Мама отца Глеба – Александра Романовна (в девичестве Сульменева; 1895–1933) Наша мама Лидия Владимировна, урожденная Амбарцумова, была дочерью священномученика Владимира, пресвитера московского, отец которого был армянином, а мать – немкой. В аттестате об образовании он записан как Вольдемар Амбарцумович. Амбарцумовы родом из города Шемахи, что располагается на территории нынешнего Азербайджана – тогда в Бакинской губернии. Его мама (в девичестве Кноблох) происходила из немецкой лютеранской колонии Сарепта (это окраина современного Волгограда). Владимир Амбарцумов в студенческие годы перешел из лютеранства в баптизм, а потом, в 1926 году, – в Православие. Мамина мама – Валентина Алексеевна Алексеева – принадлежала к известному купеческом роду, один из представителей которого был московским главой. Событие, столь многое определившее, в том числе и в жизни потомков Папа матушки Лидии – отец Владимир Амбарцумов. 1927 год В 1927 году Владимир Амбарцумов был посвящен в сан священника. Его рукоположил епископ Глазовский Виктор (Островидов), ныне причисленный к лику святых. Хиротония состоялась в городе Глазове, там дедушка был приписан сначала как диакон, потом как священник к одному из храмов, а через несколько дней получил отпускную грамоту и приехал в Москву. В столице он сначала служил в храме святого князя Владимира в Старых Садех на Ивановской горке напротив Иоанновского монастыря. В течение нескольких лет он был внештатным священником в этом храме до его закрытия. С 1930 года дедушка служил в храме святителя Николая в Соломенной Сторожке. В начале 1930-х годов семьи Калед и Амбарцумовых сблизились. Папа стал духовным сыном отца Владимира. Тогда же произошло знакомство наших родителей, то есть когда они были еще детьми. Мама помнила первый приезд семьи Калед к ним в Сергиев Посад, где они тогда жили. Тогда она или её старший брат Евгений сказали: «Как хорошо бы нам всегда жить с Каледами». Эти слова оказались пророческими. Начиная с того времени папа начал дружить с сыном отца Владимира – Евгением (будущим протоиереем Евгением, настоятелем Троицкого и Князь-Владимирского собора в Ленинграде; †1969).

http://pravoslavie.ru/143546.html

Что же касается письма от 22.10 (04.11) 1927 года, в котором митрополит Сергий и сотрудничающие с ним епископы именуются «церковными прелюбодеями» и приводятся слова некой «блаженной» о том, что митрополит Сергий «хуже еретика», то авторство его приписывается владыке Илариону ошибочно. По стилю, структуре, основным идеям и темам, по характерным терминам, выражениям и употребляемым образам следует признать это письмо принадлежащим перу мученика Михаила Новоселова 385 . Архиепископ Иларион приложил немало усилий для вразумления отделившегося от митрополита Сергия епископа Виктора (Островидова), бывшего Глазовского, а затем Ижевского и Боткинского, временно управлявшего Вятской епархией, а в 1928 году угодившего на Соловки. Задача эта была весьма нелегкой. Ее не смогли решить до этого многие иерархи. Вот что говорил об этом сам владыка Иларион: «Который Глазовский, ну это прямо искушение одно. Говорить с ним не приведи Бог . У него все будто навыворот, и все говорит, что все родные за него, и ничего слушать не хочет... Ну совсем человек сбился и себя одного за правого почитает» 386 . Митрополит Иоанн (Снычев), ссылаясь на документ из архива митрополита Мануила (Лемешевского) 387 , пишет, что стараниями архиепископа Илариона епископ Виктор примирился и вошел в общение с митрополитом Сергием (Страгородским) , о чем письменно уведомил православных Вятской епархии, призвав их последовать своему примеру, после чего раскол в Вятской земле скоро сошел на нет 388 . 375 Чехранов Павел, свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний//Воспоминания соловецких узников/редкол.: иерей В. Умнягин (отв. ред.) и др. -Соловки, 2013. Т. 1:1923–1939. С. 711–715. 376 Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия... – Самара: [Б.