– Это очевидно волшебство христианское! И повелел зверей отвести, а оруженосцам войти и убить мучеников» с. 679]. Мученик Аникита (12 августа) «Царь велел отдать святого Аникиту на съедение зверям: был выпущен громадный лев , который, с грозным ревом приблизившись к мученику, неожиданно сделался смирнее ягненка: он ласкался ко Святому и пот, выступивший от мучений на его челе и щеках, отер, как губою, лапою» с. 191]. Мученики Леонтин, Атт, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Миней, Катун и Евклей (1 августа) «Их отдали на растерзание зверям , но святые мученики укротили зверей, так что все, бывшие при этом, пришли в ужас и громко воскликнули: – Велик Бог христианский! – Тотчас же разразилась гроза с громом и молнией, причем на землю падал дождь вместе с огнем и градом» с. 28]. Мученики Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан (17 августа) «Их привели на место зрелищ и отдали на растерзание зверям, но звери не причинили им никакого вреда» с. 304]. Не только в древности благодать Божия хранила святых исповедников от пожирания кровожадными хищниками. Подобные примеры были известны и в 20 веке. Иеросхимонах Сампсон (Сивере) «В Соловках узников мучили разными способами. Батюшка об этом ничего не говорил. Но однажды рассказал такой случай: – Узников загоняли в подвальное помещение и впускали к ним голодных крыс, они съедали людей, оставляя один скелет. И со мной также поступили. Помню, как крысы по мне бегали. Покусали только мои пятки. – А как же Вы остались целы? А он ответил: – Они чистых людей не едят» [V, с. 32–33] 5.5. Звери не прикасаются к телам убиенных Святых Тела убиенных мучеников, почитаемые христианами как святые мощи, часто оставались нетронутыми хищными зве­рями и птицами. Это подтверждает реченное пророком: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится ( Пс.33:20–21 ). Мученики Виктор и Сосфен (16 сентября) «Осудил их мучитель на растерзание зверям. Когда же Святые шли на то место, где должны были их растерзать звери, то молились усердно Богу, чтобы Он умилосердился над ними и, простив им грехи, совершенные в то время, когда они пребывали в заблуждении и неверии, ввел их души туда, где пребывают верующие в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святитель Иоанн Златоуст в толковании на первый стих книги Бытия писал: «Прошу вас, будем внимать этим словам так, как будто бы мы слушали не Моисея, но самого Господа вселенной, говорящего устами Моисея, и распростимся надолго с собственными рассуждениями» с. 9]. Довериться авторитету выбранного учения и распроститься с собственным рассуждением – удел любого верующего, как христианина, так и эволюциониста. Так что если кому-то со стороны кажется, что православный человек ограничен рамками церковных догматов, то он должен иметь в виду, что всякий человек, избравший себе верой эволюционизм, вполне становится рабом этого антихристианского мировоззрения. Существенная разница между верой в Живого Творца и верой в эволюционное восхождение материи от первовещества до Homo Sapiens заключается в том, что за веру в «естественное» происхождение человека от низших животных никто свою кровь проливать не станет. История не знает ни одного «мученика за эволюцию». Равно как не знает ни одного мученика, готового умереть за бога – диспетчера эволюции, направляющего с ее помощью мир в течение миллиардов лет. За исповедание же веры в Бога Творца отдали свои жизни немало достойных людей. Если бы учение о Сотворении не имело догматического значения, за него, очевидно, не стали бы умирать многие поколения христиан. Приведем несколько высказываний святых мучеников, засвидетельствовавших свою веру в Бога – Творца неба и земли и проливших за свое исповедание кровь. Важно отметить, что большинство мучеников-христиан отказывались поклоняться языческим богам именно по причине своей веры в Бога как в Творца. Мученики Виктор и Сосфен: «До сих пор мы заблуждались, не ведая истины; ныне мы познали Единого Бога, создавшего небо и землю: Ему мы веруем и поклоняемся, твоих же богов, которым и мы прежде поклонялись, не ведая, что нас обольщают бесы, отныне