Сосфен (18:17). Фигура Сосфена, начальника синагоги, довольно жалкая. Противник апостола, он был в числе тех иудеев, которые «единодушно» (единодушие всякого зла – призрачно) напали на Павла и привели его пред судилище Проконсула Галлиона. Явно – оклеветали апостола. Но Галлион, более мудрый, чем Пилат, не хотел вмешиваться в религиозные дела иудеев и прогнал их с судилища. Но почему все эллины схватили после этого Сосфена и стали его бить пред судилищем, это понять не легко. Очевидно, это была одна из бесовских выходок. Бесы имеют часто власть бить своих слуг… А Галлион «ни мало не беспокоился о том». Рывший яму другому, попал в нее сам. Христиане запомнили этот случай. Жалкие люди, эти Сосфены, не любящие добра и неудачники во зле. В сущности, и все злые люди становятся похожи на Сосфена. Зло, творимое ими, находит их самих, рано или поздно. Напрасно люди недоумевают, если зло «поздно» находит их (не как Сосфена). Они и в удачах своих внешних несут в своей душе личинки зла, уже обращенного против них. Власть учеников (19:30). … «Павел хотел войти в народ; ученики не допустили его». Не первый раз мы видим это: ученики имеют власть над учителем. Это ученики, выучившиеся у своего учителя ученичеству Христову. Они повинуются духу Христову – в любви своей и заботе своей – и учитель их подчиняется им. Блюститель порядка (19:35-40). Высшее, что могла вырастить дохристианская культура, это соблюдение порядка, разумности естественных отношений, норм закона. Римское право – величайшее достижение древнего человека, не дошедшего до царства благодати; еще не знающего и Богооткровенного Закона. Оно целиком остается и в наши дни для людей, которые еще в младенчестве духовном и в одной только государственности пребывают; их усмиряет и направляет власть гражданских законов и естественных аргументов. Человечество, в государственности своей, живет в царстве незримой благодати Закона, пред дверями таинственного закона Благодати. Тиранн (19:9-10). Благодать на этом человеке. В его училище ап. Павел проповедовал иудеям и грекам целых два год а…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1902...

Что эти духи суть демоны, это знают поэты, это говорят философы, это признавал и Сократ, который принимался за дела или откладывал их по внушению присутствовавшего при нем демона. Чародеи не только знают демонов, но и при помощи их совершают все свои проделки, похожие на чудо: по их внушению и влиянию, они производят свои чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет или наоборот не видеть того, что есть. Первый из таких магов по словам и делам своим Сосфен с подобающим благоговением говорит об истинном Боге, признает ангелов, служителей и вестников истинного Бога, и представляет их присутствующими пред Его престолом в таком страхе, что они трепещут от мановения, от взгляда Господа. Тот же маг говорит о демонах земных, блуждающих туда и сюда, враждебных человечеству. Платон, который почитал трудным делом найти Бога, без труда говорит об ангелах и демонах и пытался в своем разговоре «Пир» определить природу демонов: он думает, что она есть нечто среднее между существом смертным и бессмертным, т. е. между телом и духом, и состоит из соединения земной тяжести с небесною эфирностию и что от нее происходит в нас любовь, образуется в сердцах человеческих, возбуждает чувства, волнует наши желания и возжигает жар страстей. XXVII Итак, эти нечистые духи, демоны, о которых знали маги, философы и сам Платон, скрываются в статуях и идолах, которые по их внушению приобретают такое уважение, как будто в них присутствовало божество; они вдохновляют прорицателей, обитают в капищах, действуют на внутренности животных, руководят полетом птиц, управляют жребиями, произносят смешанные с ложью прорицания. Они обманываются и обманывают то не зная истины, то когда знают, не открывая ее, чтобы не погубить себя. Они – то отвращают людей от неба к земле, и от Бога к веществу, возмущают человеческую жизнь, причиняют всем беспокойства, вселяясь тайно в тела людей, как духи тонкие, производят болезни, наводят страх на умы, искривляют члены, чтобы принудить людей почитать их, за то, что будто они, насытившись кровью жертв и запахом их мяса, исцелили тех, кому перестали вредить.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

М., 1990, с. 167). Татиан в «Речи против эллинов» пишет: «Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, — пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, — для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей». ( Татиан . Речь против эллинов. — В кн.: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988, с.376-378.). Минуций Феликс в своем «Октавии», говоря о римских гаданиях и предсказаниях, пишет, что если в редких случаях эти предсказания и сбывались на деле, то это можно объяснить тем, «что между множеством ложных предсказаний какое-нибудь из них случайно могло попасть на истину», и что чародеи и астрологи, которые промышляют предсказаниями «не только знают демонов, но и при помощи их совершают все свои проделки, похожие на чудо: по их внушению и влиянию они производят свои чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет или наоборот не видеть того, что есть. Первый из таких магов по словам и делам своим Сосфен (Остан)…» (Марк Минуций Феликс . Октавии. — Там же, с. 574-575), т.е. тот самый маг, который, как мы уже указывали, явился одним из первых распространителей астрологии в Элладе.

