Действительно, в нашей жизни не бывает ничего случайного. Нужно быть только более внимательным к обстоятельствам своей жизни. Кстати, при исследовании жизни и подвига святителя Виктора я обнаружил интересный факт. Святитель Виктор, будучи викарием Вятской епархии, в 1921-м году рукоположил в сан священника диакона Иоанна Шулятьева, который стал последним священником Церкви Рождества Пресвятой Богородицы п. Нижнеивкино перед ее закрытием. Впоследствии, в 1928-м году, храм все-таки был закрыт, а отца Иоанна в 1942-м году расстреляли. Именно в этом храме я сейчас и совершаю свое служение. Наверное, в этом тоже есть участие святителя Виктора. Удивительно еще и то, что храм Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнеивкино был освящен в 1792-м году, 24 октября по старому стилю/6 ноября по новому стилю, – это день моей священнической хиротонии. Вот такие вот неслучайные совпадения. Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Нижнеивкино В нашей жизни не бывает ничего случайного. Нужно быть только более внимательным к обстоятельствам своей жизни Наверное, стоит еще упомянуть, что исторически город Глазов был уездным городом Вятской губернии. Некоторое время, в октябре 1918 года, Вятская епархия даже именовалась Вятской и Глазовской. Несколько позднее, в 1922-м году, снова стала именоваться Вятской и Слободской. В мае 1922 года Глазовский епископ Виктор, который до этого времени жил в Вятке, управлял Вятской епархией, в связи с кратковременным арестом Вятского епископа Павла. В 1926-м году в Глазов после нескольких арестов был сослан священноисповедник епископ Виктор. Живя в Глазове, владыка Виктор пользовался большим влиянием на местные приходы и на храмы в других частях Ижевской и Вятской епархий. Впоследствии именно в Глазове в апреле 1928 года святитель Виктор и был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Святителя Виктора и сегодня очень почитают во всей Ижевской митрополии и сугубо прославляют в городе Глазове. Отец Николай с супругой Татьяной – Вы встретили будущую жену в годы обучения в духовном училище. Каким образом она сейчас разделяет ваше служение?

http://pravoslavie.ru/159953.html

1938 г. – митрополит. 1945 г. – член Поместного Собора Русской Православной Церкви. 1946 г. – получил советское гражданство. 1947 г. – окончательно вернулся в Россию. Назначен управляющим Рижской и Латвийской епархией. 1951–1955 гг. – служил в Ростове-на-Дону. 1955 г. – управлял Саратовской епархией. 1958 г. – уволен на покой. Последние годы прожил в Псково-Печерском монастыре. 1961 г., 4 октября – скончался в Псково-Печерском монастыре. ВИКТОР (Островидов Виктор Александрович), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. 1876 г. – родился в с. Золотое Золотовской волости Камышинского уезда, Саратовской губ., в семье крестьян. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Пострижен в мантию, иеромонах. Член Иерусалимской духовной миссии. 1909 г. – смотритель Архангельского духовного училища. 1910 г. – настоятель Троицкого Зеленецкого монастыря Петербургской епархии. Архимандрит, наместник Александро-Невской Лавры в Петербурге. 1919 г., 26 декабря – хиротонисан в Петрограде во епископа Уржумского (первый епископ на этой кафедре). 1920 г. – арестован, осуждён к тюремному заключению по обвинению в антисоветской агитации. 1923–1927 гг. – епископ Глазовский. 1927 г. – управляющий Ижевской епархией. 1927 г., 30 декабря – Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] запрещён в священнослужении «за раздорническую деятельность». Позже со своими последователями примыкает к группе митрополита Иосифа (Петровых) . Был в заключении на Соловках и в других концлагерях. 1934 г., 2 мая – скончался в ссылке в п. Усть-Цильма Архангельской обл. Погребён на деревенском кладбище. ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович), митрополит Киевский и Галицкий. 1848 г., 1 января – родился в с. Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губ., в семье священника Никифора [Богоявленского], впоследствии также принявшего мученическую кончину. 1874 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Преподаватель Тамбовской духовной семинарии. 1882 г. – священник в г. Козлове (Мичуринске).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

