Территория же Российской Духовной Миссии в Китае располагалась внутри городской стены, в ее северо– восточном углу. Поэтому внести гробы на территорию Миссии не представлялось возможным. Все гробы с телами мучеников были помещены в подземном склепе церкви в честь Серафима Саровского, которая располагалась в центре миссийского кладбища, находившегося за городской стеной (ворота Андинмэнь) к северо-западу от территории РДМК. В ноябре 1920 г. два гроба – с честными мощами Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары были вывезены из Китая в Иерусалим. Есть свидетельства, что останки князя Владимира Палея были по распоряжению его матери преданы земле на кладбище Миссии. Но остальные гробы продолжали пребывать в склепе церкви в честь Серафима Саровского на миссийском кладбище. После оккупации Японией Китая и переменой политической обстановки в 1938 г. начальнику последней, двадцатой, Российской Духовной Миссии в Китае архиепископу Виктору (Святину) удалось получить разрешение пекинских властей и перенести оставшиеся в Пекине гробы Алапаевских мучеников в склеп храма в честь Всех Святых Мучеников в центре территории РДМК. Но на этом скорбные путешествия останков Алапаевских мучеников не закончились. В 1947 г. в связи со все более овеществлявшейся угрозой прихода к власти коммунистического режима, святыни были вывезены с территории Миссии обратно на миссийское кладбище. Руководить этой тайной операцией владыка Виктор (Святин), до пострига – офицер Русской армии Леонид Святин, поручил своему верному соратнику – дьякону Михаилу Решетникову. Борис Александров вспоминает, что бабушка рассказывала ему о подводах с «шанцевым инструментом», которые готовились в Миссии для перевозки гробов Алапаевских мучеников на миссийское кладбище. А его дед – Борис Михайлович фон Кепинг, артиллерист Русской армии, хранил молчание об этой операции и не посвящал в ее детали даже самых близких членов семьи. Просто молился об Алапаевских мучениках всю свою жизнь. Офицеры, как известно, не становятся «бывшими».

http://pravoslavie.ru/1838.html

В 1931 г. скончался митр. Иннокентий (Фигуровский), сыгравший выдающуюся роль как в христианском просвещении Китая, так и в сохранении русского населения, организации жизни диаспоры. Владыка был чудесным образом извещен о дне своей кончины и успел подготовить преемство в епархии. Вслед за ним в течение полутора лет Пекинскую епархию возглавлял архиеп. Симон (Виноградов), смиренный старец, аскет, строгий к себе, добросердечный к ближним, известный своей прозорливостью. 24 февраля 1933 г. он тихо скончался и впоследствии был прославлен нетлением мощей. Во время правления архиеп. Симона была предпринята попытка раскола со стороны китайского духовенства, возглавляемого старейшим священником-китайцем прот. Сергием Чан. По его просьбе Нанкинское правительство утвердило его на посту начальника миссии, но реально управлял 19-й миссией архиеп. Симон. Последним начальником миссии (20-й) стал еп. Виктор (Святин; в миру — Леонид Викторович, сын диакона из Оренбургской губернии). Проучившись два года в Казанской духовной академии, он отправился в действующую армию на Кавказский фронт. После революции и окончательного развала фронта он нашел приют в Пекине у духовного наставника — будущего начальника 19-й миссии архим. Симона и через некоторое время принял монашеский постриг с именем Виктор. Здесь вскоре он был рукоположен во пресвитера и в 1921 г. командирован во Владивосток, в Восточный институт — для изучения китайского языка. В 1922 г. с волной беженцев иером. Виктор вернулся в Пекин. В 1929 г. о. Виктор был возведен в сан архимандрита, а в 1932 г. рукоположен во еп. Шанхайского. Возглавив в 1934 г. Российскую духовную миссию в Китае, владыка Виктор также столкнулся с недоброжелательностью со стороны китайского духовенства. Ему удалось убедить китайское правительство в своей правоте, и раскол затих. При нем снова оживилась миссионерская деятельность: открылись православные станы, приходы, женский монастырь, церкви и молитвенные дома в различных городах и провинциях Китая 111 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

