«Сопротивлялся наш «владычка» без озлобления» — памяти священноисповедника Виктора (Островидова) В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Желающим Дмитрий Сергеевич рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. 2 мая, 2013 В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Желающим Дмитрий Сергеевич рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. 2 мая (19 апреля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Епископ Виктор (Островидов) «Вид имел сельского попика…» В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Портрет часто привлекал внимание посетителей, люди спрашивали – кто этот человек. Желающим Дмитрий Сергеевич охотно и подробно рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках. Из воспоминаний Д. С. Лихачева: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское»… и «иосифлянское», поддерживавшее митрополита Иосифа, не признавшего декларации. Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодежь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но вид имел сельского попика… От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, т.к. к нему все относились хорошо и его слову верили…». Епископ Виктор (Островидов), Вятская тюрьма, 1922 год В рассказе Дмитрия Сергеевича речь идет о 1929-1930 годах, когда в Соловецком концлагере одновременно отбывали срок несколько «иосифлянских» епископов – епископ Серпуховский Максим (Жижиленко), смоленский викарий Иларион (Бельский), а также два вятских викария — епископ Яранский Нектарий (Трезвинский) и епископ Глазовский Виктор (Островидов). Именно последнего Дмитрий Сергеевич упоминает как Виктора Вятского. В 1928-30 гг он был заключенным 4 отделения СЛОНа и работал там бухгалтером канатной фабрики.

http://pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-v...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Виктор Глазовский, сщмч. - житие Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища. Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён. В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии). В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобождён. За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению Г.П.У. сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах. Святитель вернулся в Вятку, где имея большое влияние и авторитет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 года по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на три года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове. С сентябре 1926 года ему было поручено также управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в синоде новоназначенного Вятского архиерея Павла (Борисовского), Владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией.

http://pravicon.com/info-1975

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова) Одной из проблем современной агиографии, посвященной в первую очередь новомученикам Российским, является отсутствие официальных биографий, а также крайне слабый с точки зрения фактологии житийный материал. Студент Московской духовной академии Иван Кожевников предлагает решение некоторых проблемных вопросов биографии священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского. Статья Епископ Виктор (в миру Константин Александрович Островидов) родился 21 мая 1878 года в селе Золотое Саратовской губернии в семье псаломщика. Закончив Камышинское духовное училище, в августе 1893 года Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию . Полный семинарский курс воспитанник Островидов окончил в июне 1899 года по первому разряду, имея в аттестате четыре «отличных» (5) отметки, девятнадцать «очень хороших» (4) и шесть «хороших» (3), и получил звание студента . Успешно выдержав приемные испытания в августе 1899 года, Константин Островидов был зачислен в Казанскую духовную академию, которую и окончил со степенью кандидата богословия в 1903 году . По окончании Академии Константин Александрович принял монашеский постриг с именем Виктор, 30 июня был рукоположен в иерея и начал нести миссионерское послушание в Саратовской епархии, как настоятель Троицкого подворья Саратовского Преображенского монастыря в городе Хвалынск. В 1905 году иеромонах Виктор был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской духовной миссии. В 1908 году о. Виктор участвовал в миссионерском съезде в Киеве, где прочел обширный доклад о проблемах Русской духовной миссии в Палестине. В 1909 году иеромонах Виктор назначен смотрителем Архангельского духовного училища, и в том же году, по собственному прошению, переведен в число братии Александро-Невской Лавры. С 1910 по 1918 год архимандрит Виктор нес послушание настоятеля Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря столичной епархии. В 1918-1919 годах архимандрит Виктор был наместником Александро-Невской Лавры, а 26 декабря 1919 года его хиротонисали во епископа Уржумского , викария Вятской епархии.

