«Еще страшнее и печальнее становится, когда припомнишь причины, побудившие Вас отпасть от Церкви... Вы раньше были в общении с митр. Сергием ... исполняли все его поручения ... когда Вы управляли бесконтрольно Вятской епархией. Когда же Вам указали, что Вы только викарий и ... для пользы Церкви Вас перевели в Свердловскую епархию, то тут-то и открылась Ваша греховная человеческая природа ... Вы подняли церковный бунт и открыто не подчинились воле своего первого епископа. В оправдание свое стали обвинять митр. Сергия в каких-то отступлениях от канонов, но каких именно, Вы и сами не можете уяснить, ибо таких отступлений нет». К этому нужно прибавить, что еп. Виктор, по-видимому, и раньше относился с предубеждением к митр. Сергию. Своему другу, еп. Уржумскому Авраамию (Дернову) он пишет: «Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время, и он потрясет Церковь ». А сам еп. Виктор, начав возражать, по его словам «с сыновней любовью», в пылу полемики переходит все к более сильным выражениям. Он называет митрополита Сергия и единомышленных ему епископов отступниками, лукавствующими, говорит, что они покланяются велиару, что они лишены благодати и т.д. А если такие выражения употреблял епископ, то чего же можно было ожидать от солидарных с ним простых верующих. К концу 1927 года под руководством еп. Виктора объединились недовольные митрополитом Сергием приходы в Вятке, Ижевске, Вотске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Иранском уездах. Оставшиеся верными митрополиту Сергию священники переносили от своих агрессивно настроенных противников всевозможные оскорбления. О разделении узнали и в других епархиях. По поручению троих епископов и десяти священнослужителей, живших в г.Краснококшайске, епископу Виктору писал Нижне-Чирский епископ Захария (Лобов), писал вышеупомянутый старый его друг еп. Авраамий. Но еще до получения этого последнего письма еп. Виктор вошел в тесную связь с ленинградскими иосифлянами. Получив от них ложную информацию о том, что Соловецкие епископы на их стороне, он еще больше укрепился в своих взглядах. «Что я сказал плохого?» – писал он еп. Захарии, посылая ему копию своего воззвания. Ответ еп. Захарии, по-видимому, не застал его: в конце апреля 1928 года он уехал на Соловецкие острова, поручив возглавляемые им приходы иосифлянскому епископу Димитрию (Любимову) в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После начала Первой мировой войны «проживающим вблизи обители, в г. Супрасле, семьям воинов оказывалась монастырем помощь деньгами и хозяйственными припасами: дровами, картофелем, бураками и тому подобным. В монастырской печатне было изготовлено и роздано народу и проходящим войскам по 10 000 листков и брошюр, имеющих отношение к войне. Деньгами пожертвовано и направлено в разные места 775 руб. 23 коп. и, наконец, значительное количество вещей...» л. 15], — писал в своем Отчете за 1914 год архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков). Летом 1915 года братия Супрасльского монастыря вместе со святынями была эвакуирована в Москву, в Высоко-Петровский монастырь . Архимандрит Авраамий был освобожден от обязанностей наместника обители и в 1916 году уехал в Глазов к своему брату-­священнику. В Гражданскую войну он постоянно менял место жительства до 16 октября 1920 года, когда был назначен настоятелем Вятского мужского Трифонова монастыря, где после «красного террора» оставалось всего два иеромонаха. Епископ Уржумский В начале 1920-х годов руководство большевистской партии и Главное политическое управление (ГПУ) вело широкомасштабную работу по разрушению системы церковного управления Русской Православной Церкви. 9 мая 1922 года был арестован Патриарх Тихон . Воспользовавшись этим, группа священников-обновленцев организовала самопровозглашенное «Высшее церковное управление» (ВЦУ) и разослала своих представителей во все епархии. В начале августа 1922 года в Вятку прибыл эмиссар ВЦУ священник Утробин. Он не нашел поддержки у епископа Вятского и Слободского Павла (Борисовского) и епископа Глазовского Виктора (Островидова), отказавшихся признать ВЦУ в качестве высшей церковной власти и подчиниться обновленцам. В ночь на 27 августа епископы Павел и Виктор вместе со своим окружением были арестованы и отправлены в Бутырскую тюрьму Москвы. Весной 1923 года последовали новые аресты среди «тихоновского» духовенства Вятской епархии . 19 августа 1923 года члены монастырского совета Трифонова монастыря города Вятки обратились к Патриарху Тихону с просьбой хиротонисать отца Авраамия во епископа Уржумского ввиду ареста архиепископа Вятского Павла (Борисовского) и епископа Уржумского Виктора (Островидова).

http://patriarchia.ru/db/text/6038557.ht...

