Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ВИЛЕНСКИЙ СОБОР Собор духовенства правосл. Киевской (Западнорусской) митрополии, заседавший в Вильно с 25 дек. 1509 по 18 янв. 1510 г.

http://pravenc.ru/rubrics/121660_25.html

В Саратове отмечается 175-летие Духовной семинарии Саратов, 21 октября 2005 г . В Саратове начались торжества, посвященные 175-летию православной Духовной семинарии, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу Саратовской епархии. " Празднества начались с Божественной литургии в архиерейском храме в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , которую возглавил Высокопреосвященнейший Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский. Ему сослужили Высокопреосвященнейший Филарет, архиепископ Пензенский и Кузнецкий, и Преосвященнейший Лонгин, епископ Саратовский и Вольский. Затем была отслужена панихида по почившим наставникам, всем " учившим и учившимся " в Саратовской семинарии " , – рассказал представитель епархии. Семинария в Саратове была открыта в октябре 1830 г . В XX веке духовная школа упразднялась и открывалась вновь еще дважды – каждый раз на определенном этапе взаимоотношений Церкви и государства. Многие из ее учащихся и выпускников стали исповедниками и мучениками за веру. К лику святых причислены священномученик Константин Голубев, священномученик Феофан (Ильменский), священномученик Иоанн Днепровский, иерей Полчаниновский, священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский и Воткинский, отметили в епархии. Ныне существующая духовная школа начала свою работу в 1992 году. Сегодня здесь обучаются воспитанники из 13 епархий Русской Православной Церкви. За пять лет обучения воспитанники изучают более сорока учебных дисциплин. Свою главную – богослужебную – практику учащиеся Саратовской семинарии проходят на архиерейском подворье – в храме в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , добавил собеседник агентства. 21 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14893.html

В Саратове торжественно отмечают юбилей духовной семинарии 20 октября 2005 г. 16:34 Начались празднества по случаю 175-летия Саратовской духовной семинарии. Утром в Архиерейском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» совершена Божественная Литургия, которую возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Ему сослужили архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет и епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Затем была отслужена панихида по почившим наставникам, всем «учившим и учившимся» в Саратовской семинарии. Семинария в Саратове была открыта в октябре 1830 г. В ХХ веке она дважды упразднялась и открывалась вновь. Многие из учащихся и выпускников СПДС стали исповедниками и мучениками за веру. К лику святых причислены священномученик Константин Голубев, священномученик Феофан (Ильменский); священномученик Иоанн Днепровский, иерей Полчаниновский; священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский и Воткинский. Ныне существующая духовная школа, возглавляемая епископом Саратовским и Вольским Лонгином , начала свою работу в 1992 году. Сегодня здесь обучаются воспитанники из 13 епархий Русской Православной Церкви, трудятся опытные преподаватели — священнослужители и миряне. За пять лет обучения воспитанники изучают более сорока учебных дисциплин. Свою главную — богослужебную — практику учащиеся Саратовской семинарии проходят на архиерейском подворье — в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Патриархия.ru по материалам Пресс-службы Саратовской епархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54117.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Обновленческое движение и другие расколы АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН [Всероссийский союз православного демократического духовенства и мирян], создан 7 марта 1917 г. в Петрограде по инициативе части бывш. членов «группы 32-х» ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ

http://pravenc.ru/rubrics/121844.html

18.05(01.06)1930 Вениамин Фальковский (нареченный) ВЛАДИМИРСКАЯ СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ 28.01(10.02)1919 11.1920 АМЕРИКАНСКАЯ 22.03(04.04)1933 08(21)08.1947 РИЖСКАЯ 08(21)08.1947 14(27)03.1951 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 14(27)03.1951 15(28)11.1955 САРАТОВСКАЯ 15(28)11.1955 07(20)02.1958 Вениамин Фролов БАЙКИНСКАЯ 17.02(02.03)1923 01(14)11.1929 Весвасиан (Вассиан, Васьва) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (XV в.) Викентий Морарь в/у БЕНДЕРСКАЯ 07(20)07.1990 19.08(01.09)1990 БЕНДЕРСКАЯ 20.08(02.09)1990 05(18)07.1995 АБАКАНСКАЯ 04(17)07.1995 06(19)07.1999 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 06(19)07.1999 Викентий Никипорчук НИЖНЕЛОМОВСКАЯ, обн. 03(16)02.1930 19.06(02.07)1931 БЕЛГОРОДСКАЯ, обн. 19.06(02.07)1931 21.01(03.02)1932 ОСТРОГОЖСКАЯ, обн. 21.01(03.02)1932 17(30)03.1932 АЛАТЫРСКАЯ, обн. 11.1934 10(23)01.1935 Виктор КАМЕНСКАЯ, обн. Виктор Богоявленский БАРНАУЛЬСКАЯ НИЖНЕУДИНСКАЯ ОМСКАЯ 03.1925 20.10(02.11)1928 Виктор Ельцов СЕМИПАЛАТИНСКАЯ, обн. 11(24)10.1934 25.05(07.06)1938 Виктор Олейник в/у ТВЕРСКАЯ 17(30)11.1988 20.11(03.12)1988 ТВЕРСКАЯ 21.11(04.12)1988 Виктор Онисимов ЛАДОЖСКАЯ 03.07.1782 22.09.1783 ВЛАДИМИРСКАЯ и ЯРОПОЛЬСКАЯ 22.09.1783 06.05.1788 ВЛАДИМИРСКАЯ и СУЗДАЛЬСКАЯ 06.05.1788 24.02.1800 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 12.01.1794 06.02.1794 Сщмч. Виктор Островидов УРЖУМСКАЯ 13(26)12.1919 СЛОБОДСКАЯ 01(14)08.1921 в/у ТОМСКАЯ 04.1921 09.1921 ГЛАЗОВСКАЯ 01(14)08.1921 30.07(12.08)1922 в/у ГЛАЗОВСКАЯ 30.07(12.08)1922 в/у ВЯТСКАЯ ИЖЕВСКАЯ 08.1926 07.1927 в/у ВЯТСКАЯ 08.1926 07.1927 ШАДРИНСКАЯ 07.1927 10(23)12.1927 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 07.1927 10(23)12.1927 Виктор Путята ЮХНОВСКАЯ, обн. 22.11(05.12)1926 17(30)03.1927 ПЕТРОВСКАЯ, обн. 17(30)03.1927 04.1928 УРАЛЬСКАЯ, обн. 04.1928 19.08(01.09)1929 КОСТРОМСКАЯ, обн. 19.08(01.09)1929 04(17)03.1930 ВОЛЬСКАЯ, обн. 04(17)03.1930 09.1930 ПАВЛОДАРСКАЯ, обн. 11.1930 12.1930 СЕМИПАЛАТИНСКАЯ, обн. 12.1930 16(29)04.1931 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 16(29)04.1931 16(29)07.1931 КОРЕЛЬСКАЯ, обн. 09.1931 10.1931 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн. 10.1931 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн., паки 21.06(04.07)1936 ТАМБОВСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так на отношение Глазовского Духовного Управления от 22 января епископ Алексий 28 января 1927 г. ответил пространной резолюцией: «Возвратить обратно по принадлежности, с просьбою к Преосвященному Виктору — не вторгаться в пределы Сарапульской