4. Отчет о работе Вотского обкома ВКП(б) за период с декабря 1926 г. по ноябрь 1927 г.//Хрестоматия по истории Удмуртии: в 2 т. Т. 2: Документы и материалы. 1917–2007. Ижевск: Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2007. С. 197. 5. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых/сайт Московоской Патриархии www.patriarchia.ru//URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/422558.html (дата обращения: 02.05.2023). 6. Вятский исповедник: святитель Виктор (Островидов): Жизнеописание и труды/сост. Л. Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2016. С. 138, 209, 339–344. 7. Копия письма епископа Уржумского Авраамия (Дернова) в Вятку на имя архиепископа Павла (Борисовского). 21 декабря 1927 года//ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 8. Л. 77, 78. 8. Письмо епископа Котельнического Никифора (Ефимова) на имя епископа Авраамия (Дернова) от 13 декабря 1928 года//ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 35. Л. 192 9. Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009. С. 221. 10. Следственное дело по обвинению Дернова Анатолия (Авраамия) и других. 1937 год//Архив УФСБ РФ по Удмуртской Республике. Ф. 7. Д. 1141. Л. 1, 3, 7, 8 об., 9, 11–12, 15 об., 21–21об., 30–30 об., 32, 40–40 об., 41, 43, 69 об., 74, 104–105 об., 122, 125, 127.   26 июня 2023 г. 15:00 HTML-koд для сайта или блога: Подвиг смиренного воина Христова Жизнь и служение архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова)В судьбе архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова) отразилась трагическая и полная противоречий история Русской Православной Церкви первой половины ХХ века. Выбрав для себя непростой путь миссионерского служения, архиепископ Авраамий противостоял живоцерковникам-обновленцам на Вятской кафедре, поддерживал осужденных священнослужителей, всеми силами стремился сохранить духовную жизнь во вверенных ему епархиях, сопротивлялся закрытию последнего храма в городе Глазове. Это был скромный, но мужественный и преданный Богу и Церкви пастырь, прошедший тюрьмы, ссылки и лагеря, жизнь и служение которого являются примером подвига исповедничества в истории Русской Православной Церкви. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhiepisko...

игумения София (Розанова). Киров (Вят­ка), 2004 и “Житие священномученика Михаила Тихоницкого”/Сост. священник Андрей Дудин. Киров (Вятка), 2003. Над текстом работала М. Журинская. Священноисповедник епископ Глазовский Виктор (Островидов) мая 1878 — †19 апреля/2 мая 1934 Прославлен на Юбилейном архиерейском Соборе 2000 г. 1 Память празднуется 19 апреля/2 мая (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) 20 мая 1878 г. в семье псаломщика Александра Островидова родился сын, окрещенный Константином, в будущем — епископ Виктор. Его ранние годы прошли в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии. Здесь в храме во имя Святой Троицы (храм сохранился доныне) мальчик помогал своему отцу на службах; много лет спустя престарелый отец помогал совершать служение сыну-иеромонаху. Десяти лет Константин поступил в приготовительный класс Камышинского духовного училища. Кончив училище в 1893 г., он поступил в Саратовскую Духовную семинарию, а после ее успешного окончания в 1899 г. — в Казанскую Духовную академию. Кандидатское сочинение писал на тему “Брак и безбрачие”; став кандидатом богословия, получил право преподавать в семинарии. 28 июня 1903 г. был пострижен в мантию владыкой Антонием (Храповицким) с именем Виктор, 29 рукоположен во иеродиакона, а 30 — в иеромонаха. С 1 августа иеромонах Виктор становится противораскольничьим миссионером Саратовской епархии, а в январе 1904 г. — настоятелем Свято-Троицко­го общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображен­ского монастыря в Хвалынске; это подворье должно было иметь миссионерский характер и со временем стать самостоятельным монастырем. Даже очень недолгое служение здесь отца Виктора сделало его имя известным и почитаемым; уже через несколько месяцев он был переведен, и толпы народа провожали его в печали. Отец Виктор был человеком одаренным и образованным в области гуманитарного знания. Его лекции о Максиме Горьком, читанные в Саратове Великим постом 1904 г., собрали большую аудиторию; в зале музыкального собрания люди стояли в проходах, заполнили хоры и фойе.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