28 июня 1931 года преставился митрополит Иннокентий. С его кончиной завершилась целая эпоха жизни Миссии в Китае. На место владыки Иннокентия был назначен архиепископ Симон. Часть вторая Прибыв в Пекин, архиепископ Симон усердно взялся за миссионерское служение и решил восстановить разрушенную ихэтуанями Миссию. Он проявлял заботу о русских эмигрантах, был добросердечен к другим и строг к себе, а также имел дар слова и прозорливости. Тем временем сын священномученика Митрофана Цзи, протоиерей Сергий Чан, обратился к Китайскому правительству с прошением о назначении его, как старейшего китайского священнослужителя, начальником Миссии. Будучи коренным китайцем, он был убежден в том, что основная задача Миссии — проповедовать Православие среди китайского народа, а Миссия все усилия направляла на заботу о русской эмиграции. Правительство Китая удовлетворило просьбу священника, и он стал хозяином всего имущества Миссии, однако фактически ею управлял архиепископ Симон, проявив твердость в некоторых вопросах, решения которых требовали сторонники протоиерея Сергия Чана. Гражданская война 1927 года Кафедральный собор Богоявления в Шанхае оказался в самой гуще военных действий. Духовенство собора со всем русскоязычным населением Шанхая было эвакуировано на территорию французской концессии, а собор был разграблен солдатами. На территории концессии было начато строительство нового храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». 28 января 1932 года в ходе военных действий в колокольню Богоявленского собора попал японский снаряд, что стало причиной пожара, в результате которого храм был уничтожен. В феврале 1933 года, освящая места для строительства будущего кафедрального собора в Шанхае, архиепископ Симон сильно простудился, что стало причиной его кончины. Его тело погребли в Пекине, в склепе храма Всех Святых Мучеников, рядом с митрополитом Иннокентием. Начальником 20й Миссии был назначен епископ Виктор (в миру — Леонид Святин). До монашеского пострига он был начальником в Оренбургской Белой армии. Впоследствии заболел тифом и был вывезен в Китай. Его, как и многих других, приютили в стенах Русской духовной миссии, здесь же будущий епископ обрел своего духовного наставника — архимандрита Симона. При пострижении в монашество Леонид попросил дать ему имя отца — Виктор, который также был священнослужителем. В 1922 году иеромонах Виктор оказался в Тяньцзине, где стал настоятелем храма. Он помогал очень многим: одевал, кормил, устраивал на ночлег или службу. Его квартира стала домом милосердия. Эмигранты называли ее «Отель Виктор». В 1929 году состоялось освящение Покровского храма в Тяньцзине, и иеромонах Виктор стал архимандритом. А в ноябре 1932 года он стал уже Шанхайским епископом.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/sijajush...

Политическое положение в Китае было очень неустойчивым: шла гражданская война. Русская эмиграция разделилась на две части – одни собирались вернуться на Родину (в течение 1947 г. было осуществлено несколько репатриаций из различных городов Китая), другие уезжали в Австралию, Америку, Бразилию, Аргентину и другие страны. В русской православной церкви также произошел раскол. Не смог я уцелеть на стыке непримиримых двух начал... Решенья старшего Владыки никто не опротестовал: и баричи и разночинцы, и русские и албазинцы, все подписали протокол, а дальше начался раскол, нагрянула беда лихая. Казалось бы, не интриган, а вдруг назначен Иоанн, архиепископом Шанхая, а Виктор и его права? Их признает одна Москва. Который же из них изменник: Полковник или генерал? Но, тех событий современник, Я сердцем Виктора избрал. В. Перелешин. Поэма без предмета (С.287–288). 9 октября 1946 г. на рассвете в своих покоях в Шанхае был арестован архиепископ Виктор. Журнал Российской Духовной Миссии в Китае «Китайский Благовестник» писал: «Весть об этом событии всколыхнула весь многонациональный Шанхай, не говоря уже о русской колонии, остро переживавшей заточение своего духовного главы... В газетах стали публиковаться письма с выражением симпатии православным христианам и самому Архипастырю». Через пять дней только после вмешательства представителей советского консульства Владыка Виктор был освобожден. Однако несмотря на краткий срок заключения, в результате потрясения он перенес микроинсульт – на некоторое время у него была нарушена речь. Подвластный ПАКу , полупленным архиепископ жил, и он в те дни преступником военным в газетах был провозглашен. Нашлось на нем немало пятен, и с перепугу Виктор (Святин) вернулся в подданство Москвы (а как бы поступили вы?). В Шанхае был он арестован, среди немытых душ и тел три дня несчастный просидел и вышел, сломан и оплеван, а из тюрьмы его извел советский – сталинский – посол. В. Перелешин. Поэма без предмета, (С.287). Прощальная фотография архиепископа Виктора с духовенством и работниками молочной фермы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

