Е. В. род. в г. Халкидоне (Вифиния) в семье сенатора Филофрона и его жены Феодорисианы. Проконсулом пров. Европа, к к-рой относился Халкидон, в то время был ярый противник христианства Приск. По совету друга Апелиана, жреца языческого бога Ареса, Приск повелел всем жителям города устроить торжество в храме Ареса и принести ему жертвы, а тех, кто откажутся, предать мучениям. Т. о. проконсул надеялся выявить и арестовать тайных христиан. Апелиану стало известно о 50 христианах, запершихся в некоем доме и отказавшихся участвовать в празднестве. Среди них была юная дева Е. В. Апелиан доложил об этом проконсулу, и тот велел арестовать христиан. На допросе Приск безуспешно пытался заставить их отречься от Христа, после чего приказал пытать в течение 19 дней, надеясь, что пытки сломят волю христиан. Когда его надежды не оправдались, Приск велел бросить их в темницу, а Е. В. вызвал к себе. Он решил, что знатная девушка, оставшись без поддержки, испугается, но все его увещевания и угрозы были тщетны. Разгневанный проконсул приказал привязать девушку к пыточному колесу. Слуги стали поворачивать утыканное ножами колесо, разрывая тело мученицы и ломая ее кости. Но по молитве Е. В. колесо остановилось, а сама она оказалась невредимой. Однако чудо не переубедило проконсула, к-рый объявил происшедшее милостью языческих богов и приказал слугам бросить святую в горящую печь. Но его слуги Виктор и Сосфен , увидев сонм ангелов, охранявших деву, отказались выполнить приказ. Тогда др. слуги бросили Е. В. в огонь. Пламя, не причинив ей вреда, перекинулось на мучителей и спалило их. Приск повелел вернуть Е. В. в темницу и вместо нее привести Виктора и Сосфена, к-рые заявили, что уверовали в истинного Бога, и отказались приносить жертвы языческим богам. Мученики были брошены в клетку с дикими зверями. Христиане с почестями похоронили их. На следующее утро проконсул приказал продолжить пытки Е. В. Предполагая, что с помощью чар она избегает испытаний, о к-рых знает, он приказал втайне от мученицы вырыть яму и прикрыть ее хворостом, но святая прошла по ней, как по твердой поверхности. Также никакого вреда не принесли ей и др. мучения. В конце концов Приск приказал бросить ее на арену к диким зверям, как Виктора и Сосфена. Но звери ластились к деве и лизали ее стопы. И лишь один из них нанес ей небольшую рану, чтобы свершилось предназначенное Богом, и Е. В. скончалась. В эту же секунду произошло сильное землетрясение.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан — сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года. 29 сентября, ПРАВМИР. Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан — сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года. Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия. Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору ДиоклитиануДиоклитиан, но отделил от них самую юную — девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний. Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа. Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-vm...

Святая великомученица Евфимия Халкидонская Аудио Святая Евфимия жила на рубеже III–IV веков при императоре Диоклетиане. Она родилась в Халкидоне в семье богатых и благочестивых людей, которые воспитали ее в любви ко Христу. Святая блистала добродетелью и мудростью, словно яркая звезда. В это время некий Приск, ярый почитатель бога Марса, стал проконсулом Азии. По случаю праздника в честь своего бога он под страхом смерти приказал всем жителям области явиться в Халкидон. Тогда христиане стали собираться в небольшие группы и прятаться по домам или в пустынных местах, чтобы избежать гнева тирана и сохранить веру. Святая Евфимия тоже скрывалась вместе с сорока девятью другими христианами. Однако вскоре их нашли и привели к проконсулу. Вначале Приск попытался переубедить христиан, льстиво восхваляя их юность и мудрость. Святые отвечали: «Не трать на нас времени и слов, о правитель, ибо мы, будучи разумными существами, сочли бы величайшим позором поклониться твоим бесчувственным и бессмысленным идолам, отвергнув Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю. Знай, что твои угрозы и пытки нас не пугают. Они будут для нас легкими и покажут тебе силу нашего Бога». Эти слова возбудили гнев проконсула, и он приказал мучить святую Евфимию и ее сподвижников двадцать дней без перерыва. После всех истязаний проконсул увидел, что твердость их веры нисколько не поколебалась. Тогда он призвал Евфимию, вдохновлявшую остальных. Поскольку она вновь проявила твердую решимость, ей сломали руки и ноги с помощью железных колес. Но святая призвала Бога на помощь и вскоре исцелилась. Тогда Приск приказал зажечь большую печь, пламя которой поднималось на высоту около тринадцати метров, и святую Евфимию бросили в огонь. Но и там Господь пришел на помощь Своей служительнице и послал ангела, который ограждал ее от пламени. Видя это чудо, палачи Сосфен и Виктор обратились в христианство и несколькими днями позже приняли мученическую смерть, растерзанные дикими зверями. Святую Евфимию подвергли еще нескольким пыткам, но каждый раз Господь охранял ее, чтобы показать, насколько Его благодать превосходит все пытки, изобретенные человеческой злобой. В конце концов святую бросили к диким зверям. Святая Евфимия отошла ко Господу растерзанная медведем. Родители взяли ее останки и похоронили близ города.

