Управлять епархией в это время становилось все более непросто. Годы расцвета ее миновали. Начинался процесс необратимого упадка, противостоять которому было невозможно. И не удивительно. На рубеже сороковых-пятидесятых годов харбинцы – беженцы (духовенство и миряне) оказались во власти тех сил, от которых спасались в начале двадцатых. Теперь же силы эти действовали сообща с “верными учениками” – китайским руководством. Создавая видимость юридической неразберихи, власти годами затягивали вопрос о правовом статусе Экзархата . В результате, все религиозные объединения в Китае “сформировали союзы и имели представителей в Государственном управлении – кроме Православной церкви” . Во второй половине сороковых годов русские школы на территории Маньчжурии стали работать по советским программам. Восторжествовало “отделение школы от церкви”. Законоучительская деятельность была запрещена. Тогда же удар был нанесен по Богословскому факультету и Духовной семинарии. Видя это, епископ Никандр сфокусировал усилия на сохранении церковных традиций, которые пока еще оставались нетронутыми. К сожалению, в столь опасный для Церкви период, в личных взаимоотношениях Экзарха с Заместителем совершенно некстати возникли трения. Епископ Никандр всегда считал, что “Экзархат – только номинальное представительство Патриархии, а реальное – это епархии Экзархата” . Так он писал в Патриархию. Так же он думал и в тот период, когда сам исполнял должность Экзарха. Поэтому, не колеблясь, он дал указание за богослужениями в харбинских храмах поминать Экзарха только как “Господина”, не прибавляя излишнее, с его точки зрения, местоимение “нашего”. Владыка Виктор (Святин) известил Патриархию, что епископ Харбинский смотрит на Экзарха “как на лицо чисто титулярное, держась изолированно, как чисто русский архиерей, и не принимая никаких мер к китаизации церковной жизни в своей епархии” . Упрекался епископ Никандр и в том, что он “противится пополнению клира своей епархии священнослужителями из числа китайцев, сохраняя приходы для остающихся русских священников” .

http://drevo-info.ru/articles/3102.html

Статья посвящена проблеме выявления последствий государственной религиозной политики в исследуемом регионе в период с 1958 по 1964 год. Начальная дата связывается с окончанием послесталинской борьбы за лидерство в коммунистической партии и государстве и формированием новой церковной политики, направленной на разрушение религиозных организаций в СССР. Окончание периода связано со сменой высшего руководства СССР и сопутствующими изменениями в религиозной политике. С целью выявления последствий государственной религиозной политики были проанализированы характер, содержание данной политики, а также отношение верующих к антицерковным действиям местных органов власти. Территория Краснодарской и Кубанской епархии в исследуемый период соответствовала административным границам Краснодарского края. Данную епархию возглавлял митрополит Виктор (Святин). Применение статистического метода позволило автору выявить динамику изменения кадрового состава среди православного духовенства, количество закрытых храмов в Краснодарской и Кубанской епархии и количество совершаемых священнослужителями религиозных обрядов. В результате применения системного метода было выявлено, что в реализации религиозной политики принимали участие не только местные советские и партийные органы власти, но и активно привлекалась общественность, что придавало широкомасштабность антицерковным акциям. Стремление органов власти к полному вытеснению Православной церкви из жизни граждан в исследуемом регионе привело к потере более половины кадрового состава священнослужителей и закрытию более 50 % храмов. Для борьбы с религиозными традициями власти использовали как административные меры, выразившиеся в изменении правил оформления документов при крещении детей, так и распространение опыта организации советских нерелигиозных обрядов. Эти меры привели к тому, что с 1958 по 1964 г. количество крещений уменьшилось на 38,2 %, венчаний – на 87 %, отпеваний – на 66 %. Однако жители края продолжали посещать храмы и участвовать в религиозных обрядах. Было выявлено, что в Краснодарском крае обряд крещения составлял наибольший процент в сравнении с другими обрядами, что говорит о большей востребованности данного обряда у прихожан. В результате государственной религиозной политики Православной церкви как институту был нанесен серьезный удар, но ликвидировать религиозность населения не удалось.

