Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАЗОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, с центром в г. Глазове (Удмуртия), существовала с 14 мая 1935 по кон. 1943 г. В авг. 1926 г. в Глазов после неск. арестов был сослан священноисп. еп. Виктор (Островидов) , вскоре назначенный епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (см. Ижевская епархия ). В кон. 1927 г. еп. Виктор отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . 22 дек. Глазовское духовное правление постановило «воздержаться от общения» с митр. Сергием и «разделявшими его взгляды епископами», признать еп. Виктора своим архиереем, именовать его «епископом Глазовским и Воткинским» (впрочем, он решил сохранить за собой титул епископа Ижевского). Живя в Глазове, еп. Виктор пользовался большим влиянием на местные приходы и на храмы в др. частях Ижевской и Вятской епархий, вслед за ним также отделившиеся от митр. Сергия. 4 апр. 1928 г. еп. Виктор был арестован в Глазове, 18 мая приговорен к 3 годам заключения в концлагере. После его ареста началось возвращение приходов в юрисдикцию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В янв. 1928 г. в Глазове поселился вернувшийся из ссылки викарий Вятской епархии Уржумский еп. Авраамий (Дернов) , к-рый обратился к Вятскому архиеп. Павлу (Борисовскому) с просьбой принять его в епархию и не считать противником ни митр. Сергия, ни архиеп. Павла. Письмо было рассмотрено на заседании временного Вятского епархиального совета 11 янв. 1928 г. и в силу его значимости для епархиальных дел (еп. Авраамий считался человеком близким еп. Виктору) было разослано в копиях по благочиниям. Не имея возможности управлять Уржумским викариатством , еп. Авраамий предполагал уйти на покой и в кон. дек. 1928 г. подал соответствующее прошение митр. Сергию (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 35. Л. 192). Однако к этому времени церковная ситуация в Глазовском у. изменилась: в кон. 1928 - нач. 1929 г. 3 благочиннических округа, принеся покаяние в подчинении еп. Виктору, присоединились к митр. Сергию. Котельнический еп. Никифор (Ефимов), временно управлявший в нач. 1929 г. Вятской епархией, обратился 14 февр. к митр. Сергию с рапортом, в к-ром просил разрешить еп. Авраамию управлять выходящими из раскола приходами Глазовского у. с временным предоставлением статуса правящего архиерея (Там же. Д. 17. Л. 36). В нач. марта 1929 г. из Патриархии был получен указ, датированный 22 февр., к-рым Авраамию, еп. Уржумскому, поручалось «временно окормлять присоединившиеся приходы Глазовского уезда с непосредственным сношением с Патриархией» (Там же. Д. 1. Л. 64; Д. 81. Л. 19). Под управлением еп. Авраамия оказалось ок. 30 храмов в Глазове и в неск. селах Глазовского у. (ранее, 3 мая 1927, все др. церкви Глазовского у., сохранившие верность митр. Сергию, его указом были переданы Ижевской епархии).

http://pravenc.ru/text/165077.html

В письме от 8/21 июля 1928 года владыка Иларион писал: «Я ровно ничего не вижу в действиях митр. Сергия и Синода его, что бы превосходило меру снисхождения или терпения… Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат» . Священноисповедник Виктор (Островидов) Архиепископ Иларион приложил немало усилий для вразумления отделившегося от митрополита Сергия епископа Виктора (Островидова), бывшего Глазовского, а затем Ижевского и Воткинского, временно управлявшего Вятской епархией, а в 1928 году угодившего на Соловки. Задача эта была весьма нелегкой. Ее не смогли решить до этого многие иерархи. Вот что говорил об этом сам владыка Иларион: «Который Глазовский, ну это прямо искушение одно. Говорить с ним не приведи Бог. У него всё будто навыворот, и всё говорит, что все родные за него, и ничего слушать не хочет… Ну совсем человек сбился и себя одного за правого почитает» . Митрополит Иоанн (Снычев) пишет, что стараниями соловецких иерархов и особенно архиепископа Илариона епископ Виктор примирился и вошел в общение с митрополитом Сергием (Страгородским), о чем письменно уведомил православных Вятской и соседних с ней епархий, призвав их последовать своему примеру, после чего раскол в этих областях скоро сошел на нет . Современные исследователи истории Русской Православной Церкви XX века свидетельство митрополита Иоанна (Снычева) о примирении епископа Виктора (Островидова) с митрополитом Сергием (Страгородским) под влиянием архиепископа Илариона (Троицкого) обыкновенно воспринимают как явную фальсификацию, поскольку ссылка на митрополита Мануила (Лемешевского) считается не заслуживающей доверия и не подтверждена документально, в то время как антисергианская позиция епископа Виктора (Островидова) широко известна и нашла отражение во многих источниках 20–30 годов XX столетия. В частности, на допросе 22 декабря 1932 года владыка Виктор говорил: «По своим религиозным убеждениям являюсь последователем патриарха Тихона, обновленчества и сергиевщины не признаю» . Тем не менее есть некоторые обстоятельства, которые представляют позицию епископа Виктора не столь монолитной и неизменной, как это может показаться на первый взгляд.