http://sueverie.net/ne-uchastvujte-v-del...

Галлион – известная историческая фигура, упоминаемая в целом ряде источников. Будучи старшим сыном Сенеки Старшего, братом знаменитого философа Сенеки Младшего и дядей поэта Лукиана, он принадлежал к римской политической и интеллектуальной элите. 266 Время проконсульства Галлиона в Ахаии устанавливается благодаря упоминанию о нем на каменной плите, найденной в Дельфах: большинство ученых датирует его прибытие в Коринф маем 51 года, а отбытие из Коринфа – периодом между маем и ранней осенью 52 года (по состоянию здоровья он ушел в отставку и отправился в морское путешествие, 267 что не могло произойти позже окончания навигационного периода, то есть позже конца октября). 268 Упоминание о Галлионе, таким образом, дает важный хронологический ориентир, касающийся времени пребывания Павла в Коринфе и в целом его второго миссионерского путешествия. Как явствует из повествования Луки, Галлион не заинтересовался спорами в иудейской общине и не пожелал вмешиваться в них. Это напоминает первую реакцию Понтия Пилата на требование иудеев судить Иисуса: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» ( Ин. 18:31 ). Главным пострадавшим в результате конфликта оказался на этот раз не Павел, а начальник синагоги Сосфен: возможно, он стал начальником синагоги в результате принятия христианства Криспом, а может быть, в коринфской синагоге было несколько начальников. Толпа язычников с лихвой выместила на нем свою злобу, вызванную общим для многих римлян предубеждением по отношению к евреям, расселившимся по всей территории империи. Отказ Галлиона от участия в разрешении конфликта вокруг Павла был связан, вероятно, с тем же предубеждением, которое разделял и просвещенный брат Галлиона философ Сенека. Ему приписывают такие строки: «Между тем, обычай этого злодейского народа (gens scelcramissima) возымел такую силу, что принят уже по всей земле: будучи побеждены, они дали свои законы победителям». 269 Среди сочинений Сенеки имеется адресованный «брату Галлиону» диалог «О блаженной жизни», в котором в числе прочего философ воздает хвалу самоубийству как способу достойно расстаться с жизнью:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Что касается гаданий, предсказаний и вещих снов, на чем Цецилий утверждал существование языческих богов, то Октавий сначала исторически показывает, что не все предсказания и сны сбывались и не все добрые предзнаменования сопровождались успехом, а худые неудачей. Так, например, Павел Эмилий при Каннах потерпел страшное поражение, несмотря на то, что цыплята предвещали успех. Цезарь пренебрег гаданиями, которые воспрещали ему отправиться в Африку прежде зимы, однако, он легко переплыл и победил. Амфиарий предсказал, что будет после его смерти, а не знал, что жена изменит ему за ожерелье (еще при жизни его). Если же предсказания и гадания иногда исполнялись, то Октавий видит в этом главный корень нечестия и языческого обольщения, так как это было делом злых демонов. «Есть, – говорит он, – лживые, нечистые духи, ниспадавшие с небесной чистоты в тину земных страстей. Эти духи лишились чистоты своей природы, осквернив себя пороками, и для утешения себя в несчастии – сами уже погибшие не перестают губить других, и отчужденные от Бога усиливаются всех удалить от Бога, вводя между людьми ложные религии». Существование их признают поэты, маги (Сосфен), совершающие при помощи их свои мнимые чудеса, и философы (Сократ и Платон) (гл. 26). Эти