http://bogoslov.ru/article/373834

Виктор (Островидов), еп. Глазовский, вик. Вятской епархии Окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество во время учения в академии. По окончании академии состоял иеромонахом Иерусалимской духовной Миссии, затем, с 13 янв.1909 г. – смотрителем Архангельского Духовного училища. 22 сент.1910 г. назначен настоятелем Зеленецкого монастыря Петроградской епархии с возведением в сан архимандрита. Управлял монастырем до самой революции. Был наместником Александро – Невской Лавры. 26 дек.1919 года хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В 1923 г. был назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией. В 1926 г. поручено управление Ижевской и Воткинской епархией. Во время обновленчества твердо стоял за православие, но в 1927 году оказался во главе оппозиции против митр. Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. Причиной этого оказался его горячий, прямой характер, не терпящий компромиссов. В августе или начале сентября 1927 года, получив для оглашения в Вятской и Воткинской епархиях декларацию митр. Сергия от 16–29 июля 1927 года, епископ Виктор счел эту декларацию «предательством Церкви Христовой» и, «чтобы не быть участником этого греха», он, не порывая пока с митр. Сергием и не прекращая возношения его имени за богослужением, отослал декларацию обратно. По его примеру декларацию не признали часть Воткинской епархии и четыре церкви в г. Вятке. Вслед затем епископ Виктор написал опровержение декларации, указывая, что «воззвание» своим содержанием удаляет человека от Бога, а в ноябре 1927 года отправил митр. Сергию письмо на ту же тему. Синод сделал еп. Виктору внушение, чтобы он, как викарий, подчинялся правящему епископу, а немного спустя его перевели в г. Шадринск викарием Свердловской епархии. Еп. Виктор считал, что подчинение постановлению Синода будет являться «как бы одобрением содеянного ими» и решился на настоящий разрыв. Было вынесено постановление, что Боткинская епархия прекращает молитвенно-каноническое общение с митрополитом Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ист.: Отчет о состоянии КазДА за 1902-1903 уч. г. Каз., 1903. С. 22; Лекции иером. Виктора: [Отзыв]//Саратовские ЕВ. 1904. 7. С. 451-455; 8. С. 507-509; 9. С. 556-559; [О докладе иером. Виктора о совр. положении Иерусалимской миссии]//ПрибЦВед. 1908. 31. С. 1463-1465; Акты свт. Тихона. С. 182, 408, 532, 533, 540-546, 599, 600, 605-609, 634, 635, 851-852, 967; Лихачёв Д. С. Воспоминания. СПб., 1997. С. 356-358. Лит.: Дело еп. Островидова//Революция и церковь. 1919. 6-8. С. 100-101; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. П., 1933. С. 127, 128. То же//Из истории христ. Церкви на Родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 270-273; Польский. Ч. 2. С. 29, 33, 70-77; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996Р. С. 276, 330, 441, 445, 454, 464, 545, 600-602; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 167-172; Ожегин П. Гонения на епископов//Вятский епарх. вестн. 1992. 3 (23). С. 4; он же. Узник Соловков//Там же. 5 (25). С. 6; Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. С. 237-251; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 128; Семибратов В. К. Еп. Виктор (Островидов) - один из лидеров «церк. контрреволюции» в Вятском крае (по мат-лам УФСБ по Кировской обл.)//Из истории Вятских спецслужб и полиции (2-я пол. 19-го - 1-я пол. 20 в.). Киров, 1998. С. 121-127; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…» М., 1998. С. 15, 230, 269; Синодик СПб епархии. С. 9-10; Гомаюнов С. , иерей. Умы наши колеблются, сердца потеряли опору...: (О викторианском расколе в РПЦ в кон. 20-х гг. ХХ в.)//Вятский епарх. вестн. 1999. 2 (106). С. 5-6; То же//История Вятского края кон. XIX - 1-й пол. ХХ в. Киров, 1998. С. 45-46; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 34, 50-65, 69, 144, 279-281, 285; Сухих А. , прот. Сеятель спасения//Вятский епарх. вестн. 1999. 2 (106). С. 5; Священноисп. Виктор (Островидов)// Дамаскин. Кн. 4. С. 116-153; То же//МисОб. 2002. 4 (78). С. 16-18; София (Розанова), игум. Житие исп. Виктора, еп. Глазовского, вик. Вятской епархии. Киров; Люберцы, 2000. Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009; Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) - епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.