http://pravoslavie.ru/56384.html

Единственная цель молитвы — соединение человека с Богом. Господь и без наших просьб знает, в чем мы нуждаемся, проходя поприще земной жизни. Он видит, действительно ли нам полезно то, о чем мы просим. Главное, чтобы мы достигли вечной жизни, получили прощение грехов. Когда мы говорим Господу: «Прости меня, я согрешил тем-то и тем-то», — мы не открываем Ему ничего нового. Но этим мы свидетельствуем свое стремление быть с Ним, желание очиститься от грехов и наследовать спасение, совершенное Христом. Как быть, если человек не молится, а сам по себе старается быть добрым, честным, жертвенным? Разве Бог его не спасет без молитвы? Надо понимать, что спасение — это не награда за добрые поступки и правильные слова, а соединение с Богом. Господь не навязывает Свое общение тому, кто этого не хочет и не желает. И наоборот, древние патерики и святоотеческие поучения исполнены примерами спасения явных грешников, которые обращаются к Богу в молитве. Вспомним евангельского разбойника, который просил Христа помянуть его во Царствии Своем и первым вошел с Ним в рай за свое покаяние (см. Лк. 23, 39—43). Другой пример — язычники Виктор и Сосфен, охранявшие великомученицу Евфимию. Когда они увидели, как бесстрашно святая переносит жестокие пытки, они уверовали во Христа. Их приговорили к казни, и перед смертью они молились не о пощаде, а о том, чтобы Господь принял их в Свое общение. Господь слышит каждую молитву и принимает ту, которая возносится искренно. Но молитва — это не заклинание, которое должно подействовать после правильно выполненного ритуала. Было бы легкомыслием ожидать, что ответ на молитвенное прошение последует немедленно, автоматически, в один клик. Даже на просьбу праведника Господь может долго не отвечать. Евангельская вдовица несчетное количество раз ходила к судье и не уставала просить его о своем деле, пока ее настойчивость не была вознаграждена (см. Лк. 18, 3—8). Этой притчей Господь призывает нас молиться и не унывать в этом самом главном деле жизни. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/126024.html

Святой мученик Иустин Философ (†166) по примеру Апостолов всюду проповедовал Христа, обращал путем прений к святой вере иудеев и еллинов и утверждал в ней верных. Когда он пришел в Рим, восстал на него с сильнейшею ненавистью и большею злобою вышеназванный еллинский философ Крискент циник; святой Иустин часто имел с ним прения, всегда его одолевал и посрамлял пред всеми. Не будучи в состоянии противостоять Иустину и не зная, что иное делать, злобный Крискент возвел на него много ложных обличений перед римским судом. Святого взяли и, как повинного наказанию, мучили в узах и истязали на суде; но не нашлось в нем никакой вины. Завистник же, боясь, чтобы Иустина не отпустили на свободу, тайно приготовил смертный яд, посредством которого обманным образом и лишил жизни непобедимого воина Христова. Было это в 166 году. Святую преподобномученицу Евгению Римскую (ок. †262) насильно привели в языческий храм Дианы для поклонения, но не успела она еще вступить в него, как все капище вместе с идолом разрушилось. Мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, и она осталась невредима. Невредимой осталась она и в огне. Тогда ее бросили в ров, где она находилась десять дней. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот светлый праздник, палач умертвил святую мученицу мечом. После того как святая великомученица Евфимия Всехвальная (†304) отвергла непристойные предложения правителя Приска, она была подвергнута различным истязаниям, однако она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, ее спас явившейся Ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух Ангелов и сами стали христианами). Видя мужество Евфимии, правитель приказал отдать ее на растерзание зверям, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший ее в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простертым на земле.