во еп. Бендерского, вик. Кишиневской епархии; с 18.07.1995 еп. Абаканский и Кызылский. Виктор (Богоявленский) в 1919 г. хирот. во еп. Барнаульского; с 1923 г. архиеп. Омский; † 2.11.1928. Виктор (Олейник) 4.12.1988 хирот. во еп. Калиниского и Кашинского (с 19.07.1990 Тверской и Кашинский); с 25.02.1996 в сане архиепископа. Виктор (Островидов) 26.12.1919 хирот. во еп. Уржумского, вик. Вятской епархии; с 1923 г. еп. Глазовский, управ. Вятской епархией; с 1927 г. еп. Шадринский, вик. Свердловской епархии; с 1928 г. в Соловецком лагере; † 2.05.1934 в ссылке. Виктор (Пьянков) 25.03.1990 хирот. во еп. Тапасского, вик. Таллинской епархии; с 20.07.1990 еп. Подольский, вик. Московской епархии. Виктор (Святин) 6.11.1932 хирот. во еп. Шанхайского; с февр. 1933 г. еп. Пекинский и Китайский; с сент. 1938 г. в сане архиепископа; с 1945 г. воссоединился с РПЦ; с 31.05.1956 архиеп. Краснодарский и Кубанский; с 20.06.1961 в сане митрополита; † 18.08.1966. Викторин (Беляев) 3.06.1973 хирот. во еп. Пермского и Соликамского; с 3.09.1974 еп. Венский и Австрийский; с 13.05.1975 еп. Алексинский, вик. Тульской епархии; с 11.07.1977 еп. Тульский и Белевский; с 19.04.1978 еп. Виленский и Литовский; с 9.09.1982 в сане архиепископа; с 10.04.1989 на покое; † 17.03.1990. Виссарион (Зорин) в сент. 1923 хирот. во еп. Симбирского (Ульяновского); перешел в «григорианский раскол». Виссарион (Стретович) 24.08.1992 хирот. во еп. Коростенского, вик. Житомирской епархии; с 1993 г. еп. Овручский и Коростенский. Виталий (Введенский) 15.08.1920 хирот. во еп. Епифанского, вик. Тульской епархии; с мая 1922 г. в обновленческом расколе; 2.03.1944 принес покаяние; с 1944 г. архиеп. Тульский и Белевский; с 1946 г. архиеп. Дмитровский, вик. Московской епархии; † 25.03.1950. Свт. Владимир (Богоявленский) с 23.11.1915 митр. Киевский и Галицкий; убит 7.02.1918. Владимир (Горьковский) 5.09.1927 хирот. во еп. Богучарского, вик. Воронежской епархии; с 6.03.1928 еп. Керченский, вик. Таврической епархии; с 1.03.1929 еп. Акмолинский, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Необходимо отметить, что епископ Виктор только в августе был освобожден из внутренней тюрьмы ОГПУ в Москве, где находился под следствием с мая 1926 г. [xxxiii] .  20 августа Особое Совещание Коллегии ОГПУ вынесло решение по следственному делу: лишить Островидова Виктора Александровича права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства на три года [xxxiv] . Епископ Виктор выбрал таким местом город Глазов Вотской автономной области. По дороге из Москвы в Глазов владыка Виктор заехал в Нижний Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию, который дал ему «поручение [xxxv] , руководствовать Вятской епархией вместо епископа Симеона, отозванного в Чебоксары» [xxxvi] . Таким образом, являясь викарным Глазовским архиереем, епископ Виктор имел на правах временного управляющего в своем распоряжении две епархии: с 6/19 августа 1926 г. Вятскую [xxxvii] и с 3/16 сентября того же года Ижевскую. Сарапульский епископ Алексий отреагировал протестом на новое преобразование Ижевского викариатства в самостоятельную епархию. Получив известие об этом, епископ Алексий отправляет митрополиту Сергию телеграмму: «Ижевским благочинным получена от Шишкина из Москвы телеграмма вновь открыта епархия неужели Вы это сделали без отзыва епархиального архиерея» [xxxviii] . Как содержание текста телеграммы, так и наличие в архивном деле нескольких черновиков последней говорят о неожиданности для Сарапульского епископа такого решения Высшей Церковной власти и судорожной на это решение реакции. Получив текст распоряжения митрополита Сергия от 3/16 сентября 1926 года, епископ Алексий 22 сентября «разразился» претенциозно-обвинительным докладом в адрес митрополита. Приведем текст этого доклада. «Получив Ваше распоряжение от 3/16 сентября 1926 г. об открытии Вами Ижевской самостоятельной кафедры и прочитав его, я пришел в недоумение, которое и намерен и считаю долгом Вам высказать:

http://bogoslov.ru/article/1295104

Деятельность и особенно проповедничество Владыки, привлекавшее в храм множество народа, очень не нравились властям, и в начале поста 1920 г. Владыка был арестован в храме и приговорен “за агитацию против медицины” к лишению свободы до окончания войны с Польшей. “Агитация” же состояла в том, что во время эпидемии тифа Преосвященный призывал свою паству чаще кропить жилище святой водой. Вятичи всем сердцем полюбили Владыку за его отеческие заботы, за пламенную веру, за противостояние тьме безбожия и мужество. В 1921 г. владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с жительством в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. После каждого богослужения люди окружали Владыку и провожали его до кельи; бодрость и твердость архипастыря были для них поддержкой. Отвечал на множество вопросов владыка Виктор всегда благожелательно и с любовью. Весной 1922 г. было создано обновленческое движение; Патриарх Тихон был заключен под домашний арест, назначенного им для дел управления митрополита Агафангела власти в Москву не допустили. Владыка Агафангел призвал архиереев управлять епархиями самостоятельно. Епископ Вятский Павел был арестован, и исполнять его обязанности начал владыка Виктор, получивший письмо от обновленческого руководства с указанием ликвидировать “явные и потайные” контрреволюционные тенденции, сотрудничать с властями; говорилось и о необходимости “ликвидации” Святейшего Тихона. Тогда владыка Виктор составил письмо к вятской пастве, в котором он со ссылками на Писание (Ин 10:1–2; Деян 20:29–31) обличал обновленцев как лжепастырей и призывал паству и пастырей “не следовать сему самозванному раскольническому сборищу”. Это письмо — блестящий образец церковного красноречия, укорененного в духе Писания и в святоотеческой традиции. Вскоре был освобожден из заключения епископ Павел, а 30 июня Епархия получила от обновленческого центра указание немедленно организовать группы “живой” церкви “на основе признания справедливости социальной революции и международного объединения трудящихся”.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

«Еще страшнее и печальнее становится, когда припомнишь причины, побудившие Вас отпасть от Церкви... Вы раньше были в общении с митр. Сергием ... исполняли все его поручения ... когда Вы управляли бесконтрольно Вятской епархией. Когда же Вам указали, что Вы только викарий и ... для пользы Церкви Вас перевели в Свердловскую епархию, то тут-то и открылась Ваша греховная человеческая природа ... Вы подняли церковный бунт и открыто не подчинились воле своего первого епископа. В оправдание свое стали обвинять митр. Сергия в каких-то отступлениях от канонов, но каких именно, Вы и сами не можете уяснить, ибо таких отступлений нет». К этому нужно прибавить, что еп. Виктор, по-видимому, и раньше относился с предубеждением к митр. Сергию. Своему другу, еп. Уржумскому Авраамию (Дернову) он пишет: «Его заблуждения о Церкви и спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 году, и я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время, и он потрясет Церковь ». А сам еп. Виктор, начав возражать, по его словам «с сыновней любовью», в пылу полемики переходит все к более сильным выражениям. Он называет митрополита Сергия и единомышленных ему епископов отступниками, лукавствующими, говорит, что они покланяются велиару, что они лишены благодати и т.д. А если такие выражения употреблял епископ, то чего же можно было ожидать от солидарных с ним простых верующих. К концу 1927 года под руководством еп. Виктора объединились недовольные митрополитом Сергием приходы в Вятке, Ижевске, Вотске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Иранском уездах. Оставшиеся верными митрополиту Сергию священники переносили от своих агрессивно настроенных противников всевозможные оскорбления. О разделении узнали и в других епархиях. По поручению троих епископов и десяти священнослужителей, живших в г.Краснококшайске, епископу Виктору писал Нижне-Чирский епископ Захария (Лобов), писал вышеупомянутый старый его друг еп. Авраамий. Но еще до получения этого последнего письма еп. Виктор вошел в тесную связь с ленинградскими иосифлянами. Получив от них ложную информацию о том, что Соловецкие епископы на их стороне, он еще больше укрепился в своих взглядах. «Что я сказал плохого?» – писал он еп. Захарии, посылая ему копию своего воззвания. Ответ еп. Захарии, по-видимому, не застал его: в конце апреля 1928 года он уехал на Соловецкие острова, поручив возглавляемые им приходы иосифлянскому епископу Димитрию (Любимову) в Ленинграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В письме от 8/21 июля 1928 года владыка Иларион писал: «Я ровно ничего не вижу в действиях митр. Сергия и Синода его, что бы превосходило меру снисхождения или терпения… Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат» . Священноисповедник Виктор (Островидов) Архиепископ Иларион приложил немало усилий для вразумления отделившегося от митрополита Сергия епископа Виктора (Островидова), бывшего Глазовского, а затем Ижевского и Воткинского, временно управлявшего Вятской епархией, а в 1928 году угодившего на Соловки. Задача эта была весьма нелегкой. Ее не смогли решить до этого многие иерархи. Вот что говорил об этом сам владыка Иларион: «Который Глазовский, ну это прямо искушение одно. Говорить с ним не приведи Бог. У него всё будто навыворот, и всё говорит, что все родные за него, и ничего слушать не хочет… Ну совсем человек сбился и себя одного за правого почитает» . Митрополит Иоанн (Снычев) пишет, что стараниями соловецких иерархов и особенно архиепископа Илариона епископ Виктор примирился и вошел в общение с митрополитом Сергием (Страгородским), о чем письменно уведомил православных Вятской и соседних с ней епархий, призвав их последовать своему примеру, после чего раскол в этих областях скоро сошел на нет . Современные исследователи истории Русской Православной Церкви XX века свидетельство митрополита Иоанна (Снычева) о примирении епископа Виктора (Островидова) с митрополитом Сергием (Страгородским) под влиянием архиепископа Илариона (Троицкого) обыкновенно воспринимают как явную фальсификацию, поскольку ссылка на митрополита Мануила (Лемешевского) считается не заслуживающей доверия и не подтверждена документально, в то время как антисергианская позиция епископа Виктора (Островидова) широко известна и нашла отражение во многих источниках 20–30 годов XX столетия. В частности, на допросе 22 декабря 1932 года владыка Виктор говорил: «По своим религиозным убеждениям являюсь последователем патриарха Тихона, обновленчества и сергиевщины не признаю» . Тем не менее есть некоторые обстоятельства, которые представляют позицию епископа Виктора не столь монолитной и неизменной, как это может показаться на первый взгляд.