http://pravenc.ru/text/158530.html

За это время у епископа Виктора собрались дела по Ижевской епархии, и он был в недоумении, «передать ли Еп. Симеону, оставившему Ижевск, поступившие дела по Ижевской епархии, или дело его считать оконченным» [lxxix] . Для разрешения этого недоумения епископ Виктор обращается письмом к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию. 14/27 ноября 1926 года [lxxx] митрополит Сергий дал на этом письме следующую резолюцию: «Я введен был в заблуждение телеграммой протоиерея Тонкова. Назначение Преосвященного Епископа Симеона была лишь попытка в исполнение его желания. Управление Ижевской Епархией от Вас отнимать никто не думает. М. С.» [lxxxi] . На основании данной резолюции митрополита Сергия епископ Виктор вновь вступает во временное исполнение обязанностей управляющего Ижевской епархией, известив об этом благочинного города Ижевска протоиерея Владимира Замятина [lxxxii] . Вторично вступив во временное управление Ижевской епархией, епископ Виктор совершил процессуально ошибочное, с точки зрения канонических правил, действие. Епископ Виктор перечислил 20/7 января 1927 года в Ижевскую из Сарапульской епархии село Старые Зятцы без согласования этого вопроса с правящим Сарапульским архиереем Алексием (Кузнецовым). Последний был извещен об этом перечислении 22 января 1927 года отношением за 43 Глазовского Духовного Управления в такой форме: «В исполнение распоряжения Преосвященнейшего Виктора, Епископа Глазовского, вр. управляющего Ижевской Епархией, Духовное Управление имеет честь представить Вам копию его резолюции от 20/7 января 1927 г. за 57 следующего содержания: „...в виду того, что граждане СССР свободны по своим религиозным убеждениям избирать себе по своему желанию духовных руководителей, а также принимая во внимание резолюцию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия о том, что в состав самостоятельной Ижевской епархии могут входить все приходы на территории Вотобласти, если они пожелают присоединиться к Ижевской епархии, благословляется причту и приходскому совету церкви села Старые Зятцы согласно неоднократному постановлению приход. Совета (1925 г. 10-го мая прот. 1926 г. 30 мая прот. 3; 1926 г. 2-го июля прот. 4; 1926 г. 14-ноября прот. 6) считать себя находящимися в ведении Ижевской епархии“» [lxxxiii] . При принятии такого решения епископ Виктор мог руководствоваться указом о первом открытии Ижевской епархии от 26 января/8 февраля 1926 года, в котором говорится: «Оповестить и другие местности и города, вошедшие в Вотобласть, на предмет возбуждения ими, если пожелают, ходатайства о включении их в Ижевскую епархию» [lxxxiv] .

http://bogoslov.ru/article/1295104

В это время в Вятской земле приходы массово возвращаются под управление митрополита Сергия В это время в Вятской земле совершается массовое возвращение православных приходов под управление митрополита Сергия. В частности, в Глазовском уезде «викторианство… к концу 1928 года не только перестало доминировать над сергианством, но и практически шло к самоликвидации. Отход от епископа Виктора произошел в организационном плане так же массово и быстро, как и в декабре 1927 года от митрополита Сергия» . «К февралю 1929 года “четыре благочиннических округа вышли из раскола и воссоединились с Патриархией”. В Глазове, по словам епископа Никифора, городское духовенство и духовное управление “принесли покаяние пред митрополитом Сергием и приняты им в общение”. К июлю еще три прихода Глазовской епископии отреклись от Виктора» . Нам также известно, что в создавшейся ситуации некоторые бывшие последователи епископа Виктора обращались к нему с призывами к покаянию и прекращению инициированного им разделения. Так, «уже в октябре 1928 года благочинный О.В. Лобовников по поручению своего округа обратился к епископу Виктору с письмом. В нем настаивали, чтобы владыка принес покаяние перед высшей церковной властью за себя и духовенство и прекратил произведенный им раскол. В противном случае, как указывал автор письма, духовенство Глазовской епископии планировало искать выход из раскола самостоятельно, помимо епископа Виктора» . Возможно, что письмо такого рода и было послано владыкой Виктором, но пока кроме свидетельства митрополита Иоанна (Снычева) подтверждения этому предположению мы не имеем. Преосвященный Сергий: о владыке Викторе “молиться за богослужением… допустимо” Косвенным подтверждением того, что епископ Виктор (Островидов) в 1929 году находился в общении с митрополитом Сергием (Страгородским), является тот факт, что «3 сентября 1929 года временно управляющий Глазовским викариатством епископ Уржумский Авраамий обратился с рапортом к епископу Вятскому Стефану, в котором спрашивалось, как молиться о бывшем епископе Глазовском Викторе, допустимо ли возносить его имя за богослужением. Затрудняясь ответить на этот запрос, епископ Стефан переправляет его в Москву митрополиту Сергию». Показателен ответ, полученный от митрополита Сергия в октябре 1929 года, в котором говорилось, «что молиться как “о частном лице, конечно, допустимо, но возношение его имени на том месте, где поминается правящий архиерей, совершенно неуместно, тем более что и Глазовским епископ Виктор не состоит уже давно”» . Как видно из текста, речь идет лишь о недопустимости поминовения епископа Виктора как правящего архиерея, между тем как молиться о нем за богослужением, «конечно, допустимо», то есть владыку Виктора здесь преосвященный Сергий воспринимает как законного члена Церкви, лишь чуждого управления Глазовской епархией. Вряд ли отмеченное отношение можно согласовать с упоминанием «жесточайших прещений, наложенных митрополитом Сергием на “непокорных”» .

