Идею «законного существования Церкви» через образование Центрального Управления, признанного властями и обеспечивавшего якобы внешнее спокойствие церкви, Владыка отвергал, называя такое объединение с богоборцами «уничтожением Церкви Православной», превращающей Её «из дома благодатного спасения верных в безблагодатную плотскую организацию» «какового греха не могут оправдать никакие достижения земных благ для Церкви». Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено епископом Виктором и 16 (29) декабря в третьем письме отправлено Заместителю Патриаршего Местоблюстителя. Когда известия о событиях в Воткинской епархии дошли до Вятки, часть местного духовенства, оставшаяся на стороне митрополита Сергия, прекратила поминать за богослужением епископа Виктора. Однако большинство верующих города объединились вокруг пяти храмов, в том числе двух главных соборов, не принявших Декларации. В результате, как кратковременный визит архиепископа Павла в Вятку, так и его архипастырское послание от 1 (14) декабря с разъяснением положительных результатов для Церкви, достигнутых митрополитом Сергием и его синодом после легализации, оказались безуспешными. Владыка Виктор понял из разговора, состоявшегося с архиепископом Павлом, что «действуют они без благословения митрополита Петра». Вернувшись в Москву, архиепископ Павел обратился в Синод с жалобой на епископа Виктора и Синод ультимативно потребовал от епископа Виктора немедленного выезда в Екатеринбургскую епархию. (15) декабря 1927 года епископом Воткинским назначен Онисим (Пыляев) с поручением ему временного управления Вятской епархией. Паства епископа Онисима не приняла. Назначение на место епископа Виктора нового архиерея лишь ускорило окончательное отделение. 8 (22) декабря Духовное Управление Глазовской епископии (Вятской епархии) постановило признать епископа Виктора своим духовным руководителем. На протоколе епископ Виктор наложил резолюцию: «Радуюсь благодати Божией, просветившей сердца членов Духовного Управления в сем трудном и великом деле избрания пути истины. Да будет решение его благословенно от Господа...».

http://pravicon.com/info-1975

«Непоминающих» окормляли Казанский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) и проживавший в 1929-1930 гг. в ссылке в Козьмодемьянске викарий Казанской епархии Чистопольский еп. сщмч. Иоасаф (Удалов) . Др. часть не признававших митр. Сергия общин окормляли примкнувшие в кон. 1927 - нач. 1928 г. к иосифлянам викарии Вятской епархии Глазовский еп. священноисп. Виктор (Островидов ; его последователи именовались викторианами или викторовцами) и Яранский еп. Нектарий (Трезвинский) . Позднее в Козьмодемьянске отбывали ссылку «непоминающий» архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович ; 1932-1933) и иосифлянский еп. Иларион (Бельский ; 1933-1937, расстрелян в Йошкар-Оле). В столице региона в 1935-1937 гг. жил в ссылке один из руководителей иосифлянства еп. Сергий (Дружинин) . В 1937 г. он был арестован по сфабрикованному властями групповому делу и расстрелян там же. Наибольшее число общин «непоминающих» и иосифлян (см. также Истинно православные христиане (ИПХ)) было в Горномарийском, Оршанском, Сернурском, Новоторъяльском, Йошкар-Олинском районах, а также в Йошкар-Оле и Козьмодемьянске. К нояб. 1929 г. в Марийской автономной обл. насчитывалось 9 легальных викторианских приходов, в нач. 1930 г.- 8, в 1931 г.- 6, в нач. 1932 г.- 4, в 1933-1937 гг.- 2 прихода. Сокращение их количества было связано с репрессивной политикой властей: в 1929-1934 гг. были арестованы более 100 оппозиционных митр. Сергию духовных лиц и мирян, в 1936 г.- 47 чел. После арестов архиереев и священнослужителей группы ИПХ, в основном состоявшие из мирян, тайно собирались для совместных молений на дому. В 1938 г. более 350 чел. в Марийской АССР отказались принимать участие в выборах по религ. убеждениям, в 1939 г. на выборах в местные советы отказались от голосования 690 чел. Напр., в Пектубаевском р-не на выборы в Верховный Совет СССР по религиозным мотивам не явились 84 чел., в выборах в Верховные Советы РСФСР и Марийской АССР отказались участвовать 44 чел., а выборы в местные советы проигнорировали 60 чел. Аресты ИПХ продолжались во время и по окончании Великой Отечественной войны.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

