Слух об этом дошел до Вятки, где часть духовенства прекратила поминовение еп. Виктора. Но простой народ верил ему и уважал его, и недовольная митрополитом Сергием часть населения сгруппировалась около солидарных с епископом четырех церквей. В пятой церковное собрание удалило причт, не желавший порывать с митр. Сергием и обратился к еп. Виктору, который от себя прислал им священника. Это было уже вмешательством в дела чужой епархии, так как переведенный, еп. Виктор уже не имел права распоряжаться таким образом. Представители православного духовенства и мирян срочно привезли из Москвы своего епархиального архиерея, архиепископа Павла (Борисовского), отличавшегося не просто твердым, а и несколько суровым характером. Обеспокоенные этим оппозиционеры по телеграфу запросили совета у еп. Виктора. Он ответил такой телеграммой: «Ввиду приезда в Вятку архиепископа Павла, необходимо предложить ему принести покаяние и отречение от «воззвания», как поругания Церкви Божией и как уклонение от истины спасения. Только при исполнении сего условия можно входить с ним в молитвенное общение. В случае же упорства, прекратить возношение его имени при богослужении, что допускалось лишь до его приезда и выявления ожесточения его сердца». Еп. Виктор». Разумеется, архп. Павел отказался от предложенного ему «отречения» и, возвратившись в Москву, доложил о положении дел в Вятской епархии и о роли еп. Виктора. Так как архиепископ Павел большей частью отсутствовал из епархии, в Воткинск срочно назначили еп. Онисима (Пылаева), и ему же было поручено временное управление Вятской епархией. А еп. Виктору предложили дать объяснение, почему он не уезжает из Глазова и на каком основании касается Вятки. Еп. Виктор ответил горячим письмом, в основном опять против декларации. Он пишет: «Ваше ... «воззвание» ... от начала до конца исполнено тяжелой неправды и есть возмущающее душу верующих глумление над Святой Православной Церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию». «Если бы мне даже предоставлена была свобода передвижения..., то я и тогда спросил бы себя: не придется ли мне за это послушание отвечать перед Богом, ибо оно по существу объединяет меня с людьми, от Бога удалившимися».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  С 1920 года до самой своей кончины в 1934 году владыка Виктор пользовался особым вниманием у карательно-репрессивной машины советского государства. В 1921 году епископ был перемещен на Глазовское викариатство Вятской епархии. В 1922-1928 годах владыка Виктор окормлял паству Удмуртского края в качестве викария, а в 1926 году, с момента образования самостоятельной Ижевской и Вотской епархии — уже в качестве правящего архиерея, будучи при этом временно управляющим Вятской епархией . В 1927 году владыка Виктор не смог принять намеченный в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля принцип отношения Церкви к безбожному советскому государству, и вследствие этого отказался от назначения епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией.   Движение несогласных с церковной политикой митрополита Сергия на Вятке и в Удмуртии сформировалось под омофором владыки Виктора и в историографии получило название «викторианской» или «викторовской» оппозиции. За период своего четырнадцатилетнего архипастырского служения священноисповедник Виктор провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.   Более полную информацию о священноисповеднике Викторе можно найти в Православной энциклопедии и в различных изданиях жития владыки . Однако не хватает серьезной научной биографии исповедника. Существует и ряд спорных вопросов. В нашей статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые факты из биографии преосвященного Виктора, которые нам удалось прояснить на основании документов, обнаруженных в Национальном Архиве Республики Татарстан.   I. Первым проблемным местом в биографии владыки Виктора является дата его рождения. В литературе встречается три различных версии этой даты.   Первая версия — 20 мая 1875 года. Эта версия отражена в статье Православной энциклопедии , посвященной владыке Виктору; в деянии Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ; в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменом Дамаскиным (Орловским) ; в статье В. Семибратова в Энциклопедии Земли Вятской . 1875 также указан, как год рождения еп. Виктора в биографических данных о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге «Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы» .