http://pravoslavie.ru/79180.html

этого года епархия разделилась на Вятско-Глазовскую и Слободскую епархии (ср. постановление Святейшего Патриарха и Свящ. Синода окт. 1918: «Вятскому Преосвященному впредь именоваться Вятским и Глазовским» - РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 44. Л. 2). В связи с назначением еп. Никандра в кон. 1918 г. на восстановленную Крутицкую кафедру (см. Крутицкая и Коломенская епархия ) временное управление В. е. осуществлял Слободской еп. Алексий (Кузнецов ; 11 нояб. 1918 - 20 мая 1919). В кон. 1919 г. образовалось Уржумское викариатство В. е., во епископа Уржумского был хиротонисан священноисп. Виктор (Островидов) , арестованный в нач. следующего года. С февр. по 13 мая 1921 г., после освобождения, еп. Виктор, нося титул епископа Слободского, управлял В. е. (Центр документации новейшей истории Кировской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 142. Л. 264 об.). 13 мая 1921 г. на Вятскую кафедру прибыл еп. Павел (Борисовский) , до авг. 1922 г. титуловавшийся епископом Вятским, позднее - Вятским и Слободским. 14 авг. 1921 г. Виктор (Островидов) был назначен епископом Глазовским, настоятелем Трифонова Успенского мон-ря. В 1920 г. из Вятской губ. были выделены неск. волостей Малмыжского и Елабужского уездов, вошедших в состав новообразованной ТАССР, храмы на этих территориях перешли под упр. Казанских архиереев. Ряд волостей и селений Уржумского, Яранского, Глазовского, Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов образовали Марийскую (ныне Республика Марий Эл) и Вотскую (ныне Удмуртская Республика) автономные области. В 1926 г. в границах Вотской автономной обл. была создана Ижевская и Воткинская епархия (см. Ижевская и Удмуртская епархия ), отделенная от В. е. Вятская губ. пострадала от голода в 1921-1922 гг. Большинство вятского духовенства высказалось в поддержку частичного изъятия церковных ценностей с целью закупки продовольствия для голодающих. Кампания по изъятию церковных ценностей прошла в Вятской губ. без значительных конфликтов, но они все же были. Против изъятия выступили крестьяне сел Сметанина и Кувшинского Яранского у., Поджорнова Слободского у., ряда селений Уржумского и Омутнинского уездов.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание входит в состав Удмуртской митрополии . Образована в 1926 г. как Ижевская и Вотская (Воткинская), с 19 нояб. 1943 г. имеет совр. название. Границы епархии совпадают с границами Удмуртской Республики . Кафедральный собор - во имя блгв. кн. Александра Невского (Ижевск). Правящий архиерей - митр. Николай (Шкрумко ; с 25 марта 1993 в сане архиепископа, с 25 февр. 2007 в сане митрополита). Епархия разделена на 7 благочиннических округов: Ижевский (Ижевск, Завьяловский, Малопургинский, Якшур-Бодьинский р-ны), Сарапульский (Сарапульский, Камбарский, Каракулинский, Киясовский р-ны), Глазовский (Глазовский, Кезский, Красногорский, Юкаменский, Ярский р-ны), Воткинский (Воткинский, Шарканский р-ны), Можгинский (Можгинский, Алнашский, Граховский, Кизнерский р-ны), Увинский (Увинский, Вавожский, Селтинский, Сюмсинский р-ны), Игринский (Игринский, Балезинский, Дебёсский р-ны). К 1 нояб. 2008 г. в епархии насчитывалось 124 прихода, 3 жен. мон-ря, в клире епархии состояли 147 священнослужителей (128 священников и 19 диаконов). 1926-1941 гг. Ижевская епархия была создана 3 сент. 1926 г. в границах Вотской автономной обл. (образована в 1921, включала Ижевский, Селтинский, можгинский, дебёсский и Глазовский уезды) объединением Ижевского и Воткинского викариатств Сарапульской епархии и Глазовского викариатства Вятской епархии. Первым архиереем самостоятельной Ижевской и Вотской епархии стал священноисп. Виктор (Островидов) , получивший назначение во время краткого пребывания в Москве после освобождения из-под ареста осенью 1926 г. от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . Назначение на эту кафедру было обусловлено тем, что местом ссылки еп. Виктора был определен г. Глазов в Вотской автономной обл. Одновременно архиерею было поручено временное управление Вятской епархией. Кафедральным храмом Ижевской епархии стал собор во имя арх. Михаила в Ижевске. Несмотря на отделение Ижевской епархии от Сарапульской кафедры, в Ижевске и других частях епархии большим авторитетом пользовался Сарапульский и Елабужский архиеп. Алексий (Кузнецов ; занимал Сарапульскую кафедру в 1917-1937 с перерывами, с 1927 в сане архиепископа). В 1927 г. ряд приходов Ижевской епархии изъявил желание находиться в подчинении еп. Алексия, напр. приход в с. Вавож. В том же году все благочиния Ижевской епархии наряду с приходами Сарапульской епархии ходатайствовали перед Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием о возведении еп. Алексия в сан архиепископа. Архиеп. Алексий часто обращался к верующим Ижевска с посланиями. Одним из последних стало письмо к духовенству и мирянам города с призывом «во что бы то ни стало спасти Троицкую церковь от ваших варваров вотяков... В случае, если будут закрывать церкви, обращаться к народу» (цит. по: Шумилов. 1996. С. 105).