http://bogoslov.ru/event/6004863

Говоря о периодизации, хронологических рамках и этапах миссии, уместно сказать о позиции по этому вопросу архиепископа Виктора (Святина). Именно на долю этого великого деятеля пришелся самый непростой период руководства миссией в Китае. Он заступает на должность в 1933 году и сталкивается с нестроениями и смутой, гражданской войной в Китае и последующим закрытием миссии. Безусловно, роль и значение этого архипастыря сложно переоценить. Именно поэтому необходимо отметить определенный трагизм, связанный с его фигурой. Рассуждая об истории миссии, он отмечает положительные тенденции в ее развитии, – и тем печальнее для него и для нас понимать и осознавать, что многому хорошему не суждено было случиться из-за ряда политических событий. Вместе с тем для нас важна его оценка истории миссии, поскольку в том числе благодаря этой оценке мы можем говорить о возобновлении и укреплении Духовной миссии в Китае – потенциальном партнере Российской Федерации на мировой арене. Говоря об истории миссии в Китае, архиепископ Виктор (начальник двадцатой Российской Духовной миссии в Пекине) выделял пять периодов: Начало миссии связано со следующими событиями. Около 1650 года «Ерофейка Хабаров с охочими и служилыми людьми прогнал племя дауров, кочевавших вблизи р. Амура, и занял город Албазин» . Постепенное приближение русских отрядов было угрозой для растущей Цинской империи. В 1650 году империя была занята завоеванием внутреннего Китая и разгромом Южной империи Мин, что не давало возможности собрать значительные силы для похода на казаков. В 1686 году маньчжуры предприняли попытку штурма крепости, но, продержав город в осаде до 1687 года, отступили. Однако по Нерчинскому договору крепость пришлось разрушить. После осады около 45 казаков с семьями решили перебраться в Китай, где получили высокий статус представителей воинского сословия и ленные земли. Эти переселенцы и принесли с собой православие в Китай. Здесь мы можем наблюдать, как жизнь людей может повлиять на появление Церкви в чужой для нее культуре.