нечистые духи, демоны, скрываются в статуях и идолах; они вдохновляют прорицателей, обитают в капищах, действуют на внутренности животных, руководят полетом птиц, произносят смешанные с ложью прорицания. Они-то отвращают людей от неба к земле и от Бога к веществу. Вселяясь тайно в тела людей, как духи тонкие, вселяют болезни, чтобы принудить людей почитать их за то, что будто они, насытившись кровью жертв и запахом их мяса, исцелили тех, кому перестали вредить». Но эти же духи, имеющие такую власть над язычниками, открыто сознаются в своем бессилии при столкновении с христианами. «Заклинаемые именем единого истинного Бога, они тотчас же оставляют тела одержимых ими». Не имея возможности явно вредить христианам, которые их побеждают, они стараются вредить им тайно, настраивают против них язычников, чтобы они, узнавши христиан, не стали подражать им, или по крайней мере, не перестали их гнать» (гл. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

- А можете вспомнить историю, когда люди стойко переживали лишения и не сломались духом? Историю, которая вас особенно задела? - Меня очень тронуло дело Воробьева Владимира Григорьевича. Молодой паренек, 19 лет, работал в детском доме. У него не сложились отношения с директором, и тот написал на него донос, просто так, ни за что. В 1949 году Владимира забрали. И вот он, сидя в камере, начал учиться всему, чему только было возможно. Если в камере с ним был математик - решал примеры и задачи, музыкант – занимался теорией музыки, учился петь. Потом его перевели в Норильлаг, где сидело много людей искусства и науки, он учился у них. Потом он попал на Урал, где рабочая зона зэков была в 4 километров от жилой. И он каждый день ходил под конвоем туда и обратно пешком с профессором по западной философии из Голландии. В день у него получалось выслушивать по 2 лекции, одну по дороге туда, вторую – обратно. В итоге за время сидения в лагере он изучил 5 языков, образовался по философии и естествознанию, собрал с сокамерником-ботаником гербарий лекарственных растений. Из лагеря в лагерь он таскал с собой огромную библиотеку. Так как он считался рецидивистом, за приписанную ему попытку побега, его освободили не в 1956, как большинство, а в 1964 году. Он вышел на свободу, приехал в родное село, женился на учительнице и прожил до 1992 года. Всю оставшуюся жизнь он переписывался с огромным количеством людей по всему миру, с которыми познакомился в лагерях. К сожалению, его архивом никто не занимался, его записями топили печку. Сейчас районный музей пытается что-то сохранить. Сосфен Иванович Шевчук Арестован 9 сентября 1937 года, обвинение в КРО. Приговорен 3 ноября 1937 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 11 ноября 1937 года в Канске. Реабилитирован 24 апреля 1956 года. 30 лет мы разбираем документы, и конца не видно - Вы работаете только с документами? Встречи с людьми как с живым свидетельством тех страшных лет тоже ведь необходимы? - С самого начала, когда еще не было в свободном доступе компьютеры, мы достали перфокарты и на них писали имена известных нам репрессированных, положив начало архиву. С тех пор уже 30 лет мы разбираем и оцифровываем документы, и конца не видно. Благодаря нашим сотрудникам тысячи репрессированных получили справки о реабилитации. Сначала мы обрабатывали открытые сведения, опрашивали людей и составлять список репрессированных. Параллельно собирали вырезки из газет, документы.

http://pravmir.ru/creative/na-vechnoe-po...