во еп. Бендерского, вик. Кишиневской епархии; с 18.07.1995 еп. Абаканский и Кызылский. Виктор (Богоявленский) в 1919 г. хирот. во еп. Барнаульского; с 1923 г. архиеп. Омский; † 2.11.1928. Виктор (Олейник) 4.12.1988 хирот. во еп. Калиниского и Кашинского (с 19.07.1990 Тверской и Кашинский); с 25.02.1996 в сане архиепископа. Виктор (Островидов) 26.12.1919 хирот. во еп. Уржумского, вик. Вятской епархии; с 1923 г. еп. Глазовский, управ. Вятской епархией; с 1927 г. еп. Шадринский, вик. Свердловской епархии; с 1928 г. в Соловецком лагере; † 2.05.1934 в ссылке. Виктор (Пьянков) 25.03.1990 хирот. во еп. Тапасского, вик. Таллинской епархии; с 20.07.1990 еп. Подольский, вик. Московской епархии. Виктор (Святин) 6.11.1932 хирот. во еп. Шанхайского; с февр. 1933 г. еп. Пекинский и Китайский; с сент. 1938 г. в сане архиепископа; с 1945 г. воссоединился с РПЦ; с 31.05.1956 архиеп. Краснодарский и Кубанский; с 20.06.1961 в сане митрополита; † 18.08.1966. Викторин (Беляев) 3.06.1973 хирот. во еп. Пермского и Соликамского; с 3.09.1974 еп. Венский и Австрийский; с 13.05.1975 еп. Алексинский, вик. Тульской епархии; с 11.07.1977 еп. Тульский и Белевский; с 19.04.1978 еп. Виленский и Литовский; с 9.09.1982 в сане архиепископа; с 10.04.1989 на покое; † 17.03.1990. Виссарион (Зорин) в сент. 1923 хирот. во еп. Симбирского (Ульяновского); перешел в «григорианский раскол». Виссарион (Стретович) 24.08.1992 хирот. во еп. Коростенского, вик. Житомирской епархии; с 1993 г. еп. Овручский и Коростенский. Виталий (Введенский) 15.08.1920 хирот. во еп. Епифанского, вик. Тульской епархии; с мая 1922 г. в обновленческом расколе; 2.03.1944 принес покаяние; с 1944 г. архиеп. Тульский и Белевский; с 1946 г. архиеп. Дмитровский, вик. Московской епархии; † 25.03.1950. Свт. Владимир (Богоявленский) с 23.11.1915 митр. Киевский и Галицкий; убит 7.02.1918. Владимир (Горьковский) 5.09.1927 хирот. во еп. Богучарского, вик. Воронежской епархии; с 6.03.1928 еп. Керченский, вик. Таврической епархии; с 1.03.1929 еп. Акмолинский, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Василий, князь 112 Василий, священник 148 Василий, старец 335 Василий 121 Василько Константинович, князь, св. 39, 88, 129 Василько Романович, князь 129, 134, 137, 138 Васильчиков И., князь 380, 469 Вассиан, архива 67, 68 Вассиан Патрикеев-Косой 72, 110, 111, 112 Варда-Фока, полководец Варсонофий 347 Васильев Феодосий, дьячек 346 Введенский А. , прот. 412,414, 416, 417, 420 Ведель 297 Венедикт Плотников, епископ 411 Венедикт, епископ 476 Вениамин Благонравов , епископ 367 Вениамин Казанский, митроп. 378, 380, 381, 383, 411, 412, 416, 417, 422 Вениамин Пуцек-Григорович, архиеп. 396 Вениамин Румовский, епископ, 314 Вениамин Смирнов, архим. 371 Вениамин Федченков , митроп. 445, 453, 454 Вениамин, епископ 468, 469, 473, 478, 497 Вениаминов Гавриил, свящ. 367 Вениаминов Иоанн, свящ. 368 Вера (вдова калмыцкого хана) 371 Веригин Петр 344 Вернадский, проф. 469 Верюжский В., проф.-прот. 434 Ветринский И., проф. 318 Викентий, архим. 216 Виктор Садковский, епископ 358 Виктор Святин, архиеп. 445 Виктор, архиеп. 452 Виктор,епископ 433,434, 435, 438, 496 Викулов Данила 206, 207 Виноградов В. , проф. 317 Висковатый, дьяк 124,125 Виталий Максименко , архиеп. 494 Виталий Устинов,митроп.,первоиерарх 492, 494 Виталий, архиеп. 473, 476, 489, 490 Виталий, епископ 416 Витберг А. 294 Витенс, князь 135 Витовт, князь 55, 56, 57, 137 Вишневецкий Адам 157 Вишняков В. П. 411 Владимир Андреевич, князь 93 Владимир Богоявленский ,митроп. 284, 285, 352, 378, 380, 381, 394, 395, 397, 398 Владимир Путята, епископ 424 Владимир, архиеп. 482 Владимир, епископ 468 Владимир, свящ. 398 Владимир Василькович, князь 90, 95 Владимир, вел. князь, равноап. 5, 9, 10, 11, 12, 13 14, 15, 16, 20, 21, 22, 24, 25, 29, 30, 33, 34, 92, 97, 103, 113, 116, 120, 134, 138, 139, 217, 248,294,471,489 Владимир Георгиевич, князь, св. 39 Владимир-Иоанн, князь 129 Владимир Мономах 93, 98,114, 119, 127, 129 Владимир Ольгердович, князь 54, 136, 137 Владимир Петров, архим. 366 Владимир Сободан, митроп. 450 Владимир Ярославич, князь 88, 92, 127