1. «Второе письмо» («Отзыв») митрополита Казанского Кирилла [Смирнова] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 28–30(7) октября (10–12 ноября) 1929 2. Енисейск 2. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя β Патриархии. Париж, 1933 Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Патриаршего Синода Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Долгом почитаем известить Преосвященных Архипастырей, пастырей и всех верных чад Св. Православной Патриаршей Церкви Российской о появлении в самое последнее время в нашей многострадальной Церкви новой смуты, нового раскола. Бывший Глазовский епископ Виктор [Островидов], назначенный для управления Свердловской (Екатеринбургской) епархией, раздираемой смутами и от обновленцев, и от григорьевщины, не имеющей к тому же и правящего архиерея, забыв монашеское послушание и данные им пред рукоположением во епископа обеты, не только отказался исполнить возложенное на него послушание и данное ему назначение, но и, вопреки церковным канонам, отделился от нас, порвал чрез то связь с Матерью Св. Православной Церковью и Её законною иерархиею, – дерзает совершать рукоположения клириков для приходов иных епархий без согласия и сношения с епископами тех епархий. Своими деяниями епископ Виктор не только вносит дезорганизацию в жизнь нашей Церкви, но и рассылаемыми и распространяемыми повсюду посланиями сеет смуту, лживо обвиняя митрополита Сергия и Временный Патриарший Синод в отпадении от Православия, разрушении Церкви и в нарушении церковных ка- нонов, за изданное нами 16(29) июля 1927 г. Воззвание, или Обращение. Запрещённый за свои деяния в священнослужении епископ Виктор продолжает служение и самочинное управление Вятской епархией. Вслед за этим викарий Ленинградской епархии – епископ Гдовский Димитрий [Любимов] и заштатный епископ Копорский Сергий [Дружинин], руководствуясь какими-то беспредметными предчувствиями и туманными подозрениями и не имея к тому решительно никаких оснований, заявили 13(26) декабря 1927 г., что они порывают молитвенное общение с Заместителем Патриаршего Место- блюстителя, митрополитом Сергием, обвиняя последнего и Патриарший Синод в том, что якобы они посланием своим от 16(29) июля 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

14 сентября 1921 года был назначен епископом Глазовским , викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. В Вятке владыка был постоянно окружен народом, который видел в никогда не унывающем и твердом архипастыре поддержку для себя среди неустройств и тягот жизни. После каждого богослужения люди окружали его и провожали до кельи в Трифоновом монастыре. Дорогой он неторопливо отвечал на все многочисленные вопросы, которые ему задавали, всегда и при любых обстоятельствах сохраняя дух благожелательности и любви. В мае 1922 года во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский) и обвинен в том, что изъятые из храмов ценности не соответствуют указанным в официальных описях. Временно в права исполняющего обязанности управляющего Вятской епархией вступил епископ Виктор. К нему и направил свое письмо 31 мая председатель обновленческого ВЦУ епископ Антонин (Грановский) : “Позволяю себе осведомить Вас о главном руководящем принципе нового церковного строительства: ликвидация не только явных, но и потайных контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию, прекращение всяких оппозиций ей и ликвидация патриарха Тихона, как ответственного вдохновителя непрекращавшихся внутрицерковных оппозиционных ворчаний. Собор, на который возлагается эта ликвидация, предполагается созвать в половине августа. Делегаты Собора должны явиться на Собор с ясным и отчетливым сознанием этой церковно-политической задачи”. В ответ на действия обновленцев владыка Виктор составил письмо к вятской пастве, которое было одобрено и подписано освободившимся к тому времени епископом Павлом и разослано по храмам епархии: " Други мои возлюбленные, это слово Господа и Его апостолов ныне, к великой скорби нашей, исполнилось в нашей Русской Православной Церкви. Дерзко отвергнув страх Божий, кажущиеся иерархами и иереями Церкви Христовой, составив из себя группу лиц, вопреки благословения Святейшего Патриарха и отца нашего Тихона, в настоящее время усиливаются самозванно, самочинно, воровски захватить управление Русской Церкви в свои руки, нагло объявляя себя каким-то временным комитетом по управлению делами Церкви Православной... "

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

В Кирове прошел крестный ход с мощами священноисповедника Виктора (Островидова), репрессированного в 1928 году 1 июля 2005 г. 13:31 Киров, 30 июня, Благовест-инфо . Крестный ход с мощами священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского и Воткинского, прошел 30 июня в Кирове. В молитвенном шествии участвовали большая часть клириков Вятской епархии и около тысячи верующих города. Крестный ход перенес раку с мощами из Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря Макарьевской слободы в восстанавливаемый Преображенский женский монастырь на противоположном берегу реки Вятки. В течение трех часов молитвенное шествие прошло по центральным улицам города; по пути следования было перекрыто движение автотранспорта. Молитвенное шествие ознаменовало важный этап восстановления Преображенского монастыря — насельницы переходят туда на постоянное место жительство. Они считают, что воссоздание обители совершалось во многом благодаря молитвам священноисповедника Виктора. По словам настоятельницы игуменьи Софии (Розановой), переезд был бы немыслим без небесного покровителя, который является для сестёр «духовной опорой».  Священноисповедник Виктор (Островидов) родился в 1875 году в семье сельского псаломщика в Саратовской губернии. В 1903 г. был пострижен в мантию и рукоположен во иеромонаха; в 1919 г. хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В годы гонений играл важную роль в управлении епархией. В начале 1927 г. назначен правящим архиереем новообразованной Воткинской епархии с кафедрой в г. Глазов. Получив декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти, епископ Виктор не пожелал ее принять и отослал обратно в Москву. Священный Синод предостерег епископа Виктора от сеяния смуты, а в июле 1927 года упразднил Воткинскую епархию.  «Дорогой Владыко. Ведь не так давно Вы были доблестным нашим кормчим, и для всех нас вожделенным нам первопастырем, и одно воспоминание святейшего имени Вашего вливало в сердца наши бодрость и радость, —  писал епископ Виктор митрополиту Сергию в 1927 году. — И вдруг — такая печальная для нас перемена: умы наши колеблются, сердца потеряли опору и чувствуется, что мы снова остались без руководителя и защитника от нападающих на нас, — и это с тех пор, как окружили Вас советчики Ваши» («Новые мученики российские», сост. М. Польский).

http://patriarchia.ru/db/text/27162.html

     Однако один из двух золотовских храмов – во имя Святой Троицы, 1834 года постройки, чистый классицизм – уцелел. 40 лет кряду служил зернохранилищем, а в конце 1980-х золотовские решили: хватит, пора в себя прийти и начать жить, как отцы и деды жили. В епархиальном архиве нетрудно найти письма от них – тогдашнему правящему архиерею Саратовской епархии архиепископу Пимену (Хмелевскому): «Мы не просим помощи у государства. Мы, верующие, сами собрали всё – и деньги, и иконы… Наметили и старосту, и казначея… Помогите нам, пожалуйста». А вот еще одно письмо – от уроженки Золотого Пелагеи Кастериной: «Если я умру, похороните меня по закону и поминайте, когда сможете, за мои хлопоты об этой церкви. У меня никого нет родных, ни одного человека, меня поминать некому, кроме вас…» – так писала эта женщина саратовскому владыке. В той же архивной папке – рапорт священника Николая Формазюка, датированный декабрем 1989 года: «По благословению Вашего Высокопреосвященства мною был взят в аренду дом сроком на один год, в зале сделали алтарь, поставили престол и жертвенник… Первая Божественная Литургия была отслужена 3 декабря. К таинству Причащения приступили 65 человек. Было совершено 18 таинств Крещения». Вы подумайте, это после полувекового перерыва! Значит, оно подспудно хранило веру, это волжское село. Хотя никто из золотовцев и ведать не ведал тогда, в 80-х и 90-х годах, что в их селе родился святой. Они узнали об этом гораздо позже. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский и Воткинский, родился в 1875 году в семье псаломщика упомянутой выше золотовской Троицкой церкви и в этой же церкви был крещен и наречен Константином. Окончил Камышинское духовное училище. В 1903 году пострижен в мантию с именем Виктор. Был настоятелем Хвалынского Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Служил в Русской духовной миссии на Святой Земле. В феврале 1918 года стал наместником Александро-Невской лавры в Петрограде. Затем – епископом Уржумским, викарием Вятской епархии. После трехгодичной ссылки в Нарымский край и перемещений по службе возглавил вновь образованную Воткинскую епархию с кафедрой в городе Глазове. Следует подчеркнуть, что Глазов тоже был для него местом ссылки.