Куда же укрыться сочинителям " Записок " от обличении в бесстыдстве? Довольно об этом. 12 Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. Одним из них был, говорят, Варнава, которого особо упоминают и Деяния, а также Павел в Послании к Галатам. Был, говорят, из них и Сосфен, вместе с Павлом писавший коринфянам. Климент в 5-й книге своих " Очерков " (Hypotyposes) рассказывает, что Кифа, о котором Павел говорит: " Когда (Кифа) пришел в Антиохию, я прямо воспротивился ему " , был тезкой апостолу Петру и одним из семидесяти. (3) По преданию, и Матфий, причисленный к апостолам вместо Иуды, и тот, кто вместе с ним почтен был жребием, удостоились призвания в число семидесяти. Говорят, одним из них был и Фаддей; его историю, до нас дошедшую, я вскоре сообщу. (4) Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников. Павел свидетельствует, что по Воскресении Христос явился сперва Кифе, затем двенадцати, а после них сразу более пятистам братьям, из которых иные, по его словам, умерли, но большинство в то время, когда он составлял свое Послание, были живы. (5) Потом, по его словам. Он явился Иакову — одному из тех, кто слывут братьями Спасителя. И наконец, так как, кроме двенадцати, в подражание им, было еще много апостолов, среди которых находился и Павел, он добавляет: " а затем явился всем апостолам " . Вот что об апостолах. 13 История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий. (2) Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни. (3) Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Слушаяй вас Мене слушает: и отметаяйся вас Мене отметается, отметаяйся же Мене отметается Пославшего Мя. Неизвестно, сколько времени посланные семьдесят ходили каждый с проповедью о Царстве Мессии и в какие именно места они заходили. Вероятно, их проповедь обнимала бо?льшие пространства, чем проповедь двенадцати; может быть, они оглашали своею проповедью и полуязыческую Галилею и Самарию. Евангелист Лука замечает только о возвращении посланных. Возвратишася же седмьдесят с радостию, глаголюще: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем (силою Твоею мы изгоняли бесов). Рече же им Иисус: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (князь тьмы несомненно побежден). Се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит. Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (вы получите вечное блаженство на небесах). Спаситель, по словам того же евангелиста, заключил Свою беседу с 70 апостолами молитвою к Отцу Небесному. В тот час возрадовася духом Иисус и рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою. Эти 70 апостолов Христовых, по мнению толковников, не составляли такой замкнутой группы, как 12 апостолов: миссия их была только временная, после которой они вступили в ряды обыкновенных последователей Христа. Точно нам неизвестны ни имена всех семидесяти апостолов, ни последующая деятельность каждого из них. «Имена апостолов Спасителя всякому известны из Евангелий, – пишет древний церковный историк Евсевий; – но списков семидесяти учеников Его нигде никаких нет. Говорят, впрочем, что одним из них был Варнава, о котором упоминают в разных местах апостольские Деяния, а не менее и Павел в послании к Галатам. К ним же принадлежал, говорят, и Сосфен, вместе с Павлом писавший Коринфянам, так же Матфей, причисленный к апостолам вместо Иуды предателя, равно и тот (Иуст), с которым вместе он почтен был жребием ( Деян. 1:23 ), и Фаддей».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1Кор.8:1 .  О идоложертвен­ных яствах мы знаем, по­тому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любо­вь назидает. После выражения: «о идоложертвенных яствах» лучше прибавить: «я скажу следующее:» – «Мы знаем». Мы – это Павел и Сосфен ( 1Кор.1:1 ), а потом и те коринфяне, которые думают с ними одинаково. – «Потому что» ( τι) – правильнее: «что». В таком именно значении означенная греческая частица употреблена в ст. 4-м, который собственно представляет повторение и продолжение первой фразы 1-го стиха. – «Все», т. е. все коринфские христиане, которые, принимая крещение, отрекались этим самым от заблуждений политеизма и приняли веру в Единого Бога – «знают» Его только. – «Но знание...». С этой фразы и до 4-го стиха идет вставочное замечание апостола о недостаточности «знания» для правильного развития христианской жизни. – «Надмевает», т. е. делает человека притязательным, суетным и легкомысленным. – «Любовь назидает». Только то знание, которое соединено с любовью, весьма полезно, так как именно любовь понимает и умеет оценить в ближнем все, действительно стоящее внимания. 