и.], 1997. С. 86, 87. 380 Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Иларион (Троицкий) , архиепископ Верейский, викарий Московской епархии//Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 2005. С. 438.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Бялозор Александр Адольфович; 1866, г. Бобруйск Минской губ.- 1933), еп. Ростовский. Отец служил секретарем в городской думе. Когда А. исполнилось 3 года, родители развелись, и мать с сыном переехала в Тифлис. В 1874 г. мать умерла, и мальчика воспитывала женщина, ранее помогавшая ей по хозяйству. Вскоре она отдала ребенка в архиерейский дом Астрахани, где его взял на попечение еп. Евгений (Шерешилов), отличавшийся исключительным благочестием и милосердием. Благодаря его заботам в 1884 г. А. окончил Астраханскую ДС. В 1886 г. тайно покинул благотворителя и уехал в Смоленск, предполагая заняться артистической деятельностью. Однако, тяжело заболев и раскаявшись, вернулся к еп. Евгению и испросил у него прощение. В 1889 г. еп. Евгений был назначен на Ставропольскую кафедру, и с 1890 г. А. служил делопроизводителем при ставропольском архиерейском доме. В 1891 г. еп. Евгением рукоположен во диакона, в 1892 г.- во священника и служил в ц. вмч. Пантелеимона в Ейске. Одновременно в течение неск. лет нес послушание законоучителя в городских духовных уч-щах. В 1922 г. был вызван обновленческим ВЦУ (см. Обновленчество ) в Москву и, будучи к тому времени вдовым священником, рукоположен обновленцами во епископа Ставропольского, в 1923 г. назначен обновленческим епископом Таганрогским. В сент. 1923 г. принес покаяние, принят в сущем сане в общение с РПЦ, ушел на покой и уехал в Ейск. В 1930 г. А. обратился к Заместителю Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) с просьбой назначить его на кафедру и стал епископом Барнаульским, а в 1931 г.- епископом Ростовским. В 1932 г. по состоянию здоровья подал прошение об увольнении за штат и поселился в Ейске. В янв. 1933 г. арестован ОГПУ и ложно обвинен в организации церковно-монархической группы, руководимой из-за рубежа, и в работе по созданию повстанческих ячеек. Под давлением следствия признал себя виновным. Расстрелян по приговору тройки при ПП ОГПУ 7 мая 1933 г. Арх.: УФСБ РФ по Краснодарскому краю. Арх. П-48721. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 45. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64248.html

111. Рогачев, М. Ссыльные архиереи в Коми Автономной Области//Вера-Эском: христиан. газета. 2004. 457. С. 19–20. 112. Санкт-Петербургский мартиролог/[отв. ред. В. Сорокин; сост. В. М. Шкаровский [и др.]. СПб., 2002. с.: ил.– Из содерж.: Иларион (Троицкий) , архиеп. Верейский; Василий (Зеленцев), еп. Прилуцкий; Аркадий (Остальский) , еп. Лубненский, Полтавский; Виктор (Островидов), еп. Вятский, Шадринский, Глазовский; Владимир (Лозина- Лозинский), протоиерей; Александр (Сахаров), протоиерей; Мануил (Лемешевский) , митроп. Куйбышевский и Сызранский; Димитрий (Любимов), архиеп. Гдовский; Василий (Дохтуров), еп. Пинежский, Каргопольский, Вытегорский; Амвросий (Либин), еп. Лужский; Николай (Муравьев-Уральский), еп. Рыбинский; Нектарий (Трехвинский), еп. Яранский; Николай (Александров), воспитанник И. Кронштадтского; Феодосий (Алмазов), архимандрит; Анатолий (Алявдин); И. М. Андреевский, историк РПЦ; В. М. Верюжский, протоиерей, профессор Ленинградской Духовной академии; Н. А. Вишняков, диакон; П. Н. Ивановск ий , протоиерей; П. А. Флоренский, философ, богослов; Иосиф (Софронов), архимандрит и др. 113. Святые Новомученики и Исповедники, в земле Казахстанской просиявшие: альбом/Астанайская и Алмаатинская епархия, Правосл. Св.-Тихон, гуманит. ун-т; рук. работы митр. Мефодий. М., 2008. 566 с.: ил. 114. Симбирская Голгофа (1917–1938)/сост. свящ. Владимир Дмитриев. Уьяновск, 1996. 164 с.: ил. Из содерж.: [Митрофан (Гринев), епископ].– С. 57–59. 115. Синенко, С. Уфимская епархия: худож.-докум. повествование. Уфа: ГУП «Гос. респ. изд-во «Башкортостан», 2009. 