http://bogoslov.ru/article/373834

Ист.: Отчет о состоянии КазДА за 1902-1903 уч. г. Каз., 1903. С. 22; Лекции иером. Виктора: [Отзыв]//Саратовские ЕВ. 1904. 7. С. 451-455; 8. С. 507-509; 9. С. 556-559; [О докладе иером. Виктора о совр. положении Иерусалимской миссии]//ПрибЦВед. 1908. 31. С. 1463-1465; Акты свт. Тихона. С. 182, 408, 532, 533, 540-546, 599, 600, 605-609, 634, 635, 851-852, 967; Лихачёв Д. С. Воспоминания. СПб., 1997. С. 356-358. Лит.: Дело еп. Островидова//Революция и церковь. 1919. 6-8. С. 100-101; Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. П., 1933. С. 127, 128. То же//Из истории христ. Церкви на Родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 270-273; Польский. Ч. 2. С. 29, 33, 70-77; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996Р. С. 276, 330, 441, 445, 454, 464, 545, 600-602; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 2. С. 167-172; Ожегин П. Гонения на епископов//Вятский епарх. вестн. 1992. 3 (23). С. 4; он же. Узник Соловков//Там же. 5 (25). С. 6; Иоанн (Снычёв). Церк. расколы. С. 237-251; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 128; Семибратов В. К. Еп. Виктор (Островидов) - один из лидеров «церк. контрреволюции» в Вятском крае (по мат-лам УФСБ по Кировской обл.)//Из истории Вятских спецслужб и полиции (2-я пол. 19-го - 1-я пол. 20 в.). Киров, 1998. С. 121-127; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…» М., 1998. С. 15, 230, 269; Синодик СПб епархии. С. 9-10; Гомаюнов С. , иерей. Умы наши колеблются, сердца потеряли опору...: (О викторианском расколе в РПЦ в кон. 20-х гг. ХХ в.)//Вятский епарх. вестн. 1999. 2 (106). С. 5-6; То же//История Вятского края кон. XIX - 1-й пол. ХХ в. Киров, 1998. С. 45-46; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 34, 50-65, 69, 144, 279-281, 285; Сухих А. , прот. Сеятель спасения//Вятский епарх. вестн. 1999. 2 (106). С. 5; Священноисп. Виктор (Островидов)// Дамаскин. Кн. 4. С. 116-153; То же//МисОб. 2002. 4 (78). С. 16-18; София (Розанова), игум. Житие исп. Виктора, еп. Глазовского, вик. Вятской епархии. Киров; Люберцы, 2000. Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009; Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) - епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.

http://pravenc.ru/text/158530.html

Обитель выдала ему полное архиерейское облачение, оставшееся от митрополита Петроградского Питирима. Архимандрит был хиротонисан в Свято-Троицком соборе митрополитом Вениамином и его викариями. Дальнейшее служение епископа Виктора оказалось сплошной чередой лишений и гонений со стороны советских властей. Впервые после приезда в Вятскую епархию он был арестован уже в мае 1920 г. Губревтрибунал приговорил владыку по обвинению в «агитации против медицины» к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Выйдя из заключения через пять месяцев, епископ временно управлял Глазовским викариатством и Томской епархией. В 1922 г. он активно боролся с обновленцами и 25 августа был арестован по обвинению в «распространении нелегальных воззваний Патриарха Тихона». В 1923–1924 гг. епископ Виктор отбывал ссылку в Нарымском крае, а затем, вернувшись в Вятку, временно управлял Омской и Вятской епархиями. 14 мая 1926 г. последовал очередной арест по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии, трехмесячное заключение в Московской Бутырской тюрьме и высылка в г. Глазов. После назначения в сентябре 1926 г. епископом Ижевским и Воткинским Виктор до декабря 1927 г. вновь управлял Вятской епархией, а затем был смещен заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) за непризнание Декларации 1927 г. о лояльности Церкви к советской власти. Митрополит Мануил (Лемешевский) так охарактеризовал позицию еп. Виктора: «Во время обновленчества твердо стоял за православие, но в 1927 г. оказался во главе оппозиции против митрополита Сергия в Вятской и Воткинской епархиях. Причиной этого оказался его горячий прямой характер, не терпящий компромиссов» [vii] . Действительно в конце 1927 г. еп. Виктор возглавил оппозицию, названную его именем (викториане), в двух епархиях, где первоначально от митрополита Сергия отделилось большинство приходов. В январе 1928 г. викториане установили письменное общение с ленинградскими иосифлянами и вскоре влились в иосифлянское движение.