215 О. Валентин был арестован 15 июля 1922 г. и до 1 августа содержался на Лубянке, во Внутренней тюрьме при ГПУ. 217 Грановский Александр Андреевич (1865–1927) – епископ Владикавказский и Моздокский Антонин (до 1922); один из лидеров обновленцев, основатель «Союза церковного возрождения». 218 За антисоветскую деятельность и распространение дискредитирующих власть слухов (ст. 63 УК РСФСР) о. Валентин был выслан в Пенджикент Самаркандской обл. Туркестанской АССР. 219 Отец Валентин с апреля 1925 г. проводил еженедельные беседы с общиной московского храма сщмч. Панкратия близ Сухаревой башни (Сретенка), где служил ключарём после возвращения из ссылки. 220 Петр (Полянский; 1862–1937), свт. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1892), епископ Подольский, викарий Московской епархии (1920), митрополит Крутицкий (1924), местоблюститель патриаршего престола (1925). 221 60 человек из общины Панкратьевского храма в июле – августе 1926 г. совершили пешее паломничество в Саров и Дивеево. 222 В июле 1927 г. начался ремонт храма свт. Николая Чудотворца на Ильинке («Никола Большой Крест»), настоятелем которого о. Валентин был с сентября 1926 г. 223 Виктор (Островидов; 1875–1934), сщмч. – окончил Казанскую духовную академию, кандидат богословия, иеромонах (1903), епископ Уржумский, викарий Вятской епархии (1920), епископ Глазовский (1921), направил митр. Сергию (Страгородскому) письмо с критикой т. н. «Декларации» (октябрь 1927), приговорён к 3 годам лагерей (1928). 224 Павел (Борисовский; 1867–1938), митр. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1892), протоиерей (1908), епископ Суздальский (1916), Вятский и Слободской (1921), архиепископ (1926), заместитель патриаршего местоблюстителя (1927), подписал т. н. «Декларацию», митрополит Ярославский и Ростовский (1932). 225 Тучков Евгений Александрович (1892–1957) – начальник 6-го «антирелигиозного» отделения ОГПУ (1922–1929), ответственный секретарь Центрального Союза воинствующих безбожников (1939–1947).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 605–609. Опубликовано: Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти… С. 93–94. Второе иносказательное обозначение митрополита Иосифа митрополитом Кириллом (Смирновым) в частных письмах. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. С. 49. Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот.Указ. соч.С. 312–325 . Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. 2003. Вып. 11. С. 281–305. Николаев С. К., Гар М. М. «В единении вы с митрополитом Сергием или в отделении?»: Переписка священномученика архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) и священномученика епископа Романовского Вениамина (Воскресенского). 1928–1929 гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. 2017. 79. С. 121–144. Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны, открытии собора в Саратове и приеме в Кремле 4 сентября 1943 года//Вестник церковной истории. 2022. 1/2(65/66). С. 87–88. Николаев С. К., Гар М. М. Указ. соч. С. 121–144. Евгений (Зернов; 1877–1937 гг.), сщмч., митрополит Горьковский. Александрова-Чукова Л. К., Звонарёв С., прот. Указ. соч. С. 318. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 601. Никандр (Феноменов; 1872–1933 гг.), митрополит Ташкентский и Туркестанский с 1927 по 1933 г. Виктор (Островидов; 1878–1934 гг.), епископ бывший Глазовский, викарий Вятской епархии. Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 581. Слова митрополита Кирилла из частного письма ( Журавский А. В. Указ. соч. С. 564). Мазырин А., свящ. Кирилл (Смирнов), сщмч.//Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 362–377. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи... С. 399. Воробьев В. Н., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя. Письма Местоблюстителя священномученика митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. 2009. 3(32). С. 43. Акты Святейшего Тихона… Ч. 2. С. 637–641. Там же. С. 637–641.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Новые святые: в Воткинске состоялся чин прославления сщмч. Николая Чернышева и его дочери Варвары 2 мин., 20.08.2018 19 августа, в день праздника Преображения Господня, в городе Воткинске (Удмуртская митрополия) состоялась Божественная литургия с чином прославления священномученика Николая Чернышева и его дочери Варвары. Богослужение, которое прошло при большом стечении верующих, возглавили митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний и епископ Городищенский Феоктист, викарий Волгоградской епархии. Правящим архиереям сослужили представители духовенства Удмуртской митрополии. Богослужение прошло под открытым небом на площади у Благовещенского собора, в котором некогда служил сам священномученик Николай. После Литургии духовенством было совершено молебное пение воткинским новомученикам. Историческая справка Протоиерей Николай Чернышев родился в 1853 году в пос. Воткинский завод (ныне г. Воткинск) в семье священника. Получив духовное образование и приняв сан, служил священником Благовещенского собора, а также являлся благочинным Воткинской и Галевской волостей. За безупречную службу Церкви был возведен в сан протоиерея и неоднократно награждался Епархиальным начальством. Занимался активной просветительской и общественной деятельностью: читал лекции в Общественном собрании, боролся с пьянством в народе. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течении 25 лет он награжден орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско-Японской войны отец Николай принимает активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что был награждён серебряной медалью за Русско-Японскую войну. Священник рано овдовел и проживал со своей младшей дочерью Варварой, которая решила посвятить себя служению Богу и людям. После окончания высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем.

http://foma.ru/novyie-svyatyie-v-votkins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВЛАДИМИР (Новиков Владимир Анатольевич, род. 2 апр. 1958 г.), епископ Клинцовский и Трубчевский (Брянская митрополия) ВЛАДИМИР (Самохин Михаил Викторович; род. 1979), митр. Владивостокский и Приморский, глава Приморской митрополии ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР (Мороз Виорел Лазаревич; род. 1959), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121666_8.html

