTML-koд для вставки на сайт или в блог: О. В. Кепинг Последний начальник Российской духовной миссии в Китае – архиепископ Виктор Митрополит Виктор (в миру Леонид Викторович Святин) родился 2 августа (ст. стиля) 1893 г. в станице Карагайской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Его отец – Виктор Евграфович Святин, учитель, впоследствии священник Свято-Николаевского собора г. Верхнеуральска. Этот доклад написан младшей сестрой Архиепископа Виктора, Ольгой Викторовной Кепинг, специально для научной сессии, посвященной Российской Духовной Миссии в Китае, которая была проведена 26–27 февраля 1991 г. Ленинградским Университетом совместно с Ленинградской Духовной Академией. Из-за преклонного возраста О. В. Кепинг сама не могла присутствовать на сессии, и доклад был зачитан мной. В марте 1991 г. текст доклада был сдан в предполагавшийся для публикации сборник докладов сессии. В конце 1991 г., будучи в командировке в Нидерландах, в библиотеке Лейденского Университета я обнаружила книгу «Поэма без предмета» Валерия Перелешина, живущего в Бразилии русского поэта, который стал известен в России в 1989 г. после публикации его стихов в журнале «Огонек». «Поэма без предмета» – автобиографическое произведение (опубликована в США в г. Хилкок в 1989 г.). В. Перелешин долгое время жил в Пекине в Российской духовной миссии и хорошо знал архиепископа Виктора. В поэме много хороших слов сказано об архиепископе Викторе, к которому автор относится с нескрываемой симпатией. И я взяла на себя смелость дополнить текст доклада своей матери тремя выдержками из поэмы Валерия Перелешина. В полном виде доклад опубликован в сборнике «Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской духовной миссиив Китае». (СПб., 1993). Ксения Кепинг Митрополит Виктор (в миру Леонид Викторович Святин) родился 2 августа (ст. стиля) 1893 г. в станице Карагайской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Его отец – Виктор Евграфович Святин, учитель, впоследствии священник Свято-Николаевского собора г. Верхнеуральска. Мать – Мария Петровна, была дочерью атамана Карагайской станицы, войскового старшины Петра Степановича Жукова. Мать Леонида Викторовича умерла рано, оставив пятерых детей. Детей воспитывала бабушка, Мария Федоровна Святина (мать отца).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В Краснодаре молитвенно почтили память последнего начальника Русской духовной миссии в Китае митрополита Виктора (Святина) 19 августа 2021 г. 14:26 18 августа 2021 года на Славянском кладбище г. Краснодара молитвенно почтили память последнего начальника Русской духовной миссии в Китае митрополита Виктора (Святина). В этом году исполнилось 55 лет со дня кончины иерарха. Панихиду у могилы владыки Виктора совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий . На богослужение собрались почитатели его памяти, духовно близкие люди. Заупокойные песнопения исполнил хор студентов Екатеринодарской духовной семинарии. Митрополит Виктор — архипастырь со сложной и интересной судьбой, тесно связанной с Православной Церковью в Китае. В эту страну он эмигрировал после роспуска Белой армии. В 1921 году поступил послушником в Успенский монастырь в Пекине, где был пострижен в монашество и принял священный сан. Более десяти лет вел большую просветительскую и миссионерскую работу, в 1933 году был назначен начальником Русской духовной миссии в Китае. Русскую духовную миссию владыка Виктор возглавлял 23 года — до ее вынужденного закрытия в 1956 году. После этого он был назначен на Кубанскую кафедру, где прослужил десять лет до своей кончины. Вместе с владыкой Виктором в 1956 году Краснодар из Китая переехали верующие, его духовные чада. Их потомки до сих пор посещают могилу митрополита Виктора, вспоминают духовное наследие архипастыря, отошедшего в Небесные селения накануне праздника Преображения Господня. В Китае тоже не забывают последнего начальника Русской духовной миссии. В 2020 году в августе Краснодар посетила делегация православных верующих из Китая, чтобы побывать на могиле митрополита Виктора, посетить Екатерининский кафедральный собор, где он служил и закрытие которого не допустил в сложные 60-е годы XX века. «Как отмечают прихожане, которые хорошо знали его здесь, в Краснодаре, и в Китае, митрополит Виктор был подлинным православным христианином, — говорит митрополит Екатеринодарский Григорий. — Вспоминая его, мы должны подражать его вере, быть такими же добрыми и милосердными, каким был митрополит Виктор. Господь судил ему служить здесь в сложное время, когда коммунисты планировали полностью уничтожить Православную Церковь, закрыть все православные храмы, большинство из них разрушить. И митрополит Виктор прилагал все усилия, чтобы храмы, проповедь в них была сохранена. Мы должны помнить труды митрополита Виктора и молиться, чтобы Господь упокоил его в Своих Небесных селениях». Кубанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5836692.ht...