уже почитать не будем. Делай с нами, что хочешь: в твоих руках – тела наши, а души – под защитой Божией» с. 314] (16 сентября). Мученик Князь Михаил Тверской: «Не подобает христианам проходить сквозь тот огонь, который нечестивые почитают за бога, я же – христианин; посему не пойду сквозь огонь и не поклонюсь твари, ибо я поклоняюсь Творцу, – Отцу и Сыну и Святому Духу, – Единому Богу в Троице, Создателю неба и земли» с. 390] (20 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Святой мученик Иустин Философ (†166) по примеру Апостолов всюду проповедовал Христа, обращал путем прений к святой вере иудеев и еллинов и утверждал в ней верных. Когда он пришел в Рим, восстал на него с сильнейшею ненавистью и большею злобою вышеназванный еллинский философ Крискент циник; святой Иустин часто имел с ним прения, всегда его одолевал и посрамлял пред всеми. Не будучи в состоянии противостоять Иустину и не зная, что иное делать, злобный Крискент возвел на него много ложных обличений перед римским судом. Святого взяли и, как повинного наказанию, мучили в узах и истязали на суде; но не нашлось в нем никакой вины. Завистник же, боясь, чтобы Иустина не отпустили на свободу, тайно приготовил смертный яд, посредством которого обманным образом и лишил жизни непобедимого воина Христова. Было это в 166 году. Святую преподобномученицу Евгению Римскую (ок. †262) насильно привели в языческий храм Дианы для поклонения, но не успела она еще вступить в него, как все капище вместе с идолом разрушилось. Мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, и она осталась невредима. Невредимой осталась она и в огне. Тогда ее бросили в ров, где она находилась десять дней. В это время ей явился Сам Спаситель и возвестил, что она войдет в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот светлый праздник, палач умертвил святую мученицу мечом. После того как святая великомученица Евфимия Всехвальная (†304) отвергла непристойные предложения правителя Приска, она была подвергнута различным истязаниям, однако она осталась невредимой благодаря Божией помощи (от колеса с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела, ее спас явившейся Ангел, остановивший колесо и исцеливший раны; в огненной печи, куда Евфимию должны были бросить, воины Виктор и Сосфен увидели двух Ангелов и сами стали христианами). Видя мужество Евфимии, правитель приказал отдать ее на растерзание зверям, но они, приблизившись к ней, лизали ей ноги. Одна только медведица нанесла ей небольшую рану, из которой потекла кровь; в это время послышался голос с неба, призывавший ее в горние обители, и тотчас она предала дух свой Господу, ради Коего со всею преданностью пострадала. И потряслась земля и город заколебался, стены разрушались, храмы падали и всеми овладел великий ужас. Когда же все в страхе убежали из цирка, святое тело мученицы осталось простертым на земле.

http://azbyka.ru/death/zemnaja-konchina-...

Епафрас, ап. из 70. еписк. 4 янв. Архипп, из 70, еписк., и Апфия св., мучч. при Нероне. 10 февр. Чудо от Архистратига Михаила, и Архипп преп. 6 сент. Колофон, в Малой Азии. Онисифор, ап. из 70 еп. 7 сент. Сосфен и Тихик, из 70 апп., епископы. 8 дек. Комана, в Каппадокии. Ермий воин, муч. ок. 166. 31 мая. Александр еп., муч. при Диоклетиане. 12 авг. Третье обретение главы Предтечевой, в 9 веке. 25 мая. Конония, в Писидии (град Канеотов, по Мес. В.). Зосима воин, муч. при Траяне. 19 июня. Константинополь. См. Византия, Царьград. Копстантиноград, Констанция, в Кипре. Нифонт еписк., 4 века. 23 дек. Григорий еписк. 4 марта. Коринф, в Ахаии. Сила, из 70, еп. 30 июля. Еликонида Солунская, муч. при Гордиане и Филиппе. 28 мая. Мучч. при Декии: Кодрат, Киприан и другие. 10 марта. Викторин, Виктор и другие. 31 янв. Леонид и жены: Хариесса, Ника и другие. 16 апр. Адриан. 17 апр. Текуса, Александра и другие, семь дев, мучч. 6 ноября. Павел врач, преп. 28 июня. Кордуба, в Ассирии. Пармелий, Елима, Хрисотель пресвитеры, Лука и Муко диаконы, Олимпий и Максим, мучч. при Декии. 30 июля. Кордуба, в Испании, Кордова. Осия еписк., испов. при Констанции. 27 авг. Корсика. Иулия девица, муч. ок. 440. 