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце второй мировой войны благодаря фронтовым успехам Красной армии увеличилось число сторонников перехода в юрисдикцию Московского Патриархата среди рус. эмигрантов. В 1945 г. миссия в Пекине воссоединилась с Патриаршей Церковью. Миссионеры, к-рые получили политическую и материальную поддержку со стороны СССР, надеялись на дальнейшее развитие Православия в Китае. Важнейшая роль, по мнению архиеп. Виктора (Святина), должна была быть отведена мон-рям: «Только через монастырь и возможно удовлетворить все нужды православного населения в Китае. При монастырях обязательно должна существовать всегда высшая миссионерская школа, в которой подготовлялись и воспитывались бы в строго православном церковном духе будущие пастыри и веропроповедники Китая». В июле 1950 г. архиеп. Виктор прибыл в Москву для участия в заседании Синода по вопросам Российской миссии в Китае. В докладе Синоду 20 июля архиеп. Виктор отмечал: «Период с 1918 по 1945 год - это период упадка дела миссии и время развития церковно-общественной чисто русской деятельности в Китае». Начальник миссии просил назначить нового молодого наместника в мон-рь, видя в этом залог развития церковно-воспитательной и миссионерской работы. Осенью 1950 г. архиеп. Виктор рукоположил во священников неск. китайцев - Иоанна Ду, Михаила Ли, Никиту Ли, Аникиту Вана и Иоанна Ло. К 1955 г. в Пекинской епархии насчитывалось уже 17 священников-китайцев. Во диаконов были рукоположены Фалалей Мао, Пинна Ду, Николай Чжан и Антоний Шуан. В рапорте патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) от 16 февр. 1951 г. архиеп. Виктор представил к хиротонии настоятеля Успенского кафедрального собора в Пекине архим. Василия (Шуана). Однако развитие Православия в Китае в сложившихся исторических условиях встретило множество препятствий, и в 1954 г. Советское правительство закрыло миссию в Пекине, а рус. духовенству вскоре предписало покинуть территорию Китая. Рядом с советским посольством в переделанном жилом доме был открыт Успенский храм Китайской автономной Православной Церкви , просуществовавший до 1964 г. ( Горбачёв, Манакова. 2013. С. 99). Территория П. м. была передана под посольство СССР. Летом 1956 г. все монастырские учреждения и предприятия (школа, типография, молочная ферма и проч.) были переданы кит. властям и позднее снесены при строительстве советского посольства. Монастырский корпус был приспособлен под хозблок посольства, в 1957 г. бывш. монастырский Успенский храм переоборудован под гараж, а храм Всех св. мучеников разрушен.