http://pravoslavie.ru/79180.html

Согласно сведениям, собранным Коми областным (Зырянским) отделом ОГПУ, епископ Уржумский Авраамий и в изгнании оставался активным сторонником «тихоновского» направления в Коми области в числе семи ссыльных архиереев и одного священника. Тем временем на родину владыки Авраамия в город Глазов в 1926 году был сослан его близкий собрат по Вятской кафедре епископ Глазовский Виктор (Островидов). Они были знакомы еще со времени совместного пребывания в Казанской духовной академии и поддерживали теп­лые отношения, укрепившиеся в ходе борьбы с обновленцами. За единство Церкви В Вятской епархии произошло разделение между архиепископом Павлом (Борисовским), поддерживающим митрополита Сергия, и викарным епископом Глазовским Виктором (Островидовым). Осенью 1927 года епископ Виктор создал на территории Вятского края параллельную структуру органов церковного управления. На его сторону перешло значительное число приходов по всей Вятской епархии. На стороне викторовцев оказалось большинство монашествующих. В конце 1927 года Вотский обком3 с удовлетворением отмечал противоречия, «которыми раздирается духовенство» Спустя много лет митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , председатель Синодальной комиссии по канонизации святых , в своем докладе на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, посвященном вопросу прославления новомучеников, так выразил точку зрения Московской Патриархии на эти нестроения: «В действиях " правых " оппозиционеров, часто называемых " непоминающими " , нельзя обнаружить злонамеренных исключительно личных мотивов. Их действия обусловлены были по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Как хорошо известно, " правые " группировки состояли из тех епископов и их приверженцев среди священнослужителей и мирян, кто, не соглашаясь с церковно-политической линией назначенного митрополитом Петром заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита (потом Патриарха) Сергия , прекращал возношение имени заместителя за богослужением и таким образом порывал каноническое общение с ним. Но, порвав с заместителем Местоблюстителя, они, как и сам митрополит Сергий, главой Церкви признавали митрополита Петра — Местоблюстителя Патриаршего престола. Поэтому к канонизации предлагаются и " правые " оппозиционеры, такие как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов; 1863-1937) и епископ Глазовский Виктор (Островидов; 1875-1934)»

http://patriarchia.ru/db/text/6038557.ht...

Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин После издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием и Синодом указа о разделении Воткинской епархии между 5 соседними епархиями в окт. 1927 г. еп. Виктор (Островидов) направил митр. Сергию письмо с критикой «Декларации» 1927 г. и с просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. Синод сделал выговор архиерею, затем последовал указ о его назначении епископом Шадринским с правом управления Свердловской епархией, к-рому еп. Виктор не подчинился. 15 дек. на Ижевскую кафедру был назначен еп. сщмч. Онисим (Пылаев) с поручением временного управления Вятской епархией. Еп. Виктор не признал этого назначения, вскоре был запрещен в священнослужении, однако прещениям не подчинился и продолжал управлять приходами Вятской и Ижевской епархий. 22 дек. 1927 г. Глазовское духовное управление признало еп. Виктора своим архиереем, на территории Ижевской епархии приходы викториан действовали также в Ижевске и Воткинске. Решением Синода 11 апр. 1928 г. по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях», в частности, было подтверждено запрещение еп. Виктора. 4 апр. того же года архиерей был арестован в Глазове, приговорен к 3 годам лагеря. В 1929-1937 гг. Глазовская кафедра, по-видимому, не входила в Ижевскую епархию, но существовала самостоятельно. 22 февр. 1929 г. Заместитель Патриаршего местоблюстителя назначил епископом Глазовским, временно управляющим Вятской епархией, Авраамия (Дернова) , 7 янв. 1937 г. возведенного в сан архиепископа. 10 мая 1937 г. архиерей был арестован, после чего Глазовская епархия слилась с Ижевской. В 1930 г. к викторианам присоединился отделившийся от митр. Сергия Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . 26 фев. 1930 г. постановлением Синода еп. Синезий был уволен от управления епархией, но продолжал служить в Успенской ц. Ижевска без согласия временно управлявшего тогда Ижевской епархией Нолинского еп. Георгия (Анисимова) . Определением Заместителя Патриаршего местоблюстителя от 4 июня 1930 г. еп. Синезий был запрещен в священнослужении, покаяния не принес, продолжал служить в Успенской и Свято-Троицкой церквах в Ижевске, пользовался любовью правосл. удмуртов. Своим архиереем еп. Синезия признавало ок. 15 приходов Ижевской епархии (а также ок. 80 общин в соседних епархиях). 24 мая 1931 г. епископ был арестован. С кон. 1934 г. викториан окормлял сосланный в Северный край еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик) . Массовое закрытие храмов и разгром викторианского движения произошли во 2-й пол. 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/293818.html

