“Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю”,— говорил он в свое время епископу Гервасию. Такой позиции в отношении григорианцев он держался до конца своей жизни. В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиереев на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Архиепископ Иларион был в числе епископов, выработавших в 1926 году церковную декларацию, определяющую положение Православной Церкви в новых исторических условиях. Она сыграла огромную роль в борьбе с возникшими тогда разделениями. В ноябре 1927 года некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. “Никакого раскола!— возгласил архиепископ Иларион.— Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию!” 28 июня 1928 года владыка Иларион писал своим близким, что до крайней степени не сочувствует всем отделившимся и считает их дело неосновательным, вздорным и крайне вредным. Такое отделение он считал “церковным преступлением”, по условиям текущего момента весьма тяжким. “Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, что бы превосходило меру снисхождения и терпения”,— заявляет он. А в письме от 12 августа 1928 года развивает свою мысль: “Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат”. При этом он делает заключение, что митрополиту Иосифу ничего не докажешь, “хоть лбом об стенку бейся”, что он, как допустивший грех отделения по злобе, останется до конца жизни при своих взглядах. Много трудов положил архиепископ Иларион и для того, чтобы переубедить епископа Виктора (Островидова) Глазовского, близкого по направлению к иосифлянам. “Говорить с ним не приведи Бог,— писал владыка в письме от 28 июня 1928 года.— Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает”.

http://pravoslavie.ru/sm/051226191258.ht...

Вотча. Стефано-Афанасьевский Вотчинский мужской монастырь. Церковь Виктора (Островидова). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Виктора (Островидова), епископа Глазовского, в Стефано-Афанасьевском Вотчинском монастыре, освящена во имя епископа Щадринского Виктора (Островидова) (1875-1934). Небольшая деревянная церковь на подклете, сооруженная в 1994-1996 гг. попечением писателя Ю. А. Екишева. Представляет четверик, увенчанный двумя убывающими по ширине восьмериками, с алтарем и притвором, с отдельно стоящей колокольней. Комментарии и обсуждение Храм был построен при участии коми-писателя, религиозного и политического деятеля Ю.А. Екишева (вместе с его отцом). Впоследствии Юрий Анатольевич поддержал сторонников РПЦЗ(В). --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=15150

В Преображенском монастыре Вятской епархии состоялись торжества в день памяти священноисповедника Виктора (Островидова) 2 мая 2020 г. 13:02 2 мая 2020 года, в день памяти святителя Виктора (Островидова), епископа Глазовского, митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в Преображенском женском монастыре города Кирова. Накануне правящий архиерей возглавил в Преображенском монастыре всенощное бдение и акафист священноисповеднику Виктору у раки с мощами святого. За Литургией главе Вятской митрополии сослужили благочинный Трифонова монастыря игумен Вениамин (Веселов), клирики Преображенского женского монастыря протоиерей Дмитрий Кириллов, иерей Алексей Борисов и иерей Сергий Бабинцев. За богослужением молились настоятельница игумения София (Розанова) с сестрами обители. Песнопения исполнил архиерейский хор Успенского собора города Кирова (регент Л.А. Телегина). Архипастырь возвел в сан пресвитера клирика Успенского собора города Кирова диакона Евгения Чернядьева. На малом входе указом митрополита Марка клирик Преображенского храма диакон Даниил Бабин был удостоен права ношения двойного ораря. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Кириллов. По окончании Литургии митрополит Марк совершил молебен у раки с мощами святителя. Вятская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вятка (Киров). Троицкий Александро-Невский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1992. Адрес: 610000, г. Киров, ул. Проезжая, 27 Координаты: 58.613197, 49.749473 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкий женский монастырь, в г. Вятка. Основан в 1992 г. при Троицком храме бывш. с. Макарье (ныне в черте г. Вятки). В обители 2 храма: Троицкая церковь (1775г.) и храм св. блгв. кн. Александра Невского, в котором с 1997 находятся мощи священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского. Русские монастыри и храмы. Историческая энциклопедия. М., 2010. С. 574. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ныне женский монастырь полностью переехал в Преображенский Вятский. Храм функционирует как приходской. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03211