http://bogoslov.ru/article/6193674

Годы борьбы подорвали здоровье генерала, и 22 ноября 1934 г. в возрасте 56 лет он покончил с собой. Тело повесившегося генерала обнаружила хозяйка квартиры. Возле тела был найден пакет властям французской концессии и «Предсмертное заклятье» Зайцева: «Отходя в загробный Мир, я заклинаю всех тех, кто, преследуя материальные выгоды, будут оказывать содействие в продлении тирании коммунистов, как повадных преследователей веры в Единого Истинного Бога, что проклятия из загробного Мира будут посылаемы на головы большевистских доброжелателей выделено мною. – А. Г.. «Аминь». Добровольно оставляющий земное бытие И. М. Зайцев» 122 . Шанхайская газета «Слово» в некрологе, опубликованном 24 ноября 1934 г., отметила, что Зайцев покончил с собой «в припадке душевного расстройства» 123 . Зайцев был похоронен на новом Зикавейском кладбище Шанхая. После самоубийства генерала с его бумагами ознакомился епископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин), в прошлом офицер Оренбургской армии, а в 1934 г. – начальник Российской Духовной миссии в Пекине 124 , в архиве которой хранились документы генерала. 17 декабря 1934 г. в шанхайских газетах было опубликовано его письмо: «Ознакомившись детально с посмертными письмами и материалами покойного генерал-майора И.М. Зайцева, я вижу, что покойный был высоко религиозный человек и исключительной стойкости патриот, поставивший целью своей жизни действенную борьбу с поработителями нашей Родины – коммунистами. Ради этой цели покойный рискнул выехать в СССР, где ему не удалось осуществить свои намерения. После тяжких испытаний ему посчастливилось вернуться снова в эмиграцию, где, невзирая на все трудности материального и морального характера, покойный не прекращал этой борьбы и, уходя от нас, завещал продолжать ее нам. Все толки о его причастности к лагерю большевиков являются вымыслом злонамеренных людей и его злейших политических врагов – безбожников коммунистов» 125 . После смерти генерала Росснационалисты издали его книгу «Четыре года в стране смерти». Еще при жизни Зайцев планировал издать четырехтомную автобиографию под общим названием «Из недавно пережитого». Тома предполагались следующие: Т. 1. От Мартовской революции до Октябрьского переворота; Т. 2. От Октябрьского переворота до падения Сибирского фронта; Т. 3. От эвакуации за границу до возвращения в Советский Союз; Т. 4. Четыре года в коммунистическом аду. Выход книг анонсировался читателям, но жизнь Зайцева оборвалась до того, как эта идея получила свое воплощение. Из всего проекта полностью был издан лишь четвертый том (в Китае), а также опубликовано несколько глав (главы 12–15) второго тома (в СССР).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Минск. 1999. С. 79–101). Впоследствии заместитель наркома иностранных дел СССР (1927). Полпред СССР в Турции (1934). Репрессирован. 412        В самый день начала совместного советско-китайского управления КВЖД 3.10.1924 китайской полицией были арестованы прежний управляющий дорогой Б.В. Остроумов и начальник Земельного отдела Н.Л. Гондатти. Это вызвало не только вомущение русских жителей Харбина. На состоявшемся вечером того же дня совещании консулов США, Франции, Англии и Японии решено было добиваться освобождения арестованных, подозреваемых, как выяснилось, в присвоении средств КВЖД и взяточничестве. Не найдя никаких доказательств, впоследствии их вынуждены были отпустить. «После освобождения из тюрьмы Остроумов участвовал в строительстве железной дороги от Харбина на Хуланчен, а затем – в 1928 г. –уехал в Южную Азию. Н.Л. Гондатти остался жить в Харбине, играя одно время активную роль в политической жизни белой эмиграции» (Аблова Н.Е. История КВЖД и российской эмиграции в Китае. С. 91). 413        Епископ Симон (Виноградов, 1876–24.2.1933) – родился во Владимире в семье священника. Окончил Владимирскую Духовную Семинарию и Казанскую Духовную Академию (1902) со степенью кандидата богословия. Принял мошашеский постриг от рук владыки Антония (Храповицкого) (7.5.1899). Рукоположен в иеродиакона (1899) и иеромонаха (1901). Назначен в Российскую Духовную Миссию в Китае. Возведён в сан архимандрита (1907). Епископ Шанхайский, викарий Пекинской епархии (17.9.1922). Начальник 19-й Миссии (1931). Архиепископ. 416        По всей вероятности, именно о нём пишет советский дипломат (второй секретарь Посольства СССР в Китае) С.Л. Тихвинский. В октябре 1945 г. он пользовался в Бэйпине (Пекине) услугами «адвоката Рябрина», председателя бэйпинского Общества советских граждан, в том числе и при знакомстве с Начальником Российской Духовной Миссии в Китае архиепископом Виктором (Святиным) С.Л. Начальник 20-й Миссии владыка Виктор. Воспоминания Генерального консула СССР в Пекине//История; Российской Духовной Миссии в Китае.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор, Весну, весенний разговор, И воздух с привкусом просфор И вешнего угара... После службы ко мне подошел один из алтарников, студент, приехавший на Пасху из Цзинани, и подвел парнишку лет двадцати. — Это Ваня, он настоящий бас! Вот так находка! Теперь понятно, почему так солидно звучали мужские голоса во время крестного хода. Ваня учится в Пекине; раньше в Москве пел на клиросе. Выходим на улицу и тут же пробуем одно из субботних песнопений на два голоса, альт и бас. Ну и красота получилась! То ли еще будет, когда мы запоем вместе. ВЕЛИКАЯ СУББОТА Лето наступило резко и неожиданно; говорят, что в Пекине всегда так... В одночасье подскочила до 30 градусов температура, листья на деревьях начали распускаться буквально на глазах, не дожидаясь субботнего прокимна. " Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех " . Сняты с аналоев постовые покрывала, и черная фелонь пригодится теперь не скоро — вместо нее сияет новизной белая. Бурную, уже почти пасхальную радость едва осаждают слова " Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет " . У отца Дионисия сегодня годовщина хиротонии; он особенно счастлив, благодарит хор за прекрасное пение: " Такой службы здесь еще не было! " . " Как в Москве " , — нахваливают прихожане. Вот бы и на Пасху так спеть! И еще одно радостное известие получили мы в субботу: на пасхальную службу приедет последний оставшийся в живых китайский священник отец Александр Дэ. Отец Александр считает себя русским, хотя внешне на русского совсем не похож. Он является потомком албазинцев Дубининых в восемнадцатом поколении — отсюда и фамилия Дэ. Батюшка родился и вырос в Бэйгуане, в 50-х годах принял священный сан от последнего начальника Миссии архиепископа Виктора (Святина). Вскоре территория Миссии была передана посольству СССР, и вновь началось разрушение храмов, с таким трудом построенных после восстания ихэ-туаней. Затем последовали тяжелейшие годы культурной революции: священников преследовали, отправляли в исправительные лагеря, высмеивали, обряжая в шутовские колпаки и вымазывая сажей лицо. Через все это прошел и отец Александр.