Сошников Нестор Михайлович. Родился во Владикавказе. Псаломщик церкви Корпусного городка Харбина. Через некоторое время рукоположен во диакона к Свято-Сергиевской церкви на станции Имяньпо КВЖД. По болезни ушел за штат. Вероятно был приписан к Успенской церкви Харбина с 1926 г. Скончался 08.02.1938 г. Похоронен на Успенском кладбище Харбина. Диакон Николай Алмазов Николай. Диакон при управлении главного полевого священника Квантунской армии во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Диакон Николай Животков Николай Кузьмич. Служил псаломщиком-регентом в поселке Драгоценка Трехречья в 1930–1940 гг., затем рукоположен в сан диакона. Диакон Николай Чжан Николай. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Заведующий свечным заводом Православной духовной миссии в Пекине в 1950-х гг. Диакон Нила Милютин Нила. Член Пекинской духовной миссии с 1902 г. Диакон Петр Любимов Петр Павлович. Сын протоиерея Павла Любимова. В 1945 г. арестован в Харбине и переправлен в СССР. Диакон Пинна Ду Пинна. Албазинец. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Диакон Порфирий Петров Порфирий Николаевич. Родился около 1868 г. Служил в Благовещенске. Был направлен в Харбин. Служил в Свято-Николаевском соборе в 1906–1923 гг. Скончался 29.05.1931 г. Похоронен на Успенском кладбище. Диакон Сергий Павлов Сергей. Возможно, был за штатом. Пел в Свято-Николаевском соборе Харбина. Имел красивый голос, бас. Священнослужитель старшего поколения. Диакон Сергий Павлов Сергей Павлович. Служил на ст. Имяньпо (1938 г.) КВЖД, затем в Харбине. Рукоположен в сан диакона из певчих. Диакон Сергий Собянин Сергий Георгиевич. Родился около 1875 г. Прибыл в Китай из Пермской губернии. Служил в Свято-Серафимовской церкви г. Маньчжурия в 1925–1928 гг. Скончался 16–17.11.1931 г. Диакон Стефан Мартынчик Стефан Антонович. Служил на ст. Пограничная КВЖД в 1915–1924 гг. Диакон Фалалей Мао Фалалей. Учился в миссионерской школе при Пекинской духовной миссии в 1948–1950 гг. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Скончался в тюрьме в 1968 г. Схимонах Иоанн

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Иннокентий был непримиримым по отношению ко всякому демократизму. В годовщину торжества большевиков в России он писал: “Нам стараются внушить, что Церковь не должна вмешиваться в политику. Это самая наглая ложь. Церковь не должна принимать участие в политических дрязгах, должна быть выше всякой политической партии: это они ниспровергают престолы Да и о какой лояльности можно говорить: когда за послушание сегодняшней власти завтра каждый может быть расстрелян новой властью? И нам говорят: что Церковь должна оставаться безучастной, равнодушной свидетельницей, как текут реки человеческой крови, как дети убивают родителей, как матери пожирают своих детей Если мы — христиане, то в ответ на насилия большевиков над Церковью мы должны прервать с ними всякое общение. Большевицкая зараза проникает повсюду, незаметно отравляет всех…” 2 . Владыка Иннокентий остался непримиримым противником революции и это обстоятельство во многом задавало тон настроениям всей русской эмиграции в Китае. Начальником 20-й миссии был назначен епископ Виктор (Святин). Он родился в семье диакона Виктора Святина в г. Верхнеуральске Оренбургской губернии 2 августа 1893 г. и был назван Леонидом. Через два года после поступления в духовную школу Леонид Святин — горячий патриот — отправился в действующую армию на Кавказский фронт. Там застала его революция. После неудачных попыток восстановить нарушенную дисциплину в частях и после окончательного развала боевого фронта он прибыл в Челябинск, где был назначен начальником организационного отдела Оренбургской белой армии. После долгой и упорной борьбы с большевиками в тургайских и семиреченских степях он в составе отряда генерала Бакича отошел к границе Китайского Туркестана. Вместе со многими безнадежно больными тифом штабс-капитан Леонид Святин был вывезен в Китай. Оправившись от болезни, он в составе группы под начальством генерала Г. П. Жукова добрался через Ханькоу до Пекина, где в стенах миссии нашел себе приют и духовного наставника — будущего Начальника 19-й миссии, архимандрита Симона (Виноградова).