304 с.: ил. 116. Соловецкие новомученики/сост. игумен Дамаскин (Орловский). М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря, 2009. 443, с., л. цв. ил.: портр. 117. Соловецкие новомученики: избранные жизнеописания: [сб.]/сост.: игум. Дамаскин (Орловский); [предисл.: архим. Мефодий]. М.; Соловки [пос. Соловецкий, Архангельская область]: Изд. Спасо-Преображ. Соловец. ставропиг. мужского монастыря [и др.], 2009. 302, л. ил.: цв.ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1998. Сб. 34. С. 356-361; Обращения к представителям власти/Публ. и примеч. О. Косик//Богословский сб./ПСТБИ. 1999. Вып. 4. С. 225-252; Молитва всех вас спасет: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия, еп. Ковровского/Сост. О. В. Косик. М., 2000; Собрание писем свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. Ист.: Епископы-укрыватели//Призыв. Владимир, 1922. 52. 21 апр.; К суду над епископами-укрывателями//Призыв. 1922. 66. 3 июня; Еп. Афанасий: Некролог//ЖМП. 1962. 12. С. 15-17; Трапани Н. В. Еп. Афанасий (Сахаров): (Восп.)//Вестн. РХД. 139. С. 195-217; Фудель С. И. Воспоминания. Гл. 7: Еп. Афанасий//Новый мир. 1991. 4; Вострышев М. Следственное дело 36960: (По архивам КГБ)//ЖМП. 1993. 3. С. 15-18; Житие свт. Афанасия еп. Ковровского, исповедника и песнописца (1887-1962). М., 2000; Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: Обзор Деяний. 3-я сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, Г. Щульц. М., 2000. С. 163-168, 177-178, 357; После Туруханской ссылки: Письма священномученика митр. Кирилла Казанского к священноисповеднику еп. Афанасию Ковровскому/Публ., примеч. и подгот. текста О. В. Косик//Богословский сб. 2001. Вып. 8. С. 352-363. Лит.: Крестный путь преосв. Афанасия (Сахарова)//Вестн. РХД. 1983. 107. С. 170-211; Кравецкий А. Г., Плетнёва А. А. Деятельность еп. Афанасия (Сахарова) по исправлению богослужебных книг//Славяноведение. 1996. 1. С. 114-124; Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917-1923)//Богословский сб./ПСТБИ. 2000. Вып. 4. С. 26-75; она же. Церковная история перевернула страницу: (К истории письма священноисповедника еп. Афанасия Ковровского о воссоединении с Московской Патриархией, 1955 г.)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 2001. М., 2002. Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/76846.html

Отдельный случай представляет епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) . Афанасия арестовали в 1922 г., и за исключением коротких перерывов он постоянно жил в заключении вплоть до 1954 г. Он отложился от митрополита Сергия около 1930 г., поскольку посчитал, что тот незаконно принял на себя обязанности заместителя местоблюстителя патриаршего престола. Он восстановил каноническое общение с иерархией Русской Православной Церкви в 1945 г., когда был избран патриарх Алексий I. На протяжении своей нелёгкой жизни (он умер в 1962 г. в возрасте 75 лет) Афанасий был весьма почитаем среди верующих и стал духовным отцом многих православных 1937 . Агафангел и Афанасий канонизированы как исповедники. Самым непримиримым противником сложившегося типа отношений Русской церкви с советской властью среди канонизированных «непоминающих» был, наверное, епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Василий не только разорвал общение с Сергием в 1927 г., но и не восстановил канонические сношения с его преемником, патриархом Алексием I. После многочисленных арестов и заключения, он умер в неустановленный день (по одним источникам в 1945 г., по другим – в 1947 г.) под Красноярском 1938 . На местном уровне был причислен к лику святых в 1993 г. Другие «непоминающие», канонизированные Архиерейским собором 2000 г., архиепископы: Угличский Серафим (Самойлович), Дмитровский Серафим (Звездинский) , Стародубский Дамаскин (Цедрик), Глазовский Виктор (Островидов), Прилукский Василий (Зеленцов), а также религиозный мыслитель Михаил Новоселов и московский