1Кор.8:2 .  Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Это выражение Апостола напоминает собою старинное изречение греческого мудреца: «я знаю только то, что ничего не знаю!» – Человек, не имеющий любви, не способен проникнуть в сущность вещи или явления, потому что любовь приближает познающего к познаваемому, устанавливает между тем и другим тесную внутреннюю связь. Любовь таким образом является необходимым условием всякого истинного познания. 1Кор.8:3 .  Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Ап. только что сказал, что где нет любви, там нет и познания. Теперь ту же мысль он облекает в форму положительного суждения: где есть любовь, там есть и истинное познание! – «Кто любит Бога» – Ап., таким образом, имеет в виду знание о Боге, о Его решениях и потому говорит здесь именно о любви к Богу. Человек, любящий Бога, получает от Бога «знание» и делается способным понимать и чувствовать нужды братьев своих. – Впрочем, большинство древних кодексов читает 2-ю половину 3-го стиха так: " тот познан от Него» ( γνωσται), как читается и в слав. переводе. Это чтение дает мысль о величии любящего Бога человека: его знает Сам Бог, Царь вселенной, подобно тому, как некоторых из своих подданных, наиболее выдающихся, знает царь земной. «Знать» – здесь имеет значение: признавать, ценить, любить (ср. Гал. 4:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3). Более в свящ. книгах Нового Завета не встречается имя св. Сосфена. В списках св. 70 Апостол, (у Дорофея и др.) имя Сосфена упоминается. В Четьи Минеях св. Димитрия Ростовского (на основании Дорофеева сказания) сообщается о Сосфене следующее: «Сосфен святый, иже по Криспе святом начальник сый собору иудейскому, Павлом святым к вере обращен, о нем же пишется в Деяниях апостольских (XXIII, 17): Емше же вси еллины Сосфена: начальника собора, бияху пред судилищем, его же воспоминает и сам Павел святый купно с собою в епистолии к Коринфянам, начинаемой сице: Павел званный Апостол Иисус Христов, волею Божиею и Сосфен, брат. Бысть епископ в Колофонии» (Январь. Киев, 1884 л. 45). Евсевий в Церковной истории (кн. 1 гл. 5, стр. 45) пишет: «Имена Апостолов (12) Спасителя всякому известны из Евангелий, но списка 70-ти его учеников нигде никакого нет. Говорит, впрочем, что одним из них был Варнака… К ним же (70) принадлежал, говорят, и Сосфен, вместе с Павлом, писавший к Коринфянам». Но невероятно, чтобы Сосфен, писавший с Апостолом к Коринфской Церкви, через 20 лет (или более), по своем избрании Самим Господом ( Лyk. X, I ) в Апостолы, был начальником иудейской синагоги в Коринфе. Вероятно, Сосфен, упоминаемый Евсевием, был совершенно другое, отличное от Сосфена (Коринфского), лицо. Св. Сосфен впоследствии был епископом в г. Колофонии в Малой Азии; когда и какою смертью он скончался, неизвестно. В Православной церкви его память 8 декабря вместе со св. Аполлосом и друг.; а также 4 янвяря в соборе 70 Апостолов. У католиков память его 28 ноября. Некоторые толкователи св. Писания обращают внимание на то, почему Еллины били Сосфена, начальника синагоги. Одни (Фаррар 631 стр., Гроций, Каэтан и др.) считали его (Сосфена) главным предводителем попустивших и других иудеев вести св. ап. Павла к Галлиону, и Еллины (язычники), видя неблагосклонное отношение своего градоначальника, воспользовались удобным случаем, чтобы накопившуюся у них на иудеев злобу излить на Сосфена как виновника возмущения иудеев, а другие думают (Златоуст, Феодорит, Экумений), что бившие Сосфена были не еллины, а иудеи, что, прогнанные Галлионом вздумали наказать Сосфена, по их мнению, тайного друга Павла допустившего ему проповедовать в Синагоге.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010