Епископ Виктор сообщил о своем назначении благочинного г. Ижевска следующим письмом от 20 сентября/3 октября 1926 г.: «Благочинному Градских церквей г. Ижевска, Протоиерею Владимиру Ильичу Замятину, а через него и всем пастырям и благочинным Ижевской епископии. Волею Божиею и распоряжением патриаршего местоблюстителя, высокопреосвящен-нейшего Митрополита Сергия от 3/16 Сентября с/г Ижевское Викариатство Сарапульской Епархии обращено в самостоятельную епархию. Временное попечение Ижевской Епископии и возносить впредь при богослужениях в установленном порядке вместо имен епископов Алексия и Стефана мое имя. Мир Божий да будет в сердцах Ваших и благословение Божие да почиет на трудах Ваших. Любящий Вас и всю паству Ижевскую любовию во Христе Виктор Епископ Глазовский» [xlvi] . Будучи обязанным подпиской о невыезде, владыка отказывался от поездки в Ижевск [xlvii] . Однако председатель приходского совета кафедрального Александро-Невского собора Ижевска Шишкин телеграфировал владыке, что все формальности для его приезда улажены [xlviii] . Получив такую информацию, епископ Виктор десятого октября прибывает в Ижевск [xlix] . Прибыв утром воскресного дня, владыка «отслужил в Александровском соборе литургию с благодарственным молебном, затем вечерню с молебном и акафистом Св. Благов. Князю Александру Невскому» [l] . Властями было разрешено пребывание епископа Виктора в Ижевске до 18 октября [li] , поэтому он назначил богослужения со своим участием в Покровской церкви на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября) и в Михайловском соборе в воскресенье 17 октября [lii] . Впечатление владыки Виктора о Михайловском соборе настоятель этого храма передает такими его (еп. Виктора) словами: «Как только я увидел этот храм и сразу же дал слово отслужить в нем» [liii] . Но, вопреки ожиданиям, ижевцы не увидели своего нового архиерея ни на Покров, ни в воскресенье 17 октября. Епископ Виктор был вынужден покинуть Ижевск утром 13 октября [liv] . Произошло это в силу следующих обстоятельств.

http://bogoslov.ru/article/1295104

Полемика о полномочиях епископа Виктора по Ижевской епархии была закрыта указом [lxxxix] митрополита Сергия 4/21 мая 1927 года, которым Ижевская епархия была преобразована в Вотскую при присоединении к ней приходов Глазовской епископии Вятской епархии, находящихся в пределах Вотской Автономной области, а преосвященному Глазовскому Виктору было поручено «архипастырское попечение о приходах вновь учрежденной Вотской Епархии в звании Епископа Ижевского и Вотского [xc] » [xci] . Сборник студенческих научных работ/Под ред. А. К. Светозарского; Кафедра Церковной истории МПДА. - Сергиев Посад, 2010. - С. 60-80 Кафедра церковной истории Московской Православной Духовной Академии Для удобства изложения материала в докладе нами будут использоваться имена и титулы владыки, актуальные для вспоминаемого временного периода. Поляков А. Г., Кожевников И. Е. «Виктор (Островидов) — епископ Ижевский и Вотский». Киров, 2009. [iv] Сарапульская самостоятельная епархия была образована указом Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 25 августа/7 сентября 1918 года, выделением одноименного викариатства из состава Вятской епархии (АОАГС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 381. Л. 3—3 об.). [x] АОАГС. Ф. 64. Оп. 1. Д. 348. Л. 78об. (Рапорт митрополиту Сергию приходского совета Михайловского собора г. Ижевска. В нем передается без датировки третья резолюция Святейшего Патриарха Тихона, эта резолюция, согласно документу, является результатом епископского суда над еп. Алексием, признавшего Сарапульского архиерея православным). [xix] В письме от 28 марта 1926 г. еп. Алексий называет еп. Стефана викарием и требует от него поминовения своего имени за богослужением (АОАГС.Ф. 64. Оп. 1. Д. 348. Л. 13). [xxxiii] Государственный архив социально-политической истории Кировской области (Ф. 6799. Оп. 9. Д. СУ—11383. Л.150, 151). [xli] Текст письма сильно поврежден, квадратными скобками обозначены поврежденные, либо трудночитаемые фрагменты текста. [xlvi] Центральный Государственный Архив Удмуртской Республики (Ф.Р-452. Оп. 1. Д. 129. Л. 90). Документ любезно предоставлен автору к.и.н. А. Г. Поляковым.