http://pravmir.ru/prinyatie-yurisdiktsii...

Колокольня с надвратной церковью над юж. воротами Пекинской духовной миссии. Нач. ХХ в., разрушена в 1956 г. Фотография. Нач. ХХ в. С образованием в 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) начался новый этап истории Православия в Китае. Первым вопросом для церковных властей было выяснение правового положения П. д. м. при новом гос. строе и формальное закрепление за ней недвижимого имущества. Большие проблемы создало обложение имущества миссии чрезмерными налогами. Часть собственности, в первую очередь землю, необходимо было передать гос-ву. В Китае действовало 106 правосл. церквей, число правосл. китайцев достигало 10 тыс. ( Ломанов. 2007. С. 347). В кон. 1949 г. архиеп. Виктор (Святин) подвел промежуточный итог своей деятельности на посту главы П. д. м. в рапорте патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) и обратился с просьбой прислать в Китай следующую, 21-ю миссию. Но 24 янв. 1950 г. патриарх Алексий распорядился создать на основе П. д. м. Китайскую Православную Церковь. В июле 1950 г. архиеп. Виктор в сопровождении прот. Феодора Ду выехал по приглашению патриарха в Москву, где в качестве полноправного члена принял участие в сессии Свящ. Синода. Прот. Феодор Ду был пострижен в монашество с именем Симеон и 30 июля рукоположен во епископа Тяньцзиньского. В авг. 1950 г. указом патриарха архиеп. Виктор был назначен патриаршим экзархом Восточноазиатского Экзархата с оставлением в должности начальника 20-й миссии с резиденцией в Пекине. Совет миссии был преобразован в Экзарший Совет, ему было присвоено звание Епископского Совета. В рапорте патриарху Алексию от 16 февр. 1951 г. архиеп. Виктор представил к епископской хиротонии настоятеля Успенского кафедрального собора в Пекине архим. Василия (Шуана) , но последний отказался, сославшись на недомогание и преклонный возраст. Работа по созданию Китайской Православной Церкви встречала много препятствий. Архиеп. Виктор (Святин) выражал сомнения в возможности организации автокефальной Китайской Церкви. Председатель ОВЦС МП митр.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

М.Н. Боголюбов Кепинг О. В. Последний начальник Российской Духовной Миссии в Китае – архиепископ Виктор: жизненный путь 249 Митрополит Виктор (в миру Леонид Викторович Святин) родился 2 августа (ст. стиля) 1893 г. в станице Карагайской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Его отец – Виктор Евграфович Святин, учитель, впоследствии священник Свято-Николаевского собора г. Верхнеуральска. Мать – Мария Петровна – была дочерью атамана Карагайской станицы, войскового старшины Петра Степановича Жукова. Мать Леонида Викторовича умерла рано, оставив пятерых детей (три сына и две дочери), и детей воспитывала бабушка Мария Федоровна Святина (мать отца). В 1915 г. Леонид Викторович с отличием окончил Оренбургскую Духовную Семинарию и поступил в Казанскую Духовную Академию, но в 1916 г. со второго курса был мобилизован и направлен в Тифлис в Михайловское военное училище. Однако началась революция и он вернулся домой в Верхнеуральск, где был снова мобилизован и направлен в штаб генерала Белова в г. Белорецке, где он и прослужил до отступления 250 . Со штабом же генерала Белова он отступал до границы с Китаем. Положение русской армии на границе было ужасным – голодные, раздетые, разутые люди, среди которых началась эпидемия сыпного тифа. Заболел тифом и Леонид Викторович. Как известно, армия на границе была распущена и желающие вернулись домой. Хотел вернуться домой и Леонид Викторович, но случай резко изменил его жизнь. Здесь на границе его, больного тифом, нашел генерал Жуков, Гервасий Петрович, его дядя, родной брат его матери, который с семьей ехал дальше в Китай. Он предложил Леониду Викторовичу поехать вместе с его семьей в Китай. И Леонид Викторович с семьей Жуковых едет в Ханькоу. Десятки тысяч русских, выброшенных революцией в Китай (по некоторым данным, их было двести тысяч человек 251 ), начинали жизнь в незнакомых условиях Китая – чужая речь, непонятная культура. В это время именно Русская Православная Церковь , имеющая к тому времени двухсотлетние корни в Китае, оказалась тем центром, который объединял всех, оказывая по мере сил и возможностей различную помощь в обустройстве жизни в чужой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и кит. правосл. духовенством. Прот. Сергий Чан не признал назначение Синода РПЦЗ главой миссии архиеп. Симона и обратился за поддержкой к гоминьдановскому правительству. Правительство Китайской Республики утвердило начальником П. д. м. кит. священника. Сергий Чан доказывал, что основная задача миссии - проповедь Православия среди китайцев, а не забота о рус. эмигрантах, чем, по его мнению, только и занимались рус. миссионеры. В стране в это время набрало силу движение за создание «китайской церкви», часть правосл. китайцев поддержала это движение. После смерти архиеп. Симона (Виноградова; † 24 февр. 1933) главой 20-й миссии (1933-1956) стал Виктор (Святин), официально назначенный ее начальником в авг. того же года, и рукоположенный во епископа Шанхайского 6 нояб. 1932 г. Еп. Виктор, представитель рус. беженцев, не был достаточно подготовлен к миссионерской деятельности среди китайцев. Прот. Сергий Чан не признавал нового главу П. д. м. и при помощи митр. Токийского и Японского Сергия (Тихомирова) установил связь с РПЦ, представляя себя в качестве наследника митр. Иннокентия (Фигуровского). Заместитель Патриаршего местоблюстителя Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) принял Сергия Чана в юрисдикцию Московского Патриархата (МП) и поручил ему заботу о правосл. епархиях в Китае. Тем не менее еп. Виктор (Святин) добился признания своих полномочий со стороны правительства Китайской Республики. Панорама Пекинской духовной миссии. Фотография. 1948 г. Панорама Пекинской духовной миссии. Фотография. 1948 г. 10 июня 1934 г. в Белграде был рукоположен во епископа Шанхайского иером. Иоанн (Максимович). В 1935 г. в Шанхае учреждено Китайское православное братство, которое возглавил известный бизнесмен Андрей Павлович Юй (Юй Цяцин), его заместителями стали адвокат Петр Чжан и свящ. Илья Вэнь. Наместником П. д. м. в Шанхае был архим. Гавриил (Огородников ; впосл. архиепископ). В годы второй мировой войны П. д. м. продолжала работать, преодолевая возникшие трудности.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

В результате перемен, происшедших в русской церковной эмиграции на исходе Второй мировой войны и в послевоенные годы, количество приходов Московской Патриархии за рубежом значительно выросло, хотя оно по-прежнему уступало числу приходов других юрисдикций. В послевоенный период Русская Православная Церковь имела за рубежом несколько экзархатов. Западно-европейский экзархат возглавлял до возвращения на родину в 1949 г. митрополит Серафим (Лукьянов). Преемниками митрополита Серафима последовательно были архиепископы Фотий (Тапиро; 1950–1951), Борис (Вик; 1951–1954), Николай (Еремин; 1954–1963, с 1960 г. митрополит), митрополиты Антоний (Блум; 1965–1974), Никодим (Ротов; 1974–1978), Филарет (Вахромеев; 1978–1986) и Владимир (Сабодан; 1986–1989). В состав Западно-европейского экзархата входили епархии: Корсунская (с кафедрой в Париже), Сурожская (с кафедрой в Лондоне), Брюссельская и Гаагская. В Западно-европейском экзархате совершали в разное время архипастырское служение такие видные церковные деятели, как архиепископ Бельгийский Василий (Кривошеин) , сын крупного государственного деятеля императорской России, афонский монах, аскет и выдающийся богослов, епископ Медонский Алексий (Ван дер Менсбрюгге), фламандец, присоединенный к Православной Церкви, архиепископ Петр (Л’Юилье) французского происхождения, ныне архиерей Американской Православной Церкви, один из крупнейших православных канонистов. Позднее в Европе был образован еще один экзархат Московской Патриархии – Среднеевропейский, в его состав входили епархии: Берлинская, Дюссельдорфская, Венская, Баден-Баденская. Центром экзархата был Берлин. Должность экзарха в разное время занимали епископы Иоанн (Вендланд ; 1960–1962), Владимир (Котляров; 1967–1970), архиепископ Мелхиседек (Лебедев; 1978–1984) и другие архипастыри. Экзархами Патриархии в Северной и Южной Америке среди прочих архиереев после митрополита Макария (Ильинского; 1947–1953) были архиепископы Борис (Вик; 1954–1962), Иоанн (Вендланд ; 1962–1967). После воссоединения с Матерью-Церковью дальневосточных епархий и Российской духовной миссии в Китае, которую возглавлял архиепископ Виктор (Святин), в 1946 г. был образован Восточный экзархат, его первым экзархом стал митрополит Нестор (Анисимов) . После его ареста советскими властями в 1948 г. новым патриаршим экзархом в 1950 г. был назначен архиепископ Виктор (Святин), вернувшийся в 1955 г. на родину и получивший вскоре после этого