http://azbyka.ru/death/zemnaja-konchina-...

В Италии, Испании и Африке, подвластных императору Максимиану Геркулию, а также на Востоке, во владениях Диоклетиана и Галерия, церковные книги сжигались, храмы стирались с лица земли. Были случаи, когда сами клирики передавали местным властям церковные ценности и священные книги. Другие, подобно епископу Мензурию Карфагенскому, подменяли богослужебные книги еретическими и отдавали последние властям. Были и мученики, отказавшиеся выдавать что-либо, как Феликс Тубизский в Сев. Африке). Среди наиболее известных и почитаемых мучеников времени Гонений императора Диоклетиана — Маркеллин с дружиной , Маркелл, папа Римский, с дружиной , великомученица Анастасия Узорешительница , великомученик Георгий Победоносец , мученики Андрей Стратилат , Иоанн Воин , Косма и Дамиан Бессребреники , Кирик и Иулитта Тарсийские , Кир и Иоанн Египетские с дружиной , архидиакон Евпл Катанский , великомученик Пантелеимон Никомидийский , мученик Феодот Корчемник , мученик Мокий Византийский пользовавшийся известностью в Константинополе; Севастиан Римский , культ которого приобрел большое значение в Западной Европе в средние века. Многочисленные жертвы Гонений императора Диоклетиана почитаются Церковью в дружинах. Таковы, например, епископ Ианнуарий Лаодикийский с диаконами Прокулом, Сиссием и Фавстом и др. , пресвитеры Трофим и Фал Лаодикийские , Милитинские мученики , мученик Феодот и 7 дев Анкирских , мученица Феодулия , мученики Елладий, Макарий и Евагрий Аназарвские ; Маврикий Апамейский и 70 воинов , Исаакий, Аполлос и Кодрат Испанские , мученицы Валерия, Кириакия и Мария Кесарийские , дева Лукия Римская с дружиной , мученики Виктор, Сосфен и великомученица Евфимия Халкидонские , мученицы Капитолина и Еротиида Кесарие-Каппадокийски и мн. др. Весной 303 г. в Армении и Сирии вспыхнули мятежи. Диоклетиан обвинил в этом христиан, и вскоре последовали один за другим новые эдикты: один предписывал заключать в тюрьму предстоятелей общин, другой — освобождать согласившихся принести жертву, подвергая пыткам отказавшихся. В кон. 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала. Однако вскоре имп. Диоклетиан тяжело заболел и власть фактически оказалась в руках Галерия.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Ваше поведение – поклониться твари вместо Творца. Оно безумно». Правитель приказал морить христиан голодом. 11 дней морили, и они мужественно переносили голод. На 12-й день, когда христиане снова приведены были на суд к Криску, он остановил свое внимание на Евфимии и начал ласково, а затем угрозами склонять ее к отречению от Христа. «Я женщина слабая телом и молодая летами, но сердце мое мужественнее твоего, – говорила Криску Евфимия. – Не думаю, чтобы ты лестью и страхом мог склонить меня к нечестию». Криск приказал привязать ее к колесу, под которым лежала доска с острыми гвоздями и ножами, и вертеть колесо. Во время страданий св. Евфимия молилась Богу о помощи, и вдруг колесо остановилось, слуги от страха попадали, а святая была исцелена от ран. Но этим не вразумился мучитель; он начал предавать ее другим страшным мукам, она же все оставалась невредимой, так что многие из язычников и воины, мучившие ее, видя чудеса, обратились во Христу. Наконец бросили мученицу на съедение зверям. Медведица тихо подошла к Евфимие и сделала ей легкую рану на ноге, после чего она мирно скончалась. На месте погребения св. мученицы был построен великолепный храм. В 617 г. мощи св. Евфимии перенесены в Константинополь, где хранятся и теперь в Георгиевской церкви. Мученики Виктор и Сосфен были воинами, которые отказались мучить св. Евфимию, за что и сами были замучены вместе