В возрасте десяти лет, в 1888 году Константин поступает в приготовительный класс Камышинского духовного училища. В 1889 году он оканчивает приготовительный курс по первому разряду, и, по результатам испытаний, переводится в первый класс училища . В 1889-1893 годах Константин учится в Камышинском духовном училище. На протяжении всех четырех лет воспитанник Островидов в результате экзаменационных испытаний оказывался во втором разрядном списке. По окончании в 1893 году духовного училища Константин поступает в Саратовскую духовную семинарию. Первый класс семинарии Островидов Константин закончил со следующими результатами: очень хорошие отметки(4) — Священное Писание, латинский язык, французский язык; хорошие отметки (3) — математика, гражданская история, греческий язык, церковное пение (в 1й и во 2й четверти была отметка 2), словесность, письменные упражнения (словесность, Св. Писание, гражд. история), отличную отметку воспитанник имел только по поведению; по болезни было пропущено 69 уроков, 54 из них в третьей четверти. Подобные успехи по учебе были у семинариста Островидова и в следующие годы — с первого по пятый класс он находился во втором разрядном списке. Шестой, выпускной класс семинарии Константин закончил по первому разряду. «По окончании полного курса учения в Семинарии, Островидов Константин причислен педагогическим собранием Семинарского Правления, от 10/11 июня 1899 г., с утверждения епархиального Архиерея, к первому разряду воспитанников оной и удостоен звания студента семинарии» . Семинарский аттестат Константина содержит также сведения, что « при отличном поведении» он достиг следующих результатов: отличных (5) по — обличительному Богословию, гомилетике, психологии, медицине; очень хороших (4) по — изъяснению Священного Писания, Библейской истории, общей церковной истории, истории русской Церкви, учению о русском расколе, основному, догматическому и нравственному Богословиям, практическому руководству для пастырей, литургике, истории русской литературы, алгебре, геометрии, физике, логике, истории философии, дидактике, латинскому и еврейскому языкам; хороших (3) по — русской словесности, всеобщей гражданской истории, русской гражданской истории, церковному пению, греческому и французскому языкам.

http://bogoslov.ru/article/614333

Подпишитесь на наш Телеграм Священноисповедник Виктор (Островидов) (1875–1934) Личность священноисповедника Виктора (Островидова), викарного епископа Вятской епархии, с трудом вписывается в привычные рамки. Ему было тесно и в позолоченной оправе синодальной системы, и в тисках легального существования Церкви при советской власти. Трудно вместить его образ и в привычные каноны агиографии. Неубедительность интеллектуальных усилий в осмыслении феномена святителя лишь подтверждает его собственные богословские взгляды. Смысл жизни 15 февраля 1904 года в Саратове состоялось очередное заседание «религиозно-нравственных чтений». В переполненном зале музыкального училища присутствовала знать во главе с губернатором П. А. Столыпиным, правящий архиерей Гермоген (Долганов) с духовенством. Лектор — молодой иеромонах Виктор (Островидов) — говорил о психологии «недовольных людей» в произведениях Максима Горького. Отец Виктор рассказывал, как герои Горького, «не находя никакого смысла в жизни» и постоянно ощущая душевную пустоту, ищут «некоторую отраду, некоторое утешение в босяцкой скитальческой жизни, в быстрой смене впечатлений». Как они озлобляются из-за равнодушия окружающих, хотя при этом их душа «сохраняет чуткость к добру». После лектора взял слово саратовский священник Иосиф Кречетович. Он предложил назвать героев Горького «больными людьми и рассматривать их с точки зрения физиологической, но никак не с психологической». Иеромонах Виктор и епископ Гермоген не согласились с таким утверждением. В двух следующих лекциях (22 и 29 февраля) отец Виктор говорил о смысле жизни. С точки зрения «прогрессивного учения», смысл жизни сводится к творению добра, самопожертвованию в пользу ближних — что в итоге «будто бы приводит к общей гармонии». Но такой путь предлагает нам «изображать из себя живой навоз в истории, удобрение почвы для этой гармонии». Фальшь этой морализаторской проповеди ощущают не только несчастные герои Горького, но и немецкий философ Ницше, который «в противовес этой теории советует… поставить свое я “по ту сторону добра и зла” и тем низвести человека на степень животного». Тогда как подлинный смысл жизни заключен в очищении своей личности от зла, «в удалении от грязи и пошлости». Этот путь «труднее разных философских утопий», но на этом пути мы «сейчас же встречаемся с личностью Христа, и не с Христом-моралистом, а с Христом-Искупителем, Спасителем мира».