16 июля. Котуана Kotya е um, в Фригии. Мина воин, великомуч., при Диоклетиане. 11 ноября. Крит. Десять мучч., Феодул, Саторнин и прочие, при Декии. 23 дек. Мирон еписк., после Декиева гонения. 8 авг. Андрей архиеп., 8 века. 4 июля. Лавдия, Laus Pompeii, Лоди, в Ломбардии. Вассиан епископ, ум. 409. 10 июня. Лампсак, в Мизии. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина, мучч. при Декии. 18 мая. Парфений еписк., при Константине В. 7 февр. Евсхимон еписк., испов. при Феофиле. 11 марта. Лаодикия Карийская. Трофим и Фал, мучч. при Диоклетиане. 16 марта. Лаодикия Сирийская . Лукий, ап. из 70, епископ. 10 сент. Артемон пресв., муч. Кесарийский, ок. 303. 13 апр. Диодор и Дидим мучч. 11 сент. Ларисса, в Фессалии. Ахиллий еписк, ум. ок. 330. 15 мая. Латрская гора, в Малой Азии. (В прибрежии Средиземного Моря, не вдалеке от Милета, Амизона и Ефеса. Palaeogr. Montf.. р 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Чет. Минея. (Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 143). Мес. В. Март. Р. Обретение Креста 3 мая, возвращение его из персидского плена при Ираклии 14 сент. Предпр. 13, отдание 21 сент. В службе канон кир Космы. Св. отца нашего Иоанна Златоустог о, патриарха Константина-града. См. 13 ноября, на которое перенесена память его. Св. муч. Папия. Страдальчески скончался в Ликаонии, в царствование Максимиана, от игемона Магна. Пролог. (См. Сведение о св. муч. Папе 16 марта, от коего, кажется, не отличен св. Папий, или, как Мес. В. и Пролог называют его, св. Папа). 15 Св. муч. Никиты. Готфский воин, ученик епископа готфского Феофила, члена первого собора Никейского; сожжен по приказанию Афанариха (ок. 372). Чет. Минея. (Vita Metaph. ар. Surium ad 15 sept. Act SS. sept. V. p. 40) Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Филофея, пресвитера и чудотворца. Из села Мравино. Знаменит был благотворительностью и даром чудес. Пролог. (Act SS. sept. V. р. 113. Местечко Мравино, Μρμηξ, Myrmica, находилось в западной части Малой Азии). Мес. В. Св. муч. Порфирия. Он, пересмеивая христиан в присутствии Иулиана, пошел в воду, как бы, желая креститься, но, когда погрузился в нее с призыванием Святой Троицы, то сделался истинным христианином, обличил императора, и был обезглавлен. Пролог. (Act SS. sept. V. р. 37). Мес. В. 4 ноября. Март. Р. Обретение мощей св. Акакия, епископа мелитинского. (Morcelli Kalend. CPlit. I. р.148). См. сведение о св. Акакии 17 апр. Свв. двух мучениц дев, от меча скончавшихся. Чет. Минея. (Act SS. sept. V. р. 4). Обретение мощей св. первомученика Стефана. В 415 году. См. 2 авг. Память его 27 дек. Свв. мучч. Феодота и Асклиады. Из Маркиапополя; обезглавлены Фракийским воеводой п Адрианополе, в царствование Максимиана. Пролог. (Act SS. sept. V. р. 31). Мес. В. Март. Р. Св. муч. Максима. Убиен мечом. Пролог. Мес. В. и Март. Р. (Соединяют с двумя предшествующими мучч.). 16 Св. всехвальной великомученицы Евфимии. Дева, дочь знаменитых родителей, скончалась мученически в Халкидоне, в царствование Диоклетиана при анфипате Приске в 304 году. С ней пострадали два воина Виктор и Сосфен (10 Сентября). »И к колесам привязаема, и зверми растерзаема, и огнем и водою, обостривши помысл Божественным Духом, востекла к разумным чертогам, вено жениху принесши страдание». Стих. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Икона " Воспоминание чуда вмц. Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися (451 г) " . Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Объявив себя христианами Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел. Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом. Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона . Мощи св. великомученицы Евфимии Всехвальной. Патриарший кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца Константинопольского Патриархата Мощи и почитание Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения. В 451 году в городе Халкидоне , в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора . Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов , которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры.