с ней. Мученицы Севастиана и Мелитина перенесли ужасные мучения за Христа и умерли от меча, первая – в I веке, при Домициане, вторая – во II или III веке, при Антонине. Мощи св. Севастианы ангелы отнесли на остров Родос, на Мраморном море. Мученица Людмила была супругой князя Чехии, Боривоя. Оба они были обращены ко Христу св. Мефодием, во время епископства его во Моравии. Когда Боривой умер, то престол занял сын его Вратислав, хороший христианин, подобный родителям. Но не такова была жена Вратислава, Драгомира. Она считалась христианкой, но имела большую склонность С языческим обычаям. Вратислав, видя злой нрав своей супруги, отдал на воспитание сына Вячеслава, наследника престола, своей матери, Людмиле, которая жила в Праге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Епафрас, ап. из 70. еписк. 4 янв. Архипп, из 70, еписк., и Апфия св., мучч. при Нероне. 10 февр. Чудо от Архистратига Михаила, и Архипп преп. 6 сент. Колофон, в Малой Азии. Онисифор, ап. из 70 еп. 7 сент. Сосфен и Тихик, из 70 апп., епископы. 8 дек. Комана, в Каппадокии. Ермий воин, муч. ок. 166. 31 мая. Александр еп., муч. при Диоклетиане. 12 авг. Третье обретение главы Предтечевой, в 9 веке. 25 мая. Конония, в Писидии (град Канеотов, по Мес. В.). Зосима воин, муч. при Траяне. 19 июня. Константинополь. См. Византия, Царьград. Копстантиноград, Констанция, в Кипре. Нифонт еписк., 4 века. 23 дек. Григорий еписк. 4 марта. Коринф, в Ахаии. Сила, из 70, еп. 30 июля. Еликонида Солунская, муч. при Гордиане и Филиппе. 28 мая. Мучч. при Декии: Кодрат, Киприан и другие. 10 марта. Викторин, Виктор и другие. 31 янв. Леонид и жены: Хариесса, Ника и другие. 16 апр. Адриан. 17 апр. Текуса, Александра и другие, семь дев, мучч. 6 ноября. Павел врач, преп. 28 июня. Кордуба, в Ассирии. Пармелий, Елима, Хрисотель пресвитеры, Лука и Муко диаконы, Олимпий и Максим, мучч. при Декии. 30 июля. Кордуба, в Испании, Кордова. Осия еписк., испов. при Констанции. 27 авг. Корсика. Иулия девица, муч. ок. 440. 16 июля. Котуана Kotya е um, в Фригии. Мина воин, великомуч., при Диоклетиане. 11 ноября. Крит. Десять мучч., Феодул, Саторнин и прочие, при Декии. 23 дек. Мирон еписк., после Декиева гонения. 8 авг. Андрей архиеп., 8 века. 4 июля. Лавдия, Laus Pompeii, Лоди, в Ломбардии. Вассиан епископ, ум. 409. 10 июня. Лампсак, в Мизии. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина, мучч. при Декии. 18 мая. Парфений еписк., при Константине В. 7 февр. Евсхимон еписк., испов. при Феофиле. 11 марта. Лаодикия Карийская. Трофим и Фал, мучч. при Диоклетиане. 16 марта. Лаодикия Сирийская . Лукий, ап. из 70, епископ. 10 сент. Артемон пресв., муч. Кесарийский, ок. 303. 13 апр. Диодор и Дидим мучч. 11 сент. Ларисса, в Фессалии. Ахиллий еписк, ум. ок. 330. 15 мая. Латрская гора, в Малой Азии. (В прибрежии Средиземного Моря, не вдалеке от Милета, Амизона и Ефеса. Palaeogr. Montf.. р 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Лисий тотчас же велел снять с него знаки воинского звания и подвергнуть его истязаниям. С радостию вытерпел Евстратий самые ужасные мучения, хваля Бога. «Ты мне оказываешь величайшее благодеяние», говорил он Лисию, – «что даруешь мне счастие страдать за веру мою; ныне знаю, что я церковь Божия и что Дух Святый живет во мне. Отступите от меня все делающие беззаконие, яко услышал Господь глас плача моего, Господь молитву мою принял». Весьма многие из язычников, а также из тайно исповедовавших христианскую веру, соделывались самовольными мучениками, при виде непоколебимой никакими страданиями твердости святых мучеников Христовых, при виде их целости и невредимости после самых ужасных истязаний, при виде совершаемых или над ними, или