епархии явочным порядком, без предварительного сношения с местным Епархиальным Архиереем, согласно правил 8-го 3-го Всел. Соб., 9-го Антиох., Карф. 64 и 67 и не вносить этим разделения в Сарапульской Епархии, тем более потому, что целые благочиннические округа (2, 3, 4) не желают входить в состав Ижевской Епархии и просят меня быть их духовным руководителем; село же С. Зятцы находится в пределах Сарапульской Епархии и перечислять его в Ижевскую, не объяснившись с Сарапульским Епископом, неканонично; кроме того, Епископом Ижевским считается Симеон (Михайлов), с назначением которого полномочия епископа Виктора по отношению Ижевской кафедры ликвидировались, и если Епископ Симеон теперь не состоит Ижевским Епископом, и если Епископ Виктор не имеет вторичного поручения управлять Ижевской кафедрой, то, значит, Епископу Виктору не принадлежит право вмешиваться в дела Ижевской кафедры; а посему, просил бы Преосвященного Виктора Епископа Глазовского, Викария Вятской Епархии, предоставить мне письменное подтверждение того, что ему, Епископу Виктору, Заместителем Патриаршего Местоблюстителя М. Сергием, предоставлено письменно вновь управлять Ижевской кафедрой; если же Преосвященный Виктор такого письменного подтверждения не представит, то управление им Ижевской кафедрой с канонической точки зрения будет самочинным церковным деянием; а так как Епископу Виктору, вероятно, не безызвестно то, что на местах многие Ижевские приходы не желают самостоятельности Ижевской Епархии и просятся обратно в состав Сарапульской Епархии, и что в настоящее время Заместитель Патриаршего Местоблюстителя отсутствует, а ему только принадлежит возможность, как открывшему Ижевскую кафедру, вновь рассмотреть этот вопрос, в виду новых протестов с мест, то я полагал бы, что Викарий Вятской Епархии, вторично вступивший в управление Ижевской кафедрой, неизвестно на основании каких письменных распоряжений (в Ижевской Епархии нет распоряжения о вторичном управлении ею Еп. Виктором, если Еп. Симеон освобожден от данного ему назначения на Ижевскую кафедру, о чем в Ижевске нет никаких письменных распоряжений М. Сергия), превышает свои полномочия, с канонической стороны, чем вносит нежелательное церковное разделение в чуждой ему Епархии (Сарапульской) и вызывает недоумение и смущение среди духовенства Селтинского Благочиннического Округа, в составе которого находится Старо-Зятцинский приход, о чем и считаю долгом сообщить Глазовскому Духовному Управлению, с просьбой, чтобы оно по всем церковным вопросам, касающимся Сарапульской Епархии, в случае потребности в этом, непременно бы сносилось предварительно с сарапульским Епархиальным Архиереем» [lxxxviii] .