http://pravoslavie.ru/79180.html

Молю Господа, «Да сохранит Он мирну страну нашу», да утвердит и соблюдет Церковь Свою Святую от неверия, ересей и раскола и дарует нам ревность и мужество «ходить в оправданиях Своих без порока». Управляющий Воронежской Епархией Епископ Козловский Алексий. Печать. Январь 9/22 дня 1928 года. Память св.Филиппа Митрополита Московского. Воронеж. Глава 6. Виктор, епископ Глазовский и Воткинский Епископ Виктор (Остроградский) был в ссылке с 1922 г. по 1925 г. По возвращении, опротестовал воззвание Митрополита Сергия и был в концлагере 1928–1931 гг. Весной 1931 г. свидетели его видели на Май-Губе счетоводом ларька. Он говорил: «впереди сплошное страдание». Летом 1931 г. из концлагеря он был освобожден и сослан на 3 года в Архангельске край на берег Онеги. Здесь будто бы судьба его связана с Митрополитом Иосифом и Епископом Дамаскиным, но потом, в 1933 году, они по отдельности были отправлены в Сибирь и Епископ Виктор исчез бесследно. Приняв великий подвиг борьбы за истину и тем решившись на прямой путь мученичества за нее, Епископ Виктор дерзновенно исповедал ее в приводимых ниже письмах-посланиях. Эти письма послужили основанием для духовного управления или епархиального совета Глазовской епархии мужественно отказаться от возглавления Митрополита Сергия. Счастье духовной поддержки и единства с паствою выражено в резолюции Епископа Виктора на постановлении этого управления от 22-го декабря 1927 г.: «Радуюсь благодати Божией, просветившей сердца членов Духовного Управления в сем трудном и великом деле избрания пути истины. Да будет решение его благословенно от Господа, и да будет оно в радость и утешение всей паствы нашей и в благовестие спасения ищущим спасения во Св. Православной Церкви». Кроме приводимых четырех документов есть еще пять из переписки Епископа Виктора, рисующих историю местной церковной борьбы в подробностях. Проф. И. М. Андреев, который находился на о. Соловки, в Соловецком Концлагере, вместе с Владыкой епископом Виктором Остроградским с 1928 по 1930 г., сообщает следующие сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010