чрез них каких-либо чудесных знамений силы Божией. По-видимому, мученики, которые вызывались на подвиги мученические взирая на пример других, были самовольные. Но не была ли основана их воля на воле Божией? Господь для того и сообщал непоколебимую твердость святым мученикам, для того и совершал над ними и чрез них чудесные знамения, чтобы, сколько с одной стороны убедить их самих в Своем невидимом присутствии с ними, в Своей помощи им и чрез то до конца поддержать их в их исповедании, столько и еще более для того, чтобы те, которые преследовали веру христианскую не по ожесточению, а только по неведению ее, или вера которых была слаба, – хоть чудесными знамениями ее приведены были к убеждению в истинности ее и в святости неустрашимого ее исповедания ( Ин. 10:38 ). И потому как могут назваться самовольными те, которые зрелищем геройски претерпеваемых мук за Христа убеждены были, что их самих Господь зовет к тому же подвигу, и потому отозвались послушно на этот глас Божий? Таковы, например, были святые мученики из язычников, два воина: Виктор и Сосфен. Когда нечестивый судья велел им оставшуюся после самых ужасных истязаний здравою святую Евфимию повергнуть в раскаленную печь, они вдруг увидели среди огня Ангелов Божиих, запрещавших им прикасаться к мученице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Иоанн Златоуст в толковании на первый стих книги Бытия писал: «Прошу вас, будем внимать этим словам так, как будто бы мы слушали не Моисея, но самого Господа вселенной, говорящего устами Моисея, и распростимся надолго с собственными рассуждениями» с. 9]. Довериться авторитету выбранного учения и распроститься с собственным рассуждением – удел любого верующего, как христианина, так и эволюциониста. Так что если кому-то со стороны кажется, что православный человек ограничен рамками церковных догматов, то он должен иметь в виду, что всякий человек, избравший себе верой эволюционизм, вполне становится рабом этого антихристианского мировоззрения. Существенная разница между верой в Живого Творца и верой в эволюционное восхождение материи от первовещества до Homo Sapiens заключается в том, что за веру в «естественное» происхождение человека от низших животных никто свою кровь проливать не станет. История не знает ни одного «мученика за эволюцию». Равно как не знает ни одного мученика, готового умереть за бога – диспетчера эволюции, направляющего с ее помощью мир в течение миллиардов лет. За исповедание же веры в Бога Творца отдали свои жизни немало достойных людей. Если бы учение о Сотворении не имело догматического значения, за него, очевидно, не стали бы умирать многие поколения христиан. Приведем несколько высказываний святых мучеников, засвидетельствовавших свою веру в Бога – Творца неба и земли и проливших за свое исповедание кровь. Важно отметить, что большинство мучеников-христиан отказывались поклоняться языческим богам именно по причине своей веры в Бога как в Творца. Мученики Виктор и Сосфен: «До сих пор мы заблуждались, не ведая истины; ныне мы познали Единого Бога, создавшего небо и землю: Ему мы веруем и поклоняемся, твоих же богов, которым и мы прежде поклонялись, не ведая, что нас обольщают бесы, отныне уже почитать не будем. Делай с нами, что хочешь: в твоих руках – тела наши, а души – под защитой Божией» с. 314] (16 сентября). Мученик Князь Михаил Тверской: «Не подобает христианам проходить сквозь тот огонь, который нечестивые почитают за бога, я же – христианин; посему не пойду сквозь огонь и не поклонюсь твари, ибо я поклоняюсь Творцу, – Отцу и Сыну и Святому Духу, – Единому Богу в Троице, Создателю неба и земли» с. 390] (20 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010