http://foma.ru/pasxa-v-kitae.html

Тресвятский Димитрий Иоаннович. Военный священник 25-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Участник обороны Порт-Артура, во время которой самоотверженно исполнял свои пастырские обязанности. После сдачи крепости японцам изъявил желание поехать в Японию для духовного окормления пленных русских солдат. Японское командование переправило его в Японию, но к русским солдатам не допустило. Протоиерей Димитрий Успенский Димитрий Иванович. Родился в 1886 г. во Владимирской губернии. Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1907 г., а затем – институт восточных языков во Владивостоке. Рукоположен в сан иерея в 1913 г. Служил в Хабаровске и Владивостоке. Эмигрировал в Китай. В 1920–1927 гг. жил в Тяньцзине. Написал учебник китайского языка и составил русско-китайский словарь. Священник Православной духовной миссии в Китае с 1927 г. В 1934 г. начальником миссии епископом Виктором (Святиным) назначен в Гонконг, где нес пастырское служение до своей кончины. Открыл также православные приходы в Кантоне, Макао, Филиппинах, Амое. Состоял в юрисдикции Московской Патриархии. Скончался 17.01.1970 г. Похоронен на иностранном кладбище в Гонконге. Перезахоронен в конце 1970-х гг. к старой кладбищенской церкви. Протоиерей Евгений Панормов Евгений Николаевич. Родился около 1871 г. Во время Гражданской войны работал в Омском Правительстве, затем священник в Белой Армии, благочинный Отдельной казачьей бригады, Сводной казачьей дивизии и 2-го стрелкового корпуса Дальневосточной армии. После эвакуации в Маньчжурию служил в Харбинской Алексеевской церкви в Модягоу (1923–1930 гг.) Имел дар проповеди . Скончался 13.11.1930 г. в Харбине. Похоронен на Успенском кладбище. На могиле был его скульптурный памятник во весь рост в священническом облачении. Протоиерей Евгений Шереметев Евгений. Священник 35-го пехотного Брянского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Самоотверженно исполнял свои пастырские обязанности во время боевых действий. Протоиерей Евстафий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.Н. Боголюбов Приложения Авторы статей Архимандрит Августин (Никитин) (р. 1946). В 1969 г. окончил физический факультет ЛГУ, в 1974 г. – Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В настоящее время – доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии, преподает историю западных исповеданий и историю Древних Восточных Церквей. Автор статей по истории церковных связей России со странами Западной Европы, Ближнего и Дальнего Востока. Боголюбов Михаил Николаевич (р. 1918). Окончил филологический факультет ЛГУ по кафедре иранской филологии (1941). Доктор филологических наук. Профессор. Действительный член Российской Академии наук. Декан восточного факультета СПбГУ (с 1960 г.), и. о. заведующего кафедрой истории Древнего Востока. Читает курсы по современным и древним иранским языкам. Волохова Алена Алексеевна (р. 1934). Окончила Институт восточных языков при МГУ. Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник. Работает в Дипломатической Академии МИД Российской Федерации. Специалист в области новой и новейшей истории Китая, внешней политики Китая и КНР. Григорьева Нина Валерьевна (р. 1964). Окончила восточный факультет ЛГУ (1987). Старший лаборант кафедры китайской филологии восточного факультета СПбГУ. Сфера научных интересов: этнография Юго-Восточной Азии. Доронин Борис Григорьевич (р. 1928). Окончил восточный факультет ЛГУ (1952). Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории стран Дальнего Востока СПбГУ. Читает курсы по истории Китая, историографии, источниковедению, этнографии Китая, государственному строю КНР. Автор работ по историографии, источниковедению и истории Китая периода Цин. Ипатова Аида Семеновна (р. 1933). Окончила Институт восточных языков при МГУ. Кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник. Зам. руководителя центра «Россия-Китай» Института Дальнего Востока РАН. Специалист в области новой и новейшей истории Китая и истории российско-китайских отношений Кепинг (Святина) Ольга Викторовна (1900–1992). Сестра последнего начальника Пекинской Духовной Миссии – архиепископа Виктора. Доклад, написанный О. В. Кепинг, был прочитан на научной сессии и подготовлен к печати ее дочерью, доктором филологических наук, ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН К. Б. Кепинг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- Кто был