http://bogoslov.ru/article/3045404

В 2003 г. возведен в сан протоиерея. С 19 февраля 2003 г. — по совместительству настоятель храма святых Царственных мучеников г. Ижевска. С 15 марта 2004 г. — настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены с. Селты Удмуртской Республики и по совместительству настоятель Вознесенского храма с. Узи и Троицкого храма с. Валамаз Селтинского района. С 24 ноября 2004 г. — руководитель миссионерского отдела Ижевской епархии . С 12 мая 2006 г. — настоятель храма святых Царственных мучеников г. Ижевска. С 28 августа 2006 г. — председатель совета Братства благоверного великого князя Александра Невского г. Ижевска. 7 августа 2007 г. по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая от Ижевской епархии включен в состав совета Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства «Трезвение». Был координатором Иоанно-Предтеченского братства по Приволжскому федеральному округу. С 9 июля 2008 г. — настоятель храма Преображения Господня г. Глазова Удмуртской Республики и благочинный Глазовского округа Ижевской епархии. С 31 августа 2011 года — по совместительству настоятель храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Глазова. С 20 августа 2013 г. — настоятель храма святых Царственных мучеников г. Ижевска. С 1 ноября 2013 г. — руководитель отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Ижевской епархии. С 20 марта 2014 г. — руководитель отдела социального служения и церковной благотворительности Ижевской епархии. 11 апреля 2014 г. архимандритом Ювеналием (Рожиным) пострижен в монашество с наречением имени Виктор в честь священноисповедника Виктора, епископа Глазовского. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. ( журнал 68 ) избран  епископом Глазовским и Игринским. 27 июля 2014 г. за Литургией в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Ижевска митрополитом Ижевским Николаем возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 30 июля 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 31 августа 2014 г. за Божественной литургией в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Образование:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3698620...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (Сергеев Виктор Федорович; род. 22 дек. 1954 г., г. Камбарка Удмуртской АССР), еп. Глазовский и Игринский. В 1970 г. окончил 8 классов средней школы 2 г. Камбарка. В 1974 г. после окончания Камбарского машиностроительного техникумапоступил на механико-технологический факультет Ижевского механического ин-та. С 1973 г. работал на Камбарском машиностроительном заводе. В 1979 г. получил диплом инженера. В 1979-1987 гг. работал по распределению на производственном объединении «Ижмаш». С 1987 по 1989 гг. трудился в должности ассистента кинооператора на Удмуртском телевидении, в 1989-1992 гг. являлся кинооператором документальных и игровых фильмов на разных киностудиях, в том числе, в Ижевской киностудии «Кайрос». В 1991 г. окончил заочное отделение кинооператорского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1992 г. занимался на епархиальных катехизаторских курсах. С фев. 1993 г. проходил клиросное послушание в Никольском храме с. Завьялово Удмуртской Республики, с 15 июня 1993 г. служил на клиросе в Троицком кафедральном соборе г. Ижевска. 21 июля 1993 г. в Казанско-Богородицком храме с. Можга Удмуртской Республики Николаем (Шкрумко) , архиеп. Ижевским рукоположен во диакона. 8 авг. того же года в Троицком кафедральном соборе г. Ижевска — во иерея. 20 сент. 1993 г. назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма с. Малая Пурга Удмуртской Республики. С 28 июня 1994 г. являлся штатным священником Александро-Невского кафедрального собора г. Ижевска. С 9 янв. 2000 г. по совместительству трудился председателем совета Братства св. блг. вел. кн. Александра Невского г. Ижевска. С 4 сент. 2000 г. нес послушание настоятеля молитвенной комнаты в честь вмч. и целителя Пантелеимона в больничном комплексе «Автозавод» (медсанчасть «Ижмаш»). В 2001 г. окончил Московскую ДА по сектору заочного обучения. В 2003 г. возведен в сан протоиерея. С 19 фев. 2003 г. по совместительству состоял настоятелем храма святых Царственных мучеников г. Ижевска. 15 марта 2004 г. назначен настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены с. Селты Удмуртской Республики и настоятелем Вознесенского храма с. Узи и Троицкого храма с. Валамаз Селтинского района. С 24 нояб. 2004 г. являлся руководителем миссионерского отдела Ижевской епархии. 12 мая 2006 г. назначен настоятелем храма святых Царственных мучеников г. Ижевска. С 28 августа 2006 г. нес послушание председателя совета Братства благоверного великого князя Александра Невского г. Ижевска.