http://blog.predanie.ru/article/ne-lyuba...

Посему до тех пор, пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению. Такое отношение к митрополиту Сергию и его Синоду я не понимаю как отделение от руководимой митрополитом Сергием части Православной Церкви, так как личный грех митрополита Сергия относительно управления Церковью не повреждает содержимого и этой частью Церкви – православно-догматического учения, но я глубоко скорблю, что среди единомысленных митрополиту Сергию архипастырей в нарушение братской любви уже применяется по отношению к несогласным и обличающим их неправоту кличка отщепенцев-раскольников. Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь; страшусь только приступать и прилепляться к тому, что признаю греховным по самому происхождению, и потому воздерживаюсь от братского общения с митрополитом Сергием и ему единомышленными архипастырями, так как нет у меня другого способа обличать согрешающего брата. Известные мне неоднократные попытки личных и письменных братских увещаний, обращенных к митрополиту Сергию со стороны почившего ныне митрополита Агафангела, митрополита Иосифа с двумя его викариями, архиепископом Угличским Серафимом [Самойловичем], епископом Вятским Виктором [Островидовым], не могли вернуть митрополита Сергия на надлежащее место и к подобающему образу действий. Повторять этот опыт было бы бесполезно. Посему подобно сим архипастырям и вместе со всеми, кто считает учреждение так называемого Временного Патриаршего Синода погрешительным, воздержание от общения с митрополитом Сергием и единомышленными ему архиереями признаю исполнением своего архипастырского долга. Этим воздержанием с моей стороны ничуть не утверждается и не заподазривается якобы без- благодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств (да сохранит всех нас Господь от такого помышления), но только подчеркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. Посему литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду, если не окажется в наличии священника, разделяющего мое отношение к митрополиту Сергию и так называемому Временному Патриаршему Синоду. Подобным образом, находясь в местности, где все храмы подчиняются так называемому Временному Патриаршему Синоду, я не пойду в них молиться за общим богослужением, но совершить в одном из них литургию в одиночку или с участием единомышленных мне клириков и верующих, если бы таковые оказались в наличии, признаю возможным без предварительного освящения храма. Так же, по моему мнению, может поступать и каждый священнослужитель, разделяющий мое отношение к митрополиту Сергию и учрежденному им Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