миссионером-первопроходцем в Китае? Есть ли исторические примеры успешных начинаний? - Иннокентий (Фигуровский) был ярким примером миссионера, причем совершенно нетипичного, но его деятельность была заторможена революцией 1917 года и всякого рода материальными сложностями, которые после нее возникли. Хотя он очень многое сделал. Владыка Иннокентий Фигуровский - один из замечательнейших примеров, но незаслуженно забытый из-за исторических обстоятельств. Для того, чтобы воскресить память о нем, мы недавно выпустили книгу в связи с восьмидесятилетием его блаженной кончины. Это одно из наших редких изданий на русском языке. Вспомним также святителя Гурия Таврического, архимандрита Петра (Каменского), владыку Виктора Святина - хотя он был менее независим, потому что уже существовала Китайская Народная Республика, и появились ограничения для иностранцев. Русский язык - Что еще реально действует и помогает вам в общении с китайским народом? - Язык. Это может быть в форме слова, может быть в форме такого синтетического искусства, как кино. Современный китаец - достаточно озападненный человек, он с большим желанием смотрит кино, чем читает книгу. Поэтому состояние синтетических видов искусства, культура с внутренним христианским содержанием - это тоже очень важно. Любая форма искусства. Я думаю, Китай должен был бы разобраться в том, что такое христианская философия, для того чтобы адекватно общаться с христианами Западной Европы или России той же самой. В этом смысле академический китаец зачастую имеет более адекватное видение ситуации. - Но, с другой стороны, нам нужны этнические китайцы, которые владеют русским? - Да, конечно. Потому что перевод на китайский язык - это работа двух сторон, двух носителей языка. Русские на китайский язык никогда не переведут. Могут перевести точно по содержанию, но неверно по форме. Китайцы, читая русский текст, всегда разберутся в тонкостях, оттенках, в исходном смысле. Могут перевести красиво по форме, но далеко от содержания. Как это в переводах поэзии. Делается подстрочник, потом придается форма.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виктор (Святин), митр. Краснодарский. Фотография. Нач. 60-х гг. XX в. (Святин Леонид Викторович; 2.08.1893, ст-ца Карагайская Верхнеуральского у. Оренбургской губ.- 18.08.1966, Краснодар), митр. Краснодарский и Кубанский. Род. в семье учителя, впосл. принявшего священный сан. После обучения в церковноприходской школе Л. Святин поступил в Челябинское ДУ, затем в Оренбургскую ДС, по окончании к-рой в 1915 г. продолжил учебу в КазДА. В июне 1916 г. направлен в тифлисское Михайловское пехотное военное уч-ще, затем проходил военную службу на Кавказском фронте. После Октябрьской революции 1917 г. вернулся в Верхнеуральск, был мобилизован в ряды Белого движения и назначен начальником организационного отдела гл. штаба Оренбургской армии под командованием ген. Г. А. Белова. В 1919 г. в составе отряда ген. А. С. Бакича штабс-капитан Святин отступил к границе Китая и после роспуска армии эмигрировал в г. Ханькоу (Китай). В февр. 1921 г. Святин прибыл в Пекин, где поступил послушником в пекинский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь при Русской духовной миссии в Китае . 30 июня 1921 г. начальником миссии архиеп. Пекинским Иннокентием (Фигуровским) Святин был пострижен в монашество, 3 июля рукоположен во диакона, 7 июля - во иерея. В авг. того же года по благословению архиеп. Иннокентия В. поступил на китайско-корейск. фак-т Восточного ин-та во Владивостоке, в июне 1922 г. в связи с поражением Белой Армии в Приморье оставил учебу и вернулся в Китай. 10 авг. 1922 г. В. был назначен настоятелем Покровской ц. на братской могиле рус. воинов в г. Тяньцзинь. Стараниями В. при приходе развернулась активная деятельность рус. правосл. братства, созданы школа, б-ка и госпиталь для эмигрантов, благоустроено рус. кладбище. В. давал приют эмигрантам, помогая им одеждой, питанием, трудоустройством. В 1929 г. при помощи купца-эмигранта И. В. Кулаева здание небольшой Покровской церкви-часовни было перестроено в обширный каменный храм. Во время освящения новопостроенного храма 3 нояб. 1929 г. В. был возведен в сан архимандрита. В 1930 г. по инициативе В. при Покровском храме открылся Дом милосердия им. прп. Серафима Саровского для престарелых и больных, организовано правосл. кит. миссионерское братство.

http://pravenc.ru/text/158550.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010