http://pravenc.ru/text/1627319.html

1. «Второе письмо» («Отзыв») митрополита Казанского Кирилла [Смирнова] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 28–30(7) октября (10–12 ноября) 1929 2. Енисейск 2. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя β Патриархии. Париж, 1933 Деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Священного Патриаршего Синода Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Долгом почитаем известить Преосвященных Архипастырей, пастырей и всех верных чад Св. Православной Патриаршей Церкви Российской о появлении в самое последнее время в нашей многострадальной Церкви новой смуты, нового раскола. Бывший Глазовский епископ Виктор [Островидов], назначенный для управления Свердловской (Екатеринбургской) епархией, раздираемой смутами и от обновленцев, и от григорьевщины, не имеющей к тому же и правящего архиерея, забыв монашеское послушание и данные им пред рукоположением во епископа обеты, не только отказался исполнить возложенное на него послушание и данное ему назначение, но и, вопреки церковным канонам, отделился от нас, порвал чрез то связь с Матерью Св. Православной Церковью и Её законною иерархиею, – дерзает совершать рукоположения клириков для приходов иных епархий без согласия и сношения с епископами тех епархий. Своими деяниями епископ Виктор не только вносит дезорганизацию в жизнь нашей Церкви, но и рассылаемыми и распространяемыми повсюду посланиями сеет смуту, лживо обвиняя митрополита Сергия и Временный Патриарший Синод в отпадении от Православия, разрушении Церкви и в нарушении церковных ка- нонов, за изданное нами 16(29) июля 1927 г. Воззвание, или Обращение. Запрещённый за свои деяния в священнослужении епископ Виктор продолжает служение и самочинное управление Вятской епархией. Вслед за этим викарий Ленинградской епархии – епископ Гдовский Димитрий [Любимов] и заштатный епископ Копорский Сергий [Дружинин], руководствуясь какими-то беспредметными предчувствиями и туманными подозрениями и не имея к тому решительно никаких оснований, заявили 13(26) декабря 1927 г., что они порывают молитвенное общение с Заместителем Патриаршего Место- блюстителя, митрополитом Сергием, обвиняя последнего и Патриарший Синод в том, что якобы они посланием своим от 16(29) июля 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