приходской священник Сергий Мечёв . Эти канонизации стали деянием примирения между различными членами церкви. Перед лицом страданий, перенесённых Русской церковью в XX в., Архиерейский собор признал мученичество различно мысливших верующих, а не только тех, кто верно следовал за митрополитом Сергием. Подобное решение имело ещё и то достоинство, что оно сблизило Московский патриархат с Русской православной церковью за рубежом, которая, как отмечалось, приступила к канонизации мучеников и вероисповедников при советском режиме в 1981 г 1939 . В одном интервью в декабре 2003 г. влиятельный священнослужитель Московского патриархата и член Синодальной комиссии по канонизации святых Георгий Митрофанов предсказывал неизбежное восстановление евхаристического единения между этими двумя Церквями именно с момента признания общего наследия новомучеников: «Наша Церковь своей канонизацией собора новомучеников, в котором присутствуют и столь почитаемые Зарубежной Церковью иерархи (...) канонизацией всех тех, которые поминали митрополита Петра (Полянского) как Предстоятеля Русской Православной Церкви, подчеркнула, что мы должны ощущать себя продолжателями не только политики митрополита Сергия, но и политики других иерархов» 1940 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Временно управлявший Вятской епархией Глазовский еп. священноисп. Виктор (Островидов) , получив «Д.», отослал ее обратно в Патриархию, а затем составил письмо с критической оценкой документа и его автора. По мнению еп. Виктора, «Д.» содержит «тяжелую неправду» и «возмущающее душу глумление над Святой Православной Церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию». Он называет ее прискорбным отречением от Самого Господа Спасителя. «Сей же грех, как свидетельствует слово Божие, не меньший всякой ереси и раскола, а несравненно больший, ибо повергает человека непосредственно в бездну погибели» (цит. по: Польский. Т. 2. С. 73-74). Особенно болезненный характер приобретали протесты архиереев, связанные не столько с принципиальными вопросами церковной политики, сколько с адм. перемещениями и увольнениями, которые к тому же затрагивали человеческое самолюбие и амбиции архиереев, а также отношение паствы к своему архипастырю. Больше, чем где бы то ни было, недовольство «Д.» проявилось в Ленинграде. 13 сент. 1927 г. Синод принял постановление о переводе Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) на Одесскую кафедру. Узнав о перемещении митрополита, питерское духовенство, уже ранее смущенное «Д.», теперь особенно встревожилось. Перемещение митр. Иосифа было расценено как согласие Патриархии на откровенное вмешательство гражданских властей во внутрицерковные дела. В соборах Воскресения на Крови, св. Владимира и свт. Николая за богослужением перестали возносить имя митр. Сергия. Его не поминали викарные епископы Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин) . Священники и миряне из академических кругов обратились к митр. Сергию с посланием, составленным профессорами прот. В. М. Верюжским , Н. А. Новосёловым и Д. И. Абрамовичем-Барановским, в к-ром, в частности, говорилось: «Вам как лицу, возглавляющему иерархию Российской Православной Церкви, не может быть неизвестным, что положение внутри Церкви в настоящее время чрезвычайно остро, что непрерывно растет недовольство и несогласия среди верующих и что источником таких нестроений в Церкви является ваша «Декларация»... Эта «Декларация»... не вызывалась внутренними потребностями Церкви, и ни для кого нет секрета в том, что ваша «Декларация» явилась по требованию гражданской власти, ставящей себе задачей уничтожение всякой религии... Ваша «Декларация» не только не может быть воспринята православным сознанием по своему содержанию... но и побуждает православных все злоключения, постигающие их в области церковной, рассматривать как результаты той же «Декларации»» (цит. по: Иоанн (Снычев). Мат-лы по иосифлянскому расколу. Т. 2. С. 285-286).