http://pravenc.ru/text/2579900.html

В 1949 году Национальная Освободительная Армия Китая победила гоминьдановские войска. 1 октября 1949 года родилась Китайская Народная Республика. Началась новая волна эмиграции. Первый пароход с группой в 600 русских уплыл из Шанхая еще в январе 1949 года. Владыка Иоанн (Максимович) , отслужив напутственный молебен, благословил каждого. Сам архиепископ Иоанн со своей паствой и клиром покинул Шанхай в мае 1949 года. Большая часть имущества Миссии была вывезена, а документы частично уничтожены. С сентября 1949-го по декабрь 1950 года Шанхай покинуло около 10 000 иностранных эмигрантов. Подобная участь постигла и другие города Китая. Вернувшиеся в Россию Митрополит Нестор, арестованный в 1948 году китайцами как военный преступник, был депортирован в СССР и осужден на восемь лет за то, что написал книгу «Расстрел Московского Кремля». Также его обвинили в совершении заупокойных служб в 1920 году над телами Великих князей Романовых. Много мирян было сослано в лагеря или расстреляно. В заблуждение был введен и владыка Виктор, писавший в Москву патриарху о том, что пора бы заявить китайским властям, что Православная Церковь — не маленькая община. Он был уверен, что в СССР все, как и раньше, свободно ходят в храмы. Но всей правды владыка, как и многие другие, не знал… Владыка Иоанн и шанхайские иерархи не приняли советского гражданства. Православие в Китайской Народной Республике Архиепископ Пекинский Виктор (Святин), начальник 20й Русской духовной миссии в Китае, считал, что Миссия призвана быть связующим звеном между Россией и Китаем. Он выделил пять основных направлений деятельности Миссии: миссионерскую, монастырскую, культурную, хозяйственную и благотворительную. В рапорте патриарху архиепископ Виктор просил о помощи и о замене священнослужителей, прося в Китай новую, 21ю Русскую духовную миссию. Однако святейший патриарх Алексий I ответил на рапорт владыки так: «Проповедь Православия в Китае — главная цель Русской духовной миссии». Патриарх укорял владыку за коммерческую сторону деятельности Миссии. Он требовал с Божией помощью создать по-настоящему Китайскую Православную Церковь с многочисленной китайской паствой. И выдвинул для этой цели минимум: часть священнослужителей и завершение перевода на китайский язык богослужебной литературы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/sijajush...