166. Для каждого встречного у него было приветливое слово: из воспоминаний профессора И. М. Андреевского//Православный церковный календарь, 2014 год. Памяти узников Соловецкого лагеря особого назначения посвящается, пос. Соловецкий: Изд. Соловецкого монастыря, 2013. С. 123. 167. Житие исповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Изд. Св.-Троицкого женского монастыря Вятской епархии. Люберцы: Изд-во храма Преображения Господня, 2000. 47 с. 168. Кожевников, И. Е. Священноисповедник Виктор (Островидов) и образование Ижевской епархии//Сборник студенческих научных работ/под ред. А. К. Светозарского; Каф. Церк. истории МПДА. Сергиев Посад, 2010. С. 59–79. 169. Кожевников, И. Е. Неизвестные страницы биографии святителя Виктора (Остро- видова). Вступление епископа Виктора на Ижевскую кафедру//Материалы II историко-крае- ведческой конференции «Обретение святых». Вятка: Буквица, 2010. С. 32–50. 170. Кожевников. И. Святой Виктор (Островидов) – первый епископ Уржумский//Вятский епархиальный вестник. 2009. 8 (262), авг. С. 9. 171. Поляков А. Г., Кожевников И. Е. Виктор (Островидов) – епископ Ижевский и Вотский. Киров, 2009.160 с. 172. Поляков, А. Г. Личность епископа Виктора Островидова в системе церковно-государ- ственных отношений в Вятской губернии (1920 – лето 1922 гг.)//Самобытная Вятка: история и культура: сб. науч. трудов/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2008. С. 138–147. 173. Поляков, А. Г. Позиция епископа Виктора (Островидова) по отношению к церковнополитическому курсу митрополита Сергия (Страгородского) //КЛИО: журнал для учёных. 2011. 1(52). С. 43–47. 174. Поляков, А. Г. Религиозно-политические взгляды епископа Виктора Островидова в 1920–1927 гг.//Религии народов Вятского края: учеб.-справ. пособие/отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2009. С. 80–89. 175. Поляков, А. Г. Русская православная церковь и светская власть в 1917 – середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). Киров, 2007. 203 с. 176. Шишкин, М. С. Вятские епархиальные архиереи в 1920–1923 годах//Европейский Север в культурно-историческом процессе (к 625-летию г. Кирова): материалы междунар. конф. Киров, 1999. С. 265–271.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Троицкий Зеленецкий монастырь находился в пятидесяти семи верстах от уездного города Новая Ладога. «Круглый год в церкви пустынного Зеленецкого монастыря, окруженного на большое пространство глухим лесом, мхами и топкими болотами, нет почти никого, кроме братии, – писал автор очерка о монастыре протоиерей Знаменский. – Только в дни памяти преподобного Мартирия Зеленецкого (1 марта и 11 ноября), в праздники Живоначальной Троицы и Благовещения Пресвятой Богородицы бывает большой приток богомольцев из окрестных селений» . 5 (18) сентября 1918 года архимандрит Виктор был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. Но недолго пришлось ему здесь прослужить. Аресты, расстрелы архиереев требовали поставления новых архипастырей из числа образованных, ревностных и опытных пастырей; для них стали открываться новые викариатства, и через год, в декабре 1919 года, архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Прибыв в январе 1920 года в Вятскую епархию, он со тщанием и ревностью приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей, просвещая и научая паству вере и благочестию и для этой цели прежде всего организовал общенародное пение. Епископ Виктор своей ревностью в вере, благочестием и святостью жизни привлек сердца паствы, и она полюбила святителя, который стал для нее любвеобильным и заботливым отцом, вождем в делах веры, исповедником православия, мужественно противостоящим надвигающейся тьме безбожия. Безбожным властям не понравилось столь ревностное отношение епископа к вере и Церкви, и он почти сразу же был арестован. «Начало его деятельности, – писал епископ Вятский и Глазовский Николай (Покровский), – не понравилось коммунистам; его проповедь, сам проповедник и высшая церковная власть, открывшая Уржумскую епископию, вышучивались в “Деревенском коммунисте”, чем, видимо, не смущался владыка и продолжал свое дело, свою проповедь, привлекавшую в храм народные массы. В среду на первой неделе поста, после литургии, в церкви владыку Виктора арестовали и отправили в заключение» .

http://fond.ru/kalendar/385/viktor/

Но пока служб не было, ключи от храма находились у верующих, и они пускали ссыльных священников и мирян в храм для спевок. 13 декабря 1932 года был арестован в ссылке, этапирован в Сыктывкар . 10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ за " участие в контрреволюционной организации " приговорило владыку к трем годам ссылки в Северный край. Владыка этапом был отправлен в тот же самый Усть-Цильмский район, но только в еще более отдаленное глухое село Нерицу . Его поселили в доме председателя сельсовета, помогал его семье в простых хозяйственных работах. Владыка беседовал с крестьянами о вере, часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы. Вскоре он простудился, заболел воспалением легких. В больницу его не смогли отправить из-за разлившейся реки. Скончался 2 мая 1934 года. Был похоронен в с. Нерица на сельском кладбище. Хоронила его монахиня Мария. Священноисповедник Виктор епископ Глазовский Летом 1997 года на сельском кладбище среди дремучих таежных лесов москвичи отыскали крест, на котором по дереву было выцарапано: " Епископ Виктор (Островидов) " . 1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора. " Сельчане окружили могилу, с их стороны то и дело доносились насмешки, скептические замечания. Когда верующие дошли до крышки гроба, обнаружилось, что гвозди истлели, время не пощадило даже железа. Перед тем, как открыть домовину, отец Дамаскин отслужил панихиду, потом осторожно приоткрыл крышку. Мощи святителя Виктора явились нетленными в славе несказанной. Местные жители были тому свидетелями. Они стояли примолкшие, потрясенные, некоторые неумело осеняли себя крестным знамением. И тогда к отцу Дамаскину подошел Марьян Марьяныч и сказал: " Батюшка, народ желает креститься " Останки епископа-исповедника препроводили в Москву , а 2 декабря 1997 года состоялось перенесение мощей святителя Виктора в Александро-Невскую церковь Вятского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря . Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://drevo-info.ru/articles/14825.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010