http://bogoslov.ru/article/1295104

1938 г. – митрополит. 1945 г. – член Поместного Собора Русской Православной Церкви. 1946 г. – получил советское гражданство. 1947 г. – окончательно вернулся в Россию. Назначен управляющим Рижской и Латвийской епархией. 1951–1955 гг. – служил в Ростове-на-Дону. 1955 г. – управлял Саратовской епархией. 1958 г. – уволен на покой. Последние годы прожил в Псково-Печерском монастыре. 1961 г., 4 октября – скончался в Псково-Печерском монастыре. ВИКТОР (Островидов Виктор Александрович), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. 1876 г. – родился в с. Золотое Золотовской волости Камышинского уезда, Саратовской губ., в семье крестьян. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Пострижен в мантию, иеромонах. Член Иерусалимской духовной миссии. 1909 г. – смотритель Архангельского духовного училища. 1910 г. – настоятель Троицкого Зеленецкого монастыря Петербургской епархии. Архимандрит, наместник Александро-Невской Лавры в Петербурге. 1919 г., 26 декабря – хиротонисан в Петрограде во епископа Уржумского (первый епископ на этой кафедре). 1920 г. – арестован, осуждён к тюремному заключению по обвинению в антисоветской агитации. 1923–1927 гг. – епископ Глазовский. 1927 г. – управляющий Ижевской епархией. 1927 г., 30 декабря – Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещён в священнослужении «за раздорническую деятельность». Позже со своими последователями примыкает к группе митрополита Иосифа (Петровых) . Был в заключении на Соловках и в других концлагерях. 1934 г., 2 мая – скончался в ссылке в п. Усть-Цильма Архангельской обл. Погребён на деревенском кладбище. ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович), митрополит Киевский и Галицкий. 1848 г., 1 января – родился в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора [Богоявленского], впоследствии также принявшего мученическую кончину. 1874 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Преподаватель Тамбовской духовной семинарии. 1882 г. – священник в г. Козлове (Мичуринске).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Затем он вместе с духовенством и гостями посещает музей святителя Луки: силами энтузиастов этот музей был создан и ныне действует в городской библиотеке имени И.Фешина. Здесь совершается молебен святителю. Затем в районном Доме культуры - демонстрация документального фильма об архиепископе Луке, концерт и, главное,- вручение медицинским работникам премии Епископа Балашовского и Ртищевского имени святителя Луки «За многолетний труд, верность профессии и нравственный подвиг». Эта премия учреждена Балашовской епархией пять лет назад. Как пояснил руководитель епархиального отдела по благотворительности и социальному служению священник Сергий Киреев, по согласованию с главными врачами входящих в епархию районов премию, подразумевающую также и денежное вознаграждение, получают врачи, фельдшеры, медсестры и младший медперсонал - санитарки, причем последних награждено уже немало. «Стараемся поддержать главным образом сельского медработника,- сказал отец Сергий,- его жизнь - это действительно подвиг». По словам сотрудницы библиотеки имени И.Фешина Галины Даренской, музей святителя Луки не пустует - каждую неделю проходят экскурсии и для школьников, и для взрослых. Помнят святителя Луку и в районной больнице: улица, на которой она стоит, носит его имя, в 2011 году на доме, в котором он жил (это тоже территория больницы), установлена мемориальная доска. В больнице имеется стенд, рассказывающий о святом хирурге. Каждое воскресенье после Божественной литургии в Рождественском храме Романовки совершается молебен святителю Луке Крымскому. Священноисповедник Виктор (Островидов, †1934), епископ Глазовский Село Золотое Красноармейского района Саратовской области (Балашовская епархия) С протоиереем Борисом Ищенко мы беседовали как раз в день памяти священноисповедника Виктора (Островидова). Отец Борис служит сейчас в том самом старинном храме, в котором служил псаломщиком отец святого, Александр Островидов, и в котором в 1875 году крестили младенца Константина - будущего епископа Глазовского и Воткинского.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/7/s...