Коснувшись вопроса о религиозной политике новых властей КНР, владыка Виктор заметил, что высокий и ответственный пост Экзарха и начальника Миссии должен занять “молодой, энергичный и активный Святитель Божий с Родины” 21 . 22 августа был решен вопрос о правовом статусе Миссии. Указом Святейшего Патриарха 1170 архиепископ Пекинский Виктор (Святин) был назначен Патриаршим Экзархом Восточно-Азиатского Экзархата и начальником 20-й Российской Духовной Миссии в Китае. Резиденция Экзарха располагалась в Пекине. Епископ Цицикарский Никандр назначался заместителем начальника Миссии с резиденцией в Харбине. В составе Экзархата были учреждены епархии: ПЕКИНСКАЯ (храмы в Пекине, Ханькоу, Гонконге ), ХАРБИНСКАЯ, ШАНХАЙСКАЯ (храмы в Шанхае и прилегающих районах), ТЯНЬЦЗИНЬСКАЯ (храмы в Тяньцзине и Циндао; до назначения правящего архиерея управлялась Экзархом), СИНЬЦЗЯНСКАЯ (до назначения правящего архиерея оставалась в ведении Московской Патриархии). Тем же указом Святейшего Патриарха резиденции и делопроизводства Восточно-Азиатского Экзархата, Российской Духовной Миссии в Китае и Совета Миссии в Шанхае были объединены в Пекине. Совет Миссии был преобразован в Экзарший Совет, ему присвоено было звание Епископского Совета. До вступления в силу Положения о Восточно-Азиатском Эк­­зархате при Экзархате учреждалось Временное управление, вклю­чавшее в себя миссионерский, административный, хозяйственный и общий отделы. Архиепископ Виктор полагал, что в Китае фактически невозможна открытая миссионерская работа — об этом красноречиво свидетельствовала история всех христианских миссий. Про­поведь христианства почти никогда не вызывала у властей благосклонного отношения. Переходили обычно из язычества в Православие китайцы, которые своей работой были связаны с Миссией — рабочие и служащие фермы, типографии и т. д. Для китайцев с их прагматизмом, в том числе и в вопросах веры, важно было почувствовать свою выгоду. Начальник Миссии полагал, что через участие в экономической деятельности Миссии к ним прийдет вера.

http://pravmir.ru/tserkov-v-kitae-na-put...

Время тогда было сложное: в сентябре 1931 года Япония оккупировала северо-восточные провинции Китая, включая основные центры русской эмиграции, и вскоре создала там марионеточное государство «Маньчжоу-диго» во главе со своим ставленником, «императором» Пу И. Этот невзрачный человек, маньчжур по национальности, был еще в детском возрасте последним императором цинского Китая. С началом японской оккупации значительная часть русских стала уезжать из обжитых мест в Маньчжурии в другие районы Китая, и больше всего — в Шанхай. Через несколько лет в тамошней колонии выходцев из России насчитывалось почти 50 тысяч человек. Архиепископ Симон многое сделал для соотечественников — беженцев в Шанхае, которых хорошо знал, так как в 20–е годы служил там епископом. Владыка, понимая важность храма для жизни православной общины в Шанхае, придавал огромное значение возведению нового собора (а построенная еще в начале ХХ века церковь миссии была разрушена в ходе волнений 1927 года). Жаль только, что завершения строительства великолепного по архитектуре храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» он не увидел. Совершая в Шанхае в феврале 1933 года освящение места для кафедрального собора, архиепископ простудился и вскоре умер. Его тело было перевезено в Пекин и погребено в склепе храма Всех святых мучеников. Когда в 1940 году переносили гроб с останками владыки Симона, то обнаружилось, что они нетленные. Леонид Викторович Святин был пострижен в монахи в пекинском Успенском монастыре с именем Виктор (это имя его отца). Было ему тогда 27 лет, и с тех пор никогда и ни при каких условиях он не снимал монашеской рясы. В 1929 году отец Виктор был возведен в сан архимандрита, а позже состоялась хиротония его во епископа Шанхайского. Сделано это было руководством Русской Православной Церкви Заграницей. После смерти архиепископа Симона епископ Виктор был утвержден на должность начальника миссии опять-таки Зарубежной Русской Православной Церковью. В детали тех распрей в рамках статьи вдаваться трудно. Но стоит сказать, что на этот раз китайцы-оппоненты владыки Виктора, и особенно уже упоминавшийся отец Сергий, рассчитывали на поддержку и из Москвы. Следует отметить, что в тот период советские спецслужбы активно «работали» с религиозными деятелями в самом СССР и вне его: некоторых из них привечали и даже подкупали, а непокорных преследовали, вплоть до убийств, совершавшихся тайно. Серьезные конфликты возникали среди православных в Китае, которые провоцировались японскими спецслужбами. При любом удобном случае с помощью своей агентуры те вносили разлад в православные общины для достижения собственных грязных целей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010