назначение на Краснодарскую кафедру. С отъездом архиепископа Виктора Российская духовная миссия в Китае прекратила свое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Митрополит Иннокентий (Фигуровский) - 1918-1931 гг. Архиепископ Симон (Виноградов) - 1931-1933 гг. Митрополит Виктор (Святин) - 1937-1956 гг. Епископ Василий (Шуан) - 1957-1962 гг. Харбинская епархия По имеющимся сведениям, благословение на учреждение этой епархии дал святой Патриарх Тихон в 1922 г. Глава епархии носил титул «Харбинский и Маньчжурский». Также при епархии были Хайларское и Цицикарское викариатства. Здесь было наибольшее количество выходцев из России. По статистическим данным от 1 октября 1939, в епархии насчитывалось 62 храма и три монастыря (монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Харбин (мужской), монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Харбин (женский) и монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери в Солнечной Пади (мужской)). Действовали Богословский факультет Харбинского института св. Владимира, т.н. Харбинская Высшая Богословская школа и Харбинская духовная семинария. После отъезда последнего архиерея в 1956 г. по решению священноначалия храмовые здания были переданы государству, а движимое имущество – Китайской Автономной Православной Церкви. Архиереи, занимавшие Харбинскую кафедру: митрополит Мефодий (Герасимов) 1920-1931 гг. митрополит Мелетий (Заборовский) 1931-1946 гг. митрополит Нестор (Анисимов) 1946-1948 гг. архиепископ Никандр (Викторов) 1948-1956 гг. Шанхайская епархия Эта кафедра знаменита тем, что на ней в течение многих лет подвизался великий святитель Русского Зарубежья – святой Иоанн (Максимович), а также тем, что именно на неё взошёл как правящий архиерей первый в истории Православной Церкви епископ-китаец - Симеон (Ду). После кончины в 1962 г. главы Китайской Автономной Православной Церкви епископа Пекинского Василия, на приодах Китая после имени Патриарха Московского возглашали имя епископа Симеона, вплоть до его смерти, последовавшей в 1965 г. Архиереи, занимавшие Шанхайскую кафедру: Епископ Виктор (Святин) 1932-1933 гг. Епископ Иоанн (Максимович) 1934-1949 гг. Епископ Ювеналий (Килин) 1946-1947 гг.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Православие в Гонконге HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие в Гонконге Российская Духовная Миссия в Китае ко времени Великого Поста и Пасхи обыкновенно посылала священника в отдаленные районы Китая, где проживавшие православные эмигранты не имели храмов. В 1933 г. Начальник Миссии епископ Виктор (Святин) командировал в Гонконг из Пекина священника Дмитрия Успенского. Российская Духовная Миссия в Китае ко времени Великого Поста и Пасхи обыкновенно посылала священника в отдаленные районы Китая, где проживавшие православные эмигранты не имели храмов. В 1933 г. Начальник Миссии епископ Виктор (Святин) командировал в Гонконг из Пекина священника Дмитрия Успенского. В Гонконге в то время жило немало православных эмигрантов из России. Они в своем большинстве работали в английских фирмах и имели британское подданство. По приезде в Гонконг отец Дмитрий договорился с настоятелем англиканского храма St. Andrew и первоначально совершал богослужения в этом храме. Во время своей первой поездки по югу Китая отец Дмитрий Успенский также посетил Амой, Гуанчжоу (Кантон), Аомынь (Макао) и Манилу. Вернувшись в Пекин, отец Дмитрий поднял перед Начальником Миссии вопрос о необходимости создания домовых храмов на юге Китая. Колония русских эмигрантов, проживавших в Гонконге, также обратилась к владыке Виктору с просьбой направить для постоянного служения в Гонконг отца Дмитрия Успенского. Указом Начальника Миссии 37 от 10 июля 1934 г. открыты были домовые храмы в Гуанчжоу (в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»), Аомыне (Свято-Троицкий) и Маниле (в честь Иверской иконы Божией Матери). Окормлять их поручено было иерею Дмитрию Успенскому, возглавившему Гонконгское благочиние и Свято-Петропавловский приход Гонконга в составе Пекинской епархии. 17 марта 1935 г. в Гуанчжоу для постоянного служения был назначен настоятелем храма священник Евгений Лутчев. В Манилу 7 февраля 1936 г. назначен был настоятелем Свято-Иверского прихода протоиерей Михаил Ерохин. В апреле 1937 г. отец Дмитрий Успенский освятил в Амое молитвенный дом во имя Святителя и Чудотворца Николая.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010