http://pravenc.ru/text/293818.html

31 мая председатель обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) Антонин (Грановский) направил В. письмо с изложением задач обновленчества («ликвидация... контрреволюционных тенденций, мир и содружество с советскою властию... ликвидация патриарха Тихона».- Архив УФСБ по Кировской обл. Д. СУ-3708. Т. 1. Л. 137) и с приглашением на обновленческий собор, к-рый должен был состояться в августе. В. обратился с посланием к вятской пастве, в к-ром разъяснял антиканоничность обновленческого раскола. 30 июня 1922 г. Вятский еп. Павел получил телеграмму от центрального комитета «Живой церкви» с требованием создавать местные группы данной организации, 23 авг. в Вятку прибыл уполномоченный ВЦУ. Добиться содействия еп. Павла в созыве общегородского собрания духовенства, а также письменного ответа на вопросы ВЦУ к епархиальному архиерею уполномоченному не удалось. Тогда он отправился в Трифонов мон-рь в надежде получить поддержку В. Владыка уполномоченного не принял. На следующий день еп. Павел и В. составили послание к вятской пастве, в к-ром объявили ВЦУ самозваным и неканоничным и предостерегли верующих от контактов с обновленцами. Кроме того, в послании Вятская епархия объявлялась автокефальной (на основании послания Заместителя Патриарха сщмч. митр. Агафангела (Преображенского) от 18 июня 1922 г., в к-ром содержался призыв к епархиальным архиереям не подчиняться обновленческому ВЦУ и временно управлять своими епархиями самостоятельно). 25 авг. 1922 г. еп. Павел назначил В. «временно управлять делами Орловского уезда на правах самостоятельного епископа с местожительством в г. Вятке в Трифоновом монастыре с именованием «епископ Орловский»... Глазовская кафедра объявляется свободной, до замещения ее делами Глазовской епархии заведует епископ Виктор» (Там же. Л. 315, 280). Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г. Священноисп. Виктор (Островидов). Икона. 2001 г. 26 авг. 1922 г. еп. Павел, В. и неск. священников были арестованы. 30 авг. еп. Павел передал протоиерею вятского собора В.

http://pravenc.ru/text/158530.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010