http://drevo-info.ru/articles/1767.html

Лисий тотчас же велел снять с него знаки воинского звания и подвергнуть его истязаниям. С радостию вытерпел Евстратий самые ужасные мучения, хваля Бога. «Ты мне оказываешь величайшее благодеяние», говорил он Лисию, – «что даруешь мне счастие страдать за веру мою; ныне знаю, что я церковь Божия и что Дух Святый живет во мне. Отступите от меня все делающие беззаконие, яко услышал Господь глас плача моего, Господь молитву мою принял». Весьма многие из язычников, а также из тайно исповедовавших христианскую веру, соделывались самовольными мучениками, при виде непоколебимой никакими страданиями твердости святых мучеников Христовых, при виде их целости и невредимости после самых ужасных истязаний, при виде совершаемых или над ними, или чрез них каких-либо чудесных знамений силы Божией. По-видимому, мученики, которые вызывались на подвиги мученические взирая на пример других, были самовольные. Но не была ли основана их воля на воле Божией? Господь для того и сообщал непоколебимую твердость святым мученикам, для того и совершал над ними и чрез них чудесные знамения, чтобы, сколько с одной стороны убедить их самих в Своем невидимом присутствии с ними, в Своей помощи им и чрез то до конца поддержать их в их исповедании, столько и еще более для того, чтобы те, которые преследовали веру христианскую не по ожесточению, а только по неведению ее, или вера которых была слаба, – хоть чудесными знамениями ее приведены были к убеждению в истинности ее и в святости неустрашимого ее исповедания ( Ин. 10:38 ). И потому как могут назваться самовольными те, которые зрелищем геройски претерпеваемых мук за Христа убеждены были, что их самих Господь зовет к тому же подвигу, и потому отозвались послушно на этот глас Божий? Таковы, например, были святые мученики из язычников, два воина: Виктор и Сосфен. Когда нечестивый судья велел им оставшуюся после самых ужасных истязаний здравою святую Евфимию повергнуть в раскаленную печь, они вдруг увидели среди огня Ангелов Божиих, запрещавших им прикасаться к мученице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Траянополь Фракийский. Гликерия дева и Лаодикий, мучч. при Антонине. 13 мая. Тревия, Trebia, в Италии, не вдалеке от Сполета. Емилиан еп. и другие, мучч. при Диоклетиане. 18 авг. Триглийская обитель. Стефан игумен, исповедник при Льве Армянине. 28 марта. Трикассина, Trecae , в Галлии, ныне Troyes. Патрокл, муч. при Аврелиане. 17 авг. Тримифунт, Tr e mi th us, в Кипре. Спиридон еписк., ум. ок. 348. 12 дек. Триполь, в Финикии. Леонтий, Ипатий и Феодул воины, мучч. при Веспасиане. 18 июня. Феремин (в Малой Азии). Косма и Дамиан, безмездные врачи, и мать их Феодотия. 1 ноября. Ферентия, Ferentum , F orenza, в Италии. Вонифатий милостивый, еписк. 6 в. 10 дек. Ферма, Скитская пустыня в Ливии. (Соз. 6. 29; Палл. 23). Феодор преп., 4 века. Субб. с. Филаделфия Азийская, в Лидии. Димитрий еп. 4 янв. Филаделфия Аравийская. Зинон и Зина, слуга его, мучч. при Максимиане. 22 июня. Филиппополь Фракийский. Ерм, из 70. 31 мая. Севир и Мемнон, и с ними 37 мучч. при Иулиане. 20 авг. Финикия. (Сн. Вирит, Вивл, Птолемаида, Тир, Триполь). Анания пресв., Петр, темничный ключарь, и семь воинов, мучч. при Диоклетиане. 26 янв. Евсевий муч. 31 сент. 3осима преп., 6 века. 8 июня. Формия, Formiae , в Италии (где ныне Мола). Еразм еп.. муч. ок. 303. 4 мая. Фотика, в Епире. Диадах еп., 5 века. Субб. с. Фригия . (Сн. Аморей, Иераполь, Колоссы, или Хоны, Котуана, Поливот, Сипада, Тивериополь). Ариадна, муч. при Адриане. 18 сент. Коинт, муч. при Аврелиане. 6 июля. Приск муч. 21 сент. Халкидон. Евфимия великомуч., Виктор и Сосфен воины, мучч. ок. 304. 16 сент. Севириан муч. при Максимиане. 22 авг. Солохон, Памфамир и Памфалон воины, мучч при Максимиане. 17 мая. Мануил, Савел и Исмаил Персиане, мучч. при Иулиане. 17 июня. Собор Вселенский 1-й, в 451. 16 июля. Чудо великомуч. Евфимии в 451 году. 11 июля. Никита еп., исповедник при Льве Армян. 28 мая. Косма еп. испов. при нем же, и Авксентий преп., его сострадалец. 18 апр. Лука, новый столпник, 10 века. 11 дек. Херсон, в Тавриде. Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Капитон и Еферий, священномучч. 