во еп. Бендерского, вик. Кишиневской епархии; с 18.07.1995 еп. Абаканский и Кызылский. Виктор (Богоявленский) в 1919 г. хирот. во еп. Барнаульского; с 1923 г. архиеп. Омский; † 2.11.1928. Виктор (Олейник) 4.12.1988 хирот. во еп. Калиниского и Кашинского (с 19.07.1990 Тверской и Кашинский); с 25.02.1996 в сане архиепископа. Виктор (Островидов) 26.12.1919 хирот. во еп. Уржумского, вик. Вятской епархии; с 1923 г. еп. Глазовский, управ. Вятской епархией; с 1927 г. еп. Шадринский, вик. Свердловской епархии; с 1928 г. в Соловецком лагере; † 2.05.1934 в ссылке. Виктор (Пьянков) 25.03.1990 хирот. во еп. Тапасского, вик. Таллинской епархии; с 20.07.1990 еп. Подольский, вик. Московской епархии. Виктор (Святин) 6.11.1932 хирот. во еп. Шанхайского; с февр. 1933 г. еп. Пекинский и Китайский; с сент. 1938 г. в сане архиепископа; с 1945 г. воссоединился с РПЦ; с 31.05.1956 архиеп. Краснодарский и Кубанский; с 20.06.1961 в сане митрополита; † 18.08.1966. Викторин (Беляев) 3.06.1973 хирот. во еп. Пермского и Соликамского; с 3.09.1974 еп. Венский и Австрийский; с 13.05.1975 еп. Алексинский, вик. Тульской епархии; с 11.07.1977 еп. Тульский и Белевский; с 19.04.1978 еп. Виленский и Литовский; с 9.09.1982 в сане архиепископа; с 10.04.1989 на покое; † 17.03.1990. Виссарион (Зорин) в сент. 1923 хирот. во еп. Симбирского (Ульяновского); перешел в «григорианский раскол». Виссарион (Стретович) 24.08.1992 хирот. во еп. Коростенского, вик. Житомирской епархии; с 1993 г. еп. Овручский и Коростенский. Виталий (Введенский) 15.08.1920 хирот. во еп. Епифанского, вик. Тульской епархии; с мая 1922 г. в обновленческом расколе; 2.03.1944 принес покаяние; с 1944 г. архиеп. Тульский и Белевский; с 1946 г. архиеп. Дмитровский, вик. Московской епархии; † 25.03.1950. Свт. Владимир (Богоявленский) с 23.11.1915 митр. Киевский и Галицкий; убит 7.02.1918. Владимир (Горьковский) 5.09.1927 хирот. во еп. Богучарского, вик. Воронежской епархии; с 6.03.1928 еп. Керченский, вик. Таврической епархии; с 1.03.1929 еп. Акмолинский, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Необходимо отметить, что епископ Виктор только в августе был освобожден из внутренней тюрьмы ОГПУ в Москве, где находился под следствием с мая 1926 г. [xxxiii] .  20 августа Особое Совещание Коллегии ОГПУ вынесло решение по следственному делу: лишить Островидова Виктора Александровича права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства на три года [xxxiv] . Епископ Виктор выбрал таким местом город Глазов Вотской автономной области. По дороге из Москвы в Глазов владыка Виктор заехал в Нижний Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию, который дал ему «поручение [xxxv] , руководствовать Вятской епархией вместо епископа Симеона, отозванного в Чебоксары» [xxxvi] . Таким образом, являясь викарным Глазовским архиереем, епископ Виктор имел на правах временного управляющего в своем распоряжении две епархии: с 6/19 августа 1926 г. Вятскую [xxxvii] и с 3/16 сентября того же года Ижевскую. Сарапульский епископ Алексий отреагировал протестом на новое преобразование Ижевского викариатства в самостоятельную епархию. Получив известие об этом, епископ Алексий отправляет митрополиту Сергию телеграмму: «Ижевским благочинным получена от Шишкина из Москвы телеграмма вновь открыта епархия неужели Вы это сделали без отзыва епархиального архиерея» [xxxviii] . Как содержание текста телеграммы, так и наличие в архивном деле нескольких черновиков последней говорят о неожиданности для Сарапульского епископа такого решения Высшей Церковной власти и судорожной на это решение реакции. Получив текст распоряжения митрополита Сергия от 3/16 сентября 1926 года, епископ Алексий 22 сентября «разразился» претенциозно-обвинительным докладом в адрес митрополита. Приведем текст этого доклада. «Получив Ваше распоряжение от 3/16 сентября 1926 г. об открытии Вами Ижевской самостоятельной кафедры и прочитав его, я пришел в недоумение, которое и намерен и считаю долгом Вам высказать:

http://bogoslov.ru/article/1295104

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010