http://pravenc.ru/text/171618.html

В прошлом году на «летнего преподобного» благочинный Хвалынского округа протоиерей Павел Усов совершил на месте разрушенного храма первую Божественную литургию; за нею молились прихожане Крестовоздвиженского храма, ребята из Хвалынской православной гимназии. Отец Павел надеется, что в дальнейшем это станет традицией православного Хвалынска: где храм, хотя бы и разоренный, хотя бы и снесенный с лица, – там должна совершаться Евхаристия. Часовня, в которой сейчас находится обретенная икона преподобного Сергия Кратко – история святого места. В 1903 году по благословению епископа Саратовского и Вольского Гермогена (Долганева) саратовский мужской Спасо-Преображенский монастырь обзавелся подворьем в Хвалынске. Подворье возглавил иеромонах Виктор (Островидов), выпускник Казанской духовной академии, уроженец недальнего волжского села Золотое (тогда – Камышинской уезд, сейчас – Красноармейский район Саратовской области). Никто тогда еще не предвидел, что и владыку Гермогена, и отца Виктора (в дальнейшем епископа Глазовского) ждет мученический венец и прославление в сонме новомучеников и исповедников российских; что по тому же высокому пути пойдут и постриженник (до 1925 года – насельник) монастыря иеромонах Нифонт (Выблов), и постоянный прихожанин монастырского храма, хвалынский помещик Александр Оттонович Медем; что вольский викарный епископ Досифей (Протопопов) тоже примет свою чашу страданий и умрет в нищете и холоде, без кафедры и куска хлеба, во время войны… Все это было впереди. Через три года после основания подворье стало самостоятельным монастырем во главе с вышеупомянутым владыкой Досифеем. Монастырь был назван миссионерским, ведь эта хвалынская земля дремучая, горная, пещерная, таинственная – еще с петровских времен привлекала разные раскольничьи согласия. Старообрядческая диаспора и в Хвалынске, и в соседнем Вольске была весьма влиятельна и сильна; просвещение и обращение раскольников было одной из главных задач Саратовской епархии. Поклонный крест на месте разрушенного скитского храма

http://pravoslavie.ru/154310.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священноисповедник Виктор (Островидов) епископ 1934   Епископ Виктор и иподиакон Александр Ельчугин Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии Епископ Виктор (Островидов). Вятская тюрьма. 1922 год. Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии Вятка. Трифонов монастырь Епископ Виктор Епископ Виктор Образ Христа Спасителя из Свято-Троицкого Стефано-Ульянского монастыря Рака с мощами священноисповедника Виктора. Вятка. Свято-Троицкий женский монастырь Храм благоверного князя Александра Невского, в котором находится рака с мощами священноисповедника Виктора Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Вятских святых (8 октября) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОР Иванович Усов (1887-1918), свящ., сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни МИХАИЛ Петрович Тихоницкий (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Вятских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Удмуртской земли) НИКОЛАЙ Николаевич Подьяков (1867-1918), прот., сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/190489.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010