60 Михаил (Грибановский) , еп. Сочинения. Письма. Жизнеописания. М., 2011. С. 625. В этом же письме преосвященный Михаил высказывает и еще оно замечание, подтверждающее, что преосвященный Антоний как источник мысли архим. Сергия нами указан правильно: «…что та загробная жизнь не есть юридическая только награда, или наказание – это, безусловно, верно; но предполагать, что та жизнь: есть просто продолжение этой без всякой коренной метаморфозы – это тоже рискованно. Мы не можем туда перенести никаких законов пространства и времени, дробности наших душевных сил и пр.; уже самое слово «вечность» показывает на нечто не количественное только, но и качественно различное и с этим придется считаться…» (Там же). 61 Напр.: «В творениях св. И. Златоуста, как мы уже говорили, можно находить кажущиеся основания для самого крайнего внешнего, судебного представления о будущей судьбе человека. Вечная жизнь, по его словам, так существенно отлична от настоящей, и вступление в нее так будет поразительно, по своей новизне, для человека, что может сравниться разве с состоянием новорожденного младенца, которому вдруг вручили бы управление государством… Однако так решительно противополагать вечную жизнь можно только нашему обычному, себялюбивому настроению. Для нас жизнь для земных интересов так обычна, мы так глубоко и искренно веруем в непреложность принятых у нас законов и житейских правил, что всякая другая жизнь сделалась для нас совершенно непонятной и непредставимой. Поэтому-то и св. И. Златоуст, обращаясь к слушателям обычного житейского склада, и мог прибегнуть к приведенному способу представления» (Православное учение о спасении. С. 138). 62 «В аналитике было доказано, что добродетель (как достойность быть счастливым) есть первое (oberste) условие всего того, что только может нам казаться желательным, стало быть и всех наших поисков счастья, стало быть есть верховное благо. Но она еще не есть полное и совершенное благо как объект способности желания разумных конечных существ; чтобы быть таким благом, для этого нужно еще счастье, и притом не только в пристрастных глазах отдельного лица, которое делает целью самого себя, но даже в суждении беспристрастного разума, который рассматривает добродетель вообще в мире как цель самое по себе» (Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 441).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Более того, на эту высшую ступень духовной жизни нельзя вступить без прохождения первой ступени доброделания ради наград или из страха наказания. Таким образом, учение, изложенное архим. Сергием, представляет собой не возврат к отцам, а «дань либеральному движению среди русского народа» 17 . Вследствие этого, при­ходит к выводу владыка Серафим, «мы не можем назвать “Православное учение о спасении” А[рхимандрита] Сергия – православным и считаем, что это уче­ние, как противное Свящ[енному] Писанию и святоотеческому учению, должно быть Православной Церковью отвергнуто» 18 . Однако и здесь можно предпола­гать некоторый субъективизм, обусловленный церковно-политической ситуа­цией. Работа владыки Серафима опубликована в 1943 г., то есть еще в годы его принадлежности к РПЦЗ, где отношение к митрополиту Сергию было очевидно отрицательным. Как бы то ни было, столь серьезные упреки заслуживают, очевидно, внима­ния. Чтобы оценить их силу, рассмотрим основные тезисы диссертации архи­мандрита Сергия. Вкратце они суть таковы: 1. Вопрос о личном спасении есть важнейший в христианском вероучении, так как именно этот вопрос касается непосредственно жизни каждого человека 19 . В этом вопросе православие и инославие безусловно и принципиально противоположны друг другу 20 . Эта противоположность может быть понята как противоположность двух мировоззрений – правового и нравственного 21 . 2. Правовое жизнепонимание предполагает, что блаженство человека явля­ется наградой за его добрые дела, но в этом случае нельзя сказать, что человек подлинно любит Бога 22 , так как Богу нужны не дела наши, а настроение, в кото­ром мы могли бы совершать соответствующие ему дела 23 . 3. Правовое жизнепонимание предполагает «помимовольное пересоздание» человека благодатью. С православной же точки зрения благодать только закреп­ляет совершенный человеком свободно нравственный выбор 24 . 4. Таким образом, спасение состоит в постепенном нравственном самоусовершенствовании человека, которое мало-помалу делает его причастником веч­ной жизни; последняя, следственно, является прямым продолжением этой: там лишь получает естественное раскрытие то направление жизни, которого чело­век придерживался на земле 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Уржум. Часовня Виктора (Островидова). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Виктора (Островидова) Год постройки:2009. Ссылки:   Адрес: Кировская область, Уржумский район, г.Уржум, ул. Советская, 34 Координаты: 57.109807, 50.006348 Проезд:Часовня на территории Троицкого собора Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По пояснению пресс-службы Уржумской епархии, помещение разделено на две части. В одной находится церковная лавка, другая часть помещения отведена под часовню, в которой находится икона святого с частичкой его мощей. Часовня в честь Виктора (Островидова) была обустроена к 90-летию создания Уржумской епископской кафедры по указу Патриарха Тихона и Священного Синода 3716 от 2 (15) декабря 1919 г. По этому же указу, 8 января 1920 г. состоялась хиротония Виктора Островидова во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. После ремонта, 15 апреля 2018 года была заново освящена часовня в честь Виктора (Островидова). Часовня находится в северо-западной башне ограды Троицкого собора. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=44694

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010