Лит.: Тамбовские ЕВ. 14-15. 2-9 апр. 1916 г. С. 549-556; Варнава (Беляев), еп. Тернистым путем к небу: (Per aspera ad astra)/Сост. П. Г. Проценко М., 1996. С. 507-508. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Иванович Усов (1887-1918), свящ., сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64272.html

Сщмч. Николай Агафонников. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Николай Агафонников. Икона. 10-е гг. XXI в. После прихода к власти большевиков Н., чтобы прокормить семью, устроился в нояб. 1918 г. заведующим хозяйственной частью в Вятский народный ун-т. Одновременно продолжал церковное служение, был возведен в сан протоиерея. Участвовал в борьбе с обновленчеством. 23 янв. 1923 г. на общем благочинническом собрании г. Вятки избран в состав епархиального управления, независимого от обновленческого Высшего церковного управления . В февр. 1923 г. был арестован вместе с 5 др. вятскими священнослужителями за противодействие обновленцам, что было расценено властями как «контрреволюционная деятельность». Был этапирован из Вятки в Москву, где содержался во внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке, затем в Бутырской тюрьме. 8 июля 1923 г. освобожден за отсутствием доказательств вины (видимо, это было связано с прекращением в это время властями открытой поддержки обновленцев и освобождением из заключения патриарха Московского и всея России свт. Тихона , др. архиереев и иереев, преследовавшихся за борьбу с обновленчеством). Н. вернулся в Вятку, где осенью 1923 г. временно управляющий Вятской епархией Уржумский еп. Авраамий (Дернов) назначил его настоятелем Царево-Константиновской Знаменской ц. В 1926 г. временно управляющий Вятской епархией Глазовский еп. священноисп. Виктор (Островидов) незаслуженно заподозрил Н. в сочувствии обновленцам. После встречи в Глазове с еп. Виктором осенью того же года Н. покинул Вятку и переехал в г. Подольск Московской губ. В нач. янв. 1927 г. временно управляющий Московской епархией Подольский еп. Серафим (Силичев) назначил Н. священником храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в с. Ворсине Подольского у. В 1928 г. переведен на священническую должность к храму Покрова Пресв. Богородицы в с. Ерине того же уезда. С 1930 г. настоятель Покровского храма и благочинный Подольского благочиннического окр. Был награжден набедренником (1905), скуфьей (1909), камилавкой (1914) и митрой (1933). В 30-х гг. Н. составил обстоятельные воспоминания, в к-рых сообщил о своих предках, описал детство, учебу в земском и духовном уч-щах, в семинарии. Мемуары Н. считаются ценным источником по истории Вятского края в кон. XIX - нач. XX в. (в наст. время опубл.).

http://pravenc.ru/text/2565652.html

АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) АНТОНИНА Брянских (10 июня 1891, Иркутск – 9 января 1938, Архангельск), мученица (пам. 27 декабря, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедиков Церкви Русской) ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВЛАДИМИР Григорьевич Хираско (1874 - 1933.), прот., священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Васильевич Разумов (1869 - 1937(?), свящ., священноисп. (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) МИХАИЛ Петрович Горбунов (1878 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2563602.html

По воспоминаниям Д. Лихачёва, находившегося в лагере вместе с Владыкой: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское» и «иосифлянское»... . Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодёжь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодёжи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Виктор Вятский... Он был очень образован, имел печатные богословские труды. От него исходило какое-то сияние доброты и весёлости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили... Вышел приказ всех заключённых постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся наш Владыка без озлобления и страдание свое считал милостью ей...». Все свои посылки с материка Владыка раздавал заключённым. Весной 1930 года Святителя переводят на материк (командировка Май-Губа). По постановлению Г.П.У. по пересмотру дела он был приговорён к ссылке на 3 года в Северный край и, после освобождения из лагеря летом 1931 года, сослан в село Усть-Цильму Северного края. Но через несколько месяцев в 1932 году его вновь арестовали, этапировали в г. Сыктывкар и приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую А.О. Там он проживал в селе Нерица Усть-Цилемского района в доме председателя сельсовета, помогая его семье в простых хозяйственных работах. В то время в селе жили сосланные старообрядцы. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы. Святитель скончался 19 апреля (2 мая н. ст.) 1934 года от воспаления лёгких. В районный центр его не смогли отправить из-за разлившейся реки. 18 июня (1 июля н. ст.) 1997 года святые мощи Владыки были обретены нетленными на местном кладбище с. Нерица, несмотря на 63-х летнее пребывание их в болотистой почве. В момент обретения мощей бесновавшийся хулитель Имени Божия превратился в кроткого и тихого человека. Кроме того, попросили Крещения люди, шестьдесят лет не знавшие Церкви и Её таинств.

http://pravicon.com/info-1975

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010