http://bogoslov.ru/article/1295104

24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Ярославская (обн.) 26 .12(08.01).1923–06(19).05.1927: Ленинградская 1 (обн.) 06(19).05.1927–23.04(06.05).1930: Московская (обн.) Вениамин Новицкий 02(15).06.1941–08.1942: Новоград-Волынская 02(15).06.1941–08.1942: Пинская, в. у. 08 .1942–09.1944: Полтавская Вениамин Тихоницкий 14(27).12.1942–07(20).03.1957: Кировская 1945–1945: Ижевская, в. у. Вениамин Троицкий Стерлитамакская Вениамин Федченков 10(23).02.1919–1920: Севастопольская 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Американская Вениамин Фролов 02(15).11.1923–: Байкинская Вениамин 1924–1926: Богодуховская (обн.) 1926–1929: Луганская (обн.) Викентий Никипорчук 03(16).02.1930–07.1931: Нижне-Ломовская (обн.) 07 .1931–02.1932: Белгородская (обн.) 02 .1932–17(30).03.1932: Острогожская (обн.) 11 .1934–10(23).01.1935: Алатырская (обн.) Виктор Богоявленский 1919–1923: Барнаульская 1924–1924: Нижне-Удинская 03 .1925–20.10(02.11).1928: Омская Виктор Ельцов 11(24).10.1934–25.05(07.06).1938: Семипалатинская (обн.) Виктор Островидов 26 .12(08.01).1919–1923: Уржумская –1922: Томская, в. у. 1923–1927: Глазовская 1923–1924: Кировская, в. у. 1925–04.1928: Омская, в. у. 1926–: Воткинская, в. у. 1927–1927: Шадринская, в. у. 1927–1927: Свердловская, в. у. 1927–1927: Ижевская, в. у. Виктор Путята 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Юхновская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Петровская (обн.) 04 .1928–19.08(01.09).1929: Уральская (обн.) 19 .08(01.09).1929–03.1930: Костромская (обн.) 03 .1930–09.1930: Павлодарская (обн.) 12 .1930–16(29).04.1931: Семипалатинская (обн.) 09 .1931–10.1931: Корельская (обн.) 10 .1931–21.06(04.07) .1936; Череповецкая (обн.) 1936–1936: Петрозаводская (обн.) 23 .07(05.08).1936–08(21).04.1937: Тамбовская (обн) Виктор Святин 08(21).10.1932–1937: Шанхайская (заруб.) 1937–18(31).05.1956: Пекинская Виктор 1926–: Каменская (обн.) Виссарион Зорнин (Зорин) 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Ульяновская 1924–1924: Омская 09(22).12.1925–1927(?): Ульяновская (григ.) 1927(?)–: Саратовская (григ.) –1933: Воронежская (григ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вскоре оказалось, что Виктор Вятский, обыкновенный русский епископ, с внешностью, как писал Д.С. Лихачев, «сельского попика», своей готовностью пострадать за Христа, представлял для советской власти угрозу большую, нежели сотни пропагандистов-антисоветчиков. Епископ-контрреволюционер Коммунисты начали преследовать новопоставленного епископа уже в 1920 году, вскоре после приезда владыки на место служения. Первый арест большевики мотивировали тем, что владыка «агитировал против медицины» (!), так как во время эпидемии тифа он призывал верующих усилить молитву об избавлении от болезни и чаще кропить свои жилища Крещенской водой. В результате по постановлению Вятского губревтрибунала пять месяцев епископа продержали в заключении. Епископ Виктор (Островидов) в заключении Снова владыка оказался за решеткой в следующем 1921 году – как и многих архиереев, большевики арестовали его за осуждение обновленческого раскола. В связи с арестом вятского правящего архиерея епископа Павла, епископ Виктор (тогда он был епископом Глазовским, викарием Вятской епархии) временно исполнял обязанности управляющего епархии, и в этом качестве опубликовал и распространил по приходам свое воззвание к пастве. В тексте воззвания владыка убеждал верующих не уклоняться в обновленчество: «..Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя “церковью живой”, а в действительности “трупу смердящему”, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными…» Наблюдая, как под влиянием воззвания владыки стремительно тают позиции «живоцерковников» в Вятской епархии, 25 августа 1922 года местные чекисты арестовали как епископа Виктора, так и недавно освободившегося епископа Павла, и переправили их из Вятки в Москву, в Бутырскую тюрьму. На вопрос следователя, как он относится к обновленцам, владыка ответил: «Признать ВЦУ я не могу по каноническим основаниям…»

http://pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-v...