http://pravoslavie.ru/62543.html

Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит. В 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. В 1919–1920 гг. епископ армии и флота войск Юга России. В 1920 г. эмигрировал. Член Архиерейского Синода РПЦЗ. В 1927 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1932 г. архиепископ. С 1933 г. управляющий приходами Московского Патриархата в США. В 1947 г. вернулся в СССР, архиепископ Рижский. С 1955 г. митрополит Саратовский и Балашовский. В 1958 г. уволен на покой. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре. Вигилев Петр, священник, обновленец. Визингер, западный богослов. Виктор (Богоявленский Всеволод Семенович; 1854–1928), архиепископ. В 1919 г. хиротонисан во епископа Барнаульского. С 1921 г. епископ Томский. Арестован в 1922 г., приговорен к расстрелу, который был заменен на 10 лет лагерей, освобожден в 1924 г. по амнистии. С 1924 г. управляющий Нижне-Удинской епархией. С 1925 г. архиепископ Омский. Виктор (Островидов Константин Александрович; 1875––1934), священномученик, епископ. В 1919 г. хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1920 г. находился в заключении. С 1920 г. епископ Слободский, викарий Вятской епархии. С 1921 г. епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. Арестован в 1922 г., до 1926 г. находился в ссылке в Нарымском крае. С 1926 г. епископ Ижевский и Боткинский, временно управляющий Вятской епархией. В 1927 г. назначен епископом Шадринским, временно управляющим Свердловской епархией; к месту назначения не мог выехать без разрешения властей. В 1927 г. после выхода декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) перешел в оппозицию к нему. Арестован в 1928 г., до 1930 г. находился в Соловецком лагере. После освобождения вернулся в Вятку, где был арестован в 1931 г. и вновь отправлен в ссылку в Северный край. Умер в ссылке. Виноградов Василий Петрович (1885–1968), протопресвитер, профессор МДА. С 1918 г. член Московского епархиального совета, в 1921 г. был арестован. В 1922 г. рукоположен во иерея. В 1922 г. вновь был арестован. С 1924 г. протоиерей московской Тихвинской церкви в Сущеве. С 1930 г. в лагерях и ссылках. С 1942 г. служил в Вильнюсе. С 1945 г. священствовал в храмах Австрии и Германии, находящихся в ведении РПЦЗ. С 1951 г. Протопресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В праздник Всех святых, в земле Вятской просиявших, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию в Константино-Еленинском соборе Астаны 21 октября 2023 г. 16:17 21 октября 2023 года, в день памяти преподобного Трифона, архимандрита Вятского, чудотворца, блаженного Прокопия Вятского и всех святых, в земле Вятской просиявших,  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Константино-Еленинском соборе — старейшем храме города Астаны. Его Высокопреосвященству сослужили духовник астанайского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов), ключарь Успенского кафедрального собора протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Константино-Еленинского собора протоиерей Сергий Калиев, иеромонах Силуан (Синегубов), иерей Сергий Лубневский, диакон Илия Саляхов и диакон Иоанн Янчук. За Литургией молились настоятельница монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» игумения Рафаила (Василенко) с насельницами обители, сотрудники епархиального управления. Пел хор Константино-Еленинского собора под управлением Н.В. Мазуриной. После отпуста Литургии архипастырь и священнослужители пропели величание преподобному Трифону и блаженному Прокопию. Митрополит Александр произнес слово о трудах и подвигах святых, просиявших на Вятской земле. Прославление Собора Вятских святых состоялось в связи с празднованием 350-летия Вятской епархии в день памяти преподобного Трифона Вятского, 21 октября 2007 года. Память Собора была установлена на тот же день. Среди прославляемых в нем угодников Божиих также: блаженный Прокопий, преподобные Леонид Устьнедумский и Стефан Филейский, священномученики Николай (Подьяков), Прокопий (Попов), Анатолий (Ивановский), Виктор (Усов), Михаил (Тихоницкий), преподобный Матфей Яранский, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, мученица Нина (Кузнецова) и преподобноисповедник Александр (Орудов) . Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Васильев А. , заключенный сотрудник лагерной администрации Васильев Павел Дмитриевич (1884–1929), регент, певец. Арестован в декабре 1928 г. по «делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Васька, заключенный уголовник Васютина Лидия Михайловна, социал-революционер, заключенная сотрудница лагерной администрации Введенский Александр Иванович (1889 – 25 июля 1946), деятель обновленческого раскола Вейс Карл Иванович (1893 – 25 апреля 1936), комендант ОГПУ. Арестован в мае 1926 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где стал начальником III (с октября 1929 г.), а затем V (с июня 1930 г.) лагерного отделения Вейсман, сотрудник лагерной администрации Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873 – 13 августа 1922), священномученик, митрополит Петроградский и Ладожский. Расстрелян Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномуче- ник, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич; 1887 – 2 августа 1955), епископ Саратовский и Балашовский Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября ок. 137), мученицы Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова; 1861 – 16 января 1928), писательница Вероника (Языкова Вера Александровна), заключенная монахиня, героиня О. В. Второвой-Яфа Вероника, дочь заключенной Е. Ивановой Вертоградский Николай Николаевич (1876 – 14 декабря 1937), протоирей. Арестован в сане иерея в феврале 1924 г. и отправлен на Соловки. Расстрелян Виктор (Островидов Константин Александрович; 1875 – 2 мая 1934), священноисповедник, епископ Глазовский. Арестован в апреле 1928 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Виктория (1819 – 22 января 1901), королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С митрополитом Иосифом я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи м. Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности. С правосл. предстоятелями. Сей епархии находился в постоянном общении еп. Виктор при своей жизни; у них же искали и находили руководство после смерти еп. Виктора послушные ему верующие Вят. епархии. (На этом письмо обрывается.) Примечание Митрополит Кирилл (Смирнов Константин Илларионович) родился 26.04.1863 г. в г. Кронштадте в семье псаломщика. В 1887 г. окончил С.-Петербуржскую Духовную Академию и был рукоположен во священника. Служил в храмах Кронштадта. В 1902 г. принял монашеский постриг. 06.08.1904 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария С.-Петербургской епархии. С 1909 г. еп. Тамбовский и Шацкий, в 1913 г. возведён в сан архиепископа. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. Назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским (01.04.1918 г.), но к месту назначения не прибыл. В 1919 г. арестован в Москве, через 2 мес. освобождён. В 1919 г. назначен митрополитом Казанским и Свияжским. Подвергался арестам в Казани в 08.1920 и 01.08.1922 г. Приговорён к 3 годам ссылки в Коми-Зырянской авт.обл. В 1924–1925 гг. член Св. Синода при Патриархе Тихоне. Первый кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя по завещательному распоряжению Патриарха от 07.01.1925 г. В конце 1920-х-1933 гг. отбывал ссылку в Красноярске. В Декабре 1929 г. за оппозицию митрополитом Сергием (Страгородским) отстранён от занимаемой кафедры с преданием суду собором епископов, послушных митр. Сергию, и запрещён в служении. В 1933 г. освобождён, проживал в г. Гжатске. Вновь арестован 14.07.1934 г. и сослан в Казахстан. Арестован 07.07.1937 г. в г. Чимкенте за участие «в контр-революционной подпольной организации церковников». Приговорён тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской обл. 19.11.1937 г. к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Чимкенте. Публикуемое письмо митрополита Кирилла, по-видимому, являлось черновиком. Письмо интересно тем, что в определённой степени меняет устоявшиеся представления о церковной позиции митрополита Кирилла. До сих пор считалось, что он принадлежал к наиболее «мягкому» по отношению к митрополиту Сергию течению «непоминающих». Но к концу жизни, как видно из этого письма, его взгляды претерпели эволюцию и сблизились с позицией упоминаемых в письме митрополита Иосифа (Петровых) и епископа Виктора (Островидова) – руководителей иосифлянского и викторианского разделений. Митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых Иван Семёнович, 15.12.1872–20.11.1937) был расстрелян вместе с Владыкой Кириллом, а епископ Глазовский Виктор (Островидов Константин Александрович, 20.05.1875–02.05.1934) скончался в ссылке в пос. Усть-Цильма Коми АССР. 44. Письмо протоиерея А. из Сибири митрополиту Кириллу(?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010