4 века. 7 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Мн. жертвы Г. имп. Диоклетиана почитаются Церковью в дружинах. Таковы, напр., еп. Ианнуарий Лаодикийский с диаконами Прокулом, Сиссием и Фавстом и др. (пам. 21 апр.), пресвитеры Трофим и Фал Лаодикийские (пам. 16 марта), Милитинские мученики (пам. 7 нояб.), мч. Феодот и 7 дев Анкирских (пам. 18 мая, 6 нояб.), мц. Феодулия, мученики Елладий, Макарий и Евагрий Аназарвские (пам. 5 февр.); Маврикий Апамейский и 70 воинов (пам. 22 февр.), Исаакий, Аполлос и Кодрат Испанские (пам. 21 апр.), мученицы Валерия, Кириакия и Мария Кесарийские (пам. 7 июня), дева Лукия Римская с дружиной (пам. 6 июля), мученики Виктор, Сосфен и вмц. Евфимия Халкидонские (пам. 16 сент.), мученицы Капитолина и Еротиида Кесарие-Каппадокийские (пам. 27 окт.) и мн. др. Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр. Икона 1-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Мученики Андрей Стратилат, Флор и Лавр. Икона 1-я пол. XVI в. (ГМЗРК) Весной 303 г. в Армении и Сирии вспыхнули мятежи. Диоклетиан обвинил в этом христиан, и вскоре последовали один за другим новые эдикты: один предписывал заключать в тюрьму предстоятелей общин, другой - освобождать согласившихся принести жертву, подвергая пыткам отказавшихся. В кон. 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала. Однако вскоре имп. Диоклетиан тяжело заболел и власть фактически оказалась в руках Галерия. Весной 304 г. был издан 4-й эдикт, повторявший отчаянные меры имп. Деция. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. От применения этого эдикта по всей империи, за исключением Галлии и Британии, пострадало множество верующих. 1 мая 305 г. Диоклетиан сложил с себя власть, заставив поступить так же Максимиана Геркулия. С этого момента Г. фактически прекратилось на Западе, во владениях ставшего августом Констанция Хлора и его наследника Константина Великого. Не возобновлялись преследования христиан и др. правителями Запада - Флавием Севером, Максимианом Геркулием и Максенцием. Имп. Галерий (293-311)

http://pravenc.ru/text/166129.html

В Италии, Испании и Африке, подвластных императору Максимиану Геркулию, а также на Востоке, во владениях Диоклетиана и Галерия, церковные книги сжигались, храмы стирались с лица земли. Были случаи, когда сами клирики передавали местным властям церковные ценности и священные книги. Другие, подобно епископу Мензурию Карфагенскому, подменяли богослужебные книги еретическими и отдавали последние властям. Были и мученики, отказавшиеся выдавать что-либо, как Феликс Тубизский в Сев. Африке). Среди наиболее известных и почитаемых мучеников времени Гонений императора Диоклетиана — Маркеллин с дружиной , Маркелл, папа Римский, с дружиной , великомученица Анастасия Узорешительница , великомученик Георгий Победоносец , мученики Андрей Стратилат , Иоанн Воин , Косма и Дамиан Бессребреники , Кирик и Иулитта Тарсийские , Кир и Иоанн Египетские с дружиной , архидиакон Евпл Катанский , великомученик Пантелеимон Никомидийский , мученик Феодот Корчемник , мученик Мокий Византийский пользовавшийся известностью в Константинополе; Севастиан Римский , культ которого приобрел большое значение в Западной Европе в средние века. Многочисленные жертвы Гонений императора Диоклетиана почитаются Церковью в дружинах. Таковы, например, епископ Ианнуарий Лаодикийский с диаконами Прокулом, Сиссием и Фавстом и др. , пресвитеры Трофим и Фал Лаодикийские , Милитинские мученики , мученик Феодот и 7 дев Анкирских , мученица Феодулия , мученики Елладий, Макарий и Евагрий Аназарвские ; Маврикий Апамейский и 70 воинов , Исаакий, Аполлос и Кодрат Испанские , мученицы Валерия, Кириакия и Мария Кесарийские , дева Лукия Римская с дружиной , мученики Виктор, Сосфен и великомученица Евфимия Халкидонские , мученицы Капитолина и Еротиида Кесарие-Каппадокийски и мн. др. Весной 303 г. в Армении и Сирии вспыхнули мятежи. Диоклетиан обвинил в этом христиан, и вскоре последовали один за другим новые эдикты: один предписывал заключать в тюрьму предстоятелей общин, другой — освобождать согласившихся принести жертву, подвергая пыткам отказавшихся. В кон. 303 г. Диоклетиан по случаю празднования 20-летия вступления на престол объявил амнистию; множество христиан были выпущены из тюрем, и интенсивность преследований спала. Однако вскоре имп. Диоклетиан тяжело заболел и власть фактически оказалась в руках Галерия.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010