Он не умер. И хотя родственники, которых он повидал проездом в Москве, даже годы спустя с ужасом вспоминали, как он выглядел после лагеря («живой скелет!»), дистрофия постепенно отступила. В Кировабаде, куда он был сослан, вновь выручили иностранные языки — в местном вузе преподавать их было почти некому, и скоро Волков стал незаменимым специалистом. В 1951 году — пятый, последний арест. В обвинительном заключении написали попросту «СОЭ» («социально опасный элемент») — и сослали на 10 лет в глухое село Ярцево Красноярского края. Но весной 1953-го умер Сталин, началась реабилитация невинно осужденных. До Волкова очередь дошла в 1955 году. Его реабилитировали по всем пяти делам, и он смог, наконец, вернуться в Москву. Позади было почти тридцать лет лагерей, тюрем, ссылок. Однажды его спросили: как выжить в лагере, что нужно делать, чтобы в нечеловеческих условиях оставаться человеком? Он ответил без пафоса: «Мыть руки и не ругаться матом». И, видимо, заметив удивление вопрошавшего (только-то?), добавил: «А вы думаете, это так просто — мыть руки, когда их никто не моет?». О.В.Волков. 1941 год. Фото из архивно-следственного дела Оставаться человеком помогала вера. Волков вспоминал, что по-настоящему ощутил это при отъезде с Соловков после первого срока. Его напутствовал священноисповедник епископ Глазовский Виктор (Островидов). Владыка наказал молодому человеку помнить о тех, кто на Соловках претерпевает мучения за Христа, и, если доведется, когда-нибудь рассказать о них. Сам Волков, покидая остров, чувствовал «обновляющее, очищающее душу воздействие соловецкой святыни . Именно тогда я полнее всего ощутил и уразумел значение веры. За нее и пострадать можно!» (С. 119). Потом, в особенно тяжкие дни, пришло ощущение «полной безнаказанности зла», был период сомнений, отчаяния, завершившийся возвращением к Богу. Писатель вспоминал, что, отправляясь в последнюю, красноярскую ссылку — уже на шестом десятке, с язвой желудка и туберкулезом гортани, — он не испытывал тревоги: «…во мне тогда стали снова оживать надежды на одолимость зла. И было ощущение, что вопреки всему обо мне печется Благая Сила» (С. 504). Кстати, туберкулез гортани, который не смогли вылечить в специализированной столичной больнице (куда Волкова поместили «по блату» — ссыльным запрещалось находиться в Москве), в северной ссылке удивительным образом прошел сам собой…

http://pravoslavie.ru/55912.html

3/16 сентября 1926 года епископу Глазовскому Виктору (Островидову) распоряжением заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) было поручено архипастырское попечение о вновь открытой Ижевской епархии . Викарная Ижевская кафедра Сарапульской епархии [iv] выделялась из состава последней в самостоятельную епархию согласно формулировке указа: «…в виду настойчивых ходатайств православных общин г. Ижевска и некоторых уездных… а главным образом в целях положить конец Ижевской церковной смуте» [v] . Чтобы понять смысл аргументации указа, а также чтобы ввести в историю об Ижевской церковной самостоятельности, что важно для понимания дальнейшего развития событий в упомянутой епархии, необходимо дать экскурс в историю вопроса. Викарная епископская кафедра в Ижевске открыта 28 июня/11 июля 1921 года указом Высшего Церковного Управления за 985 с наименованием епископа «Ижевским» и местопребыванием по городу титулатуры [vi] . Идея же образования самостоятельной Ижевской епархии принадлежит, вероятнее всего, епископу Сарапульскому Алексию (Кузнецову), который в ноябре 1923 года обратился с подобным проектом к Святейшему Патриарху Тихону (Беллавину). Епископ Алексий пишет в этом докладе: «Будучи центром в торговом, промышленном и административном отношениях Ижевск является объединяющим центром и в церковном отношении, и параллельно с централизацией гражданских областных управлений выдвигает потребность и церковного епархиального управления в целях развития миссионерской деятельности среди инородцев-вотяков, которые до сих пор, как некогда Самаряне, допускают двойственность в религиозных верованиях: исполняя обряды и освящаясь Св. Таинствами Православной церкви, они в то же время допускают по-прежнему моления в рощах с жертвоприношениями. В силу вышеизложенного весьма благовременно открыть в г. Ижевске кафедру самостоятельного Епархиального Архиерея» [vii] . Однако Святейшим Патриархом Тихоном подобное преобразование было сочтено несвоевременным. Ходатайствовал епископ Алексий об открытии Ижевской епархии и перед Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским), но последний по этому вопросу заявил, «что ломать епархии не будет и в каком виде принял их, в таком и сдаст» [viii] . Реальным же двигателем в деле преобразования Ижевского викариатства Сарапульской епархии в самостоятельную кафедру явилось нежелание «непримиримой» части Ижевского духовенства и верующих находиться в церковном подчинении Сарапульскому епископу Алексию.

http://bogoslov.ru/article/1295104

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010